УДК 37
Буздалова С.А.
студент
Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Аннотация: в статье рассматривается социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками.
Ключевые слова: социальная работы, ментальное здоровье, работа с детьми.
Значение реабилитационно-воспитательной работы особенно возрастает в периоды кризисов общественной жизни, которые приводят к значительному ухудшению состояния детей и подростков. Несомненно, Россия на данном этапе переживает один из таких кризисов, на фоне которых возрастает количество дезадаптированных детей и подростков. Для поиска наиболее эффективных мер социальной работы с такими детьми, необходимо в целом понимать, что из себя представляет дезадаптированный несовершеннолетний. Это и определяет актуальность данной статьи.
Дезадаптированность детей и, особенно, подростков, тесно связаны с их психофизиологическими особенностями. Так, именно в рамках этих периодов происходят наиболее значимые изменения в жизни человека. Особенно серьезно на ребенка влияют изменения в окружающем мире: в постоянно меняющейся социальной ситуации, особенностям социального статуса, и пр. Все это, а также физиологические изменения, например, гормональные всплески, оказывают значительное влияние на психоэмоциональную устойчивость ребенка. Именно
она влияет на восприятие информации и часто приводит к деформации адаптационного процесса в обществе.
Коррекционную работу с подобными тенденциями проводят в рамках различных наук - это педагогическая сфера, и психологическая, и, конечно, социальная сфера. Социальная профилактика одна из наиболее эффективных технологий для исключения адаптационных проблем; с помощью этой технологии возможно устранение социальных проблем личности.
Исследования показывают, что одним из наиболее важных методов социальной профилактики дезадаптации является социальная работа с группой. Именно опыт, получаемый в группе, позволяет детям и подросткам проанализировать свое поведение, получить обратную связь не только от взрослого - социально работника, но и от ровесников; это позволяет оценить себя и свои действия со стороны, учит адаптироваться к различным особенностям окружающего мира.
Однако организация социальной работы - это непростой процесс, тесно связанный со многими другими процессами общества. Учитывая как прогрессирующий технологический прогресс, вносящий свои коррективы в жизнь каждого человека, так и бурные изменения происходящие в нашем государстве, отметим, что важнейшей целью социальной работы является решение социокультурной проблемы: снижение отрицательной направленности личности и формирование положительной её части.
Первичные признаки дезадаптации у детей и подростков включают в себя школьную неуспеваемость, сложные взаимоотношения с одноклассниками, различные эмоциональные расстройства, самоповреждающее поведение [1]. Однако более яркими маркерами являются поведенческие отклонения, например, агрессивное поведение, курение, хулиганство, прогулы и пр. Тяжелая дезадаптация несовершеннолетних проявляется в таком поведение как регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные отклонения, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.
Вслед за Е.И. Холостовой, мы определяем следующие категории дезадаптивных детей и подростков [4]:
1) трудные дети имеют близкий к норме уровень дезадаптации, она обусловлена особенностями темперамента, синдромом дефицита внимания и недостаточным возрастным развитием;
2) нервные дети, те, кто в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы не в состоянии самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, вызванными отношениями с родителями и другими важными для них взрослыми;
3) «трудная» молодежь, не умеющая решать свои проблемы социально приемлемым способом, характеризующаяся внутренней конфликтностью, напряжением характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой;
4) фрустрированные подростки, характеризующиеся стойкими формами саморазрушающего поведения, представляющего опасность для их здоровья или жизни (употребление наркотиков, алкоголя, суицидальные мысли), их интеллектуального и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство);
5) несовершеннолетние правонарушители, постоянно балансирующие на грани допустимого и противоправного поведения.
Выделяют также две основных стадии дезадаптации, в зависимости от степени социальной неадаптированности ребенка [3]:
1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися;
2 стадия представлена социально незащищенными несовершеннолетними. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как важнейших институтов социализации. Воспитание таких детей находится под влиянием антиобщественных и криминальных группировок. Детям свойственны бродяжничество,
безнадзорность, наркомания; они не ориентированы на профессию, негативно относятся к работе.
В литературе есть несколько факторов, влияющих на процесс подростковой дезадаптации:
• наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
• психолого-педагогический фактор (недостатки школьного и семейного воспитания)
• социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества);
• деформация самого общества
• социальная активность самого индивида, т. е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, их последствиям;
• социальное неблагополучие детей и молодежи;
• личностные ценности и способность к саморегуляции своего окружения.
Вместе с тем, говоря о социальной дезадаптации детей и подростков, необходимо учитывать, что детство - это время наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Социальная дезадаптация возникает в результате нарушения взаимодействия двух сторон -несовершеннолетнего и окружающей его среды. К сожалению, на практике в центре внимания находится только одна сторона — ребенок, а влияние среды остается незамеченным. Односторонний подход к этой проблеме неэффективен ни при отрицательном, ни при положительном отношении к дезадаптированному. Работа с несовершеннолетним требует целостного подхода не только к нему, но и к его социальному окружению [2].
В России, как и во всем мире, проблемы детей изучают и решают представители определенных отраслей знаний: учителя, врачи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники и т. д. Все выполняют свои профессиональные обязанности. Их усилия, как и результат, направлены не на
помощь и поддержку ребенка как субъекта, а на решение поставленных перед ним обществом задач.
Взрослый часто выступает стимулятором академической дезадаптации ребенка, и дезадаптационное влияние родителей на ребенка заметно тяжелее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие семейные факторы, влияющие на дезадаптацию несовершеннолетних:
• факторы семейной системы.
• факторы здоровья (болезни родителей, наследственность и др.).
• социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).
• социально-демографические факторы (неполные, многодетные семьи, пожилые родители, повторный брак, приемные дети).
• социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая неуспеваемость родителей, низкий уровень образования, деформированные ценностные ориентации).
• криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и др.).
Отметим, что каждый вид дезадаптации несовершеннолетних имеет свои особенности, специфику проявления, которые влияют на поведенческие особенности ребенка. Ввиду этого, социальная работа с каждым видом дезадаптации несовершеннолетнего также будет иметь специфические особенности для выявления и коррекции дезадаптивных проявлений.
Коррекция социальной дезадаптации ребенка может осуществляться по следующим направлениям [2]:
• формирование коммуникативных навыков,
• гармонизация отношений в семье,
• коррекция некоторых черт личности,
• коррекция самооценки ребенка.
Дезадаптация подростков имеет комплексный характер, поэтому решение ее должно осуществляться системой разнообразных мер. Социальному работнику при работе с дезадаптивными несовершеннолетними необходимо использовать педагогический, психологический, технологический подходы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Юсупова, Х.Г. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации подростков в условиях социального приюта: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02
2. Чечкенёва К.О. Особенности социальной работы с дезадаптированными подростками // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
3. Туманова, Т. С. Социально-педагогическая деятельность с дезадаптированными детьми / Т. С. Туманова // Академическая публицистика. -2019. - № 2. - С. 166-172.
4. Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст] : Учебник для бакалавров
Buzdalova S.A.
student
Russian State Social University (Moscow, Russia)
SOCIAL WORK WITH MALADAPTED CHILDREN & ADOLESCENTS
Abstract: the article discusses social work with maladapted children and adolescents. Keywords: social work, mental health, work with children.