Научная статья на тему 'Социальная психология взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях'

Социальная психология взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
907
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГРУППЫ / ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ / МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТАТУС / КОМАНДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бережнова Наталья Дмитриевна

В статье раскрываются ключевые позиции исследования социальной психологии взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях, объектом исследования являются структурные подразделения определенной закрытой системы, представленные как малые группы, и рассматриваются трехмерные грани сложного процесса взаимодействия данных групп, к которым отнесены и группы психологов, находящиеся в особом профессиональном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social psychology of interaction professional small groups in special situations

This article will cover the key points of the study social psychology of professional interaction of small groups in special situations, the object of study are the structural units of a certain closed system, represented as small groups, and are considered three-dimensional face difficult process of interaction data groups to which assigned and a group of psychologists, in particular professional space.

Текст научной работы на тему «Социальная психология взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях»

УДК 316.6

Н.Д. Бережнова СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МАЛЫХ ГРУПП В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. В статье раскрываются ключевые позиции исследования социальной психологии взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях, объектом исследования являются структурные подразделения определенной закрытой системы, представленные как малые группы, и рассматриваются трехмерные грани сложного процесса взаимодействия данных групп, к которым отнесены и группы психологов, находящиеся в особом профессиональном пространстве. Ключевые слова: малые группы, особые ситуации, механизмы взаимодействия, процесс взаимодействия, статус, команда.

NaMya Berezhnova SOCIAL PSYCHOLOGY OF INTERACTION

PROFESSIONAL SMALL GROUPS IN SPECIAL SITUATIONS

Annotation. This article will cover the key points of the study social psychology of professional interaction of small groups in special situations, the object of study are the structural units of a certain closed system, represented as small groups, and are considered three-dimensional face difficult process of interaction data groups to which assigned and a group of psychologists, in particular professional space.

Keywords: small groups, special situations, mechanisms of interaction, the interaction process, status, command.

Объектом исследования социальной психологии взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях являются профессиональные малые группы в особых ситуациях, предметом - процесс взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях. Для изучения профессиональных малых групп раскрыты научные подходы к исследованию особых ситуаций, характеристики профессиональных малых групп в особых ситуациях, а также социальная перцепция исторического статуса профессиональных малых групп психологов. Для исследования процесса взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях рассмотрены стандартные сценарии особых ситуаций, профессиональные малые группы как субъекты системы взаимодействия в особых ситуациях и процесс взаимодействия профессиональных малых групп в особых условиях.

Профессиональные малые группы психологов как стимул эффективного взаимодействия других групп представлены через характеристику определенных функций психологов профессиональных малых групп за рубежом и функций психологов профессиональных малых групп в России, что дало возможность выявить механизмы эффективного взаимодействия профессиональных малых групп психологов. Программа эффективного взаимодействия профессиональных малых групп в осо-бых ситуациях составлена на основании исследования особенностей взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях, этапов организации эффективного взаимодействия профессиональных малых групп и механизмов эффективного функционирования взаимодействующих профессиональных малых групп. Модель эффективного взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях представлена в виде двух обобщенных моделей: модели эффективного взаимодействия профессиональных малых групп психологов и модели эффективного взаимодействия профессиональных малых групп сотрудников [3].

Особые ситуации по структуре разделены на три фазы: докриминальнальную, криминальную, посткриминальную. На первой фазе применимы психодиагностические функции, которые выполня-

© Бережнова Н.Д., 2014

ют малые группы психологов. Задачей данных функций является выявление следующих параметров у спецконтингента, которые будут использованы на второй фазе: открытые и закрытые конфликты внутри группировок и между группировками; эмоционально отрицательные и положительные лидеры; явные и скрытые агрессивные личности; асоциальные установки; негативные ценности; личности-провокаторы; патологические стремления к риску; преобладающие психологические защиты и т.д. На этой фазе применима также психодиагностическая работа в малых группах сотрудников для получения следующих данных: выявление формальных и неформальных лидеров; определение потребностей, мотивов и целей в профессиональном пространстве; нацеленность на кооперацию; характер межличностных отношений; направленность на совместную деятельность и т.д. Докриминальная фаза также включает период создания команды, отработку совместных действий, разработку стратегий межгруппового взаимодействия и различных стратегий поведения в зависимости от степени криминализации особой ситуации. При необходимости возможна психотерапевтическая работа с психологическими защитами: снятие негативных для работы психологических защит; установка новых защит для планомерной работы в особых ситуациях.

На второй фазе, находясь внутри особой ситуации, применимы следующие действия со стороны малых групп сотрудников: межгрупповая нейтрализация лидеров группировок; влияние на установки провокаторов; снятие агрессивного фона со стороны спецконтингента; использование техники убеждения на переговорах; влияние на психологические защиты и т.д. Со стороны профессиональных малых групп психологов используются психотехники, включающие новые необходимые для последующих действий психологические защиты, организующие командную деятельность, включающие личностные резервы сотрудников малых групп [5].

Третья фаза особой ситуации охватывает объемные направления работы, которые важно проводить сразу после второй фазы: анализ межгруппового взаимодействия; выделение эффективных методов; осознание позитивных моментов взаимодействия, взаимоподдержки, взаимопомощи; обобщение опыта; планирование работы над ошибками; сохранение позитивного психологического климата в команде; моделирование и разбор новых особых ситуаций, подобных произошедшей; выявление необходимых механизмов взаимодействия; отработка требующихся навыков и т.д. Эта фаза предполагает работу с группировками спецконтингента: перезагрузка групповых процессов; нейтрализация лидеров, агрессоров и т.д. (см. рис.).

Для включения механизмов эффективного взаимодействия профессиональных малых групп в особых ситуациях необходимы определенные условия:

- осознание реального статуса профессиональных малых групп психологов в настоящее время [1];

- обозначение ведущей, а не ведомой роли психологов в особых ситуациях;

- изменение социального статуса всех профессиональных малых групп;

- включение данных групп в новый формат профессионального взаимодействия;

- изменение корпоративной культуры в пространстве профессионального взаимодействия малых групп;

- организация нормативного обеспечения в закрытой системе нового формата профессио -нального взаимодействия [4].

Научная новизна данного исследования определяется следующими направлениями.

1. Впервые проведен социально-психологический анализ социальной роли сотрудников пенитенциарной системы (ПС) как основы социального и профессионального поведения.

2. Разработана структура социально-психологического исследования профессиональной деятельности в пенитенциарной системе как деятельности в особых условиях. К социокультурному, эволюционному, феноменологическому, социально-когнитивному подходам и теории научения опре-

делены методология и методы исследования в пенитенциарной системе.

3. Профессиональное функционирование в особых условиях рассматривается как диагностическая работа докриминальных, криминальных, посткриминальных ситуаций в различных системах отношений.

4. Процессы профилактики, предупреждения и прогнозирования особых ситуаций основаны на социально-психологических методах, таким образом, психологизация профессионального функционирования в пенитенциарной системе представлена как объективная реальность, так как эти процессы связаны с человеком (преступным), его психологическими составляющими.

5. Использование синтеза научных принципов психологии, права и управления доказало применимость интегрального подхода в исследовании пенитенциарной системы.

6. Историко-сравнительный анализ внедрения социально-психологических методов в профессиональную деятельность за двести лет позволил сделать выводы: социальный заказ на использование данных методов в пенитенциарной системе был исполнен юристами; политические репрессии повлияли на развитие социально-психологических составляющих профессиональной деятельности в изоляции от общества; острые социальные явления в жизни российского общества совпадают с ростом внедрения различных методов воздействия на поведение человека и имеют цикличность - 20 лет; каждый этап внедрения социально-психологических методов в пенитенциарную систему характеризуется научными поисками реализации целей наказания через исправление, декларацию важных психологических сведений в праве и интеграцию наук: психологии, социологии, психофизиологии и управления.

7. Разработана структура социально-психологического мониторинга и определена его роль в оценке профессиональной и психологической готовности к выполнению служебных задач и взаимодействию групп быстрого и осторожного реагирования в особых условиях.

8. Представлены новые модели управления психологической службой на федеральном и региональном уровнях в виде структурного взаимодействия различных служб социально-психологической, медико-психологической и социально-правовой направленности.

9. Разработан перечень психологических направлений работы по предупреждению и профилактике особых ситуаций, дано определение психологического прогнозирования данных ситуаций как научно обоснованного и специального вида предвидения, основанного на мониторинге перспектив развития докриминальной, криминальной и посткриминальной ситуаций с помощью современных методов психологии.

10. Определены организационные и нормативные основы социально-психологического обеспечения профессионального взаимодействия психологических служб и структурных подразделений пенитенциарной системы.

11. Выявлены функции, позволяющие повысить эффективность управления профессиональным взаимодействием, обеспечить междисциплинарными и альтернативными методами решение пенитенциарных задач, оптимизировать организационное поведение сотрудников и принятие общих ценностей учреждения.

12. Определены основные психодиагностические параметры приема на руководящую должность и соискателей на службу в отделы безопасности, охраны, специального назначения, воспитательный и оперативный.

13. Даны характеристики особых условий пенитенциарной деятельности с определенных позиций: профессионально-деятельностной, межличностной, социальной.

14. Определен доминантный тип совместной деятельности в пенитенциарной системе - последовательно-взаимодействующий, и выявлены негативные факторы, влияющие на межличностное общение в профессиональном пространстве, как объекты психокоррекционной работы.

15. Для использования психотерапевтической работы предложен «социум-коучинг» - метод поддержки сотрудника с позиции значимого и позитивного для него окружения [2].

Выделим основные позиции, выявленные в результате исследования.

- Социально-психологические основы профессионального взаимодействия сотрудников в пенитенциарной системе являются самостоятельной областью социальной психологии, содержащей научный потенциал в комплексах организационных, социальных и нормативных мер, обращенных к различным профессиональным социумам (службам) и базирующихся на социально-психологических закономерностях данных служб и их совместной деятельности.

- Профессиональное взаимодействие состоит из алгоритмов включения индивидуальных человеческих ресурсов в общий социальный механизм совместной деятельности, представляющий единую систему межличностных отношений, диктуемых формальными и неформальными лидерами, и групповых отношений между структурными подразделениями, находящимися в централизованной и децентрализованной зависимости, усиленной специфической культурой пенитенциарной системы.

- Ключевыми элементами социальной структуры пенитенциарного социума являются: замкнутое пространство; цикличность времени; использование тюремного жаргона как способа узнавания и конспирации; отсутствие границ между частной жизнью и общественной; преобладание коллективной собственности над индивидуальной; регуляция социальных отношений с помощью насилия.

- Пенитенциарная система является социальным институтом, так как реализует важную социальную потребность общества - защиту от преступности, имеет базисные уровни (учреждения исполнения наказаний, медицину, образование, транспорт, связь) с централизованным управлением и многоуровневыми социальными и профессиональными взаимодействиями.

- Эффективное управление профессиональным взаимодействием внутри учреждений пенитенциарной системы и между ними создает специальные условия для следующих процессов: обеспечения тесноты кооперативного взаимодействия и степени включенности всех членов группы; создания новой корпоративной организации с коллегиальной системой; использования интегрального стиля функционально-структурного взаимодействия; функционирования закрытой системы в режиме динамичного социального развития.

- Эффективное социально-психологическое обеспечение профессионального взаимодействия создает обязательные условия, такие как: включение в структуру совместной деятельности, помимо системы профессиональных связей и отношений (функциональные, организационные, экономические, управленческие), системы психологических связей и отношений (коммуникативные, эмоциональные, ролевые и неформально-статусные); разработка организационно-нормативных документов, снимающих профессиональную обособленность групп и регламентирующих межгрупповые и межличностные отношения; составление и адаптация тренинговых программ для приобретения навыков кооперации в системах внутреннего и внешнего взаимодействия; интеграция профессионального развития сотрудников; интенсификация профессионального взаимодействия сотрудников разного статуса и уровня компетенции.

- Оптимальное развитие пенитенциарной системы как социального института обеспечат методы социальной психокоррекции, направленные на устранение негативных внутренних и внешних социальных факторов профессионального взаимодействия сотрудников. Реализация направлений социальной психокоррекции позволит пенитенциарным психологам утвердить свой социальный статус в пенитенциарной системе и расширить границы психологического пространства на различных уровнях профессионального взаимодействия.

- Социально-психологические факторы профессионального успеха сотрудников пенитенциарной системы состоят из социальных, организационных, психологических, нормативно-правовых

факторов и определенных требований к карьерной стратегии. Данная стратегия должна быть прочувствована, осмыслена, соразмерена с внутренними возможностями и резервами, заметна благодаря личностным и специально-профильным потенциалам, выгодна вышестоящему руководству, не иметь предельного звания по должности, отличаться динамичным и гибким характером, удовлетворять духовные и материальные потребности.

- Социально-психологические основы профессионального взаимодействия сотрудников пенитенциарной системы имеют собственную методологию исследования пенитенциарной деятельности, научные предпосылки становления и развития как отдельного научного направления в социальной психологии, опирающегося на историко-сравнительный анализ и комплексное исследование. Данные основы представлены посредством методов социально-психологического обеспечения предупреждения, психопрофилактики и психопрогноза особых ситуаций, а также организационной системой обеспечения, учетом специфических социально-психологических особенностей взаимодействия профессиональных групп и факторами профессионального успеха. В основы включены инновационные для пенитенциарной системы российские и зарубежные социально-психологические методы психодиагностики, психокоррекции и психотерапии.

- Профессиональное взаимодействие имеет социально-психологическую основу, так как в предупредительной, профилактической и прогностической работе опирается на выявленные психологические компоненты пенитенциарного асоциального поведения, определяющие параметры особых условий совместной деятельности.

- Разработаны алгоритмы социальной психокоррекции, содержащие характеристику внешних факторов, направления и методы работы с ними:

- низкий престиж профессии, отсутствие работы над корпоративным имиджем; введение новых должностей - специалистов по связям с общественностью, работа с внешними организациями, со СМИ; использование нейролингвистического программирования для активной презентации позитивных профессиональных направлений;

- влияние тюремной субкультуры, внедрение в систему деловых коммуникаций тюремных артефактов, рекомендательный характер этических правил поведения; создание отдела культуры и просвещения; применение методов арттерапии, тренинга для развития навыков делового общения и делового этикета;

- отсутствие регламента совместной деятельности, функциональная обособленность подразделений; повышение квалификации руководителей по психологии управления; проведение тренингов по созданию и развитию команды, разрешению конфликтных ситуаций;

- низкий уровень материального обеспечения, гипертрофия авторитарности вышестоящих руководителей, усиление вертикальности управления на всех уровнях, смешивание социально полезных связей с индивидуально-рыночными; тщательный отбор руководителей управлений Федеральной службы исполнения наказаний в целях исключения негативных факторов менеджмента; работа в тренинговых группах индивидуально-личностного роста в целях приобретения навыков взаимодействия и исключения самоутверждения за счет подавления подчиненных;

- отсутствие неформальной регламентации, нормативная замкнутость системы, отказ от взаимодействия с внешними организациями, исключение высокопрофессиональных исполнителей в принятии решений; создание неформальных объединений и организаций в пенитенциарной системе; изучение техники убеждения, принятия решений, имиджелогии и корпоративной культуры;

- игнорирование экстремальных условий в повседневной профессиональной деятельности; создание независимых центров социальной и психологической защиты сотрудников; использование психотерапевтических методик в соответствии с психокоррекционной задачей;

- отсутствие межкорпоративной культуры, деловых связей, сужение информационных ре-

сурсов; создание системы взаимодействия с внешним бизнесом, бизнес-инкубаторов; обучение методам инновационного менеджмента [4].

Данные факторы окружают внутреннее пространство психокоррекционных возможностей работы с малыми группами внутри учреждений и создают поле для внешней социальной психокоррекции. Если на внутренние объекты психокоррекции влияют внешние факторы, то внешняя социальная психокоррекция должна быть направлена на устранение данных факторов. Таким образом, под социальной психокоррекцией следует понимать психологическую деятельность, направленную на устранение внешних и внутренних социальных факторов, негативно влияющих на оптимальное развитие пенитенциарной системы как социального института.

Библиографический список

1. Бережнова Н.Д. Исследование социального статуса психолога в особых условиях / Н.Д. Бережнова. - М.: Ин-т гос. администрирования, 2014.

2. Бережнова Н.Д. Совершенствование профессионального взаимодействия в пенитенциарной системе / Н.Д. Бережнова. - М.: НОУ ВПО «СЭИ», 2013.

3. Бережнова Н.Д. Социально-психологические основы профессионального взаимодействия сотрудников пенитенциарной системы / Н.Д. Бережнова. - М.: НОУ ВПО «СЭИ», 2011.

4. Бережнова Н.Д. Социально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности в особых условиях / Н.Д. Бережнова. - М.: НОУ ВПО «СЭИ», 2010.

5. Бережнова Н.Д. Социально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы / Н.Д. Бережнова. - М.: НОУ ВПО «СЭИ», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.