УДК 316.6
н.д. бережнова НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация: В статье рассмотрены различные научные подходы социальной психологии к исследованию особых ситуаций применительно к пенитенциарной системе и методы представленных подходов, что в совокупности обозначило методологию социально-психологической работы в данной профессиональной области.
Ключевые слова: социокультурный подход, эволюционный подход, теория социального научения, феноменологический подход: социально-когнитивный.
Naüüya Berezhnova SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY
OF SPECIAL SITUATIONS
Annotation. The article describes the various scientific approaches of social psychology to the study of special situations with regard to the penitentiary system and methods presented approaches that together defined the methodology of social-psychological work in this professional field.
Keywords: socio-cultural approach, evolutionary approach, theory of social learning, phenom-enological approach: socio-cognitive.
Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные условия социальной группы, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы и условий. В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, отметим несколько характерных черт этих исследований.
Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. Наряду с «групповым» подходом существует и «индивидуальный» подход, причем эти два подхода являются источниками происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Для сторонников того и другого подхода характерен поиск причин социального и профессионального поведения людей. Сторонники индивидуального подхода ищут причины такого поведения в человеке, поэтому для них группа важна только как факт одновременного присутствия многих людей, но вне широкой социальной системы, в которую она сама включена. Однако «групповой» подход проникает за пределы самой группы, где индивид непосредственно черпает свои нормы и ценности, в социальные характеристики общественных отношений, т.е. «социальный контекст» учитывается в каждом исследовании, включая анализ психологии группы.
Во-вторых, как бы ни толковалась «группа» различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие (коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д.). Однако в исследованиях такая переменная, как групповая деятельность, четко не представлена. Зато другой блок исследований, связанный именно с изучением групп, находится в более обособленном состоянии. В рамках этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы, рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно изолированное описание процессов и групп, исключаются существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов.
В-третьих, для традиционной социальной психологии характерно внимание лишь к определенному типу малых групп, внутри которых исследуются межличностные отношения без выяснения того, как эти межличностные отношения зависят от условий профессиональной деятельности, следовательно, как они связаны с общественными отношениями. Задача заключается в том, чтобы иссле-
© Бережнова Н.Д., 2014
дованные в общем виде закономерности профессионального общения и взаимодействия более конкретно рассмотреть в тех реальных особых условиях и профессиональных ячейках, где они и проявляются. Чтобы выполнить эту задачу, кроме принятых определенных методологических принципов, нужно задать концептуальный аппарат, в рамках которого исследуются социальные группы в пенитенциарной системе. Понятийный аппарат необходим для сравнения групп в экспериментальных и теоретических исследованиях.
В наших исследованиях использованы следующие научные подходы применительно к пенитенциарной системе и представлены в конкретизированном виде: социокультурный подход Э. Росса, объясняющий поведение сотрудников пенитенциарной системы влиянием других профессиональных групп и отношением общества в целом; эволюционный подход У. Макдугалла, изучающий психофизическую предрасположенность к профессиональной деятельности в особых условиях; теория социального научения А. Бандуры, Р. Уолтерса, которая рассматривает поведение в профессиональных группах как продукт прошлого опыта и желания подражать; феноменологический подход К. Левина, который объясняет поведение как путь через привлекательное «жизненное пространство» и возможности карьерного роста; социально-когнитивный подход, раскрывающий социальное поведение ассоциациями прошлого опыта, основанного на интерпретации субъективных событий. Все изученные научные подходы представлены ниже в виде схемы их применения в социально-психологическом исследовании деятельности в особых условиях (см. рис.).
Проведенный эксперимент по внедрению социально-психологических методов позволяет сделать вывод о том, что теоретические и практические знания о различных сторонах пенитенциарной системы явились итогом работы ученых отдельных научных школ, каждая из которых внесла свой вклад в развитие социально-психологических методов. Этому предшествовали анализ взаимоотношений теоретического и практического психологического знания; осмысление категориально-понятийного аппарата; моделирование пенитенциарно-психологической практики и ее содержательных составляющих; апробирование форм, видов, способов ее реализации; выявление готовности массового сознания к принятию самой идеи полезности методов пенитенциарной психологии. В основу построения принципов социально-психологического обеспечения пенитенциарной деятельности положены следующие научные принципы, ранее используемые в научных исследованиях: принцип единства личности, сознания и деятельности, принцип развития, личностный принцип, принцип единства теории, эксперимента и практики, принцип субъекта, его деятельности и общения, принцип целостности.
Следует учесть, что специфика социально-психологического обеспечения деятельности должна быть ориентирована и на принципы уголовно-исполнительного права: принцип гуманизма; принцип демократизма; принцип равенства осужденных; принцип дифференциации и индивидуализации; принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; принцип соединения наказания с исправительным воздействием, который проявляется в комплексе различных средств, применяемых с целью исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений [4]. Вся совокупность указанных принципов, дополняющих и конкретизирующих друг друга, позволяет интерпретировать полученные новые научные результаты, осуществлять теоретические обобщения и строить концептуальные схемы, выбирая адекватные исследовательским задачам методические приемы.
Методологические принципы теории исправления и перевоспитания осужденных разделяются на общие и специфические принципы. К общим относятся перечисленные выше методологические принципы, трансформированные, воплощенные в теории исправления и перевоспитания осужденных. К специфическим относятся принципы исправимости, соответствия целей исправления и потребностей общества личности осужденного; целостности процесса исправления личности осужденного; дифференциации и индивидуализации [3].
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
социологическое исследование, психолого-психиатрическое исследование, пси-хологичес кое исследование
медицинское, психофизиологическое, психологическое исследование
психологическое исследование, социально-психологическое исследование типа поведения
социально-психологическое исследование личности сотрудника, исследование психологической готовности к особым условиям
психологическое исследование профессиональной готовности к служебной деятельности в модели реальной ситуации
Рис. Схема применения различных подходов в социально-психологическом исследовании деятельности
в особых ситуациях
Согласно принципу диалектико-материалистического монизма существует зависимость психической деятельности людей, регулирующей их поступки и криминальное поведение, от функциональных состояний головного мозга. Исправить человека легче, если функциональное состояние его мозга и нервной системы находится в границах нормы.
Эффективность исправительных воздействий во многом зависит от степени учета этих состояний. Принцип детерминизма применительно к психологии означает необходимость объяснения психических явлений исходя из реального бытия человека и его взаимоотношений с миром. Все психические явления свойственны конкретному действующему человеку и зависят от его общественного и природного бытия. Согласно принципу психического отражения психическое отражение у человека
осуществляется в различных формах и выступает всегда совместно с отношением личности к окружающему миру и регуляцией ее поведения [3]. Принцип отражения требует видеть в каждом осужденном не только объект воздействия среды, но и активный субъект, который является источником особых условий и опасных ситуаций. Следовательно, процесс изменения личности осужденного зависит от ее внутренних условий, через которые преломляются отраженные личностью внешние воздействия. Развитие личности осужденного не беспричинно, оно всегда закономерно. Как и всякое развитие, оно совершается на основе единства и борьбы противоположностей. Между старым и новым в психике возникают конфликтные отношения. В них, а также в назревании и разрешении внешних и внутренних противоречий, - источник развития личности человека, движущая сила его поступков, поведения, деятельности. Все это обязывает воспитателя, по мнению А.Д. Глоточкина, искать причины и следствия в поведении людей, отделять движущие силы в развитии психики, с тем, чтобы изменять эти причины, влиять на характер поступков и поведения личности [1].
Принцип личностного подхода означает понимание человека как проявление конкретной неповторимой личности. В соответствии с данным подходом ни одно психическое явление, проявляющееся в исправительной деятельности, как и сама эта деятельность, не может быть правильно понято без учета их личностной значимости. Вопрос заключается в том, чтобы выяснить побудительные силы и мотивацию мышления, воображения, восприятия осужденного, видеть внутреннюю логическую связь между психическими процессами, состояниями и свойствами в их личностной обусловленности. А это означает, что исправлению должны подвергаться не отдельные психические функции, состояния и свойства, хотя это и важно, а личность в целом как носитель этих процессов, свойств и состояний [2].
Психические особенности личности не только проявляются, но и формируются в деятельности людей, в их взаимодействии. Это подтверждают следующие положения:
— во-первых, эффективное исправление и перевоспитание личности осужденного возможно лишь с учетом особенностей его преступной прошлой деятельности и общения. Существенная специфика, например, есть в исправлении личности хулигана и насильника, грабителя и мошенника, убийцы и расхитителя, человека, совершившего преступление в группе и в одиночку, подстрекателя и исполнителя;
— во-вторых, исправлять и перевоспитывать осужденных необходимо в процессе производительного труда на благо общества, в условиях коллектива. С точки зрения исправительно-трудовой психологии считается, что нет неисправимых осужденных, а есть только по ряду определенных причин не исправленные или не исправившиеся осужденные (принцип исправимости). В такой трактовке этот принцип, на наш взгляд, нельзя рассматривать как аксиому, потому что упомянутый «ряд причин» пенитенциарная психология рассматривает как сложнейший и большой объем работы. Современные социальные составляющие жизни в России этот объем работы делают трудновыполнимым, а иногда и нереальным [5].
Принцип целостности процесса исправления личности осужденного включает в себя ряд необходимых последовательностей. Исправление нельзя представлять как просто процесс коррекции отрицательных качеств личности. Это диалектический процесс: одновременно у осужденного идет разрушение старых взглядов, привычек и качеств личности и формирование новых. «Кто хочет исправить недостатки человека, - отмечал С.Л. Рубинштейн, - должен искать и его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил» [6]. Принцип целостности означает также, что личность не воспитывается по частям. Нельзя, например, исправлять поведение без изменения сознания личности, потому что только в единстве изменения данных параметров будет достигнут успех.
Библиографический список
1. Глоточкин А.Д. Исправительная психология / А.Д. Глоточкин. - М., 1974. - С. 23.
2. Глоточкин А.Д. Психические состояния человека, лишенного свободы. Лекция / А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков. - М., 1968. - С. 18.
3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. - М., 1999. - С. 202-205.
4. Иванов В. Д. Уголовно-исполнительное право России: учебник. - Ростов н/Д.: Дон, 2002. - С. 12-20.
5. Ковалев А.Г. Психологические основы правонарушителей / А.Г. Ковалев. - М., 1968. - С. 58
6. Рубинштейн С.Л. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1970. - С. 87.
7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1959. - С. 354.