Научная статья на тему 'Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации при обучении иностранным языкам'

Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации при обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / мотивация / обучение / иностранный язык / немецкий язык / социальная сеть ВКонтакте / учебный процесс / учебное задание / social networks / motivation / training / foreign language / German / Vkontakte social network / academic process / educational task

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Смирнова Анна Геннадьевна

Цель статьи – выявление роли социальной сети ВКонтакте в повышении мотивации у студентов при обучении немецкому языку. Исследование базируется на опыте автора за 2020–2022 гг., когда учебный процесс часто проводился в формате онлайн. Именно этот период побудил автора к поиску новых форм работы для достижения наилучшего результата при обучении студентов языковых направлений. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКонтакте, замечена эффективность данной формы работы для проведения учебных занятий по немецкому языку у студентов Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Кемеровского государственного университета. Основой исследования стало проведение педагогических экспериментов, а также сбор данных по ним. В статье описаны процессы, позволяющие определить наличие мотивации в процессе учебной деятельности: вовлеченность студентов в учебный процесс, эффективность выполнения задания, активность студентов в процессе выполнения учебных заданий. Полученные результаты и наблюдения за учебным процессом демонстрируют, что использование социальной сети ВКонтакте ведет к повышению мотивации у студентов, изучающих иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Смирнова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VKontakte Social Network as a Motivation Tool in Foreign Language Teaching

Social networks can increase motivation in foreign language learners. The article describes an experiment in remote teaching during the COVID-19 epidemic of 2020–2022. The author had to look for new online methods of teaching German to university students and used the Vkontakte social net to organize the academic process. The platform proved to be an efficient tool in teaching students of the Institute of Philology, Foreign Languages, and Media Communications, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia). The article also describes the processes that make it possible to assess the degree of motivation, the involvement of students in the academic process, the effectiveness of the task, the activity of students, etc. VKontakte proved to be an effective motivation tool that helps students of Philology and Translation Studies to master German as a second foreign language.

Текст научной работы на тему «Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации при обучении иностранным языкам»

5 ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ © 2023. Смирнова А. Г.

£ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 2023. Том 2. № 1 Социальная сеть ВКонтакте

и и s s

CT

ч оригинальная статья

ж

Социальная сеть ВКонтакте

как инструмент для повышения мотивации

при обучении иностранным языкам

Смирнова Анна Геннадьевна

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

[email protected]

Поступила в редакцию 19.01.2023. Принята после рецензирования 09.02.2023. Принята в печать 10.02.2023. Аннотация: Цель статьи - выявление роли социальной сети ВКонтакте в повышении мотивации у студентов при обучении немецкому языку. Исследование базируется на опыте автора за 2020-2022 гг., когда учебный процесс часто проводился в формате онлайн. Именно этот период побудил автора к поиску новых форм работы для достижения наилучшего результата при обучении студентов языковых направлений. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКонтакте, замечена эффективность данной формы работы для проведения учебных занятий по немецкому языку у студентов Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Кемеровского государственного университета. Основой исследования стало проведение педагогических экспериментов, а также сбор данных по ним. В статье описаны процессы, позволяющие определить наличие мотивации в процессе учебной деятельности: вовлеченность студентов в учебный процесс, эффективность выполнения задания, активность студентов в процессе выполнения учебных заданий. Полученные результаты и наблюдения за учебным процессом демонстрируют, что использование социальной сети ВКонтакте ведет к повышению мотивации у студентов, изучающих иностранный язык. Ключевые слова: социальные сети, мотивация, обучение, иностранный язык, немецкий язык, социальная сеть ВКонтакте, учебный процесс, учебное задание

Цитирование: Смирнова А. Г. Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 1. С. 37-40. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-1-37-40

>-

ее

и и

full article

VKontakte Social Network as a Motivation Tool in Foreign Language Teaching

Anna G. Smirnova

Kemerovo State University, Kemerovo, Russia ^

S

[email protected] ffi B

Received 19 Jan 2023. Accepted after peer review 9 Feb 2023. Accepted for publication 10 Feb 2023. .O

Abstract: Social networks can increase motivation in foreign language learners. The article describes an experiment _O in remote teaching during the COVID-19 epidemic of 2020-2022. The author had to look for new online methods >

of teaching German to university students and used the Vkontakte social net to organize the academic process. H

s

S The platform proved to be an efficient tool in teaching students of the Institute of Philology, Foreign Languages, A

° and Media Communications, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia). The article also describes tn

| the processes that make it possible to assess the degree of motivation, the involvement of students in the academic 0 g process, the effectiveness of the task, the activity of students, etc. VKontakte proved to be an effective motivation H

H tool that helps students of Philology and Translation Studies to master German as a second foreign language. ^

§ Keywords: social networks, motivation, training, foreign language, German, Vkontakte social network, academic H

process, educational task

>

Citation: Smirnova A. G. VKontakte Social Network as a Motivation Tool in Foreign Language Teaching. Virtual n Communication and Social Networks, 2023, 2(1): 37-40. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023- ^ 2-1-37-40 X

Smirnova A. G. VKontakte Social Network

VIRTUAL COMMUNICATION & SOCIAL NETWORKS 2023, 2(1)

Введение

В настоящее время социальные сети стали неотъемлемой частью нашей действительности. Социальные сети активно развиваются, предлагая пользователям новые функции и услуги, тем самым делая виртуальное общение разнообразным и привлекательным для различных групп пользователей. Очевидно, что развитие и изменение социальных сетей привлекает внимание ученых в области как фундаментальных наук: социологии [Кудринская, Клепинина 2019], психологии [Доронина 2017], педагогики [Хрущева, Церковная 2017; Ласукова, Рабкина 2022], лингвистики [Рядовых 2022], так и прикладных наук: экономики [Алексанян 2021] или методики обучения иностранным языкам [Бен 2014; Швидкая 2021]. Так, в диссертационном исследовании Р. С. Бена разработаны рекомендации по использованию социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному, представлены некоторые задания и упражнения с использованием социальных сервисов [Бен 2014: 16-18]; в исследовании А. Н. Швидкой представлен алгоритм для организации работы со школьниками при обучении иностранным языкам [Швидкая 2021: 208-211].

Социальные сети сегодня представляют собой определенные онлайн-платформы, позволяющие зарегистрированным пользователям участвовать во многих сферах человеческой деятельности: личной, профессиональной, финансовой и т.д. С помощью социальных сетей можно общаться, обмениваться информацией, комментировать что-то, продавать товары и / или услуги, знакомиться, смотреть фильмы и видео, слушать музыку, выражать свои реакции на ту или иную информацию и, конечно, презентовать себя, свой контент. Л. Б. Хрущева и К. А. Церковная, исследуя положительные и отрицательные эффекты использования социальных сетей в обществе, пони-^ мают социальную сеть как «платформу, онлайн-сервис

^ и веб-сайт, предназначенные для построения, отра-

Е—1

м жения и организации социальных взаимоотношений ^ в Интернете» [Хрущева, Церковная 2017: 42]. Другие ученые отмечают, что социальные сети имеют осо-° бую значимость для молодого поколения [Бен 2014; § Доронина 2017]. Действительно, среди молодежи и едва ли можно найти человека, который не имел н бы аккаунта в той или иной социальной сети, поэтому ^ социальные сети могут и должны активно использо-д ваться при обучении иностранным языкам, в частно° сти немецкому, а изучение их роли в данном процессе ^ является актуальным и вносит вклад в развитие при-3 кладной методики обучения иностранным языкам.

Неоспоримым является то, что мотивация играет значимую роль в изучении иностранных языков, часто это ведущий фактор, влияющий на успех в освоении нового языка. В педагогической науке мотивация - это общее понятие для разнообразных процессов, методов и средств, побуждающих обучаемого активно усваивать материал, совершать продуктивную учебную деятельность. «Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки» [Подласый 2006: 182]. Таким образом, мотивы - это то, что побуждает действовать, а в случае с обучением - что направляет и заставляет активнее усваивать тот или иной материал. Итак, цель настоящей работы - проанализировать влияние использования социальной сети ВКонтакте на повышение мотивации при обучении немецкому языку за 2020-2022 гг.

Методы и материалы

Помимо общенаучных методов, таких как научное наблюдение, сравнение, интерпретация и анализ, в настоящем исследовании было применено обобщение опыта обучения немецкому языку как второму иностранному у студентов Кемеровского государственного университета по специальности 45.05.01 Перевод и переводоведение с применением методов сбора информации (наблюдение, анкетирование, опросы; п = 64). Также проведены педагогические эксперименты в студенческих группах 1-5 курсов вышеупомянутого направления. При обучении немецкому языку автор работы активно использовала социальную сеть ВКонтакте с зимнего семестра 2020 по 2022 гг. в студенческих группах на разных курсах обучения. В статье изложены выводы и наблюдения автора относительно повышения мотивации при изучении немецкого языка, выявленные при использовании формата обучения с применением социальной сети.

Результаты

Рассмотрим структуру социальной сети ВКонтакте и определим, какие из заданных функций могут быть использованы при обучении иностранным языкам. Во ВКонтакте, как и в любой социальной сети, есть профиль (личная страница пользователя) с его именем, личной информацией, аватаром и списком контактов. Пандемия, начавшаяся в 2020 г., предоставила студентам и преподавателям воз-

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 2023. Том 2. № 1

Смирнова А. Г. Социальная сеть ВКонтакте

можность проведения занятий в онлайн-формате. Для автора одной из наиболее популярных форм такого формата стала работа в социальной сети ВКонтакте, в результате использования которой были созданы беседы для занятий со всеми группами студентов. Широкий спектр функций и возможностей, релевантных с точки зрения обучения иностранным языкам (за исключением двух последних), позволил эффективно организовать работу студентов:

• создание профиля / личной страницы пользователя;

• возможность принимать и получать сообщения в текстовом, а также аудио- и видеоформатах (часто с поддержкой эмоджи и эмотиконов);

• возможность создавать беседы, группы, сообщества, приглашая зарегистрированных пользователей;

• возможность комментировать сообщения пользователей;

• возможность категоризировать посты посредством хештегов;

• возможность загружать файлы в разных форматах;

• возможность проигрывать аудио- и видеофайлы;

• возможность ранжировать контент с помощью разнообразных эмоджи и эмотиконов;

• возможность публикаций краткосрочных историй в фото- и / или видеоформатах с размещением подписи;

• возможность отмечать на фото или в посте зарегистрированных пользователей (name tagging);

• возможность писать актуальные статусы в своем профиле;

• возможность управлять своим профилем, добавлять или удалять пользователей в список друзей;

• поисковая функция по нескольким категориям;

• наличие социальной сети в постоянном доступе (приложение можно установить на смартфон);

• возможность платной рассылки, таргетирован-ная реклама;

• возможность платить, оплачивать товары и услуги.

В ходе исследования были выявлены показатели, позволяющие определить наличие мотивации в процессе обучения студентов немецкому языку:

1. 100 % вовлеченности студентов в учебный процесс. 100 % студентов группы работали в созданной во ВКонтакте беседе, отвечая на вопросы преподавателя, записывая аудио- и видеосообщения, комментируя и т. п., т. е. выполняли все виды учебных заданий.

Как показывает многолетняя практика обучения студентов в традиционном формате, даже на языковых направлениях 5-10 % студентов группы не вовлечены в учебный процесс, если преподаватель не обращается к ним специально.

2. Эффективность выполнения учебного задания (тайминг, регламент, выполнение задания). Для оценки этой составляющей мотивации были проведены педагогические эксперименты, позволяющие сравнить занятия в разных форматах обучения. Студентам было предложено представить устное сообщение по какой-либо теме. Это задание было реализовано на традиционном занятии, на онлайн-конференции (Skype или Zoom) и в беседе социальной сети ВКонтакте в формате отправленного аудиосообщения. Количество времени всегда было равным и составляло в зависимости от сложности задания от 5 до 15 минут. Выявлено, что наибольшая эффективность выполнения этого задания была именно при работе в беседе, а наименьшая -при работе в онлайн-конференции, когда у студентов «внезапно» пропадал звук или выключался микрофон. Кроме того, в формате беседы в социальной сети не было отказов выполнять задания, и почти всегда соблюдались тайминг и регламент.

3. Активность студентов в выполнении учебных заданий. Сравнительный анализ занятий, проведенных в трех вышеобозначенных форматах, позволил выявить наибольшую активность работы студентов в беседе социальной сети ВКонтакте. Студенты сразу вовлекались в работу, активно писали тексты, записывали аудио, просматривали видео, комментировали и т. п. Кроме того, студенты сами предложили использовать возможности эмоджи и эмотиконов для классификации видов работ, а также для оценивания своих результатов учебной деятельности.

Заключение

Социальные сети уже давно гораздо больше, чем просто интернет-площадка для развлечения и общения. Роль социальных сетей в обучении заключается в усилении их воздействия на молодежь, принадлежащей к цифровому поколению.

В настоящей работе мы рассмотрели лишь некоторые составляющие мотивации в учебной деятельности в процессе обучения немецкому языку при использовании социальной сети ВКонтакте, а именно вовлеченность студентов в работу, эффективность выполнения задания, активность в процессе обучения. Кроме того, наличие мотивации было подтверждено опросами и анкетированием

ь И Н ч В

о Д И Д А К

н И

К

А В

С

о Ц

И

А

Л сг Н ti4

£

С

м

Я

Х

Smirnova A. G. VKontakte Social Network

VIRTUAL COMMUNICATION & SOCIAL NETWORKS 2023, 2(1)

студентов: каждый из опрошенных выразил готовность обучаться немецкому языку в беседе социальной сети ВКонтакте. Перспектива исследования связана с изучением влияния социальных сетей на изучение иностранных языков и на обучение в целом. Это позволит увидеть новые эффекты рассматриваемого нами явления современной жизни.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

Conflict of interests: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Литература / References

Алексанян А. В. Стоимостной анализ сообществ в социальных сетях в Интернете (на примере сообщества в социальной сети «Вконтакте»). Пермский финансовый журнал. 2021. № 1. С. 73-94. [Aleksanyan A. V. Value analysis of communities in social networks (on the example of "Vkontakte"). Perm Financial Review, 2021, (1): 73-94. (In Russ.)] EDN: GZIBOX Бен Р. С. Методика использования социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному тунисских студентов-филологов (уровень В1): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014. 22 c. [Ben R. S. Methods of using social networks in teaching Russian as a foreign language to B1 Tunisian philology students: Cand. Ed. Sci. Diss. Abstr. Moscow, 2014, 22. (In Russ.)] EDN: ZPKOBT Доронина П. Д. О языке подростков в социальных сетях. Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2017. № 3. С. 136-143. [Doronina P. D. Adolescent use of language in social networks. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin, 2017, (3): 136-143. (In Russ.)] EDN: ZGCJNJ

Кудринская Л. А., Клепинина Ю. В. Социальные сети как внешний фактор, влияющий на мотивацию трудовой занятости работающих и неработающих людей с инвалидностью. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 3. С. 59-67. [Kudrinskaya L. A., Klepinina Yu. V. Social networks as an external factor influencing the employment motivation of working and non-working persons with disabilities. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki, 2019, (3): 59-67. (In Russ.)] EDN: XQWITQ Ласукова Н. А., Рабкина Н. В. Обзор публикаций о роли социальных сетей и мессенджеров в обучении иностранному языку. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 1. С. 8-14. [Lasukova N. A., Rabkina N. V. Social nets and messengers in teaching foreign languages. Virtual Communication and Social Networks, 2022, 1(1): 8-14. (In Russ.)] EDN: PYDVEP Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М.: Владос-Пресс, 2006. 365 с. [Podlasyy I. P. Pedagogy:

100 answers to 100 questions. Moscow: Vlados-Press, 2006, 365. (In Russ.)] EDN: RBBVRH Рядовых Н. А. Экспликация категории тональности в текстах виртуального жанра. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 4. С. 203-207. [Ryadovykh N. A. Category of tonality explicated in the texts of virtual genre. Virtual Communication and Social Networks, 2022, 1(4): 203-207. (In Russ.)] https:// £ doi.org/10.21603/2782-4799-2022-1-4-203-207

q Хрущева Л. Б., Церковная К. А. Социальные сети: положительные и отрицательные стороны присутствия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ социальных сетей в повседневной жизни. Облачные и инновационные технологии в сервисе и образовании:

Е—1

w 3 Междунар. конф. преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов. (Казань, 26 апреля 2017 г.)

j Казань: Печать-сервис XXI век, 2017. С. 42-45. [Khrushcheva L. B., Tserkovnaya K. A. Social networks: positive

и and negative aspects of the social network routine. Cloud and innovative technologies in service and education:

° Proc. 3rd Intern. Conf. of Teachers, Young Scientists, Postgraduates, and Students, Kazan, 26 Apr 2017. Kazan:

§ Pechat'-servis XXI vek, 2017, 42-45. (In Russ.)] EDN: YOUMFT

и Швидкая А. Н. Возможности использования социальных сетей для мотивации подростков при обучении ино-

н странному языку. Гуманитарный вестник, редкол.: С. Э. Зябрева и др. Горловка: ГИИЯ, 2021. Вып. 13.

^ С. 207-213. [Shvydkaya A. N. The possible use of social networks for motivation of teenagers in teaching foreign

q languages. Bulletin of Humanities, ed. board: Zyabreva S. E. et. al. Gorlovka: GIFL, 2021, iss. 13, 207-213.

g (In Russ.)] EDN: XWZOPM

О

z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.