В учебной деятельности субъект-субъектный подход реализуется на принципах индивидуализации и дифференциации.
Субъект-субъектное взаимодействие в учебной деятельности обеспечивает формирование умений и навыков обучающегося, которые в условиях «горизонтального» построения взаимоотношений, развиваются и совершенствуются путем применения полученных знаний в различных практических ситуациях, мастерски созданных педагогом в учебной среде на основе использования инновационных педагогических технологий и дидактических принципов обучения.
Выводы. Таким образом, на современном этапе ведущей тенденцией является становление гуманистической парадигмы образования. Сегодня философия образования, следуя принципам гуманистического и личностно-ориентированного подходов, направлена на обеспечение субъект-субъектного взаимодействия, в котором обучающийся выступает субъектом образовательной деятельности, находясь в активной познавательной позиции.
На основе всего вышеизложенного, заключим, что методологическим принципом, который пронизывает учебно-воспитательный процесс и обеспечивает субъект-субъектное взаимодействие, является диалогический подход.
Обеспечение субъект-субъектного педагогического взаимодействия требует не только изменения технологий, методов и форм реализации обучающей, воспитательной и развивающей деятельности, а прежде всего личностного изменения. Так, одним из важнейших механизмов становления субъект-субъектного взаимодействия является изменение профессиональной позиции педагога с авторитарной на партнерскую.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Рубинштейновская категория субъекта и её различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЕ, 2002. - С. 34-50.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - 200 с.
3. Дмитриева Л.Г. О диалоге реальном и идеальном в индивидуальном сознании студентов // Образование и наука. - 2005. - № 2 (32). - С. 91-97.
4. Дмитриева Л.Г. Психология субъект-субъектного педагогического воздействия: [монография]. -СПб.: Инфо-да, 2010. - 164 с.
5. Есиркепов Ж.М., Егизбаев Ж.А. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 60-62.
6. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - С. 3-23.
7. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: Горбунок, 1992. - 224 с.
8. Чернявская А.П. Партнерская позиция как основа организации субъект-субъектного взаимодействия в школе // Ярославский педагогический вестник: ЯГПУ им. КД. Ушинского. - № 3, 2007. - С. 3-8.
Психология
УДК 159,9
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Прилепских Оксана Сергеевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Содержание статьи посвящено теоретико-эмпирическому исследованию феномена социальной тревожности в юношеском возрасте. Помимо краткого анализа факторов и особенностей проявления социальной тревожности в юношеском возрасте, в статье представлены результаты экспериментального исследования влияния социальной тревожности на межличностные отношения и взаимодействие в юношеском возрасте.
Ключевые слова: социальная тревожность, факторы социальной тревожности, юношеский возраст, межличностные отношения.
Annotation. The content of the article is devoted to a theoretical and empirical study of the phenomenon of social anxiety in youth. In addition to a brief analysis of the factors and characteristics of the manifestation of social anxiety in youth, the article presents the results of an experimental study of the impact of social anxiety on interpersonal relationships and interaction in youth.
Keywords: social anxiety, factors of social anxiety, youth, interpersonal relationships.
Введение. Феномен «социальная тревожность» получает все более широкое изучение в трудах зарубежных и отечественных ученых не только с позиции клинической психологии, но и в рамках возрастной психологии и психологии развития. Причем, в отечественной психологической науке, исследования именно социальной тревожности являются не многочисленными. Нестабильные социально-экономические условия современного общества, снижение социальных контактов и рост коммуникаций в интернете, способствуют снижению социальной адаптации и повышению эмоциональной напряженности среди молодежи. Еще Ф. Зимбардо в своём исследовании застенчивости как начального состояния социальной тревожности, отмечал, что в юношеском возрасте около 40% опрошенных отметили наличие у себя на данный момент времени проявлений социальной тревожности [3]. Среди факторов, способствующих возникновению данного состояния среди юношей и девушек, большинство ученых отмечают следующие: недосыпание, физиологическое истощение организма, наличие академических задолженностей, отсутствие навыка самоорганизации и конструктивных копингов, дефицит социальной поддержки, сложности в семье, невозможность обеспечить свою жизнь и др.
Изложение основного материала статьи. Согласно немногочисленным исследованиям, проблема социальной тревожности особенно распространена в молодежной популяции. Границы возникновения и проявления социальной тревожности достаточно разнятся. В своем исследовании Е.Н. Клименкова и А.Б. Холмогорова, ссылаясь на зарубежных авторов, отмечают такие возрастные пики социальной
тревожности как 5 и 13 лет. По данным других зарубежных исследователей риск возникновения социальной тревожности приходится на период от 15 до 24 лет [3].
Социальная тревожность является одним из видов личностной тревожности и определяется как вид тревожности, триггером которого выступают ситуации социального взаимодействия, основным содержанием которых является страх негативной оценки со стороны окружающих [6]. Е.Н. Клименкова и А.Б. Холмогорова, ориентируясь на модель континуума D.W. McNeil, отмечают, что с социальной тревожностью тесно связаны понятия застенчивости и социальной фобии. Данные состояния являются разными по интенсивности проявлениями социальной тревожности от застенчивости как социальной тревожности, вызванной пониманием того, что личное поведение человека оценивается окружающими людьми негативно, к социальной фобии как формы дезадаптации и полному отказу от социальных контактов и пугающей деятельности [2].
Т.С. Павлова и А.Б. Холмогорова рассматривают социальную тревожность как конструкт, состоящий из трех компонентов, обладающих яркой феноменологией [7]. В основе социальной тревожности лежит страх оценки - негативные убеждения человека о себе и убеждения о высоких ожиданиях от него со стороны окружающих. Страх оценки сопровождает дистресс. Он представляет собой оценку человеком ситуаций общения с другими людьми как болезненных и напряженных для себя. Избегание является третьим компонентом социальной тревожности. Избегание рассматривается как не эффективная поведенческая стратегия социально тревожных людей, которая с одной стороны помогает ему снизить уровень дистресса, а с другой стороны - способствует ухудшению качества общения человека с людьми [3].
В.В. Краснова отмечает, что помимо симптомов тревоги социально тревожные люди имеют историю интерперсонального взаимодействия, формирующую их представление о себе и других. Они, как и большинство людей хотят общественного признания и близости, но их убеждения и стратегии поведения формируют межличностные отношения, не позволяющие достичь этих целей [4].
Для изучения факторов, способствующих возникновению и развитию социальной тревожности, основой служит многофакторная модель расстройств аффективного спектра А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян (1998) [10]. Не смотря на то, что данная модель ориентирована на клинический подход в исследовании социальной тревожности и позволяет осуществить анализ причин возникновения и дальнейшего лечения расстройств аффективного спектра, она, несомненно, является основой для рассмотрения социальной тревожности и с позиции возрастной психологии и психологии развития. С помощью многофакторной модели, становится возможным рассматривать и исследовать макросоциальные, семейные, интерперсональные и личностные факторы в системе, интегрировать различные теоретические представления и эмпирические исследования аффективных расстройств.
Среди факторов, способствующих возникновению аффективных расстройств, и в том числе социальной тревожности А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян выделяют:
- макросоциальные (рост стрессогенности жизни, культ успеха и благополучия, культ силы и сдержанности, установка на конкурентность и индивидуализм);
- микросоциальные (семейные факторы - высокая тревожность у родителей, стимулирование отрицательных эмоций в семье, индуцирование враждебности к окружающему миру, высокий уровень критики при высоких требованиях к достижениям (перфекционизм) и запрет на выражение агрессии).
- интерперсональные (сужение социальной сети, низкий уровень социальной поддержки).
- личностные (застенчивость, перфекционизм как качество личности, пол) [10].
Не умаляя важность макро- и микросоциальных факторов, настоящее исследование посвящено рассмотрению интерперсональных и личностных факторов и их взаимосвязи с проявлениями социальной тревожности в юношеском возрасте.
Перейдем к рассмотрению специфики социальной тревожности в юношеском возрасте и ее влиянию на межличностные отношения.
По мнению Б.Г. Ананьева, А.Л. Гройсмана, С.Л. Смирнова юношеский период характеризуется как сложный и внутреннее противоречивый, динамичный в половозрастном, социальном и личностном развитии [9]. Наиболее подверженными стрессу с точки зрения Б.Г. Ананьева являются юноши и девушки второго и третьего курсов обучения в возрасте от 18-19 до 20 лет. Исследования [1 и др.] подтверждают, что у студентов гуманитарных и технических вузов в два раза чаще возникают стрессовые состояния в процессе учебной деятельности по сравнению с учащимся школ.
Юношеский возраст является периодом, наиболее подверженным эмоциональной дезадаптации. Исследования О.А. Сагалаковой подтверждают факт наличия избыточного уровня социальной тревоги у значительного числа молодых людей. Потребность молодого человека в принятии, признании и одобрении другими, позитивном оценивании активизирует возникновение страха оценивания при выражении собственного мнения в обществе. Причем даже однократный негативный опыт может сформировать у юноши убеждения о собственной несостоятельности и заставить его избегать ситуаций взаимодействия с людьми [8]. Исследование, проведенное в различных московских вузах в 2009 году, показало, что более 30% студентов 3 курса отмечают в самоотчете симптомы депрессии, а наличие суицидальных мыслей и желаний отмечают более 16 % [8].
Высокий уровень социальной тревожности в юношеском возрасте проявляется в связи с изменением социальной ситуации, поступлением и обучением юноши в вузе, необходимостью расширения социальных контактов, общения с однокурсниками и педагогами. Отсутствие способности обращаться за социальной поддержкой приводит к прокрастинации и отставанию в учебном процессе. Поскольку социальная активность в вузе существенным образом влияет на успешность обучения и эмоциональное благополучие юношей и девушек, социальная тревожность, по мнению А.Б. Холмогоровой и др., может стать серьезной помехой на пути развития и самореализации молодого человека [3].
Среди стрессовых факторов, способствующих возникновению социальной тревожности в юношеском возрасте, можно выделить:
1. Коммуникативные - ограничение времени для ответа, неуверенность в своих коммуникативных способностях.
2. Отношения с преподавателями - ограничение отношений субординацией.
3. Экзаменационная сессия - возросшая ответственность, значимость ситуаций, неопределенность из-за непредсказуемости результата, неадекватность социально-ролевых притязаний [5].
Большинство исследователей подтверждают факт взаимосвязи и взаимозависимости межличностных взаимоотношений и эмоционального благополучия человека. Неблагополучные межличностные отношения являются результатом сформировавшегося в процессе жизни стиля взаимодействия индивида со средой. Отношение человека к людям и с людьми формирует не только привычное социальное поведение, но и его представление о себе и других [6].
Страх того, что неблагополучная ситуация из прошлого опыта человека повторится вновь в новом межличностном контакте приводит к избеганию контактов и применению поведенческого шаблона из прошлого опыта.
Согласимся с мнением И.В. Никитиной и А.Б. Холмогоровой, что юноши с социальной тревожностью имеют меньше социальных контактов, у них меньше друзей, меньше романтических отношений и сексуального опыта, меньше шансов выйти замуж и жениться чем у других людей в популяции даже с наличием иных тревожных расстройств [6].
Исследования J. Davila и J.G. Beck впервые описали особенности взаимоотношений социально тревожных людей. По полученным данным в интерперсональных отношениях социально тревожные люди не уверены в себе, сдержаны в выражении эмоций, ориентированы на избегание конфликтных ситуаций, зависимы, испытывают страх отвержения и неприятия. Каждая из этих особенностей связана с депрессивными симптомами и переживанием хронического повседневного стресса. Такой стиль поведения негативно сказывается на отношениях в семье и с близкими людьми. Фактически исследование показало связь интерперсональных отношений с социальной тревогой и хроническим переживанием стресса; высокий уровень социальной тревоги провоцирует неуверенность в себе, зависимость от других и неспособность отстаивать свои желания, что приводит к хроническому дистрессу во взаимоотношениях с людьми. Так же была обнаружена связь социальной тревожности с замкнутостью и зависимым типом поведения. Социально тревожные люди нуждаются в значимых лицах и предпочитают покорный стиль поведения. Предполагается, что это связано со страхом эмоционального отвержения и негативной оценки со стороны значимых людей [1; 5].
J. Davila и J.G. Beck использовали структурированное интервью для оценки отношений студентов с друзьями, знакомыми, родственниками и романтическими партнерами. Социальная тревожность была связана с множеством неадаптивных стратегий в межличностном взаимодействии, в том числе неспособностью выражать свои потребности и стремлением не допускать конфликтов и эмоционального напряжения.
Исследователи многих теоретических направлений отмечают, что поведение социально тревожных людей зачастую приводит к негативным результатам в социальном взаимодействии. Таким образом, можно предположить, что люди с социальной фобией выстраивают деструктивный межличностный цикл между собой и другими людьми с особыми поведенческими паттернами, вызывающими негативную реакцию со стороны окружающих [8].
Исходя из данных положений, гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что социальная тревожность в межличностных отношениях в юношеском возрасте обуславливает возникновение у человека следующих характеристик:
- амбивалентность в отношениях с группой, доминирование необщительности; стремления не образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами;
- избегание борьбы как стремления уйти от взаимодействия, сохранение «нейтралитета» в групповых спорах и конфликтах;
- наличие низкого уровня социальной поддержки.
Для проверки данного предположения было проведено исследование, целью которого явилось изучение влияния социальной тревожности на межличностные отношения в юношеском возрасте.
В исследовании приняли участие 50 испытуемых в возрасте 18-19 лет (40 девушек и 10 юношей) студенты педагогического вуза.
Для определения уровня социальной тревожности применялись следующие апробированные и валидизированые методики:
1. Опросник социальной тревоги и социофобии О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева (далее ОСТиСФ).
2. Модифицированный тест по изучению социофобий М. Либовица (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев).
В результате было выявлено, что у 34% испытуемых наблюдается повышенный и высокий уровень социальной тревоги. У данных юношей и девушек возникают проблемы в социальной адаптации, трудности установления контактов и отдельные социальные страхи в специфических ситуациях. У юношей с высоким уровнем тревожности можно отметить наличие социальных страхов в социальных ситуациях наблюдения и проявления инициативы. Высокотревожные юноши и девушки отмечают у себя отсутствие навыков коммуникации при наличии желания проявления активности в социальной сфере, склонность к прокрастинации. Отметим, что уровни клинической социофобии и клинической социофобии в декомпенсации в исследуемой выборке не выявлены. Среди наиболее выраженных шкал социальной тревоги и социофобии можно выделить: шкалу социальной тревоги в экспертных оценочных ситуациях и ситуациях «в центре внимания»; избегание критики; наличие страха при проявлении инициативы в процессе межличностного взаимодействия.
Иерархия социальных страхов в исследуемой выборке выглядела следующим образом: ситуация проверки знаний, ситуация знакомства с молодым человеком/девушкой, ситуации выступления перед аудиторией, а так же страх действия под наблюдением.
Для определения характеристик межличностных отношений и взаимодействий юношей и девушек в социуме были применены следующие методики: методика «Q -сортировка» и опросник «Социальной поддержки F- SOZU-22» в адаптации А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян, Г.А. Петровой.
В результате были получены следующие данные. Среди основных тенденций поведения в реальной группе в исследуемой выборке были выделены следующие. Доминирует амбивалентность категории «Зависимость-Независимость» (48% испытуемых). Данные испытуемые находятся во внутреннем конфликте между стремлением к принятию групповых стандартов и ценностей и одновременно — отрицанием их, у них проявляются одновременно нерешительность в общении с проявлением самостоятельности в некоторых случаях. По категории «Общительность-необщительность» выявлена ведущая тенденция к общительности (46% всей выборки) как стремление личности образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и
за ее пределами.
По категории «Принятие-Избегание борьбы» заняла лидирующую позицию категория «Избегание борьбы» - 62% из всей выборки. Данных юношей и девушек характеризует стремление уйти от взаимодействия, сохранение «нейтралитета» в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Осуществляя сопоставительный анализ полученных результатов с уровнем социальной тревожности и социофобии было выявлено, что у юношей и девушек с высоким и повышенным уровнем социальной тревожности и высоким уровнем социофобии выявлена склонность к проявлениям амбивалентности в отношении принятия и отрицания групповых стандартов, нерешительность и проявление самостоятельности. Данных юношей характеризует необщительность как стремление личности не образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами, а так же тенденция к проявлению амбивалентности по категории «общительность-необщительность». Выборка с высоким уровнем социальной тревожности характеризуется избеганием борьбы, стремлением уйти от взаимодействия и склонностью к компромиссным решениям.
Сопоставительный анализ по результатам диагностики в процентном соотношении от общего количества всей выборки представлен в таблице 1.
Таблица 1
Основные тенденции поведения юношей и девушек в реальной группе в сопоставлении с уровнем
социальной тревожности (СТ)
Уровень социофобии Наиболее выраженные социальные страхи Тенденции поведения в группе
Уровни социальной тревожности (СТ) Низкий Средний Высокий Зависимость/ Независимость /амби-валентность Общи- тель- ность/ необщи- тель- ность/ амбива- лент- ность Принятие/из-бегание борьбы
Промежуточная Ст 32% 0 0 Проверка, контроль знаний (экзамен, аттестация, др.) 10%/ 22% 26%/ 0%/6% 22%/ 10%
Умеренно повышенная СТ 0 34% 0 Признание в любви, Выступление перед аудиторией (доклад, др.) 10%/ 10%/ 14% 20%/ 4%/ 10% 14%/ 20%
Повышенная СТ 0 2% 20% Проверка, контроль знаний (экзамен, аттестация, др.) Признание в любви 0%/ 0%/ 22% 0/22% 2%/ 20%
Высокая СТ 0 0 12% Проверка, контроль знаний (экзамен, аттестация, др.) Знакомство с молодым человеком / девушкой с целью интимных отношений Выступление перед аудиторией (доклад, др.) Действие (работа) под наблюдением 0%/ 0%/ 12% 0%/ 12% 0%/ 12%
Исследуя проявление феномена социальной поддержки у юношей и девушек с высоким уровнем социальной тревожности, мы пришли к выводу, что существует взаимосвязь общего уровня социальной поддержки и ее характеристик со степенью социальной тревожности. У категории юношей и девушек с повышенным и высоким уровнями социальной тревожности отмечен достаточно низкий средний балл общего уровня социальной поддержки, чем у юношей и девушек с промежуточным и умеренно повышенным уровнями социальной тревожности. Отметим, что наименее развитым у юношей с повышенным и высоким уровнями социальной тревожности является эмоциональная поддержка. Средний балл удовлетворенности социальной поддержкой у высокотревожных юношей и девушек ниже, чем у их сверстников с промежуточной и умеренно-повышенной социальной тревожностью.
Выводы. Таким образом, социальная тревожность в юношеском возрасте является индикатором значимости социальных мотивов в принятии, одобрении, позитивной оценке с учетом несформировавшихся конструктивных способов разрешения социально стрессовых ситуаций [8]. Исследования тревожности должны детерминировать разработку специальных методик работы с молодёжью и других категорий граждан
в условиях организации комплексной психологической службы [2].
Эмпирическое исследование показало, что уровень социальной тревожности в юношеском возрасте играет существенную роль в выборе юношами ведущих тенденций поведения в реальной группе и возможности брать социальную поддержку и помощь. Характеризуя юношей и девушек с повышенным и высоким уровнями социальной тревожности, необходимо отметить следующие их личностные качества: амбивалентность в отношении зависимости-независимости в процессе социальных контактов, необщительность, избегание социальных контактов, отсутствие эмоционально поддерживающих отношений с людьми, неудовлетворенность существующей социальной поддержкой.
Литература:
1. Газиева М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 348-349
2. Ерина И.А., Мельник О.В. Комплексная психологическая служба в санаторно-курортных учреждениях как фактор повышения эффективности оздоровления детей, находящихся на продолжительном лечении // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 377
3. Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Валидизация методик диагностики социальной тревожности на российской подростковой выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 1. С. 28-39.
4. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: дис. ...канд. психол. наук. Москва. 2013. 174 с.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Автореф. дисс. докт. псих. наук. - М., 2005.
6. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия. - 2011. - Т.20, №1. - С. 80-85.
7. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1. С. 29-43.
8. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Стоянова И.Я., Терехина О.В., Шухлова Ю.А. Социальная тревога в подростковом и юношеском возрасте в контексте психологической безопасности // Вопросы психологии. -2016. №6. С. 63-75.
9. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений // Вестник практической психологии образования. 2011. №3. - С. 22-31.
10. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. - №1. - с. 94-102.
Психология
УДК 316.6-057.875 ББК 88.533
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Синкевич Ирина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск);
кандидат философских наук, доцент кафедры психологии Тучкова Тамара Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА
Аннотация. В статье раскрывается специфика феномена социальной компетентности, анализируются организационно-психологические условия её формирования у обучающихся вуза. Представлены точки зрения ученых по данной проблеме, диагностический инструментарий и результаты экспериментального исследования.
Ключевые слова: социальная компетентность, обучающиеся ВУЗа, формирование социальной компетентности, организационно-психологические условия.
Annоtation. Issues of social competence, problems and features of its formation in students are discussed in the article. Opinions of scientists on the presented problem, methods and results of experimental research are given.
Keywords: students, social competence, formation of social competence, organizational and psychological conditions
Введение. Современное общество заинтересовано в формировании личности специалиста, успешно адаптирующегося, обладающего социальной компетентностью, которая обеспечивает профессиональную эффективность и социальную востребованность. Ответственность за формирование такой личности возлагается и на систему высшего образования. Социальная компетентность человека формируется на протяжении всей жизни, но в процессе высшего образования актуализируются её проявление как результата активности самого обучающегося. Обладание социальной компетентностью выступает гарантом успешной адаптации обучающихся ВУЗа к динамично меняющимся условиям жизни социума, способствует успешной социальной, образовательной и будущей профессиональной деятельности.
В зарубежной литературе термин «компетенция» часто рассматривается как «углубленное знание», «способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного образования», а «компетентность» - способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной саморегуляции, нахождению обучающимся своего места в мире. Таким образом: компетенция - способность человека действовать самостоятельно и ответственно, предполагает наличие у него значительного объема знаний и опыта, а компетентность - результат овладения соответствующей компетенцией, способы ее применения в профессиональной и личностной сферах жизнедеятельности (В.М. Басова, Т.Б. Беляева,