Научная статья на тему 'Педагогическое пространство социального сиротства'

Педагогическое пространство социального сиротства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1792
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СЕМЬЯ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА ПОПЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СИРОТ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / FATHERLESS CHILD / SOCIAL ORPHANHOOD / CHARITABLE ACTIVITY / FAMILY / ADOPTED FAMILY / SOCIETY / THE SYSTEM OF CARE AND SUPPORT OF ORPHANS / SOCIAL AND PUBLIC INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Искрин Никита Сергеевич

В статье дается обзор современной историографии по теме социального сиротства в России как педагогической проблемы. Публикации о детях, лишенных попечения родителей, представлены несколькими группами, которым автор статьи дает характеристику и определяет степень разработанности в каждом из направлений исследования. При опоре на теоретическую базу академических работ, на большой статистический материал, на опубликованные данные в средствах массовой информации, которые эмоционально и с цитированием высказываний известных политических и общественных деятелей раскрывают современные взгляды на состояние социального сиротства в стране, в данной статье поднимаются проблемы: социальные, педагогические причины сиротства, устройство детей-сирот в замещающие семьи, «плюсы» и «минусы» процесса сокращения числа детских домов в стране. Автору статьи решение современных задач видится не в расформировании и закрытии сети социальных учреждений, а в их реформировании с опорой на достижения прошлых десятилетий и зарубежный опыт. Необходимо повышение внимания к исследовательской деятельности, поиск эффективных методов и средств для успешной реализации программ работы специалистов с детьми и гражданами, принимающими на воспитание детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains a review of modern historiography of social orphanhood in Russia as a pedagogical problem. Scientific articles and publications about children deprived of parental care presented by several groups, which the author characterizes and defines the degree of readiness in each area of study. The author of the article is based on a large theoretical materials academic research and statistical material and publications in the media (they are emotional, give comments popular political and public figures). These materials reveal the modern views on the state of social orphanhood in the country. The text explains the problem: social, pedagogical reasons for abandonment, the device orphans in foster families, the advantages and disadvantages of the reduction process, reforming the number of orphanages in the country. The author believes that the solution to contemporary problems of social orphans not in the area of separation and closure of social institutions, but in their reform using the achievements of the past decades and foreign experience. Today, the practice needs to be increased attention to research activities, the search for effective methods and tools for the successful implementation of the programs of work of specialists with children and citizens who take on the education of children-orphans, become new parents to children.

Текст научной работы на тему «Педагогическое пространство социального сиротства»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/48PVN614.pdf DOI: 10.15862/48PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/48PVN614)

УДК 376.5

Искрин Никита Сергеевич

ГАОУ ВПО ДПО (ПК) «Самарский государственный институт повышения квалификации работников образования»

Россия, Самара1 Кандидат педагогических наук, доцент E-Mail: Iskrin_ns@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=732812

Педагогическое пространство социального сиротства

Аннотация. В статье дается обзор современной историографии по теме социального сиротства в России как педагогической проблемы. Публикации о детях, лишенных попечения родителей, представлены несколькими группами, которым автор статьи дает характеристику и определяет степень разработанности в каждом из направлений исследования. При опоре на теоретическую базу академических работ, на большой статистический материал, на опубликованные данные в средствах массовой информации, которые эмоционально и с цитированием высказываний известных политических и общественных деятелей раскрывают современные взгляды на состояние социального сиротства в стране, в данной статье поднимаются проблемы: социальные, педагогические причины сиротства, устройство детей-сирот в замещающие семьи, «плюсы» и «минусы» процесса сокращения числа детских домов в стране. Автору статьи решение современных задач видится не в расформировании и закрытии сети социальных учреждений, а в их реформировании с опорой на достижения прошлых десятилетий и зарубежный опыт. Необходимо повышение внимания к исследовательской деятельности, поиск эффективных методов и средств для успешной реализации программ работы специалистов с детьми и гражданами, принимающими на воспитание детей-сирот.

Ключевые слова: сироты; социальное сиротство; семья; приемная семья; общество; система попечения и поддержки сирот; социальные и общественные учреждения.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Искрин Н.С. Педагогическое пространство социального сиротства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/48PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862^^614

1 443111, г. Самара, Московское шоссе,125а, ауд. 305.

Т.Н. Сидорова называет проблему сиротства «жгучей». Такой эпитет был дан социологом в 2010 году, за два года до принятия программы «Россия - без сирот!». Разговор о детях, «забытых и родителями, и государством», кандидат исторических наук, член Российского общества социологов продолжает в статье опубликованной в «Аргументах Недели», и приводит следующую статистику: по данным ООН, в мире насчитывается 150 млн. несовершеннолетних, лишенных родителей и живущих на улице, и чуть больше 3% от этого количества (около 5 млн. чел.) - россияне [30]. Позиция автора публикации определена четко и однозначно: она видит причину сложившейся ситуации «национального бедствия» («бомбы замедленного действия») в выходе таких детей из сферы государственного внимания, во взгляде чиновников на обитателя детского дома как на статистическую единицу, «потребляющую бюджетные средства». Т.Н. Сидорова цитирует выступление заместителя Генерального прокурора РФ С.Н. Фридинского, который предупреждал о трудно контролируемых в будущем последствиях беспризорности, «когда стая малолетних преступников вырастет, окрепнет и осознает себя реально физической силой».

Автор статьи уверена, что решение проблемы - в обеспечении качественного процесса социализации на базе «исключительно в хорошем детском доме - с талантливыми воспитателями, достаточным финансированием, грамотными программами профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства». Именно предшественники таких «новых Макаренко» вылечили Россию от эпидемии детской беспризорности столетие назад, уверена Т.Н. Сидорова.

Линию жесткой нелицеприятной оценки политики власти по отношению к детям-сиротам поддерживает Т.А. Белогрудова в статье с говорящим названием «Охота на детей» [6]. Она ссылается на выступление спикера Совета Федерации В.И. Матвиенко, указывая, что сегодня в России сирот больше, чем было в Великую Отечественную войну.

Признавая масштабы проблемы, государство в лице Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации П.А Астахова, инициировало в 2011 году создание программы «Россия без сирот», основными задачами которой постулировались: сокращение семейного и детского неблагополучия, профилактика социального сиротства; обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания. В том же году был создан сайт «Россия без сирот. Альянс инициатив» (http://resursy.rossiabezsirot.ru/event/calendar_event/533161). Это гражданское объединение определило своей целью Россию, «где нет «ничьих» детей», объединив участников с общими взглядами на вопросы усыновления детей-сирот и работы с ними. Не требует особых комментариев и статистика ответов на запросы поисковой интернет системы Яндекс жесткое обращение с детьми и подростками - 18 млн.; сирота - 14 млн., семья и родительство в современной России - 5 млн.; социальное сиротство - 672 тыс. [18, с. 4-5].

Из доклада П.А. Астахова на Х съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ известно, что на 2012 год в России насчитывалось более 650 тыс. детей-сирот, из них 70% - «социальные сироты». На более точное количество указывает Т.З. Козлова - 697 тыс. сирот [21, с. 23]. В среднем, содержание одного ребенка обходилось стране в 400 тыс. рублей, т. е. примерно в 32 тыс. в месяц. Большинство семей не могут потратить такие деньги даже на своего родного ребенка. Уполномоченный выразил уверенность, что в ближайшие несколько лет

необходимость в детских домах отпадет, поскольку всех детей удастся устроить в приемные

2

семьи .

Столь оптимистичная позиция омбудсмена корректируется статистическими данными о реалиях проблемы сиротства в современном российском обществе. По данным МВД Российской Федерации, около 100 тыс. детей ежегодно признаются жертвами преступлений. Причем, их ежегодно совершают 4,5 тыс. биологических родителей против своих детей [29]. В

2012 году за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних было привлечено к ответственности 2 919 чел., за половые преступления против несовершеннолетних - 1 852 чел.; за убийство матерью новорожденного ребенка - 106 чел.3 Регистрируется рост противоправных действий со стороны усыновителей, попечителей, опекунов и членов их семей в отношении несовершеннолетних [8, а 118]. За первое полугодие

2013 года число убийств и покушений на убийство детей возросло на 8,3%; на 3,6% больше выявлено случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью; на 30% увеличилось количество изнасилований несовершеннолетних и на 26% насильственных действий сексуального характера [11]. По фактам домашнего насилия возбуждено 4 048 уголовных дел [25].

Около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями; более 50 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от насилия; 25 тыс. из них находятся в розыске; около 2 тыс. детей ежегодно уходят из жизни в результате суицида; более 50% бытовых преступлений происходит в присутствии детей; 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье [36, а 7]. Вице-премьер России О.Ю. Голодец отметила, что в настоящее время есть немало случаев, когда усыновленных детей возвращают обратно в детские дома. В 2012-2013 годах из 69 тыс. усыновленных детей были возвращены в интернатные учреждения 4,5 тыс.4.

Провозглашение особого значения решения проблем сиротства в программах политических партий, ежегодных обращениях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, поиск и создание альтернативных форм жизнеустройства сирот, сокращение количества сиротских учреждений, увеличение числа приемных и патронатных семей в регионах, индексация существующих и введение дополнительных социальных пособий, позволяют констатировать позитивные тенденции. В то же время, практика показала, что за период реализации национальных проектов, к 2014 году ни один из них не стал целостным, комплексным явлением с эффективно работающим механизмом. Многие задачи так и не нашли своего практического решения, что, в свою очередь, не изменило общественно-государственную систему и отношение к проблеме сиротства коренным образом.

По мнению большинства экспертов, необходимость изменений в системе учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей действительно назрела, но при этом эта проблема не может быть решена лозунгом «раздадим всех детей по семьям». Идея охватить всех сирот семейным воспитанием безусловно гуманна и достойна, но полностью устроить всех обездоленных детей в каком-либо обозримом будущем не получится. «Только если изменится вся система поддержки семьи и детей в стране, если государству удастся

2 Россия без сирот - останутся ли в России детские дома? // Благотворительный фонд «Только лучшее детям» http://uadeti.com/. 08.10.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uadeti.com/smi/659-2012-10-08-16-39-33.

3 Статистика преступности в России по состоянию на январь 2013 года. Преступления против несовершеннолетних.// Адвокат по уголовным делам - Панфилов В.В. http://www.yourist-ufa.ru/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yourist-ufa.ru/crime-statistics-russia/606--2013.

4 Путин о сиротах и иностранном усыновлении. // www.dni.ru: Интернет-газета. 20.02.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dni.ru/polit/2013/2/20/248552.html.

полностью перестроить социально-экономическую модель с тем, чтобы люди были уверены в том, что смогут воспитать любое количество детей с любыми диагнозами, и если люди будут уверены, что смогут обеспечить достойное будущее этим детям, то только в этом случае оптимистичный прогноз Астахова оправдается», - считают представители объединения «Только лучшее детям»5.

Приведенные выше статистические данные и мнения специалистов отражают масштаб и глубину проблемы. Возможным решением части проблем сирот видится не расформирование и закрытие, а реформирование сети социальных учреждений. Необходима кропотливая и серьёзная исследовательская деятельность, поиск эффективных методов и средств для успешной реализации программ работы специалистов с детьми и гражданами, принимающими их на воспитание.

З.Ж. Жаназарова анализирует ситуацию с положением категории детей, для которых улица стала домом. Социолог считает феномен уличных детей симптомом чрезвычайного социального неблагополучия общества [16, с. 46-49]. Речь идет не только о детях, получивших статус «сирота», но и не имеющих его, хотя и обделенных родительским попечением.

Исследователи единодушны в определении факторов, влияющих на появление сирот, социальных сирот и беспризорников: это криминальный, семейный, информационный, объективная ситуация, психология возраста, молодежная субкультура. Все эти вопросы находятся в зоне педагогического пространства.

В Конвенции ООН о правах ребенка постулируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государство обязуется обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия и принимает необходимые меры. Однако закон становится эффективным механизмом регулирования общественных отношений только, когда в нем сформулирован и используется четкий понятийный аппарат, именно это определяет, какие нормы прав, и в каких случаях используются.

Социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления [13]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сиротство рассматривается с социально-психологической точки зрения - как «состояние сироты, одиночество» [.28, с. 719]. О.В. Бессчетнова, ссылаясь с определением М.А. Гулиной в Словаре-справочнике социального работника [12], трактует сиротство как «социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот, т. е. «сирота» - это ребенок, временно или постоянно находящийся вне семейного окружения, а также ребенок, который по ряду причин, не может оставаться в таком окружении, и имеет право на защиту и помощь со стороны государства» [8, с. 34]. В словаре-справочнике по социальной работе под редакцией В.И. Филоненко понятие «сиротство» рассматривается как положение детей-сирот, а «сирота» определяется как ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения, либо который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую государственную защиту и помощь [33]. По мнению М.А. Галагузовой, социальный сирота -это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам, не заботятся о нем, не занимаются его воспитанием, в связи с чем, заботу о детях вынуждены брать на себя общество и государство [34, с. 192]. По мнению Е.П. Агапова, сирота - это «ребенок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его

5 Россия без сирот - останутся ли в России детские дома? // Благотворительный фонд «Только лучшее детям» http://uadeti.com/. 08.10.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uadeti.com/smi/659-2012-10-08-16-39-33.

собственных интересах не может оставаться в таком окружении». Такое понимание «сироты» уже сразу содержит указание на социальный характер данного явления и не нуждается в дополнении прилагательным «социальный» [32, c. 237]. В современном российском обществе доля социальных сирот в общей их численности является беспрецедентной, но согласно действующим нормам законодательства, сиротство рассматривается исключительно с позиции физического существования родителей.

Является loci communes упоминание двойственной природы человека: он появляется на свет как существо биологическое и имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет в социальной среде, в полноценном обществе людей (известный эффект Маугли). Соответственно, проблемы социализации детей относится к тем темам, которые имеют постоянную «прописку» на страницах научных изданий.

Существует два подхода в понимании сущности социализации, различающиеся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, занимается саморазвитием, самореализацией в обществе, т. е. не только решает задачу адаптации, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на общество, самого себя. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению: социализируясь, человек не только «очеловечивается» опытом социальным, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Б.Г. Ананьев писал: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека» [2, c. 45]. В.Н. Мясищев [27, c. 48] под личностью понимал систему отношений человека к окружающей действительности. Иногда деятельность субъекта принимают как основание личности и тогда это - совокупность общественных по своей природе отношений человека к миру, которые реализуются его деятельностью, утверждал А.Н. Леонтьев, соглашаясь с позицией Л.С. Выготского [23, c. 19], который считал, что психическая природа человека - это психическое отражение совокупности общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев видели в человеке представителя общества, личность, свободно и ответственно определяющую свою позицию среди других людей: человек «принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты» [31, c. 17]. Поэтому главная направленность развития личности усматривается в самореализации ее сущностных сил в процессе деятельности, освоения социальных ролей, создание отношений. Среда, таким образом, представляется как многоуровневое, иерархически построенное пространство, целенаправленно организующее развитие личности человека посредством активизации природных, социальных, педагогических и личностных ресурсов природной среды, социума и человека, что выражается в изменении отношений, социальных ролей и освоении новых видов деятельности. При оценке результатов становления личности, сложно не согласиться с суждениями М.В. Аникеева, Г.М. Коджаспировой, А.К. Лукиной о том, что источником и одновременно результатом развития личности человека становится освоение ею новых видов деятельности, социальных пространств и отношений [3; 4, c. 127].

Идеи теории стигматизации («клеймения», «навешивания ярлыков»), предложенной Г. Беккером [5], дают широкий диапазон для объяснения причин сиротства. Согласно этой теории, девиант - это тот, кому был прикреплен соответствующий ярлык, а девиантное поведение есть результат обозначения его как такового. Исходя из этого, сиротство воспринимается окружающими как отклонение от нормы, «ненормальность», которая требует «лечения» или изоляции (социального исключения).

Сиротство можно рассматривать с двух позиций: самих сирот и общества в целом. С одной стороны, негативные условия жизни в неблагополучной семье формируют определенный тип личности ребенка, направленный на выработку антиобщественных ценностей и норм поведения, тенденций к проявлению ритуалистических или бунтарских способов адаптивного поведения в обществе (побеги из дома, аддиктивное поведение, совершение противоправных поступков). С другой стороны, само социальное сиротство может выступать ответом на неадекватные условия жизни детей, провоцируя использование нетрадиционных практик адаптивного поведения, способствующих выживанию в «агрессивной» общественной среде. Исходя из вышесказанного, сиротство представляет собой социальный феномен, образующийся вследствие дисфункциональности семейной структуры, порожденной социальной аномией, изменением ценностей и норм поведения, вызванных кризисом всех сфер российского общества.

Современные исследования показывают, что даже так называемые благополучные семьи нередко оказываются такими лишь по видимости, пока анализу не подвергаются детско-родительские отношения. Характеризуя психологические проблемы детей из семей, относительно благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослым или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают узко прагматические формы - по поводу обихода, режима, контроля за успехами в учебе, а поощрение детей сводится лишь к его материальным формам. При этом усиливается тенденция переносить многие исконно родительские функции на воспитателей яслей и детских садов, а позднее - на школу и другие учреждения. Нередко в этих случаях можно констатировать так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, обеднении и формализации контактов с ними, что в свою очередь в крайних проявлениях фактически может привести к полному вытеснению их из семей, и, как следствие, к беспризорности огромного количества детей и подростков [26, с. 71].

Как известно, именно в семье происходит первичная социализация индивида. Асоциальное поведение среди взрослых провоцирует развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало социальное сиротство [1]. Аномия фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе - с одной стороны, и реальными средствами их реализации - с другой [37, с. 49]. Ярким примером проявления аномии являются 1990-е годы перестройки, во время которых огромное количество людей оказались деморализованными. Экономический, политический и социальный кризис, потрясший Россию в 90-х годах прошлого века, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной и психологической дезорганизации [10]. В результате быстрой смены политического и экономического курса развития страны семьи не смогли адаптироваться к меняющимся условиям, в результате чего в стране резко возрос уровень алкоголизации, наркотизации, суицида, преступности, что напрямую было связано с негативным влиянием на семью, и, как следствие - неадекватным выполнением ею своих функций. Это, в конечном счете, вызвало рост показателей социального сиротства.

В числе причин и факторов, его обуславливающих явление, следует выделить: нарушение структуры и функций семьи, увеличение числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях [1].

В этом контексте вновь обратимся к статистике. В 2009-2013 годы количество учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целом по стране сократилось почти на 17,8%, в том числе детских домов и детских домов-школ - на 16,8%, а численность находящихся в них детей - на 22,8%; школ-интернатов для детей-сирот - более чем на 41,5%6. Как показывает опыт, раннее выявление семейного неблагополучия является лучшей стратегией профилактики социального сиротства и позволяет наиболее эффективным способом сохранить ребенка в кровной семье, не допустить его изъятия из нее. Следовательно, чтобы решить проблему социального сиротства, целесообразнее всего работать с семьями в начальной и средней степени неблагополучия, активизировать работу с ними в контакте с другими субъектами профилактики. Профилактика в этом направлении - это предупреждение социального сиротства и обеспечения своевременной, комплексной, адресной, квалифицированной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Считается, что если дети-сироты попадут в семью, где их окружат любовью и вниманием, то проблемы решатся сами собой. Это большое заблуждение. Одна родительская любовь (будь то родных или приемных родителей) не заменит воспитания ребенка. Иначе бы дети, получающие максимум тепла и ласки в семье сплошь и рядом вырастали бы достойными гражданами общества. Детей-сирот можно и нужно правильно воспитывать в государственных детских учреждениях, осуществлять профессиональный отбор сотрудников детских учреждений, создавая условия психологического комфорта детям, понимая, в чем каждый из них нуждается. Изучению этой проблемы посвящены труды многих зарубежных и отечественных исследователей. Рассматриваются особенности самооценки, уровня притязаний, навыков общения, проведен анализ особенностей эмоциональной сферы и объединяющим является вывод о важной роли создания для детей атмосферы, наполненной позитивными человеческими контактами. Но самым главным «инструментом» является личность взрослого, который занимается воспитанием ребенка - его профессионализм не должен заменяться «просто» добрым отношением. Самыми важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы.

Сиротство, являясь одной из острейших проблем российского общества, в первое десятилетие XXI века оказалось в сфере внимания не только узкого круга профессиональных ученых, но и средств массовой информации, а также общественных организаций, массово регистрируемых в этот период. Сироты становились главными действующими лицами сюжетов и передач, тематических программ. В газетах и журналах появляются многочисленные заметки и статьи, обсуждение «сиротской тематики» находится на пике популярности. Чаще всего освещались бытовые условия и нужды учреждений для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), благотворительные акции, криминальная деятельность взрослых, жертвами или соучастниками которой стали сироты, проекты (в том числе

6 Доклад Павла Астахова на X съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ // Россия без сирот. Альянс инициатив. rossiabezsirot.ru 07.10.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rossiabezsirot.ru/2014/10/07/doklad-pavla-astaxova-na-x-sezde-upolnomochennvx-po-pravam-rebenka-v-subektax-rf/

законодательные), направленные на улучшение положения детей. 2006 год, объявленный в России «Годом благотворительности», прибавил публикацию «историй» о семейных формах устройства сирот в семьи (усыновлении, опеке или патронате), фотографий самих детей, очерков о людях, взявших детей на воспитание. Социально незащищенные группы населения, к числу которых принадлежат и сироты, становятся традиционными объектами благотворительности. По проблематике детского сиротства проводится большое количество научных исследований. Публикуются статистические и исторические справки, материалы о государственной системе выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освещаются требующие решения вопросы, обобщается опыт некоммерческих организаций (НКО) и специалистов-практиков по семейному устройству детей-сирот, адаптации, социализации детей. Результаты исследований аспирантов и докторантов часто становятся базисом претворяемых в жизнь проектов, программ, законодательных актов.

Современная ситуация изменилась. Средства массовой информации, еще несколько лет назад регулярно освещавшие «сиротскую» тему, сегодня представлены единичными изданиями или программами. Тема «сирот» перестала быть «модной». В научных кругах проблемы социальной сферы и особенно «сиротства» стали считать не просто «всесторонне изученными», но даже «бесперспективными» темами, что привело к резкому сокращению количества научных исследований в данном направлении. Результаты запроса о наличии исследований за последние три года по разделу «Педагогические науки» специальность 13.00.01 на сайте ВАК (http://vak.ed.gov.ru/dis-list, обращение 12.10.2014 года): за 2010 год - нет данных; за 2011 год -одна диссертационная работа соискателя степени кандидата наук, за 2012 год - 14 работ (13 -кандидатских диссертаций, одна докторская); за 2013 год - 6 кандидатских диссертаций; за 2014 год - 4 работы, представленные соискателями степени кандидата наук.

Ученые преимущественно обращаются к проблеме сиротства в контексте предотвращения этого явления, при этом акцент ставится не на педагогический аспект, а на результаты социологических исследований явления, определения проблемы на основе их анализа и поиск социальных механизмов для коррекционной деятельности (по запросам на сайте ВАК наибольшее количество диссертационных исследований представлено в разделе «Социологические науки»). Так, коллективная монография под редакцией Т.З. Козловой содержит статьи, написанные по материалам социологических исследований: о состоянии проблемы и ее истоках; об условиях социализации родителей [35].

Одной из ведущих тем и диссертационных исследований, и научных публикаций в периодических рецензируемых изданиях (не говоря уже о средствах массовой информации) стала проблема замещающих семей. Что вполне объяснимо и есть результат, в том числе, статистически зафиксированного факта: за последние пять лет (с 2009 по 2013 годы) наблюдается устойчивая тенденция роста на 72,9% числа приемных семей. За 2013 год число состоящих на учете в органах опеки и попечительства семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью, увеличилось на 40,8%, кандидатов в приемные родители — на 52,1%. Отмечено снижение на 35,6% численности ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сократилось число детей, родители которых лишены родительских прав - на 35,1%. В то же время увеличилась численность: родителей, восстановленных в родительских правах, - на 3,4%; родителей, в отношении которых отменено

ограничение родительских прав - на 10,4%; детей, родители которых ограничены в родительских правах - на 18,6%7.

Тема «адопции» становится ведущей во многих публикациях последних лет. Так, Е.П. Топоркова к социальному родительству относит опекунские семьи (custodial families), такую новую (забытую) форму устройства детей в семью, как патронатное воспитание, которая, как отмечает автор, до сих пор не закреплена в федеральном законодательстве и регулируется законами субъектов РФ [38, c. 178-182]. Продолжая тему приемных семей, О.В. Бессчетнова в монографии на основе социально-исторического подхода делает анализ основных форм устройства сирот: институционализация, опека/попечительство, усыновление, патронат, приемная семья, как в отечественной, так и зарубежной практике [7]. И вновь основное внимание уделяется социально-психологическим особенностям социальной адаптации детей-сирот в приемной семье и роли государственной семейной политики в отношении защиты прав и интересов данной категории

В рамках психологического направления в изучении социального сиротства представлена публикация Т.Г. Бохан, А.Л. Филоненко, О.Н. Бабушкиной, которая посвящена особенностям «становления жизненного мира социальных сирот с методологических позиций системного антропоориентированного подхода» [9, c. 167-171] . Ученые-психологи также рассматривают социальные причины распространения явления [15]. Тему психологического сопровождения семьи как профилактике детского сиротства раскрывают А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко [20, c. 114-117].

Педагогические исследования также преимущественно изучают проблему замещающих семей и направления, с ней связанные. Так, тема патернализма стала предметом рассмотрения М.С. Леонтьевой, которая определяет его как модель поведения, реализующуюся в определенном культурном поле (формирование которого - задача педагога и воспитателя) и выражается в опеке старшего по отношению к младшему [24, c. 143-149].

Педагоги поднимают и вопросы обеспечения кадрами востребованные направления деятельности. Так, В.В. Кольтинова, оценивая современную ситуацию изменения политики государства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе - реформирование детских домов и интернатов, и с опорой на положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., предлагает систему подготовки и сопровождения лиц, замещающих семью. Автор статьи подчеркивает, что неоказание данных услуг заметно снижает качество исполнения, приводит к тому, что альтернативные родители испытывают трудности по воспитанию ребенка и возвращают принятых в семью детей в институализированные учреждения [22, c. 75-80].

Организация социально-культурной деятельности как фактора воспитания, социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра рассматривает О.В. Дутова [14, c. 63-68]. Тему сопровождения (в данном случае - в рамках социальной работы) раскрывают Т.В. Бондарчук, А.Р. Ишматова [19, c. 19-25], обобщая предшествующий период деятельности интернатных учреждений. В принципе, обобщение опыта и «подведение итогов» - характерная особенность научных работ последних лет, особенно это касается докторских диссертационных исследований: они базируются на огромном экспериментальном материале, на осмыслении пласта теоретических разработок и демонстрируют фундаментальные выводы, некоторое время назад востребованные в практике,

7 Доклад Павла Астахова на Х съезде уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (7 октября 2014 года) // Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rfdeti.ru/news/8994-doklad-pavla-astahova-na-h-sezde-upolnomochennyh-po-pravam-rebenka-v-subektah-rf

но на данный момент фиксирующие факт наличия в России опыт фундаментального подхода к изучению проблемы сирот. Сегодня более «мобильными» по тематике, по способности откликаться на «вызовы времени» оказываются авторы кандидатских диссертационных исследований и публикаций в научных периодических журналах.

Можно говорить о том, что генезис предупреждения социального сиротства определяет приоритет научных направлений в социально-педагогических исследованиях - создание условий для позитивной социализации детей, включающих индивидуализацию, адаптацию и интеграцию в социум [17].

Характер отношения общества к детям-сиротам во многом обуславливает их социальный статус, соблюдение их прав и законных интересов, наличие дискриминационных практик, степень социальной защиты со стороны государственных органов власти и негосударственных организаций. Информационные, аналитические и отчетные материалы государственных органов подтверждают, что российское государство последовательно проводит политику возрождения и укрепления воспитательной роли семьи, общества и государства.

В настоящее время в Российской Федерации комплекс мер по различным аспектам воспитания детей и юношества предусмотрен в значительном числе принятых и реализуемых программно-стратегических документах федерального уровня, в том числе в Указах и Посланиях Президента, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 201-2017 годах, в Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, и многих других. Но в тоже время, в современной России специфической является беспрецедентная доля социальных сирот в общей их численности. Согласно данным опроса, проведенного Левада-Центром в 2013 г., основными причинами возрастающего количества сирот были названы: состояние хронической аномии и социальной дезорганизации - 55%; «утрата моральных опор, ожесточение нравов, «бессердечие» - 37%; «разрушение семьи» - 34%; бедность населения («слишком много бедных людей, живущих в неустроенности») - 42%, характер социальной политики и состояние институциональной системы («в России не ценится человеческая жизнь») - 27%; «в стране разрушена система социального обеспечения, профилактики здоровья» - 25%; из-за ухудшения состояния здоровья населения «рождается много больных детей с тяжелыми наследственными заболеваниями и врожденными патологиями» - 24%. По мнению респондентов, с целью решения проблемы сиротства государству в первую очередь необходимо принять следующие меры: «облегчить процедуру усыновления в самой России» -37%; «увеличить расходы на детские дома» - 19%; «упростить процедуру усыновления для любых родителей, неважно - зарубежных или российских» - 18%8.

На «плывущую» статистику наслаивается путаница между понятием «сирота» и «беспризорник», приемной семьей и патронатом, детским домом и приютом, причинами и следствиями социального сиротства. Как следствие, формируется искаженная картина мира, что выражается отсутствием доверия к системе государственных органов и учреждений, средствам массовой информации или желанием дистанцироваться и избежать данной проблемы.

Таким образом, современное российское общество поставлено перед объективной необходимостью решения проблемы сиротства в связи с интенсивным увеличением «зоны риска». Можно прогнозировать, что совокупность этих явлений в комплексе с накопленными внутренними и внешними нерешенными проблемами создают базисные предпосылки для

8 Закон о детях расколол страну // ЛЕВАДА-ЦЕНТР: Аналитический центр Юрия Левады. www.levada.ru 30.01.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/30-01 -2013/zakon-o-detyakh-raskolol-stranu

развития как минимум очередного социального кризиса (как максимум - социального взрыва), что приведет к новой волне увеличения детей-сирот. Это остроактуальная, имеющая общегосударственное значение тема носит комплексный, междисциплинарный, межведомственный характер и предполагает консолидацию всех профильных государственных институтов и институтов гражданского общества. Сложно не согласиться с П.А. Астаховым9, уверенным, что семья, государство и общество (включая такие важнейшие социальные институты, как школа и средства массовой коммуникации) - это те три кита, на которых должна строиться и развиваться эффективная общенациональная система воспитания детей.

9 Доклад Павла Астахова на X съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ // Россия без сирот. Альянс инициатив. rossiabezsirot.ru 07.10.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rossiabezsirot.ru/2014/10/07/doklad-pavla-astaxova-na-x-sezde-upolnomochennyx-po-pravam-rebenka-v-subektax-rf/.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий В.Ю., А.А.Баранов, Т.А. Гасиловская и др. Медико-социальные проблемы современного сиротства. - М.: Литтерра, 2007. - 200 с.

2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. Т. 2, С. 10-127.

3. Аникеев М.В. Семейный дом «Китеж» // Замещающая семья. - 2007. - № 1. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.plusfamily.ru/family/kitezh.html.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009. - 528 с.

5. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. Пер. с англ. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. - 410 а

6. Белогрудова Т.А. Охота на детей // Форум сайта www.za.zubr.in.ua. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://za.zubr.in.ua/2013/05/31/21356/.

7. Бессчетнова О.В. Приемная семья: социально-демографический анализ: монография / Под ред. Г.В. Дыльнова. — Саратов: Научная книга, 2008. — 288 с.

8. Бессчетнова О.В. Проблема сиротства в современном российском обществе: институциональные аспекты: Дисс. ... д-ра социол. наук. / Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2014. - 385 с. С. 34.

9. Бохан Т.Г., Филоненко А.Л., Бабушкина О.Н. Особенности жизненного мира социальных сирот на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 167-171.

10. Брутман В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей. Кн. 1: Природа раннего социального сиротства и меры его предупреждения. - М.; Сыктывкар: АСОПИР, 1994. - 182 с.

11. Брынцева Г. Крик в сети. Павел Астахов: Преступления против детей становятся все более жестокими. // Российская газета. www.rg.ru 28.10.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/10/28/deti-site.html.

12. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. - СПб.: Питер, 2008. -400 с.

13. Дмитриева М.А. Причины социального сиротства // Молодой ученый. - 2012. -№ 11. - С. 353-355. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/46/5646/.

14. Дутова О.В. Опыт социального воспитания подростков - выпускников интернатных учреждений средствами социально-культурной деятельности // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 63-68.

15. Еремина Ю.С. Социальный аспект изучения проблемы социального сиротства // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyb erleninka.ru/article/n/sotsialnyy-aspekt-izucheniya-problemy-sotsialnogo-sirotstva.

16. Жаназарова З.Ж. Положение беспризорников в современном обществе: социологический портрет // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. - 2013. - № 4 (51). - С. 46-49.

17. Искрин Н.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Науковедение. - 2014. - № 4(23). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://naukovedenie. ru/PDF/42PVN414.pdf.

18. Искрин Н.С., Чичканова Т.А. Когда бездействие невозможно: комментарии к научному форуму // Воспитание детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья: опт, проблемы, решения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию детского дома Я. Корчака «Дом сирот» и 70-летию гибели педагога. 27-28 апреля 2012 года. - Самара: ЦДК «F1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2012. - 555 с.

19. Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2014. - № 2. - Т. 14. - С. 19-25.

20. Кириенко А.А. , Назаренко Е.В. К проблеме психологического сопровождения семьи как профилактике детского сиротства // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 3 (164). - С. 114-117.

21. Козлова Т.З. Межпоколенные отношения в первичной семье опекунов // Человеческий капитал. - 2013. - № 3. - С. 23-28. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.isras.ru/files/File/publ/KozlovaTZ Mezhpokolennye otnosheniya v ope kunskoy_semye.pdf.

22. Кольтинова В.В. Подготовка кадров к социально-педагогическому сопровождению и развитию детей в замещающих семьях в рамках направления «психолого-педагогическое образование» // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 75-80.

23. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с.

24. Леонтьева М.С. Патернализм в обучении и воспитании детей-сирот // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 32. - С. 143-149.

25. Лысенок И. Будущее любого государства - дети. // Газета Оймяконского района «Северная заря». www.severnaya-zarya.ru 13.06.2012 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. severnaya-zarya.ru/news/budushhee_lj ubogo_gosudarstva_deti/2012-06-13-1433.

26. Марусева И.В., Коваленко М.И. Педагогика. - М.: Знание, ИВЭСЭП, 2006. -327 с.

27. Мясищев В.Н. Психология отношений. /Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: ООО «А ТЕМП», 2008. - 994 с.

29. Рыбина Л. Российские сироты. Только цифры. Новая газета/Общество. http://www.novayagazeta.ru/ 16.01.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/society/56153.html

30. Сидорова Т.Н. Брошенные дважды. Беспризорники в России забыты и родителями, и государством // Аргументы Недели. - 2011. - № 26 (267). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://argumenti.ru/social/n296/114532.

31. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. - 421 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Социальная работа в поисках и ответах. Учебное пособие / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Е.П. Агапова. - Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. - 324 с. С. 237.

33. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. Филоненко В.И. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.

34. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416с. С.192.

35. Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращение, судьбы родителей детей-сирот. / Под ред. Козловой Т.З. - М.: Инфра-М РИОР, 2010. -197 с.

36. Социально-психологическая помощь детям - жертвам семейного насилия: сб. науч.-метод. материалов / М.Н. Бородатая, И.И. Осипова, М.В. Злоказова [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Ершовой. - М.: Полиграф-сервис, 2005. - 124 с.

37. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Гл. ред. В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - 863 с.

38. Топоркова Е.П. Феномен «адопции»: теоретико-методологический аспект // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. - 2010. - № 4. -С. 178-182. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-adoptsiya-teoretiko-metodologicheskiy-aspekt.

Рецензент: Макарова Татьяна Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования факультета начального образования ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», Почетный работник ВПО РФ.

iskrin Nikita Sergeevich

Samara Regional Institute of Further Training and Re-Training of Educators

Russia, Samara E-Mail: iskrin_ns@mail.ru

Pedagogical aspect of the study of social orphanhood

Abstract. This article contains a review of modern historiography of social orphanhood in Russia as a pedagogical problem. Scientific articles and publications about children deprived of parental care presented by several groups, which the author characterizes and defines the degree of readiness in each area of study. The author of the article is based on a large theoretical materials academic research and statistical material and publications in the media (they are emotional, give comments popular political and public figures). These materials reveal the modern views on the state of social orphanhood in the country. The text explains the problem: social, pedagogical reasons for abandonment, the device orphans in foster families, the advantages and disadvantages of the reduction process, reforming the number of orphanages in the country. The author believes that the solution to contemporary problems of social orphans not in the area of separation and closure of social institutions, but in their reform using the achievements of the past decades and foreign experience. Today, the practice needs to be increased attention to research activities, the search for effective methods and tools for the successful implementation of the programs of work of specialists with children and citizens who take on the education of children-orphans, become new parents to children.

Keywords: fatherless child; social orphanhood, charitable activity; family; adopted family; society; the system of care and support of orphans; social and public institutions.

REFERENCES

1. Al'bickij V.Ju., A.A.Baranov, T.A. Gasilovskaja i dr. Mediko-social'nye pro-blemy sovremennogo sirotstva. - M.: Litterra, 2007. - 200 s.

2. Anan'ev B.G. O cheloveke kak ob#ekte i sub#ekte vospitanija // Izbr. psihol. trudy: V 2 t. — M.: Pedagogika, 1980. T. 2, S. 10-127.

3. Anikeev M.V. Semejnyj dom «Kitezh» // Zameshhajushhaja sem'ja. - 2007. - № 1. Jelek-tronnyj resurs. - Rezhim dostupa: http://www.plusfamily.ru/family/kitezh.html.

4. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika. - M.: Gardariki, 2009. - 528 s.

5. Bekker G., Boskov A. Sovremennaja sociologicheskaja teorija v ee preemstvennosti i izmenenii. Per. s angl. - M.: Izd-vo inostr. lit-ry, 1961. - 410 c.

6. Belogrudova T.A. Ohota na detej // Forum sajtawww.za.zubr.in.ua. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://za.zubr.in.ua/2013/05/31/21356/.

7. Besschetnova O.V. Priemnaja sem'ja: social'no-demograficheskij analiz: monogra-fija / Pod red. G.V. Dyl'nova. — Saratov: Nauchnaja kniga, 2008. — 288 s.

8. Besschetnova O.V. Problema sirotstva v sovremennom rossijskom obshhestve: institucional'nye aspekty: Diss. ... d-ra sociol. nauk. / Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. - SPb., 2014. - 385 s. S. 34.

9. Bohan T.G., Filonenko A.L., Babushkina O.N. Osobennosti zhiznennogo mira soci-al'nyh sirot na jetape perehoda ot smyslovogo k cennostnomu soznaniju // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 363. - S. 167-171.

10. Brutman V.I. Problemy social'noj zashhity sirot, detej, ostavshihsja bez popeche-nija roditelej, i junyh odinokih materej. Kn. 1: Priroda rannego social'nogo sirotstva i mery ego preduprezhdenija. - M.; Syktyvkar: ASOPIR, 1994. - 182 s.

11. Brynceva G. Krik v seti. Pavel Astahov: Prestuplenija protiv detej stanovjatsja vse bolee zhestokimi. // Rossijskaja gazeta. www.rg.ru 28.10.2013 g. [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2013/10/28/deti-site.html.

12. Gulina M.A. Slovar'-spravochnik po social'noj rabote. - SPb.: Piter, 2008. - 400 s.

13. Dmitrieva M.A. Prichiny social'nogo sirotstva // Molodoj uchenyj. - 2012. - № 11. -S. 353-355. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.moluch.ru/archive/46/5646/.

14. Dutova O.V. Opyt social'nogo vospitanija podrostkov - vypusknikov internatnyh uchrezhdenij sredstvami social'no-kul'turnoj dejatel'nosti // Chelovek i obrazovanie. -2011. - № 1. - S. 63-68.

15. Eremina Ju.S. Social'nyj aspekt izuchenija problemy social'nogo sirotstva // Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy i puti ih reshenija. - 2014. - № 10. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-aspekt-izucheniya-problemy-sotsialnogo-sirotstva.

16. Zhanazarova Z.Zh. Polozhenie besprizornikov v sovremennom obshhestve: sociologi-cheskij portret // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija, sociologija, kul'turologija, social'naja rabota. - 2013. - № 4 (51). - S. 46-49.

17. Iskrin N.S. Social'noe sirotstvo v Rossii: aktual'nost' kompleksnogo podhoda k probleme // Naukovedenie. - 2014. - № 4(23). [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim do-stupa: http: //naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf.

18. Iskrin N.S., Chichkanova T.A. Kogda bezdejstvie nevozmozhno: kommentarii k nauch-nomu forumu // Vospitanie detej-sirot i detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: opt, problemy, reshenija: Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 100-letiju detskogo doma Ja. Korchaka «Dom sirot» i 70-letiju gibeli pedagoga. 27-28 aprelja 2012 goda. -Samara: CDK «F1»; OOO «Izdatel'stvo As Gard», 2012. - 555 s.

19. Ishmatova A.R., Bondarchuk T.V. Postinternatnoe soprovozhdenie vypusknikov kak tehnologija social'noj raboty s det'mi // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaja kul'tura. - 2014. - № 2. - T. 14. - S. 19-25.

20. Kirienko A.A. , Nazarenko E.V. K probleme psihologicheskogo soprovozhdenija se-m'i kak profilaktike detskogo sirotstva // Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta. - 2014. - № 3 (164). - S. 114-117.

21. Kozlova T.Z. Mezhpokolennye otnoshenija v pervichnoj sem'e opekunov // Cheloveche-skij kapital. - 2013. - № 3. - S. 23-28. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

http://www.isras.ru/files/File/publ/KozlovaTZ_Mezhpokolennye_otnosheniya_v_ope kunskoy_semye.pdf.

22. Kol'tinova V.V. Podgotovka kadrov k social'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniju i razvitiju detej v zameshhajushhih sem'jah v ramkah napravlenija «psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie» // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologija. - 2013. -№ 2. - S. 75-80.

23. Leont'ev A. N. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija: V 2-h t. T. I —M.: Pedagogika, 1983.— 392 s.

24. Leont'eva M.S. Paternalizm v obuchenii i vospitanii detej-sirot // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. - 2013. - № 3-2. - S. 143-149.

25. Lysenok I. Budushhee ljubogo gosudarstva - deti. // Gazeta Ojmjakonskogo rajona «Severnaja zarja». www.severnaya-zarya.ru 13.06.2012 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.severnaya-zarya.ru/news/budushhee_lj ubogo_gosudarstva_deti/2012-06-13-1433.

26. Maruseva I.V., Kovalenko M.I. Pedagogika. - M.: Znanie, IVJeSJeP, 2006. - 327 s.

27. Mjasishhev V.N. Psihologija otnoshenij. /Pod red. A.A. Bodaleva. - M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO «MODJeK», 1995. - 356 s.

28. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i fra-zeologicheskih vyrazhenij. - M.: OOO «A TEMP», 2008. - 994 s.

29. Rybina L. Rossijskie siroty. Tol'ko cifry. Novaja gazeta/Obshhestvo. http://www.novayagazeta.ru/ 16.01.2013 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.novayagazeta.ru/society/56153.html

30. Sidorova T.N. Broshennye dvazhdy. Besprizorniki v Rossii zabyty i roditeljami, i gosudarstvom // Argumenty Nedeli. - 2011. - № 26 (267). - [Jelektronnyj re-surs]. -Rezhim dostupa: http://argumenti.ru/social/n296/114532.

31. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologija razvitija cheloveka. Razvitie sub#ektiv-noj real'nosti v ontogeneze. - M.: Shkol'naja pressa, 2000. - 421 s.

32. Social'naja rabota v poiskah i otvetah. Uchebnoe posobie / Pod red. d-ra filos. nauk, prof. E.P. Agapova. - Rostov-na-Donu: Centr universal'noj poligrafii, 2009. - 324 s. S. 237.

33. Social'naja rabota: slovar'-spravochnik / Pod red. Filonenko V.I. - Rostov n/D: Feniks, 1998. - 480 s.

34. Social'naja pedagogika: Kurs lekcij / Pod obshhej red. M. A. Galaguzovoj. — M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000. — 416s. S.192.

35. Social'noe sirotstvo v sovremennoj Rossii: istoki i predotvrashhenie, sud'by roditelej detej-sirot. / Pod red. Kozlovoj T.Z. - M.: Infra-M RIOR, 2010. - 197 s.

36. Social'no-psihologicheskaja pomoshh' detjam - zhertvam semejnogo nasilija: sb. nauch.-metod. materialov / M.N. Borodataja, I.I. Osipova, M.V. Zlokazova [i dr.]; pod obshh. red. N.N. Ershovoj. - M.: Poligraf-servis, 2005. - 124 s.

37. Sociologicheskaja jenciklopedija: V 2 t. Nacional'nyj obshhestvenno-nauchnyj fond / Rukovoditel' nauchnogo proekta G. Ju. Semigin; Gl. red. V.N. Ivanov. - M.: Mysl', 2003. - 863 s.

38. Toporkova E.P. Fenomen «adopcii»: teoretiko-metodologicheskij aspekt // Uche-nye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija, sociologija, kul'turologija, social'naja rabota. - 2010. - № 4. - S. 178-182. [Jelek-tronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-adoptsiya-teoretiko-metodologicheskiy-aspekt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.