Научная статья на тему 'Уровневые характеристики эмпатии и суицидальные намерения личности подростка'

Уровневые характеристики эмпатии и суицидальные намерения личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1183
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА / ЭМПАТИЯ / TEENAGER / SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / FACTORS OF SUICIDAL RISK / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горина Екатерина Николаевна

Представлены результаты эмпирического исследования проблемы соотношения уровневых характеристик эмпатии и суицидального поведения личности подростка. Применение психодиагностического инструментария (опросника «Выявления суицидального риска А. А. Кучера, В. П. Костюкевича, «Опросника суицидального риска» Т. Н. Разуваевой, «Опросника для диагностики способности к эмпатии» А. Мехрабиана, Н. Эпштейна) на выборке подростков (N = 100) позволило выявить, что высокий уровень эмпатии выступает одним из факторов снижения суциидального риска. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ развития эмпатийных способностей личности подростка в условиях его психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level Characteristics of Empathy and Suicidal Intentions of Teenagers

The article presents the results of empirical study, which investigates correlation between empathy level characteristics and teenagers’ suicidal behavior. The use of psychodiagnostic tools (questionnaire for suicidal behavior identification by A. A. Kucher and V. P. Kostukevich, T. N. Razuvaeva’s questionnaire on suicidal risk, questionnaire on ability to empathy by A. Mehrabian and N. Epschtein) based on a sample of teenagers (N = 100), revealed that the high level of empathy is one of the factors, which leads to suicidal risk decrease. The applied aspect of the problem under study can be implemented for programs that are aimed at the development of a teenager’s personal empathic abilities in terms of his/her psychological and pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Уровневые характеристики эмпатии и суицидальные намерения личности подростка»

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 159.9

УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПАТИИ И СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Е. Н. Горина

Горина Екатерина Николаевна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра коррекцион-ной педагогики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: ekgorina@yandex.ru

Представлены результаты эмпирического исследования проблемы соотношения уровне-вых характеристик эмпатии и суицидального поведения личности подростка. Применение психодиагностического инструментария (опросника «Выявления суицидального риска А. А. Кучера, В. П. Костюкевича, «Опросника суицидального риска» Т. Н. Разуваевой, «Опросника для диагностики способности к эмпатии» А. Мехрабиана, Н. Эпштейна) на выборке подростков (N = 100) позволило выявить, что высокий уровень эмпатии выступает одним из факторов снижения суциидального риска. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ развития эмпатийных способностей личности подростка в условиях его психолого-педагогического сопровождения. Ключевые слова: личность подростка, суицид, суицидальное поведение, факторы суицидального риска, эмпатия.

К постановке проблемы

Проблема суицида подростков является одной из первостепенных социально-психологических проблем в России и содержит многочисленные социальные риски современного общества. Различные аспекты суицидального поведения представлены в трудах зарубежных и отечественных психологов и дефектологов - В. Штерна, В. Франкла, Н. Фарбероу, Э. Шнейдмана, В. П. Кащенко, Е. Г. Банщиковой.

Суицидальное поведение подростков отличается возрастным своеобразием. В подростковой психике есть некоторые черты, предрасполагающие к самоубийству: с одной стороны, страсть к самоутверждению, с другой - еще не сформированное представление о ценности жизни, отсутствие барьера между рискованным и нерискованным поведением, несоответствие целей и средств суицидального поведения. Подростки очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью: им кажется, что жизнь - недорогая цена за доказательство собственной правоты, кроме того, смерть воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное [1]. Вместе с тем психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию, реакция на стрессовые ситуации. Люди с суицидальными намерениями не избегают помощи, а наоборот, часто стремятся к ней, нуждаются в консультировании, психологической поддержке.

Мы предполагаем, что одним из средств снижения факторов суицидального риска у подростков может являться эмпатия - способ-

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

© Горина Е. Н., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13)

ность поставить себя на место другого человека, сопереживать ему, точно определить эмоциональное состояние другого человека [2]. Изучением эмпатии занимались Э. Титченер, Т. Липпс, К. Роджерс, Т. П. Гаврилова, Т. Шибутани, И. Н. Юсупов, К. В. Ягнюк и др.

Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум [3]. Субъекты, имеющие высокий уровень развития эмпатии, чаще прибегают к альтруистической стратегии взаимодействия, предполагающей улучшение самочувствия партнера и оптимизацию контакта с ним. Кроме того, тот, кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого, охотно помогает и наименее склонен к агрессии, в том числе к аутоагрессии [4], и наоборот, субъекты с низким уровнем развития эмпатии предпочитают эгоистические взаимодействия с другими, включающие использование окружающих в собственных целях и ухудшающие общение и взаимодействие между людьми [5].

Программа эмпирического исследования

С целью изучения уровневых характеристик эмпатии и суицидальных намерений подростков нами было проведено экспериментальное исследование на базе средних школ г. Саратова и Саратовской области, выборка составила 100 человек. Диагностический инструментарий исследования: опросник «Выявление суицидального риска» (А. А. Кучера, В. П. Костюкевича), «Опросник суицидального риска» Т. Н. Разуваевой, «Опросник для диагностики способности к эмпатии» (А. Мехрабиана, Н. Эпштейна)

Анализируя результаты, полученные с помощью опросника выявления суицидального риска А. А. Кучера и В. П. Костюкевича, можно констатировать, что у 70% подростков отмечаются высокие показатели фактора «отношения с окружающими». У остальных подростков высокие показатели факторов «школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути» и «чувство неполноценности, ущербности, уродливости». Это объясняется тем, что подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростки чувствительны к оценке посторонних своей внешности, застенчивы, демонстрируют свою независимость, борются с авторитетами, общепринятыми правилами, они эмоционально неустойчивы и у них бывают резкие колебания настроения. Наличие высоких показателей данных факторов свидетельствует о возможности формирования суицидальных намерений. Вместе

с тем зафиксировано отсутствие высоких показателей фактора «добровольный уход из жизни»: это говорит об отсутствии у подростков глобального суицидального риска.

Анализируя результаты, полученные по опроснику суицидального риска Т. Н. Разувае-вой, можно отметить: у подростков наблюдаются высокие и средние значения показателей шкал «аффективность» и «антисуицидальный риск», преобладают низкие и средние значения шкал «временная перспектива» и «максимализм».

Высокие показатели шкалы «аффектив-ность» у подростков свидетельствуют о том, что у большинства эмоции доминируют над интеллектуальным контролем в оценке ситуации: они готовы реагировать на психотравмирующие ситуации преимущественно эмоционально. Высокие показатели шкалы «антисуицидальный риск» свидетельствуют о том, что есть фактор, снижающий глобальный суицидальный риск. Испытуемым с высокими показателями этой шкалы присущи чувства ответственности за близких, долга, представление о греховности самоубийства, его антиэстетичности, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле, это показатель предпосылок для психокоррекционной работы. Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самостоятельность. Низкие значения по шкале «временная перспектива» свидетельствуют об отсутствии страха перед неудачами в будущем.

Данные, полученные в результате опроса по методике А. Мехрабиана, Н. Эпштейна, позволяют сделать следующие выводы: 20% испытуемых имеют высокий уровень эмпатии. Это свидетельствует о том, что они чувствительны к окружающим, великодушны, эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими, стараются не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, адекватно реагируют на критику в свой адрес. Половина испытуемых (47%) имеют средний уровень эмпатии: им не чужды эмоциональные проявления, но, как правило, они их контролируют. В общении такие люди внимательны и стараются понять смысл разговора, они предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. Эти подростки затрудняются прогнозировать развитие отношений, поэтому иногда их поступки оказываются неожиданными.

20% испытуемых имеют низкий уровень эм-патии, они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании, иногда они ощущают свою отчужденность, когда окружающие не слишком внимательны к ним. У 13% подростков наблюдается очень низкий уровень развития эмпатии.

88

Научный отдел

Сопоставляя результаты, полученные при помощи трёх методик, можно выявить некую зависимость. У испытуемых с высоким уровнем развития эмпатии отмечаются средние и низкие показатели следующих факторов суицидального риска: аффективности, несостоятельности, слома культурных барьеров.

Низкий уровень эмпатии связан с высокими показателями таких факторов суицидального риска, как: отношения с окружающими, чувство неполноценности, максимализм, временная перспектива - невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в конкретную ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы, глобального страха неудач и поражений в будущем.

Заключение

Таким образом, в ходе диагностической работы была выявлена определенная зависимость между факторами суицидального риска и уровнем развития эмпатии у подростков: чем выше уровень развития эмпатии, тем менее проявляются факторы суицидального риска и в качественно ином сочетании. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ развития эмпатийных способностей личности подростка в условиях его психолого-педагогического сопровождения.

Библиографический список

1. СаковичН. Голосуем за жизнь вместе. О профилактике подросткового суицида // Школьный психолог. 2008. № 8. С. 37-39.

2. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и её роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. С. 74-79.

3. Волчкова Н. И. Особенности эмпатии у современных подростков // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705 (дата обращения: 04.01.2014).

4. Вроно Е. М., Ратинова Н. А. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психологически здоровых подростков // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. М., 1999. С. 38-49.

5. Юсупов И. Н. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) : дис. ... д-ра. психол. наук. СПб., 1995. 252 с.

Level Characteristics of Empathy and Suicidal Intentions of Teenagers

Ekaterina N.Gorina

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: egorina@mail.ru

The article presents the results of empirical study, which investigates correlation between empathy level characteristics and teenagers' suicidal behavior. The use of psycho-diagnostic tools (questionnaire for suicidal behavior identification by A. A. Kucher and V. P. Kostukevich, T. N. Razuvaeva's questionnaire on suicidal risk, questionnaire on ability to empathy by A. Mehrabian and N. Epschtein) based on a sample of teenagers (N = 100), revealed that the high level of empathy is one of the factors, which leads to suicidal risk decrease. The applied aspect of the problem under study can be implemented for programs that are aimed at the development of a teenager's personal empathic abilities in terms of his/her psychological and pedagogical support. Key words: teenager, suicide, suicidal behavior, factors of suicidal risk, empathy.

References

1. Sakovich N. Golosuem za zhizn' vmeste. O profilaktike podrostkovogo suitsida (We vote for life together. About prophylaxis of teenagers' suicide). Shkol'nyypsikholog (A school psychologist), 2008, no. 8, pp. 37-39 (in Russian).

2. Yagnyuk K. V. Priroda empatii i ee rol'v psikhoterapii (Empathy's nature and role at psychotherapy). Zhurnal prakticheskoypsikhologii ipsikhoanaliza (The journal of practical psychology and psychoanalysis), 2003, no. 1, pp. 74-79 (in Russian).

3. Volchkova N. I. Osobennosti empatii u sovremennykh podrostkov (Features of empathy by modern teenagers). Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika (Psychology, Sociology and Pedagogy), 2012, no. 6. Available at: http:// psychology.snauka.ru/2012/06/705 (accessed 4 January 2014) (in Russian).

4. Vrono E. M., Ratinova N. A. O vozrastnom svoeobrazii autoagressivnogo povedeniya u psikhologicheski zdoro-vykh podrostkov (About age peculiarity of self-injurious behavior by mentally sane teenagers). Sravnitel'no-vozrastnye issledovaniya v suitsidologii (Age-comparative investigations at suicidology). Moscow, 1999, pp. 38-49 (in Russian).

5. Yusupov I. N. Psikhologiya empatii (teoreticheskie i prikladnyeaspekty): dis. ... d-ra psikhol. nauk (Psychology of empathy {theoretic and applied aspects}: dis. ... doct. of psychology). St.-Petersburg, 1995. 252 p. (in Russian).

Педагогика развития и сотрудничества 89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.