Научная статья на тему 'Психологическая реабилитация неполной семьи'

Психологическая реабилитация неполной семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
836
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PARENT FAMILY / A DIFFICULT LIFE SITUATION / SOCIAL PROCESSES / PSYCHOLOGICAL ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боряк Виктор Петрович, Айрапетян Амалия Левоновна, Чобанян Эмма Юрьевна

В статье освещаются проблемы неполной семьи и их психологической реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological rehabilitation of single-parent families

The article is sanctified by the problem of incomplete families and their psychological rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Психологическая реабилитация неполной семьи»

PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF SINGLE-PARENT FAMILIES

Boryack Victor Petrovich, DSc of Medical science, Professor, Chair of Social Work and Social Rights, Russian State

Social University (branch), Director - chief medical officer sanatorium "Rodnik", Pyatigorsk

Ayrapetyan Amaiia Levonovna, Student

E-mail: [email protected]

Chobanyan Emma Yurevna, Student,

E-mail: [email protected]

Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk

The article is sanctified by the problem of incomplete families and their psychological rehabilitation.

Keywords: parent family; a difficult life situation; social processes; psychological adjustment.

УДК 316.35

© Боряк В.П., 2015 © АйрапетянА.Л., 2015 © Чобанян Э.Ю., 2015

АЙРАПЕТЯН Амалия Левоновна, студентка airapietian -a@maii. ru

кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

В статье освещаются проблемы неполной семьи и их психологической реабилитации.

Ключевые слова: неполная семья; трудная жизненная ситуация; социальные процессы; психологическая реабилитация.

I

БОРЯК Виктор Петрович,

доктор медицинских наук, профессор, кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), директор -главный врач Л ПУП "Санаторий "РОДНИК", Пятигорск

Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Она реализует естественные потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом [4].

Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи [2].

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества [9].

Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы [3].

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, в сторону развития семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан [7].

Социально-психологическая работа ориентирована не только на решение проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно-значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России [5].

Неустойчивость семьи ощущается в проявлении ряда проблем семьи, но успех решения их становится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на "несхожесть характеров" [1].

Развод родителей - серьезный фактор, влияющий на развитие детских неврозов. Причем у мальчиков и девочек невротические проявления развиваются по-разному [6].

В дошкольном возрасте у мальчиков часто наблюдаются нарушения поведения: истеричность, агрессивность, капризность. У девочек может возникать замкнутость и сложности в общении. Такие дети чаще ребятишек из полных семей нуждаются в помощи психотерапевта.

На эмоциональный фон детей обоего пола сильно влияет психологическое состояние матери, которая еще до развода находится в состоянии конфликта с отцом. Кроме того, у мальчиков неврозы усугубляются недостатком мужского влияния и отсутствием модели половой идентификации.

Как правило, мальчики оказываются в более травмирующей психологической ситуации, чем девочки. Нередко в своем сыне разведенная мать видит черты его отца и неосознанно проецирует на ребенка неприязнь, которую испытывает к своему бывшему мужу. Очень часто детей из неполных семей оставляют в саду в круглосуточных группах, отправляют в санатории или в больницы, причем без серьезных медицинских показаний.

Стоит также отметить, что в сравнении с полными семьями, в неполных мальчики гораздо чаще подвергаются физическим наказаниям. Есть также различия и в степени контроля над ребенком, и в системе запретов. А вот девочки гораздо реже служат объектом переноса негативных чувств к отцу на ребенка. Как правило, в неполных семьях мать воспитывает девочку менее строго, больше позволяет и реже наказывает.

Но это вовсе не означает, что девочки не страдают от разводов. Неврозы, вследствие которых дети оказываются на приеме у психотерапевта, могут развиваться от разлуки с отцом, которую усугубляет иррациональный страх потерять также и мать. Очень часто (как девочки, так и мальчики) испытывают сильное беспокойство каждый раз, когда мать их покидает. Дошкольники могут стараться удерживать мать любыми способами: устраивают скандалы и истерики. Возможны даже нервные припадки [11].

У детей формируются различные фобии, развивается нерешительность и неуверенность в себя, может возникать синдром навязчивых мыслей или навязчивых действий, зачастую связанных с придуманными ритуалами, помогающими обезопасить себя.

В юношеском возрасте у детей из неполных семей часто появляется страх одиночества. Их мучает чувство вины и безосновательная тревога. Нередко возникают мучительные поиски смысла жизни и размышления на тему "быть или не быть". Такие дети зачастую испытывают трудности при общении с противоположным полом.

Но этого можно избежать, если мать в отношениях с детьми сможет сочетать твердость, заботу и ласку. Если она не отвергает ребенка, но, в то же время, не зацикливается на нем, позволяя себе общение с другими людьми, не переносит на ребенка негативное отношение к его отцу и не жалеет его [10].

Компенсировать отсутствие родителя в процессе воспитания достаточно сложно. Однако это возможно. Для ребенка важно

ЧОБАНЯН Эмма Юрьевна,

студентка уиаеп@таИ. г и

кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск

ощущение безопасности, атмосфера доверия и любви, и мать в силах подарить это своему сыну или своей дочери. Конечно, для этого нужно восстановить собственное душевное равновесие. И тут полезным может оказаться психологическая реабилитация, которая поможет разведенному родителю снова обрести внутреннюю гармонию и построить свою жизнь так, чтобы проблемы между бывшими мужем и женой не отражались на ребенке [11 ].

Реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества [5].

Реабилитация - система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью психологических средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитател ьных учреж-дениий для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития [3].

Довольно часто в нашей жизни случаются ситуации, после которых мы теряем интерес к жизни, чувствуем себя угнетенными, ненужными, порой даже без желания жить дальше. Восстановить прежнее отношение к жизни, наладить контакт с миром поможет достигнуть психологическая реабилитация, которая заключается в корректировке эмоционального состояния, что сократит время выздоровления и адаптации, семейной психологии и терапии, расширении информационного пространства. Задача такой реабилитации заключается в принятии человеком нового себя, в осознании утраченных функций, в адаптации к внешнему миру.

Психологическая реабилитация, как и другие виды реабилитации, осуществляется на основе индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой специалистами занимающимися реабилитацией. Она предполагает учет структуры потребностей, интересов, уровня притязаний, прогнозируемого уровня соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей человека.

В эту программу включается перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей человека к трудовой деятельности, взаимодействию с другими людьми, суказанием исполнителей, объемов и сроков их проведения.

Индивидуальная программа реабилитации реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы (диагностики) и этап собственной реабилитации, в которую входят разделы по медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации.

В реабилитационной деятельности можно выделить следующие основные принципы: гуманистической направленности реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности человека; психологической комфортности [12].

Принцип гуманистической направленности реабилитационного процесса предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всего реабилитационного процесса формированию личности человека, ориентированной на отношения достоинства. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека. Именно культура достоинства создает лучшие условия для выхода из социальных катаклизмов, потому что человек, воспитанный в культуре достоинства, "приспособлен к социальной динамике, а не к социальной статике".

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания помощи человеку, получившему психическую травму, в условиях реабилитационного процесса. Его суть в том, что, во-первых, началу собственно реабилитационных воздействий обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования больного, на основе которого составляется первичное зак-

лючение и формулируются цели и задачи кор-рекционной работы. Во-вторых, реализация плана реабилитационных мероприятий требует постоянного контроля динамики изменений личности, ее поведения, деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в программу психологической реабилитации, вовремя изменять и дополнять методы и средства воздействия.

Принцип нормативности развития ребенка. Нормативность развития понимается как последовательность сменяющих друг друга возрастных этапов в онтогенезе. Каждый возрастной этап в жизни человека характеризуется своей социальной ситуацией, динамикой развития, психическими новообразованиями, ведущей деятельностью. Реализация названного принципа предполагает обязательный учет особенностей возрастного развития ребенка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации. Наряду с понятием "возрастная норма" в социально-реабилитационной практике широко используется понятие "индивидуальная норма", что позволяет вносить коррективы в программу социальной реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, специфики и тяжести дефекта и самостоятельного пути развития.

Принцип опоры на ведущую деятельность (для детей). Процесс реабилитации на разных возрастных этапах ребенка должен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа (игра, учение, общение) и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями (самооценка, самосознание и др.)

Принцип обучения деятельности (для детей) предполагает активизацию детей с целью овладения детьми различными видами деятельности, начиная от простейших предметно-практических действий до сложных действий в познавательной сфере. У детей должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для её достижения.

Принцип развития (для детей) предполагает выделение не только ведущего дефекта, но и вторичных нарушений, оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий, ориентирует на целостное развитие личности ребенка, ее готовность к дальнейшему самосовершенствованию. Процесс психологической реабилитации должен быть наце-

лен на то, чтобы каждому ребенку были созданы такие условия, в которых он мог бы максимально реализовать не только свой интеллект, способности, активность, а, прежде всего, личность.

Принцип овладения культурой. Культура -это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентации и с интересами и ожиданиями других людей. Использование данного принципа в процессе психологической реабилитации состоит втом, что человек, включаясь в систему предлагаемых форм воздействия, осваивает нормативные способы действий в окружающем мире и социальной среде.

Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности (для детей). У каждого ребенка, даже если у него имеются значительные проблемы в развитии, есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить, если с ним обращаться с помощью упрёков и нотаций, и усилить, если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или деятельности ребенка. Если ребенок, овладевая новыми формами поведения и деятельности, добивается положительных результатов, он переживает радость, что укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту.

Принцип психологической комфортности предполагает создание в реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность человека атмосферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности.

Цель выступает как системообразующий фактор реабилитационного процесса.

Задачи - это цели, заданные в определённых условиях, т.е. это понятие более конкретное, чем понятие цели. Реабилитационная задача - основная единица реабилитационного процесса. Реабилитационный процесс можно представить как цепочку последовательно возникающих реабилитационных ситуаций, в ходе которых ставятся и решаются многочисленные коррекционные задачи разного уровня сложности.

Конечная цель реабилитационного процесса - устранение или возможно более полная компенсация имеющихся у него на текущий момент тревожных переживаний и нарушений поведения и деятельности.

К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психоло-

гической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игроте-рапия, арттерапия или терапия искусством -музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинений историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.) [8].

Процесс реабилитации протекает только в деятельности, которая обеспечивает познание человеком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд.

Стоит отметить, что методы психологической реабилитации должны быть направлены на достижение высокого результата. Постоянное консультирование пациентов поможет в его осуществлении. Социальная реабилитация позволяет адаптировать их к изменившимся условиям семейной и общественной жизни. Это мероприятия, которые направлены на улучшение качества жизни, создание равных возможностей для полного участия в жизни общества. Таким образом, мы должны понимать, что немаловажное значение, наряду с медикаментозным лечением, имеет и психологическое восстановление человека. Не стоит пренебрегать им.

Литература:

1. Антонов А.И. Социология семьи : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

2. Батищева М.А., Серебренникова Е.А. Современные взгляды молодежи на семью и брак : матери-

алы X регион, студ. науч.-практ. конф. "Психология сегодня" / отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - С. 294298.

3. Боряк В.П. Содержание и методика социально-медицинской работы : учебное пособие. - 1-е изд.

- Пятигорск : КМВ, 2008. - 136 с.

4. Боряк В.П. Социально-медицинские технологии в различных сферах жизнедеятельности : учебно-методическое пособие для студентов специальности "Социальная работа". - 1-е изд. - Пятигорск : КМВ, 2014. - 152 с.

5. Боряк В.П., Денисова C.B., Власова Э.Д. Актуальные вопросы практики социального обслуживания : учебно-методическое пособие для студентов специальности "Социальная работа". - 1-е изд.

- Пятигорск : КМВ, 2013. - 136 с.

6. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества : материалы Всероссийской науч.-практ. конф-ции.

- М. : Консорциум "Социальное здоровье России", 2004.-С. 114-115.

7. Зритнева Е.И. Социология семьи : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Социология". - М. : ВЛАДОС, 2006. -150 с.

8. Инновационные практики профилактики социального сиротства на региональном уровне: монография / под общ. ред. С.Г. Чудовой. - Барнаул : АЗБУКА, 2012.-430 с.

9. Коряковцева O.A., Рожков М.И. Комплексная поддержка молодой семьи : учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Организация работы с молодежью". - М. : ВЛАДОС, 2008. - 204 с. Ю.Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, жестокого обращения с детьми / сост. Т.А. Черкашина, И.Б. Лисютина. -Ханты-Мансийск : Печатный мир, 2013. - 200 с.

11. Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей : учебное пособие - М. : Дашков и К0, 2010. - 260 с.

12.Селиванова Ю.В., Щетинина Е.Б. Коррекцион-ная работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (курс лекций) : учебно-методическое пособие. - Саратов, 2012,- 118 с.

SOCIAL REHABILITATION YOUNG FAMILIES IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Boryack Victor Petrovich, DSc of Medical science, Professor, Chair of Social Work and Social Rights, Russian State

Social University (branch), Director - chief medical officer sanatorium "Rodnik", Pyatigorsk

Ayrapetyan Amaiia Levonovna, Student

E-mail: [email protected]

Chobanyan Emma Yurevna, Student,

E-mail: [email protected]

Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk The article is sanctified by the problem of young families in difficult life situations. Keywords: a young family; a difficult life situation; social processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.