6. Maddi S. R. Smysloobrazovanie v processe prinyatiya reshenij PZh 2005,tom 26, № 6. S.87 - 101.
7. Maddi, Salvatore R., Kobasa Suzanne C., Hoover Marlin. An Alienation Test. Journal of Humanistic Psychology, 1979; vol. 19, 4: 73 - 76. Available at: https://doi.org/10.1177/002216787901900407 University of Chicago
8. Osin E.N. Smysloutrata kakperezhivanie otchuzhdeniya: struktura i diagnostika. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2007.
9. K'erkegor Seren. Bolezn' k smerti. Strah i trepet. Moskva: Respublika, 1993: 251 - 349.
10. Maddi S.R. The Existential Neurosis. Journal of Abnormal Psychology. 1967; Vol. 72; No. 4.
11. Merlo-Ponti Moris. Fenomenologiya vospriyatiya. Sankt-Peterburg: Yuventa. Nauka, 1999.
12. Leont'ev D.A. Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. Moskva: Smysl, 2006. Garrabe Zh. Istoriya shizofrenii. Moskva, Sankt-Peterburg: 2000. Available at: http://www.klex.ru/lb
13. Maddi S.R. Hardiness: An Operationalization of Existential Courage. Journal of Humanistic Psychology. 2004; Vol. 44 (3): 279 - 298. Available at: doi:10.1177/0022167804266101
14. Sartr Zh.-P. Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoj ontologii. Moskva: AST: Astrel', 2012.
15. Gantrip G. Shizoidnye yavleniya, ob'ektnye otnosheniya i samost'. Moskva: Institut obschegumanitarnyh issledovanij, 2010.
16. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'ikrizis. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 05.08.17
УДК 159.923+614.8
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected] Hilko E.A., Bachelor of Psychology, teacher-psychologist, Barabinsky Branch of NSO OCSD (Barabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kuznetsova E.V., Cand. of Sciences (Psychology), Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]
Petrovskaya V.G., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]
VISUAL PSYCHODYAGNOSIS OF SUICIDAL PREDISPOSITION OF ADOLESCENTS. The research is focused on a simple and affordable method for screening the signs of suicidal behavior in adolescents - on visual signs. The authors proceed from the thesis that the psychoemotional state of potential suicides changes visual signs: facial expressions, gestures, poses, vegetative maintenance, etc. An analysis of the visible signs of a change in the psychoemotional state in adolescents can help in the early detection of a propensity to suicidal behavior. Visual signs of suicidal predisposition in the group of adolescents recorded in the "death group" (11 people) and in the control group of ordinary adolescents of the same age group (11 people) are studied. Reliable differences in a number of visual parameters are revealed, and therefore the methods of visual psychodiagnosis of suicidal pre-oppression of adolescents should be considered effective.
Key words: adolescent suicide, visual psychodiagnosis.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет Куйбышевский филиал, г. Куйбышев Новосибирской области, E-mail: [email protected]
Е.А. Хилько, бакалавр психологии, педагог-психолог Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК, г. Барабинск Новосибирской области, E-mail: [email protected]
Е.В. Кузнецова, канд. психол. наук, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев Новосибирской области, E-mail: [email protected] В.Г. Петровская, канд. психол. наук, декан факультета психологии, Куйбышевский филиал, ФБГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Куйбышев, Новосибирская область, E-mail: [email protected]
ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОЙ ПРЕДИСПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ
Акцентировано внимание на простом и доступном способе скрининговой диагностики признаков суицидального поведения у подростков - на визуальных признаках. Авторы исходят из положения, что психоэмоциональное состояние потенциальных суицидентов накладывает отпечаток на мимику, жесты, позы, вегетативные реакции и др., анализ которых может помочь в раннем выявлении подростков, склонных к суицидальному поведению. Изучены визуальные признаки суицидальной предиспозиции у подростков, зафиксированных в «группе смерти» (11 чел.) и в контрольной группе обычных подростков той же возрастной группы (11 чел.). Выявлены достоверные различия по ряду визуальных параметров, в связи с чем методы визуальной психодиагностики суицидальной предиспозиции подростков следует считать эффективными. Ключевые слова: подростковый суицид, визуальная психодиагностика, скрининговая диагностика.
Актуальность исследования обусловлена увеличением случаев подростковых суицидов. В ходе селекторного совещания в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС по теме «О профилактике суицидов среди несовершеннолетних» уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова озвучила крайне тревожную цифру: в прошлом, 2016 году, количество детских и подростковых самоубийств в стране увеличилось почти на 60 процентов. Подростковый возраст сам по себе зачастую ассоциирован с конфликтами, напряжением, тревожным и депрессивным настроением, проблемами социальной адаптации в школе и дома, что повышает риск совершения попытки суицида. Подростки, как правило, более чувствительны, чем взрослые, и более агрессивно и импульсивно реагируют на события, при этом способность получить социальную поддержку у них снижена. На-
конец, внушаемость подростков и их стремление подражать значимым другим, в том числе тем, кто пытался покончить с собой, может создать почву для суицида. Как правило, суицидальное поведение подростка развивается на фоне реальной неблагоприятной ситуации, одиночества, депрессивного фона настроения и невозможности, вследствие малого жизненного опыта, конструктивного решения имеющейся проблемы. Все это означает, что при работе с подростками на первый план должна выходить психологическая профилактика суицидального поведения. Она может быть достаточно эффективной при условии ее правильно продуманной организации. В образовательном учреждении подростки проводят большую часть дня, поэтому школа является идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Большая нагрузка в этом направлении ложится
на педагога-психолога учреждения. Здесь очень важным является своевременная диагностика суицидального поведения, при этом решающей во многих случаях является именно визуальная психодиагностика: психоэмоциональное состояние суицидентов вызывает изменения во внешнем виде, мимике, жестах, походке, поведенческих и эмоциональных реакциях и проявлениях и др. [1]. Несмотря на потребность в простых и надежных способах выявления неблагополучия в личностной сфере подростка и склонности его к суицидальному поведению, визуальная психодиагностика недостаточно разработана и не очень приветствуется в современной психологической теории и практике.
Теоретико-методологической основой исследования выступают исследования по вопросу детских и подростковых самоубийств как психологической и психолого-педагогической проблемы (А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, В.А. Тихоненко, М.В. Горская, И.Е. Марина, В.С. Ефремов, Т.Г. Опенко, Г.В. Тепляков и др.), а также теоретические положения о причинах и факторах отклоняющегося поведения подростков Е.В. Змановской, А.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко и др.
Основной целью исследования было изучение визуальных признаков суицидальной предиспозиции у подростков и возможности их использования в раннем выявлении психоэмоционального неблагополучия и своевременной профилактики подросткового суицида.
Базой исследования был Барабинский филиал государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования» (далее - Барабинский филиал ГБУ НСО ОЦДК). Постановлением администрации Барабинского района № 377 от 21.04.2017 года утверждено Положение о совете по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в Барабинском районе. Совет занимается предварительным рассмотрением вопросов организации деятельности по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в сфере образования в Барабин-ском районе Новосибирской области, подготовки предложений по повышению ее эффективности, совершенствованию системы межведомственного взаимодействия в решении вопросов организации профилактической работы, а также разработки системы мер по предотвращению подросткового суицида, включающих организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка. Барабинский филиал ГБУ НСО ОЦДК в консультативном режиме работает с этими подростками. Сотрудники учреждения (педагог-психолог и социальный педагог) имеют опыт работы с данной категорией детей.
В исследовании приняли участие подростки, сопровождаемые специалистами филиала. Выборку составили подростки мужского и женского пола с высоким уровнем суицидального риска в возрастном диапазоне от 14 до 16 лет в количестве 11 человек (6 мальчиков и 5 девочек). В качестве стратегии формирования выборки использовался отбор подростков - участников детских групп смерти «Синий кит». Данная группа подростков является экспериментальной. В качестве контрольной группы мы выбрали подростков, не состоящих в группах смерти, неформальных объединениях, этой же возрастной категории, в таком же количестве (7 мальчиков и 4 девочки). Наблюдения за подростками осуществлялись в период учебного процесса, на переменах, во время коллективных игр, собраний, спортивных соревнований. Подростки не были оповещены, что за ними наблюдают, тема исследования была им не известной. Обе группы подростков находились под наблюдением в течение двух недель.
В исследовании применялись следующие методы:
1. Методика изучения визуальных маркеров суицидального поведения подростков Е.В. Котовой [2].
2. Методика наблюдения за эмоциональным состоянием
[3].
3. Методика изучения аутоагрессии В. Войцех, А.А. Кучер, В.П. Костюкевич [4].
4. Методика оценки подростковой депрессии [5].
Для обеспечения достоверности выводов по полученным данным применялся t-критерий Стьюдента.
Результаты. Объективные сведения были получены от родителей, педагогов, психологов. При беседе с родителями подростков анализировалась следующая информация: изменение настроения, питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляция, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение
прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).
При разговоре с педагогами анализировалось следующее: изменение внешнего вида, самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т. п.
Беседа со сверстниками позволила проанализировать самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе в высказываниях), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
В результате бесед и анализа визуальных маркеров были выявлены вербальные, ситуационные и поведенческие факторы суицидального поведения подростков, которые достоверно различались в экспериментальной (В ,) и контрольной (В 2) группах (табл. 1).
Таблица 1
Анализ маркеров суицидального поведения
Параметры В i В 2 ^ эмп Р
Методика «Визуальные маркеры суицидального поведения подростков»
Вербальные факторы 22 9 4,1* Р s 0,01
Ситуационные факторы 67 40 4,4* p s 0,01
Поведенческие факторы 57 35 3,1* Р s 0,01
При наблюдении за эмоциональным состоянием, эмоциональным возбуждением фиксировалось как поведение в целом, так и отдельные проявления нарушений внимания, изменения мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов. Достоверные различия в изучаемых группах выявлены по параметру «Статические позы» и по вегетативным проявлениям (табл. 2). Застывание в неудобных позах, взгляд, погруженный в себя, отстраненность, отчуждённость, а также вегетативная неустойчивость во всех ее проявлениях (потливость, учащенный пульс, либо вялость, слабость, заторможенность и др.) чаще встречались в среди подростков, зафиксированных в группе «Синий кит» (В ,). Вегетативные проявления эмоционального неблагополучия отражаются в первую очередь на вариабельности сердечного ритма, который приобретает вполне определенный рисунок, который может фиксироваться в рамках профилактических осмотров, о чем упоминалось нами ранее [6].
Таблица 2
Анализ эмоциональных состояний
Параметры В 1 В 2 ^ эмп Р
Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением
Поведение 30 25 1,5 Нет достоверных различий
Мимика, пантомимика 27 25 0,7 Нет достоверных различий
Движения 29 24 1,4 Нет достоверных различий
Статические позы 33 22 4,3* р < 0,01
Речь 31 26 1,7 Нет достоверных различий
Вегетативные сдвиги 35 23 4,5* р < 0,01
Показатели аутоагрессии у подростков экспериментальной группы также достоверно выше. Возможно, это связано с тем, что участие в группах смерти уменьшает, делает однообразной психическую и двигательную активность подростков, провоцируя пониженное настроение, снижая самооценку, затрудняя самоидентификацию, что, в свою очередь, обусловливает возникновение коммуникативных проблем, идей самообвинения и никчемности жизни. Агрессия направляется на самого себя, вплоть до суицидальных попыток (табл. 3).
Таблица 3
Показатели аутоагрессии
Параметры В 1 В 2 Р
Методика изучения аутоагрессии
Проявления аутоагрессии 58 44 3,6* p < 0,01
Подростки экспериментальной группы были достоверно более депрессивными (табл. 4).
Более высокие показатели депрессии подростков экспериментальной группы могут быть связаны со слабым типом нервной системы, неуверенностью в себе, несформированностью эмоционально-волевой сферы и инфантилизмом. Такие подростки становятся легко доступными для психологического влияния и насилия.
Таким образом, психоэмоциональное состояние потенциальных суицидентов накладывает отпечаток на визуальные при-
Библиографический список
Таблица 4
Анализ депрессивных проявлений
Параметры В 1 В 2 Р
Методика оценки депрессии
Признаки депрессии 87 59 3,8* p < 0,01
знаки, что может помочь выявить их и определить пути помощи подростку на раннем этапе, когда еще существуют только мысли и намерения суицида, и пока еще не случилось непоправимое. Визуальные признаки склонности к суицидальному поведению являются надежным инструментом, позволяющим внимательному педагогу заметить неблагополучие у подростка и вовремя направить его на консультацию к психологу.
В качестве профилактики суицидальных намерений в группах подростков, у которых выявлены признаки эмоционального неблагополучия, необходимо, помимо обязательной индивидуальной работы с каждым, проведение групповых тренингов по обучению приёмам снятия психоэмоционального напряжения; обучению приемам купирования состояния тревожности; развитие и удержание внутреннего состояния уверенности; обучение приемам переосмысления ценностей. Эти приемы могут быть заложены в различные психокоррекционные программы и методы (арт-терапия; телесная терапия, медитация и др.), и проходить в виде бесед, дискуссий, ролевых игр и пр.
1. Тепляков Г.В. Этнопсихологические аспекты визуальной психодиагностики аддиктивного и суицидального поведения. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3 (46): 167 - 169.
2. Котова, Е.В. Психологические «маркеры» суицидального поведения личности. Тюменский медицинский журнал. 2013; Т. 15; № 3: 21 - 22.
3. Кучер А.А. Костюкович В.П. Выявление суицидального риска у детей. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитацион-ной работы. 2001; 4: 32 - 39.
4. Забозлаева И.В., Малинина Е.В., Колмогорова В.В. Депрессия у детей и подростков: диагностика, клиника, терапия. Челябинск, 2015.
5. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. Автор и составитель А.О. Прохоров. Москва: Росмэн, 2004.
6. Дресвянников В.Л., Пронин С.В., Чухрова М.Г. Выявление склонности к рисковому поведению с помощью анализа вариабельности сердечного ритма. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 273 - 276.
References
1. Teplyakov G.V. 'Etnopsihologicheskie aspekty vizual'noj psihodiagnostiki addiktivnogo i suicidal'nogo povedeniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46): 167 - 169.
2. Kotova, E.V. Psihologicheskie «markery» suicidal'nogo povedeniya lichnosti. Tyumenskijmedicinskijzhurnal. 2013; T. 15; № 3: 21 - 22.
3. Kucher A.A. Kostyukovich V.P. Vyyavlenie suicidal'nogo riska u detej. Vestnikpsihosocial'nojikorrekcionno-reabilitacionnojraboty. 2001; 4: 32 - 39.
4. Zabozlaeva I.V., Malinina E.V., Kolmogorova V.V. Depressiya u detej ipodrostkov: diagnostika, klinika, terapiya. Chelyabinsk, 2015.
5. Metodiki diagnostiki i izmereniya psihicheskih sostoyanij lichnosti. Avtor i sostavitel' A.O. Prohorov. Moskva: Rosm'en, 2004.
6. Dresvyannikov V.L., Pronin S.V., Chuhrova M.G. Vyyavlenie sklonnosti k riskovomu povedeniyu s pomosch'yu analiza variabel'nosti serdechnogo ritma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 273 - 276.
Статья поступила в редакцию 09.08.17
УДК 343.1
Sedyh T.V., Cand. of Sciences (Politics), senior teacher, Stavropol branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONDUCTING OF OPERATIVE AND INVESTIGATIVE ACTIONS AIMED AT CONVICTION OF PEOPLE GUILTY OF CRIME. The article considers psychological aspects of conducting operative and investigative actions aimed at conviction of people, who are guilty of crime. An ability to create a psychological profile plays an important role in the psychological competency of an investigator. Its principal components are directionality, character, business skills, level of preparedness, temperament. The author concludes that the psychological aspects are crucial in the work of an investigator. The psychological profile of a criminal can be done due to psychological knowledge that helps to recreate logic of his thinking, understand motives, etc. As a result, the investigator can recreate the crime more precisely and develop a program of necessary operational and investigative actions.
Key words: investigator, criminal, psychological profile, investigative actions.
Т.В. Седых, канд. полит. наук, ст. преп. каф. уголовного процесса, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]