DOI: 10Л7805Лг^у.2022ЛЛ2 ЖУРНАЛИСТИКА
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ
ИНТЕРНЕТ-МЕДИА
С. А. Боброва
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация: В статье рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема сквернословия и использования в речи нецензурной брани среди молодежи. Выявлены возможные причины употребления молодыми людьми ненормативной лексики путем социологического опроса. Рассмотрено влияние интернет-медиа на распространение данного феномена. В статье представлены результаты онлайн-опроса методом анкетирования.
Ключевые слова: язык; ненормативная лексика; молодежь; социологический опрос; интернет-медиа
THE SOCIAL PROBLEM OF THE USE OF PROFANITY AMONG YOUNG PEOPLE AS A MANIFESTATION OF THE INFLUENCE OF INTERNET MEDIA
S. A. Bobrova
Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
Abstract: The article considers the current problem of profanity and the use of obscene language in speech among young people. Possible reasons for the use ofprofanity by young people by means of a sociological survey have been identified. The influence of Internet media on the spread of this phenomenon is considered. The article presents the results of an online survey by the questionnaire method.
Keywords: language; profanity; youth; sociological survey; Internet media
Язык является важным аспектом культуры индивида и формой общения, передавая мысли, эмоции и душевное состояние человека. Язык уникален в разных культурах, может занимать более важное место в одной культуре, чем в другой, о чём свидетельствуют многочисленные публикации социолога и журналиста П.Н. Киричка (Киричёк, 2019а; Киричек, 2018; Киричек, 2019в). В каждом языке есть свой пласт ненормативной лексики или запрещенных слов, выражающих эмоции, что свидетельствует об уровне культуры общества (Киричёк, 2021б; Киричёк, 2019б).
Поэтому актуальным является обращение к проблеме обсценной лексики, которая получает особое распространение в эпоху информатизации (Мамедов, 2018а; Мамедов, 2020; Шилин, 2021), цифровизации (Епремян, Шилина, 2021; Мамедов, 2019) и глобализации (Васильев, 2019; Mamedov, 2020; Чухачева, 2021) в связи с распространением интернет-медиа (Коханая, 2014б; Головин, Коханая, 2016).
Язык обладает динамическими свойствами (Головачева, Шилина, 2018). Это означает, что он меняется с течением времени. В современную эпоху правила ис-
пользования языка меняются (Епремян, Шилина, 2020; Киричёк, 2021а; Шилина, 2021). Слова, которые считались запретными в древние времена, теперь считаются общеупотребительными, а запрещенные слова широко используются в наши дни, что связано с эволюцией культуры (Мамедов, 20186). Люди разных классов, независимо от семейного положения и возраста, используют запрещенные слова и ненормативную лексику во время разговоров. Но ведь из поколения в поколение ненормативная лексика была строго запрещена для использования в обществе, она вызывает непонимание, конфликт, а также оскорбляет окружающих. Трудно определить критерии того, что делает конкретное слово ругательным, потому что бытование слова может изменяться. Особую роль при этом играют интернет-медиа.
Люди склонны использовать ненормативную лексику, чтобы выразить свои чувства в различных ситуациях, будь то радость, печаль, гнев, юмор или даже удивление. Исследования показывают, что ненормативная лексика стала стандартом, который появляется в различных разговорах молодых людей. Это часто связано с влиянием журналистских репортажей на телевидении (Киричёк, 2020), фильмов, игр и интернета, в которых, как правило, широко используют сквернословие или ненормативную лексику.
Самый высокий процент ругани и словесных оскорблений наблюдается среди подростков. По мере того, как они становятся старше, использование ими нецензурной брани уменьшается. Молодые люди, как правило, проводят большую часть своего времени в разговорах, практикуя сленг, шутя и используя ненормативную лексику. Исследования показывают, что использование нецензурной лексики проливает свет на выбор нецензурных слов и характер их употребления среди подростков. Кроме того, отмечается, что использование ненормативной лексики, включая ругань, проклятия и запрещенные слова (оскорбление религии), считается неуместным в обычных социальных условиях, а в некоторых ситуациях неприемлемым.
Чтобы рассмотреть проблему сквернословия среди представителей молодого поколения, был проведен социологический опрос по теме «Проблема использования ненормативной лексики среди молодежи».
Эмпирическая база исследования: анкетирование проводилось в Брянской области среди людей в возрасте от 14 до 35 лет.
При проведении анкетного опроса среди респондентов были сформулированы следующие задачи: 1) выявить возможные причины использования нецензурной брани; 2) изучить отношение молодежи к нецензурной лексике; 3) оценить объем использования ненормативной лексики.
Половозрастное распределение показало, что 13,5% ответов пришлось на мужской пол, а 86,5% - на женский. По возрасту: от 14 до 18 - 8,1%, от 18 до 25 лет - 81,1%, от 25 до 35 лет - 10,8%.
Первый вопрос анкеты звучал следующим образом: «Как часто Вы используете нецензурную лексику?».
Как показывает анализ ответов на данный вопрос, большее число респондентов - 36,8% редко используют нецензурную лексику в своей речи, однако в примерно таком же соотношении обнаружилось, что около 34,2% часто употребляют ругательства. По 10,5% пришлось на ответы «не обращаю внимания» и «крайне редко». Лишь 7,9% очень часто применяют.
Второй вопрос в анкетировании был таким: «Употребляете ли Вы нецензурную брань на фоне эмоционального стресса?». 86,8% от опрошенных респондентов ответили утвердительно, всего 13,2% молодежи не используют мат на фоне стресса. Считается, что мат помогает выплеснуть эмоции. Обсценная лексика несет яркую эмоциональную окраску, поэтому ее употребление чаще всего связано с сильными чувствами.
Ответы на третий вопрос анкеты: «Когда Вы начали использовать ненормативную лексику в речи?» распределились следующим образом: 68,4% респондентов считают, что начали употреблять брань в лексиконе в возрасте 14-17 лет, 18,4% - с совершеннолетия, 7,9% с возраста 11-13 лет, а 5,3% в 7-10 лет.
Социологические исследования указывают на тотальное распространение матерной брани, особенно среди представителей юного поколения. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы (от 15 до 18 лет включительно), что подтверждается ответами в проведенном опросе. Еще хуже ситуация в лицеях (ПТУ).
Был и такой вопрос анкеты: «В чьей компании у Вас происходит употребление нецензурной лексики?».
На представленном ниже графике можно отметить, что наиболее часто мат употребляется в компании друзей (92,1%) и одногруппников (36,8%). Это можно связать с тем, что, общаясь друг с другом, молодые люди пытаются произвести впечатление самостоятельного и взрослого человека, самоутвердиться среди друзей. Что же касается использования матерной брани среди родителей и родственников (13,2%), то можно сказать, что сквернословие в некоторых семьях является «нормой», следовательно, молодежь не видит в этом ничего плохого и активно использует его при общении с другими людьми. 26,3% не стесняются использовать выражения в личных отношениях, с незнакомыми людьми доля составляет 15,8%.
Следующий вопрос касается отношения участников опроса к утверждению: «Мат стал неотъемлемой частью речи людей». 55,3% дали утвердительный ответ, 23,7% затруднись ответить на вопрос, а 21,1% не согласны с данным выражением.
Еще один вопрос анкеты: «Кто повлиял на то, что Вы начали использовать нецензурную лексику?». 50% респондентов выбрали ответ «сам начал», 26,3% и 21,1% указали влияние друзей и знакомых по учебе соответственно. 2,6% выбрали ответ «родственники/родители».
Молодежь может почерпнуть ненормативный лексикон через СМИ, просмотр телепередач и видеофильмов. Культурное времяпровождение: кино, театр, концерты - предпочитает небольшое количество современной молодежи, хотя роль театра в формировании культурных навыков велика (Коханая, 2014а).
Среди ответов на вопрос о возможных причинах использования ненормативной лексики: 1) «так выражаю свои эмоции» - 73,7%; 2) «вошло в привычку» - 28,9%; 3) «не могу сдержаться»/«так отвечаю на грубость» - 18,4%; 4) «дома часто слышу нецензурные слова» - 5,3%.
Таким образом, проведенное исследование показало следующее:
- такие факторы, как пол, возраст, семья и окружение, могут оказывать влияние на использование нецензурных слов человеком, и эти факторы могут не только повлиять на их общее использование языка, но также на выбор словарного запаса;
- с помощью мата проще выражать эмоции. Ненормативная лексика в ситуациях эмоционального всплеска становится защитным механизмом для психики человека;
- современный человек не может обходиться без нецензурной лексики, поскольку она есть везде: на телевидении, в виртуальном пространстве, в фильмах;
- нецензурные слова и выражения в речи молодежи на сегодняшний день звучат достаточно часто. На их употребление в большинстве случаев влияет общение с друзьями и сокурсниками после поступления в учебные заведения.
В заключение хотелось бы отметить, что язык формируется в обществе, особую роль в котором играют средства массовой информации (Головин, Зарахович, Коханая, 2011), в том числе интернет-медиа. В общем и целом, получение высшего образования (Чухачева, 2020), как представляется, влияет на культурный потенциал личности. Язык есть основа культуры поведения как индивида, так и социальной группы. Познание и язык неразделимы, ведь чем большим культурным словесным багажом обладает человек, тем шире круг вещей, которые он может так или иначе опознать, интерпретировать. А бедность языка снижает познавательные способности человека, тем более в такой профессии, как журналистика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Васильев А.В. (2019) Культура коммуникаций в условиях информационной глобализации. М, 160 с.
Головачева О.А., Шилина С.А. (2018) Современный русский язык. Словообразование. Учебник для квалификации «бакалавр» направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Русский язык и литература» (по специальности 32900- русский язык и литература). Брянск. 236 с.
Головин Ю.А. (2016) Актуализация технологического компонента в современном журналистском образовании // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. С. 6.
Головин Ю.А., Коханая О.Е. (2016) «Желтая» пресса как элемент массовой культуры // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РГУПС. С. 28-37.
Головин Ю.А., Зарахович И.С., Коханая О.Е. (2011) Отечественные средства массовой информации для детей. М.: МГУКИ. 170 с.
Епремян Т.В., Шилина С.А. (2021) Дискурс социального пространства города в условиях цифровизации // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск. С. 25-31.
Епремян Т.В., Шилина С.А. (2020) Управленческие технологии дискурса социальной рекламы // Журналютыка - 2020: стан, праблемы i перспектывы. Матэрыялы 22-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцьи. Мшск. С. 383-386.
Киричёк П.Н. (2021 а) Концепты семантики и стилистики в контенте массовой коммуникации // Коммуникология. Т. 9. № 3. С. 166-180.
Киричёк П.Н. (2019 а) Культурно-речевой компонент публичной сферы общества // Поливановские чтения. № 13. С. 98-104.
Киричек П.Н. (2018) Медиатекст и культура речи //Поливановские чтения. № 12. С. 40-47.
Киричёк П.Н. (2021 б) Мутации слова в публичной сфере // С любовью к Слову. Сборник статей участников Всероссийской с международным участием научной конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора Людмилы Алексеевны Климковой, специалиста в области лексикологии, диалектологии, ономастики, словообразования. Арзамас, С. 331-336.
Киричёк П.Н. (2019 б) Рыночный интерфейс культуры и языка: действие и противодействие // Новая культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: право, медиа и национальная идентичность. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. С. 217-225.
Киричёк П.Н. (2020) Социология журналистики. М., 2020. 304 с.
Киричек П. Н. (2019 в) Сущность культуры в синтетической парадигме // Пи-воваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение. Материалы конференции, 01-03 ноября 2018 года, Екатеринбург: Деловая книга. 446 с. С. 368-371.
Коханая О.Е. (2014 а) Детский и молодежный театр. Социокультурные функции: монография. Saarbrucken : LAP Lambert Academic Publishing. 340 с.
Коханая О.Е. (2014 б) Современная медиасреда и образовательные стратегии воспитания // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. № 1 (26). С. 79-82.
Коханая О.Е. (2016 а) Профессиональные журналистские дисциплины в системе современного университетского образования // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. С. 63-70.
Коханая О.Е. (2016 б) Формы коммуникативного сотрудничества в вузе в условиях информационно-технологических перемен // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 3. С. 22-34.
Мамедов А.К. (2019) Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности // Экономика. Социология. Право. № 1 (13). С. 68-75.
Мамедов А.К. (2018 а) Информационное общество: эволюция неравенства // Актуальные проблемы информационного общества в науковедении, культуре, обра-
зовании, экономике. Сборник научных докладов XV Международной научно-практической конференции. С. 375-285.
Мамедов А.К. (2020) Личность в информационной матрице: незавершенный проект // Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной он-лайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. С. 76-96.
Мамедов А.К. (2018 б) Социология культуры // сборник рабочих программ дисциплин по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки: направленность (профиль) - Социология культуры (уровень аспирантуры). М., 146 с.
Чухачева Е. В. (2020) Применение практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций будущих педагогов (учителей-логопедов) // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Сборник научных статей. Брянск. С. 225-230.
Чухачева Е. В. (2021) Высшее образование в условиях пандемии новой коро-навирусной инфекции: проблемы и перспективы // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии ко-ронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск. С. 455-460.
Шилин А. М. (2021) Актуальные проблемы изучения русского слова: функционирование языка в эпоху информатизации // В сборнике: С любовью к Слову. Сборник статей участников Всероссийской с международным участием научной конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора Людмилы Алексеевны Климковой, специалиста в области лексикологии, диалектологии, ономастики, словообразования. Арзамас. С. 430-432.
Шилина С.А., Головачева О.А. (2021) Исследование поэтического дискурса. Брянск. 160 с.
Mamedov A.K. (2020) Sociological discourse of culture: experience in interpretation / A.K. Mamedov, E.D. Korkiya, M.G. Volnistaya // Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities. № 2. С. 75-83.
Боброва Светлана Александровна - студентка 4 курса направления подготовки «Социология» факультета педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. Тел.: +79506923966. Эл. адрес: [email protected]
Bobrova Svetlana Alexandrovna is a 4th-year student of the Sociology department of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia. Tel.: +79506923966. Email address: [email protected]
Для цитирования:
Боброва С.А. Социальная проблема использования ненормативной лексики среди молодежи как проявление влияния Интернет медиа. 2022. №1. С. 74-79. DOI: https://www.doi. о^/10.17805Дг^у.2022.1.12