Научная статья на тему 'Индивидуализация учебно-воспитательной деятельности с дезадаптированными школьниками'

Индивидуализация учебно-воспитательной деятельности с дезадаптированными школьниками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантный / дезадаптация / девиация / социальная реабилитация / deviant / maladaptation / deviation / social rehabilitation.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ваниева Виктория Юрьевна, Туаева Алина Батразовна

в статье анализируются признаки и виды девиантного поведения; факторы, влияющие на рост количества детей с девиантным поведением; тенденция к увеличению проявлений дезадаптированного поведения у детей и подростков в условиях трансформации современного общества: наличие большого количества дезадаптированных детей и подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, «криминализация» поведения несовершеннолетних; способы предупреждения дезадаптивного поведения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH DEADAPTED SCHOOLCHILDREN

the article analyzes the signs and types of deviant behavior; factors affecting the increase in the number of children with deviant behavior; a tendency toward an increase in the manifestations of maladaptive behavior in children and adolescents in the context of the transformation of modern society: the presence of a large number of maladaptive children and adolescents, the breakdown of families, alcoholism and drug addiction among adolescents, prostitution, the “criminalization” of the behavior of minors; ways to prevent maladaptive behavior of children.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация учебно-воспитательной деятельности с дезадаптированными школьниками»

PEDAGOGICAL SCIENCES

INDIVIDUALIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH DEADAPTED SCHOOLCHILDREN Vanieva V.Yu.1, ^aeva A^.2 (Russian Federation) Email: Vanieva566@scientifictext.ru

1Vanieva Victoria Yurievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Tuaeva Alina Batrazovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF DEFECTOLOGY EDUCATION, NORTH OSSETIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, VLADIKAVKAZ

Abstract: the article analyzes the signs and types of deviant behavior; factors affecting the increase in the number of children with deviant behavior; a tendency toward an increase in the manifestations of maladaptive behavior in children and adolescents in the context of the transformation of modern society: the presence of a large number of maladaptive children and adolescents, the breakdown of families, alcoholism and drug addiction among adolescents, prostitution, the "criminalization" of the behavior ofminors; ways to prevent maladaptive behavior of children. Keywords: deviant, maladaptation, deviation, social rehabilitation.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ Ваниева В.Ю.1, Туаева А.Б.2 (Российская Федерация)

1Ваниева Виктория Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Туаева Алина Батразовна - магистрант, кафедра дефектологического образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

Аннотация: в статье анализируются признаки и виды девиантного поведения; факторы, влияющие на рост количества детей с девиантным поведением; тенденция к увеличению проявлений дезадаптированного поведения у детей и подростков в условиях трансформации современного общества: наличие большого количества дезадаптированных детей и подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, «криминализация» поведения несовершеннолетних; способы предупреждения дезадаптивного поведения детей.

Ключевые слова: девиантный, дезадаптация, девиация, социальная реабилитация.

Отношение к детям во многом определяет уровень развития цивилизованного общества, точно так же как этот уровень определяет экономическое и культурное развитие. На сегодняшний день сложилась страшная ситуация, опасная для детей, а также для всего общества.

В процессе постоянных преобразований экономической и политической сферы жизни общества самыми незащищенными и подверженными влиянию со стороны оказались дети. Их можно смело назвать «заложниками сложившейся ситуации». Несмотря на то, что согласно статистике уровень жизни населения постоянно растет, количество дезадаптивных детей не прекращает увеличиваться. Это одна из наиболее опасных ситуаций, сложившихся в нашей стране.

Увеличивается количество факторов, непосредственно влияющих на рост количества таких детей и подростков. Социальные и педагогически факторы постоянно стимулируют детскую безнадзорность, бездомность и т.д. К ним можно отнести:

79

• Низкий уровень жизни семей

• Низкий уровень качества условий содержания детей

• Жестокое обращение к детям

• Отстранение школами детей с отклонениями в развитии

• Полное отсутствие моральных запретов и т.д.

На данный момент вполне возможно утверждать, что присутствует социально-психологическая и экономическая депривация детей и подростков. Постоянно растет показатель, отражающий количество детей с девиантным поведением.

Одной из повседневных и обычных черт постсоветской России по-прежнему остаются беспризорные дети, за которыми никто не следит. По данным правительства Российской Федерации на 2016 год количество беспризорных детей в России составляло примерно 3,5 миллиона человек. Однако, по мнению независимых экспертов, эта цифра составляет 4 миллиона.

В 2017 году Министерство образования России, проведя исследование, выяснило, что около 400 тыс. детей и подростков в РФ не посещают никакие образовательные учреждения. Достаточно сложно выявить точные цифры, потому что родители таких детей очень часто не подают заявления в определенные органы. На самом деле эти цифры гораздо больше, что, безусловно, вызывает тревогу.

Пытаясь избежать жестокого обращения по отношению к ним, дети, к сожалению, сравнительно часто кончают жизнь самоубийством (около 2 тыс. чел.), 50 тыс. чел. уходят из своих родных семей, 6 тыс. незаконно покидают детские дома. В сумме примерно 26 тыс. человек каждый год пополняют списки жертв преступного поведения родителей или опекунов.

В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и учреждений является целенаправленная работа по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних.

В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. И поэтому потребность в создании социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.

Социальная адаптация рассматривается как двуединый процесс, в котором человек подвергается влиянию социальной среды и одновременно её изменяет, являясь объектом воздействия социальных условий и субъектом, изменяющим их. При этом, нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Особенностью социальных норм для детей и подростков является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта:

Социальное отклонение - это такое социальное развитие человека, поведение которого не соответствует общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности) [3].

Понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация».

Нарушение взаимодействия индивида со средой, характеризующееся невозможностью или нежеланием осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям, называют социальной дезадаптацией.

Следует отметить, что признаков дезадаптивного поведения выделяется разными авторами достаточно много. Сопоставив многие точки зрения, мы определили следующие индикаторы дезадаптивного поведения:

• наличие недоверия к новым людям, ситуациям,

• астенические проявления,

• склонность к самоотстранению,

• тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны,

• неприятие взрослых,

• тревога за принятие другими детьми,

• асоциальность,

• конфликтность с детьми,

• неусидчивость,

• эмоциональная незрелость,

• невротические симптомы и т.д.

Решения всего круга вопросов, связанных с дезадаптацией подростка, необходима своевременная и точная диагностика степени дезадаптации и ее видов. При этом следует четко выделять показатели дезадаптации и их идентификацию в поведенческих и эмоциональных проявлениях школьника как самим школьником, так и учителями и родителями. Исследуя проблемы насилия в образовательной среде, мы обратим внимание на тот факт, что многие нарушения поведения со стороны школьников не считаются таковыми учителями. К ним мы отнесем следующие нарушения: «намеренно привлекает к себе внимание всего класса»; «не реагирует на замечания учителя»; «излишне эмоционально реагирует на замечания учителя»; «отказывается разговаривать»; «игнорирует учителя»; «отвлекает других школьников»; «мешает делать что-либо конкретно учителю» (разговаривает, использует технику и т.д.). Эти данные позволяют нам констатировать, что многие деструктивные формы поведения стали практически нормой в школе. Учителя не воспринимают их в качестве нарушений, хотя очевидно, что они повышают степень стрессогенности в деятельности учителя, а следовательно, могут быть отнесены к действиям, наносящим вред здоровью учителя.

Структура школьной дезаптации представляет собой сложную систему из множества проявлений. В их список входят такие пункты, как неуспеваемость, нарушений взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения. Отдельно стоит отметить, что в эту же структуру входят поведенческие отклонения.

Последние стоит рассмотреть более подробно. Поскольку под этим термином нередко подразумевает слишком общие и широкие понятия, необходимо обозначить наиболее явные признаки поведенческих отклонений, сочетающихся со школьной дезаптацией. Это прогулы, проявления агрессии, курение, слишком яркие проявления нон-конформизма, а также частая ложь.

Дезаптация бывает и более масштабной, чем школьная. Речь о социальной дезаптации, которая может проявляться у тех же людей. Признаки ее куда более серьезные - появление пристрастий к наркотикам и сексу, а также совершение преступлений. В эту же группу относят и такие редкие проявления, как проституция и бродяжничество.

С момента начала нового тысячелетия наблюдается тенденция к увеличению количества школьников, попавших в трудную ситуацию и не имеющих возможности выбраться. Эта тенденция становится причиной для открытия все большего количества учреждений, занимающихся только социальной реабилитацией детей и подростков. Во многих регионах России уже сложились системы как по выявлению детей, нуждающихся в различных формах поддержки, так и по формам оказания им непосредственной помощи.

Следует обозначить основные критерии, по которым с наибольшей вероятностью можно выявить школьную и социальную дезаптацию: конфликты с окружающими, несоблюдение требований (как дисциплинарных, так и иных), отсутствие заинтересованности в учебном процессе, повышенная/пониженная самооценка, жестокость, грубость, лживость и так далее.

Фактически, все перечисленные критерии неизбежно приводят к дезаптации, причем не только в школе.

На основании указов Президента Российской Федерации с 1992 г. создается сеть учреждений, оказывающих различные виды помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры, планирования семьи, центры усыновления, опеки и попечительства, психолого-педагогические центры, социальные приюты и т.д.

Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация тактических задач на пути к достижению стратегической цели - восстановления социального статуса клиента, формирование устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной интегрироваться в общество.

Социальная реабилитация как конечный результат - это достижение конечной цели в процессе проведения определенной деятельности; когда человек после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности [2].

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

— диагностическая работа;

— реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

— постреабилитационная защита ребенка.

Для устранения страхов, внутренней напряженности, скованности, беспокойства, формирования уверенности в себе можно применять следующие методы:

• игры:

— словесные («Пиктограммы», «Найди мяч», «Волшебный мешок», «Настроение», «Музыка и эмоции»);

— на предупреждение замкнутости, скованности («Путаница», «Котенок потерялся», «Медведи идут на охоту», «Походки»);

— на снижение тревожности и агрессивности («Львы», «Братья», «Очень злая бабушка»);

— игры драматизации («Три подружки», «День рождения куклы Маши», «Приходите в гости»);

— игры со строительным материалом («Башня», «Замок для друзей», «Пряничный домик»);

• упражнения («Я есть, я буду», «Я даю свое имя», «Яркое имя», «Это я», «Подари подарок другу», «Воздушные шарики», «Солнечный зайчик», «Корабль и ветер», «Сломанная кукла», «Страшные сказки», «Настроение и походка», «Найди радость», «В темной норке», «Тропинка», «Походки», «Радость», «Ярость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Печаль», «Коробка переживаний», «Порхание бабочки»);

• анализ этюдов «Знакомство с эмоциями» из книги Н.В. Клюевой, Ю.В. Филипповой «Общение. Дети 5-7 лет»: «Живая шляпа», «Новая книга», «Бабушка приехала», «Пришла зима», «Солнышко вернулось», «Северный полюс», «Муравей»;

• • чтение сказок («Про Машу», «Про Мишу», «Верить и стараться», «Сказка звезд», «Девочка с мишкой», «Пещера моей души»);

• рассматривание карточек, изображающих различные эмоциональные состояния у детей и взрослых (А.Д. Вильшанская «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции»).

Таким образом, проведение специальной воспитательно-образовательной работы с детьми с дезадаптивным поведением обеспечивает формирование нормативного поведения в группе, положительного отношения к сверстникам и педагогу, нормального уровня тревожности и агрессивности, адекватной самооценки, готовности к обучению в школе, выражающейся в сформированности «внутренней позиции школьника».

Список литературы /References

1. Авсеенко Н.В. Особенности формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Вестник Орловского государственного университета, 2011. № 1 (15).

2. ЛисинаМ.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009.

3. Лукьянова М.И. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование, 2001. № 8.

4. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 2001.

5. Шабышева Ю.Е. Психологические средства коррекции дезадаптивного поведения подростков: Автореф. Омск, 2006.

STAGES OF CORRECTIVE WORK TO ELIMINATE VIOLATIONS OF SOUND PRONUNCIATION IN FUNCTIONAL DYSLALIA IN PRESCHOOL CHILDREN Korolkova VA.1, Savchuk I.S.2 (Russian Federation) Email: Korolkova360@scientifictext.ru

1Korolkova Valentina Aleksandrovna - Supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF SOCIAL, SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY; 2Savchuk Inna Sergeevna - Student, SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACULTY, ARMAVIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ARMAVIR

Abstract: the article is devoted to the study of phased speech therapy work to eliminate sound pronunciation in children with dyslalia. The work begins with a psychological and pedagogical examination of the child, as well as it determines the choice of methods and means both before work and in the future, it helps to evaluate the results and give appropriate recommendations after the work is completed. The main task of the correctional work is to eliminate violations of sound pronunciation in children with Dyslalia is a systematic activity that is conducted in stages with a speech therapist.

Keywords: correction, dyslalia, violation, stage.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Королькова В.А.1, Савчук И.С.2 (Российская Федерация)

1Королькова Валентина Александровна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра социальной, специальной педагогики и психологии; 2Савчук Инна Сергеевна - студент, социально-психологический факультет, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация: статья посвящена изучению поэтапной логопедической работы по устранению звукопроизношения у детей с дислалией. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяет выбор методов и средств как до начала работы, так и в дальнейшем, помогает оценить результаты и дать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.