DOI: 10.17805/trudy.2022.1.13 ЖУРНАЛИСТИКА
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛЕНГА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЯЗЫКЕ
А.М. Кирпиченко
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы трансформации современного русского языка. Автор приходит к выводу, что употребление сленговых выражений - объективный процесс демократизации литературного языка, стирания прежних кодифицированных культурно-речевых норм.
Ключевые слова: сленг; молодежь; социологическое исследование; онлайн-опрос; социальная основа; трансформация языка
THE USE OF SLANG AMONG YOUNG PEOPLE AS A REFLECTION OF SOCIAL PROCESSES IN THE LANGUAGE
A. M. Kirpichenko Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
Abstract: The article discusses the current issues of the transformation of the modern Russian language. The author comes to the conclusion that the use of slang expressions is an objective process of democratization of the literary language, erasing the former codified cultural and speech norms.
Keywords: slang; youth; sociological research; online survey; social basis; language transformation
Современная человеческая речь претерпела множество изменений прежде, чем принять известную нам форму. История развития литературного языка - это порой анализ того, как под действием устной речи письменная разновидность языка демократизировалась, делалась более доступной для широких масс, говорящих на данном языке. Язык как часть культуры не остается неизменным: эволюционирует социум, и всё это находит отражение в языке (особенно в лексическом составе). Исследователи отмечают связь культуры и языка (Киричёк, 2019), социальных и языковых трансформаций (Шилин, 2021 а; Мамедов, 2018). С появлением информационных технологий (Головин, 2016) сленг, связанный с компьютерными технологиями, прочно укрепился в речи людей. Не остались в стороне и средства массовой информации (Головин, Коханая, 2016; Воронов, Рожкова, Шилина, 2017), и реклама (Епремян, Шилина, 2020), где сленг получает всё большее распространение. Но особенно это заметно при непосредственном общении с молодёжью.
Следует сказать, что социальные проблемы современного мира (Воронов, Харлашина, Шилина, 2018; Епремян, Шилина, 2021; Киричек, Золина, 2014) находят отражение в нашей речи, извлекая из вариантов словоупотребления именно тот, который кажется говорящему особенно подходящим в данный момент, и
зачастую из всех возможных синонимов выбирается сленговое выражение, а не литературное, т.к. именно ненормативный вариант представляется говорящему наиболее экспрессивным и точным.
Средства массовой информации, призванные нести культуру (Головин, За-рахович, Коханая, 2011; Киричек, 2016; Коханая, 2014 б), сегодня выполняют эту функцию, но, к сожалению, нет желаемого результата в силу объективных причин. То же относится и к театру (Коханая, 2014 а).
Следует, как представляется, уделять больше внимания и в образовательном процессе (Коханая, 2016 а; Коханая, 2016 б) тем моментам, которые касаются и культуры в целом, и культуры языка в частности.
Для того, чтобы определить, как часто молодёжь Брянской области употребляет сленг в своей речи, было проведено онлайн-исследование в форме социологического анкетирования. Среди опрошенных большинство составили респонденты в возрасте от 18 до 25 лет (75,9%). Оставшиеся 24,1% - это респонденты в возрасте до 18 лет.
На вопрос: «Как часто Вы используете сленг в своей речи?» результаты распределились следующим образом. Большинство респондентов (60%) используют сленг в своей жизни каждый день. 23,3% считают, что употребление сленга в их речи зависит от ситуации. 10% используют крайне редко, остальные 6,7% стараются не использовать. Это говорит о том, что сленг прочно входит в нашу жизнь. Люди порой не задумываются, употребляя его в своей речи.
Среди опрошенной молодёжи сленг используется в равной степени как в интернете (50%), так и в повседневной жизни (50%). При этом среди наиболее встречающихся причин употребления сленга является желание «придать речи живость, юмор» 56,7%, 23,3% - сделать речь понятнее для друзей, 6,7% - преодолеть недостаток слов в речи, 3,3% - для связи слов. Остальные 10% респондентов выбрали вариант «другое».
В ходе онлайн-исследования респондентам был задан вопрос о позитивном и негативном влиянии сленга на речь человека. 43,3% опрошенной молодёжи считает, что сленг делает нашу речь хуже. Противоположное мнение имеет 13,3% опрошенных. 26,7% проявили равнодушие к данному вопросу и оставшиеся 16,7% респондентов затруднились ответить.
Наша речь постоянно меняется, появляются новые слова. Молодёжь всё чаще использует в своей речи сленг. Так, был задан вопрос: «Какие сленговые слова Вы используете в своей речи чаще всего? К сленговым словам относятся такие, как «агриться, банить, краш, окей, изи, хайп» и др.». Каждый второй респондент использует в своей речи слово «окей». Часто встречаются такие слова, как «хайп», «краш», «агриться», «кринж», «лол», «изи», «рофл», «банить», «бу-лить». Реже встречаются «бро», «блин», «хейтить», «хз», «рил». Также респонденты отметили такие слова, как «жиза», «сори», «чилить», «отвянь», «вайб», «пруф», «симпить», «рандом» и некоторые другие. Среди опрошенной молодёжи популярен игровой сленг. Один респондент затруднился ответить.
По мнению 44% опрошенных, сленг влияет на грамотность речи. 33% же респондентов считает, что сленг лишь частично влияет на грамотность речи.
При этом ответы на вопрос «Является ли, по Вашему мнению, сленг формой деградации языка?» разделились практически равным образом.
Таким образом, большая часть молодёжи использует сленг в повседневной речи и интернете. Одной из основных причин его употребления является желание придать речи живость, юмор. Наиболее популярными являются следующие слова: «окей», «хайп», «краш», «агриться», «кринж» и т.д. В ходе анализа результатов исследования респонденты разделились на две примерно равные группы. Одна группа опрошенных считает, что использование сленга делает речь хуже, его использование приводит к деградации языка. Другая группа имеет противоположное мнение. Таковы последствия развития информационных технологий, что свидетельствует о тесной связи социальной эволюции и её отражения в языке и речи. Следует при этом отметить: изучение языковой личности имеет богатую историю, а использование в речи современной молодежи сленга демонстрирует отделенность ее языковой картины мира от действительности и репрезентации этой картины в качестве виртуальной реальности (Мамедов, 2019; Мамедов, 2020).
Итак, тенденции, которые прослеживаются в современном языке, наглядно свидетельствуют о дальнейшем сближении литературного языка и разговорной речи за счёт сленговых слов, употребляемых молодежью под влиянием развития интернет-технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воронов К.А., Рожкова Е.В., Шилина С.А. (2017) Взгляд социолога на цензуру средств массовой информации: за и против // Дискурс. №12 (14). С. 158-165.
Воронов К.А., Харлашина Е.В., Шилина С.А. (2018) Социальное проектирование по устранению социальной проблемы алкоголизма (Часть I) // Дискурс. .№5 (19). С. 125-133.
Головин Ю.А., Коханая О.Е. (2016) «Желтая» пресса как элемент массовой культуры // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РГУПС. С. 28-37.
Головин Ю.А. (2016) Актуализация технологического компонента в современном журналистском образовании // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. С. 6.
Епремян Т.В., Шилина С.А. (2021) Дискурс социального пространства города в условиях цифровизации // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск. С. 25-31.
Киричек П.Н. (2016) Коллизии «визуальности - духовности» в межкультурной коммуникации // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 167-177.
Киричёк П.Н. (2019) Культурно-речевой компонент публичной сферы общества // Поливановские чтения. № 13. С. 98-104.
Киричек П.Н., Золина Г.Д. (2014) Социальная политика региональной общности в публичной сфере // Культурная жизнь Юга России. № 3 (54). С. 46-50.
Коханая О.Е. (2014 а) Детский и молодежный театр. Социокультурные функции. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing. 340 с.
Коханая О.Е. (2014 б) Современная медиасреда и образовательные стратегии воспитания // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. № 1 (26). С. 79-82.
Коханая О. Е. (2016 а) Профессиональные журналистские дисциплины в системе современного университетского образования // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. С. 63-70.
Коханая О.Е. (2016 б) Формы коммуникативного сотрудничества в вузе в условиях информационно-технологических перемен // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 3. С. 22-34.
Мамедов А.К. (2019) Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности // Экономика. Социология. Право. № 1 (13). С. 68-75.
Мамедов А.К. (2020) Личность в информационной матрице: незавершенный проект // Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной он-лайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. С. 76-96.
Мамедов А.К. (2018) Социология культуры / А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская, Э.Д. Коркия, О.А. Обрывалина, М.Е. Липатова // сборник рабочих программ дисциплин по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки: направленность (профиль) - Социология культуры (уровень аспирантуры). М., 146 с.
Кирпиченко Анастасия Михайловна - студентка 4 курса направления подготовки «Социология» факультета педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. Тел.: +79506923966. Эл. адрес: [email protected]
Kirpichenko Anastasia Mikhailovna is a 4th-year student ofthe Sociology department of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia. Tel.: +79506923966. Email address: [email protected]
Для цитирования:
Кирпиченко А.М. Употребление сленга в молодежной среде как отражение социальных процессов в языке. 2022. №1. С. 80-83. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.1.13