Научная статья на тему 'Социальная реабилитация молодой семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию'

Социальная реабилитация молодой семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1094
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / A YOUNG FAMILY / A DIFFICULT LIFE SITUATION / SOCIAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боряк Виктор Петрович, Айрапетян Амалия Левоновна, Чобанян Эмма Юрьевна

В статье освещаются проблемы молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social rehabilitation young families in difficult life situations

The article is sanctified by the problem of young families in difficult life situations.

Текст научной работы на тему «Социальная реабилитация молодой семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию»

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ, ПОПАВШЕЙ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

УДК 316.35

В статье освещаются проблемы молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Ключевые слова: молодая семья; трудная жизненная ситуация; социальные процессы.

I

Боряк В.П., 2015 Айрапетян А.Л., 2015 Чобанян Э.Ю., 2015

LO

гН

О си

Молодость -трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат, дают советы, но вместе стем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Постоянная опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.

Семья - это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли.

Наиболее популярное в советской социологии определение семьи принадлежит А.Г. Харчеву "Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения" [5].

В молодости все находится в становлении, развитии, формировании, впервые встречается с любовью - новым, не всегда понятным и объяснимым чувством и многие важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновременно.

Создание семьи - не только радостное событие, но и трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его "переделать", "перевоспитать", заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Мысль о том, что "перевоспитывать", "переделывать", "переламывать" придет позже - после размолвок с любимым человеком, после понимания того, что каждый человек имеет право на свою индивидуальность, самобытность.

Как отмечает Е.И. Холостова, семья - это важный социальный институт, который представляет собой общность людей, деятельность которых связана узами супружества, родительства, родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Несравнима роль семьи в обществе, потому что человек входит в состав множества самых различных групп, но семья остается тем социальным институтом, который человек никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из основных составляющих развития человеческой личности. В семье человек получает истинное и существенное воспитание и начинает развивать в себе правильное представление о нравственной жизни в целом. Именно семья предоставляет человеку все ресурсы для самоактуализации и является надежным убежищем в мире

БОРЯК Виктор Петрович,

доктор медицинских наук, профессор, кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), директор -главный врач Л ПУП "Санаторий "РОДНИК", Пятигорск

АЙРАПЕТЯН Амалия Левоновна, студентка airapietian -a@mail. ru

кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск

о

с; О

Т-Г

о о

60

ЧОБАНЯН Эмма Юрьевна,

студентка уиаеп@таИ. г и

кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск

политических, экономических, технологических и прочих сложностей жизни [6].

В трудной жизненной ситуации оказывается множество семей, но особое внимание и первое место занимает молодая семья. Термин "молодая семья" утвердился в современном обществе совсем недавно, этому потребовалось немало стараний, усилий и времени. Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста [2].

В ситуации происходящих в обществе социально-экономических и культурных перемен молодая семья является одной из социально-незащищенных групп населения. На фоне изменившихся в обществе установок на создание семьи, рождение и воспитание детей молодая семья является неустойчивой и хрупкой единицей общества. Происходит перераспределение семейных функций в молодой семье, и репродуктивная функция, которая является первостепенной, отодвигается на второй план; произошла потеря ценностного отношения к браку и семье, и молодые супруги зачастую с легкостью принимают решение о разводе в случае тех или иных разногласий. Все это создало почву для оказания необходимой поддержки молодой семье специалистами по социальной работе.

Социальные процессы, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние на состояние семьи. Возникновение в стране рыночных отношений привело к катастрофическому нарастанию экономического и семейного неблагополучия. Оно включает в себя, наряду с обнищанием безработицу, отсутствие у семьи постоянных доходов, нормальных жилищных условий, а также средств для отдыха, культурного развития, занятий спортом, поддержания здоровья.

Кроме того, обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы молодежи, кризис семьи, увеличение числа разводов, в первую очередь в молодых семьях, малодетность, рост неполных семей и внебрачных рождений, вызывают необходимость принятия экстренных мер по усилению социальной защиты именно этой категории семьи и выделения ее в качестве самостоятельного объекта социальной работы.

Социальная реабилитация как технология социальной работы -это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания и т.д.

Содержание социальной реабилитации заключается в:

- реконструкции социокультурного окружения с различными категориями молодежи;

- помощи в коммуникации и обучении, целенаправленной социально-психологической работе с близкими и родственниками;

- помощи в профессиональном самоопределении, содействии трудоустрой ству;

- организации досуга и общения;

- выявлении творческих способностей; охране прав молодежи;

- медицинском, педагогическом психологическом патронаже;

- создании позитивного общественного мнения относительно многоаспектное™ проблем молодости.

Виды и формы социальной реабилитации:

1. Разработка правовых и организационных основ системы обследования и лечения.

2. Превентивная работа по проблемам пьянства, алкоголизма, употребления табака среди молодежи.

3. Пропагандистские мероприятия международных праздников (напр., Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днем без табака. И ежегодно ВОЗ и партнеры повсеместно отмечают этот День, привлекая внимание к опасностям для здоровья, связанным с употреблением табака, и призывая проводить государства эффективную политику по уменьшению масштабов потребления табака).

4. Социальная реабилитация и адаптация:

- безработных, беженцев, эмигрантов, людей, вынужденных сменить место жительства (содействие в получении помощи, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по новой специальности и т.п.), инвалидов, женщин с детьми, желающих заниматься коммерческой деятельностью (содействие в создании малого бизнеса и т.д.);

- молодых семей, имеющих неблагоприятные социально-правовыеусловия жизни; бывших воспитанников детдомов и школ-интер-натов(содействие в получении материальной помощи, жилья, имущества, а также в трудоустройстве) организация работы отделений социальной реабилитации подростков.

5. Социальная реабилитация детей и молодежи предусматривает осуществление:

- учебно-воспитательной реабилитации в общеобразовательных школах-интернатах для детей и молодежи, нуждающихся в социальной помощи;

- в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) для детей и молодежи, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития;

- в общеобразовательных санаторных школах (школах-интернатах) для детей, требующих длительного лечения;

- социально-лечебной и психологической реабилитации в соответствующих учреждениях здравоохранения детей и молодежи, подвергшихся жестокости, насилия и др.;

- физической реабилитации детей и молодежи с физическими,умственными недостатками в специализированных физкультурно-оздоровительных учреждениях (клубах, центрах и т.п.);

- медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и которые по состоянию

здоровья не могут быть направлены в школы социальной реабилитации и профессиональных училищ социальной реабилитации;

- социально-образовательной реабилитации в школах социальной реабилитации и профессиональных училищах социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения.

Кризис семьи как социального института проявляется в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой "ячейкой общества", одной из важнейших и основных функций которой является репродуктивная. Семья стала более динамичным образованием и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабилизируется социальными факторами. Существенно возросло значение личностных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и уже совершенно не представляется возможным обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований.

Ослабление регламентирующего влияния социальных факторов может объяснять факт снижения численности оформляемых браков и рост числа свободных союзов, стимулировать формирование в сознании людей отношения к семье как к образованию, функционирование которого зависит в большей степени от их личной ответственности. Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформационные процессы в современной семье, требующие анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов.

Примечания:

1. Боряк В.П. Содержание и методика социально-медицинской работы : учебное пособие. - 1-е изд.

- Пятигорск : КМВ, 2008. - 136 с.

2. Боряк В.П. Социально-медицинские технологии в различных сферах жизнедеятельности : учебно-методическое пособие для студентов специальности "Социальная работа". - 1-е изд. - Пятигорск : КМВ, 2014. - 152 с.

3. Боряк В.П., Денисова C.B., Власова Э.Д. Актуальные вопросы практики социального обслуживания : учебно-методическое пособие для студентов специальности "Социальная работа". - 1-е изд.

- Пятигорск : КМВ, 2013. - 136 с.

4. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества: материалы Всероссийской науч.-практ. конф-ции.

- М. : Социальное здоровье России, 2004. - С. 114115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.