Научная статья на тему 'Профессиональные малые группы в особых ситуациях'

Профессиональные малые группы в особых ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МАЛЫЕ ГРУППЫ / СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бережнова Наталья Дмитриевна

В статье раскрываются особые ситуации, в которых постоянно находятся профессиональные малые группы людей, работающих в пенитенциарной системе, специфика развития посттравматических стрессовых состояний, провоцируемых как внешними, так и внутренними факторами, что создает определенную среду для возникновения психического напряжения и различных нарушений в поведении членов данных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SMALL GROUPS IN SPECIAL SITUATIONS

The article describes the peculiarity of professional small groups of people working in penal system, specifics of development of post-traumatic stress, caused both by external, and internal factors, which creates certain environment for the emergence of mental stress and various violations in the conduct of members of these groups.

Текст научной работы на тему «Профессиональные малые группы в особых ситуациях»

УДК 316.6

Н.Д. Бережнова ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МАЛЫЕ ГРУППЫ

В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. В статье раскрываются особые ситуации, в которых постоянно находятся профессиональные малые группы людей, работающих в пенитенциарной системе, специфика развития посттравматических стрессовых состояний, провоцируемых как внешними, так и внутренними факторами, что создает определенную среду для возникновения психического напряжения и различных нарушений в поведении членов данных групп.

Ключевые слова: профессиональные малые группы, стрессовые состояния, профессиональная деятельность, психическое напряжение, экстремальные ситуации.

NataUa Berezhnova PROFESSIONAL SMALL GROUPS IN SPECIAL

SITUATIONS

Annotation. The article describes the peculiarity of professional small groups of people working in penal system, specifics of development of post-traumatic stress, caused both by external, and internal factors, which creates certain environment for the emergence of mental stress and various violations in the conduct of members of these groups.

Keywords: professional small groups, stress, professional activity, mental strain, extreme situation.

Профессиональные малые группы пенитенциарной системы находятся в особых условиях, которые провоцируют сложные ситуации. На учете психологической службы пенитенциарной системы состоят сотрудники, имеющие склонность к суициду, алкоголизму и другим формам деструктивного поведения. Сотрудники, имеющие постстрессовые состояния, также ставятся на учет, а их число определяется примерными данными, так как диагностическая работа во время служебной деятельности из-за дефицита времени может носить только поверхностный характер. Сложности выявления всех сотрудников, нуждающихся в психотерапии, объясняются и другими причинами: негативным восприятием сотрудниками значения слов «постановка на учет», смешиванием понятий «постстрессовые состояния» и «психические отклонения», страхом увольнения или получения отрицательной оценки окружающих, недоверием к психологу из-за его прямого подчинения руководству. Развитие посттравматических стрессовых состояний (ПТСС) у сотрудников может быть вызвано обычными условиями, связанными с выполнением повседневных функций в условиях экстремальных факторов и напряженности обстановки, в которой осуществляется профессиональная деятельность. Данное стрессовое состояние у сотрудников имеет различный уровень выраженности, а причины его не ограничиваются только экстремальными условиями, низкий престиж профессии особо негативно сказывается на внутреннем отношении к служебной деятельности [3].

Профессиональная деятельность в пенитенциарной системе характеризуется не только интенсивностью и напряженностью, но и постоянным взаимодействием со спецконтингентом, которое сопровождается негативным эмоциональным фоном. Поэтому повседневные (обычные) условия несения службы сотрудниками в профессиональной деятельности следует относить к экстремальным (особым) условиям жизнедеятельности. Это объясняет достаточно широкую распространенность среди сотрудниками различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием профессионального стресса, вызванного психотравмирующим характером условий служебной деятельности. Глубокие психопатологические состояния связаны с психической травматизацией в процессе несения службы при чрезвычайных, экстремальных обстоятельствах. На-

© Бережнова Н.Д., 2014

рушения проявляются на психологическом уровне в виде пониженного настроения, повышенной тревожности, агрессивности, ухудшения показателей службы, злоупотребления спиртными напитками, внутрисемейных и межличностных конфликтов. Посттравматическое стрессовое состояние является нарушением, затрагивающим несколько психологических и физиологических уровней, включая биологические, поведенческие и познавательные компоненты.

Высокий уровень выраженности ПТСС у сотрудников ведет к снижению самоуважения и росту внутреннего конфликта, затрагивая эмоциональное отношение к себе, которое не может реализоваться в активном процессе общения, что провоцирует аутосимпатию. Самоотношение становится подчиненной функцией, а в межличностных отношениях нарушается субординация. Сотрудники проявляют склонность к примитивным формам поведения, начинают вымещать агрессию на окружающих. Они склонны к легкомысленности и безответственности, стремятся освободиться от напряжения, вызванного непризнанием, приобрести физический покой, чувственную удовлетворенность, испытывают потребность в избавлении от ситуации, которая вызывает чувство дискомфорта.

К преобладающим защитным состояниям данных сотрудников относятся пассивно-защитное (регресс в детство для защиты от внутренних переживаний и состояния хронического рабочего стресса) и активно-адаптивное (включение самоотношения для получения признания на фоне отрицания окружающих стрессогенных факторов). Эти состояния могут сменять друг друга, и в зависимости от того, в каком из состояний находится сотрудник, будет строиться программа психокоррекционной и психотерапевтической помощи. Программа должна быть ориентирована на следующие мероприятия: снятие психического напряжения, гармонизацию системы самоотношений сотрудника, коррекцию деструктивности поведения, повышение социально-психологических компетенций.

Возросшие активность и профессионализм криминального элемента, навыки использования оружия и других современных средств совершения преступлений, возрождение группового бандитизма, а также различные социальные стрессы требуют от сотрудников особого внимания и подготовки в особых ситуациях. На начальной фазе психического напряжения при наличии фактора риска появляются сомнения и страхи. Поэтому мысленно проигрываются возможные ситуации и ответные действия сотрудника. Чем ближе к старту, тем сильнее игра воображения и тем сильнее эмоциональная напряженность, увеличивающаяся, как снежный ком.

Многократное пребывание в особых ситуациях существования не освобождает человека от подобной интенсивной деятельности, сопровождающейся эмоциональными специфическими реакциями. Этап острых психических реакций входа включает преодоление психологического барьера при различных видах деятельности, сопряженных с угрозой для жизни. Человек проживает сложные, противоречивые психические состояния - от эмоционального напряжения, вызванного чувством ответственности, тревогой и страхом, на этапе старта до радостного ликования и двигательного возбуждения после успешного завершения дела [2].

Длительность процесса на этапе психической переадаптации также может разниться в широких пределах. Критериями переадаптации служат устойчивая работоспособность, глубокий сон, гармоничные взаимоотношения с людьми, если в экстремальных условиях находится изолированная группа. Одна из характерных особенностей данного этапа - формирование новых функциональных систем, позволяющих верно отражать реальную действительность в изменившихся условиях жизни. Причем у многих сотрудников при осознании угрозы жизни присутствует постоянная готовность к действиям, сопровождаемая соответствующей психической напряженностью в адекватной форме, что является закономерной реакцией на опасность.

Отрицательные явления в психической деятельности отражаются на действиях и поступках. При переходе через предел полезности напряжения и появлении перенапряжения первично утрачиваются творческая способность, адекватное понимание происходящего; действия становятся шаблон-

ными и не полностью отвечают обстановке. При дальнейшем росте интенсивности психического напряжения и воздействии отрицательных психологических явлений появляются ошибки даже в отработанных умениях и навыках, их число постепенно увеличивается, они приобретают более грубый характер, эффективность работы падает. Если перенапряжение усиливается и дальше переходит точку «невозврата», то человека окутывает запредельное напряжение, происходит срыв психической деятельности, теряется способность понимать окружающее и отдавать отчет в своем поведении. Срыв может выражаться в ступоре, психологическом шоке, оцепенении, безразличии, потере сознания, истерике, панике, бессмысленном и беспорядочном поведении.

Главная причина такого состояния - длительная хроническая низкая культура отношения человека к собственному здоровью, отсутствие уважения к себе, неумение и нежелание научиться использовать грамотно свои ресурсные возможности. Такое отношение приводит к разрушению личности и дезадаптации при столкновении с чрезвычайными обстоятельствами. Сотрудник, выполняющий боевую задачу по обезвреживанию, ликвидации террористов, независимо от физической подготовки, своих личных природных характерологических качеств (человечности, душевности, стойкости духа, принципиальности, хладнокровия, патриотизма, надежности в трудных жизненных ситуациях, бескомпромиссности и т.д.) сталкивается в большинстве случаев с боевой стрессовой ситуацией. Психобиологическая сущность боевого стресса заключается в перепрограммировании ресурсов человеческого организма на выживание в экстремальных опасных для жизни условиях. Этот процесс сопровождается напряжением адаптационных механизмов и выраженными психофизиологическими изменениями, которые, будучи чрезмерно интенсивными и продолжительными, могут оказывать повреждающий эффект и становиться причиной стрессогенной дезинтеграции психической деятельности, фактором психической травмы.

Особенности службы сотрудников спецподразделений - это постоянные повышенные эмоциональные, интеллектуальные, физические нагрузки, требующие активизации жизненных ресурсов. В таких условиях сохранение психического равновесия является важнейшим условием сохранения боевой готовности и адекватного повседневного функционирования. Следует учесть также постоянно присутствующие в работе факторы риска, которые могут быть разделены на две группы: объективно ситуационные факторы, которые изменить невозможно; субъективно ситуационные факторы, на которые можно повлиять, регулируя индивидуальное поведение сотрудника [2].

Разнообразные по форме и тяжести психоневротические расстройства как следствие чрезвычайной психогении с угрозой для жизни наблюдаются у сотрудников и в настоящее время. Типичными являются следующие психические расстройства: расстройства пограничного уровня - невротические реакции, неврозы, психопатоподобное поведение; депрессивно-тревожные состояния вплоть до суицидальных тенденций. В зависимости от конституциональных и психопатологических личностных показателей постстрессовые расстройства имеют свои особенности. Так, для стеничных, гипер-тимных личностей характерны тенденция к преодолению стресса после психотравмы, высокая степень компенсации. Астенические личности (психастеники, сензитивные шизоиды) отличаются длительной пролонгированной реакцией на стресс, невысоким уровнем жизненной компенсации. Для личностей истерического типа характерны психопатоподобные реакции, чаще возбудимого типа со склонностью к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, с низкой социальной адаптацией, стремлением вновь пережить стрессовую ситуацию. На возникновение психических расстройств, на наш взгляд, влияют и такие особенности личности, как нервно-психическая неустойчивость, слабость адаптивных способностей к непривычным климатическим условиям и к военной службе вообще, а также психотравмирующий фактор ранения. Пребывание сотрудников в разных экстремальных ситуациях неизбежно приводит к глубоким эмоционально-психическим переживаниям, несмотря на активную работу психологов. Это проявляется не всегда сразу, а чаще спустя определенное время,

особенно если отсутствует необходимая психотерапевтически-психиатрическая помощь, которая может потребоваться как до стресса, так и во время и после психогенной ситуации.

Травматический опыт, сопряженный с интенсивными эмоциями, становится источником развития посттравматических расстройств (ПТСР). ПТСР является следствием травмирующего воздействия на психику человека различных стрессогенных факторов, выходящих за рамки обычного человеческого опыта. В ситуациях длительного психического напряжения решающее значение имеют факторы утомления адаптационных систем организма, при которых сотруднику необходимо сдерживать себя, тем более на фоне повышенной физической активности, отрицательного напряженно-эмоционального уровня (гнева, ненависти, злобы, ярости, негодования).

В экстремальных условиях каждый сотрудник спецподразделения испытывает эмоциональное напряжение как состояние активной готовности к выполнению боевого задания в условиях экстремальной ситуации, к которой он готов всегда, в том числе и на протяжении длительной напряженной ситуации. Но как показывают наблюдения, в том числе и из личного опыта, перенесенные психо-травмирующие воздействия, а тем более следующие один за другим, вызванные участием в чрезвычайных ситуациях, в боевых операциях, во многих случаях не проходят бесследно для психического состояния участников.

Анализ изменений психологических особенностей личности в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности и воздействию психогенных факторов витальной угрозы свидетельствует о том, что изменение структуры психологических характеристик в основном носит негативный характер. Чем больше длительность психоэмоциональных нагрузок и более интенсивно воздействие психогенных факторов реальной угрозы, тем тяжелее последствия для психического состояния сотрудников. У подавляющего большинства из них уровень удовлетворительной адаптиро-ванности к воздействию факторов реальной витальной угрозы не достигается, а эффективность деятельности в подобных условиях определяется уровнем психических и физиологических резервов. Следовательно, «ценой» эффективности военно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях является истощение функциональных резервов организма. Возникают также разнообразные астено-невротические состояния, значительная астенизация и психопатизация личности. Наблюдается постепенное развитие синдрома выгорания, который охватывает и эмоциональную, и физическую структуры организма. Его составной частью и закономерным следствием является личностная, профессиональная и дезорганизующая деформация сотрудника.

Частыми проявлениями нарастающих личностных изменений служат появление неуверенности в себе и завтрашнем дне, снижение социальной значимости, сужение круга общения вплоть до аутизации. Эти характерологические изменения обусловлены и сопровождаются аффективно-депрессивными проявлениями разной степени тяжести. Указанные эмоциональные нарушения нередко ведут к завершению суицидальных попыток, а также к возникновению алкогольной зависимости, различных асоциальных и антисоциальных проявлений.

Субъект, перенесший стресс, становится тревожным, неуверенным. Чем дольше психотрав-мирующая ситуация, тем более устойчивыми становятся эмоциональные, характерологические, поведенческие расстройства, которые внедряются в наследственный аппарат пострадавшего. В случае появления у него потомства эта патологическая информация передается ребенку и может быть манифестирована в неблагоприятных жизненных ситуациях.

Начало нарушения механизмов психической регуляции в условиях чрезвычайных ситуаций происходит на этапе их непосредственного осуществления. Основное негативное психическое состояние у сотрудников отмечается после снижения интенсивности действий или их прекращения. Особенно это заметно на отдаленных этапах экстремальной ситуации, когда снижается эмоциональная устойчивость, возрастают тревожность, психическое напряжение, появляются так называемые

посттравматические стрессовые расстройства, возникающие как следствие психической травмы и проявляющиеся в виде следующих состояний:

1) упорного повторения травматического события в виде периодически всплывающих воспоминаний, образов, мыслей, ощущений; травматическое событие возвращается, как будто наяву, что, в свою очередь, может вызвать агрессию человека на словесном и физическом уровнях. Навязчивые образы возникают непроизвольно из подсознания. Появляется обостренное чувство незащищенности, беспокойства и ощущение невозможности управлять своим психическим состоянием;

2) избегания ситуаций, ассоциированных травмой: людей, разговоров, связанных с травматическим событием. Возникает ощущение укороченной перспективы будущего, отделенности или эмоционального отчуждения от других людей. Снижается интерес к участию в видах деятельности, когда-то вызывавших удовольствие (спорту, спортивным играм, книгам, общению). Происходит отчуждение от семьи и боевых товарищей, наступает эмоциональная холодность, снижается либидо. Появляются различные навязчивые страхи, чувство вины «выжившего», когда товарищи погибли, исчезает потребность испытывать чувство любви, начинаются приступы самоуничижения.

3) постоянной повышенной возбудимости, проявляющейся в нарушении сна, раздражительности или вспышках гнева, трудности сосредоточения, чрезмерной настороженности, повышенной реакции вздрагивания. При малейшей неожиданности срабатывают «боевые рефлексы».

Для участников экстремальных боевых ситуаций долгожданное возвращение к мирной жизни становится более тяжелым событием, чем существование во время операции. Выжившие в боевой операции несут в себе систему боевых рефлексов, выработанных в результате столкновения с запредельными опасными стимулами. У большинства сотрудников типичными являются психические расстройства пограничного уровня, но в ряде случаев возникают эндогенные заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, циклотимия). В целях предотвращения, снижения случаев возникновения указанных серьезных психоневротических расстройств у сотрудников спецподразделений к их подготовке к будущей опасной работе необходимо активно привлекать не только психологов, но и врачей-психотерапевтов с опытом психиатрической работы [2].

Психиатр имеет дело в основном с пограничными или психотическими состояниями больного и использует в работе чаще всего психотропные средства для ликвидации психического расстройства, не мобилизуя внутренние резервные возможности пациента. Психотерапевт-психиатр без использования психотропных средств может заранее подготовить сотрудника избежать по возможности реакции, мешающей работе, при столкновении с внешней причиной, опасной для жизни сотрудника. Психотерапевт обязан предусмотреть у человека ранние или поздние эмоционально-психические последствия какой-либо стрессовой ситуации. Обладая медицинскими знаниями о наличии множества глубоко заложенных в личности резервных возможностей, врач с помощью адекватно подобранных психотерапевтических методик помогает их выявить, а затем использовать в целях предупреждения каких-либо внешних и внутренних конфликтов, нервно-психических расстройств. Эти методики, множество раз отработанные в спокойных ситуациях как с участием специалиста, так и самостоятельно, помогут сотруднику при использовании их в экстремальных ситуациях лучше справиться с той или иной эмоциональной нагрузкой, принять правильное решение в боевой обстановке. При необходимости (острые эмоциональные, панические, тревожно-депрессивные, шоковые, истерические состояния) психотерапевт адекватно состоянию использует и психофармакологические средства. Их продолжают применять после окончания лекарственного лечения уже как ведущий метод терапии, направленный на появление и закрепление состояния уверенности сотрудника в себе. Осуществление психотерапевтических, психологических мероприятий помогает сотруднику легче переносить психофизические последствия событий или полностью предусмотреть их появление и самому заниматься психорегуляцией.

Эмоционально-волевая устойчивость - один из важнейших показателей психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Это способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в следующих показателях: отсутствии у сотрудника в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающих эффективность действий; натренированности действий в сложных условиях; умении сохранять бдительность и внимание к риску, опасности, неожиданностям; умение вести напряженную психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению преступлений; умении владеть собой в напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях [4].

Методы саморегуляции служат профилактической основой нервно-психического здоровья человека, реализуются через взаимодействие сознания с бессознательным, т.е. с множественными ресурсными возможностями личности. Частота нахождения в стрессе вызывает потребность работать в условиях витальной угрозы и потребность сотрудников в социальной поддержке близких, родных, сослуживцев. Находясь в кризисном состоянии, сотрудник может получить «спасательный круг» от своего близкого окружения. Семья, друзья должны стать источником любви и безопасности, доверительных отношений и реальной помощи. Специальный тренинг (социум-коучинг) для социального окружения сотрудника должен быть направлен на получение навыков проведения процесса научения (коучинга) в целях раскрытия близким человеком (сотрудником) его внутреннего потенциала, энергетического резерва, позитивных сил. Услышать и принять как помощь «наставления» от близкого человека сотруднику намного проще, чем от постороннего специалиста, диагноз которого может оказать влияние на его профессиональный рост. Поэтому работа психологов направлена на обучение окружения сотрудника, которое поможет ему поверить в себя, увидеть свои сильные стороны, оценить кризисную ситуацию объемно, со всех сторон, выработать различные способы ее решения, проанализировать их и принять наилучшее решение, составить план действий, закрепить их позитивными эмоциями.

Основная задача - стимулировать сотрудника к поиску и нахождению необходимых знаний, стимулировать мотивацию саморазвития, осознание целей и разработку эффективных действий. Таким образом, социум-коучинг выступает в роли стимулирующей психотерапии, используемой близким окружением сотрудника.

Библиографический список

1. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 1. - С. 100-102.

2. Кризисные события и психологические проблемы человека / под ред. Л. А. Пергаменщика. - Минск: НИО, 1997. - С. 28-48.

3. Соколов Е.Ю. Психотерапевтическая служба в профилактике постстрессовых состояний у сотрудников МВД РФ // Актуальные проблемы оказания психиатрической помощи в Северно-Западном регионе РФ: Тез. науч.-практ. конф. (Москва, 14 нояб. 2008 г.). - М., 2008. - С. 22-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.