оо
the joummL of social
POLICY STUDIES_
ЖУРНАЛ
ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
•••
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГЕРМАНИИ
У. Штрауб
В данной статье анализируются образ социальной работы в Германии, а также связи с общественностью, осуществляемые социальными учреждениями и организациями. Особый акцент сделан на такой области социальных услуг, как работа с детьми и молодежью. Основываясь на выводах, полученных из собственных исследований и преподавательского опыта, автор настаивает на включении дисциплины «Связи с общественностью» в образовательную программу по социальной работе.
Ключевые слова: связи с общественностью (РЯ), образ социальной работы, СМИ, работа с детьми и молодежью, образовательная программа в области социальной работы
В данной статье освещается связь социальной работы и общественности в Германии. Как будет показано далее, эти отношения нельзя назвать теплыми, и их улучшение было бы более чем желательно. В статье затрагиваются несколько аспектов. В каких случаях и каким образом социальная работа вступает в контакт с общественностью? Как социальные работники влияют на свой общественный имидж? В каком состоянии сегодня находятся взаимоотношения социальной работы с общественностью, и как они, в частности, освещаются в прессе? Исходя из выводов, полученных в результате данного исследования и основанных на моем личном опыте преподавания, я считаю необходимым институциональное включение курсов по связям с общественностью 1 в основной учебный план школ социальной работы.
1 В дальнейшем PR. — Примеч. пер.
© Журнал исследований социальной политики, том 5, № 1
Примеры PR
Средства и пути РЯ в социальной работе варьируются в зависимости от сферы практики. Например, в сфере защиты детей и подростков ситуация различается — приведем несколько примеров. Центр помощи неблагополучным подросткам 12—15 лет находится на границе между районом социального жилья и района, застроенного частными домами. Социальные работники регулярно приглашают «буржуазных» соседей на чашку чая. Так они предотвращают возможное обострение конфликта на почве постоянного шума. Муниципальный департамент по работе с детьми и подростками публикует в местной газете информацию о повышении квалификации социальных работников по проблемам домашнего насилия. Молодежная организация, по преимуществу занимающаяся культурной деятельностью, совместно с театром объявляет перед каждым представлением о проведении мастер-классов по театральной импровизации. В приюте группа детей и социальных работников дважды в год публикуют бюллетень. Консультационный центр для родителей и детей, совместно с другими благотворительными организациями, консультирует молодежь по Интернету. Профессиональный РЯ-работник помогает местной неправительственной организации, работающей с беспризорниками, в составлении годового отчета по различным целевым группам без излишних финансовых расходов. Инициатива спонсировалась местными предпринимателями.
Определение PR
РЯ, то есть «паблик рилэйшэнз», означает коммуникацию, создание связей с общественностью, что, в теории, вполне соответствует целям социальной работы. Как видно из приведенных выше примеров, способы налаживания этих связей варьируются: посредником здесь может выступать как пресса и радиовещание, так и собственные разработки РЯ (например, флаеры, постеры, годовые отчеты, Интернет-сайты или непосредственные контакты). Кроме того, очевидно, насколько различны целевые группы: спонсоры, соседи, муниципальная администрация и комитеты, потребители медиа-информации (прессы и радио), сами социальные работники и, наконец (что, впрочем, не говорит о незначительности данной категории), целевые группы, представляющие профессиональный интерес (например, в случае защиты детей — дети, молодежь, семьи, родители и другие). Очевидно, что «общественность» как таковая не существует — есть множество отдельных, различных «общественностей», с каждой из которых необходимо контактировать, используя различные средства и формы дискурса.
Влияние на общественное мнение
Не вдаваясь в детальные размышления по поводу медийной политики и науки о коммуникациях, мне бы хотелось описать одну теоретическую модель, которую часто используют в связи с социальными проблемами: это «восходящая / нисходящая» модель [более подробную информацию и другие смежные темы см.: Кооршаш, 1996. Б. 168£]. Согласно «восходящей» модели, импульсы снизу, исходящие от граждан и / или альтернативных и оппозиционных движений, порождают общественную дискуссию по тому или иному вопросу и провоцируют реакцию политиков и масс-медиа. «Нисходящая» модель, напротив, описывает, как тема попадает в сферу общественной полемики по инициативе правящих кругов. Это всегда происходит в том случае, когда в политических кругах обсуждается определенный вопрос, вызывающий противоречивые мнения, и тогда оппоненты добиваются общественного резонанса, с тем чтобы заручиться поддержкой общественности.
Так каким же образом вопросы из области социальной работы могут получить политическое или общественное звучание? С одной стороны, социальные работники могут предлагать темы для обсуждения по собственной инициативе, следуя «восходящей» модели. Опыт показывает, что это нелегкая задача — в силу отсутствия у представителей социальных служб серьезного лобби и ключевых постов (в этом контексте можно также рассмотреть центральную организацию социальной работы). Все же, несмотря на недостатки организационного характера, даже в том случае, когда дебаты по вопросам социальной политики спускаются по «нисходящей» линии, возможность повлиять на ход дискуссии остается. Такое происходит довольно часто, поскольку вопросы, обсуждаемые в таких дискуссиях, чаще всего и вызывают особо острую полемику. Приюты, обращение с малолетними уголовниками, подростковая преступность и наркомания — такие темы находятся в центре самых эмоциональных и ожесточенных дебатов. Если бы профессиональные социальные работники смогли принимать участие в подобных дискуссиях в качестве компетентных специалистов, можно было бы сгладить структурные недостатки института социальной работы, заключающиеся в ограниченном дос-тупек СМИ.
Повышение профессионализма и РР
Несомненно, социальные службы и неправительственные организации занимаются разными видами РЯ, но делают это несистематично и непрофессионально. Одна из причин заключается в том, что
в Германии неохотно признают тот факт, что последовательный, грамотный PR сильно влияет на общественный имидж социальной работы. Другая причина может корениться в традиции христианского милосердия, согласно которой не следует хвалиться благими делами. Третья причина, разумеется, состоит в том, что социальная работа, в которой в основном задействованы женщины, до сих пор ставится в один ряд с домашним хозяйством и воспитанием детей, а значит не стоит и упоминания. До тех пор, пока социальные работники примиряются с подобным имиджем своей профессии или приспосабливаются к нему, бесполезно выносить данную тему на общественное обсуждение. Однако это становится необходимым, когда о социальной работе начинают делать общие выводы: социальную работу обычно воспринимают как деятельность благородную, но вместе с тем скорее беспомощную и неприспособленную к реальному состоянию вещей, нежели современную и эффективную [Nodes, 1999]. Последний пример — статья о 50-м международном конгрессе социальных работников в Мюнхене, опубликованная в июне 2006 года в журнале «Der Spiegel», в которой весьма издевательски изображен образ беспомощного и наивного идеалиста, воодушевленного желанием изменить мир к лучшему («Gutmensch»). Основной темой статьи, по всей видимости, является то, что социальные работники, в отличие от представителей других профессий, носят сандалии, поскольку заголовок звучит так — «Сандалии Добра» («Die Sandalen des Guten»), а подзаголовок — «В Мюнхене социальные работники со всего мира убивают время, обсуждая проблему совершенствования человеческой природы».
Проблема современного состояния профессии — в отсутствии политики лоббирования, ориентированной на будущее. В результате внешнее давление становится катализатором изменений еще до того, как успевают назреть и осуществиться внутренние замыслы. Обсуждение проблемы повышения профессионализма, не прекращающееся на протяжении 25 лет, неожиданно сменил вопрос о том, как сделать социальную работу более эффективной и результативной, используя теории социального управления, подход, инспирированный со стороны бизнес-управления. Еще до того, как стало возникать теоретическое решение проблемы, внешние условия спровоцировали практическую необходимость реструктурирования социальной работы. Перелом в плане публичного признания роли социальной работы, сопровождающийся сокращением финансовых ресурсов, в результате способствовал росту доверия к «новому менеджеризму», в рамках которого стало желательно и даже необходимо демонстрировать высокий уровень эффективности и результативности. Это, очевидно, привело, с одной стороны, к модернизации, а с другой — к появлению новой иерархии в сферах практики и клиентуры, возникшей благода-
ря тому, что эти сферы стали в значительной степени более управляемыми [Albert, 2006].
Чтобы преодолеть подобные трудности и сформировать профессиональную идентичность социальных работников, необходимо демонстрировать рост профессионализма в области социальной работы, рост, не связанный лишь с усвоением подходов делового менеджмента.
Социальная работа и ее общественный имидж
Согласно данным Немецкой Ассоциации социальной работы и специального образования (DBSH) с 1967 года не проводилось никаких исследований, которые могли бы пролить свет на то, какой репутацией пользуется социальная работа у населения. Факт показательный в плане того, насколько безразлично социальные работники относились и все еще относятся к общественному имиджу их собственной профессии. К счастью, DBSH провела такое исследование в 1997 году [DBSH... 1999а]. Согласно данному исследованию, 94 % населения считает социальную работу важной (59 % — «очень важной», 35 % — «отчасти важной»). Но эти данные отнюдь не отражают представление о социальной работе как о силе, отстаивающей права меньшинств и неблагополучных слоев населения или имеющей достаточную профессиональную компетенцию для того, чтобы влиять на социальную политику. Наоборот, считается, что значение социальной работы состоит в том, что она содействует «избежанию социальных конфликтов, смягчению последствий конкуренции в обществе и предотвращению преступлений» [DBSH. 1999b. S. 2].
К сожалению, в исследовании игнорировались такие категории, как «профессионализм» и «компетенция», что, с одной стороны, вероятно, является признаком ненадежности собственного профессионального имиджа. С другой стороны, исследование подчеркивает, что 85 % опрошенных согласились с утверждением «я восхищаюсь социальными работниками, потому что они взяли на себя обязательство помогать слабым и неблагополучным» (62 % — «абсолютно согласны», 23 % — «отчасти согласны»). Не похожа ли эта формулировка на наиболее традиционное определение благотворительности, намекающее на бескорыстное милосердие? Из данного заявления неизбежно следует следующий вывод: «Социальная работа должна более четко, нежели это было до сих пор, демонстрировать свои достижения и свою социальную роль
1 DBSH — профессиональная ассоциация и профсоюз, включает 6 000 членов (то есть 5 % профессионалов, работающих в социальной сфере), член Международной федерации социальных работников.
в обществе, не сводя ни то, ни другое к морально-этическому аспекту» [Vodes, 1999. S. 9].
Другой источник, освещающий общественный имидж социальной работы в прессе, акцентирует внимание на опубликованных в местной газете выдержках из отчетов социальных служб, работающих с детьми и молодежью (Jugendhilfe) ', включает в себя как государственную, так и благотворительную помощь, а также различные акции [Straub, 2004].
Сегодня проблема репутации социальной работы, описанная выше, становится все более и более актуальной. Исследование было основано на статьях о социальной работе с детьми и молодежью (общее число статей — 100), опубликованных в местной ежедневной газете за 2002 год. Предполагалось, что статьи, написанные журналистами из местной редакции, будут основаны на более широком и глубоком знании мероприятий, происходящих в городе, включая деятельность социальных организаций. Это привело к убеждению, что в выдержках из отчетов, опубликованных в СМИ, деятельность социальных служб, работающих с детьми и подростками, а также их профессионализм будут раскрыты более детально и глубоко.
Однако предположения не подтвердились: хотя все статьи были посвящены помощи детям и подросткам и социальному обеспечению, в 80 % текстов термин «социальная работа с детьми и молодежью» даже не упоминается, а если и упоминается, то во второстепенных контекстах. Множество разнообразных направлений работы, как правило, игнорируется, а статьи сводятся к освещению лишь некоторых секторов, в особенности, это работа с молодежью и детские сады. Большинство репортажей, подобно типичным бесполезным периодическим отчетам, посвящены праздничным мероприятиям.
Разнообразные подходы и направления работы, их методика предстают в качестве единичных, не связанных между собой сфер деятельности, и для читателя остается не проясненным, в какой институциональной структуре, на какой законодательной основе и в каком теоретическом контексте осуществляется данная деятельность. Так, остается загадкой, что объединяет экскурсию из детского сада в пожарную службу, вечерний баскетбольный матч в молодежном центре и собрание комитета муниципальных служб по работе с детьми и подростками. Выборка цитат дает представление о положении социальных работников. В отличие от местных политиков, мэров, членов администрации, не относящихся к службам по работе с детьми и подростками, и священнослужителей был процитирован лишь один социальный работник. Социальная работа с детьми и молодежью в целом не воспринимается общественным сознанием как социаль-
1 Jugendhilfe — помощь детям и молодежи. — Примеч. пер.
ная инфраструктура, для которой характерно согласованное действие всех служб. Вместо этого внимание общественности привлекают в основном разрозненные, рутинные мероприятия. Обобщая сказанное, можно констатировать, что социальная работа представлена фрагментарно, но даже и в этом случае — с позиций, игнорирующих профессионализм и компетентность. Работников социальных служб не воспринимают в качестве экспертов, способных консультировать по социальным вопросам и вопросам социальной политики. Другими словами, их профессиональная компетенция просто-напросто игнорируется.
Эти данные снова показывают отсутствие активного позиционирования профессиональных ценностей, стратегий и стандартов. Однако у социальной работы с детьми и молодежью есть корпоративная идентичность, которая как таковая опирается на, по большей части, усвоенные принципы — такие как профилактика, децентрализация, интеграция и партнерство. Именно они могут сформировать полезный фундамент, даже в том случае, если сфера деятельности останется настолько же широкой, какой является сегодня [Straub, 2005].
Нынешняя PR-кампания Немецкой Ассоциации социальной работы и социального образования принимает во внимание серьезное сокращение финансирования социальных служб. Внимание акцентируется на качестве социальной работы, для достижения которого необходимо адекватное обучение и постоянное повышение квалификации. Немецкая Ассоциация социальной работы и социального образования обращается к гражданам и (потенциальным) клиентам и ставит их в известность о том, насколько серьезный ущерб могут нанести им дальнейшие финансовые ограничения. Открытки иллюстрируют некоторую идею, заостряя внимание на двух альтернативах, например: картинка слева — два мальчика дерутся на школьном дворе, картинка справа — молодой правонарушитель в наручниках, заголовок гласит: «Во что мы собираемся инвестировать средства — в это или в это?». На другой открытке изображены две ситуации, связанные с уходом за пожилыми людьми: одна привлекательна, другая — безрадостна, и подпись: «Как вы хотите провести остатокжизни — выбирайте?». В кампании, помимо открыток, использовались брошюры и Интернет-сайт, в которых граждане могли определять качество работы социальных служб и получить совет, что делать, если член семьи не получает от службы социальной помощи надлежащего ухода. Кроме того, граждан призывали терпимо относиться к пожилым, людям с физическими или психическими нарушениями, а также к проблемам наркотической зависимости, побуждали участвовать в социальной и политической деятельности. С этого начинается установление контактов с общественностью, демонстрация того, какое место занимает социальная работа в повседневной жизни любого
человека, и вместе с тем того, насколько она важна для поддержания надлежащего функционирования общества [DBSH... 2006].
PR и социальные организации
Какова же ситуация на местах? Лишь немногие организации социальной работы используют PR систематически и последовательно. Разумеется, есть исключения, как следует из полезного пособия по PR, опубликованного Федеральным Немецким Фондом работы с молодежью [Deutscher Bundesjugendring. 1997]. Если PR все же используют, то делают это не регулярно и от случая к случаю, например, с приближением той или иной годовщины или при необходимости занять практикантов. Результаты опроса, проведенного в 1993 году (более современного исследования пока нет) среди читателей журнала «Sozialmagazin» и касающегося проблемы использования социальными службами PR-техно-логий, подтвердили данное положение [Puhl, 1994. S. 38ff]. Согласно опросу, респонденты высоко оценивают значимость PR (69 % считают его необходимым, 23 % — важным). Тем не менее это никак не отражается на ежедневной работе: 50 % опрошенных организаций вовлечены в работу по связям с общественностью лишь от случая к случаю. Рост практико-ориентированных публикаций о PR в журналах по социальной работе подтверждает тот факт, что данная тема воспринимается все более и более серьезно. Однако проблема состоит в том, что социальные службы не позиционируют профиль своей деятельности, свои взгляды, не организуют PR в отношении целевых групп [Schieche, 2006].
В связи с этим возникает довольно интересный вопрос: где социальные работники, использующие PR, приобретают свой опыт? Результаты упомянутого выше опроса показали, что из всех социальных работников, занимающихся PR, только 3 % (!) получили знания из общего курса социальной работы, небольшое число сотрудников — из дальнейшего образования или частных курсов, тогда как наиболее распространенный способ обучения PR-технологиям — «метод проб и ошибок» [Puhl, 1994].
PR как предмет изучения в рамках специальности «Социальная работа»
Преподается ли PR в университетах прикладных наук и на факультетах социальной работы? Опрос, проведенный в 65 университетах прикладных наук Германии, предлагающих специализацию по социальной работе 1 [Puhl, Straub, 2002], породил следующий вопрос: на-
1 Из них 55 (58 %) формируют базу данных.
сколько социальные работники подготовлены к реализации своих профессиональных навыков и замыслов? На первый взгляд, результаты были поразительными: почти во всех университетах на предложенный вопрос ответили положительно: РЯ — это часть учебной программы. Однако после более детального изучения учебных планов выяснилось, что лишь на 18 факультетах преподавание РЯ осуществляется регулярно (например, учат как составлять пресс-релиз), не ограничивается исключительно «классическими» темами («условные» контакты с прессой, корпоративный дизайн, планирование, сбор денег на благотворительность), а преподносится как ориентированное на диалог управление коммуникациями.
Обучение на PR-курсах
Пробел в социальном образовании более чем очевиден. Я полагаю, что в эпоху медиа-технологий для повышения профессионализма социальных работников крайне необходимо включать в учебную программу курсы по РЯ. Разумеется, подготовка экспертов в области РЯ не является целью. Задача, скорее, состоит в укреплении собственной уверенности в том, что социальная работа настолько важна, что необходимо информировать о ней общественность и позволять обществу принимать в ней участие. А это означает, что нужно развивать профессиональную интуицию для того, чтобы видеть возможности эффективного привлечения общественного внимания к сфере социальной работы. Естественно, в рамках курса особое внимание стоило бы обратить на наиболее распространенные ошибки и ловушки, которые необходимо избегать при налаживании связей с общественностью.
Я преподаю на факультете социальной работы в Университете прикладных наук во Франкфурте-на-Майне, где веду семинары по теме «РЯ в агентствах социальной работы и негосударственных организациях». Семинары ведутся как в рамках основной программы, так и в рамках дальнейшего образования и вызывают большой интерес студентов. Однако опыт проведения указанных семинаров показал, что будущие социальные работники уже на данном этапе предвзято настроены по отношению к масс-медиа, что кажется весьма характерным для этой профессии в целом.
Во-первых, определение нового подхода к РЯ удобно было бы начать со следующего пункта: в рамках РЯ-курса необходимо сделать упор на критическое отношение к масс-медиа, не поощряя, однако, их тотального отрицания. Переоценка собственного подхода и убеждений имеет фундаментальное значение. Разумеется, должен быть проведен анализ сложившейся ситуации: каковы на сегодняшний день взаимоотношения между социальной работой и общественностью? Кроме того,
стоит оглянуться назад и разобраться, почему социальная работа заняла по отношению к общественности оборонительную позицию?
Во-вторых, чтобы понять структуру и механизмы функционирования масс-медиа, необходимо знание теории СМИ. Все начинается с вопросов из области науки о коммуникациях: что такое общественность? Кто определяет общественное мнение? Как организуется подача тех или иных событий в медийной среде? К тому же это должно быть связано с медиа-структурой в Германии: каким образом функционируют пресса и радио? Как работает бинарная система общество / поставщики рекламы? Кто кого контролирует, и что значит свобода печати? Подобная информация должна помочь профессиональным работникам социальных служб понять механизмы работы масс-медиа и использовать полученные знания.
В-третьих, потребуется выработать механизмы налаживания актуальных связей с общественностью. Каким образом должны планироваться связи с общественностью? Какие РЯ-методы и в каких ситуациях следует применять? Каким образом происходит спонсирование социальных программ? Как писать пресс-релиз, какие правила нужно соблюдать (от использования важных деталей — кто, где, что и каким образом, до правильного размещения основной информации в начале текста)? Какие компьютерные программы можно использовать для создания броского флаера, брошюры, Интернет-страницы? На что нужно обращать внимание, нанимая РЯ-агентство? Как спланировать и организовать открытое мероприятие? Через какие каналы можно влиять на политические планы, чтобы более активно заявить о себе в прессе?
Курс РЯ, в идеале, должен учитывать три компонента: во-первых, анализ отношений между социальной работой и общественностью, учет и пересмотр собственных установок. Во-вторых, сведения из курса науки о коммуникациях и информация, касающаяся медийной политики. И в-третьих, конкретные идеи, касающиеся планирования и организации связей с общественностью, включая практические упражнения (по написанию различных типов пресс-релизов, созданию стиля, информативной брошюры для организации социальной службы).
Чтобы в полной мере освоить данные компоненты и внушительный объем доступных материалов, желательно изучать курс в течение двух семестров. Существует два варианта такого обучения. Согласно первому, курс делят на две части, каждая из которых читается в течение семестра, первая — посвящена теории, вторая — практике. Это дает возможность освоить два разных аспекта независимо друг от друга. Согласно второму варианту (который кажется мне более разумным), курс читается в течение двух семестров, но при этом разбит
на несколько «циклов». Начать хотя бы с того, что три компонента очень тесно связаны друг с другом, и цель каждого семинара — показать их взаимосвязь. Более того, вторая форма обучения более плодотворна в плане дидактических возможностей. Разнообразие курса, заключающееся в чередовании лекций, презентаций, упражнений, групповых проектов и экскурсий, вызывает позитивный отклик со стороны студентов.
В качестве заключения и иллюстрации к затронутым темам, хочу процитировать слова из письменной работы одного студента, перед которым стояла задача оценить мой курс. Его мнение отражает общие ощущения слушателей курса: «Мне кажется очень позитивным то, что этот курс читается на нашем факультете. Наконец-то! Продолжайте в том же духе и не оставляйте попыток вдохновлять социальных работников на использование РЯ! А то мы все так боимся, что нас укусят большие злые масс-медиа!».
Единственный ответ на это: учитесь кусаться в ответ.
Список литературы
Albert M.Soziale Arbeit im Wandel — Professionelle Identität zwischen Okono-misierung und ethischer Verantwortung Social Work in Change — Profesional Identity between Managerialism and ethical Resposibility. Hamburg: VSA-Verlag, 2006. DBSH (Deutscher Berufsverband für Sozialarbeit, Sozialpadagogik und Heilpadago-gik) e.v. Die Zustimmung zur Sozialen Arbeit ist höher, als von der Politik vermutet. Erste Ergebnisse einer empirischen Befragung zum Stellenwert der Sozialarbeit in der Bevolkerung. Essen: DBSH, 1999a.
DBSH Zusammenfassung der Untersuchungsergebnisse. Baden-Württemberg: DBSH, 1999b.
DBSH Abbau sozialer Leistungen und Dienste. Ratgeber fur Menschen mit angehori-gen in sozialen Einrichtungen und Diensten. 2006 // www.soziales-netz.org.
Deutscher Bundesjugendring (Hg.): Reden ist Silber, Schweigen Schrott. Handbuch zur O ffentlichkeitsarbeit. Munster: Votum Verlag, 1997.
Koopmans R. Asyl: Die Karriere eines politischen Konflikts // Daele W. van den, Neidhardt F. (Hrsg.): Kommunikation und Entscheidung. Politische Funktionen offentlicher Meinungsbildung und diskursiver Verfahren. Berlin, Edition Sigma, 1996. S. 167-192.
Merten K.Wirkungen von Kommunikation // Merten K., Schmidt S. J., Weischenberg S. (Hgs.): Die Wirklichkeit der Medien. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1994. S. 291328.
Nodes W. An Zustimmung wird nicht gespart. DBSH-Studie zum Ansehen der Sozialen Arbeit // Forum sozial 2. 1999. S. 2. B. 7.
Puhl R. Machen Sie O ffentlichkeitsarbeit? Auswertung einer Leserinnenbefragung // Sozialmagazin. 1994. № 3.
Puhl R., Straub U. Wie werden Sozialarbeiterinnen und Sozialpadagogen auf die Kommunikation mit der Offentlichkeit vorbereitet? Ergebnisse einer schriftlichen
Befragung zu Öffentlichkeitsarbeit in der Lehre an Fachbereichen für Soziale Arbeit // Sozialmagazin. 2002. Ausgabe 7/8. S. 48-58.
Schieche B. Wen interessiert, was wir machen? // Sozialwirtschaft. 2006. Ausgabe 3. S. 29-30.
Spiegel. 2006. № 32. S. 72.
Straub U. Image und Öffentlichkeitsarbeit der Jugendhilfe: Beziehungsarbeit mit der Offentlichkeit // Forum Erziehungshilfen. 2001. Ausgabe 5. S. 264-272.
Straub U. Jugendhilfe im Spiegel der (Lokal-)Presse// Sozialmagazin. 2004. Ausgabe 4. S. 30-36.
Straub U. Zwischen Verharmlosung und Skandalisierung. Kinder- und Jugendhilfe braucht Öffentlichkeitsarbeit // Sozialextra. 2005. Ausgabe 2-3. S. 15-18.
Уте Штрауб
PhD, Magister Artium, профессор социальной педагогики, факультет социальной работы Университет прикладных наук, Франкфурт-на-Майне
электронная почта: straub@fb4.fh-frankfUrt.de (Пер. с англ. Я. Кирсанова, под ред. Е. Решетниковой)