Научная статья на тему 'Социальная проблема сиротства глазами студентов'

Социальная проблема сиротства глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1111
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СТУДЕНТЫ ВОЛГУ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ORPHANHOOD / SOCIAL ORPHANHOOD / STUDENTS OF VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY / SOCIAL PROBLEMS / SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курбанова Зайнаб Абулмуслимовна

Сиротство остается очень важной проблемой для современного российского общества и требует безотлагательного решения. Как социальная проблема, сиротство, в первую очередь, задевает самые незащищенные слои населения, что приводит к асоциальному развитию социума. Сиротство и социальное сиротство являются результатом падения нравственной культуры в современной семье и изменения отношения к детям и вообще взрослого населения к своим обязанностям и функциям. Несмотря на то, что ряд научных исследований и многие достижения человечества способствуют, в определенной степени, решению рассматриваемой проблемы на федеральном, региональном, местном уровнях, благодетели и современная молодежь Волгоградского региона тоже не остаются в стороне и проявляют свою инициативу в решении данной социальной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL PROBLEM OF ORPHANHOOD AS VIEWED BY STUDENTS

The orphanhood remains very important problem for modern Russian society and demands the urgent decision. The orphanhood as a social problem, first of all, affects the most unprotected segments of population, and it leads to antisocial development of society. The orphanhood and social orphanhood are resulted from the fall of moral culture in a modern family and the change of the children's and adults' attitude to their duties and functions. Despite the fact that a number of research and many achievements of mankind contribute somehow to the solution of the studied problem at federal, regional and local levels, the benefactors and modern youth of Volgograd region also take part in this process and take initiative in coping with this social problem.

Текст научной работы на тему «Социальная проблема сиротства глазами студентов»

®

УДК 316.356.2 ББК 60.542.4

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СИРОТСТВА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Курбанова Зайнаб Абулмуслимовна

Ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса, Волгоградский государственный университет avarka87@bk.ru, trofimov@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация.

Аннотация: Сиротство остается очень важной проблемой для современного российского общества и требует безотлагательного решения. Как социальная проблема, сиротство, в первую очередь, задевает самые незащищенные слои населения, что приводит к асоциальному развитию социума. Сиротство и социальное сиротство являются результатом падения нравственной культуры в современной семье и изменения отношения к детям и вообще взрослого населения к своим обязанностям и функциям. Несмотря на то, что ряд научных исследований и многие достижения человечества способствуют, в определенной степени, решению рассматриваемой проблемы на федеральном, региональном, местном уровнях, благодетели и современная молодежь Волгоградского региона тоже не остаются в стороне и проявляют свою инициативу в решении данной социальной проблемы.

Ключевые слова: сиротство, социальное сиротство, студенты ВолГУ, социальные проблемы, социальная помощь.

Проблемы детей-сирот в современных условиях развития общества по-прежнему остаются актуальными. На сегодняшний день изменение общественного устройства в стране разрушило основы прежней системы воспитания молодежи, изменило положение детей и возможности реализации функции семьи, государства по их жизнеобеспечению и развитию. Одним из негативных последствий экономического кризиса и современного кризиса семьи в России, стало увеличение числа детей-сирот и социальных сирот, то есть детей, оставшихся без попе-^ чения при живых родителях.

Определение «сиротство» подразумевает детей в возрасте до 18 лет, у которых умер-^ ли оба или единственный родитель. Понятие о «социальное сиротство» определяет целое ю социальное явление, обусловленное наличием ^ в обществе детей, оставшихся без попечения © родителей вследствие лишения тех родитель-

ских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др.[1, с. 134]. Также сюда можно отнести детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление или удочерение [2, с. 97].

В Волгоградском государственном университете 5 ноября 2013 г., автором статьи было проведено социологическое исследование с целью выявления отношения студентов (очного и заочного отделения, с 1 по 6 курсы) к проблеме сиротства и социального сиротства. Всего в исследовании приняли участие 300 студентов (150 - девушек, 150 - юношей). Анкетный опрос учащихся Волгоградского государственного университета дал следующие результаты. Целью данного исследования было выяснить, насколько актуальна эта тема для студентов. В процессе опроса у рес-

ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. № 5 (25) 87

пондентов выяснялся «образ» двух понятий: сироты и социальные сироты (сироты - это дети, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, у которых нет близких, родственников, или чьи, родители не осуществляют о них заботу - социальные сироты).

На вопрос: «Известно ли Вам чем отличается социальное сиротство от сиротства?» Ответы распределились следующим образом: 75 % - юношей и 74 % - девушек ответили «Да», остальные респонденты, посчитали, что это одно и тоже.

На вопрос: «Из каких источников Вы узнали о проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?», все респонденты выделили указанные варианты ответов как: телевидение, периодическая печать, Интернет, родственники, друзья, соседи и другие источники.

На вопрос: «Как Вы считаете, какие учреждения должны участвовать в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?», все респонденты выделили указанные в анкете такие варианты ответов как: образование, здравоохранение, государственные органы власти, средства массовой информации, правоохранительные органы и т. д.

На вопрос: «Как Вы относитесь к помещению детей в государственное учреждение (детский дом, школу-интернат)?», респонденты, единогласно выделили следующие указанные варианты ответов как - положительно, это является необходимой мерой, если нет другого выхода.

На вопрос: «С чем, прежде всего, Вы связываете рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?», респонденты ответили следующим образом: из-за экономической ситуации в стране, кризиса семьи, падения нравственности в обществе и семье, распространения пьянства, наркомании, внезапной смерти родителей, случаев беременности среди несовершеннолетних лиц.

На вопрос: «Как, по вашему мнению, предпринимают ли что-либо социальные учреждения и Администрация города Волгограда и Волгоградской области для решения проблем сиротства в регионе?», ответы между респондентами распределились следующим образом (см. табл. 1).

На вопрос: «Знаете ли Вы, что в городе Волгограде и Волгоградской области действуют «Семейные воспитательные группы» как одна из временных форм помощи сиротам?», ответы были распределены следующим образом (см. табл. 2).

На вопрос: «Если Вы готовы помочь детям сиротам? если да, то чем именно?» были получены такие ответы, как: вещами, игрушками, одеждой, книгами, канцелярскими принадлежностями, продуктами питания. Некоторые студенты готовы были оказать финансовую помощь, помощь в адаптации, моральную поддержку, помощь в качестве волонтера в деятельности социальных служб, различными подарками по праздникам и иных мероприятиях, предоставить временный приют, совместно с властями помочь при строи-

Таблица 1

Варианты ответов Пол

девушки юноши

да, делают все, что могут 12 14

отдельные меры предпринимаются, но этого явно недостаточно 91 81

не знаю 34 44

другие 13 11

Всего (чел.) 300

Варианты ответов Пол

девушки юноши

да 28 34

нет 104 81

другое 18 35

Всего (чел.) 300

Таблица 2

тельстве приютов, детских домов. Выяснилось, что даже кто-то видит себя в будущем в качестве приемного родителя. Некоторые опрошенные готовы проводить лекции для сирот с социальной направленностью, агитируют других людей в оказании помощи приютам и детям-сиротам. 32 % опрошенных (55 девушек., 41 юноша) - воздержались от ответа на данный вопрос, либо ответили, что пока ничем не в состоянии помочь сиротам.

На вопрос: «Как, по вашему мнению, что необходимо осуществлять в нашем регионе, для предотвращения сиротства?» были получены следующие ответы: мотивировать население любыми способами, вести воспитательные беседы с родителями, обеспечить население занятостью, проводить беседы со взрослым населением, упростить систему оформления документов при опекунстве, проводить обучение молодых матерей, или матерей-одиночек, а так же для тех, кто настроен не заводить детей с помощью психолога. Администрации города и области необходимо оказывать материальную помощь, социальную поддержку малоимущим, неблагополучным семьям в большей степени, чем это уже проводится. Вести борьбу с наркоманией и алкоголизмом в регионе. Социальным учреждениям больше уделять внимание молодым семьям, повышать уровень нравственности родителей через СМИ и уровень благосостояния всего взрослого населения, помощь в организации досуга семьи, вести систему штрафования либо уголовное наказание родителей, отказавшихся от своих детей, осуществить активную реализацию семейной политики. Содействовать различными способами укреплению института брака и семьи. Реализовывать различные социальные программы и проекты на федеральном и региональном уровнях, со стороны государства было бы правильным предоставить жилье молодым семьям на более выгодных, доступных условиях, при этом еще увеличить детское пособие и заработную плату. Сделать медицинские услуги доступными и качественными для родителей и детей. Больше по телевидению демонстрировать семейные телепередачи и фильмы, запретить аборты, проводить воспитательные работы в школах с детьми и еще боль-

ше поощрять в финансовом плане семьи с усыновленными детьми [3].

Таким образом, полученные в ходе исследования экспериментальные данные позволяют сделать выводы, что студенты Волгоградского государственного университета (ВолГУ) достаточно информированы о положении детей-сирот и социальных сирот в российском обществе, из чего следует, что эта тема для них является актуальной. Анализируя также ответы студентов, мы выделили такие качества потенциального воспитателя, как доброта, терпимость, гуманность, милосердие, бескорыстие и толерантность.

Рекомендации: необходимо ежегодно информировать население о положении детей-сирот через СМИ, о результатах проведенных работ в плане решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся по тем или иным причинам без опеки и попечения родителей и родственников. А студенты, в свою очередь, оказывали и готовы оказывать волонтерскую, морально-психологическую и иные виды, формы помощи особо нуждающимся детям-сиротам по собственному желанию, наряду с государством и местными региональными службами и Администрацией города и области.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Боенкина, Е. А. Психологические особенности социального сиротства в истории развития данного направления / Е. А. Боенкина // Вестник ТГПУ 2013. - №> 6. - С. 134-139.

2. Пантюхина, Е. Н. Социально-педагогическая защита детей-сирот в России // Педагогика. -2008. - №> 6. - С. 93-99.

3. Социологическое исследование проведенное в Волгоградском государственном университете, ассистентом кафедры гражданского и арбитражного процесса Института права ВолГУ, Курба-новой З.А. со студентами Волгоградского государственного университета, с 25 октября 2013 г. по 3 ноября 2013 г. в рамках исследования проблемы сиротства по Волгоградскому региону.

REFERENCES

1. Boenkina E.A. Psikhologicheskie osobennosti sotsialnogo sirotstva v istorii razvitiya dannogo napravleniya [The Psychological Peculiarities of Social Orphanhood in the History of This Trend Development].

Vestnik TGPU, 2013, no. 6, pp. 134-139.

ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. № 5 (25) 89

2. Pantyukhina E.N Sotsialno-pedagogicheskaya zashchita detey-sirot v Rossii [Social and Pedagogical Protection of Orphans in Russia]. Pedagogika, 2008, no. 6, pp. 93-99.

3. Sotsiologicheskoe issledovanie, provedennoe v Volgogradskom gosudarstvennom universitete, assistentom kafedry grazhdanskogo i arbitrazhnogo protsessa Instituta prava VolGU, Kurbanovoy Z.A. so

studentami Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, s 25 oktyabrya 2013 g. po 3 noyabrya 2013 g. v ramkakh issledovaniya problemy sirotstva po Volgogradskomu region [Sociological Research Conducted in Volgograd State University by Kurbanova Z.A., Assistant of the Department of Civil and Arbitration Process of Institute of Law of VolSU Within the Research on Orphanage Problem in Volgograd Region].

THE SOCIAL PROBLEM OF ORPHANHOOD AS VIEWED BY STUDENTS

Kurbanova Zaynab Abulmuslimovna

Assistant,

Department of Civil and Arbitration Process, Volgograd State University avarka87@bk.ru, trofimov@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The orphanhood remains very important problem for modern Russian society and demands the urgent decision. The orphanhood as a social problem, first of all, affects the most unprotected segments of population, and it leads to antisocial development of society. The orphanhood and social orphanhood are resulted from the fall of moral culture in a modern family and the change of the children's and adults' attitude to their duties and functions. Despite the fact that a number of research and many achievements of mankind contribute somehow to the solution of the studied problem at federal, regional and local levels, the benefactors and modern youth of Volgograd region also take part in this process and take initiative in coping with this social problem.

Key words: orphanhood, social orphanhood, students of Volgograd State University, social problems, social assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.