СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
В. П. МИНИЧКИНА,
кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга», доцент кафедры социологии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Н. А. ЛИМКИНА,
научный сотрудник отдела мониторинга территориального управления ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (г. Саранск, РФ)
Социальная практика предполагает сохранение социального равновесия. Социальное равновесие регулируется культурой, моралью и правом. Различного рода отклонения от социальных норм служат проявлением девиантного (отклоняющегося от общепринятых социальных норм) поведения, которое приводит к нарушению прав различных социальных групп, в особенности - детей как основы воспроизводства социума.
Как правило, социальная профилактика изучается в рамках криминологии [1; 9] и социологии девиантности [2; 8]. Однако имеющийся региональный, российский и мировой опыт является существенным подспорьем в данной работе.
Защита права на счастливое детство и семейное благополучие составляет приоритетное направление деятельности субъектов социальной профилактики Республики Мордовия. Несмотря на внедрение различных форм ювенальной юстиции, в настоящий момент актуальными для региона остаются проблемы подростковой беспризорности и безнадзорности, защиты прав несовершеннолетних, реабилитации и адаптации к жизни детей-сирот, длительное время на-
ходящихся вне семейных связей, а также подростков, совершивших правонарушения.
В республике реализуются основные положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы, утвержденной указом Президента РФ В. В. Путина от 1 июня 2012 г. № 761. Деятельность строится на основании мероприятий республиканских целевых комплексных программ, таких как «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы», по профилактике правонарушений и преступлений, в том числе повторных, среди несовершеннолетних в Республике Мордовия «Вернуть детство» на 20112013 годы, «Право ребенка на семью» на 2011-2013 годы, «Организация отдыха и оздоровления детей в Республике Мордовия» на 2011-2013 годы, по усилению борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений в Республике Мордовия на 2011-2015 годы, «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года», и многих других.
© Миничкина В. П., Лимкина Н. А., 2014
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, численность детского населения региона в возрасте от 0 до 17 лет включительно составляет по состоянию на 1 января 2013 г. 136 733 чел. [5].
В работе с факторами социального неблагополучия важную роль играет своевременный и качественный обмен информацией между органами и учреждениями системы профилактики.
Республиканская инфраструктура профилактики детской безнадзорности на начало 2013 г. охватывала 1 406 специализированных учреждений и служб, которые обеспечивали поддержку семьям и детям, нуждающимся в государственной помощи и защите [5].
В рамках реализации плана мероприятий Республиканской целевой программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года» и во исполнение Постановления Правительства РМ от 9 июня 2008 г. № 265 «О едином банке данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении» в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав установлена автоматизированная информационная система (АИС) «Несовершеннолетние и семьи». Формируется единый банк данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. АИС «Несовершеннолетние и семьи. Регион» установлена на сервере информационно-вычислительного комплекса «Технопарка-Мордовия» и предназначена для комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов социальной профилактики. По состоянию на 1 января 2013 г. в АИС внесено 50 795 чел., в том числе 8 923 несовершеннолетних, 2 705 семей; вновь поставлено на учет 778 несовершеннолетних и 1 754 семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строится на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. В ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» говорится, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.
Защита права на счастливое детство и семейное благополучие составляет приоритетное направление деятельности субъектов социальной профилактики Республики Мордовия.
Остается проблемным вопрос об обработке персональных данных, так как на основании ст. 6, 9 Федерального закона «О персональных данных» она может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных. На практике нередко бывает сложно или невозможно получить формальное согласие от членов семей, находящихся в социально опасном положении.
Семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, нуждаются в психолого-педагогической, юридической и других видах помощи. По состоянию на 1 янва-
ря 2013 г. на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия числились 2 787 (в 2012 г. - 3 156) семей, в которых воспитывались 4 316 (4 322) детей, и 1 557 (в 2012 г. - 1 689) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, из них 1 112 (1 151) подростков относились к категории «безнадзорные» [5]. За год произошло уменьшение количества семей, находящихся в социально опасном положении, на 11,7 %, числа несовершеннолетних аналогичной категории - на 7,8 %.
Совместная деятельность органов системы профилактики по оказанию адресной помощи указанным категориям семей и детей имеет определенный алгоритм, к составляющим которого относятся:
1) выбор источников и средств получения информации;
2) организация непосредственного учета;
3) выявление причин и условий неблагополучия;
4) выбор индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетних или семей с участием всех заинтересованных органов;
5) исполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации;
6) анализ результатов исполнения мероприятий программы индивидуально-профилактической реабилитации.
Проводимая органами системы профилактики Республики Мордовия работа способствует снижению подростковой преступности как в целом по региону, так и в большинстве районов. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, за 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократилось на 22,7 % (с 278 до 215). На 6,3 % (с 240 до 225) уменьшилось число подростков, привлеченных к уголовной ответственности [5].
При проведении работы с семьями и несовершеннолетними возникает ряд проблем, требующих своего решения.
Ранняя профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних, социального неблагополучия в семьях осуществляется недостаточно эффективно. Муниципальные учреждения дошкольного образования часто замалчивают наличие в семьях их подопечных факторов неблагополучия. Отдельные образовательные учреждения общего образования понимают профилактическую работу с несовершеннолетними как необходимость избавляться от «неудобных» детей, чтобы они не портили показатели школе.
Проблема социального сиротства выражается в том, что дети по разным причинам (выезд родителей на заработки, алкоголизм родителей, лишение или ограничение в родительских правах и др.) оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях.
Причиной, толкающей ребенка в уличные компании, преступные группировки, нередко становится внутрисемейная жестокость, которую очень сложно выявить на практике.
Часто дети уходят из семей и учреждений от родителей, воспитателей и учителей, которым они не нужны, от невыносимых условий жизни. Уход из семьи порождает новые проблемы: бродяжничество и попрошайничество.
Крайне актуальной остается проблема обеспечения досуговой деятельности несовершеннолетних именно из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Как правило, дети из таких семей не имеют возможности платить за занятия в кружках и секциях, а подростковые клубы по месту жительства не могут обеспечить уровень их притязаний из-за плохой укомплектованности кружками и недостаточного объема финансирования.
Все обозначенные проблемы и вопросы требуют серьезного совместного подхода органов системы профилактики. В связи с этим Государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» проведен ряд мониторинговых исследований
и подготовлены аналитические доклады «Выявление причин социального сиротства в Республике Мордовия в разрезе муниципальных районов и ГО Саранск» [3], «Мониторинг условий жизни семей с детьми-инвалидами в ГО Саранск» [7], «Мониторинг проблемы психологического и физического насилия в отношении несовершеннолетних в школах и семьях городского округа Саранск» [6], «Защита прав детей и подростков в Республике Мордовия» [4]. Приведем некоторые результаты указанных исследований.
В марте - апреле 2012 г. было осуществлено исследование «Социологический опрос родителей и учащихся общеобразовательных школ ГО Саранск по проблеме психологического и физического насилия в школе и семье». Методом исследования являлся анкетный опрос учащихся общеобразовательных школ ГО Саранск в возрасте 14 лет и старше (236 чел.) и их родителей (236 чел.). Целью исследования было определение источников и степени распространенности физического и психологического насилия в отношении детей в школах и семьях Саранска.
В представлениях большинства учащихся (84,0 % респондентов) жестокое обращение связано с его физическим аспектом (избиением, побоями, нанесением телесных повреждений). Противоположная ситуация наблюдается среди родителей. Насилие по отношению к детям 61,3 % опрошенных связывают с его психологическим проявлением (оскорблениями, угрозами, насмешками, навязыванием своего мнения).
Согласно ответам учащихся, они не осуществляют действия жестокого характера в отношении других (82,1 %), не подвергались жестокому обращению в школе за последний год (96,6 %). Доля родителей, считающих, что их ребенок подвергался жестокому обращению в школе за последний год, более высокая (14,3 %). Насилию, по мнению родителей, их дети подвергаются прежде всего со стороны сверстников.
В ходе исследования были выявлены и негативные моменты: определенная доля родителей (7,9 %) считает, что без физического наказания детей в семье не обойтись. Каждый второй из опрошенных взрослых в исключительных случаях применяет физическое наказание к детям. Причем чаще на это указывали респонденты-мужчины (63,3 %). В целом доля семей, в которых дети подвергаются наказанию в воспитательных целях, составляет 67,3 %. К видам наказания, наиболее часто применяемым непосредственно родителями, относятся запрет на прогулку, встречу с друзьями, а также легкое физическое воздействие - пощечина, пинок, подзатыльник, наказание ремнем.
Республиканская инфраструктура профилактики детской безнадзорности на начало 2013 г. охватывала 1 406 специализированных учреждений и служб, которые обеспечивали поддержку семьям и детям, нуждающимся в государственной помощи и защите.
Участники исследования имеют представление о том, в какие организации и органы необходимо обращаться в случае насилия над ребенком: были названы более десяти организаций, занимающихся защитой прав человека. Чаще всего родители (47,4 %) и учащиеся школ (60,0 %) упоминали полицию.
Следующим шагом по изучению данной проблематики стало издание бюллетеня «Защита прав детей и подростков в Республике Мордовия» [4].
В бюллетене рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования вопросов защиты прав и законных интересов детей и подростков, анализируется эффективность реализации государственной политики по охране семьи, материнства и детства в Республике Мордовия.
При анализе деятельности государственных органов Республики Мордовия по формированию комфортной и доброжелательной для жизни детей среды отмечен ряд положительных изменений. Формируется новая идеология развития инфраструктуры социальных учреждений для данной категории детей, которая предусматривает их реструктуризацию (в малокомплектные детские дома) и перепрофилирование (в центры подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей). Одновременно происходит внедрение механизма подготовки граждан, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту. В Мордовии динамично развиваются учреждения социальной сферы (здравоохранения, образования, физкультуры и спорта и т. д.) с акцентом на традиционные методы повышения качества деятельности той или иной отрасли - совершенствование материально-технической базы, улучшение материального стимулирования работников, повышение уровня профессионализма кадров, расширение спектра предоставляемых услуг и т. д.
Полученные данные стали основой для работы по дальнейшему совершенствованию деятельности всех органов и учреждений социальной профилактики региона. В целом важными позициями в современной работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, являются:
- отработка комплексного механизма обмена информацией о фактах семейного неблагополучия;
- оказание необходимой и своевременной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- повышение личной заинтересованности каждого родителя или должностного лица в воспитании детей на положительных семейных традициях;
- внимательное отношение к интересам ребенка;
- надлежащая организация досуговой сферы и занятости несовершеннолетних во внеурочный период;
- личный пример законопослушного поведения со стороны родителей и окружающих взрослых людей.
Поступила 05.12.2013
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аванесов, Г. А. Криминология / Г. А. Аванесов. -М. : Академия МВД СССР, 1984. - 500 с.
2. Актуальные проблемы социологии девиантно-го поведения и социального контроля / под ред. Я. И. Гилинского. - М., 1992. - 385 с.
3. Выявление причин социального сиротства в Республике Мордовия в разрезе муниципальных районов и городского округа Саранск : аналит. докл. / отв. ред. А. И. Сухарев ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга Республики Мордовия. - Саранск, 2010. - 60 с.
4. Защита прав детей и подростков в Республике Мордовия : аналит. докл. / отв. ред. В. В. Кона-ков [и др.] ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. -Саранск, 2013. - 76 с.
5. Информация о работе Республиканской, районных и районных в ГО Саранск комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Закона Республики Мордовия «Об организа-
ции деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия» в 2012 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://goskomust.e-mordovia.ru/ news/view/11308.
6. Мониторинг проблемы психологического и физического насилия в отношении несовершеннолетних в школах и семьях ГО Саранск : аналит. докл. / отв. ред. В. В. Конаков [и др.] ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. - Саранск, 2012. - 52 с.
7. Мониторинг условий жизни семей с детьми-инвалидами в ГО Саранск : аналит. докл. / отв. ред. В. В. Конаков [и др.] ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. - Саранск, 2012. - 52 с.
8. Салагаев, А. Л. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества : сквозь призму американских социологических теорий / А. Л. Салагаев. - Казань : Экоцентр, 1997. - 152 с.
9. Шнайдер, Г. И. Криминология : пер. с нем. / Г. И. Шнайдер. - М. : Прогресс-Универс, 1994. -504 с.