Научная статья на тему 'Социальная перцепция исторического статуса профессиональных малых групп психологов'

Социальная перцепция исторического статуса профессиональных малых групп психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ / ПРЕСТУПНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ИСПРАВЛЕНИЕ / СТАТУСНЫЕ ГРУППЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / МАЛЫЕ ГРУППЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бережнова Наталья Дмитриевна

В статье в хронологических рамках последних 200 лет рассматривается поэтапное развитие в России научно-прикладного инструментария психологии, осмысляемое во взаимосвязи с явлениями общественной жизни. Названия этапов соответствуют целям психологической науки в тот или иной исторический период. Социальная перцепция коллективного сознания каждой эпохи выражается в культуре, политике, искусстве, переходя в новое научное русло, и переплетается с совокупным общественным духом времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social perception of the historical status of psychologists’ professional small groups

Depending on the chronological stages over the past 200 years article examines the relationship between social events and intentions for application of psychology methods in Russia. The names of the stages are consistent with the goals of psychological science at a particular historical stage. Every age social perception of the collective consciousness is expressed in culture, politics, art, moving to a new scientific direction, and interacts with general public spirit of the time.

Текст научной работы на тему «Социальная перцепция исторического статуса профессиональных малых групп психологов»

УДК 316.6

Н.Д. Бережнова СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО

СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МАЛЫХ ГРУПП ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье в хронологических рамках последних 200 лет рассматривается поэтапное развитие в России научно-прикладного инструментария психологии, осмысляемое во взаимосвязи с явлениями общественной жизни. Названия этапов соответствуют целям психологической науки в тот или иной исторический период. Социальная перцепция коллективного сознания каждой эпохи выражается в культуре, политике, искусстве, переходя в новое научное русло, и переплетается с совокупным общественным духом времени.

Ключевые слова: этапы, преступный человек, исправление, статусные группы, социальные группы, малые группы, психологические методы.

Natalia Berezhnova SOCIAL PERCEPTION OF THE HISTORICAL STATUS

OF PSYCHOLOGISTS' PROFESSIONAL SMALL GROUPS

Annotation. Depending on the chronological stages over the past 200 years article examines the relationship between social events and intentions for application of psychology methods in Russia. The names of the stages are consistent with the goals of psychological science at a particular historical stage. Every age social perception of the collective consciousness is expressed in culture, politics, art, moving to a new scientific direction, and interacts with general public spirit of the time.

Keywords: stages, criminal man, correction, status groups, social groups, small groups, psychological methods.

Различные социальные группы занимали место в обществе как высокостатусные, социальное содержание в высших эшелонах власти менялось, но желание использовать достижения «науки о людях» для их же исправления оставалось постоянным. Понятия «исправление», «перевоспитание», «воздействие» наполнялись духом времени и содержанием целей, поставленных свыше. Задача исследования данных целей исключает их оценку, но заставляет понять истоки их появления. Поэтому на каждом историческом этапе выделены определенные общественные события, последствиями которых стали соответствующие им научные поиски и решения.

Поисковый этап (1800-1860 гг.): научный поиск алгоритма исследования социально-психологических основ реализации целей наказания через исправление и наказание. 1819 г. - признание необходимости соответствия наказания тяжести преступления; создание первой в России земледельческой колонии для несовершеннолетних преступников. 1830 г. - разгром психологии социальными группами, имеющими высокий статус. Последствия: формирование предпосылок для обучения юристов физиологии и психологии; трудовое исправление несовершеннолетних преступников; застой психологической науки. Используемые социально-психологические методы: анализ психологических данных с целью исправления и перевоспитания (А.И. Галич, А.П. Куницын); изучение корней преступности (А.Н. Радищев); анализ психологических условий воздействия наказания на преступника с целью приведения преступника к раскаянию (Ф.В. Ушаков); психопрофилактика посредством распространения знаний уголовной психологии (Р. Штельцер); подбор наказаний, пригодных стать средством психологического принуждения и соответствующих «духу преступления» (П.Д. Лодий); трудотерапия в земледельческой колонии для несовершеннолетних преступников (Я.И. Герд); психологическая программа исследования поведения (К.Д. Кавелин, И.М. Сеченов); исследование трансформации национального самоосознания в национальное самоощущение; включение в уголов-

© Бережнова Н.Д., 2014

ное право науки «видеть в преступнике человека, которого нужно перевоспитывать» (С.И. Баршев) [3, с. 168-214]. Назначения методов: социально-психологические исследования проводятся с целью нахождения методов воздействия на сознание и поведение человека; по заказу высоко статусных социальных групп разрабатываются методы психологического принуждения и подчинения.

Утверждающий этап (1860-1880 гг.): утверждение первых социально-психологических методов, объявленных основой уголовного права. 1855 г. - режим военно-полицейской диктатуры, усиленно контролирующий «направление умов». Тотальный контроль науки. Массовые обследования российских тюрем. Графический, акустический и невербальный анализ поведения асоциальных типов личности. Появление прикладных психологических исследований в уголовном процессе; обучение юристов основам психологии и физиологии (К.Я. Яневич-Яневский); исследование криминального назначения применяемых преступниками графических и акустических знаков, языка жестов и татуировок, а также анализ создаваемых ими произведений (А.А. Потебня); анализ и учет при вынесении наказания мотивов поступков людей (В.Д. Спасович); психологическая экспертиза в уголовном процессе; аттестация способностей тюремного персонала организовывать процесс исправления заключенных (комиссия МВД); анализ психологических проблем жизни в русском остроге (А.М. Горький, Ф.М. Достоевский, А. Семилужский, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, А.П. Чехов,); психологическая экспертиза нормальной и ненормальной душевной жизни (С. Максимова, А.У. Фрезе); метод «лестницы наказаний», нацеленный на достижение лучшей участи хорошим поведением (В.А. Соллогуб, К.К. Грот); психологический анализ качеств русского человека (К.Д. Кавелин); структурно-функциональный анализ тюремных учреждений царской России второй половины XIX в. (Н.М. Ядринцев); исследование личности, действующей под влиянием собственной мотивации (К.Д. Кавелин); введение учебного курса «Тюрьмоведение», аналогов которому не было за рубежом (И.Я. Фойницкий); эмпирические исследования личности в среде заключенных (И.Я. Фойницкий); исследование причин преступного поведения, аномалий психофизической организации личности, неблагоприятных внешних условий, в которых вырабатываются устойчивые факторы преступлений (Д.А. Дриль); анализ сложившихся дефективных неуравновешенных организаций, провоцирующих преступления, первые методы судебной психологии (А.У. Фрезе); изучение преступника как психически больного с рождения и невозможности его исправления (Ч. Ломброзо); опровержение данной трактовки юристами и практиками (А.Ф. Кони, Н.Д. Сергиевский, В.Д. Спасович); изучение индивидуального характера преступника (Л.Е. Владимиров); исследование вменяемости и подбор инструментария психологии для изучения индивидуальных причин преступления, применение законов сознательной жизни человека (Д.А. Дриль); раскрытие особенностей личности конкретных категорий преступников и возможности их исправления через индивидуализацию исправительного процесса [5, с. 112-125].

Психологическая подготовка юристов по вербальным и невербальным характеристикам поведения человека. Диагностика с целью выявления мотивов поступков. Психологизация работы тюремного персонала в связи с большим ростом политзаключенных. Разработка «лестницы наказаний» для изменения личностных установок. Массовые обследования для выявления индивидуальных «болевых точек» человека. Исследование вменяемости с целью разработки методов воздействия на подсознание. Поиск причин преступлений для определения статуса «врага народа». Использование методов воздействия на эмоционально-когнитивную сферу испытуемых с помощью биохимических препаратов.

Декларативный этап (1880-1900 гг.): оглашение важных социологических и социально-психологических сведений в праве. Массовые движения, рост классовой сознательности, борьба за социализм. Появление метода «вчувствования»; изучение индивидуальных причин преступления; декларация психологии базой науки о праве; внедрение в практику методов научного «тюрьмовед е-

ния» для раскрытия особенностей личности конкретных категорий преступников и разработки путей их исправления через индивидуализацию и дифференциацию. Отработка методов исследования душевной жизни, адаптация «метода вчувствования» (Г.И. Челпанов); анализ арестантской жизни (А.И. Свирский); медико-психологическая экспертиза (В.Ф. Чиж); изучение явлений в преступных сообществах и личности преступника (Н.Я. Грот); исследование наказаний, основанных на рефлексе страха, диагностика судом нравственных болезней (В.С. Соловьев); социально-психологическое «портретирование преступного мира» с помощью литературных произведений; изучение закономерностей и механизмов влияния условий наказания на сообщества и личность конкретных категорий преступников; анализ использования психических явлений в науке о праве и государстве (Л.И. Пет-ражицкий); введение криминологических методов в изучение психологии преступления, в психологию наказания и психологию судебной работы (Ю. Фридрих) [6, с. 97-120]. Исследование тонких психических сфер человека с помощью эмпатии, психиатрических показателей. Изучение воздействия наказания на основе страха. Использование методов группового воздействия на человека. Создание общественного мнения посредством литературных произведений. Сбор криминологических характеристик личности для вынесения приговора в суде без присяжных и ужесточения мер наказания.

Интегративный этап (1900-1980 гг.): разработка междисциплинарного подхода при соединении социально-психологического содержания работы с юридическими, социологическими, психофизиологическими методами. 1920-е гг. - поддержка антропологической теории Ч. Ломброзо. 1926 г. - создание биохимического кабинета. 1935-1956 гг. - массовые репрессии. 1990-е гг. - сопротивление юристов суду присяжных, смягчающему карательный характер судопроизводства. 19901993 гг. - кризис в социальной, культурной и политической сферах. Поддержка теории Ч. Ломброзо; создание кабинетов биохимических исследований; давление решений партии на науку.

Медико-психологическое обследование в суде: судья «в белом» должен искать социальные причины, порождающие преступления, которые находят благоприятную почву в индивидуальном характере (Л.Е. Владимиров); методы исследования «человека физиологического», «человека рефлекторного», «человека поведенческого», «человека подсознательного» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов); синтез отдельных психологических теорий (фрейдизма, бихевиоризма, рефлексологии, гештальт-терапии); экспериментальные методы изучения преступников, разделение их на преступников по страсти, преступников без моральных критериев, преступников с недостатками интеллекта, преступников с ослабленной волей (В.М. Бехтерев); экспериментальное исследование умственной работоспособности малолетних преступников (Г.С. Фельдштейн, А.Л. Щеглов); опросник отношения к сцене убийства по пьесе «Юлий Цезарь» МХАТ (редакция «Судебного обозрения»); изучение мотивов человеческих поступков, исследование социально-психологического механизма действия правовых, этических и других социальных явлений (Л.И. Петражицкий); методы экспериментальной психологии и психиатрии (В.М. Бехтерев, В.Х. Кандинский, С.С. Корсаков, В.П. Сербский); исследование факторов преступности (Х.М. Чарыхов); объективно-психологический метод, применяемый в изучении преступности (В.М. Бехтерев); методы изучения заключенного (М.Н. Гер-нет); метод в труде «Преступление и кара, подвиг и награда»: социологический этюд, раскрывающий мотивационную и социализирующую роль кары и наград (П.А. Сорокин); экспертный метод в народном суде, использование психологических методов с целью повышения качества работы народных следователей; зоопсихологические методы и методы профессиографии; методы социально-индивидуального воспитания (В.Н. Сорока-Россинский); методы судебной экспертизы и криминальной антропологии (А.И. Айхенвальд, А.Е. Брусиловский, Н.П. Брухановский, В.А. Внуков, А.Р. Лу-рия, О. Ольгинский, С.В. Познышев, А.С. Тагер); методы исследования воздействия на личность тюремного наказания (М.Н. Гернет); метод анкетирования для обследования арестных домов Москвы, разрабатывается анкета (48 вопросов), с которой работают криминалист, социолог, психолог, антро-

полог, психиатр, биохимик; метод коллективного эксперимента (В.М. Бехтерев); метод конкретно-эмпирического изучения личности (А.Ф. Лазурский); ассоциативный метод раскрытия преступлений по реакции на слова-раздражители (детектор лжи), разработанный в Московской губернской прокуратуре; методы исследования личности преступника с привлечением психиатров и психологов; эмпирические исследования в области познавательных процессов (С.Л. Рубинштейн); метод близнецов (криминологический кабинет, г. Тифлис); исследование внутрипарного сходства близнецов, роли ведущего и ведомого (Н.В. Искольдский, И.И. Канаев, В.В. Семенов,); индивидуально-личностные методы (военная психология); психодиагностические методы (психобиография, анамнез, наблюдение), психофизиологические методики (В.Н. Мясищев); методы психодиагностики для следователей (В.Л. Васильев, А.В. Дулов, М.И. Еникеев, А.Р. Ратинов) [7, с. 312-344].

Поиск социальных причин преступления для определения малоимущих и «недовольных» в самой криминогенной группе населения, имеющей низшие физиологические потребности. Разработка методов воздействия через эти потребности. Отнесение к криминогенной группе людей с низкими интеллектом и моральными устоями. Выполнение плана раскрытия преступлений за счет данной группы людей. Создание общественных нравственных ценностей на основе произведений культуры и искусства, посвященных разоблачению криминогенных групп населения. Использование интегральных методов изучения человека для выявления комплексной методики воздействия на личность. Отработка методов массового воздействия через слова-раздражители в СМИ. Выявление лидеров и ведомых для определения алгоритма управления людьми в различных общественных и социальных группах.

Социально ориентированный этап (1980-2014 гг.): использование социально направленных и социально-психологических методов коррекции. 1980-е гг. - введение исключительной меры наказания за преступления. 2000-2014 гг. - административная реформа: развитие территориальной политики; имитация модернизации; борьба с массовыми протестами. Юридическое сопротивление суду присяжных; кризис в социальной, культурной и политической сферах; усиление территориальной власти; «наведение порядка в стране»; имитация модернизации.

Применение судебно-психологических методов (В.М. Бехтерев, Н.Я. Грот, А.В. Заварский, С.С. Корсанов, А.Ф. Лазурский, В.П. Сербский); методы юридической социологии, социальной антропологии, исторической антропологии; методы работы с безработными, неполными семьями с детьми и другими группами, испытывающими «на себе» социально-экономический кризис; методы социального выбора и социальной идентификации; использование «метода близнецов» для воспитательных целей; социологические методы исследования антиобщественных традиций, преступности на селе, детской преступности (Р.А Журавлев, А. Катусев, С.Я. Лебедев, Л. Матрашило) [1, с. 113210]; методы социальной реабилитации (В.М. Бочаров); метод психолого-педагогического воздействия на заключенных-женщин (А.С. Новоселова); психолого-правовой интенсив - формирование устойчивого мотива достижения цели (УФСИН, г. Калуга); методы реализации через самодеятельность (ВТК-2, г. Томск); адаптивные методы (ВТК, г. Абакан); программа STAART - стратегическое обучение с целью прогресса детей группы риска (ВТК, г. Свердловск); методика исследования психических аномалий среди осужденных (УИН, г. Санкт-Петербург); диагностика наркотизма осужденных по поведенческим реакциям (ИУ-22, Красноярский край); психокоррекционные программы для лиц с наркотической и алкогольной зависимостью (УИН, г. Саратов); диагностика суицидов (УИН, г. Самара, г. Томск); метод пресечения девиантного поведения (УИН, Новгородская область); методы социально-психологической адаптации к тюремному режиму (УИН, Липецкая область); коррекция криминально-значимых личностных свойств, развитие у актива осужденных коммуникативных качеств и умений разрешать конфликтные ситуации, изменение отношения к совершенному преступлению и формирование установки на исправление, психологическая подготовка к освобождению, арт-

терапия, символ-драма, психодрама, нейро-лингвистическое программирование, анализ жизненных сценарий (УИН, г. Москва); метод отбора кандидатов на службу, который позволяет отсеять кандидатов, имеющих явные противопоказания к службе (эмоционально неустойчивые, склонные к депрессии, суицидам, с высокой агрессивностью, низким уровнем развития нравственных качеств и др.) [4, с. 25-99]; методы выявления способностей кандидатов к определенному виду деятельности, изучение индивидуально-психологических особенностей, способствующих успешной профессиональной деятельности; методы профессиональной адаптации молодых сотрудников; методы профилактики профессиональной деформации сотрудников; тренинговые занятия с целью профилактики профессионального выгорания сотрудников; методы диагностики и профилактики суицидов среди сотрудников; метод определения групп риска в массовых обследованиях на основе теста М. Люшера, позволяющий стандартно оценить не только отдельного человека, но быстро и качественно обработать весь массив данных с целью выделения «групп риска» (Д.В. Сочивко); обследование сотрудников, состоящих в резерве на выдвижение; консультирование по результатам тестирования; психологическая подготовка сотрудников к управленческой деятельности; оказание психологической помощи вновь назначенному руководителю при вхождении в новую должность; методы профотбора на службу, психологическая подготовка, сопровождение в горячих точках, работа с членами семей и реабилитация сотрудников отделов специального назначения (ОСН) (УИН, г. Ростов-на-Дону); методы психологической подготовки сотрудников ОСН к действиям в экстремальных ситуациях, коррекция постстрессовых расстройств, изучение особенностей поведения сотрудников ОСН в особых ситуациях (Южный федеральный округ, далее - ЮФО); методы адаптации личного состава, поддержания боеготовности, исследование социально-психологического климата ЮФО [9, с. 28-48]; методы развития толерантного отношения сотрудников исправительных учреждений к осужденным (УИН, г. Южно-Сахалинск); методы психокоррекции стиля межличностного взаимодействия, психотерапия гнева; методики изучения представлений о справедливости как составляющей правосознания (методика свободных ассоциаций; стандартизированное интервью по изучению представлений о справедливости, анкета «Справедливое судебное решение о наказании подсудимого, методика психологического рисунка для изучения правовых установок несовершеннолетних осужденных и методика цветовых метафор для диагностики отношений к правовым понятиям» [8, с. 44-72]; методика «25 удовольствий» обучения получать удовольствие от жизни, музыкотерапия, арт-терапия усталости, куклотерапия страхов, методика повышения самооценки [2, с. 50-74].

Использование психологических экспертиз в правоохранительной и правоприменительной деятельности. Применение методов психологического воздействия в спорте, образовании, культуре, в работе с социально незащищенными группами населения. Использование суггестивных методик в рекламе, продажах и политике для устранения антиобщественных настроений. Адаптация нейро-лингвистического программирования к работе с особым контингентом. Адаптация технологий к работе с осужденными. Расширение арсенала психологической помощи осужденным. Введение «социальных лифтов» для стимулирования послушного и приемлемого для администрации поведения осужденных и одновременное улучшение их социальных условий [10, с. 131-231].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологические цели, вплетенные в общественные события, порождали новые события и определяли соответствующий научный замысел последующего развития других научных предпосылок. Научными предпосылками социально-психологических исследований явились: общественное и научное внимание к предупреждению ситуаций риска, ситуаций, опасных для жизни, создающих особые условия работы в состоянии повышенной психической напряженности; разработка большого количества научных работ прикладного и теоретического характера по многим направлениям социальной психологии в других областях во времена запрета психологии как науки; развитие теоретических и практических знаний о социаль-

но-психологических особенностях деятельности в особых условиях; внедрение в юриспруденцию социально-психологических методов посредством социального заказа различных правовых наук; изучение социальной роли сотрудников как основы социального и профессионального поведения, анализ взаимосвязей профессиональных ожиданий, поведения, деятельности с социальной ролью и статусом; подготовка общественного сознания к принятию самой идеи использования социально-психологических методов в пенитенциарной системе; внедрение индивидуально-личностного, дифференцированного, гуманистического, естественно-научного подходов в пенитенциарную науку; социально-психологическое и криминологическое исследование лиц, провоцирующих криминогенные ситуации, и мониторинг асоциальных ситуаций; планирование предупреждения, профилактики и прогноза криминогенных ситуаций с помощью их моделирования; адаптация западных психотехнологий и разработка российских методов исследования, коррекции и рефлексии основных социально-психологических вопросов пенитенциарной системы, а также их решение с помощью данных методов; исследование возможности и невозможности социально-психологической коррекции провокаторов ситуаций риска через индивидуализацию и дифференциацию процесса коррекции.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: Материалы международной практической конференции. Ч. 1. - М.: НИИ ФСИН России, 2008. - 248 с.

2. Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: Материалы международной практической конференции. Ч. 2. - М.: НИИ ФСИН России, 2008. - 99 с.

3. Глазырин В.А. Юридическая социология: учеб. для вузов / В.А. Глазырин [и др.]. - М.: Норма, 2000. -368 с.

4. Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: учеб. пособ. / М.А. Громов. -Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2005. - 240 с.

5. История отечественной уголовно-исполнительной системы: сб. науч. ст. - М.: НИИ ФСИН России,

2007. - 180 с.

6. История отечественной уголовно-исполнительной системы: сб. науч. ст. - М.: НИИ ФСИН России,

2008. - 144 с.

7. Лихи Т. История современной психологии / Т. Лихи. - СПб.: Питер, 2003. - 448 с.

8. Первозванский В.Б. Организация деятельности уголовно-исполнительной системы на основе реализации европейских стандартов и зарубежного опыта / В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. - М.: НИИ ФСИН России, 2008. - 72 с.

9. Сенатова Е.В. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и времени: монография / Е.В. Сенатова. - Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2005. - 91 с.

10. Смирнов С.Н. Реализация принципа рационального применения мер осужденных и стимулирования их правопослушного поведения при исполнении наказания в виде лишения свободы: монография / С.Н. Смирнов. - Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2005. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.