Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ВСЕОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЛОДЕЖЬ'

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ВСЕОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЛОДЕЖЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / вторичный анализ данных / социологическое исследование / культура / интернет-зависимость / кибертравля / digitalization / secondary data analysis / sociological research / culture / Internet addiction / cyber bullying

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лифанова Татьяна Евгеньевна, Кривоносова Жанна Валерьевна, Ерохов Михаил Васильевич

В статье рассматриваются проблемы, входящие в научное поле социологии культуры. Эти вопросы способствуют рассмотрению роли цифровизации в современном мире и ее влияния не только на социум в целом, но, в частности, на такую социально-демографическую группу, как молодежь. Были проанализированы данные ВЦИОМ о влиянии цифровизации на молодое поколение, рассмотрены различные аспекты этого влияния и сделаны выводы. Также выделены положительные и отрицательные стороны данного феномена. С развитием Интернет-коммуникаций не стоит забывать о появлении такого понятия, как интернет-зависимость, чему уделено большое внимание в работе как «болезни XXI века». Также был проведен анализ социального эксперимента, проводимого на развлекательной платформе в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL ROLE OF DIGITALIZATION IN THE FORMATION OF A UNIVERSAL CULTURE AND ITS IMPACT ON YOUNG PEOPLE

The article deals with the problems included in the scientific field of the sociology of culture. These issues contribute to the consideration of the role of digitalization in the modern world and its impact not only on society as a whole, but, in particular, on such a socio-demographic group as youth. VTSIOM data on the impact of digitalization on the younger generation were analyzed, various aspects of this influence were considered and conclusions were drawn. The positive and negative sides of this phenomenon are also highlighted. With the development of Internet communications, one should not forget about the emergence of such a thing as Internet addiction, which is given much attention in the work as «diseases of the XXI century». The analysis of a social experiment conducted on an entertainment platform on the Internet was also carried out.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ВСЕОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЛОДЕЖЬ»

DOAJ

УДК 316.75

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ВСЕОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЛОДЕЖЬ

Лифанова Т.Е., Кривоносова Ж.В., Ерохов М.В.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассматриваются проблемы, входящие в научное поле социологии культуры. Эти вопросы способствуют рассмотрению роли цифровизации в современном мире и ее влияния не только на социум в целом, но, в частности, на такую социально-демографическую группу, как молодежь. Были проанализированы данные ВЦИОМ о влиянии цифровизации на молодое поколение, рассмотрены различные аспекты этого влияния и сделаны выводы. Также выделены положительные и отрицательные стороны данного феномена. С развитием Интернет-коммуникаций не стоит забывать о появлении такого понятия, как интернет-зависимость, чему уделено большое внимание в работе как «болезни XXI века». Также был проведен анализ социального эксперимента, проводимого на развлекательной платформе в сети Интернет.

Ключевые слова: цифровизация, вторичный анализ данных, социологическое исследование, культура, интернет-зависимость, кибертравля.

10.22281/2542-169 7-2023-02-03-49-58

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в сегодняшних реалиях мирового прогресса и глобализации современная стадия эволюции социума отличается от предшествующих времён неоднократным увеличением производства и потребления информации, вследствие чего происходит цифровизация абсолютно каждой сферы нашей жизнедеятельности. Поэтому в данной работе попытаемся разобраться: что такое «цифровая культура» и как она влияет на современную молодежь. Сегодня большое распространение получили термины «цифровая культура», «информационная культура», которые являются немаловажной частью всеобщей культуры социума [7; 10; 1]. Следует отметить, что генезис и эволюция цифровой культуры в качестве отдельной отрасли отмечается во 2-ой половине 20 в. 21-й век окончательно утвердил новую интерпретацию понятия культуры в свете цифровизации общества, что требует, однако же, осмысления и трактовки термина «цифровая культура» в соответствии с социальными условиями, в которых понятие применяется [13; 16]. Вследствие того, что понятие «цифровая культура», как и более широкий исконный термин «культура», имеет немало значений [8; 6], то следует определить, в каком контексте «цифровая культура» ближе к теме нашей статьи.

Следует отметить, что еще в «Основах государственной культурной политики» (2014 год) были определены основные понятия: «цифровая культура» (с точки зрения государственной культурной политики), «культура», «культурное наследие и его сохранение», «информационная среда» и другие. В паспорте действующего национального проекта РФ «Культура» (2018 год), частью которого является федеральный проект «Цифровая культура», данный термин определяется как «цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры».

Вышеизложенное стало возможным благодаря созданию персонального компьютера и иных цифровых устройств, а также благодаря появлению глобальной сети Интернет как массовой формы коммуникации. Внедрение различных практик использования компьютерных технологий в повседневную жизнь каждого из нас, и особенно молодежи, привело к ситуации, когда влияние сети Интернет стало повседневным и повсеместным. Но вот проблема того, благотворно или вредно сие влияние, до сих пор не имеет однозначного решения.

На сегодняшний день у каждого молодого гражданина, с небольшим исключением,

DOAJ

есть персональный компьютер с выходом в локальную сеть. Согласно ВЦИОМ, на сегодняшний день доля интернет-пользователей в России довольно высокая - 84% наших сограждан с той или иной периодичностью пользуются Интернетом. Наиболее активную аудиторию составляют 18-24-летние (99% пользуются интернетом ежедневно).

Если применить метод включенного наблюдения, то можно констатировать, что так называемая «цифровая культура» стремительно внедряется как в профессиональную сферу деятельности, так и в бытовую и досуговую, а также коренным образом преобразуя такие сферы, как экономика [18; 24], политика [12; 5], социальная структура [19; 15], образование [2; 3; 4], межличностное взаимодействие и менталитет в целом. Исходя из этого мы видим огромное как положительное, так и отрицательное, влияние нового витка развития общей культуры на современный мир, в особенности на современную молодежь, которая не представляет свою жизнь без глобальной сети и больше всего подвержена ее влиянию. Согласно данным Инициативного всероссийского телефонного опроса «ВЦИОМ-Спутник», который проходил 19-25 сентября 2022 года и в котором приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет, молодежь считают цифровым поколением: доля интернет - пользователей в возрасте 18-24 лет составила 66%, 25-34 лет - 52%. Эти данные позволили определить молодежь как «ядро интернет-пользователей».

Проанализировав современные реалии, можно сказать: большая часть коммуникаций осуществляется в Интернете, причем это носит не только личный, но и деловой характер. Почти уже в каждой области работы социум сталкивается с определенными потребностями поиска, получения, хранения, обработки и в дальнейшем анализа больших объемов информации. Немаловажным является и то, что с приходом цифровых технологий обработка информации стала осуществляться быстро и качественно. Ярким примером может служить анализ информации статистического и социологического характера, процесс моделирования, обработка больших объемов данных, графическая редакция и так далее. Также цифровая культура учит грамотно применять те или иные способы решения информационных проблем в реальности, что облегчает и упрощает усваивание информации. Цифровая эпоха предъявляет новые требования к человеку, а именно необходимы способность быстро ориентироваться в массиве различного рода информации и умение находить нестандартные решения проблем.

Что касается профессиональной сферы, то мы можем наблюдать положительную тенденцию развития и влияния цифровых технологий, но как они влияют на социальную сторону жизни? Всегда ли это положительно сказывается на обществе? Попробуем разобраться.

Культура окружает нас повсюду, создавая искусственную среду, в которой живет человек [11; 9]. Это предметы быта и онлайн-покупки, которые очень упрощают жизнь и освобождают много времени для «самого себя», предметы архитектуры, разного рода здания, художественные картины и произведения - все это и многое другое создает культурную среду. Однако благодаря новейшим технологиям, мы можем посетить любой музей с помощью якобы виртуального 3Д-тура. Также любые картины, различные предметы искусства могут быть представлены в цифровом формате, при помощи оцифровки, и благодаря всему этому появляется возможность насладиться искусством удаленно. Согласно данным ВЦИОМ среди российских граждан, имеющих доступ к интернету, а это 83% от общего количества всех россиян, каждый пятый посещал виртуальный музей (19%). Конкретно у молодежи в возрасте от 25-34 лет вызвало интерес посещение технических музеев (42%), а среди россиян 18-24 лет - посещение литературных музеев (29%). На сегодняшний день цифровые технологии также позволяют создать что-то собственное и уникальное. Не остается в стороне и создание электронных книг и библиотек, где в любое время из любой точки мира, можно прочитать произведение любимого автора, не выходя из дома. Опираясь на результаты интернет-опроса «ВЦИОМ-Онлайн» чаще других со смартфонов читают те, кто вовлечен в активное использование интернета: молодые люди, люди активного трудоспособного возраста 18-44 лет, что составило 45-51% [21]. Не стоит

DOAJ

оставлять в стороне и получившее в период пандемии широкое распространение дистанционное обучение [14; 17] почти во всех учебных заведениях и перевод некоторыми организациями своих сотрудников в дистанционный формат работы. Этот формат тоже является результатом развития цифровых технологий.

Для большинства российских граждан Интернет является средством коммуникации -88% в глобальной сети общаются с друзьями, родственниками, знакомыми. Например, молодежь в возрасте от 18 до 25 лет отдала предпочтение социальной сети «ВКонтакте». В процентном соотношении это составило 72-74%. Например, люди с различными девиациями, особенно это наблюдается среди молодых людей, которые испытывают трудности с социальной адаптацией: замкнуты, недоверчивы, одиноки чаще других используют Интернет для преодоления барьера человеческого взаимодействия в реальном мире. Появление такого формата общения облегчило коммуникацию. Теперь не нужно ждать писем, чтобы пообщаться. Достаточно разблокировать свой гаджет и вот, вы уже слышите голос родного вам человека. Но в то же время, что касается области межличностных отношений, то в век цифровизации у молодежи оно приобретает свою специфику. Непосредственное и живое общение между молодыми людьми в большинстве случаев заменяется интернет-коммуникацией в социальных сетях. Человек перестает жить реальной жизнью, заменяя ее виртуальной, откладывает дела и жизнь в «долгий ящик», тем самым затормаживая личностное и социальное развитие.

Что касается развлекательного контента, то самой просматриваемой платформой стал YouTube. Его смотрят среди молодых людей 18-24 лет — 56% [21]. В любых социальных сетях, на любых платформах могут образовываться закрытые сообщества, использующие своеобразный язык, мало понятный для посторонних. Здесь каждый может высказать свое мнение по любому волнующему вопросу, и более того представиться вымышленным именем, используя иной возраст, пол и так далее. Анализ ценностных аспектов показал противоречивый характер, благодаря которому гипериндивидуализм, дополненный свободой слова, сочетается с коллективизмом, который свойственен «виртуальным общностям». В то же время стремление к свободе самовыражения на просторах киберпространства дополняется установлением контроля посредством электронных средств слежения. Все это звучит парадоксально и говорит о двойственности цифровой сферы, способной выступать как интегрирующее начало с одной стороны и порождающей большие формы неравенства и несправедливости, которые вызывают неизвестные ранее конфликты, с другой стороны. Из этого можно сделать вывод, что становление цифровой культуры должно идти в ногу с усилением общественного контроля и своевременным изменением законодательной базы, чтобы избежать негативных последствий данного процесса. Немаловажной особенностью Интернета является получение информации любого рода и отсутствие каких - либо ограничений на получение такой информации. Глобальная сеть включает в себя большое количество ресурсов, пропагандирующие различные формы насилия, многообразные методы духовных манипуляций, расизм, сексизм и другие формы дискриминаций. Такой неконтролируемый доступ к различным интернет-ресурсам имеет серьезные потенциальные угрозы для людей, особенно для молодежи, которая большей частью представляет собой граждан с активной социальной позицией, готовая пробовать что-то новое, менять любые устоявшиеся системы.

С развитием Интернета-коммуникации не стоит забывать о появлении такого понятия как интернет - зависимость, которую считают «болезнью XXI века», негативно влияющую на человеческое общество. Впервые интернет-зависимость как расстройство было описано американским психиатром Иваном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в психиатрические стандарты как официального диагноза, он сумел выделить следующие симптомы: использование Интернета вызывает болезненное состояние стресса и причиняет вред физиологическому, психологическому, социальному и межличностному статусу. Однако не вся медицина признала Интернет-зависимость как психическое расстройство, а многие эксперты и вовсе сомневаются в ее

существовании или не признают вред от этого феномена. Тем не менее профессор психологии Питсбургского университета (Брэтфорд), психиатр и эксперт по расстройствам интернет-зависимости и поведению в Интернете Кимберли Янг выделила некоторые типы Интернет-зависимостей:

- киберсексуальная зависимость - непреодолимое желание к посещению сайтов эротического характера;

- интерес к виртуальным знакомства - появление мнимых друзей;

- тяга к онлайн - играм, покупкам или участию в различных акциях;

- компьютерная зависимость - охота играть в компьютерные игры или просто проводить время, сидя за компьютером;

- бесконечные путешествия по глобальной сети с целью поиска различной информации [22].

Первым в мире центром поддержки зависимых от Интернета стал центр, созданный Кимберли Янг в 1995 году. Этот центр призван оказывать консультативную помощь не только обычным людям, но и образовательным учреждениям и психиатрическим клиникам. В некоторых странах интернет - зависимость официально признается заболеваем, а лечение может проводиться довольно радикальными методами. Например, в Китае, в 2005 году начала функционировать первая клиника для лечения интернет - зависимых. При обращении в клинику специалисты в первую очередь проводят диагностику для определения у человека зависимости. Далее выбирается медикаментозное лечение, иглотерапия, обязательные физические нагрузки, а также назначается электрошок - прибор, который подает на тело напряжение в 30 вольт. Лечение в подобных клиниках проводится в течение 10-15 дней с установлением строгого распорядка дня: ранний подъем, занятия спортом, принятие антидепрессантов, получение разрядов электротока. В тоже время в Китае имеются специализированные лагеря казарменного типа для подростков в возрасте менее 18 лет. Родителя привозят их туда на срок до 6 месяцев. В это время подростки находятся на территории центра, изучают строй-подготовку, а также могут получать разряды тока, как и взрослые. Но в тоже время можно и самостоятельно попробовать бороться с интернет-зависимостью, исключением являются случаи, когда уже необходимы медикаментозное вмешательство и врачебная помощь. Для начала, нужно провести самостоятельную диагностику, то есть принять существование такой проблемы и понять, что кроме вас самих вам никто не сможет помочь (если вы решили не прибегать к помощи психолога). Самый эффективный метод такой борьбы - это вернуться в реальную жизнь и забыть на время о существовании Интернета. Это, конечно, будет сложно, но перебороть себя стоит, необходимо проявить силу воли. Чаще встречайтесь с друзьями и родственниками в реальном мире, а не в виртуальном; посещайте разнообразные мероприятия: кино, выставки и так далее; займитесь спортом, найдите себе хобби, чаще бывайте на природе. Например, если вы не представляете свою жизнь без социальных сетей, то вам будет очень трудно сразу от этого отказаться, поэтому стоит ограничить время пребывания в них, или как выражается молодежь сократить «экранное время». И тогда вы сможете свести свое присутствие там до минимума.

Большинство ученых - социологов обращают внимание на проблему интернет-зависимости с точки зрения влияния на социализацию молодежи. Благодаря глобальной сети созданы все условия для участия во всех сферах общественной жизни, таких как политика или культура. Однако не все ученые согласны с тем, что такое участие во всех сферах общества положительно влияет на развитие личности, тем более на развитие подростковой психики. Как мы знаем, каждая стадия развития должна соответствовать определенному периоду жизни и что ребенок не в состоянии объективно оценить окружающую действительность и дать адекватную оценку происходящему. Также просмотр аморального контента, фильмов и изображений, транслирующие неприятные и трагические события является серьезной угрозой для психологического здоровья подростков, способствует появлению жестокого поведения, возбуждению волнений и чувств, которые могут быть

DOAJ

опасными для них самих и общества в целом.

Безграничное использование компьютеров и Интернета на сегодняшний день особенно опасно для детей. В 2021 году ВЦИОМ провел опрос, где поднимался вопрос пребывании в интернете подростков. Результаты были следующие: огромный процент опрошенных родителей принимают какие-либо меры, чтобы обезопасить ребенка от сомнительной информации в интернете (81%). Наиболее известные меры: «Родительский контроль», осуществляемый через специальную программу. Такой мерой пользуются 41% родителей. Третья часть присутствует с ребенком у гаджета, когда тот пользуется сетью (31%). Многие устанавливают программы для блокировки «всплывающих окон» (17%), используют специальные настройки браузера (17%) [21].

Не стоит упускать и тот факт, что с развитием глобальной сети распространена тенденция кибертравли, особенно ярко это проявляется у подростков. Кибертравля подразумевает под собой причинение психологического вреда в интернет-пространстве: распространение ложной информации, оскорбительные смс-сообщения в аккаунтах социальных сетей, запугивания. Все это может привести к возникновению проблем с несформировавшейся психикой подростка и появлению суицидальных мыслей. О повышении уровня кибербуллинга свидетельствуют данные мониторинга центра «Безопасность 2.0» Российского фонда мира. В третьем квартале 2021 года случаев интернет - травли несовершеннолетних было на 43% больше, чем за весь 2020 год. Так же не стоит забывать и еще об одном виде киберпреступлений. Это вовлечение подростков и молодежь в движения, связанные с угрозой жизни и здоровью. Ярким примером такого движения является игра, которая приобрела популярность в 2016-2017 годах, под названием «Синий кит», финальной целью которой является совершение самоубийства. Конкретно в России зарегистрировано более 90 случаев суицида детей от игры «Синий кит» . Но на данный момент нет возможности составить точную статистику о количестве погибшей молодежи.

Теперь немного отойдем от рассуждений и обратимся к эмпирическим данным. Дагестанский государственный университет народного хозяйства в городе Махачкала провел опрос среди своих студентов на тему степени влияния Интернета на молодых людей. Чтобы выявить степень использования Интернета и установить наиболее популярные причины посещения сайтов, была определена выборка в количестве 40 человек и в возрасте 20-22 лет. Результаты были следующими. 97,5% респондентов, а это 39 человек используют глобальную сеть более 12 часов в день и только 2,5% (1 человек) использует ее менее 4 часов в день. Как было описано выше, самой распространенной причиной использования Интернета - это общение. Такой вариант ответа был выбран в 38 случаях из 40, то есть 95%, из которых 5 респондентов считают общение единственной целью использование сети Интернет. И только 2 респондента из 40 (5%) посчитали эту цель не особо приоритетной. Вторая по распространенности цель - это поиск информации. С этим согласны 28 опрашиваемых из 40, что составило 70%. За этой причиной следует загрузка музыки, книг, фильмов, игр, такой вариант ответа выбрала ровно половина респондентов, 20 из 40 (50%). Интернет - магазины заняли четвертое место. Им отдали предпочтение 12 из 40 опрошенных, а это 30% от общего числа. И на последнем, на пятом месте, участники опроса расположили онлайн-игры, которые можно найти только у 10 респондентов, что составило 4%. Согласно результатам исследования, наиболее посещаемые сайты - это социальные сети, чаты, форумы и т.д. 40 из 40 респондентов определили эту категорию в первую очередь. Это подтверждает главенствующую цель использования Интернета. Второе место заняли интернет - ресурсы с музыкой, кино и шоу. Такой выбор пришелся по душе чуть больше половине исследуемых, а именно 60% (24 из 40). И замыкают наш рейтинг политические, юмористические сайты и сайты интернет-магазинов. В процентном соотношении это составило 30%, 14 человек из 40. Также не менее важным остается вопрос, где молодежь ищет возможное решение или совет, попав в сложную ситуацию. Самый распространенный ответ - это использование поисковиков «Google / Yandex» или форумы. Такой вариант ответа выбрали все 40 из 40 респондентов (100%). На втором месте находятся родственники

и друзья. Им отдали предпочтение 80% - 32 из 40 опрашиваемых. Полученные ответы на этот вопрос показывают, что поиск ответов в Интернете в сложных ситуациях является самым распространенным, нежели советы и помощь родных людей. И подводя общий итог, мы видим, что абсолютное большинство респондентов проводят огромное количество времени в интернете, главными целями пользования интернет-источниками выбирают общение и поиск информации, а помощь предпочитают искать тоже в Интернете [20].

Еще немного интересной статистики. В набравшей огромную популярность сети «Т1кТок» был проведен социальный эксперимент, с помощью которого было решено узнать, смогут ли 8 человек (3 девушки и 5 парней в возрасте до 30 лет) просидеть в пустой комнате 30 минут без телефона. Все испытуемые досидели эти 30 минут, не взяв в руки телефон, но с каким трудом. Самым интересным было то, когда их попросили прокомментировать данную ситуацию. Высказывания были следующими (рис. 1).

•«никогда бы не мог подумать, что 30 минут могут вызвать такую проблему у человека»; •«ты просто сидишь, без смартфона, ничего не делаешь. Так бесполезно тратить время я бы не стал»;

• «сообщение пришло, но мне вообще все равно»;

• «это самое сложное, ни делать ничего, абсолютно»;

• «реально есть люди, которые будут переживать, что они без телефона?»; •«почему мне никто не пишет? Я никому не нужна?»;

• «насколько теряется атмосфера и важность коммуникации. Люди не так ценят живое общение, как это было раньше»;

• «иногда я даже чувствую, что мне кто-то напишет или позвонит»; •«никто не пишет, не звонит. Всем все равно. Ой, написали, а что там?»;

•«в течение 7 минут телефон не вибрирует, значит я никому не нужен. О, завибрировало. Интересно, кто же это может быть?»;

• «обычно, когда тихо и ни что не отвлекает, люди наоборот концентрируются, а мне сейчас очень сложно. Наверно, я привык жить в каком-то хаосе»;

• «хочется, чтобы написали, что бы я понимала, что я нужна, и чтобы я думала, а что мне могли написать?»;

• «тысячи видео не заменят человеческого общения. Я за технологии, но не окунаться в них с головой»;

• «люди без телефонов начинают лучше мыслить, у них более светлые возникают мысли, идеи».

Рисунок 1 - Высказывания респондентов

Из всего этого мы можем сделать вывод, что молодые люди очень подвержены влиянию Интернета и социальным сетям. Кто-то чувствовал себя не нужным, кто-то ощущал тревогу, кто - то наоборот не обращал внимание на отсутствие телефона. Все это говорит о том, что без телефона уже никто не может представить свою жизнь, но и реакция на его недолгое отсутствие может быть различной.

Проанализировав все данные по этой теме, можно сделать вывод, что развитие виртуального мира приводит к тому, что люди погружаясь в него, отдаляются от реальности, меняется их мировоззрение, дистанцируются от родственников, становятся закрытыми, грубыми и резкими, превращаясь в бесчувственных роботов. На этот счет высказался и А. Эйнштейн: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность» [23]. Но в то же время глобальная сеть - это не только негативное влияние, но можно отметить и позитивные стороны. Например, поиск и получение новой информации

«не выходя из дома» расширяет кругозор и способствует развитию определенного «фильтра», чтобы отделять нужную информацию от ненужной. Сейчас уже невозможно представить свою как профессиональную, так и повседневную жизнь отдельно от Интернета, но дозировать поток информации, и не дать Интернету перерасти в зависимость, под силу каждому. Характер влияния на современную молодежь тоже достаточно противоречив. И однозначно оценить влияние Интернета на социализацию молодых людей на сегодня достаточно сложно. Необходимо обеспечивать надлежащую безопасность Интернета для предотвращения негативных исходов. Но развитие сегодняшнего социума невозможно представить без цифровых технологий, поэтому формирование такого нового вида культуры должно строиться на базе системного и комплексного подходов, представляющие собой основу для разработки организационных и содержательных моделей.

1. Алямкина Е.А. Власть - народ: контакт в электронном модуле / Е.А. Алямкина, П.Н. Киричек // Актуальные проблемы современного общества. 2015. № 3. С. 203-207.

2. Волнистая М.Г. Научные коммуникации в системе воспроизводства знаний / М.Г. Волнистая, А.К. Мамедов // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часотс. 2018. № 3(125). С. 43-48.

3. Волнистая М.Г. Социальный капитал коммуникативного поля научного сообщества / М.Г. Волнистая, А.К. Мамедов // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2018. № 3. С. 89-95.

4. Гезалов А.Аю. Статус и миссия университета в постмодерне / А.А.о. Гезалов, Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов // Век глобализации. 2018. № 4(28). С. 152-159.

5. Дискурсивные технологии управления: Учебник для магистратуры и бакалавриата по направлению подготовки «Социология» / Т.В. Епремян, Т.Е. Лифанова, Н.А. Стародубцева [и др.]. - Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, 2022. - 258 с.

6. Ефимочкина Н.Б. Роскошь в культурных контекстах: вариативность развития / Н.Б. Ефимочкина, Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов. Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020. 330 с.

7. Киричек П.Н. Информационная культура в арсенале управленца / П.Н. Киричек // Инновационные технологии в управлении: сборник научных статей. Том Выпуск 6. Москва : ООО «МАКС Пресс», 2016. - С. 4-10.

8. Киричек П.Н. Культуры никогда не бывает в избытке... / П.Н. Киричек // Государственная служба. 2009. № 1(57). - С. 61-65.

9. Киричек П.Н. Лексические аномалии публичной сферы / П.Н. Киричек // Поливановские чтения. 2016. № 11. - С. 93-97.

10. Киричек П.Н. О социальном феномене «информационная культура» / П.Н. Киричек // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 277-280.

11. Киричек П.Н. Социокультурные основы рекламной коммуникации / П.Н. Киричек // Коммуникология. 2014. Т. 4, № 2. - С. 162-169.

12. Киселев А.Г. Периметр государственного управления: проблема основного звена / А.Г. Киселев, П.Н. Киричек // Власть. 2015. № 12. - С. 5-11.

13. Коркия Э.Д. Потребление как атрибут современной цивилизации: история и новые тренды / Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов, Е.А. Макарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 7. - С. 34-39.

14. Левичева Е.В. Проблемы дистанционного обучения и способы их возможного решения / Е.В. Левичева, И.Н. Никитина // В сборнике: Университет на пути к новому качеству науки и образования. Национальная научно-практическая конференция с международным участием. Брянск, 2020. - С. 140-145.

15. Лифанова Т.Е. Дискурсивные технологии в социальной работе: благотворительность и меценатство: Учебно-методическое пособие для бакалавриата по

Список использованных источников

направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа, Социальная работа в системе социальных служб / Т.Е. Лифанова, Т.В. Епремян, С.А. Шилина. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2022. - 162 с.

16. Мамедов А.К. Индивидуализация «нового» образования: вызовы и решения / А.К. Мамедов // В сборнике: Социологическое прочтение настоящего и контуры будущего. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 8-11.

17. Мамедов А.К. Парадигма нового образования в период пандемии: методология и тренды / А.К. Мамедов // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 414-421.

18. Мамедов А.К. Социальное неравенство: новая онтология и вариативность в информационную эпоху / А.К. Мамедов // Материалы международной научной конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. Минск: Белорусский государственный университет. 2019. С. 11-15.

19. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности / А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 44-48.

20. Нугаев П.И. Влияние интернета и социальных сетей на современную молодежь / Вестник науки и образования. 2020. № 12-1 (90). С. 91-94. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-interneta-i-sotsialnyh-setey-na-sovremennuyu-molodezh

21. Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/

22. Фёдоров А.Ф. Интернет-зависимость как объект исследований в современной психологической науке [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://jurnal.org/arti cles/2014/psih23.html

23. Эйнштейн А. Цитаты [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/lifehacker.ru/s/top-20-technology-quotes/

24. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // X International Scientific Siberian Transport Forum - TransSiberia 2022, Novosibirsk, 02-05 марта 2022 года. Novosibirsk: Elsevier B.V., 2022. P. 1034-1041.

Сведения об авторах

Лифанова Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии и социальной работы, факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; e-mail: lifanovargsu@mail.ru; телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Кривоносова Жанна Валерьевна - магистрант направления подготовки 39.04.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: zhannakrivonosova @yandex.ru; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Ерохов Михаил Васильевич - аспирант направления подготовки «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: Erohov.mihail@yandex.ru; адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

UDC 316.75

THE SOCIAL ROLE OF DIGITALIZATION IN THE FORMATION OF A UNIVERSAL CULTURE AND ITS IMPACT ON YOUNG PEOPLE

The article deals with the problems included in the scientific field of the sociology of culture. These issues contribute to the consideration of the role of digitalization in the modern world and its impact not only on society as a whole, but, in particular, on such a socio-demographic group as youth. VTSIOM data on the impact of digitalization on the younger generation were analyzed, various aspects of this influence were considered and conclusions were drawn. The positive and negative sides of this phenomenon are also highlighted. With the development of Internet communications, one should not forget about the emergence of such a thing as Internet addiction, which is given much attention in the work as «diseases of the XXI century». The analysis of a social experiment conducted on an entertainment platform on the Internet was also carried out.

Keywords: digitalization, secondary data analysis, sociological research, culture, Internet addiction, cyber bullying.

1. Alyamkina E. A. Power - people: contact in the electronic module / E. A. Alyamkina, P. N. Kirichek // Actual problems of modern society. 2015. No. 3. pp. 203-207.

2. Volnistaya M.G. Scientific communications in the system of knowledge reproduction / M. G. Volnistaya, A. K. Mamedov // Higher school: navukova-metadychny i publitsystychny chasopis. 2018. No. 3(125). pp. 43-48.

3. Volnistaya M.G. Social capital of the communicative field of scientific communities / M. G. Volnistaya, A. K. Mamedov // Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2018. No. 3. pp. 89-95.

4. Gezalov A.A. O. Status and mission of the University in postmodernity / A. A. O. Gezalov, E. D. Korkia, A. K. Mammadov // Century of Globalization. 2018. No. 4(28). pp. 152159.

5. Discursive management technologies: Textbook for Master's and bachelor's degree in the field of Sociology / T. V. Yepremyan, T. E. Lifanova, N. A. Starodubtseva [et al.]. - Bryansk : Bryansk State University named after Academician of I.G. Petrovsky, 2022. 258 p.

6. Efimochkina N. B. Luxury in cultural contexts: variability of development / N. B. Efimochkina, E. D. Korkia, A. K. Mamedov. Moscow : Canon + ROOI «Rehabilitation», 2020. 330 p.

7. Kirichek P. N. Information culture in the arsenal of a manager / P. N. Kirichek // Innovative technologies in management: collection of scientific articles. Volume Issue 6. Moscow : LLC «MAX Press», 2016. pp. 4-10.

8. Kirichek P. N. Culture is never in excess ... / P. N. Kirichek // Public Service. 2009. No. 1(57). pp. 61-65.

9. Kirichek P. N. Lexical anomalies of the public sphere / P. N. Kirichek // Polivanov readings. 2016. No. 11. pp. 93-97.

10. Kirichek P. N. On the social phenomenon «information culture» / P. N. Kirichek // Notes of the Mining Institute. 2011. Vol. 193. pp. 277-280.

11. Kirichek P. N. Socio-cultural foundations of advertising communication / P. N. Kirichek // Communicology. 2014. Vol. 4, No. 2. pp. 162-169.

12. Kiselev A. G. The perimeter of public administration: the problem of the main link / A. G. Kiselev, P. N. Kirichek // Power. 2015. No. 12. pp. 5-11.

13. Korkia E. D. Consumption as an attribute of modern civilization: history and new trends / E. D. Korkia, A. K. Mamedov, E. A. Makarova // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 7. pp. 34-39.

14. Levicheva E.V. Problems of distance learning and ways of their possible solution / E.V. Levicheva, I.N. Nikitina // In the collection: University on the way to a new quality of science and education. National Scientific and Practical conference with international participation. Bryansk,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lifanova T.E., Krivonosova Zh.V., Erokhov M.V.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

References

2020. pp. 140-145.

15. Lifanova T. E. Discursive technologies in social work: charity and patronage : Educational and methodical manual for bachelor's degree in the field of training 39.03.02 Social work, Social work in the system of social services / T. E. Lifanova, T. V. Yepremyan, S. A. Shilina. Bryansk : Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, 2022. 162 p.

16. Mamedov A.K. Individualization of «new» education: challenges and solutions / A.K. Mamedov // In the collection: Sociological reading of the present and contours of the future. Materials of the international scientific and practical conference. 2020. pp. 8-11.

17. Mamedov A.K. The paradigm of new education during the pandemic: methodology and trends / A.K. Mamedov // In the collection: Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Bryansk, 2021. pp. 414-421.

18. Mamedov A.K. Social inequality: new ontology and variability in the information age / A.K. Mamedov // Proceedings of the international scientific conference on the 30th anniversary of the Faculty of Philosophy and Social Sciences of the Belarusian State University. Minsk: Belarusian State University. 2019. pp. 11-15.

19. Mamedov A.K. Social consequences of personality virtualization / A.K. Mamedov // In the collection: The communicative space of a modern metropolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow State University. 2019. pp. 44-48.

20. Nugaev P.I. The influence of the Internet and social networks on modern youth / Bulletin of Science and Education. 2020. No. 12-1 (90). pp. 91-94. [Electronic resource] // Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-interneta-i-sotsialnyh-setey-na-sovremennuyu-molodezh

21. Website of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion [Electronic resource] // Access mode: https://wciom.ru/

22. Fedorov A.F. Internet addiction as an object of research in modern psychological science [Electronic resource] // Access mode: http://jurnal.org/articles/2014/psih23.html

23. Einstein A. Citations [Electronic resource] // Access mode: https://yandex.ru/turbo/lifehacker.ru/s/top-20-technology-quotes/

24. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // X International Scientific Siberian Transport Forum - TransSiberia 2022, Novosibirsk, 02-05 марта 2022 года. Novosibirsk: Elsevier B.V., 2022. P. 1034-1041.

Author's information

Lifanova Tatiana Evgenievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, Faculty of Pedagogy and Psychology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia; e-mail: lifanovargsu@mail.ru; phone work: +74832580520 (1231)

Krivonosova Zhanna Valeryevna - Master's student of the direction of training 39.04.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: zhannakrivonosova @yandex.ru. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia.

Yerokhov Mikhail Vasilyevich - postgraduate student in the field of Sociology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; email: Erohov.mihail@yandex.ru. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.