дупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Наибольшей эффективности в решении данных вопросов можно добиться, опираясь на СМИ и активно используя возможности СМИ, которые служат главным, а порой и единственным источником информации для большинства населения.
Но в связи с тем, что основную массу потребителей наркотиков составляет молодежь, профилактика должна также включать и меры по предупреждению употребления наркотиков путем формирования атмосферы их непринятия в образовательных учреждениях, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга подростками.
Необходимо создавать и поддерживать условия, при которых выбор здорового образа жизни станет привлекательным и доступным. Кроме того, важно, чтобы подобные программы, оказывающие профилактическое воздействие, поддерживались также и на уровне заинтересованных министерств и ведомств, органов системы здравоохранения и других организаций.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время девиантное поведение среди молодёжи приобрела особую остроту в нашей стране. Разрушительные масштабы деви-антности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу.
Всё труднее ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение? Одной из опас-
ных форм поведения выступает наркомания. Рост наркомании представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности. Борьба с наркоманией сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода.
Литература:
1. Боряк В.П., Власова Э.Д. Социально-медицинская работа с различными группами населения : учебно-методическое пособие для студентов специальности "Социальная работа". - 1-е изд. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2014. - С. 7-21.
2. Боряк В.П., Денисова C.B., Методы решения медико-социальных проблем больных наркоманией и алкоголизмом : учебно-методическое пособие для студентов специальности "Социальная работа". - 1-е изд. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2014. -144 с.
3. Гилинский Я.И., Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. -1991.
4. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология : руководство для врачей. - М. : Медицинское информационное агентство, 2008. -256 с.
5. Лисова Е.В. Подростковая наркомания: сущность и особенности проявления // Социально-гуманитарные знания, 2008. - № 3. - С. 125-132.
6. Сирота H.A., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и ал-коголизма : учебное пособие. - М. : Академия, 2009. - 176 с.
7. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе : материалы V Международной конференции. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73.
8. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе : практическое пособие. - М. : АЙРИС-ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2005. - 92 с.
SOCIAL PATRONAGE OF DYSFUNCTIONAL FAMILIES AS TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK
Boryack Victor Petrovich, DSc of Medical science, Professor, Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Director - chief medical officer sanatorium "Rodnik", Pyatigorsk
Dzueva Zaiina Hizirovna, Student, Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk
E-mail: z.dzueva/S>maii.ru
in article questions of patronage of adverse families as actual problem of modern society and technology of social work are taken up. The concept of an adverse family is given. Work of the social teacher with similar families is described.
Keywords: dusfunctionai; prophylaxis; humanization.
УДК з 16.4 СОЦИАЛЬНЫЙ ПА ТРОНАЖ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТ
© БорякВ.П., 2015 В статье освещаются вопросы патронажа неблагоприятных семей как актуаль-
_ ной проблемы современного общества и технологии социальной работы.
© Дзуева З.Х.,2015
Дается понятие неблагоприятной семьи. Описывается работа социального педагога с подобными семьями.
Ключевые слова: неблагополучная семья; профилактика; гуманизация.
I
Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка. [1,62; 2,13]
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием "неблагополучная семья". К данной категории семей обычно относят:
- семьи с низким материальным достатком;
- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
- семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения.
Технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.
Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.
Один из путей к улучшению состояния - разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из них в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у них присутствует.
Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям. [7,72]
Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая форми-
БОРЯК Виктор Петрович,
доктор медицинских наук, профессор, кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), директор -главный врач Л ПУП "Санаторий "РОДНИК", Пятигорск
ДЗУЕВА Залина Хизировна,
студентка, кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск г/с!гие уа@таИ. г и
руется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития.
В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, жестокое обращение с малолетними детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без всякой поддержки.
Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство. [4,28]
При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.
Таким образом, данная программа должна быть направлена на:
- творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей;
- формирование способности осмыслить семейную действительность, умение принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;
- взаимное обогащение опытом детско-ро-дительских взаимоотношений.
Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критическихситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери
во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье; познакомить с понятием возрастных кризисов; проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества.
Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. [6,59;3,51 Например:
- хвалить детей за хорошие поступки;
- поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;
- стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;
- разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
- вовлекать ребенка в процесс принятия решений;
- избегать пустых угроз;
- не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;
- не требовать от ребенка того, что он не может сделать;
- оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;
- использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания. Назовем некоторые из них:
- нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;
- можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго;
- маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их с мылом и похвалить за выполненную работу и т. д.
Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения,
ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.
В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы. [5,48; 2,81 ]
Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучшеузнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание,тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала.
Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный педагог должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. При работе с семьями малолетних детей специалист может порекомендовать понаблюдать за ребенком и постараться понять, почему он плачет: может быть он голоден или у него что-то болит, или ребенку хочется внимания. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.
Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога:
- при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
- при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
- сбор информации;
- анализ информации;
- постановка социального диагноза.
Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.
Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного. [3,97]
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий.
Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования:
- беседа;
- включенное наблюдение;
-убеждение;
- одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
- прием активного слушания;
- прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится - на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;
- использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
- прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому не-
удовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
- прием Я-послания.Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим Я-посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: "Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу";
- метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Этапы телефонного консультирования:
- приветствие, знакомство;
- принятие - профессионал показывает, что он готов принять информацию ("Внимательно слушаю", "Хорошо, что позвонили" и т.п.);
- предложение своей помощи;
- исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;
- выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;
- поиск согласия;
- подведение итогов, совместный план действий;
- расставание, выражение благодарности за звонок.
Метод "письмо-обращение". Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.
Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента.
Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др. [3,59]
Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.
Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или
хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.
Технология патронажа:
- предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
- оповещение клиента о времени визита;
- представление себя (нагрудный знак, визитка);
- обеспечение личной безопасности;
- представление и сообщение о цели визита;
- время посещения - 20-30 минут;
- подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.
Методы групповой реабилитации:
- беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
-лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышение уровня информированности клиента);
- диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
- дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
- собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.
Значение этих форм работы в том, что они помогают выявлять проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента.
Для работы с группой необходим организатор, имеющий коммуникативные навыки и владеющий информацией.
Литература:
1. Аксенова Л.В., Архипов Б.А. Специальная педагогика. - М. : Академия, 2008. - 213 с.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. - М. : Академия, 1988.- 193 с.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М. : Академия, 2002. - 301 с.
4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. - М. : Академия, 1999. - 214 с.
5. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - М. : Политиздат, 1985. - 119 с.
6. Ковалев C.B. Психология семейных отношений.
- М. : Педагогика, 1987. - 412 с.
7. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе : мате-
риалы V Международной конференции. - Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73.
LO
SOCIAL REHABILITATION FOR PEOPLE WITH DISABILITIES ON KMV
Boryack Victor Petrovich, DSc of Medicine, Chair of Social Work and Social Rights, Professor, Russian State Social
University (branch), Director - chief medical officer sanatorium "Rodnik", Pyatigorsk
Pavluyk Svetlana Viktorovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Sarkisova Christina Andronikovna, Student
E-mail: kristina_sarkisova_ [email protected]
Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk
The article describes some social problems in our society and shows how we need to create the institute of social rehabilitation. Try to analyse how to work some social service centers for people with disabilities. Keywords: adaptation; social rehabilitation; social evolution; social service centers; people with disabilities.
О eu
ь-
Q-<
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА КМВ
В статье описаны некоторые социальные проблемы в нашем обществе и представлена необходимость создания института социальной реабилитации, дан анализ того, как работают некоторые центры социального обслуживания населения для людей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: адаптация; социальная реабилитация; социальное развитие; центры социального обслуживания населения; люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
I
Проводившиеся в последнее десятилетие в России рыночные реформы и преобразования привели к хронической запущенности и усугублению социальных проблем [1].
Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться на принципах недискриминации, терпимости, уважения многообразия, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц. В общем, интеграция инвалидов в социальное общество осуществляется через эффективный реабилитационный процесс [2].
Растущее понимание уникальности человеческой жизни в современном обществе, декларируемое вхождение России в мировое правовое сообщество, заставляет переосмысливать принципы и направления развития системы социального обслуживания населения в контексте ориентации на положение групп, традиционно определяемых как уязвимые, незащищенные, дискриминируемые категории населения, к которой относятся люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности [5].
Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учета "внутренних" особенностей этой категории людей: возраста, возможности учиться/трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, педаго-
УДК 316.4
© Боряк В.П., 2015 © Павлюк C.B., 2015 © Саркисова К.А.,2015
БОРЯК Виктор Петрович,
доктор медицинских наук, профессор, кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), директор -главный врач Л ПУП "Санаторий "РОДНИК", Пятигорск
S
63