Научная статья на тему 'ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Наталья Георгиевна, Туманова Дарья Алексеевна

Обсуждаются лингвометодические возможности применения социальных сетей как образовательной технологии в методике преподавания русского языка как иностранного. Проанализированы достоинства социальных сетей в организации различных форм обучения и в качестве инструмента для информирования; соцсети рассмотрены как дополнительная форма мотивации студентов к обучению и как площадка для реализации принципа студентоцентричности. Описаны преимущества социальных сетей с точки зрения эффективности коммуникации между субъектами образовательного процесса в условиях смешанного обучения. Отмечены возможности формирования у иностранных студентов «мягких» компетенций и медиаинформационной грамотности. Представлены результаты применения социальной сети в работе с иностранными студентами, обучающимися в Томском государственном университете по специальности «Русский язык». В качестве оптимальной площадки для работы со студентами обоснована социальная сеть «ВКонтакте»: она обладает функциональными преимуществами, в сравнении с другими социальными сетями, и является элементом российской медиакультуры, что способствует формированию лингвострановедческой и коммуникативной компетенций у иностранных студентов. Предложен вариант включения иностранных студентов в русскоязычную социальную сеть «ВКонтакте». Интеграция осуществляется поэтапно и включает подготовку студентов к коммуникации в социальной сети, взаимодействие в рамках социально-сетевой коммуникации, обучение речевой деятельности. В рамках исследования проведен открытый опрос студентов и преподавателей русского языка как иностранного из разных стран; по итогам опроса получено представление о применении социальных сетей в обучении иностранным языкам за рубежом. Приведены примеры заданий, ориентированных на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма. Практические задания разработаны с опорой на этапы интеграции иностранного студента в русскоязычную социальную сеть. Рассмотрены возможности применения социальных сетей на разных уровнях владения русским языком как иностранным. По итогам исследования и апробации фрагментов занятий при посредстве социальной сети сделано заключение о результативности данной педагогической технологии в методике обучения русскому языку как иностранному в рамках смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Наталья Георгиевна, Туманова Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND METHODOLOGICAL POSSIBILITIES OF SOCIAL NETWORKS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

In the article the linguistic and methodological possibilities of using social networks as an educational technology in the methodology of teaching Russian as a foreign language were explored. The merits of social networks in the organization of various forms of learning, as a tool for information, as an additional form of motivation for students to learn and as a platform for implementing the principle of student-centeredness were analyzed. The advantages of social networks in terms of effective communication between the subjects of the educational process in the context of blended learning were reviewed. The possibilities of forming “soft” competencies and media-information literacy of foreign students were noted. The results of the application of the social network in the work with foreign students studying Russian language at TSU were presented. We proposed a variant of integration of international students in the Russian-speaking social network “VKontakte”: integration is carried out in stages and includes training students to communicate in the social network, interaction within the social network, training of speech activity. As a part of the research a survey of students and teachers of Russian as a foreign language from different countries was conducted. The results of the survey were obtained an understanding of social networks in teaching of foreign languages abroad. The social network “VKontakte” was chosen and justified as a convenient platform for working with students. This social network is an element of Russian media culture, which contributes to the formation of linguocultural and communicative competence in foreign students. “VKontakte” has functional advantages compared to other social networks. The article gives examples of tasks for the development of all kinds of speech activity (listening, reading, speaking, writing), as well as linguistic games that can be organized in a “VKontakte” group. Practical tasks are based on the stages of integration of a foreign student into the Russian-speaking social network. The possibilities of using social networks at different levels of proficiency in Russian as a foreign language were considered. According to the results of the study and testing fragments of classes in a social network concluded the feasibility and effectiveness of this educational technology in the methodology of teaching Russian as a foreign language in blended learning.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

УДК 81'24

БО!: 10.17223/19996195/54/15

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Н.Г. Нестерова, Д.А. Туманова

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 17-29-09132).

Аннотация. Обсуждаются лингвометодические возможности применения социальных сетей как образовательной технологии в методике преподавания русского языка как иностранного. Проанализированы достоинства социальных сетей в организации различных форм обучения и в качестве инструмента для информирования; соцсети рассмотрены как дополнительная форма мотивации студентов к обучению и как площадка для реализации принципа студентоцентричности. Описаны преимущества социальных сетей с точки зрения эффективности коммуникации между субъектами образовательного процесса в условиях смешанного обучения. Отмечены возможности формирования у иностранных студентов «мягких» компетенций и медиаинформационной грамотности. Представлены результаты применения социальной сети в работе с иностранными студентами, обучающимися в Томском государственном университете по специальности «Русский язык». В качестве оптимальной площадки для работы со студентами обоснована социальная сеть «ВКонтак-те»: она обладает функциональными преимуществами, в сравнении с другими социальными сетями, и является элементом российской медиа-культуры, что способствует формированию лингвострановедческой и коммуникативной компетенций у иностранных студентов. Предложен вариант включения иностранных студентов в русскоязычную социальную сеть «ВКонтакте». Интеграция осуществляется поэтапно и включает подготовку студентов к коммуникации в социальной сети, взаимодействие в рамках социально-сетевой коммуникации, обучение речевой деятельности. В рамках исследования проведен открытый опрос студентов и преподавателей русского языка как иностранного из разных стран; по итогам опроса получено представление о применении социальных сетей в обучении иностранным языкам за рубежом. Приведены примеры заданий, ориентированных на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма. Практические задания разработаны с опорой на этапы интеграции иностранного студента в русскоязычную социальную сеть. Рассмотрены возможности применения социальных сетей на разных уровнях владения русским языком как иностранным. По итогам исследования и апробации фрагментов занятий при посредстве социальной сети сделано заключение о результативности данной педагогической технологии в методике обучения русскому языку как иностранному в рамках смешанного обучения.

Ключевые слова: русский язык как иностранный; социальная сеть; педагогическая технология; лингвометодические возможности; речевая деятельность; медиаинформационная грамотность

Введение

История появления социальных сетей в интернете связана с именем Рэнди Конрада, который в 1995 г. создал Classmates - первую социальную сеть в современном понимании. Ее концепция оказалась очень востребованной, социальная сеть остается очень популярной у американцев и сегодня [1]. Постепенно социальные сети стали использоваться в сфере образования. В 2004 г. сеть Facebook, созданная в академических целях, стала доступна студентам Гарвардского университета, затем студентам Бостонского университета, а позднее все студенты, имеющие почтовый аккаунт в аккредитованном для высших учебных заведений США домене^и, получили доступ к получившей популярность социальной сети. Этот факт для зарубежных специалистов в сфере образования стал основанием к использованию социальных сетей в процессе обучения [2. С. 43].

Современное образование во всем мире находится в постоянном поиске новых педагогических технологий, и применение социальных сетей в процессе обучения становится все более распространенным явлением. Так, в основной образовательной программе высшего образования «Русский язык» по направлению подготовки «Филология» (программа, по которой обучаются в Томском государственном университете (ТГУ) иностранные студенты) указывается, что объектом профессиональной деятельности выпускников, осваивающих программу бакалавриата, является коммуникация в устной, письменной и виртуальной форме (http://philology.tsu.ru/sites/default/files/45. 04. 01 %20%D0%A0% D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1 %8F%20%D1%8F%D 0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B 8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1 %80%D0%B0%D0%BD%D 0%BD%D1%8B%D0%B9_1.pdf).

В числе результатов освоения дисциплин направления подготовки отмечается компетентность в сфере межкультурной коммуникации, которая включает деловой этикет, в том числе телефонный и сетевой этикет. В процессе обучения студент овладевает данными компетенциями при условии включения в различные виды интернет-коммуникации на русском языке. Для современного студента интернет -это среда общения со сверстниками на различных площадках, и прежде всего в социальной сети. Отмеченный факт определил актуальность исследования и постановку цели - выявление лингвометодических возможностей применения социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному (РКИ).

Обучение с применением социальных сетей соответствует требованиям ФГОС 3++, согласно которым выпускник вуза должен владеть медиаинформационной грамотностью, позволяющей самостоятельно

приобретать новые знания и умения посредством новых медиакомму-никаций, а также использовать их в практической деятельности. Обращение к социальным сетям в преподавании русского языка как иностранного отвечает основным дидактическим принципам: наглядности, сознательности, активности, доступности, межкультурного взаимодействия, а также психологическим принципам обучения: мотивации и поэтапности в формировании основных навыков и умений.

Применение социальных сетей является интерактивной технологией в методике обучения иностранным языкам, которая обеспечивает баланс между традиционными и инновационными образовательными технологиями. Общение в социальных сетях способствует овладению коммуникативной компетенцией - ведущей компетенцией в обучении иностранным языкам. При этом мы исходим из того, что социальные сети не могут стать основной образовательной площадкой, но могут создавать новые условия, обеспечивающие интерактивность процесса получения знаний: «При обучении иностранным языкам контактная форма обучения остается ведущей, в то время как дистантная - дополняющая контактную» [3. С. 72].

Методология исследования

Методологию исследования составили анализ научной литературы, в ходе которого выявлялись наиболее эффективные приемы привлечения социальных сетей к учебному процессу, серия опросов и апробация избранной технологии в учебном процессе с иностранными студентами.

Изучение литературы, раскрывающей возможности применения социальных сетей в образовательном процесе, доказывает активный интерес к данной методической проблеме. Современный период развития образования характеризуется активным и всесторонним внедрением информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют существенно изменить содержание, методы и формы обучения. Использование социальных сетей в обучении оправдано, так как большинство студентов зарегистрированы в них и проводят на этой коммуникативной площадке значительное количество времени [4. С. 127].

В рамках данного исследования был проведен опрос с целью выявить степень востребованности социальных сетей в повседневной жизни современного человека и в обучении. В нем приняли участие 92 студента ТГУ в возрасте от 16 до 46 лет. Данные опроса подтвердили, что социальные сети, а также электронная почта и мессенджеры стали неотъемлемой частью жизни человека эпохи новых коммуникаций, и утвердили во мнении, что они могут быть использованы не только в качестве посредника в коммуникации, но и в обучении русскому

языку как иностранному (с результатами опроса можно ознакомиться по ссылке https://docs.google.eom/forms/d/1fd4oEDExBXD1whg1PDKF ConKDrW8mZwxokLRqVSDxks/edit).

Новые образовательные стандарты диктуют необходимость модернизации методов и форм обучения. В качестве главной задачи указывается формирование нового стиля мышления, благодаря которому учащийся сможет самостоятельно учиться, ставить перед собой образовательные цели и находить пути их решения, используя инструментарий информационных технологий [5. С. 45]. В связи с появлением большого количества новых социальных сервисов и сетей перед педагогами и учащимися открываются широкие возможности для новых технологий в образовательном процессе. Веб-сервисы и сети все более уверенно становятся той социально-информационной средой, которая позволяет обновлять методические ресурсы, актуальные для решения педагогических задач. Преподаватели активно овладевают новыми информационными технологиями в педагогической деятельности, что повышает интерес студентов к предмету и конкурентоспособность преподавателей.

Анализ научной литературы позволил сформулировать преимущества использования социальных сетей в образовательном процессе. Социальные сети дают возможность создавать виртуальные сообщества и осуществлять различные формы работы с обучающимися: индивидуальную, коллективную и групповую работу; проектную деятельность: сетевые проекты, самостоятельную работу студентов. Социальные сети создают среду для самообразования; позволяют формировать лидерские качества и навыки работы в команде.

Социальные сети являются инструментом для информирования. С этой целью используются такие возможности, как виртуальная «доска объявлений», обмен ресурсами и информацией. Обучение в социальных сетях ориентировано на обучающихся: эта особенность социальных сетей связана с размещением дифференцированных заданий, с постоянной доступностью информации, с вовлеченностью студентов в образовательный процесс. Студенты, которые по тем или иным причинам не смогли посетить занятие, имеют возможность связаться с сокурсниками или преподавателем и выполнить задания в индивидуальном режиме [6. С. 331].

Для современного обучающегося актуальной становится возможность поделиться результатами работы с широкой аудиторией, не только со своими сокурсниками, но и со всем миром. Преимуществом новых технологий является электронное портфолио, когда все достижения студента хранятся в электронной среде, и при необходимости доступ к портфолио можно получить из любой точки мира. Студентоори-ентированное обучение предполагает, что учебный процесс строится с

учетом интересов студентов. Отслеживая в социальных сетях информацию об интересах студентов, преподаватель имеет возможность сделать урок более актуальным для конкретной группы.

Технические возможности социальных сетей упрощают коммуникацию между студентами и преподавателем, делают ее более оперативной [4. С. 128]. В специальной литературе отмечаются также положительные психологические результаты онлайн-работы со студентами. В частности, Н.В. Кергиловой и О.К. Сазоновой отмечается, что обучение, опосредованное социальной сетью, проходит в неформальной обстановке [7]. Методистами обращается внимание на то, что студент и преподаватель в социальной сети ведут себя свободнее, чем в реальной учебной коммуникации. Это проявляется в том, что студенты не стесняются задавать вопросы, которые в реальной среде могли бы привести к критической оценке со стороны однокурсников. В социальной сети взаимодействие между преподавателем и студентом осуществляется на «горизонтальном» уровне, в то время как в обычной учебной коммуникации оно довольно часто происходит «по вертикали». Акцент делается также на том, что студент имеет возможность общаться в режиме онлайн не только с преподавателем, но и с однокурсниками; это дает возможность для организации неформального общения, что особенно важно перед сессией [7. С. 88].

В эпоху новых медиакоммуникаций использование социальных сетей становится одной из методических компетенций преподавателя РКИ, что также получило специальное внимание в научной литературе [8. С. 7]. Продуманное использование социальных сетей дает положительные результаты в методике обучения разным видам речевой деятельности. Пространство социальных сетей подразумевает регулярное создание письменных текстов (сообщений, комментариев, постов), это способствует развитию у иностранных студентов навыков письменной речи. Чтение сообщений и постов друзей расширяет словарь, развивает навыки данного вида речевой деятельности. В специализированных группах размещаются аудио- и видеоролики с русской музыкой, российскими фильмами, учебными материалами. При помощи звуковых и мультимедийных средств иностранный студент имеет возможность тренировать навыки аудирования, а появившаяся в социальных сетях функция аудио- и видеозвонков обеспечивает общение иностранных обучающихся с носителями русского языка в онлайн-режиме. Перечисленные виды деятельности отвечают основному методу обучения иностранным языкам - коммуникативному [9. С. 214]. Общение в социальных сетях способствует более раннему переводу иностранных учащихся из учебной ситуации в ситуацию коммуникативную, что создает условия для активного закрепления знаний, умений, навыков, полученных на занятиях [10. С. 111].

Изученная литература свидетельствует, что русскоязычные социальные сети чаще используются для обучения студентов на продвинутом этапе (В1 и выше) и что наиболее активно применяются для обучения студентов-филологов. По мнению И.Е. Герасименко, не следует ограничиваться только этими уровнями и можно внедрять обучение в социальных сетях уже на уровне А1 [10. С. 112]. Работу со студентами, владеющими начальным уровнем языка, можно построить на процессе обмена короткими высказываниями и на вербальных реакциях по поводу этих высказываний, а также на корректировке возникающих в процессе переписки ошибок. Владея уровнем А2, иностранные учащиеся могут вступать в сообщества по интересам и читать размещенные в них материалы на интересующие темы. Преподаватель может предложить студентам сделать устный или письменный пересказ, проанализировать данный контент. При аспектном обучении русскому языку Е.С. Скляр предлагает перевести работу в сети «ВКонтакте» в аспект «письмо» и использовать сеть для автоматизации навыков создания письменного текста. Начиная с уровня В1, к переписке с друзьями и чтению интернет-статей, по рекомендации автора, необходимо добавлять деятельность по созданию и размещению в выбранной группе собственных текстов, а также обсуждение актуальных проблем с участниками группы [11. С. 40].

Исследователи обосновывают целесообразность использования социальных сетей тем, что преподаватель становится одним из участников коммуникации. Каналы связи со студентами заметно расширяются: «Доступ к социальным сетям позволяет ему поддерживать связь с теми студентами, реальное общение с которыми затруднено по тем или иным причинам» [12. С. 77].

Социальные сети позволяют преподавателю охватить большее количество студентов. Так, когда он отвечает на вопрос одного учащегося, ответ видят все студенты; они могут проверить правильность выполнения задания и исправить свою ошибку. Преподаватель анализирует и систематизирует ошибки учащихся, получая возможность постоянного текущего контроля без специальных промежуточных контрольных работ. На ранних этапах обучения языку, когда студент еще не владеет свободно русской речью, преподаватель обеспечивает студента посильным для его восприятия страноведческим материалом.

По мнению Ю.С. Мушниковой, использование социальных сетей в методике обучения РКИ является одним из способов мотивации к изучению языка. В группах размещаются интерактивные задания; используется прием визуализации, так как большая часть заданий сопровождается картинками. Учащимся предлагается участвовать в опросах с целью повышения интереса к предмету обучения; используются механизмы поощрения за выполнение заданий или за правильные ответы.

Нестандартные подходы к обучению способствуют «улучшению качества усвоения материала и ускоряют процесс обучения» [13. С. 62].

Важным преимуществом социальных сетей является то, что они помогают преодолеть психологический барьер в общении со сверстниками и преподавателями. Интернет-коммуникация позволяет избежать контакта с глазу на глаз, но при этом создать ситуацию реального общения. Такое общение, как отмечается в методической литературе, «придает студенту уверенность в своих силах» [14. С. 282]. Социальные сети способствуют процессу социализации иностранного студента в новом обществе. Он может стать участником различных групп и сообществ, контент которых отражает особенности жизни в новой стране, городе, университете. Это позволит студенту приобщиться к жизни в новом обществе и почувствовать себя его частью.

Социальные сети помогают в развитии актуальных гибких навыков, терминологически обозначаемых сегодня как soft-skill.

Развитие критического мышления. Использование социальных сервисов позволяет обучающимся воспринимать все, что происходит в мире, в режиме реального времени; выражать свои мысли, свое мнение здесь и сейчас. Навыки выражения мыслей требуют осознанного употребления языковых средств, эта задача мотивирует учеников быть сосредоточенными при изучении языка. Навык критического мышления необходим обучающимся для объективной оценки текстов СМИ [15. С. 171], поэтому преподавателю иностранного языка (в том числе русского языка как иностранного) важно развить у студентов критическую зрелость, способность выбирать достоверные источники информации.

Взаимодействие в обучении. Веб-сайты, такие как Twitter и Facebook, предлагают различные инструменты и интерактивные приложения, позволяющие пользователям обмениваться мгновенными сообщениями. Применение данных сервисов способствует выработке у учащихся навыка командной работы.

Умение рефлексировать. В условиях дистанционного обучения самоанализ учебного процесса и его результатов очень актуален как для преподавателя, так и для студента. Рефлексия может быть организована в форме опроса в социальной сети. Преподавателю опрос позволит оценить, насколько успешно идет усвоение материала (темы, раздела), и получить отзыв на свою работу, а студентам - подытожить, чему они научились, что поняли, а что оказалось сложным для понимания [15].

А.В. Романтовский, предлагая использовать постепенное погружение иностранного студента в мир социальной сети, рассматривает развитие последовательно приобретаемых и выполняемых пользователем функций: в их числе создание вербального образа виртуальной личности пользователя, когнитивно-информационная, креативная и игровая функции (подробнее об этом см.: [16]).

Автор выделяет три этапа вхождения студентов в социальную сеть. Первый этап квалифицируется исследователем как мир, личность, язык. Он включает освоение особенностей коммуникативного поведения, форм самопрезентации, овладение языковыми средствами, необходимыми для комфортного взаимодействия с участниками ситуации в новых обстоятельствах Второй этап - настройка коммуникации -предусматривает создание учащимися персональных подписок на новости сообществ; создание учебного сообщества для обсуждения актуальных тем; размещение постов на стене сообщества с наиболее интересными, с точки зрения обучающихся, событиями; формирование собственного контента. На третьем этапе осуществляется коммуникация: обучающиеся учатся выражению специфических коммуникативных интенций; развивают коммуникативные навыки применения вербальных/невербальных средств общения; овладевают сетевым этикетом. Эффективность реализации выделенных этапов базируется на методически подготовленной и продуманной деятельности преподавателя [16].

В научно-методической литературе имеют место работы, свидетельствующие о том, что использование социальных сетей в процессе обучения вызывает много сомнений у преподавателей. Как и любое другое средство обучения, социальные сети обладают рядом недостатков: трудоемкость организации и поддержания учебного процесса, огромный информационный и коммуникационный поток, привязка к компьютеру и гаджетам, сложность оценивания, пренебрежение сетевым этикетом, слабые навыки студентов по распределению рабочего и свободного времени, распространенность аморального контента [6. С. 332]. Несомненно, начиная работу со студентами в социальной сети, необходимо взвесить все «за» и «против», оценить риски с целью предупредить отрицательный результат.

Исследование и результаты

Для ознакомления с реальным опытом использования преподавателями современных технологий, в группе «Преподаватели РКИ» в Facebook нами был предложен открытый опрос, целью которого было выяснить, используют ли преподаватели интернет-коммуникацию, в том числе коммуникацию в социальных сетях, в своей профессиональной практике, и если используют, то каким образом. В опросе приняли участие 30 преподавателей из 13 стран (ознакомиться с вопросами и результатами опроса можно по ссылке https://docs.google.com/forms/ d/1SlYDSbfhH-0RoZelZ_xGW6n3-qreYoAQJ4CO7_8G7_Y/edit). В качестве самых популярных социальных сетей участниками опроса были выделены «ВКонтакте», Instagram и Facebook. В рамках исследования были рассмотрены возможности каждой из них в аспекте применения в

обучении русскому языку как иностранному. В итоге для организации работы со студентами была выбрана социальная сеть «ВКонтакте». Она обладает рядом преимуществ, к числу которых исследователи-методисты относят, в частности, использование «знаков различных семиотических систем (в том числе в форме креолизованного текста)» [17. C. 158]. Функционал сети широк и разнообразен, он позволяет быстро распространять и получать информацию. Социальная сеть «ВКонтакте», будучи российской сетью, является частью культуры русского народа, что расценивается как дополнительное преимущество при выборе этой социальной сети для обучения иностранцев.

Начиная учебную деятельность при посредстве социальной сети, необходимо создать виртуальную группу. Функционал группы «ВКон-такте» позволяет организовать обучение всем видам речевой деятельности. Для обучения чтению имеется возможность размещать тексты в виде отдельного поста, статьи или ссылки на сторонний ресурс. Вопросы к тексту могут быть представлены в посте, комментариях, в виде опроса. Записи для обучения аудированию могут занять место в разделах «аудиозаписи», «видеозаписи». Вопросы к аудиотексту могут быть размещены в тех же форматах, как и к тексту по чтению. Имеется возможность разместить визуальные опоры. Организовать работу по развитию письменных навыков учащихся возможно путем размещения поста на стене. Пост может содержать визуальный контент: картинку или видео, при помощи которых происходит переход к созданию письменного текста.

Наиболее эффективна организация работы группы таким образом, чтобы студенты оставляли ответы в комментариях, и когда преподаватель исправляет ошибки одного студента, другие видят их и могут выполнить самопроверку. Для организации обучения навыкам говорения преподаватель имеет возможность дать студентам задание записать собственное видео и выложить его в группу. Также имеется возможность записи голосового сообщения, но его прослушивание будет доступно только преподавателю. В соцсети «ВКонтакте» иностранный студент находит русского друга, в диалоге с которым практикует устную и письменную речь.

Весомым преимуществом сети является возможность размещать ссылки на сторонние ресурсы. Это значительно расширяет возможности преподавателя РКИ. Интерфейс «ВКонтакте» является аналогичным интерфейсу социальной сети Facebook, участниками которой являются пользователи из многих стран мира.

С целью включения иностранных студентов в обучение русскому языку посредством виртуальной коммуникации в рамках данного исследования в сети «ВКонтакте» была создана группа «Русский язык как иностранный». Участниками группы стали китайские студенты, владе-

ющие русским языком на уровне В1+. В созданной группе размещались домашние задания по курсу «Практика устной и письменной речи». Материалом для заданий послужили тексты о Сибири. Обращение к сибирскому материалу обосновано тем, что иностранные студенты, приезжая на учебу в Сибирь, должны как можно больше узнать об этом регионе России, значимом в социокультурной жизни страны. Источником текстов стали социальные сети, блоги и сайты о Сибири.

Задания в социальной сети были нацелены на развитие у студентов разных видов компетенций: коммуникативной компетенции (способность к реальному общению в виртуальном мире адекватно целям, сферам, ситуациям общения); готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию (умения и навыки, учитывающие, с кем студент говорит, где говорит и с какой целью); речевой компетенции (знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка и способности такими способами пользоваться в процессе виртуального общения); социолингвистической компетенции (умение выбрать нужную форму в зависимости от условий коммуникативного акта: ситуации, коммуникативной цели, социальной роли); лингвострановедческой компетенции (знание традиций, реалий, достопримечательностей Сибирского региона; способность извлекать из единиц языка страноведческую информацию и пользоваться ею).

Работа в группе в социальной сети «ВКонтакте» включала: 1) подготовку студентов к коммуникации в социальной сети; 2) взаимодействие в рамках социальной сети; 3) обучение речевой деятельности.

Первый блок заданий был направлен на подготовку студентов к работе в данной социальной сети. Мы исходим из того, что на начальном этапе студентам необходимо знать основную лексику, которая используется для обозначения функционала социальных сетей, поэтому обучающимся был предложен лексический минимум на русском языке: он позволил узнать или уточнить основные термины, применяемые в виртуальной коммуникации в социальной сети «ВКонтакте». Подготовительный этап осуществлялся в офлайн-формате. На этом этапе работы предусмотрены следующие задачи: 1) обучить лексическому минимуму, который необходим для обеспечения виртуальной коммуникации в социальной сети «ВКонтакте»; 2) обучить языковым особенностям самоидентификации личности на персональной странице; 3) сформировать в социальной сети собственный образ.

Второй блок заданий разработан для формирования у студентов представления о сетевом этикете, а также для формирования навыка выражения интенций в условиях виртуального общения. На втором этапе были поставлены следующие задачи: 1) создать учебное сообщество; познакомить с правилами сетикета; 2) обучить выражению специфических коммуникативных интенций (запрос информации, выра-

жение проблемы, просьба, комплимент); 3) сформировать индивидуальный набор отслеживаемых сообществ; 4) познакомить студентов с микрожанром социальной сети - мемом. Работа на этом этапе осуществлялась в закрытой группе «ВКонтакте».

Третий блок заданий разработан для обучения иностранных студентов чтению, аудированию, говорению и письму. Задачи третьего этапа предусматривали развитие у студентов навыков речевой деятельности, в том числе посредством вовлечения в языковые игры.

В рамках данной статьи приведены примеры заданий для первого и третьего блоков. Задания первого блока рекомендуется использовать в том порядке, в котором они приведены. Задания третьего блока включали задания по всем видам речевой деятельности (чтению, аудированию, говорению, письму), в том числе игровые задания, направленные на развитие речевой деятельности. Специальное внимание следует обратить на расположение заданий, чтобы, зайдя в группу, студенты выполняли их в методически правильном порядке: предтекстовые, при-текстовые, послетекстовые.

Продемонстрируем некоторые апробированные в работе с иностранными студентами типы заданий и методические установки к ним.

Подготовка студента к коммуникации в социальной сети.

Работа с лексическим минимумом

Задание 1. Прочитайте лексический минимум для коммуникации в социальной сети «ВКонтакте». Найдите слова, которые идентично звучат на русском языке и на вашем родном языке.

ПРИМЕЧАНИЕ. Дефиниции предлагаются студентам в упрощенном варианте.

Социальная сеть - сайт для размещения информации о себе и коммуникации с другими людьми.

Сидеть в социальной сети - быть активным участником общения в социальной сети.

Профиль/страница в социальной сети - место в социальной сети, где человек размещает информацию о себе.

Пост/публикация/запись на стене - информационный блок, размещенный пользователем в социальной сети. Пост может содержать текст, изображение, аудио- или видеозапись.

Выложить/опубликовать пост/публикацию - разместить пост на странице в социальной сети.

Стена - место на странице или в группе в социальной сети, где человек размещает посты.

Прикрепить фото - добавить к посту фотографию.

Добавить в друзья - предложить человеку стать другом в социальной сети.

Поставить лайк - оценить пост. Сказать «мне нравится» в социальной сети.

Комментарий (написать/оставить комментарий) - выражение личного отношения к посту на странице друга или в группе.

Смайл - небольшое графическое изображение для выражения эмоций. Смайлик - уменьшительно-ласкательная форма.

Эмодзи - язык смайликов.

Стикер - крупное графическое изображение, которое помогает выразить эмоции.

Голосовое сообщение - звучащее сообщение.

Лента новостей - индивидуальная подборка постов друзей и новостей из групп.

Сториз - короткое видео или фото в социальной сети, которое можно посмотреть в течение 24 ч.

Сделать репост - поделиться постом/публикацией на своей стене.

Группа, паблик - сообщество в социальной сети, участники которого объединены общими интересами.

Вступить в группу/паблик - стать участником группы по интересам.

Ссылка - адрес сайта.

Хэштег - ключевое слово или несколько слов, которые используются в социальных сетях для распределения сообщений по темам.

Блогер - человек, который ведет свой блог в социальных сетях или на сайте.

Сетевой этикет - правила поведения в сети Интернет.

Задание 2. Соедините слово и картинку с его значением.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для выполнения этого задания необходимо к каждому предложенному слову подобрать картинки, перемешать их и предложить студентам соединить слово и картинку.

Хештег, стикер, голосовое сообщение, комментарий, смайлик, репост, лайк.

Задание 3. Вставьте пропущенные слова в нужной форме.

ссылка сообщение отправить группа добавить страница стена пост лайк сидеть

1. Мои друзья из России сидят в социальной сети «ВКонтакте». Я тоже хочу создать_в ней.

2. «ВКонтакте» можно ____________ в друзья преподавателя.

3. Тебе нужно пройти по ____________ , чтобы попасть на сайт.

4. Если долго ____________ в социальных сетях, можно испортить зрение.

5. Я вступил в_«Я люблю русский язык».

6. Я не могу я сейчас в гостях.

7. На

тебе голосовое сообщение, потому что

нет пока ни одной записи.

8. Маша выложила новый

на своей стене. Я поста-

вил ей

Задание 4. Составьте предложения со словами и словосочетаниями: опубликовать сториз, блогер, выложить пост, группа.

Задание 5. В сети «ВКонтакте» изучите страницы 2 известных личностей: певицы Полины Гагариной и музыканта Дениса Мацуева. Ответьте на вопрос: из каких основных разделов состоит профиль «ВКонтакте »?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Преподаватель делает скриншоты страниц «ВКонтакте» известных личностей. Студенты должны проанализировать их и отметить, что профиль состоит из таких разделов, как Ф. И. О., дата рождения, город проживания, семейное положение, образование, место работы, родной город, языки, дети, вуз, факультет, специальность, контактная информация, деятельность, о себе, фотография.

Задание 6. В каком падеже указан месяц в дате рождения? А год? Спросите у пяти одногруппников, когда они родились, и напишите даты рождения словами. МОДЕЛЬ: Ван Ли родилась пятого апреля (одна) тысяча девятьсот девяносто четвертого года.

Задание 7. Мужчина и женщина: кто замужем, а кто женат?

Задание 8. Образуйте однокоренные слова: ум, креативность, доброта, честность, красота, здоровье, власть, богатство, смелость, упорство, юмор, жизнелюбие.

Задание 9. Какая ваша любимая книга? Расскажите о ней. Кто ее автор? О чем она?

Задание 10. Какой ваш любимый фильм? Расскажите его сюжет. Какие актеры в нем снимались?

Задание 11. Рассмотрите фотографии людей на их странице в сети «ВКонтакте». Опишите их: как выглядит человек? Как вы думаете, какая у него профессия? Какими чертами характера он обладает?

Изучение структуры страницы «ВКонтакте»

ПРИМЕЧАНИЕ. Для реализации данного задания преподавателю необходимо подобрать 3-4 фотографии людей, которые отражали бы различные виды деятельности и характеры людей.

Задание 12. У вас есть хобби? Разделитесь на пары и расскажите про хобби своему партнеру.

Задание 13. Расскажите о себе: какими качествами характера вы обладаете, чем вам нравится заниматься, что вас вдохновляет?

Задание 14. Создайте свой профиль «ВКонтакте». Заполните все разделы. Добавьте в друзья своих одногруппников. Вступите в группу https://vk.com/clubRFL.

ПРИМЕЧАНИЕ. В конце занятия преподаватель предупреждает студентов, что дальнейшая коммуникация будет проходить в группе «ВКонтакте», в которую они вступят, когда создадут свои страницы.

Задание 15. На своей странице вы заполняли раздел «Интересы». В сети «ВКонтакте» существует много групп по интересам, в каждой из которой публикуются новости и полезные материалы в этой сфере. Найдите три группы, которые отвечают вашим интересам, и вступите в них. Сделайте репосты интересных новостей из этих групп, чтобы ваши друзья в сети «ВКонтакте» видели, чем вы увлекаетесь.

ПРИМЕЧАНИЕ. После того как студенты вступят в группы и сделают репосты, преподаватель анализирует интересы студентов и предлагает им подборку полезных групп по интересующим их темам. Преподавателю необходимо также подготовить отдельный пост со списком групп, в которые рекомендуется вступить каждому студенту, чтобы быть в курсе новостей университета и знать ресурсы, которые он предоставляет студентам. В рамках апробации задания студентам была предложена подборка групп Томского государственного университета.

Обучение речевой деятельности. Чтение

Работу по чтению продемонстрируем на примере текста «Акция "Бессмертный полк"».

Цель: развить у студентов навык ознакомительного чтения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Тему, посвященную 9 Мая, считаем обязательной в работе с иностранными студентами; вовлекаем студентов в разного рода мероприятия, конкурсы и т.д. Особенно актуально тема прозвучала в 2020 г. в связи с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии и в условиях пандемии коронавируса показала сплоченность людей

всего мира. Важным представляется подчеркнуть, что идея «Бессмертного полка» родилась в Томске.

Задание 1. Знаете ли вы про акцию «Бессмертный полк»? Пройдите опрос.

ВАРИАНТ РАЗМЕЩЕНИЯ. Задание к тексту размещено в виде отдельного поста с опросом.

Задание 2. Прочитайте текст. Как вы понимаете словосочетание «Бессмертный полк»? Ответ напишите в комментарии.

«Бессмертный полк» - это общественная акция, которая помогает сохранить память об участниках Великой Отечественной войны. Такая акция проходит во всех городах России и в некоторых других странах. 9 Мая во время парада Победы участники проходят колонной и несут транспаранты с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны. На сайте moypolk.ru каждый участник может опубликовать фотографии и краткие биографии своих родственников-ветеранов. Встать в колонну с фотографией ветерана может человек любого вероисповедания, любой национальности и любых политических взглядов.

Акцию «Бессмертный полк» инициировали журналисты Томска. Впервые она состоялась 9 Мая 2012 г. в Томске. В 2013 г. к акции присоединились города Сибири (Красноярск, Барнаул, Омск, Новосибирск) и другие города России. В 2015 г. акцию поддержали 15 стран: Норвегия, Ирландия, Эстония, Азербайджан, Ливан, Республика Корея, США, Германия, Австрия и др.

С помощью сайта moypolk.ru можно найти информацию о своих родственниках, которые принимали участие в войне. В 2020 г. принять участие в акции «Бессмертный полк» можно онлайн. Также 9 Мая в 19.00 по местному времени любой человек может выйти на балкон с фотографией своего ветерана и спеть песню «День Победы».

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1. В чем главная идея акции?

2. Проходит ли акция «Бессмертный полк» в вашей стране?

3. Есть ли в вашей стране похожие акции? Если да, расскажите о них.

Обучение речевой деятельности. Аудирование

Продемонстрируем работу по аудированию на примере радиотекста «Первое общежитие ТГУ».

Цель: развить у студентов навыки аудирования.

ПРИМЕЧАНИЕ. Источник: http://radio-blagovest.ru/?p=7306 21:00-22:20

Задание 1. Подберите синонимы к словам и словосочетаниям. Ответы напишите в комментарии.

ВАРИАНТ РАЗМЕЩЕНИЯ. Задания размещаются в виде отдельного поста.

1. В полном составе. 2. Прислуга. 3. Просторный. 4. Негласная система. 5. Одноместный.

А. Помощник по хозяйству. Б. Для одного человека. В. Все. Г. Большой. Д. Тайный, секретный.

Задание 2. Послушайте фрагмент радиовыпуска «О томском студенчестве». Текст рассказывает о том, как жили в общежитии первые студенты Императорского Томского университета. Первое общежитие Университета было открыто в 1888 году и находилось по адресу пр. Ленина 34, в здании, в котором сейчас располагается третий корпус ТГУ. Обозначьте цифрами пропущенные слова. Ответы напишите в комментарии.

ВАРИАНТ РАЗМЕЩЕНИЯ. Задание размещается в виде отдельного поста, который состоит из фрагмента радиовыпуска «О томском студенчестве» радиостанции «Благовест» (http://radio-blagovest.ru/?p=7306) и текста к заданию.

- Первые студенты, они целиком, в полном составе, разместились

в общежитии, 1)_человека. Там было 2)_комнат, на двоих, на

3)_, даже была специальная комната для приема гостей, была столовая, была библиотека, была прислуга, то есть она могла организовать услуги по уборке комнаты, стирке вещей и так далее. И, кстати говоря, была такая интересная система в этом общежитии, когда самые первые студенты, которые заселились, которым повезло заселиться в это общежитие, там было очень просторно, знаете, двухместный номер, так сказать, двухместная комната, была размером 4)_квадратных метров, а однокомнатная 5)_квадратных метров.

- Это нормально.

- Сейчас у нас 16 квадратных метров на 6)_человек. Но была такая негласная система - 7)_окно на одного студента. То есть

если видишь, что в комнате одно окно, значит это одноместная комната. Если 8)_окна, то двухместная.

Задание 3. Послушайте фрагмент радиовыпуска еще раз и отметьте, верны ли утверждения. Ответы напишите в комментарии.

ВАРИАНТ РАЗМЕЩЕНИЯ. Задания размещаются в виде опросов.

1. В общежитие поселились все студенты, которые учились в Университете в то время (да/нет).

2. В общежитии были только комнаты (да/нет).

3. Студенты сами убирали комнату и стирали вещи (да/нет).

4. Комнаты в общежитии были большие (да/нет).

5. В настоящее время студенты живут в общежитии в таких же условиях, как раньше (да/нет).

6. Если в комнате одно окно, значит, в ней живет один человек, если два окна, то живут два человека (да/нет).

Обучение речевой деятельности. Говорение

Цель: развить у студентов речевой навык, который позволит ему общаться на уровне общепринятого бытового общения.

Задание 1. Каждый из вас живет или жил в общежитии. Представьте, что вы записываете видео для своего друга, в котором рассказываете, как вы живете в общежитии ТГУ. Расскажите ему, сколько человек живут в одной комнате, чем они увлекаются, как и где вы готовите еду, со студентами из каких стран живете, что вам нравится в общежитии, а что не нравится. Запишите такое видеосообщение на 1,5-2 минуты и выложите его в группу.

ВАРИАНТ РАЗМЕЩЕНИЯ. Задание размещено в виде отдельного поста.

Обучение речевой деятельности. Письмо

Задания на развитие навыков письма продемонстрируем на примере сочинений «Мое любимое место в Томске» и «Зима в Сибири», которые предлагается написать в разное время.

Цель: развить у студентов навык написания сочинения-описания.

Задание 1. Напишите сочинение на тему «Мое любимое место в Томске». Расскажите, что это за место, что вы знаете о нем, какие эмоции у вас вызывает это место, что именно вам там нравится. Если хотите, можете прикрепить свои фотографии.

ВАРИАНТ РАЗМЕЩЕНИЯ. Задание размещено в виде отдельной записи на стене группы.

Задание 2. Создайте пост на тему «Зима в Сибири» и опубликуйте его на своей стене «ВКонтакте ». Расскажите своим друзьям «ВКонтакте » о том, как вы пережили первую зиму в Сибири. Чем сибирская зима отличается от зимы в вашей стране? Какую одежду вы носили зимой? Какая погода была зимой? Какие развлечения популярны в Сибири зимой? Что вас удивило? Если у вас есть зимние фотографии, прикрепите их к посту.

Задание 3. Напишите комментарий к посту «Зима в Сибири» своему одногруппнику. Выразите свое удивление или сделайте ему комплимент.

ВАРИАНТ РАЗМЕЩЕНИЯ. Задание размещено в виде отдельного поста.

Заключение

Анализ научной литературы, использование опросных методик и апробация разработанных учебных занятий, нацеленных на развитие всех видов речевой деятельности, дали основание к заключению, что социальные сети характеризуются высоким лингвометодическим потенциалом в обучении русскому языку как иностранному. Организация учебных занятий при посредстве социальной сети «ВКонтакте» подтвердила представление об эффективности обучения иностранных студентов русскому языку.

Разработанные и апробированные задания в рамках данной образовательной технологи продемонстрировали результативность в развитии у студентов речевой, социокультурной, лингвострановедческой и, как результат, коммуникативной компетенций. Социальная сеть обеспечила эффективное взаимодействие преподавателей со студентами и студентов внутри группы. В период пандемии коронавируса, когда в приоритете оказалось онлайн-обучение и смешанное обучение, размещение заданий на платформе социальной сети стало альтернативой проведения занятий, разнообразило учебный процесс, позволило создать психологически благоприятную атмосферу для изучения студентами русского языка. Обучение РКИ при посредстве социальной сети способствовало развитию медиаинформационной грамотности, необходимой студенту цифровой эпохи.

Литература

1. Кочергин И.Г., Преликова Е.А. Развитие социальных сетей экологической направ-

ленности // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28). С. 278-285.

2. Иванько А.Ф., Ущенко Г. В. Образовательные возможности Facebook // Вестник

МГУП имени Ивана Федорова. 2015. № 6. С. 43-45.

3. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. посо-

бие для вузов. М. : Высш. шк., 2003. 334 с.

4. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы разви-

тия // Гуманитарная информатика : сб. ст. / под ред. Г.В. Можаевой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. Вып. 6. С. 124-134.

5. Ткаченко И. С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в

образовательном процессе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. С. 44-50.

6. Черемисин А.Г., Багдасарова Д.Г. Образование и социальные сети: положительные

и отрицательные аспекты их использования // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 328-334.

7. Кергилова Н.В., Сазонова О.К. Использование социальных сетей в образовательном

процессе вуза (на примере группы «ВКонтакте» «Педагогика и не только») // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 87-92.

8. Балыгхина Т.М. Квалификационные требования к педагогам русского языка как ино-

странного / сост. Т.М. Балыхина. М. : Российский университет дружбы народов, 2014. 16 с.

9. Гончаренко Н.В. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях

по русскому языку как иностранному // Социосфера. Педагогика. 2014. № 1. С. 213216.

10. Герасименко И.Е. Использование социальных сетей при обучении РКИ // Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС ВО 3++ : материалы XLVI науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого / под общ. ред. В.А. Панина. 2019. С. 111-112.

11. Скляр Е. С. Роль социальных сетей в изучении русского языка как иностранного // Региональный вестник. 2019. № 9 (24). С. 40-41.

12. Хромов С. С., Гуляева Н.А., Апальков В.Г., Никонова Н.К. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе // Открытое образование. 2015. № 2. С. 75-81.

13. Мушникова Ю.С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе // Молодой ученый. 2017. № 33. С. 62-63.

14. Добренко Е.И., Соколова Е.В. Использование социальных сетей в процессе преподавания РКИ // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе : материалы VI Междунар. науч.-метод. конф. СПБ. : СПБ. горный ун-т. 2017. С. 280-283.

15. Онорин Д.Е. Влияние социальных сетей на преподавание иностранного языка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. С. 168-173.

16. Романтовский А.В. Возможности использования социальных сетей в обучении РКИ // Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/webinar.php?webinarId=6 (дата обращения: 28.02.2021).

17. Самсонова Е.А Молодежь в социальных сетях: к вопросу о типологии соцсетей // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М. : Фак-т журн. МГУ, 2021. С. 157-158.

Сведения об авторах:

Нестерова Наталья Георгиевна - доктор филологических наук, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия). E-mail: nesterovatomsk@mail.ru

Туманова Дарья Алексеевна - педагог, Институт образования, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия). E-mail: dasha-tumanova@yandex.ru

Поступила в редакцию 15 апреля 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Linguistic and methodological possibilities of social networks in teaching Russian as a foreign language

Nesterova N.G., D.Sc. (Philology), Professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: nesterovatomsk@mail.ru

Tumanova D.A., education specialist, Institute of Education, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). Email: dasha-tumanova@yandex.ru

DOI: 10.17223/19996195/54/15

Abstract. In the article the linguistic and methodological possibilities of using social networks as an educational technology in the methodology of teaching Russian as a foreign language were explored. The merits of social networks in the organization of various forms of learning, as a tool for information, as an additional form of motivation for students to learn and as a platform for implementing the principle of student-centeredness were analyzed. The

advantages of social networks in terms of effective communication between the subjects of the educational process in the context of blended learning were reviewed. The possibilities of forming "soft" competencies and media-information literacy of foreign students were noted. The results of the application of the social network in the work with foreign students studying Russian language at TSU were presented. We proposed a variant of integration of international students in the Russian-speaking social network "VKontakte": integration is carried out in stages and includes training students to communicate in the social network, interaction within the social network, training of speech activity. As a part of the research a survey of students and teachers of Russian as a foreign language from different countries was conducted. The results of the survey were obtained an understanding of social networks in teaching of foreign languages abroad. The social network "VKontakte" was chosen and justified as a convenient platform for working with students. This social network is an element of Russian media culture, which contributes to the formation of linguocultural and communicative competence in foreign students. "VKontakte" has functional advantages compared to other social networks. The article gives examples of tasks for the development of all kinds of speech activity (listening, reading, speaking, writing), as well as linguistic games that can be organized in a "VKontakte" group. Practical tasks are based on the stages of integration of a foreign student into the Russian-speaking social network. The possibilities of using social networks at different levels of proficiency in Russian as a foreign language were considered. According to the results of the study and testing fragments of classes in a social network concluded the feasibility and effectiveness of this educational technology in the methodology of teaching Russian as a foreign language in blended learning.

Keywords: Russian as a foreign language; social network; pedagogical technology; speech activity; linguistic and methodological possibilities; speech activity; media information literacy

References

1. Kochergin I.G., Prelikova E.A. (2013) Razvitiye sotsial'nykh setey ekologicheskoy napravlennosti [Development of environmental social networks] // Scientific notes: electronic scientific journal of Kursk State University. 4 (28). pp. 278-285.

2. Ivan'ko A.F., Ushchenko G.V. (2015) Obrazovatel'nyye vozmozhnosti Facebook [Educational opportunities of Facebook] // Vestnik MGUP imeni Ivana Fodorova, 6. pp. 43-45.

3. Schukin A.N. (2003) Metodika prepodavania russkogo yazika kak inostrannogo [Methodology of teaching Russian as a foreign language]: Uchebnoe posobie dl'ya vuzov / A.N. Schukin. M.: Vysh. shk.

4. Feshchenko A.V. (2012) Social'nye seti v obrazovanii: analiz opyta i perspectivy razvitia [Social networks in education: analysis of experience and prospects for development] // Gumanitarnaya informatika: sbornik statey / Pod red. G. V. Mozhaevoy. Tomsk: Izd-vo Tom. Un-ta. pp. 124-134.

5. Tkachenko I. S., Bogatyreva U.I. (2019) Ispol'zovaniye vozmozhnostey social'nykh setey v obrazovatel'nom protsesse [Using the power of social networks in the educational process] // Nauchniy rezultat. Pedagogika i psichologia obrazovaniya. pp. 44-50.

6. Cheremisin A.G., Bagdasarova D.G. (2017) Obrazovanie i social'nye seti: pologitel'niye i otricatel'niye aspecti ikh ispol'zovaniya [Education and social networks: positive and negative aspects of their use] // Vestnik Donetskogo pedagogicheskogo instituta. pp. 328334.

7. Balykhina T.M. (2014) Kvalifikacionniye trebovaniya k pedagogam russkogo yazyka kak inostrannogo [Qualification requirements for teachers of Russian as a foreign language] / Sost. T.M. Balykhina. M.: Rossiyskiy universitet druzhby narodov. 16 p.

8. Kergilova N.V., Sazonova O.K. (2017) Ispol'zovaniye social'nyh setey v obrazovatel'nom processe vuza (na primere gruppy Vkontakte "Pedagogika i ne tol'ko") [The use of social networks in the educational process of the university (the example of the Vkontakte group "Pedagogy and not only")] // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. pp. 87-92.

9. Goncharenko N.V. (2014) Informacionnye technologii v obuchenii audirovaniyu na zanyatiyah po russkomu yaziku kak inostrannomu [Information technology in teaching listening in Russian as a foreign language lessons] // Sociosphera. Pedagogika. pp. 213— 216.

10. Gerasimenko I.E. (2019) Ispol'zovaniye social'nyh setey pri obuchenii RKI [Using social media in the teaching Russian as a foreign language] // Razrabotka uchebno-metodicheskogo obespecheniya dlya vnedreniya innovacionnykh metodov obucheniya pri realizatsii FGOS VO 3++.

11. Sklyar E.S. (2019) Rol' social'nykh setey v izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo [The role of social media in learning Russian as a foreign language] // Regional'niy vest-nik. pp. 40-41.

12. Khromov S.S., Gulyayeva N.A., Apal'kov V.G., Nikonova N.K. (2015) Informacionno-kommunikacionniye tehnologii v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo na na-chal'nom etape [Information and communication technologies in teaching Russian as a foreign language at the initial stage] // Otkrytoye obrazovaniye. pp. 75-81.

13. Mushnikova U.S. (2017) Social'nye seti kak interaktivnaya forma obucheniya inostrannomu yaziku v starshey shkole [Social media as an interactive form of foreign language teaching in high school] // Molodoy ucheniy. pp. 62-63.

14. Dobrenko E.I., Sokolova E.V. (2017) Ispol'zovaniye social'nyh setey v protsesse prepo-davaniya RKI [The use of social media in teaching of Russian as a foreign language] // Aktual'niye problemy gumanitarnogo znaniya v tehnicheskom vuze. pp. 280-283.

15. Onorin D.E. (2016) Vliyaniye social'nykh setey na prepodavaniye inostrannogo yazika [The impact of social media on foreign language teaching] // Vestnik PGGPU. Psicholog-icheskiye i pedagogicheskiye nauki. pp. 168-173.

16. Romantovskiy A.V. Vozmozhnosty ispol'zovaniya social'nyh setey v obuchenii RKI [Opportunities of using social networks in teaching Russian as a foreign language] https://webinar.pushkininstitute.ru/webinar.php?webinarId=6 (Accessed: 28.02.2021).

17. Samsonova E.A. (2021) Molodyozh v social'nyh setyakh: k voprosu o tipologii sotssetey [The youth in social networks: to the question of the social networks typology] // Zhurnal-istika v 2020 godu: tvorchestvo, professia, industriya. M.: Fak. Zhurn. MGU. pp. 157158.

Received 15 April 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.