Надличностные конфликты наиболее сложны, поскольку включают в себя переживание гуманистические, экзистенциальные и перинатальные проблемы. На этом уровне нарушения психологических защитных механизмов сопровождаются еще более сложными и разнообразными клиническими психопатологическими проявлениями, например, экзистенциальные невротические проблемы, неврозы утраты смысла жизни В. Франкла, ввиду того, что психологический конфликт приобретает
многНиесшоомьверхнем регистре находятся невротические расстройства с самой сложной и «эндогенной» симптоматикой, поскольку в сложном и многослойном конфликте при желании несложно разглядеть расщепление души, амбивалентность и недостаточный эмоциональный отклик. Но, как известно, в психиатрии есть только предпочтительные, а не специфические синдромы. Для того, чтобы избегать гипердиагностики эндогенных психических нарушений, каждому специалисту в области ментальной медицины необходимо глубокое знание психологии, умение разбираться в хитросплетении человеческих переживаний
Эта многомерность приводит не только к большему разнообразию симптоматики клинической картины. Изучая переживания пациентов с многомерным психологическим конфликтом, мы можем наблюдать и «странные», непонятно откуда взявшиеся размышления о смысле жизни, и мучительные поиски своего места в этой жизни. Это сопровождается чувством своей изолированности, отчужденности от людского окружения, которое не способно понять проблемы этого человека, бессмысленности, искусственности происходящего. Отсутствие эмоционального резонанса с собеседником, далекого от понимания переживаний, концентрация на собственных мыслительных построениях или на переживании спонтанно возникающих состояниях измененного сознания, отношение к телу как к объекту, не делает ли все это по отдельности или в совокупности клиническую картину все более непонятной, вычурной, даже «эндогенной»?
В связи с этим возникает настоятельная необходимость для психиатров и психотерапевтов расширить границы осознания многомерности человеческой натуры, выйдя за пределы профессиональной ограниченности и догматизма.
ОТДАЛЕННЫЕ КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ У СОТРУДНИКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПРОФЕССИИ, ИХ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА
Е.Ю. Соколов, А.Н. Паршин
Московский НИИ психиатрии, г. Москва, Россия Е-mail авторов: jane_123@list.ru
В статье дается информация о наблюдающихся кризисных состояниях у военнослужащих боевого стресса. Для их
реабилитации и профилактики рекомендуется использование психотерапевтических методов.
Ключевые слова: постстрессовые расстройства, суицид, саморегуляция
Особенности службы сотрудников спецподразделений - постоянные эмоциональные, интеллектуальные, физические нагрузки, требующие запредельной активизации ресурсов жизнестойкости. Сотрудник МВД, независимо от физической подготовки, личных качеств, при выполнении боевой задачи в ситуациях длительного психического напряжения переживает дистресс. Напряжение адаптационных механизмов может стать причиной боевой психической травмы. Травматический опыт, сопряженный с интенсивными отрицательными эмоциями (гнев, страх), становится источником посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Обнаружена пропорциональность между
длительностью экстремальной ситуации и тяжестью посттравматических расстройств. Даже через 10 лет после боевых действий у ветеранов повышен уровень нервно-эмоционального напряжения и тревоги, наблюдаются изменения личности. В отдаленных периодах возможна манифестация аффективных и психМотеитчоедсыкисхармаосрсетгруолйясцтиви. являются глубокой профилактической основой нервно-психического здоровья сотрудников МВД. Сохранение психического равновесия - важное условие боевой готовности и адекватного функционирования военнослужащего.
Цель исследования: оценка необходимости и эффективности оригинального модуля психотерапевтической работы для обучения военнослужащих методам саморегуляции с целью предотвращения постстрессовых расстройств или их лечения при их наличие.
Материал и методы: обследованы 103 сотрудника МВД РФ (96 мужчин, 7 женщин) 19-42 лет, профессиональные обязанности которых связаны с жизнеопасными ситуациями, боевыми столкновениями в Чечне, Карабахе, Ингушетии, Дагестане, продолжающие направляться туда в экстремальные командировки. Из них 101 - офицеры и контрактники, 1 - ветеран, инвалид 2-й группы с органическим заболеванием ЦНС сложного генеза (черепно-мозговая травма, психотравмирующие ситуации, алкоголизм); 1 - гражданское лицо, врач с опытом работы в горячих точках.
Основные методы исследования: динамический клинико-психопатологический анализ, миссисипская шкала - военный вариант, опросник синдрома эмоционального выгорания.
Описание модуля. Предложены расслабляюще-успокоительные или стимулирующие, а также сочетанные упражнения для укрепления жизнестойкости сотрудников спецподразделений в индивидуальном и групповом форматах. Релаксационно - стимулирующие, энергоактивизирующие методы включают дыхательные элементы. Занятия проходят в различных условиях, приближенных к распорядку дня.
Количество групповых обучающих занятий 1-3 раза в неделю, с 2-4 группами (до 6 человек) в день.
Занятие с каждой группой длится около двух часов. Среднее число занятий в группе - 5-7.
Акцентируется внимание военнослужащих на клинике ряда психических расстройств (ПТСР), способности их распознавания, дифференцирования, оказания первой помощи в боевых и постбоевых условиях. На последующих занятиях укрепляются полученные знания предыдущих встреч. Место ведущего врача занимает участник группы, который проводит отработанный им в группе и самостоятельно тренинг с товарищами. Он наблюдает правильность выполнения команд, корректирует ошибки участников. Роль ведущего: закреплять навыки саморегуляции, повышать ответственность, в первую очередь перед собой, с профилактическим вниманием относиться к здоровью как в мирной, так и боевой обстановке. В дальнейшем в группе, постепенно усложняясь, проводится обучение методам саморегуляции.
Перед первым сеансом активные жалобы у 82% участников психотренинга отсутствовали. Однако при целевом расспросе выявлены усталость, головные боли, раздражительность, рассеянность, ослабление интереса к любимому делу, снижение желания к общению, ухудшение сна и аппетита, неясные «покалывания» в теле, потливость, к которым человек «привык» в такой степени, что перестал их замечать, принимая за «норму». После релаксационных приемов 71% участников отметили улучшение состояния в виде постепенного облегчения указанной симптоматики. Положительная динамика в улучшении психофизического состояния отмечена и при работе в медицинском пункте с военнослужащими (13 человек), страдающими соматическими
расстройствами (заболевания опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы).
При изучении уровней тяжести синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) с помощью опросника отмечены следующие данные: низкий уровень СЭВ наблюдается у 64,3% исследуемых; у 29,6% отмечен средний уровень; у 6,1% - высокий уровень. При изучении СЭВ у противоположных полов отмечено: низкий уровень встречается у мужчин и женщин соответственно в 65,9% и 50%; средний - в 28% и 33,3%; высокий - в 6,1% и 16,7%.
Клинические примеры из психотерапевтической работы.
У 3 больных исходные болевые ощущения (ушиб правой пяточной кости, травма ахиллова сухожилия справа, рана левой кисти) в процессе проведения сеанса ослабли или исчезли.
Больной с сопутствующим ситуационно-депрессивным аффектом (опасался перевода в другую часть) уже в начале первого сеанса успокоился, появилась слабая, а затем уверенная, адекватная улыбка.
Семь человек в процессе психотерапевтических сессий отметили у себя улучшение мыслительной функции, «просветление в голове», исчезновение тревожных «непонятных» опасений.
Один солдат срочной службы волновался, не отразится ли госпитализация отрицательно на его дальнейшей службе в отряде. Наблюдалось снижение
настроения, неуверенность в себе. Состояние редуцировалось на фоне тренингов.
Обсуждение.
Эмоционально-волевая устойчивость - важнейший показатель профессиональной подготовленности сотрудников. Это - способность сохранять в сложных условиях уравновешенное психическое состояние, отсутствие в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающих эффективность действий и порождающих ошибки.
Психотерапевтические методы позволяют достичь позитивных субъективно-объективных миоре-лаксирующих результатов, которые положительно сказываются на самочувствии человека в период тренинга и в последующем. Индивидуально подбираемые методики помогают добиться снятия эмоционального напряжения, предотвратить появление отдаленных психосоматических расстройств.
Выводы.
Синдром эмоционального выгорания у военнослужащих, имеющих боевой опыт столкновения со смертельной опасностью, наблюдается фактически в 100%. Не зависимо от половой принадлежности сотрудников большая часть из них имеет низкий уровень тяжести СЭВ; число наблюдаемых, имеющих средний уровень СЭВ, в 2 раза меньше начального уровня, а количество исследованных с высокой тяжестью выгорания с имеющимися уже в той или иной степени психическими, личностными расстройствами, снизилось почти в 6 раз.
Одновременно необходимо полагать, что при продолжающихся нагрузках военнослужащие с низким уровнем СЭВ могут перейти в более высокие уровни. Для предотвращения этой картины обязательны профилактические и реабилитационные тре-нинговые энергосберегающие мероприятия как с молодыми, здоровыми сотрудниками, еще «не нюхавшими пороха», так и с сотрудниками боевых операций.
Первооснова предупреждения ПТСР - обязательное организованное обучение психотерапевтическим методам саморегуляции с целью предупреждения постстрессовых расстройств при смертельной угрозе. В дальнейшем знания методов и их грамотное практическое использование позволят сотруднику увереннее и быстрее найти рациональный выход из психотравмирующей ситуации. Знаниями психотерапевтических методик должны владеть не только психотерапевты, но и сами сотрудники опасных профессий, обученные специалистами медиками. Обученные командиры организовывают и контролируют практические знания саморегуляции подчиненных.
С 2007 г. армия США обучает солдат распознавать симптомы посттравматического стрессового расстройства, не стесняться обращаться за медицинской помощью. Обучение сначала проходят командиры, затем передающие теоретические и практические знания подчиненным. Программа оберегает людей, укрепляет веру в себя и в командование, повышает боеготовность личного состава.
Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал
59
Литература:
1. Войцех В.Ф., Виноградова Л.Н., Савенко Ю.С. Предотвращение суицидов в армии. - М., 2008.
2. Коханов В.П., Краснов В.Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций. - М., 2008.
3. Соколов Е.Ю. Психотерапевтическая помощь жертвам террористического акта в г. Беслане 1-3 сентября 2004 г. // Социальная и клиническая психиатрия. - 2005. - № 3. - С. 61-62.
4. Соколов Е. Ю. Психотерапевтическая профилактика постстрессовых состояний у военнослужащих // Независимый психиатрический журнал. - 2010. - № 3. - С. 71-76.
5. Соколов Е.Ю. Профилактика и реабилитация постстрессовых психических расстройств у сотрудников опасных профессий // Боевой стресс. Медико-психологическая реабилитация лиц опасных профессий (сборник материалов 10-й Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 29-30 ноября 2012 г.). - С. 382-387.
6. Соколов Е.Ю. Оружие против стресса // Офицеры России. -2012. - № 5. - С. 44-46.
7. Соколов Е.Ю. Значение психотерапевтического воздействия на жизнестойкость организма // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2012. - № 3. - С. 60-64.
8. Тукаев Р.Д. Гипноз. Механизмы и методы клинической гипнотерапии. - М., 2006.
9. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. - М.: Институт психологии РАН, 2009.
10. Маслач К., Джекобсон С. Опросник синдрома профессионального (эмоционального) выгорания (адаптированный Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, 2005 г.). - М., 1986.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ
М.Ю. Якушева
Институт ИФ УрО РАН, г. Екатеринбург, Россия
E-mail автора: M.Yakusheva@iip.uran.ru
Разработана технология выявления биологических и социальных факторов, способствующих выявлению предрасположенности к суицидальному поведению для разработки диагностических программ в системе превенции.
Ключевые слова: суицидальное поведение, дерматоглифика; предрасположенность
Суицидальное поведение представляет собой сложное явление, в течение многих веков, привлекающее к себе внимание врачей, социологов, психологов. По данным ВОЗ, в мире ежегодно около 500 тысяч человек заканчивают жизнь самоубийством. Самоубийства наносят огромный моральный и материальный ущерб обществу. Суицид является серьезной проблемой общественного здоровья, однако его превенция, к сожалению, представляет собой весьма сложную задачу. Выявление социальных, генетических, медико-биологических факторов, способствующих совершению суицида с целью разработки диагностических программ по выявлению предрасположенности к суициду в системе превенции - актуальная зПраедрасположенность - predisposition - это «повышенная вероятность развития заболевания в силу
каких-либо особенностей организма, либо его окружения». Вместе с тем, такое определение порождает многие новые вопросы: что является причиной или причинами возникновения предрасположенности и можно ли, а если можно, то как её диагностировать? Поддается ли предрасположенность коррекции? Для проявления болезней необходимо конкретное сочетание наследственных и внешних факторов, и чем больше выражена генетическая предрасположенность, и больше вредных воздействий среды, тем выше для человека вероятность заболеть (и в более раннем возрасте, и в более тяжелой форме), а количественное соотношение этих групп факторов в развитии заболеваний может быть различным [2]. Данные классическойпсихогенетики говорят о том, что в суицидальное поведение существенный вклад вносят гены. В статье «Гены и суицидальное поведение» В. А. Розанов [3] показал, что наследственность имеет большое значение в суицидальном поведении. Важным источником медико-биологической информации о возможности формирования у человека суицидального поведения является дерматоглифическая картина [1], связанная с особенностями развития нервной системы человека, рядом его психофизиологических характеристик, в частности способности к адаптации, в том числе в условиях хронического стресса, когда возможность суицидальных попыток наиболее высока [3-5]. С.А. Иваненко и соавт. [1] выделили характерные для суицидентов дерматоглифические черты, свойственные индивидуумам со сниженными адаптационными возможностями, что может быть одним из объяснений повышения риска суицида в условиях хронического стресса.
Результаты проведенных нами в период 1985-2012 гг. научных исследований [2] позволили разработать автоматизированную систему диагностики уровня индивидуальной предрасположенности к заболеваниям, состоящую из двух блоков - биометрического и анализа средовых факторов риска. Биометрическое тестирование основано на анализе дерматоглифиче-ской картины рук, проводимого согласно международной классификации [6]. Для анализа дерматогли-фической картины разработана уникальная система, использующая передовые технологии нейросетевого моделирования, что позволяет идентифицировать в автоматическом режиме все дерматоглифические параметры не только на пальцах, но и на ладонях. Для проведения биометрического анализа необходимо загрузить отсканированные изображения рук либо их цифровые фотографии (www.dermatoglyphics.ru). Анализ средовых факторов риска проводится по результатам анкетирования. Для каждого вида болезней существует свой специфический набор факторов риска, что обусловило разработку специальной анкеты для каждого заболевания. Расчет степени риска проводится по специально разработанным программам, основанным на результатах проведенных исследований. В результате тестирования определяется уровень