Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с учреждениями здравоохранения в профилактике семейного неблагополучия'

Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с учреждениями здравоохранения в профилактике семейного неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2581
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ / СОХРАНЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ / EARLY DETECTION AND PREVENTION OF FAMILY ILL-BEING / ORGANIZATION OF INTERACTION OF SUBJECTS OF THE SYSTEM OF PREVENTION / MEDICAL CONFIDENTIALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жидконожкина Ольга Николаевна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования межведомственного взаимодействия в профилактике семейного неблагополучия, проблемы сохранения врачебной тайны в ходе выявления родителей, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS WITH HEALTH CARE INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF FAMILY CRISIS

The article examines the main issues of improving interagency cooperation in the prevention of family crisis, problems of confidentiality in the course of identifying parents who are drug or alcohol addiction.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с учреждениями здравоохранения в профилактике семейного неблагополучия»

О.Н. Жидконожкина

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

PROBLEMS OF INTERACTION OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS WITH HEALTH CARE INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF FAMILY CRISIS

В статье рассматриваются вопросы совершенствования межведомственного взаимодействия в профилактике семейного неблагополучия, проблемы сохранения врачебной тайны в ходе выявления родителей, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью.

The article examines the main issues of improving interagency cooperation in the prevention of family crisis, problems of confidentiality in the course of identifying parents who are drug or alcohol addiction.

Наиболее сложными и болезненными проблемами современной России выступают семейное неблагополучие, жестокое обращение с детьми, социальное сиротство.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязанны и взаимозависимы. А.А. Затолокин, О.В. Шкеля к основным причинам семейного неблагополучия в России относят:

1) социально-экономические проблемы;

2) причины биосоциального характера (физические или психические болезни родителей, наличие в семье детей с проблемами в развитии, детей -инвалидов);

3) психолого-педагогические проблемы (кризис внутрисемейных отношений) [1].

Вопросы раннего выявления социального неблагополучия семей, защиты детей от жестокости и насилия являются приоритетными в работе субъектов системы профилактики.

Ежегодно сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних проводится профилактическая работа в отношении около 250 тыс. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанности по воспитанию детей. К административной ответственности привлекается свыше 600 тыс. лиц данной категории.

Как справедливо отмечают М.А. Литовко, С.А. Литовко, «своевременная нейтрализация, последовательная профилактика семейного неблагополучия, так же как и изъятие из-под его влияния, помещение их в нормальные условия воспитания, обеспечивает возможность правильного формирования личности, предупреждения преступлений и иных правонарушений в отношении несовершеннолетних» [2].

Существенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, одной из главных задач Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 годы названо «обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье». В качестве первоочередных мер определены: «оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей» [3].

Реализация важнейших положений Национальной стратегии предусматривает выполнение ряда мероприятий, направленных на преодоление имеющихся негативных тенденций и включающих:

«1) разработку концепции государственной семейной политики в Российской Федерации и предложений по внесению изменений в законодательство в части семейной политики;

2) проведение мониторинга и подготовку предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения категорий детей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, содержания понятий насилия и жестокого обращения с детьми;

3) внедрение новых технологий и методов раннего выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;

4) разработку комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зав исимо стью;

5) организацию обучения педагогических, медицинских, социальных работников и иных специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей по вопросам профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми» [4].

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в целях обеспечения осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, в ряде регионов (г. Москва, Республика Марий Эл, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Алтайский край, Архангельская, Воронежская, Липецкая, Челябинская области и др.) разработаны и утверждены регламенты межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социальноопасном положении.

Вместе с тем в системе социальной защиты детства на федеральном уровне не прописаны механизмы взаимодействия, нет алгоритма и установленного порядка сотрудничества разных структур.

Так, серьезной проблемой, связанной с ранним выявлением фактов семейного неблагополучия, является неинформирование учреждениями здравоохранения органов внутренних дел о родителях, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, психоневрологическими заболеваниями, которые могут создать угрозу для жизни и здоровья их детей.

Законодательством предусмотрена возможность уведомления субъектов системы профилактики о фактах семейного неблагополучия, обусловленных вышеназванными заболеваниями родителей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

6) орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ -интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости» [5].

Указанная информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

Выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Источниками выявления неблагополучных семей являются:

1) сообщения государственных органов, общественных организаций, граждан (приговор, решение или определение суда, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, сообщения следователя, дознавателя, средств массовой информации, учебных заведений, органов здравоохранения, жалобы и заявления граждан);

2) учеты учреждений здравоохранения;

3) информация, полученная в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, отработок административных участков, установления доверительных отношений с гражданами;

Сведения о родителях, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно исполнять родительские обязанности (алкоголизм, наркомания, токсикомания, психические заболевания, инвалидность 1 и 2-й групп без рекомендации к труду), должны направляться субъектам системы профилактики для решения вопроса о дальнейшем жизнеустройстве детей.

Значительная роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия отводится персоналу медицинских учреждений. Однако, по данным ГУОООП МВД России, из органов здравоохранения в регионы поступает лишь небольшая часть (5—12% от общего количества) сведений, указывающих на факты неисполнения родителями обязанностей.

При этом сотрудники медицинских учреждений ссылаются на положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которой «сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его

медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну... Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условнодосрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [6].

Вместе с тем Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 55 предусматривает возможность ограничения «прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [7].

В связи с этим представляется целесообразным для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказания своевременной помощи детям и подросткам, находящимся в социально -опасном положении вследствие алкогольной или наркотической зависимости родителей, определить следующие направления совершенствования норм действующего российского законодательства, в том числе в части расширения перечня случаев предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законных представителей:

1) часть 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополнить пунктом следующего содержания: «11) в целях информирования органов внутренних дел о пациенте, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что им не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей»;

2) подпункт 5 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотическими и психотропными веществами, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия»;

3) разработать и утвердить в Правительстве Российской Федерации нормативный акт, регламентирующий порядок межведомственного взаимодействия в выявлении и профилактике семейного неблагополучия, насилия в отношении детей, организации работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация работы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике семейного неблагополучия: методические рекомендации / сост. А.А. Затолокин, О.В. Шкеля. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2011. — 73 с.

2. Литовко М.А., Литовко С.А. Влияние семейного неблагополучия на противоправное поведение несовершеннолетних // Научный портал МВД России, 2010.

3. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы»: Указ Президента

Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. — ИКЬ:

http://www.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 15.11.2013 г.)

4. О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 191б-р [Электронный ресурс]. — URL: http:IIwww.garant.ruI-productsI lpoI prlmeI docI 70142б28!(дата обращения: 12.10.2013 г.).

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http:IIwww.garant.ruI 12116087/(дата обращения: 12.10.2013 г.).

6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http:II www. garant.ruI12191967/ (дата обращения: 12.10.2013 г.).

7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL:

http:IIwww.consultant.ruIpopularIconsI(дата обращения: 12.10.2013 г.).

REFERENCES

1. Organlzatslya rabotyl sotrudnlkov podrazdelenly po delam nesovershennoletnlh po pro-fllaktlke

semeynogo neblagopoluchlya: metodlcheskle rekomendatsll I sost. A.A. Zatolokln, O.V. Shkelya. — Krasnodar: Krasnodarskly unlversltet MVD Rossn, 2011. — 73 s.

2. Lltovko M.A., Lltovko S.A. Vllyanle semeynogo neblagopoluchlya na protlvopravnoe po-vedenle

nesovershennoletnlh II Nauchnyly portal MVD Rossn, 2010.

3. O Natslonalnoy strategu deystvly v lnteresah detey na 2012—2017 godyl»: Ukaz Prezl-denta Rosslyskoy Federatsll ot 01.06.2012 g. №761 [Elektronnyly resurs]. — URL: http:IIwww.garant.ruI 70183566I (data obraschenlya: 15.11.2013 g.)

4. O plane pervoocherednylh meroprlyatly do 2014 g. po reallzatsll vazhneyshlh polozhenly Natslonalnoy strategll deystvly v lnteresah detey na 2012-2017 gg.: rasporyazhenle Pravltelstva RF ot 15 oktyabrya 2012 g. № 1916-r [Elektronnyly resurs]. — URL: http:IIwww.garant.ruIproductsI lpoI prlmeI docI 70142628I(data obraschenlya: 12.10.2013 g.).

5. Ob osnovah slstemyl profllaktlkl beznadzornostl l pravonarushenly nesovershennoletnlh: Federalnyly

zakon Rosslyskoy Federatsll ot 24 lyunya 1999 g. № 120-FZ [Elektronnyly resurs]. — URL:

http:IIwww.garant.ruI 12116087I(data obraschenlya: 12.10.2013 g.).

6. Ob osnovah ohranyl zdorovya grazhdan v Rosslyskoy Federatsll: Federalnyly zakon Rosslyskoy Federatsll ot 21.11.2011 g. № 323-FZ [Elek-tronnyly resurs]. — URL: http:II www. garant.ruI1219 1 967I (data obraschenlya: 12.10.2013 g.).

7. Konstltutslya Rosslyskoy Federatsll [Elektronnyly resurs]. — URL: http:II www.consultant.ru I popularIconsI(data obraschenlya: 12.10.2013 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.