Пспхопого-педагогическая коррекция состояний
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПТСС КАК ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
А. В. Метелев
Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России Анализ проблемы особых психических состояний показал, что ученые исходят из их понимания как сложного, целостного полифункционального и полиструктур-ного явления психической жизни и рассматривают их в качестве системного объекта изучения (В. И. Панов). Психическое состояние понимается и как фон, на котором протекает развитие психических процессов. Выделяют временные и пространственные характеристики психических состояний, описывают их глубину и выраженность.
В научной литературе, говоря о психических состояниях, детерминированных влиянием травматического стресса, чаще всего имеют в виду различные виды психических нарушений, объединенных общим названием посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Разработанные в науке теоретические концепции и подходы к изучению природы формирования и проявления ПТСР (психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подход, мультифакторная теория ПТСР) рассматривают посттравматическое состояние как «болезненное расстройство психики» (А. Карди-нер, М. Горовитц, Я. Агрель, Р. Питман, В. П. Вахов,
Н. Г. Ещенко, И. В. Колос, Г. С. Човдырова и др.), что, с точки зрения автора, не отражает психологическую природу посттравматического стрессового состояния (ПТСС), по сути, являющегося нормальной реакцией человека на ненормальную ситуацию (И. О. Котенев, Е. О. Лазебная, М. В. Леви, И. В. Соловьев, Н. В. Тараб-рина). Такой взгляд на ПТСР не дает подлинной оценки психологического состояния человека, приводит к терминологической путанице и размытости критериев психологической экспертной оценки ПТСС в правоприменительной практике и практике административно-служебной деятельности при производстве служебных проверок (расследований).
Анализ теоретических подходов и экспертная практика производства судебно-психологических экспертиз и служебных проверок (расследований) позволяют нам отнести ПТСС к одному из подвидов стрессовых состояний, в полной мере обладающих всеми свойствами
особых психических состояний, но по своей природе не достигающих степени аффективного проявления в поведении человека (за исключением, пожалуй, специфического признака ПТСР - «флэшбэк»-феномена). При определенных условиях и степени выраженности признаков данного психического состояния ПТСС может реально влиять на способность лица (сотрудника ОВД-уча-стника КТО) сознавать значение своих действий и руководить ими в напряженных и конфликтных юридически значимых ситуациях. При этом личность сотрудника ОВД рассматривается исключительно в качестве субъекта профессиональной деятельности.
При рассмотрении ПТСС в качестве объекта психологической экспертизы ПТСС автором разработана теоретическая модель формирования и проявления ПТСС, определена структура и выделены дополнительные экспертные признаки диагностики ПТСС (рис. 1, 2).
Согласно этой модели, в структуру ПТСС входит: а) критический инцидент; б) психическая травма; в) по-сттравматический, постстрессовый фон; г) субъективный образ критического инцидента и/или совокупный субъект угрозы и опасности; д) личность, ее индивидуально-психологические особенности; е) индивидуальный боевой профессиональный опыт поведения в экстремальных, стрессовых ситуациях; ж) посттравматичес-кая стрессовая дезадаптация.
Предложенная модель, с точки зрения автора, отражает природу и специфику психического состояния, подчеркивая, что оно является следствием травматического воздействия критического инцидента ситуаций боевых и экстремальных событий, содержащихся в индивидуальном боевом профессиональном опыте, носит характер пролонгированного, отсроченного психического состояния и описывает специфические особенности психологического механизма переноса в юридически значимую ситуацию как совпадение в восприятии и оценке объективных параметров критического инцидента экстремального периода профессиональной деятельности.
Существенность влияния определяется: а) изменениями развития и проявления выраженности признаков ПТСС, отражающихся в индивидуальном профессиональном опыте сотрудника; б) оценкой внутренней структуры девиантного поведения; в) субъективной оценкой события (критического инцидента, психической травмы); г) индивидуально-психологическими особенностями личности; д) юридически значимой ситуацией; е) особенностями проявления посттравматичес-кой, стрессовой дезадаптации в период постэкстремаль-ной адаптации.
Рис. 1. Модель формирования ПТСС у участников КТО
Рис. 2. Модель проявления ПТСС в юридически значимых ситуациях профессиональной деятельности 44 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 1(32)
Учитываются следующие специфические особенности проявления ПТСС при проведении психологического исследования в рамках служебной проверки: 1) наличие в профессиональном или социальном опыте индивида критического инцидента; 2) фиксированные эмоциональные и поведенческие реакции в экстремальной ситуации; 3) психологический механизм переноса фиксированных эмоциональных и поведенческих реакций на другие ситуации; 4) наличие посттравматического стрессового фона; 5) наличие психически действующей реальности в виде «субъективного образа критического инцидента» и/или «совокупного субъекта угрозы и опасности»; 6) наличие посттравматической стрессовой дезадаптации в социальной и/или профессиональной деятельности либо проявление автоматизированных действий (профессиональных стереотипов), не связанных с адаптационным процессом.
Дополнительными признаками и критериями механизма влияния ПТСС на личность и поведение сотрудников ОВД-участников КТО в юридически значимой ситуации профессиональной деятельности будут: 1) психическое образование в виде психической реальности «субъективного образа критического инцидента» и/или «совокупного субъекта угрозы и опасности» при наличии специфического посттравматического фона; 2) пост-травматическая стрессовая дезадаптация при негативном экстремальном боевом профессиональном опыте.
При этом механизм проявления ПТСС соответствует как минимум трем условиям. Первое: посттравмати-ческая стрессовая дезадаптация должна быть обусловлена влиянием событийного компонента психической травмы (выходящего за пределы профессионального, социального опыта, психических состояний, испытанных ранее, жизненных ситуаций), изменившего и зафиксировавшего в опыте определенный стереотип реакций и действий в ответ на воздействие сильного стресс-фактора. Второе - этот стереотип рефлекторно переносится на другие ситуации, по субъективным или объективным параметрам напоминающие ситуацию КИ. Третье - обязательность переживаемости психической травмы КИ, страдательности проявления, нарушающих в последующем профессиональную или социальную адаптацию.
Природа возникновения и развития ПТСС, специфика и механизмы его влияния на поведение в юридически значимой ситуации позволили нам предложить рассматривать в качестве самостоятельного предметного вида экспертного исследования психологическую экспертизу ПТСС.
Использование специальных психологических познаний при производстве служебных проверок (расследований) в системе психологического обеспечения деятельности ОВД привело нас к необходимости создания теоретической модели психологической экспертизы ПТСС как специального вида юридико-психологического исследования психического состояния.
Цель психологической экспертизы ПТСС - выявление существенности влияния травматического стресса на личность и поведение личности в юридически значимых ситуациях.
Теоретическая модель психологической экспертизы ПТСС отражает структуру экспертного исследования и взаимосвязь составляющих его объектов: ситуации, личности, поведения и психического состояния. Структурными элементами психологической экспертизы ПТСС являются: 1) событие «критического инцидента»; 2) посттравматический, постстрессовый фон (психического состояния подэкспертного лица); 3) экстремальный индивидуальный боевой профессиональный опыт; 4) посттравматическая стрессовая дезадаптация; 5) объективные и субъективные характеристики юридически значимой ситуации, в том числе ситуации служебной проверки (расследования); 6) личность и ее индивидуально-психологические особенности (комбатант-ная акцентуация), детерминированные влиянием психической травмы и экстремальным боевым профессиональным опытом; 7) наличие психического образования в виде «субъективного образа критического инцидента» и/или «совокупного субъекта угрозы и опасности».
Содержанием психологической экспертизы ПТСС является: установление взаимосвязи между «критическим инцидентом» в ситуации травматического стресса, имеющегося в экстремальном индивидуальном боевом профессиональном опыте подэкспертного, и исследуемой ситуации служебной проверки (расследования) в постэкстремальный период; определение на этой основе актуального (аффект, фрустрация, страх, ОСР и т. д.) отсроченного (ПТСС) либо хронического (ПТСР) психического состояния и его влияния на способность лица к произвольной регуляции поведения и деятельности.
Основания назначения и границы компетенции психологической экспертизы ПТСС аналогичны требованиям и принципам проведения служебной проверки (расследования) в ОВД, а также методологии производства судебно-психологических экспертиз. Принцип научной обоснованности назначения психологической экспертизы ПТСС включает в себя обязательное наличие юридического и психологического критерия экспертной оценки. При этом юридический критерий оценки психологических явлений и феноменов придает заключению эксперта силу источника доказательств о наличии или отсутствии каких-либо фактических обстоятельств психологической природы, имеющих существенное значение для расследуемого дела.
Поводом к назначению психологической экспертизы ПТСС выступает информация об определенных обстоятельствах психологической природы, которые могут вызвать сомнение в способности конкретного лица в конкретной ситуации правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Подчеркивается, что указанные обстоятельства являются объективными фактическими данными, собранными в ходе служебной проверки (расследования), т. е. существующими реально и вне зависимости от субъекта (лица, органа) правоохранительной деятельности. Однако они должны быть восприняты этим субъектом (сотрудниками кадрового аппарата, инспекции по личному составу, службы собственной безопасности и т. д.), проанализированы и оценены именно как основания
проведения психологической экспертизы ПТСС, а также формулирования вопросов психологической экспертизы ПТСС, отражающих его природу и специфику.
Ответы эксперта на общие и специальные вопросы, соответствующие его компетенции, содержат необходимую информацию о субъективной стороне расследуемого случая, что, с точки зрения автора, повышает обоснованность юридической оценки психического состояния, поведения и личности сотрудника ОВД-участника КТО, обеспечивает адекватность правовых санкций лиц, проводящих служебную проверку (расследование).
Для обоснования авторской Модели психологической экспертизы ПТСС операционализируем основные рабочие понятия.
Юридико-психологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике психологического обеспечения деятельности ОВД.
Психологическая экспертиза ПТСС является специальным видом юридико-психологического исследования психического состояния, детерминированного воздействием критического инцидента травматического стресса и экстремальным индивидуальным боевым профессиональным опытом. Сущность психологической экспертизы ПТСС заключается в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для оценки влияния психического состояния на способность субъекта к произвольной регуляции своего поведения и установления обстоятельств, входящих в процесс служебного расследования, имеющих административно-служебное и психолого-релевантное значение в целях последующей организации профилактической работы и принятия целесообразных управленческих (правовых) решений.
Юридически значимое эмоциональное состояние - это особое психическое состояние, отражающее осознанно-волевое поведение человека в конкретной ситуации, имеющей административно-служебное и пси-холого-релевантное значение. Осознанно-волевое поведение характеризуется способностью лица сознавать значение и фактический характер своих действий (состояние отражательных и рефлексивных процессов и функций) и руководить ими (регулятивные, волевые процессы и функции) в конкретной ситуации.
Посттравматическое стрессовое состояние как объект психологической экспертизы - это целостное, специфическое, непатологическое, отсроченное по времени особое психическое состояние, в основе которого лежит пережитый ранее «критический инцидент», содержащийся в экстремальном индивидуальном боевом профессиональном опыте, под влиянием которого возникает избирательная уязвимость к воздействию факторов, связанных с психотравмирующим событием, нарушающая (снижающая) способность лица сознавать значение и фактический характер своих действий и руководить ими в конкретной юридически значимой ситуации.
Критический инцидент может представляться в виде психического факта - единичного, конкретного события, эпизода; в виде переживания как осознания опасности угрозы психической целостности, травмы; в виде переживания и возвращения к психическому факту в его опыте, наделяя его личностно значимым смыслом «события»; в виде психического острострессового психотравмирующего состояния.
Психический факт - это единица события в ситуации, при этом происходит рациональное осмысление актуальной ситуации по принципу «здесь и сейчас».
Событие (критический инцидент) не может быть вне рамок ситуации, но не каждая ситуация может быть событием. Событийность - это ситуация, опыт поведения и особый ценностный смысл события. Событийность - это эмоциональное восприятие и действие ранее бывшего факта и его перенос в новую ситуацию, т. е. выход за пределы актуальной ситуации.
Субъективный образ критического инцидента (СОКИ) - это отражение объективной действительности в форме целостного сложноорганизованного субъективного образа, проявляющегося в переживании юридически значимой ситуации как в возврате в ситуацию «критического инцидента» в качестве личностно значимого события, в ходе которого актуализируются и гиперболизируются представления угрозы и опасности, запускающие психологический механизм переноса эмоциональных и поведенческих реакций в юридически значимой ситуации, в результате действия которых происходят сужение сознания и внесение элементов искажения, приводящее к нарушению психической деятельности и проявляющееся в виде отдельных действий, операций, динамических стереотипов. При этом вектор направления сознания нацелен на саму ситуацию и поведение в ней.
Совокупный субъект угрозы и опасности
(ССУиО) - это закрепившиеся в психике человека (т. е. имеющие тенденцию к повторению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические явления в виде целостного сложноорганизованного субъективного образа объективной действительности, в основе которого лежит индивидуальное (ирреальное) отражение объективной реальности в сознании человека и осознание степени ее опасности, представление о масштабах возможной угрозы, предположения о возможных последствиях. Вектор направления в сознании не дифференцирован, но в то же время сужен на конкретном, определенного вида (образа) человеке и его поведении (или намерениях), ассоциируемых с негативными эмоциями страха, ужаса, угрозой безопасности.
Экстремальный индивидуальный боевой профессиональный опыт (ИБПО) включает в себя ситуации и события профессиональной деятельности, имеющие значимый, сверхсильный характер и запечатленные в опыте человека. ИБПО имеет негативный (травматический) и позитивный характер, проявляющийся в посттрав-матической стрессовой дезадаптации. Содержание ИБПО составляет диагностика объективных стрессогенных факторов экстернального и интернального характера, оказавших негативное травматическое воздействие на со-
трудников ОВД; индивидуальный боевой травматический опыт и субъективная оценка воздействия стрессогенных ситуаций и событий на личность; модуляция чувств (негативные, позитивные), испытанных сотрудниками в процессе несения службы в зоне вооруженного конфликта; мотивация и оценка своего участия в КТО; субъективная оценка профессиональной и экстремальной подготовленности к деятельности в экстремальных ситуациях.
Юридически значимая ситуация (ЮЗС) - это ситуация профессиональной деятельности, имеющая административно-служебное и психолого-релевантное значение.
Под ЮЗС понимаются периоды, в которых разворачивается та или иная психическая деятельность лица, оцениваемая с позиции разных юридических критериев. При оценке ЮЗС необходимо учитывать ее двойственный характер: первично она дана «в своем независимом существовании, как подчиняющая себе и преобразующая деятельность субъекта», вторично - как образ ситуации, «как продукт психического отражения ее свойств» (А. Н. Леонтьев, 1964). Это и определяет качественную особенность психологического анализа ситуации и оценки объективной и субъективной стороны ЮЗС.
Постстрессовый фон - внутреннее психическое неотреагированное напряжение, неосознаваемый внутренний фактор, скрытно влияющий на осуществление психической деятельности индивида.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
А. В. Берсим, С. А. Прокопьева
Вологодский институт права и экономики ФСИН России В психологической литературе подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. Он является центральным в структуре направленности личности - как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем или иным значимым для нее объектам или явлениям. Различные исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. Понятие «смысл» разрабатывалось такими авторами, как А. Бине, Э. Титченер, Ф. Бартлет, В. Франкл и др. (4). Принципиально новый подход в понимании смысла был осуществлен Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Традиционное понимание смысла жизни представляется как ценность прожитой жизни для самого индивидуума, его окружения и общества в целом (2).
В течение жизни могут происходить изменения в определении смысла жизни под влиянием жизненного опыта человека, возраста и социальных условий (3).
В настоящее время есть ряд публикаций, в которых описывается возрастной аспект смысла жизни. На каждом возрастном этапе имеет место своеобразное соотношение особенностей возраста и становления смысложизненных ориентаций. Так, зрелый возраст характеризуется как период стабилизации личности, период, когда уже накоплен значительный жизненный опыт и вместе с тем сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Однако немаловажную роль играют ситуационные, социальные факторы, в частности такой фактор, как место работы или изоляция от общества (4).
При изучении проблемы социально-психологических детерминант смысложизненных ориентаций в психологии рассматриваются внешние и внутренние механизмы действия данного явления. Рассматривая исправительное учреждение (далее - ИУ) как внешний социально-психологический фактор смыслообразования для сотрудников и спецконтингента, можно предположить, что он оказывает определенное влияние на развитие смысложизненных ориентаций. Для сотрудников ИУ является местом службы, где осуществляется их профессиональная деятельность на протяжении многих лет, а для осужденных ИУ - экстремальный отрезок жизни, который также может длиться годами.
Возраст как внутренний фактор развития смысла жизни исследуемой нами категории сотрудников и осужденных в большинстве случаев приходится на период зрелости (согласно классификации возрастной психологии) и характеризуется окончательным закреплением социальных ролей, установок, началом кризиса середины жизни, связанным с осмыслением сделанного.
В связи со сказанным выше целью нашего исследования стало изучение влияния внешнего фактора - исправительного учреждения - на развитие основных характеристик смысложизненных ориентаций осужденных и сотрудников. Достижение цели предполагало решение следующих задач:
1. Определить основные характеристики смысложизненных ориентаций осужденных и сотрудников ИУ.
2. Выявить различия между основными характеристиками смысложизненных ориентаций осужденных и сотрудников ИУ.
В ходе анализа литературы были сформулированы следующие гипотезы:
1. Исправительное учреждение как внешняя социально-психологическая детерминанта оказывает значительное влияние на развитие смысложизненных ориентаций у сотрудников ИУ и осужденных.
2. Имея одинаковый возрастной период, осужденные и сотрудники ИУ будут иметь различно выраженные смысложизненные ориентации.
Для достижения цели мы использовали следующие методы: опросник «Смысложизненные ориентации»