Научная статья на тему 'ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВКОНТАКТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завадская Анастасия Викторовна, Исаева Ольга Викторовна, Слонь Ольга Васильевна

На сегодняшний день социальные сети являются средством виртуального общения людей любых возрастов независимо от страны проживания и родного языка. Их потенциал может быть использован и в образовательных целях. Социальные сети являются эффективным инструментом повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка, в том числе и русского как иностранного. В данной статье представлен опыт использования социальной сети ВКонтакте в преподавании русского языка иностранным студентам медицинского вуза. Авторами был выявлен лексический и грамматический минимум, необходимый студентам-медикам для успешной профессиональной коммуникации на русском языке. Представленная в статье система работы по закреплению лексико-грамматических знаний путем использования ресурсов социальных сетей может быть использована и в работе со студентами других направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завадская Анастасия Викторовна, Исаева Ольга Викторовна, Слонь Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF SOCIAL NETWORKS IN TEACHING RUSSIA TO FOREIGN STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

Today, social networks are a means of virtual communication for people of all ages, regardless of country of residence and native language. Their potential can be used for educational purposes as well. Social networks are an effective tool to increase students' motivation to learn a foreign language, including Russian as a foreign language. The article presents the experience of using the social network VKontakte in teaching Russian to foreign students of a medical school. The authors identified the lexical and grammatical minimum necessary for medical students for successful professional communication in Russian. The system presented in the article to consolidate lexical and grammatical knowledge by using the resources of social networks can be used in the work with the students of other areas of training.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 378.147 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-256-268

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

| А.В. Завадская, О.В. Исаева, О.В. Слонь

Аннотация. На сегодняшний день социальные сети являются средством виртуального общения людей любых возрастов независимо от страны проживания и родного языка. Их потенциал может быть использован и в образовательных целях. Социальные сети являются эффективным инструментом повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка, в том числе и русского как иностранного. В данной статье представлен опыт использования социальной сети ВКонтакте в преподавании русского языка иностранным студентам медицинского вуза. Авторами был выявлен лексический и грамматический минимум, необходимый студентам-медикам для успешной профессиональной коммуникации на русском языке. Представленная в статье система работы по закреплению лексико-грамматических знаний путем использования ресурсов социальных сетей может быть использована и в работе со студентами других направлений подготовки.

256

Ключевые слова: русский язык как иностранный, язык специальности, грамматика русского языка, медико-биологический профиль, медицинский вуз, социальные сети, ВКонтакте.

Для цитирования: Завадская А.В., Исаева О.В., Слонь О.В. Лингводидактический потенциал социальных сетей при обучении русскому языку иностранных студентов медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Часть 1. С. 256-268. DOI: 10.31862/20739613-2022-2-256-268

© Завадская А.В., Исаева О.В., Слонь О.В., 2022

l/jjji о I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF SOCIAL NETWORKS IN TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

| A.V. Zavadskaya, O.V. Isaeva, O.V. Slon

Abstract. Today, social networks are a means of virtual communication for people of all ages, regardless of country of residence and native language. Their potential can be used for educational purposes as well. Social networks are an effective tool to increase students' motivation to learn a foreign language, including Russian as a foreign language. The article presents the experience of using the social network VKontakte in teaching Russian to foreign students of a medical school. The authors identified the lexical and grammatical minimum necessary for medical students for successful professional communication in Russian. The system presented in the article to consolidate lexical and grammatical knowledge by using the resources of social networks can be used in the work with the students of other areas of training.

Keywords: Russian as a foreign language, specialty language, grammar of the Russian language, medical and biological profile, medical university, social networks, VKontakte.

Cite as: Zavadskaya A.V., Isaeva O.V., Slon O.V. Linguodidactic Potential of Social Networks in Teaching Russian to Foreign Students of a Medical University. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 2, part 1, pp. 256-268. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-256-268

Жизнь современного человека трудно представить без использования Интернета. Интернет предлагает людям огромные возможности для работы, обучения, общения, получения разнообразной информации. Современные средства связи дают возможность выходить в интернет в любое время практически в любом месте.

С распространением интернета началось и активное развитие социальных сетей, под которыми понимаются «специальные онлайн-сервисы с возможностью виртуального общения и контакта посредством письменных или видеосообщений» [1, с. 17]. Они являются средством, объединяющим людей любых возрастов независимо от страны проживания/обучения и родного языка. Сегодня социальные сети вышли за пределы интернет-коммуникации. Чаще всего они становятся торговой

площадкой, на которой реализуются те или иные товары, услуги. Появились даже новые специальности, связанные с разработкой и продвижением аккаунтов в социальных сетях: SMM-специалист, контент-менеджер, таргетолог и др.

Однако потенциал социальных сетей может быть использован и в образовательных целях. Об этом говорил еще более 10 лет назад Э.Г. Азимов: «С точки зрения организации учебного взаимодействия отмечаются следующие преимущества социальных сетей: 1) современные молодые люди в настоящее время проводят много времени в социальных сетях, общение в них, получение информации с их помощью является привычным и естественным; 2) студенты могут общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и друг с другом, создавая

257

258

виртуальные мини-сообщества (что вполне естественно для всех пользователей социальных сервисов); 3) у преподавателя значительно расширяется канал связи и возможности общения со студентами, он может сообщать дополнительную информацию, становиться не только наставником, но и одним из участников коммуникации, общаться со студентами, с которыми по той или иной причине затруднен реальный контакт» [2, с. 50].

Социальные сети, применяемые в рамах технологии смешанного обучения, выступают как эффективный инструмент повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. На это указывают ряд ученых, например, А.Г. Соломати-на [3], А.Н. Кислов [4], Г.Б. Сайфутдинова [5] и др. Так, А.Н. Кислов отмечает, что «применение социальных сетей в образовательном процессе способствует повышению мотивации обучающихся, стимулирует развитие их творческих способностей и познавательный интерес» [3].

Ю.Б. Киняшева обращает внимание на то, что «применение сетевых ресурсов в образовательном процессе продиктовано современными условиями жизни, но при этом должно быть дозировано, являясь вспомогательным инструментом преподавателей и студентов» [6, с. 127]. На сегодняшний день существует ряд работ, авторы которых представляют свой опыт по внедрению ресурсов социальных сетей в учебный процесс (Н.В. Родионова, М.Н. Иранская [7], Бен Ромдан Сами [8], Е.В. Огрызко [9]). В большей части работ рассматриваются примеры использования социальной сети ВКонтакте. Данный факт объясняется тем, что в России данный ресурс является самым популярным среди молодежи. Об этом свидетельствуют и данные статистики, в соответствии с которыми на октябрь 2021 г. количество активных

пользователей социальной сети Инста-грам составило 38,1 млн. человек, в то время как в социальной сети ВКонтакте — 23,8 млн. человек. Однако число сообщений в месяц в сети ВКонтакте значительно превышает число сообщений в Инстаграм (408 млн. к 135 млн.). Это позволяет аналитикам делать вывод о лидирующем положении ВКонтакте среди российских социальных медиа.

Несмотря на это в последние два года появилось немалое количество работ, обращенных к дидактическому потенциалу социальной сети Инстаграм (Л.А. Ласица [10], М.И. Ивкина [11], А.С. Букин [12] и др.). Если говорить об учебных дисциплинах, в преподавании которых возможно использование ресурсов Инстаграм, то чаще всего называется английский язык (Р.Э. Насыбуллин [13], Ю.В. Наволочная [14], И.В. Грубин [15], Е.О. Уварова, Е.Е. Лабцова [16]),реже — другие иностранные языки, в том числе и русский как иностранный. Однако публикаций, описывающих опыт применения социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному, крайне мало. Среди них следует отметить работы М.И. Ивкиной [11], И.О. Трофимова [17]. Работ, рассматривающих использование социальных сетей при работе со студентами медицинского вуза, мы не встретили вообще. В связи с этим данное исследование представляется актуальным.

Цель статьи — показать лингводидак-тические возможности социальной сети ВКонтакте при обучении русскому языку как иностранному студентов медицинского университета. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1) проанализированы научные работы, описывающие практику использования социальных сетей в образовательном процессе;

2) выявлен лингводидактический потенциал социальной сети ВКонтакте;

3) показана система работы на данной платформе с иностранными студентами-медиками при изучении русского языка.

По мнению Ю.Б. Киняшевой, «социальные сети играют особую роль в образовании, способствуют управлению теоретическими и практическими знаниями студентов. Всё это обеспечивают особенности сетей. Во-первых, удобство распространения учебно-методических материалов, что позволяет в краткие сроки обеспечить обучающихся полезной информацией по предмету. Во-вторых, получение практических навыков за счет коммуникативных возможностей сетей: развитие коммуникации, работа в команде, принятие решений, осуществление анализа ситуации, самопрезентация студента, развитие критического мышления, планирование своей деятельности и др. В-третьих, повышение интереса и вовлечение в учебный процесс при помощи активного внедрения интерактивных способов и методов работы в сетевом пространстве (онлайн-дискуссии, онлайн-тре-нинги через прямые трансляции LIVE). В-четвертых, стабильное посещение социальных сетей студентами, что способствует обеспечению максимального охвата аудитории знаниями. Следовательно, социальные сети как открытая площадка для взаимодействия всех участников образовательного процесса с точки зрения технических, педагогических, организационных и психологических аспектов удобна для системы образования» [6, с. 128].

Необычный подход к использованию социальной сети Инстаграм в процессе изучения английского языка предлагает А.С. Букин [12]. Он видит образовательный потенциал данной социальной сети в виде использования функции подписки на хэштеги. Особенно продуктивно это при работе со страноведческим материалом. Автор статьи предлагает студентам

задания следующего вида: подготовить рассказ о том, что они видят на фотографии, найденной по определенному хэштегу, использовать поисковые системы для получения дополнительной информации о том или ином объекте, представленном на фото и др. Данный вид работ может быть организован и на других платформах, т. к. хэш-теги используются сейчас повсеместно.

Я.Н. Поддубная, К.С. Котов, А.А. Слу-кина [18] предлагают систему работы для осуществления контроля усвоения лекси-ко-грамматического материала, а также сформированности навыков аудирования, говорения и письма при дистанционном обучении посредством использования социальной сети Инстаграм.

Столь активное обращение к ресурсам социальных сетей при реализации учебного процесса связано с рядом преимуществ, которыми они обладают. Р.Э. На-сыбуллин называет следующие:

• развивают коммуникативные навыки студентов быстрее, чем обычные методы;

• дают возможность изучать язык путем проб и ошибок;

• расширяют мировоззрение и восприятие студентов;

• развивают интерес и мотивируют учиться;

• способствуют лучшему пониманию нюансов языка;

• стимулируют самостоятельное изучение языка;

• помогают преодолеть языковые барьеры;

• обеспечивают общение с носителями языка;

• организуют непрерывное изучение языка [13, с. 3].

Ю.В. Наволочная отмечает, что социальные сети не только являются хорошей площадкой для развития коммуникативной компетенции, но и предоставляют возможность для решения ряда образовательных

259

260

задач, таких как управление процессом обучения; его индивидуализация и организация; включение в обсуждение неактивных или мало активных на занятиях студентов; повышение мотивации к изучению иностранного языка [14, с. 271].

Однако прежде чем привлекать социальные сети к учебному процессу, необходимо помнить о ряде требований к публикуемому материалу. А.Г. Соломатина выделяет следующие требования:

1. Разнообразие. Социальные сети предполагают использование различных видов заданий (онлайн-беседа, онлайн-дискуссия, просмотр современных аутентичных профессиональных материалов, чтение адаптированной и неадаптированной специальной литературы) и упражнений, разнообразие форм организации учебной деятельности.

2. Проблемность. Проблемы заставляют обучающихся задумываться, находить способы их решения. Проблемный подход может быть использован на различных этапах обучения.Он помогает овладеть необходимой лексикой и грамматикой изучаемого языка, развить навыки говорения, аудирования и др.

3. Учеба с удовольствием. Только изучение иностранного языка с удовольствием дает положительный результат. Обучающийся должен иметь желание обучаться, находить положительные моменты в данном процессе, знать свои цели и задачи. Опыт показывает, что удовольствие в обучении достигается различными способами, одним из которых является подбор заданий развлекательного характера. Развлекательность — это одна из основных причин использования социальных сетей в образовательном процессе [3, с. 232-233].

При языковой подготовке студентов-медиков важнейшим фактором является «осознание преподавателем основной цели-установки в овладении иностранными

учащимися русским языком. В данном случае русский язык как иностранный выступает как средство в освоении дисциплин медицинских специальностей» [19, с. 178]. В методике преподавания РКИ существует специальный термин — «язык специальности». Под ним понимается совокупность средств русского языка, которые применяются в ограниченной специальностью сфере коммуникации. Н.Н. Колесова в диссертационном исследовании «Обучение профессиональной русской речи иностранных студентов медицинского вуза (на примере жанра тематической беседы) отмечает, что «обучение языку специальности является составной частью обучения профессиональной речи» [20, с. 40]. Именно поэтому при изучении РКИ на продвинутом этапе нами был выявлен круг лексических и грамматических тем, которые непосредственно связаны с дисциплинами медико-биологического профиля.

Лексические темы, изучаемые со студентами 2-го курса, включают в себя модули «Скелет человека», «Сердечнососудистая система», «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Выделительная система», «Эндокринная система», «Ткани организма», «Витамины и их роль в обмене веществ». Каждый из этих модулей состоит из нескольких тем. Например, модуль «Скелет человека» образуют темы «Позвоночный столб», «Грудная клетка», «Скелет черепа», «Скелет верхних конечностей», «Скелет нижних конечностей».

Главная задача при работе с лексикой — не просто познакомить студентов с той или иной лексико-тематической группой, а научить использовать ее как в устной, так и письменной профессиональной речи. Для достижения данной задачи студентам недостаточно лишь знать лексику (распространенное заблуждение преподавателей нелингвистических дисциплин). Помочь

создать взаимосвязанный текст призвана грамматика. Начиная изучать русский язык как иностранный в рамках медико-биологического профиля, студенты уже владеют знаниями о правилах предложно-падежной системы именных частей речи, видовременных форм глагола, построения простых и сложных предложений с определенной целевой установкой. Однако этих знаний оказывается недостаточно для того, чтобы создавать профессионально ориентированные тексты и высказывания.

Язык медицины оперирует своим набором грамматических конструкций. Поэтому задача преподавателя РКИ в медицинском вузе сводится к изучению необходимого для успешной профессиональной коммуникации минимума грамматического материала. Так, нами был определен следующий круг грамматических тем: обозначение компонентного состава объекта, обозначение функции объекта, количественные и качественные характеристики объекта, сравнение объектов, классификация процессов, стадиальность процесса, обозначение причинно-следственных связей, изменение качественных и количественных характеристик процесса.

Данный грамматический материал вводится параллельно с той или иной лексической темой. К примеру, при отработке модуля «Скелет человека» студенты знакомятся с конструкциями, обозначающими компонентный состав объекта (Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. В состав грудной клетки входят рёбра, грудина и грудные позвонки. Плечевой пояс образован лопатками и ключицами. Скелет нижней конечности включает в себя тазовый пояс и свободную нижнюю конечность и др.); при изучении модуля «Эндокринная система» происходит знакомство с конструкциями, обозначающими причинно-следственные связи (Недостаток гормона роста является

причиной карликовости. Сахарный диабет вызван недостатком инсулина и др.) и т. д.

Для дополнительного закрепления вышеуказанного материала помимо традиционной системы упражнений могут быть привлечены и ресурсы социальных сетей. Покажем это на примере социальной сети ВКонтакте. Данная социальная сеть дает возможность публиковать посты, размещать сторис, проводить прямые эфиры.

В формате публикаций (постов) преподаватель может дублировать изученный на занятии материал. Визуальный блок может включать в себя фотографию/серию фотографий, демонстрирующих как лексический, так и грамматический материал, короткую видеозапись с объяснением данного материала. Описательный блок (под фотографиями) может содержать эту информацию в виде текста. Формат публикаций удобен тем, что студент многократно может обращаться к опубликованному материалу, повторно читать или просматривать контент.

Некоторые методисты предлагают использовать посты и для закрепления материала, публикуя в них задания или вопросы, на которые студенты должны дать ответ в комментариях к данному посту. Однако, на наш взгляд, подобная форма работы не совсем удачна:

• студент может побояться публиковать комментарий в случае неуверенности в правильном ответе;

• слабые студенты могут дублировать ответы более сильных однокурсников, т. к. комментарии к посту видны всем пользователям;

• студенты с развитой зрительной памятью могут запомнить неправильно записанные в комментариях ответы и в дальнейшем воспроизводить их;

• обратная связь с преподавателем будет осуществляться с опозданием, т. к. преподаватель сначала должен получить

261

262

ответы от всех студентов, а потом уже прокомментировать их.

Для осуществления закрепления изученного материала удобно использовать другой формат — публикацию так называемых «сторис». Данные публикации размещаются всего лишь на 24 часа. Поэтому с их помощью удобно проводить контроль в день проведения занятия или накануне следующего занятия.

На сегодняшний день функционал социальной сети ВКонтакте позволяет публиковать сторис, направленные на выбор одного или нескольких вариантов ответа, самостоятельно записывать ответ, выражать свое мнение при помощи специальных реакций и др. На наш взгляд, при работе со студентами-медиками систему сторис необходимо выстраивать таким образом, чтобы она позволяла проверить усвоение как новой лексики, так и грамматических конструкций. Данная система должна включать в себя разнотипные задания. Мы считаем, что наиболее удобно в образовательных целях использование двух типов сторис, предлагаемых сетью ВКонтакте: опрос и мнения. Рассмотрим далее способы их использования при обучении русскому языку иностранных студентов медицинского вуза.

Тип сторис «Опрос» дает возможность преподавателю проверить усвоение студентами и лексического, и грамматического материала. В блок «Тема опроса» может быть добавлено предложение или задание объемом до 80 знаков. Количество вариантов ответа может составлять от 2 до 10 позиций. Варианты ответов становятся видны пользователям только после того, как они кликнут на слово «проголосовать». Несомненным плюсом опроса, предлагаемого социальной сетью ВКонтакте, является возможность выбрать как один правильный вариант ответа, так и несколько вариантов.

Преподавателем могут быть предложены задания следующего типа:

• назовите орган, изображенный на рисунке;

• закончите предложение;

• вставьте пропущенный предлог;

• выберите подходящий по смыслу глагол;

• вставьте необходимую падежную форму существительного/прилагательного;

• укажите правильную родовую форму.

Примеры использования данного типа

сторис показаны на рисунках 1 и 2.

Стоит отметить, что в данном типе сто-рис не заложена возможность указания автором сторис правильного варианта ответа. После выбора ответа/ответов пользователь видит лишь статистику по ответам, поэтому студенты сразу после выполнения этого задания не могут убедиться в правильности своего выбора или узнать о том, что ими была допущена ошибка. В связи с этим мы рекомендуем обращаться на занятиях к материалам «опроса», которые были опубликованы ранее, либо публиковать другие сторис, которые демонстрировали бы правильные варианты ответа, а в случае необходимости подкреплялись комментариями о правильности конкретного варианта.

Тип сторис «Мнения» предполагает самостоятельную запись ответа на поставленный вопрос в специальное окошечко. Задания, представленные на основе данного типа, представляют некоторую сложность, т. к. студенты должны сами записать правильный ответ, а не выбрать из предложенных, как это было в предыдущих заданиях. Например:

• напишите название органа, изображенного на рисунке;

• напишите пропущенный глагол/ предлог;

• закончите предложение.

Как мы уже отмечали ранее, сторис видны пользователям в течение всего

Пищеварительная система... пищеварительным канал и пищеварительные железы

Публичный опрос ло 6 аир, 23 53

составляет

включает

состоит

образует

Проголосуйте первой1

Рис. 1. Использование сторис типа «Опрос» с выбором одного варианта ответа

Пищеварительный канал образуют...

Пищеварительный канал образуют...

Публичный опрос' до 7 апр, 0:02

поджелудочная железа

263

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проголосуйте первой

Рис. 2. Использование сторис типа «Опрос» с выбором нескольких вариантов ответа

лишь 24 часов. Чтобы они сохранялись на неограниченный период времени, разработчики приложения ВКонтакте создали функцию «сюжеты». Это своего рода папка, объединенная общей темой, в которой могут быть сохранены до 20 сторис. Нами создавались сюжеты в соответствии с лексическим принципом выделения учебного материала: «Пищеварительная система», «Выделительная система» и т. д.

При подготовке заданий в формате сто-рис необходимо помнить о визуальных составляющих:

1) текст должен быть читабельным. Для этого необходимо выбрать соответствующий размер шрифта, цвет букв, фон, на котором публикуется текстовая информация. Недопустимо располагать текст вертикально или по диагонали;

2) фон публикации должен быть комфортным для восприятия текстовой информации. Следует избегать использования ярких цветов, переманивающих на себя внимание читателя. Желательно

использовать один фон при публикации серии сторис по одной теме;

3) по возможности использовать визуальную наглядность, демонстрирующую тот или иной аспект изучаемой темы, т. к. она помогает быстрее вспомнить изученный на занятии материал, выстроить причинно-следственные связи между лексическим и грамматическим материалом.

Удобной, на наш взгляд, функцией социальной сети ВКонтакте является возможность публиковать на стене собственные видеозаписи. Так, традиционное домашнее задание «подготовить рассказ» может по-новому заиграть в рамках использования платформы. Преподаватель может сформулировать задание немного иным образом: «Запишите видео, в котором расскажите о...». Студенты могут размешать видео как на стене группы, так и на своей личной странице. Но чтобы оно было видно преподавателю, а также всем студентам группы/курса, под видео должен стоять хэштег, созданный преподавателем в рамках данного модуля или вида

Рис. 3. Использование сторис типа «Мнения» при закреплении лексического материала

работы (например, #РКИ_эндокринная_ система, #РКИ_почки, #РКИ_витамины).

Таким образом, современные социальные сети, обладая богатым функционалом, позволяют активно использовать их в учебном процессе. Формат публикаций дает возможность преподавателю дублировать изучаемый на занятиях материал в текстовой форме или в формате видеозаписи. При закреплении лексического и грамматического материала во время внеаудиторной работы может быть

привлечен формат сторис. Самыми удобными типами сторис при обучении русскому языку иностранных студентов медицинского вуза являются сторис типа «Опрос», «Мнения». Конечно же, социальные сети не могут заменить живого занятия, проводимого преподавателем (независимо от того, проводится оно в аудитории или онлайн). Однако они могут стать вспомогательным элементом внеаудиторной работы при обучении русскому языку как иностранному.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Gerasimenko, I.E. Trolling in Internet Communication // News of Science and Education. 2019. Vol. 2. No. 8. P. 17-19.

2. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы // Русский язык за рубежом. 2011. № 6. С. 45-55.

3. Стоматит, А.Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 230-235.

4. Кислов, А.Н. Использование социальной сети «Вконтакте» в образовательном процессе // Мастерство online. 2015. № 3. URL: http://ripo.unibel.by/index.php?id=807 (дата обращения: 25.12.2021).

5. Сайфутдинова, Г.Б., Мироненко, А.С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 183-189.

6. Киняшева, Ю.Б. Особенности использования социальных сетей в процессе обучения в вузе // Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 126-133.

7. Родионова, Н.В., Яранская, М.Н. Потенциальные возможности использования социальных сетей в качестве образовательного ресурса // Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования». Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. С. 66-69.

8. Бен Ромдан Сами. Методика использования социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному тунисских студентов-филологов: уровень В1: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014.

9. Огрызко, Е.В. Социальная сеть как одна из форм дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: РостГМУ, 2015. С. 250-264.

10. Ласица, Л.А. Возможности использования «Инстаграм» в обучении студентов межкультурной коммуникации // Университетский комплекс как региональный центр образования,

265

266

науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург, 2021. С. 2023-2027.

11. Ивкина, М.И. Варианты использования социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному (на примере Instagram) // Преподаватель XXI век. 2019. № 2. С. 204-210.

12. Букин, А.С. Инстаграм-исследования как дополнительная технология обучения иностранному языку // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 2. С. 156-163.

13. Насыбуллин, Р.Э. Блоги как инструмент обучения английскому языку // Вестник науки и образования. 2019. № 6 (60). Ч. 1. С. 69-73.

14. Наволочная, Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 2. С. 267-272 .

15. Грубин, И.В. Использование медиа-ресурсов, социальных сетей и блогов в обучении иностранным языкам // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Материалы XXXIV международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 123-132.

16. Уварова, Е.О., Лабцова, Е.Е. Инстаграм-страницы как вспомогательное средство обучения английскому языку // Наука и образование в XXI веке: теория, методология, практика. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 167-174.

17. Трофимов, И.О. Методический ресурс электронных текстов в обучении русскому языку (на материале социальной сети Инстаграм) // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 150-155.

18. Поддубная, Я.Н., Котов, К.С., Слукина, А.А. Осуществление контроля при дистанционном обучении посредством использования социальной сети Инстаграм // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 238-250.

19. Радченко, В., Петрова, М. Трудности обучения русскому языку иностранных студентов-медиков: проблемы и пути решения (из опыта работы в Северо-восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова) // Филология и культура. 2020. № 4 (62). С. 177-183.

20. Колесова, Н.Н. Обучение профессиональной русской речи иностранных студентов медицинского вуза (на примере жанра тематической беседы): дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 214 с.

REFERENCES

1. Gerasimenko, I.E. Trolling in Internet Communication. News of Science and Education, 2019, vol. 2, No. 8, pp. 17-19.

2. Azimov, E.G. Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v obuchenii RKI: sostoyaniye i perspektivy [Information and Communication Technology in Teaching Russain as a Foreign Language at Present and in the Future], Russkij yazyk za rubezhom = Russian Language Abroad, 2011, No. 6, pp. 45-55. (in Russ.)

3. Solomatina, A.G. Socialnye seti kak instrument povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannyh yazykov studentov vuzov [Social Networks as a Tool to Increase Motivation to Study Foreign Languages of University Students], Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of Science and Education, 2018, No. 2 (32), pp. 230-235. (in Russ.)

4. Kislov, A.N. Ispolzovaniye sotsialnoy seti "Vkontakte" v obrazovatelnom protsesse [Using the Social Network "Vkontakte" in the Educational Process], Masterstvo online = Mastery Online, 2015, No. 3. Available at: http://ripo.unibel.by/index.php?id=807 (accessed: 25.12.2021). (in Russ.)

5. Sayfutdinova, G.B., Mironenko, A.S. Vozmozhnosti ispolzovaniya informacionno-kommunikativnyh tekhnologij i socialnyh setej v samostoyatelnoj rabote studentov vuzov [Possibilities of Using

Information and Communication Technologies and Social Networks in the Independent Work of University Students], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2017, No. 54-7, pp. 183-189. (in Russ.)

6. Kinyasheva,Yu.B. Osobennosti ispolzovaniya sotsialnykh setey v protsesse obucheniya v vuze [Features of the Use of Social Networks in the Process of Teaching at the University], Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Proceedings of Tula State University. Series: Humanities, 2021, No. 2, pp. 126-133. (in Russ.)

7. Rodionova, N.V., Yaranskaya, M.N. Potencialnye vozmozhnosti ispolzovaniya socialnyh setej v kachestve obrazovatelnogo resursa [Potential Opportunities for Using Social Networks as an Educational Resource]. In: Nauchnoe soobshchestvo studentov: problemy hudozhestvennogo i muzykalnogo obrazovaniya [Scientific Community of Students: Problems of Art and Music Education: Collection of Materials of the All-Russian Student Scientific and Practical Conference]. Cheboksary, Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2017, pp. 66-69. (in Russ.)

8. Ben Romdan Sami. Metodika ispolzovaniya socialnyh setej v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu tunisskih studentov-filologov: uroven V1 [Methods of Using Social Networks in Teaching Russian as a Foreign Language to Tunisian Students-Philologists: Level B1]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2014. (in Russ.)

9. Ogryzko, E.V. Sotsialnaya set kak odna iz form distantsionnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Social Network as One of the Forms of Distance Learning Russian as a Foreign Language]. In: Problemy nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya v Rossii: sostoyanie i perspektivy [Problems of Continuing Professional Education in Russia: Status and Prospects: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Rostov-on-Don, Rostovskij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2015, pp. 250-264. (in Russ.)

10. Lasitsa, L.A. Vozmozhnosti ispolzovaniya "Instagram" v obuchenii studentov mezhkulturnoj kommunikacii [The Possibilities of Using Instagram in Teaching Students Intercultural Communication]. In: Universitetskij kompleks kak regionalnyj centr obrazovaniya, nauki i kultury [University Complex as a Regional Center of Education, Science and Culture: Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference (With International Participation)]. Orenburg, 2021, pp. 2023-2027. (in Russ.)

11. Ivkina, M.I. Varianty ispolzovaniya socialnyh setej pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere Instagram) [Variants of Using Social Networks in Teaching Russian as a Foreign Language (On the Example of Instagram)], Prepodavatel XXI vek = Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2019, No. 2, pp. 204-210. (in Russ.)

12. Bukin, A.S. Instagram-issledovaniya kak dopolnitelnaya tekhnologiya obucheniya inostrannomu yazyku [Instagram Research as an Additional Technology for Teaching a Foreign Language], Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina = Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2019, No. 2, pp. 156-163. (in Russ.)

13. Nasybullin, R.E. Blogi kak instrument obucheniya anglijskomu yazyku [Blogs as a Tool for Teaching English], Vestnik nauki i obrazovaniya = Bulletin of Science and Education, 2019, No. 6 (60), part 1, pp. 69-73. (in Russ.)

14. Navolochnaya,Yu.V. Primenenie socialnyh setej v praktike obucheniya inostrannomu yazyku [The Use of Social Networks in the Practice of Teaching a Foreign Language], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of Theory and Practice, 2019, vol. 12, iss. 2, pp. 267-272. (in Russ.)

267

268

15. Grubin, I.V. Ispolzovanie media-resursov, socialnyh setej i blogov v obuchenii inostrannym yazykam [The Use of Media Resources, Social Networks and Blogs in Teaching Foreign Languages]. In: Sovremennye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Modern Problems of the Humanities and Natural Sciences: Materials of the XXXIV International Scientific-Practical Conference]. Moscow, 2017, pp. 123-132. (in Russ.)

16. Uvarova, E.O., Labtsova, E.E. Instagram-stranicy kak vspomogatelnoe sredstvo obucheniya anglijskomu yazyku [Instagram Pages as an Auxiliary Means of Teaching English]. In: Nauka i obrazovanie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika [Science and Education in the XXI Century: Theory, Methodology, Practice: Collection of Articles Based on the Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Ufa, 2019, pp. 167-174. (in Russ.)

17. Trofimov, I.O. Metodicheskij resurs elektronnyh tekstov v obuchenii russkomu yazyku (na materiale socialnoj seti Instagram) [Methodical Resource of Electronic Texts in Teaching the Russian Language (On the Material of the Social Network Instagram)], Permskij pedagogicheskij zhurnal = Perm Pedagogical Journal, 2021, No. 12, pp. 150-155. (in Russ.)

18. Poddubnaya,Ya.N., Kotov, K.S., Slukina, A.A. Osushchestvlenie kontrolya pri distancionnom obuchenii posredstvom ispolzovaniya socialnoj seti Instagram [Implementation of Control in Distance Learning Through the Use of the Social Network Instagram], Gumanitarnye i socialnye nauki = Humanities and Social Sciences, 2021, No. 2, pp. 238-250. (in Russ.)

19. Radchenko, V., Petrova, M. Trudnosti obucheniya russkomu yazyku inostrannyh studentov-medikov: problemy i puti resheniya (iz opyta raboty v Severo-vostochnom federalnom universitete imeni M.K. Ammosova) [Difficulties in Teaching the Russian Language to Foreign Medical Students: Problems and Solutions (From the Experience of Working at the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov)], Filologiya i kultura = Philology and Culture, 2020, No. 4 (62), pp. 177-183. (in Russ.)

20. Kolesova, N.N. Obuchenie professionalnoj russkoj rechi inostrannyh studentov medicinskogo vuza (na primere zhanra tematicheskoj besedy) [Teaching Professional Russian Speech to Foreign Students of a Medical University (On the Example of the Genre of Thematic Conversation)]: PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2017, 214 p.

Завадская Анастасия Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра русского языка, Оренбургский государственный медицинский университет, a.v.zavadskaya@gmail.com

Anastasiya V. Zavadskaya, PhD in Philology, Associate Professor, Chairperson, Russian Language Department, Orenburg State Medical University, a.v.zavadskaya@gmail.com

Исаева Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского языка, Оренбургский государственный медицинский университет, ov.isaeva@mail.ru

Olga V. Isaeva, PhD in Education, Associate Professor, Russian Language Department, Orenburg State Medical University, ov.isaeva@mail.ru

Слонь Ольга Васильевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, Оренбургский государственный медицинский университет, olgslo@yandex.ru

Olga V. Slon, PhD in Philology, Associate Professor, Russian Language Department, Orenburg State Medical University, olgslo@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2022 Принята к публикации 29.04.2022 The paper was submitted 16.03.2022. Accepted for publication 29.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.