Научная статья на тему 'Социальная профилактика семейного неблагополучия в Республике Мордовия'

Социальная профилактика семейного неблагополучия в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
529
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK / РАБОТА С СЕМЬЯМИ / WORK WITH FAMILIES / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / SOCIAL PREVENTION / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / SOCIAL ORPHANHOOD / СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / STATE SUBJECTS OF SOCIAL PREVENTION SYSTEM / CHILD ABUSE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миничкина Валентина Павловна, Лимкина Надежда Александровна

Статья посвящена проблемам социальной профилактики семейного неблагополучия. Анализируются методы работы с субъектами социального неблагополучия. Акцентируется внимание на важности взаимодействия субъектов государственной системы профилактики и научного сообщества для развития форм социального контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Миничкина Валентина Павловна, Лимкина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Prevention of Family Ill-Being in the Republic of Mordovia

The article touches upon the problems of social prevention of family ill-being. It analyzes the methods of work with the subjects of social ill-being. The attention is paid to the importance of interaction between the subjects of prevention state system and academic community in order to develop the forms of social control.

Текст научной работы на тему «Социальная профилактика семейного неблагополучия в Республике Мордовия»

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

В. П. МИНИЧКИНА,

кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга», доцент кафедры социологии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Н. А. ЛИМКИНА,

научный сотрудник отдела мониторинга территориального управления ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (г. Саранск, РФ)

Социальная практика предполагает сохранение социального равновесия. Социальное равновесие регулируется культурой, моралью и правом. Различного рода отклонения от социальных норм служат проявлением девиантного (отклоняющегося от общепринятых социальных норм) поведения, которое приводит к нарушению прав различных социальных групп, в особенности - детей как основы воспроизводства социума.

Как правило, социальная профилактика изучается в рамках криминологии [1; 9] и социологии девиантности [2; 8]. Однако имеющийся региональный, российский и мировой опыт является существенным подспорьем в данной работе.

Защита права на счастливое детство и семейное благополучие составляет приоритетное направление деятельности субъектов социальной профилактики Республики Мордовия. Несмотря на внедрение различных форм ювенальной юстиции, в настоящий момент актуальными для региона остаются проблемы подростковой беспризорности и безнадзорности, защиты прав несовершеннолетних, реабилитации и адаптации к жизни детей-сирот, длительное время на-

ходящихся вне семейных связей, а также подростков, совершивших правонарушения.

В республике реализуются основные положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы, утвержденной указом Президента РФ В. В. Путина от 1 июня 2012 г. № 761. Деятельность строится на основании мероприятий республиканских целевых комплексных программ, таких как «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы», по профилактике правонарушений и преступлений, в том числе повторных, среди несовершеннолетних в Республике Мордовия «Вернуть детство» на 20112013 годы, «Право ребенка на семью» на 2011-2013 годы, «Организация отдыха и оздоровления детей в Республике Мордовия» на 2011-2013 годы, по усилению борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений в Республике Мордовия на 2011-2015 годы, «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года», и многих других.

© Миничкина В. П., Лимкина Н. А., 2014

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, численность детского населения региона в возрасте от 0 до 17 лет включительно составляет по состоянию на 1 января 2013 г. 136 733 чел. [5].

В работе с факторами социального неблагополучия важную роль играет своевременный и качественный обмен информацией между органами и учреждениями системы профилактики.

Республиканская инфраструктура профилактики детской безнадзорности на начало 2013 г. охватывала 1 406 специализированных учреждений и служб, которые обеспечивали поддержку семьям и детям, нуждающимся в государственной помощи и защите [5].

В рамках реализации плана мероприятий Республиканской целевой программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года» и во исполнение Постановления Правительства РМ от 9 июня 2008 г. № 265 «О едином банке данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении» в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав установлена автоматизированная информационная система (АИС) «Несовершеннолетние и семьи». Формируется единый банк данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. АИС «Несовершеннолетние и семьи. Регион» установлена на сервере информационно-вычислительного комплекса «Технопарка-Мордовия» и предназначена для комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов социальной профилактики. По состоянию на 1 января 2013 г. в АИС внесено 50 795 чел., в том числе 8 923 несовершеннолетних, 2 705 семей; вновь поставлено на учет 778 несовершеннолетних и 1 754 семьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г.

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строится на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. В ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» говорится, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

Защита права на счастливое детство и семейное благополучие составляет приоритетное направление деятельности субъектов социальной профилактики Республики Мордовия.

Остается проблемным вопрос об обработке персональных данных, так как на основании ст. 6, 9 Федерального закона «О персональных данных» она может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных. На практике нередко бывает сложно или невозможно получить формальное согласие от членов семей, находящихся в социально опасном положении.

Семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, нуждаются в психолого-педагогической, юридической и других видах помощи. По состоянию на 1 янва-

ря 2013 г. на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия числились 2 787 (в 2012 г. - 3 156) семей, в которых воспитывались 4 316 (4 322) детей, и 1 557 (в 2012 г. - 1 689) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, из них 1 112 (1 151) подростков относились к категории «безнадзорные» [5]. За год произошло уменьшение количества семей, находящихся в социально опасном положении, на 11,7 %, числа несовершеннолетних аналогичной категории - на 7,8 %.

Совместная деятельность органов системы профилактики по оказанию адресной помощи указанным категориям семей и детей имеет определенный алгоритм, к составляющим которого относятся:

1) выбор источников и средств получения информации;

2) организация непосредственного учета;

3) выявление причин и условий неблагополучия;

4) выбор индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетних или семей с участием всех заинтересованных органов;

5) исполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации;

6) анализ результатов исполнения мероприятий программы индивидуально-профилактической реабилитации.

Проводимая органами системы профилактики Республики Мордовия работа способствует снижению подростковой преступности как в целом по региону, так и в большинстве районов. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, за 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократилось на 22,7 % (с 278 до 215). На 6,3 % (с 240 до 225) уменьшилось число подростков, привлеченных к уголовной ответственности [5].

При проведении работы с семьями и несовершеннолетними возникает ряд проблем, требующих своего решения.

Ранняя профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности

несовершеннолетних, социального неблагополучия в семьях осуществляется недостаточно эффективно. Муниципальные учреждения дошкольного образования часто замалчивают наличие в семьях их подопечных факторов неблагополучия. Отдельные образовательные учреждения общего образования понимают профилактическую работу с несовершеннолетними как необходимость избавляться от «неудобных» детей, чтобы они не портили показатели школе.

Проблема социального сиротства выражается в том, что дети по разным причинам (выезд родителей на заработки, алкоголизм родителей, лишение или ограничение в родительских правах и др.) оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях.

Причиной, толкающей ребенка в уличные компании, преступные группировки, нередко становится внутрисемейная жестокость, которую очень сложно выявить на практике.

Часто дети уходят из семей и учреждений от родителей, воспитателей и учителей, которым они не нужны, от невыносимых условий жизни. Уход из семьи порождает новые проблемы: бродяжничество и попрошайничество.

Крайне актуальной остается проблема обеспечения досуговой деятельности несовершеннолетних именно из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Как правило, дети из таких семей не имеют возможности платить за занятия в кружках и секциях, а подростковые клубы по месту жительства не могут обеспечить уровень их притязаний из-за плохой укомплектованности кружками и недостаточного объема финансирования.

Все обозначенные проблемы и вопросы требуют серьезного совместного подхода органов системы профилактики. В связи с этим Государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» проведен ряд мониторинговых исследований

и подготовлены аналитические доклады «Выявление причин социального сиротства в Республике Мордовия в разрезе муниципальных районов и ГО Саранск» [3], «Мониторинг условий жизни семей с детьми-инвалидами в ГО Саранск» [7], «Мониторинг проблемы психологического и физического насилия в отношении несовершеннолетних в школах и семьях городского округа Саранск» [6], «Защита прав детей и подростков в Республике Мордовия» [4]. Приведем некоторые результаты указанных исследований.

В марте - апреле 2012 г. было осуществлено исследование «Социологический опрос родителей и учащихся общеобразовательных школ ГО Саранск по проблеме психологического и физического насилия в школе и семье». Методом исследования являлся анкетный опрос учащихся общеобразовательных школ ГО Саранск в возрасте 14 лет и старше (236 чел.) и их родителей (236 чел.). Целью исследования было определение источников и степени распространенности физического и психологического насилия в отношении детей в школах и семьях Саранска.

В представлениях большинства учащихся (84,0 % респондентов) жестокое обращение связано с его физическим аспектом (избиением, побоями, нанесением телесных повреждений). Противоположная ситуация наблюдается среди родителей. Насилие по отношению к детям 61,3 % опрошенных связывают с его психологическим проявлением (оскорблениями, угрозами, насмешками, навязыванием своего мнения).

Согласно ответам учащихся, они не осуществляют действия жестокого характера в отношении других (82,1 %), не подвергались жестокому обращению в школе за последний год (96,6 %). Доля родителей, считающих, что их ребенок подвергался жестокому обращению в школе за последний год, более высокая (14,3 %). Насилию, по мнению родителей, их дети подвергаются прежде всего со стороны сверстников.

В ходе исследования были выявлены и негативные моменты: определенная доля родителей (7,9 %) считает, что без физического наказания детей в семье не обойтись. Каждый второй из опрошенных взрослых в исключительных случаях применяет физическое наказание к детям. Причем чаще на это указывали респонденты-мужчины (63,3 %). В целом доля семей, в которых дети подвергаются наказанию в воспитательных целях, составляет 67,3 %. К видам наказания, наиболее часто применяемым непосредственно родителями, относятся запрет на прогулку, встречу с друзьями, а также легкое физическое воздействие - пощечина, пинок, подзатыльник, наказание ремнем.

Республиканская инфраструктура профилактики детской безнадзорности на начало 2013 г. охватывала 1 406 специализированных учреждений и служб, которые обеспечивали поддержку семьям и детям, нуждающимся в государственной помощи и защите.

Участники исследования имеют представление о том, в какие организации и органы необходимо обращаться в случае насилия над ребенком: были названы более десяти организаций, занимающихся защитой прав человека. Чаще всего родители (47,4 %) и учащиеся школ (60,0 %) упоминали полицию.

Следующим шагом по изучению данной проблематики стало издание бюллетеня «Защита прав детей и подростков в Республике Мордовия» [4].

В бюллетене рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования вопросов защиты прав и законных интересов детей и подростков, анализируется эффективность реализации государственной политики по охране семьи, материнства и детства в Республике Мордовия.

При анализе деятельности государственных органов Республики Мордовия по формированию комфортной и доброжелательной для жизни детей среды отмечен ряд положительных изменений. Формируется новая идеология развития инфраструктуры социальных учреждений для данной категории детей, которая предусматривает их реструктуризацию (в малокомплектные детские дома) и перепрофилирование (в центры подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей). Одновременно происходит внедрение механизма подготовки граждан, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту. В Мордовии динамично развиваются учреждения социальной сферы (здравоохранения, образования, физкультуры и спорта и т. д.) с акцентом на традиционные методы повышения качества деятельности той или иной отрасли - совершенствование материально-технической базы, улучшение материального стимулирования работников, повышение уровня профессионализма кадров, расширение спектра предоставляемых услуг и т. д.

Полученные данные стали основой для работы по дальнейшему совершенствованию деятельности всех органов и учреждений социальной профилактики региона. В целом важными позициями в современной работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, являются:

- отработка комплексного механизма обмена информацией о фактах семейного неблагополучия;

- оказание необходимой и своевременной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- повышение личной заинтересованности каждого родителя или должностного лица в воспитании детей на положительных семейных традициях;

- внимательное отношение к интересам ребенка;

- надлежащая организация досуговой сферы и занятости несовершеннолетних во внеурочный период;

- личный пример законопослушного поведения со стороны родителей и окружающих взрослых людей.

Поступила 05.12.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аванесов, Г. А. Криминология / Г. А. Аванесов. -М. : Академия МВД СССР, 1984. - 500 с.

2. Актуальные проблемы социологии девиантно-го поведения и социального контроля / под ред. Я. И. Гилинского. - М., 1992. - 385 с.

3. Выявление причин социального сиротства в Республике Мордовия в разрезе муниципальных районов и городского округа Саранск : аналит. докл. / отв. ред. А. И. Сухарев ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга Республики Мордовия. - Саранск, 2010. - 60 с.

4. Защита прав детей и подростков в Республике Мордовия : аналит. докл. / отв. ред. В. В. Кона-ков [и др.] ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. -Саранск, 2013. - 76 с.

5. Информация о работе Республиканской, районных и районных в ГО Саранск комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Закона Республики Мордовия «Об организа-

ции деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия» в 2012 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://goskomust.e-mordovia.ru/ news/view/11308.

6. Мониторинг проблемы психологического и физического насилия в отношении несовершеннолетних в школах и семьях ГО Саранск : аналит. докл. / отв. ред. В. В. Конаков [и др.] ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. - Саранск, 2012. - 52 с.

7. Мониторинг условий жизни семей с детьми-инвалидами в ГО Саранск : аналит. докл. / отв. ред. В. В. Конаков [и др.] ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. - Саранск, 2012. - 52 с.

8. Салагаев, А. Л. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества : сквозь призму американских социологических теорий / А. Л. Салагаев. - Казань : Экоцентр, 1997. - 152 с.

9. Шнайдер, Г. И. Криминология : пер. с нем. / Г. И. Шнайдер. - М. : Прогресс-Универс, 1994. -504 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.