ISSN 1991-9468 (ГГЫ), 2308-1058 (Online)
УДК 37.035(430)
DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.184-198
http://edumag.mrsu.ru
ПОЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И РОЛЬ ПРАВА В НЕЙ (ОПЫТ ГЕРМАНИИ): МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПРАКТИКОЙ
В. П. Шалаев1', К. Нидермайер2
1 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический
университет», г. Йошкар-Ола, Россия, * [email protected]
2 Высшая школа Миттвайда - Университет прикладных наук,
г. Миттвайда, Германия
Введение: в центре внимания статьи - процессы развития социальной работы как профессии и специального образования в Германии и место права в них. Цель исследования заключается в анализе места и роли права в основных полях социальной работы в Германии.
Материалы и методы: в статье используется комплексный методологический подход, представленный единством исторического, библиографического, логического методов и проблемного подхода. Исторический и библиографический методы представлены анализом и пониманием истории развития предмета социальной работы и связанного с ней социального права в Германии. Логический и проблемный методы позволили осмыслить закономерности развития этих процессов в проблемном ключе. Результаты исследования: главными факторами, способствовашими развитию современных полей социальной работы в Германии и места права в них, становятся влияние на немецкое общество последствий Первой и Второй мировых войн, социальных законов Веймарской республики, требования развитого капитала к образованию и профессиональной подготовке специалистов, общенациональных дискуссий в области социальных проблем, международного права. Важным обстоятельством вхождения права в университетскую подготовку Германии стало действие Болонского соглашения в Европе. В исследовании проанализированы основные социальные законы современного германского общества, их влияние на социальную работу с различными группами населения в обществе. Обсуждение и заключения: в условиях роста вызовов к жизни человека в современном немецком обществе государство является главным субъектом ответственности за положение человека в нем. Роль права, правовой защиты граждан в таком обществе возрастает. Практическое значение исследования заключается в понимании тенденции развития права в обществе эпохи роста индивидуализации человека и разрушения традиционных социальных институтов. Такая направленность должна быть учтена при правовой подготовке специалистов социальных служб, сталкивающихся с новым типом личности, ее социальных проблем и отношений в трансформирующемся обществе.
Ключевые слова: человек; общество; государство; социальная работа; поле социальной работы; социальное образование; немецкий опыт; право; законодательство Германии
Для цитирования: Шалаев В. П., Нидермайер К. Поля социальной работы и роль права в ней (опыт Германии): между образованием и практикой // Интеграция образования. 2017. Т. 21, N° 2. С. 184-198. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.184-198
© Шалаев В. П., Нидермайер К., 2017
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 2. 2017
THE ROLE OF LAW IN FIELDS OF SOCIAL WORK: BETWEEN EDUCATION AND PRACTICE (AN EXPERIENCE OF GERMANY)
V. P. Shalayev"', Ch. Niedermeierb
a Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russia, * [email protected] b The Higher SchoolMittweida - University of Applied Sciences, Mittweida, Germany
Introduction: the article deals with the development of social work as a profession and special education in Germany and the place of law in these activities. The authors analyse the impact of modern German social laws on various social groups. The place and role of law in social work fields such as poverty and unemployment between various categories of people in modern German society are given a thorough account. Materials and Methods: the authors used the historical, bibliographic, logical methods and the problematic approach. Historical and bibliographic methods are presented by the analysis of development of subject of the social work and the related social law. The logical and problem methods facilitated the understanding of the process development.
Results: the influence of consequences of the World wars of the 20th c. on the German society, the social laws of the Weimar Republic, the requirement of the developed capital to education and vocational training of experts, influence of national discussions in the field of social problems, influence of international law are the main factors that have influenced the development of modern fields of social work. The Bologna Agreement plays a significant role in the educational process in Germany.
Discussion and Conclusions: the German state is the main subject of responsibility for the human condition in the society during the new challenges. The authors propose a paradigm for understanding the trend of increasing rights in society at the time of growing individualisation of a man and the destruction of traditional social institutions. These trends should be taken into account during the legal training of specialists of social services in modern Russian society with emerging challenges of relations in a transforming society.
Keywords: individual; society; state; social work; field of social work; social education; German experience; law; legislation of Germany
For citation: Shalayev V.P., Niedermeier Ch. The role of law in fields of social work: between education and practice (an experience of Germany). Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 2(21):184-198. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.184-198
Введение
Взаимосвязь социальной работы и права как совокупности законов, регулирующих социальные процессы в современном обществе, для Германии очень важна как в практической, так и в образовательной сфере и прежде всего в подготовке специалистов социальной работы. В представленной статье последовательно изучены основные вопросы, способные, по нашему мнению, раскрыть эту тему.
Рассмотрим сложившееся в Германии понимание предмета социальной работы как профессиональной деятельности и как образования. Определение предмета социальной работы, с немецкой точки зрения, чрезвычайно проблематично, поскольку это многоаспектное поле описывает большое число разных понятий: благотворительность, социаль-
ную работу, социальную педагогику, помощь детям, молодежи, семье, медицинское обслуживание семьи, больничный лист, социальные службы, социальную практику, социальную вспомогательную работу, социальный присмотр, психосоциальную помощь, социальное обеспечение и др. Нет сомнений, что все эти понятия и описываемые ими процессы носят особенный, но и во многом взаимо-пересекающийся, дополнительный харак-тер1. Выделение обозначенных понятий и стоящих за ними содержательных процессов как особенных носит условный характер, их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга и от дополнительных к ним предметов, прежде всего в отрыве от понятий «социальная система помощи в обществе», «психотерапевтическая область», «правовое исполнение наказа-
1 Актуальные вопросы социальной теории и практики в современном обществе : монография / под общ. ред. проф. В. П. Шалаева. Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014. 384 с. URL: https://portal.volgatech.net/ books/Shalaev_aktualnie_voprosi_2014.pdf (дата обращения: 01.12.2016).
ний», «деятельность органов юстиции», «детская и молодежная психиатрия», «социальное управление», «социальная среда школы», «движение самопомощи и инициативное социальное движение» и др.2
В российском контексте речь идет об учрежденческом и организационном уровне социальной работы как новом социальном институте в обществе в единстве его не только государственной профессиональной, государственной образовательной, государственной научно-исследовательской, но и социально-самоорганизованной деятельности граждан (различные социальные НКО и социальное волонтер-ство) и, конечно, деятельности церкви (прежде всего православной и мусульманской), реализующей социальную миссию в конкретных социально-помогающих практиках населению [1, с. 24]. Тем самым в отечественной интерпретации понятия «социальная работа» мы исходим из двух главных ее трактовок. В узком смысле, это государственно поддерживаемая, на профессиональной основе реализуемая социальная деятельность в пользу нуждающихся. В более широком смысле, это социальная деятельность, осуществляющаяся различными государственными учреждениями и организациями негосударственного характера, в том числе социальными некоммерческими организациями и церковью, в области помощи населению, а также научно-исследовательская деятельность в области социальных проблем человека. В целом социальную работу в современном обществе можно охарактеризовать как новый социальный институт, объективно возникший в ситуации социальных деформаций и социальной диффузии общества.
В современном российском обществе предмет социальной работы изначально понимался как междисциплинарная сфера, содержащая множество специаль-
ных с профессиональной точки зрения аспектов - социально-экономический, социально-политический, социально-психологический, социально-педагогический, социально-медицинский, социально-правовой, социально-управленческий и т. д. Вместе с тем социальная работа в России может рассматриваться в качестве полидисциплинарной, полифункциональной социальной деятельности, в основе которой лежит разнообразная социальная помощь населению. Место и роль права в ней имеет принципиальное значение. Речь идет о профессии, сочетающей в себе комплекс знаний и навыков, необходимых для описания, понимания и решения социальной проблемы человека. Эта полинаправленность социальной работы нашла отражение и в полидисциплинарном характере предоставляемого в российских вузах специального социального образования (специалист социальной работы). В его основе находится социальная помощь человеку, включенному в разнообразные социальные связи и отношения в обществе: связи и отношения в семье, трудовом коллективе, межличностные связи и отношения людей различного возраста, пола, образования, профессии, этничности, экономической состоятельности, религиозности и т. д.). Содержание специального социального образования в России включает в себя внутренне взаимосвязанные и дополнительные друг другу предметы, охватывающие широкий круг теоретических и практических знаний, методов и технологий, которыми должен обладать специалист. Эту концепцию специального социального образования мы встречаем и в современных немецких вузах, программы которых междисциплинарны. Отличие заключается в том, что в немецких программах доминируют практико-ориентированные предметы
2 Ведлер Б., Шалаев В. П. Experience of university Mittvajda in the field of formation internationalization, on an example of cooperation with Facultu of Socialtechnologies of Volga Region State Technological University // Сетевое взаимодействие как эффективная технология подготовки кадров : материалы Все-рос. (с международным участием) науч.-метод. конф., 3-31 октября 2014 г. Йошкар-Ола : ПГТУ, 2015. С. 12-19. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22976846.
и практика студентов, часто охватывающая до двух учебных семестров [2].
Российская традиция близка немецкой трактовке понятия и предмета социальной работы также и в других ее сторонах и свойствах, например, в вопросе высокой общенациональной миссии социальной работы, которую нередко квалифицируют как профессию национальной безопасности [1, с. 24-26]. Под национальной безопасностью здесь понимается сфера безопасности общества (нации) и принадлежащего к ней человека, связанная с устойчивым воспроизводством, сохранением и развитием базовых потенциалов социума (например, природно-ресурсно-го, популяционного, духовно-нравственного, образовательного, социального, военного, политического, экономического, управленческого и т. д.), которые в случае внешних или внутренних угроз жизни выступают в качестве главных факторов, оберегающих нацию и ее государственность [3; 4]. Главная цель социальной работы как профессии национальной безопасности - «максимальным образом смягчить возможные социальные проблемы общества, вдохнуть силу в социальные группы населения, попавшие в ситуацию кризисности и конфликтности своего существования, путем внешней социальной помощи, возбудить их социальную активность для возможной внутриличностной перестройки и освоения новых форм социализации в изменившемся обществе и мире» [1, с. 25-26]. Социальная безопасность здесь - это сфера моральных, эмпатийных и правовых ценностей и норм, укорененных в сознании и поведении граждан и государства, в форме готовности к социальному пониманию, социальным поддержкам, социальной помощи нуждающимся как гражданам этой единой нации независимо от их социального статуса, в соответствии с конституционными правами и свободами граждан.
Близка российская традиция немецкой и в понимании вызовов глобализации и ее социальных последствий, с которой столкнулся современный человек. Так, для современного российского образования важное значение имеет проблема внешних вызовов глобального капитализма, масскультурной глобализации, общества потребления, глобального либерализма (в его псевдолиберальной форме)3 и информатизации общества [5], влияние которых стало решающим фактором деформации и разрушения традиционных социальных институтов. Специальное вузовское образование, подготавливающее специалистов социальной работы, не может не реагировать характером и содержанием своей подготовки на эти изменения [6; 7]. Немецкая трактовка фактора глобализации представлена пониманием ее роли в возбуждении и распространении таких проблем, как рост социальных девиаций, в особенности среди молодежи, рост проблем с мигрантами и др., что также получило свое закономерное отражение и в соответствующей корректировке социального образования [3].
Важную роль в подготовке специалистов социальной работы начинает занимать и освоение проблематики и технологий преодоления последствий различных природных, техногенных и иных катастроф [6]. В российских и немецких программах подготовки специалистов социальной службы нашло отражение и порожденное глобализацией влияние Болонской концепции образования, неоднозначно повлиявшей на «разорванность» и не всегда оправданную унификацию социального образования.
Связана с темой глобализации и главная проблема статьи - исследование и понимание недостаточности правовой подготовки специалистов социальной работы в системе современного общества, в котором на фоне разрушения других социальных регуляторов (се-
3 Шалаев В. П. Современный университет как фабрика по подготовки лидеров в глобальном мире: вызовы и ответы (критический анализ) // Лидерство и организационное развитие / Leadership and оrgamsatюn development. София : Св. Климент Охридски, 2015. С. 53-64.
мьи, кровного родства, религии, морали и др.) объективно растет роль правовых институтов. Видимо, это связано с формирующимся институтом индивидуализации и общим отставанием роли права от происходящих в обществе процессов социальных трансформаций и поиска путей развития постсоветского времени. Целью статьи является анализ места и роли права в основных полях социальной работы в Германии, а также анализ социальных основ изменения места и роли права в системе социальной защиты человека в современном обществе.
Роль права как института компенсаций утрачиваемой социальной взаимной поддержки людей возрастает. Вместе с тем увеличивается и значение правового аспекта в подготовке специалистов социальной работы, в том числе и в вузах современной России. По нашему мнению, Германия в этом отношении может считаться одним из наиболее успешных примеров такого внимания к росту роли права как в области практики социальных проблем, так и в образовательной подготовке специалистов для этой сферы.
Обзор литературы
Для подготовки статьи нами проанализирован значительный круг научной и специальной немецкой и российской литературы в области социальной работы, характеризующий самые различные аспекты исследуемой темы. Статья носит сравнительный (немецко-российский) и в то же время авторский характер.
В современных исследованиях анализируются актуальные макропроцессы современности, которые, по нашему мнению, решающим образом влияют на характер и направления социальной работы в обществе. Ученые обращают внимание на положение и деформацию человека, основных социальных групп, социальных институтов в современном
обществе под влиянием глобального капитализма, глобальных факторов массовой культуры, глобального информационного общества, либерализма в его псевдолиберальном обличие и общества потребления, выступающих детерминантами современных социальных процессов в мире [1; 5; 8].
Необходимо отметить публикации, связанные с анализом конкретных теоретических и практических аспектов в области системы образования по подготовке специалистов социальной работы, основанные в том числе и на сравнительном анализе российской и зарубежных систем образования в области социальной работы (В. П. Шалаев, Р. Колеман и др.)4 [2]. Авторы исследуют комплекс теоретических и практических аспектов социальной работы в современном обществе, в частности актуальные проблемы образовательной подготовки специалистов социальной работы в России и зарубежных странах; подчеркивают возрастание проблем морали и права в современном социуме как важных факторов социальных процессов современности.
Элементы сравнительного анализа исследуемой темы в Германии и России, в том числе в части рынка труда и занятости, новых требований к специалистам на отечественном и западном рынке труда, общего и особенного в немецком и российском социальном образовании, представлены в некоторых наших исследованиях [9], а также в публикациях К. В. Кузьмина, Б. А. Сутырина5, В. А. Фокина, И. В. Фокина [3; 5]. В данных работах раскрывается понимание теоретических основ и методики социальной работы, подготовки кадров и новых требований к ним в современных западных странах как в актуальном, так и в историческом контекстах.
Наиболее значимый вклад в понимание истории становления и основных
4 Шалаев В. П. Философские основы социальной работы : учеб. пособие. Йошкар-Ола : МарГТУ, 2007. 252 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19661780 (дата обращения: 01.12.2016).
5 Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России. М. : Академический проект, 2006. 624 с. URL: https://www.livelib.ru/book/1000262134-istoriya-sotsialnoj-raboty-za-rubezhom-i-v-rossii-s-drevnosti-do-nachala-xx-veka-uchebnoe-posobie-dlya-vysshej-shkoly-k-v-kuz-min-b-a-sutyrin (дата обращения: 01.12.2016).
этапов социальной работы и связанного с ней права в Германии внес труд немецкого исследователя Р. Мюнхмайера [10]. Ученый анализирует истоки социальной работы в Германии, идеи и практики социально-педагогической деятельности и попечительства Э. Саломон, Г. Боймер и Г. Ноля, а также ту роль, что сыграли общенациональные дискуссии, связанные с осмыслением социальных проблем Германии начала XX в. Среди них автор выделяет дискуссии о социальной политике, индивидуальных услугах через консультации, о социальной бригадной работе, компенсаторной социализации, социальном страховании и др. В центре внимания Р. Мюнхмайера находится и значение социальных законов Веймарской республики в развитии социальной работы.
Использованные библиографические материалы помогают нам уточнить и понимание структуры современной социальной деятельности в Германии в двух ее сферах: социальной работе и социальной педагогике. Как правило, в современных немецких университетах это две дополняющие друг друга специализации одного направления. Отечественные исследователи истории социальной работы в Германии фиксируют тенденции ее развития от благотворительности к профессионализму, от религиозного милосердия к светскому моральному долгу. С этим связаны и процессы изменения статуса права в обществе, характеризующиеся как переход от обычного права (регулятора общинных отношений) к юридическому, основанному на равенстве всех граждан перед законом6.
Большую роль в понимании сути исследуемой в статье проблемы сыграли современные правовые документы Германии. Подробнее мы обращаемся к ним в основном разделе нашей статьи, где раскрываем поля социальной работы в современной Германии.
Важное значение в осмыслении содержательных аспектов статьи имели
исследования К. Нидермайер, анализирующие проблему социального обслуживания, пола в социальной работе, детей и юношества в современной Германии, в том числе их правовые контексты [11-13].
Необходимо также отметить публикации немецких авторов, которые исследуют различные социальные проблемы современной Германии, в том числе в области проблем семей, пожилых, женщин и молодежи и роль права в их регламентации [14-16].
Материалы и методы
В статье используется комплексный методологический подход, представленный компаративным методом, принципом единства теории и практики, единства системного подхода и логического метода. Компаративный метод (метод сравнения) позволил проанализировать процессы развития системы социального образования и социальной практики в Германии и России. С помощью принципа единства теории и практики осуществлялся диалог между научным пониманием феномена социальной работы и ее реальным содержанием в современном немецком обществе. Системный подход использовался при всестороннем описании социальных процессов в современной Германии и их влияния на развитие социального права и образования. Логический метод способствовал осмыслению закономерности развития социальных процессов Германии последнего столетия, ставших решающими в становлении и развитии социальной работы и социального права. Существенную роль в адекватном содержательном наполнении заявленной в статье темы сыграло понимание социальных последствий Первой и Второй мировых войн для Германии, приведшее к созданию целостной социальной системы, направленной на помощь и поддержку различных нуждающихся групп населения.
6 Социальная работа в Германии [Электронный ресурс]. URL: http://soc-work.ru/article/152 (дата обращения: 01.12.2016).
Результаты исследования
Результаты проведенного исследования неотделимы от ясного понимания ключевых факторов, влияющих на развитие человека и общества в Германии в целом, и на развитие социальной работы и социального права в частности. Среди них необходимо выделить, прежде всего, ключевые социальные процессы и связанные с ними социальные проблемы в Германии, стимулировавшие социальную самоорганизацию и выработку соответствующего «противоядия» проблемам человека как на общегражданском, так и на государственном уровне. Место и роль права в системе социальной работы как практики и как специализированного высшего образования в немецком обществе до сих пор объективно и непрерывно возрастали, и на данный момент тенденции роста продолжаются. По нашему мнению, это связано с ростом индивидуализации и тенденциями быстрого разрушения прежних традиционных социальных институтов в современном немецком обществе (и в западном обществе в целом), таких как традиционная семья, кровное родство, коллективизм, религия и традиционная мораль с доминированием общественного блага над личным. Право в этой ситуации становится важным и наиболее значимым компенсирующим социальным институтом, способным повлиять на организацию новых форм ответственности и поддерживающего социального взаимодействия в модернизирующемся обществе. Нет сомнений, что с разрушением традиционных социальных институтов его роль будет только возрастать.
Аналогичную ситуацию мы отмечаем и в современном российском обществе, в котором институт права становится центральным полем общественных дискуссий и рассматривается как фактор упорядочения и содействия дальнейшему общественному развитию, тем более что с разрушением традиционных социальных институтов в трансформирующемся мире человек оказывается все более одинок и беззащитен, а значит, социально уязвим.
Проблема роста роли права в системе немецкого общества, и в том числе в области его социальной жизни, прямо пропорциональна тем социальным бедствиям, что связаны с двумя мировыми войнами и их социальными последствиями. Большое значение имеет и разрушающее влияние развитого капитализма и его возросших требований к человеку, а также появление других факторов общественного развития, объективно приведших к «размножению» и усилению социальных проблем в немецком обществе. Все это стало важным стимулом и спусковым механизмом не только становления социальной работы в обществе, но и усиления места и роли социального права в ней.
Своей вершины этот процесс достиг под влиянием современного капитализма и его социальных последствий, его возросших требований к качеству и уровню образования и профессиональной подготовленности человека как специалиста все более сложного производства. Капитализм совершенствует свои требования к человеку, превращая его в интернациональный трудовой ресурс. Мы можем наблюдать это, например, в области требований к соискателям на какие-либо должности в системе производства и бизнеса, где на первом плане стоят вопросы образования, внутренней культуры, владения языками.
Опираясь на данные проведенного западными исследователями анализа требований к персоналу в странах Запада, в том числе и Германии, можно констатировать, что они часто сводятся к четырем главным показателям нанимаемых работников: возрасту, образованию, знанию языков и рекомендациям [17]. Достижение этих параметров объективно невозможно без способностей, достаточно длительного обеспеченного обучения, социальных и финансовых жертв со стороны соискателей, по разным причинам недоступных значительным слоям населения в западном обществе развитого капитализма.
Все более рациональный и прагматичный по отношению к человеку развитый капитализм, растущие социальные
проблемы и накопленный социальный опыт противостояния им стали спусковыми механизмами возрастания в современном немецком обществе места и роли специальной социальной профессии и социального образования, в основе которых находится право как фундамент социальной защищенности человека во все более противоречивом обществе.
Существенным фактором всех этих процессов стало ускоренное разрушение традиционных социальных институтов немецкого общества (свойственное для всего Запада), бывшими до сих пор платформой сохранения и устойчивого воспроизводства социально-поддерживающих практик в обществе. Большую роль в этом разрушении сыграло наступление массовой культуры, общества потребления и либеральной идеологии.
Решающим фактором, повлиявшим на возрастание статуса и роли права в социальной системе современного немецкого общества, стали именно его растущие социальные проблемы. Среди наиболее значимых можно назвать проблемы новых экономических условий, новых требований капиталистического производства к работникам в области квалификации, безработицу, проблему семьи и развития детей в новых условиях, проблему отношения к «стареющему обществу» и его поддержки, проблему интернационализации миграционных процессов и процессов, связанных с беженцами в современной Германии и др. Эти процессы касаются самых различных сфер общественной жизни и представляются как особенные проблемные поля социальной работы, сопряженные с ростом рисков динамичного и все более требовательного капиталистического производства и международного разделения труда в обществе. Одним из сопутствующих проявлений развития этого производства и являются процессы трудовой миграции. Западные общества, основанные на капитализме и развивающие его, в этом смысле должны разделить ответственность за сопутствующие негативные социальные
последствия развития капитализма для человека, содействовать выравниванию и преодолению этих проблем.
Обсуждая полученные результаты исследования, нельзя не рассмотреть и конкретные общественные дискуссии в области ключевых социальных проблем, социальной работы с ними, места и роли права в ней. Так, следует признать, что отношение социальных специалистов-практиков (практиков социальной работы) и специалистов социального образования к праву в современном немецком обществе неоднозначно, поскольку имеющиеся в обществе социально-правовые нормы часто не удовлетворяют социально нуждающегося человека. У этого есть чрезвычайно важная и понятная причина, а именно, в социальной работе речь идет о судьбе отдельного человека, нуждающегося в конкретной и оперативной помощи, в основе которой стоит эмпатия. Однако этой мотивации, этой цели нередко не соответствуют или не в полной мере соответствуют положения и предписания имеющегося права в обществе, носящего более абстрактный и более общий характер, требующего своей конкретизации.
В настоящее время для регламентации социальной работы в Германии особое значение имеет Конституция ФРГ. В ст. 20 Основного закона (Конституции) Федеративная Республика Германия определяется как демократическая и социальная федерация7. Из Основного закона следует гласное право любого гражданина на социальную защиту от рисков, хотя закон не прописывает определенные социальные права (например, право на работу или жилое помещение).
В решении конкретных социальных проблем принципиальную роль играют не только конституционные положения и их общие постулаты, но и множество решений государства, в частности, немецких верховных судов, которые регулируют права граждан в области конкретных социальных проблем (например, длительности и объема социальных выплат).
7 Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland v.23.5.1949, BGBl. S.1), i.F..v.11.7.2012.
Наконец, в современном немецком обществе продолжается дискуссия о правовых границах самой социальной работы в обществе. Из общего числа «социально-правовых дискуссий» в современном немецком обществе выделим и ту, что связана с отношением социальных проблем и социального права. Недавно в немецком высшем социальном образовании активно обсуждалась проблема структуры учебных планов социальной работы, а также место и роль в них правовой подготовки специалистов социальной работы. Правый сегмент в системе подготовки таких специалистов имеет тенденцию к возрастанию, что существенным образом взамо-связано с ростом индивидуализации и распадом поддерживающих человека традиционных социальных институтов в современном немецком обществе. Как мы уже отмечали, этой тенденции во все большей степени подвержены все участники современных процессов глобальной капитализации мира, в том числе и Россия.
Для адекватного понимания проблем места и роли права в социальной работе современной Германии проведем анализ состояния сложившихся в ней основных полей социальной работы.
Социальная помощь бедным. Обращение с бедностью, с малоимущими и безработными людьми принадлежит к классическим полям социальной работы в Германии, которые защищены Основным законом. Ключевая правовая область здесь - это развитие правовых систем социальных услуг, которые не только предоставляют помощь для безработных8, но и оказывают другую социальную помощь, закрепленную пра-вом9. Кроме того, действуют социальные правовые положения, регулирующие оказание помощи лицам, с низкими доходами. Также развиты и правовые систе-
мы, обеспечивающие принцип равенства прав в области предоставления жилья10, поддержку детей в случае аварий11 и т. д.
Основные источники финансирования данных видов социальных услуг в Германии - налоги и страховые взносы. При этом центральным принципом немецкой социальной политики является принцип субсидиарности, при котором различная социальная государственная поддержка гражданам, попадающим в трудную жизненную ситуацию, возможна лишь тогда, когда иная помощь, в частности, основанная на существующих социальных страхованиях граждан, недостаточна или невозможна.
Такая высокая роль права в социальной сфере, с одной стороны, существенным образом повлияла и на развитие соответствующей социально-правовой подготовки специалистов социальной работы в вузах Германии, а с другой -повлекла за собой возросшие требования к социально-правовой квалификации самих граждан, имеющих право на различное социальное страхование и социальные услуги.
Отдельно следует сказать о правовой дискуссии, касающейся обращения с долгами бедных. Мы исходим из того, что в современном западном обществе бедность связана не только с отсутствием у людей необходимых средств к существованию (например, вследствие безработицы), а все больше с финансовой задолженностью лиц, оформляющих кредиты на собственные нужды. Обращение с долгами и с задолженностью принадлежит к важной сфере деятельности социальной работы в современном немецком обществе. С точки зрения закона, это очень болезненная и в то же время требовательная область. Согласно положениям Гражданского свода законов Германии12, данную сферу регламентируют специальные нормы
8 Sozialgesetzbuch Zweites Buch Grundsicherung für Arbeitssuchende i.F.v.13.5.2011 (BGBl.I S.850 ber.2094) i.d.F.v.28.7.2014.
9 Sozialgesetzbuch Zwölftes Buch Sozialhilfe v.27.12.2003, (BGBl.I S.3032) i.F.v.15.10.2013.
10 Wohngeldgesetz v.24.9.2008 (BGBl.I S.1856) i.F.v.3.4.2013.
11 Gesetz zur Sicherung des Unterhalts von Kindern alleinstehender Mütter und Väter durch Unterhaltsvorschüsse oder -ausfallleistungen v. 17.7.20007 (BGBl.I S.1446) i.F.v.3.5.2013.
12 Bürgerliches Gesetzbuch i.F..d.Bekanntmachung v.2.2.2002 (BGBl. I S.42 ber S.2009 und BGBl.I 2003 I S.738) i.F.v.22.7.2014.
к потребительским договорам, кредитным соглашениям и к праву страхования этих договоров с гражданами. С тех пор как для частных должников в Германии стало возможным, в рамках процедуры признания неплатежеспособности, достигать освобождения от долгов13, эти положения стали также важны и для отдельных сфер деятельности социальной работы, в частности социальной защиты прав должника и неплатежеспособного человека.
Социальная работа с семьей. Ранее мы отмечали важность социальной ответственности государства и роль социальной работы с подрастающими поколениями и семьями, отнеся работу с детьми, молодежью и семьей к оригинальным предметам социальной работы в области социальной педагогики. Принципиальными здесь являются положения Семейного кодекса в Германском гражданском уложении14 и в Положениях о детской помощи и борьбе с безнадзорностью в социальном своде законов15, они также дополняются процессуально-правовыми положениями семейного закона16. В них изложены Положения о праве на заботу и поддержку детей. В области социальной работы эта тема рассматривается в контексте особенностей обстоятельств жизни различных семей и детей в них. При этом речь идет, например, о поддержке неполных семей и детей, оставшихся без родителей.
Под надзором социальных служб в Германии находятся и семьи, которые не выполняют должным образом свои воспитательные функции. При этом почти всегда учитывается связь с проблемой бедности неблагополучных семей. Социальная работа на основе судебных решений имеет право активного участия и вмешательства в дела семьи по вопро-
сам права заботы семей над своими детьми. Часто речь идет не только о необходимости коррекции воспитания детей в семьях, но и об обеспечение элементарных условий для развития детей, не предоставляемых их родителями.
Участие социальной работы в делах семьи реализуется также и в обеспечении социально-педагогического и медицинского обслуживания семьи. Так, специалист социальной работы может оказывать помощь в форме регулярного наблюдения за такими семьями. Под надзором работника социальной службы Германии могут оказаться и семьи со специальными социальными проблемами, среди которых, например, низкая успеваемость в школе или дополнительные школьные услуги для слабоуспевающих детей из неблагополучных семей. Эта деятельность стала специальным полем в виде школьной социальной работы.
Социальная работа с подростковыми правонарушениями. Важное место в социальной работе Германии занимает и проблема преступности среди молодежи. К социально-педагогическим аспектам социальной работы в этой области относятся предупреждение, профилактика преступности среди молодежи и работа с молодежью с криминальным прошлым. При этом для германского права и судопроизводства очевидно, что молодежная преступность - это, скорее, эволюционная проблема, следствие возрастных особенностей молодежи. Именно в этой связи практика работы с молодежной преступностью должна исходить в большей степени из принципа терпимости и усилий воспитания, чем из принципа наказания. Этому подходу соответствуют специальные законные положения: закон о судах по делам несовершеннолетних17, которым суды обязаны руководствоваться в своей практике.
13 Insolvenzordnung v. 5.10.1994 (BGBl.I S.2866) i.F.v.31.8.2013.
14 BGB Buch 4 Familienrecht.
15 Sozialgesetzbuch Achtes Buch Kinder- und Jugendhilfe, i.F.d.Bekanntmachung v. 11.9.2012 (BGBl. I S.2022), i.F.v.29.5.2013.
16 Gesetz über das Verfahren in Familiensachen und in den Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit v.17.12.2008, (BGBl.I S.2586), i.F.v. 20.7.2014.
17 Jugendgerichtsgesetz i.d.F.d.Bekanntmachung v.11.12.1974 (BGBl. I S.3427), i.F.v.26.6.2013.
Социальная помощь больным и недееспособным. В данном контексте социальная служба Германии рассматривает обращения граждан по проблемам болезни и здоровья, разнообразных задержек принятия значимых социальных решений. Эти вопросы регулируют положения пятой книги о страховании на случай болезни18и социальный свод законов девятой книги о реабилитации и помощи больным людям19. Указанные законы и связанная с ними деятельность социальных специалистов важны как при обслуживании и сопровождении пожилых людей, так и при оказании помощи психически больным людям, имеющим право обслуживания.
Все рассмотренные правовые контексты социальной работы с нуждающимися в современном немецком обществе нашли отражение в системе высшего образования по подготовке специалистов социальной работы. Право в современной системе высшего социального образования Германии присутствует в самых различных контекстах, обеспечивающих правовую подготовку специалистов практически по всем тем проблемам социальной работы, что мы описали выше, и охватывает правовую защищенность социально нуждающихся и социально уязвимых групп населения в немецком обществе.
В системе практической социальной деятельности и подготовки специалистов современной социальной работы в Германии активно осваивается и кластер международного права. Речь идет, например, об ознакомлении специалистов и студентов с различными иностранными положениями права. При этом международное право, разрабатываемое участниками ООН и Европейского союза, имеет в Германии возрастающее значение. На основе заключаемых страной международных договоров Германия берет на себя ответственность в применении права и ведения судебной
практики европейских судов, например, в области Семейного кодекса.
Знание и владение специалистами социальной работы нормами международного права особенно актуально в вопросе помощи беженцам, въезжающим в Германию.
В заключение отметим, что юридическая подготовка специалистов социальной работы является важным условием и действенным фактором, позволяющим качественно использовать юридические знания в работе со своими клиентами, проблемы которых все более многообразны и индивидуализированы.
Обсуждение и заключения
Роль права как в системе образования, так и в практике специалистов социальной работы вовсе не бесспорна. Так, у представителей социальных наук есть много критических замечаний, связанных с неполнотой социальных законов. Тем не менее преобразование всех сфер жизни, в частности, сфер деятельности социальной работы в современном немецком обществе, привело к тому, что право стало важной составной частью в деятельности социальных практиков и в учебных планах при подготовке специалистов социальной работы в университетах.
На определение места права в системе подготовки специалистов социальной работы существенно повлиял и Болонский процесс, который привел к преобразованию ландшафта социальных исследований и потребовал по-новому определить позицию права в учебных программах. Его решающим влиянием на немецкое образование стал переход высшей школы Германии на двухступенчатый процесс подготовки специалистов: бакалавриат и магистратуру. Эти влияния привели и к преобразованию учебного процесса в форму учебных модулей. Наряду с модулизацией учебные программы также были ограничены
18 Sozialgesetzbuch Fünftes Buch Krankenversicherung v.20.12.1988 (BGBl. I S.2477) i.F.v.21.7.2014.
19 Sozialgesetzbuch Neuntes Buch Rehabilitation und Teilhabe behinderter Menschen v. 9.6.2001 (BGBl.I 19.6.2001) i.F.v. 14.12.2012.
по времени. Вместо первоначальной дипломированной учебной программы с регулярными 4 учебными годами, состоящими из 8 семестров (что было в Германии до сих пор), под влиянием Болон-ского процесса в специальных высших учебных заведениях учебные программы бакалавра были составлены на 6 или 7 семестров обучения.
Параллельно с преобразованием учебных программ существенно возросла автономия отдельных институтов и факультетов в структурах вузов, призванная придать больший динамизм в ориентации учебных планов на процессы быстро меняющегося рынка труда и занятости. Как следствие, возникло множество по-разному структурируемых учебных планов подготовки специалистов и различных предложений в области социальных научных исследований. Государство отказалось от общенациональных рамочных учебных программ в университетах. В результате нововведений различные факультеты социальной работы и преподаватели в учебных коллективах Германии получили право самим определять структуру и содержание учебных программ и учебных планов.
В последние два десятилетия в германском образовательном сообществе состоялись значительные дискуссии о роли права в системе подготовки специалистов социальной работы. Показательно, что по их итогам наибольшее количество факультетов социальной работы в Германии укрепили роль права в системе подготовки специалистов. Значение правовой подготовки будущих социальных работников в большинстве университетов Германии, ведущих подготовку в этой области, стало обще-
принятым. Право в социальной работе высоко оценено и востребовано.
Вместе с тем нельзя не заметить, что наряду с правовыми основами социальной работы все большую актуальность приобретают основы этической, мировоззренческой и ценностной подготовки социальных специалистов. Тип человека-индивидуалиста, эгоиста, прагматика и потребителя, свойственного глобальному обществу потребления, в корне изменил саму сущность человека и направленной на него социальной работы. Сегодня нет сомнений в том, что современный сотрудник социальной службы и в России, и в Германии - это специалист, подготовленный к работе с клиентом в мировоззренческом и этическом отношении. Таким образом, это еще и профессиональная готовность к пониманию клиента и защиты от клиента в его все более потребительском обличие. Сделанные выводы являются важным фактором не только адекватного и глубинного понимания нарастающих социальных противоречий в современном немецком обществе и обществах, включенных в процессы капитализации и связанным с ней разрушением базовых поддерживающих социальных институтов, но и важным фактором к действию в области увеличения роли права, в том числе в социальной сфере современных обществ.
Нет сомнений в том, что современные российские университеты, готовящие специалистов в области социальной работы, должны начать переосмысление своих учебных планов в пользу увеличения роли правовой и специальной социально-правовой подготовки будущих специалистов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Шалаев В. П. Мировоззренческо-образовательная западофикация как технология глобализации и угроза национальной безопасности России (философский анализ) // Socio Time / Социальное время. 2015. № 1. С. 57-71. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25500344 (дата обращения: 01.12.2016).
2. Coleman R. An analysis of a social work course in the Federal Republic of Germany, Social Work Education // The International Journal. 1990. Vol. 9, issue 1. Pp. 44-53. DOI: 10.1080/02615479011220061
3. Фокин В., Фокин И. Социальная педагогика и подготовка кадров в условиях глобализации // Социальная педагогика в России. 2015. № 4. С. 51-55. URL: http://www.isprao.ru/D/F-2015.html (дата обращения: 01.12.2016).
4. Шалаев В. П. Осторожно, мутация: человек и общество перед вызовами глобализации, запа-дофикации и потребления: противоречия нарастают // Socio Time / Социальное время. 2015. № 3. С. 48-57. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26168191 (дата обращения: 01.12.2016).
5. Фокин В. А., Фокин И. В. Некоторые направления развития социальной работы в условиях информационного общества // Восточно-Европейский научный вестник. 2015. № 1. С. 68-71. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27497682 (дата обращения: 01.12.2016).
6. Тозеленд Р., Фокин В. А. Практика социальной работы в условиях катастроф в США // Вестник НЦ БЖД. 2015. № 2 (24). С. 67-73. URL: http://ncbgd.tatarstan.ru/magvest.htm?page=3 (дата обращения: 01.12.2016).
7. Шалаев В. П. Бифуркационный человек в глобальном обществе потребления // Socio Time / Социальное время. 2016. № 2 (6). С. 71-81. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=28183650 (дата обращения: 01.12.2016).
8. Shalayeva S. L., Shalayev. V. P., Ivanova S. I. Management and education facing the challenges of the complexity in a globalized world: a synergistic trend // The Social Sciences (Pakistan). 2016. № 8. С. 1866-1872. DOI: 10.3923/sscience.2016.1866.1872
9. Schalayev V. P. Das sustem "Ausbildung - marktarbeit" in der gegenwertigen Gesellschaft unter synergetischem Aspect // Journal of the Unaversity of Applied Sciences Mittweida Wissenschaftliche Zeitschrift der Hochschule Mittweida (FH) / Scientific reports wissenschaftliche berichte. 2002. No. 12.
10. Münchmeier R. Geschichte der Sozialen Arbeit // Handbuch Soziale Arbeit. 4 Auflage. 2011. S. 528. URL: https://www.amazon.de/Handbuch-Soziale-Arbeit-Sozialarbeit-Sozialp%C3%A4dagogik/ dp/349702158X (дата обращения: 01.12.2016).
11. Niedermeier Ch. Kapitel Gesetzliche Betreuung; Ehe, Familienrecht,Unterhalt in: Wörterbuch Soziale Arbeit und Geschlecht, herausgegeben von Gudrun Ehlert, Heide Funk, Gerd Stecklina. München : Juventa Verlag Weinheim, 2011.
12. Niedermeier Ch. Die Kindschaftsrechtsreform - Chance für das Zusammenwirken zum Wohl des Kindes. Centaurus-Verlag Holzheim, 2001.
13. Niedermeier Ch. Die Kindschaftsrechtreform - Chance für das Zusammenwirken zum Wohl des Kindes. Die Rolle des Jugendamtes bei der Umsetzung der Kindschaftsrechtsreform. 2001. 141 s. URL: http://www.springer.com/de/book/9783825502522 (дата обращения: 01.12.2016).
14. Sechster Bericht zur Lage der älteren Generation in der Bundesrepublik Deutschland [Электронный ресурс] // Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend Berlin. URL: https://www.bmfsfj. de/bmfsfj/aktuelles/alle-meldungen/72628!search?query=Sechster+Bericht+zur+Lage+der+%C3%A4lter en+Generation+in+der+Bundesrepublik+Deutschland&search-button=%C2%A0&newSearch=true (дата обращения: 01.12.2016).
15. Ding-Greiner C. Herausforderungen der vierten Lebensphase // Alter und Altern als Herausforderung. München. 2011. S. 125-148. URL: https://www.socialnet.de/rezensionen/11607.php (дата обращения: 01.12.2016).
16. KruseA. WahlH.-W. Leben im Alter. Eigen- und Mitverantwortlichkeit in Gesellschaft, Kultur und Politik. Berlin : Akademische Verlagsgesellschaft AKA, 2010. 313 S. URL: https://www.amazon.de/Leben-Alter-Mitverantwortlichkeit-Gesellschaft-Politik/dp/3898386376 (дата обращения: 01.12.2016).
17. Segalla M., Sauquet A., Turati C. Symbolic vs Functional Recruitment: Cultural Influences on Employee Recruitment Policy // European Management Journal. 2001. Vol. 19, no 1. Pp. 32-43. DOI: 10.1016/S0263-2373(00)00069-4
Поступила 06.12.2016; принята к публикации 16.01.2017; опубликована онлайн 30.06.2017.
Об авторах:
Шалаев Владимир Павлович, декан факультета социальных технологий ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» (424000, Россия, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 3), доктор философских наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9155-695X, [email protected]
Нидермайер Кристина, профессор факультета социальной работы Высшей школы Миттвайда - Университета прикладных наук (09648, Германия, г Миттвайда, Техникумплац, д. 17), доктор юридических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2728-1338, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Шалаев Владимир Павлович - инициация исследования; компьютерные работы; критический анализ и доработка текста; научное руководство.
Нидермайер Кристина - подготовка основных содержательных материалов по разделам «Результаты исследования», «Обсуждение и заключения», а также списка литературы с немецкими источниками в области права.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Shalayev V.P. [Worldview and educational westemification as technology of globalisation and threat to Russia's national security (philosophical notes)]. Socio Time/Sotsialnoye vremya = Social Time 2015; 1:57-71. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=25500344 (accessed 01.12.2016). (In Russ.)
2. Coleman R. An analysis of a social work course in the Federal Republic of Germany. Social Work Education. The International Journal. 1990; 1(9):44-53. DOI: 10.1080/02615479011220061.
3. Fokin V., Fokin I. [Social pedagogy and training teaching staff in the context of globalisation]. Sot-sialnayapedagogika v Rossii = Social Pedagogy in Russia. 2015; 4:51-55. Available at: http://www.isprao. ru/D/F-2015.html (accessed 01.12.2016). (In Russ.)
4. Shalayev V.P. [Caution: mutation. Man and society facing the challenges of globalisation, westernisation and consumption: contradictions are mounting]. Socio Time/Sotsialnoye vremya = Social Time. 2015; 3:48-57. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=26168191 (accessed 01.12.2016). (In Russ.)
5. Fokin V.A., Fokin I.V. [Some directions for the development of social work in the information society]. Vostochno-Evropeyskiy nauchnyy vestnik = East European Scientific Bulletin. 2015; 1:68-71. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=27497682 (In Russ.)
6. Tozelend R., Fokin V.A. [The practice of social work in the context of disasters in the United States]. Vestnik NCBZhD = Science Center for Safety of Life Bulletin. 2015; 2(24):67-73. Available at: http://ncbgd. tatarstan.ru/magvest.htm?page=3 (accessed 01.12.2016). (In Russ.)
7. Shalayev V.P. [Bifurcational person in a global consumer society]. Socio Time/Sotsialnoe vremya = Social Time. 2016; 2(6):71-81. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=28183650 (accessed 01.12.2016). (In Russ.)
8. Shalayeva S.L., Shalayev V.P., Ivanova S.I. Management and education facing the challenges of the complexity in a globalised world: A synergistic trend. The Social Sciences (Pakistan). 2016; 8:1866-1872. DOI: 10.3923/sscience.2016.1866.1872 (In Russ.)
9. Schalayev V.P. Das System "Ausbildung - marktarbeit" in der gegenwärtigen Gesellschaft unter synergetischem Aspekt. Wissenschaftliche Zeitschrift der Hochschule Mittweida (FH.) Wissenschaftliche berichte = Journal of the University of Applied Sciences Mittweida. Scientific reports. 2002; 12.
10. Münchmeier R. Geschichte der Sozialen Arbeit. In: Otto H.-U., Thiersch H., editors. Handbuch Soziale Arbeit. 4th ed. München: Ernst Reinhardt Verlag; 2011. p. 528.
11. Niedermeier Ch. Kapitel Gesetzliche Betreuung; Ehe, Familienrecht, Unterhalt. In: Ehlert G., Funk H., Stecklina G., editors. Wörterbuch Soziale Arbeit und Geschlecht. Weinheim: Juventa Verlag; 2011.
12. Niedermeier Ch., editor. Die Kindschaftsrechtsreform - Chance für das Zusammenwirken zum Wohl des Kindes. Holzheim: Centaurus Verlag; 2001.
13. Niedermeier Ch., editor. Die Kindschaftsrechtreform - Chance für das Zusammenwirken zum Wohl des Kindes. Die Rolle des Jugendamtes bei der Umsetzung der Kindschaftsrechtsreform 2001. Available at: http://www.springer.com/de/book/9783825502522 (accessed 01.12.2016).
14. Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend: Sechster Bericht zur Lage der älteren Generation in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin; 2010. Available at: https://www.bmfsfj.de/blob/77898/ a96affa352d60790033ff9bbeb5b0e24/bt-drucksache-sechster-altenbericht-data.pdf (accessed 01.12.2016).
15. Herausforderungen der vierten Lebensphase. In: Gabriel K., Jäger W., Hoff Gr. M., editors. Alter und Altern als Herausforderung. Freiburg: Alber; 2011.
16. Kruse A., editor. Leben im Alter. Eigen- und Mitverantwortlichkeit in Gesellschaft, Kultur und Politik. Festschrift zum 80. Geburtstag von Prof. Dr. Dres. h.c. Ursula Lehr, Bundesministerin. Berlin: Akademische Verlagsgesellschaft; 2010. p. 181-191.
17. Segalla M., Sauquet A., Turati C. Symbolic vs. functional recruitment: Cultural influences on employee recruitment policy. European Management Journal. 2007; 19(1):32-43. DOI: 10.1016/S0263-2373(00)00069-4
Submitted 06.12.2017; revised 16.01.2017; published online 30.06.2017.
About the authors:
Vladimir P. Shalayev, Dean of the of Social Technology Faculty, Volga State University of Technology (3 Lenin Ploshchad., Yoshkar-Ola 424000, Russia), Dr.Sci. (Philosophy), professor, ORCID: http://orcid. org/0000-0001-9155-695X, [email protected]
Christina Niedermeier, Professor of Faculty of Social Operation, The Higher School Mittweida -University of Applied Sciences (17 Technikumplatz, Mittweida D-09648, Germany), Dr. Jur., ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2728-1338, [email protected]
Contribution of the authors:
Vladimir P. Shalayev - initiating of the study; writing the draft; critical analyzing and editing the text; scholarly supervising.
Christina Niedermeier - reviewing the relevant literature; compiling the bibliography of the juridical literature in German.
All authors read and approved the final manuscript.