Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
МИЛЁШИНА Лариса Валерьевна ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА ...
УДК 811.161.137
DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0087
ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
© Автор(ы) 2021
МИЛЁШИНА Лариса Валерьевна, аспирант кафедры русского языка
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (392036, Россия, Тамбов, ул. Интернациональная, 33, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность данного исследования заключается в том, что его проблематика связана с разработкой теории речевой деятельности и проблем речевой коммуникации современного школьника как основы перспективного развития языковой системы русского языка. Цель: выявить особенности молодежного сленга в речи современного школьника, определить степень его воздействия на языковую культуру. Методы: научно-теоретический анализ литературы по проблематике исследования, лингвистический анализ полученных в ходе наблюдения данных, лингвистический эксперимент. Результаты: в статье рассмотрена сущность молодежного сленга, соотношение понятий «молодежный» и «школьный» сленг, определены возрастные границы; изучены лексические и словообразовательные особенности сленгизмов, источники их пополнения; представлено несколько лексико-тематических групп данных лексических единиц, используемых в лексиконе школьников наиболее часто, раскрыты причины использования сленговых выражений в разговорной речи, распространения сленга в другие виды дискурса, проанализированы сленгизмы, употребляемые в разговорной речи учащихся, в том числе в активном и пассивном лексиконе. Внимание автора также сосредоточено на компьютерно-игровом сленге, занимающим важное место в лексиконе современных школьников, являющихся геймерами в большинстве случаев. Научная новизна: получены выводы о том, что сленг, обладая своей спецификой, делает речь школьников эмоционально-грубой, кроме того сленгизмы часто выходят за пределы разговорного дискурса, упрощая речь, делая ее бедной, невыразительной. Практическая значимость: данное исследование дополняет имеющиеся в лингвистике представления о понятии «молодежный (школьный) сленг», может быть использовано в научно-методическом аспекте, например, при создании словарей данного социолекта.
Ключевые слова: молодежный сленг, речь школьников, лексикон, компьютерно-игровой сленг, сленгизмы, лексико-тематические группы, способы пополнения, оценочная лексика, вокативы, языковая культура.
YOUTH SLANG IN THE SPEECH OF A MODERN STUDENT
© The Author(s) 2021
MILYOSHINA Larisa Valerievna, post-Graduate Student, Department of Russian Language
Tambov State University named after G.R. Derzhavin (392036, Russia, Tambov, Internatsionalnaya str., 33, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of this study lies in the fact that its problems are associated with the development of the theory of speech activity and the problems of speech communication of the modern students as the basis for the future development of the language system of the Russian language. Purpose: to identify the features of youth slang in the speech of a modern student, to determine the degree of its impact on language culture. Methods: scientific and theoretical analysis of the literature on the problems of research, linguistic analysis of the data obtained during observation, linguistic experiment. Results: the article discusses the essence of youth slang, the relationship between the concepts of "youth" and "school" slang, defined age boundaries; studied the lexical and derivational features of slangisms, the sources of their replenishment; several lexical-thematic groups of these lexical units are presented that are most often used in the vocabulary of students, the reasons for the use of slang expressions in colloquial speech, the spread of slang into other types of discourse are revealed, slangisms used in colloquial speech of students are analyzed, including in active and passive vocabulary. The author's attention is also focused on computer gaming slang, which occupies an important place in the vocabulary of modern students, who are gamers in most cases. Scientific novelty: it was concluded that slang, having its own specifics, makes the speech of students emotionally rude, in addition, slangisms often go beyond the limits of colloquial discourse, simplifying speech, making it poor, expressionless. Practical significance: this study complements the existing in linguistics ideas about the concept of "youth (school) slang"; it can be used in the scientific and methodological aspect, for example, when creating dictionaries of this sociolect.
Keywords: youth slang, speech of students, lexicon, computer game slang, slangisms, lexico-thematic groups, ways of replenishment, evaluative vocabulary, vocatives, language culture.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время особо остро ощущается проблема современного состояния языковой культуры школьника. Большую часть разговорной речи школьников составляет молодежный сленг, который позволяет подросткам проявлять самовыражение, делает их речь уникальной, понятной не всем.
Отношение лингвистов к сленгу неоднозначно. Одни исследователи воспринимают его как «засорение» языка, которое наносит непоправимый ущерб культуре языка в целом (Л.П. Крысин [1], С.И. Левикова [2], И.О. Федоров и др.). Другие признают молодежный сленг одним из средств обогащения речи (М.А. Грачев [3], Л.В. Владимирова, В.И. Шляхов [4] и др.).
Наиболее удачным нам представляется определение сленга, сформулированное известным российским лингвистом В.А. Хомяковым: «Сленг - это относительно устойчивый для определенного периода, широкоупотребительный, стилистически маркированный (сниженный) лексический пласт, компонент экспрессивного
просторечия, входящего в литературный язык, весьма неоднородный по своим истокам, степени приближения к литературному стандарту, обладающий пейоративной экспрессией» [5, с. 111]. Мы будем говорить о сленге как о разговорном варианте речи какой-либо профессиональной или социальной группы.
Исследованием данного лексического пласта языка занимались такие ученые, как Валгина Н. С. [7], Воронкова А. А. [8], Гальперин И. Р. [9], Зейтунян В. М. [10], Караулов Ю. Н. [11], Касумова М. Ю. [12], Кронгауз М. А. [13], Кулакова К. В. [14], Ухова П. С. [15], Черенкова Д.И. [16], Чиркова В. М. [17], Ланская И.А. [18] и др.
Несмотря на активное исследование и анализ молодежного сленга, в работах ученых-лингвистов практически не затрагивается проблемы школьного социолекта. Однако он представляет интерес для изучения языковой картины школьников как носителей языковой культуры.
МЕТОДОЛОГИЯ
В нашем исследовании мы попытаемся определить
MILYOSHINA Larisa Valerievna
YOUTH SLANG IN THE SPEECH OF A MODERN ...
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
современное состояние молодежного сленга в коммуникативном пространстве школьников, степень его влияния на общую языковую культуру. Для этого необходимо уточнить специфику деривации сленгизмов, особенности функционирования, а также параметры употребления в различных дискурсах.
Характер языкового материала определил выбор методов. Помимо анализа научной литературы, посвященной проблемам молодежного сленга, проводился лингвистический анализ языкового материала, полученного в ходе наблюдения за речью носителей молодежного сленга (школьников), лингвистический эксперимент.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В современной лингвистике выделяют несколько видов сленга: молодежный, компьютерный, профессиональный, уголовный и т.д. Причем некоторые слен-гизмы могут входить сразу в несколько социолектов. Так, часто пересекается молодежный и компьютерный сленг. Данный факт можно объяснить принадлежностью участников одной возрастной группы к нескольким социальным, например, геймерам и школьникам.
Референтной группой молодежного сленга являются люди в возрасте от 12 до 23 (30) лет. К ней относят школьников и студентов.
Молодежный сленг имеет ряд особенностей. Он отличается краткостью, эмоционально-экспрессивной окраской, изменчивостью. Сленг находится в постоянном движении, все время обновляется. Например, слен-гизмы шнурки (родители), мочалка (девушка), употреблявшиеся около тридцати лет назад, не используются в речи современной молодежи, являются непонятными для них. Как отмечает Горшков П.А., «сленг геймеров постоянно претерпевает изменения и частично обновляется каждые 7-10 лет» [19, с. 4]. Можно предположить, что в течение этого же времени обновляется не только компьютерно-игровой, но и молодежный сленг.
Следует подчеркнуть, что основной функцией молодежного сленга является экспрессивная. Сленг может выражать различную эмоциональную оценку: положительную (топовый- лучший, красава, огурчик - молодец, няшка - милый человек и т.д.) или отрицательную (зашквар - позор, школота - школьники с низким уровнем интеллекта и т.д.) При этом молодежный сленг тяготеет к сниженной, грубой окраске:
Ну ты дебил (додик)!
Крыса, сейчас договоришься!
Вали! /Свалил!
В неофициальном общении школьники часто используют разнообразные грубые, агрессивные высказывания. Ю.В. Щербина говорит о том, что «вульгарное и инвективное словоупотребление само по себе не выражает речевую агрессию, но однозначно создает грубо-неприемлемую тональность речи, опошляет общение, может провоцировать ответную грубость» [20, с.12].
Сленг школьников можно разделить на несколько лексико-тематических групп:
- сфера учебы,
- интернет-пространства,
- быта и досуга,
- этикета,
- оценочный сленг.
К первой группе относится большое количество лексем. Это столовка, тубзик, пара, трояк, классуха, кон-троша, лаба, домашка, шпоры, физра, литра, инглиш, классуха, математичка, географичка, училка, тича, школота, ботаник, халява, шарить и др. Отметим, что микрополе «Номинации учителей» в основном содержит общие обозначения учителей по преподаваемым предметам (физичка, технологичка) или лексемы с русским корнем уч- (училка), а также аналогичным ему английским teach- (тича). Можно заметить, что сленгиз-мы, относящиеся к данной группе, в основном имеют негативную (презрительную) коннотацию.
Вторая группа - сленгизмы интернет-пространства,
они связаны с влиянием информационных технологий на коммуникацию школьников. Например:
комп, клава - компьютер и его составляющие; виснуть, глючить - работа компьютера; инет (нет), мемы, комменты, бан, ава, лайк, репост, блогер, стример, загриферить - интернет-пространство, его реалии;
ВК, инста - название социальных сетей. К данной группе можно отнести компьютерно-игровой сленг, который пользуется популярностью у школьников, увлекающихся онлайн играми, киберспортом. -Дай акк! -Нет уж. -Дай акк, пж. -Зачем?
-Кубки поапать.
-Я и сам могу.
-А я поапаю, если ты не можешь. -Каждый день в бравл захожу. Знаю таких, как ты. Они потратили все мои гемы. На скины. Хотя я копил на бравл пасс.
-Даю слово пацана. Я буду апать. Активно. -Не-а.
-Я куплю гемы. -Как?
-На бравл пасс. Донат.
-Можешь апать новый акк. Я его ток начал. Ты не против? -Против.
-Дай его. Задоначу туда 900 гемов. .. Смысл данного диалога понятен не всем школьникам, а только тем, которые являются игроками (геймерами) и владеют данной разновидностью сленга. К игровому сленгу относятся слова: апать, поапать, акк, бравл, пас, гемы, кубки, скины, донат, задонатить, также часто встречаются сленгизмы изи, потная катка, прокачать, затащить, гамать, ГГ и др. Почти все они являются англицизмами, становятся понятны при переводе на русский язык:
апать / поапать (от up -вверх) - повышать уровень аккаунт / акк (от account) -учётная запись, при помощи которой осуществляется вход на сайт или в игру бравл пас (от brawl - уличная драка) - название игры гемы - (от gem - кристалл) игровая валюта кубки — трофеи
скины - (от skin - кожа, оболочка) внешний вид, оболочка, дизайн
донат (от donate - жертвовать) - плата за какие-либо бонусы в игре, например, уникальные предметы и способности
изи (от easy- легко) - о легком прохождении задания или уровня
потная (катка) - о сложном прохождении задания или уровня
катка (от глагола катать) - компьютерная игра прокачать - улучшить характеристики затащить - пройти сложный раунд в игре гамать (от game - играть) - играть в компьютерную игру
ГГ (от good game - хорошая игра) Компьютерно-игровой сленг образуется несколькими способами деривации, самыми продуктивными из которых являются транслитерация (бравл, аккаунт) и транскрипция (изи, донат). Также нередко используется усечение (эпики и леги - эпические герои и легендарные) Компьютерно-игровой дискурс используется школьниками в процессе игры, её обсуждения. Например, выиграв случайно, молодой человек пишет: Я эту катку чисто на рандоме затащил. Однако часто сленгизмы выходят за пределы игровой коммуникации. Например, изи катка (о чем-то несложном), затащить алгебру (выполнить с большими усилиями)
Третья группа сленгизмов объединяет разные дей-
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
МИЛЁШИНА Лариса Валерьевна ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА ...
ствия, предметы, явления, окружающие школьников в реальной жизни: телек, тренд, чел, шмот, днюха, гиф-ка, вписка, туса, спойлер, трек, пятюня (пять пальцев), френдзонить, краш, стеб, сига, магаз и др.
К этикетным сленгизмам можно отнести слова до-роу, здоров, доброго времени суток, привет, хай, пока, поки, бай, плиз, сорян /сори /сорямба, пасибки и др.
Оценочный сленг представляет довольно обширную группу слов, выражающих оценку прямо или опосредованно (клево, круто, офигенно, зашибись, дикий, дичь, няшный, люто, блин, пофиг, днище, тормоз, отстой и др.). Например:
Ты что такая дерзкая?
Ты чо мне втираешь какую-то дичь!
Ноу токсик!
Связано это прежде всего с желанием школьников (подростков) дать оценку реалиям действительности. Как отмечают Лазаревич С. В., Ерофеева А. В., Дорожкина Д. С., «В последние десятилетия значительно возрос интерес молодежи к оценочным отношениям. Это выражается в активном росте сленговых номинаций, которые выражают критическое отношение молодежи к окружающему миру» [21, с. 141]. Можно предположить, что на активизацию данного явления оказывают влияние общие тенденции общества, связанные с оценкой (чаще негативной) различных суждений, событий и т.д.
По мнению Морозовой И.О., внутри оценочной лексики можно выделить отдельную группу - вокативы, анализ которых позволяет проследить взаимоотношения молодежи как между собой, так и с другими социальными группами. Отметим, что вокативы, использующиеся в речи школьников, по большей части представляют имена, фамилии (Крис, Макс, Санек, Екимов), реже прозвища, англицизмы (рыжий, гайс, бро) [22]
Нельзя не обратить внимание на способы пополнения состава молодежного сленга. Образование слен-гизмов происходит посредством нескольких способов деривации, самыми продуктивными из которых являются морфологический, лексико-семантический способы. Сленгизмы могут образовываться с помощью: суффиксации (милота, вписка), префиксации (перезалить, привалить), постфиксации (вскрыться, обломаться), сложения (френдзона), аббревиации (ДР — день рождения; Омг - о май год /о мой бог), усечения (шмот, пон) и т. д.
Отметим, что наиболее продуктивным морфологическим способом деривации является суффиксальный. Сленгизмы образуются с помощью большого количества разнообразных суффиксов: ждун (от ждть), топ-чик, топовый (от топ), печалька (от печаль), отмазка (от отмазываться, т.е. оправдываться). В современном молодежном сленге помимо суффиксов литературного языка широко используются и специфичные суффиксы, такие как: -он, -няк, -инс, -ас, -сик, -як, -ямб др.: расслабон, депрессняк, зайкинсы, мемасы, видосик, точняк, сорямба и т.д.
Причем новые сленговые слова образуются как от слов русского литературного языка (бомбануть (выражать негодование) - от глагола бомбить), так и от других сленгизмов (мемас - от мем).
Следует подчеркнуть пополнения отдельных словообразовательных гнезд. В частности, от существительного тролль - троллинг, троллить, затроллить, потрол-лить; от лайк - лайкать, лайкнуть, пролайкать, лай-каться, от тригер - тригерить, тригернуться. Нужно отметить активизацию отдельных моделей словообразования сленгизмов - образование прилагательных с суффиксом -ов: лайтовый (от лайт), топовый (от топ), ламповый (от лампа), кринжовый (от кринж), кайфовый (от кайф); образование глаголов с суффиксами -а, -и, от существительных (чаще заимствованных из английского языка): банить (от бан), репостить (от репост), лай-кать (от лайк), флудить (от флуд) и т.д.
Немало сленгизмов образовано лексико-семанти-ческим способом, при котором происходит изменение
значений лексем литературного языка и использование их в сленге с новой семантикой. При этом широкое распространение получил процесс метафоризации, которым, по мнению многих лингвистов, образовано около половины всех сленговых лексем.
К сленгизмам, образованным метафоризацией, можно отнести имена существительные, обозначающие: людей (овощ, голубой, бомж), эмоциональную оценку (угар, дно), напитки (энергетик, отрава), наркотики (трава/травка) и т.д.; глаголы залить, кликать, гореть, бомбить, залипать, сливаться и т.д.
Нами было отмечено, что школьники, встретив слово, имеющее дополнительную коннотацию, прежде всего воспринимают его переносное сленговое значение. Часто это вызывает улыбку, смех. Например, на уроке литературы, читая «Горе от ума», девятиклассники рассматривают лексему трава как наркотическое вещество для курения:
...Позвольте... видите ль... сначала Цветистый луг; и я искала траву, Какую-то, не вспомню наяву.
Помимо этого, яркую эмоциональную реакцию также вызывают: член предложения, многочлен, голубой, овощ, стоит, кончать, дятел, телка, клуб, ляхи и т.д.
Другим источником пополнения молодежного сленга является заимствование. Рубцова Е.А. обращает внимание на то, что «заимствования из иностранных языков, жаргонов, арго составляют в общей сложности более половины словарного состава молодежного сленга» [23]. Причем подавляющее большинство заимствованных слов являются англицизмами. Обращение молодых людей к англицизмам связано с их увлечением западной культурой. Большое влияние на речь школьников оказывают американские фильмы, сериалы, музыка, компьютерные игры и т.д.
Нами в речи учащихся зафиксированы следующие англицизмы: лузер, вайб, найс, бро, изи, рандомно / на-рандом / на рандоме, фейк, кринж, смайлы, тригер, юзер, геймер, логин, панчить, косплей, олды и др.:
Как вам мой косплей (игровое костюмированное перевоплощение) на нашу технологичку? Это для ультра олдов (очень старых) Санёк на последней пикче (картинке) прям вах Ноу токсик Я сливаюсь
Нами был проведен лингвистический эксперимент, направленный на анализ сленгизмов в речи школьников. Всего было опрошено 93 человека. Возраст респондентов - 12-14 лет. Респондентам было предложено заменить сленговые лексемы няшный, ок, прикольно, сорян, бомбит, агриться общеупотребительными синонимами. 93, 5 % школьников справились с заданием.
слово Ответы школьников Значение в словаре [24]
няшный миловидный, милый, приятный, хороший, красивый милый
ок хорошо, понял, ладно, без проблем, отлично, договорились хорошо, все в порядке; знак одобрения
прикольно классно, здорово, супер, интересно, весело увлекательно забавно, интересно, остроумно
бомбит злит, бесит, выводит из себя, раздражает, раздражать, провоцировать
агриться злиться злиться, сердиться
Можно отметить, что не все ответы соответствуют требованию заменить сленгизм общеупотребительным синонимом, часто использован другой сленгизм. Это может быть связано с незнанием лингвистического термина и/или неумением отличать сленгизмы.
С заданием не справилось 6 человек. Посредством анкетирования выяснилось, что эти школьники редко используют интернет, различные гаджеты, не зареги-
MILYOSHINA Larisa Valerievna
YOUTH SLANG IN THE SPEECH OF A MODERN ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. ^ 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
стрированы в социальных сетях. Можно предположить, что информацию о сленге школьники получают в интернет пространстве, при общении в социальных сетях.
Молодежный (школьный) сленг способен отображать мироощущение школьников, их ценностные ориентации и предпочтения. При помощи наблюдения за использованием в речи учащихся сленгизмов можно понять, как складываются их межличностные отношения, как формируется оценка разных сфер жизни. Таким образом, школьный сленг представляет собой языковое отражение культуры его носителей.
Сфера функционирования школьного сленга не ограничивается устным/письменным общением его носителей в неформальной обстановке. Элементы молодежного сленга проникают в другие виды школьного дискурса. Приведем пример выступления ученика 9 класса С.К. на научной конференции:
Не менее интересным оказался результат опроса среди молодых людей от 15 до 18 лет. Им необходимо было ответить на вопрос «Какие книги из прочитанных за последние 2 года больше всего понравились?». 23% опрошенных назвали произведения классической литературы, среди которых «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов), «Война и мир» (Л.Н. Толстой), «Джейн Эйр» (Ш. Бронте), «Гордость и предубеждение» (Д. Остин) и так далее. 77% отметили очень крутые, на мой взгляд, произведения современной литературы: Д. Шэрон «Привет, давай поговорим», О. Рой «Страх», Д. Франзен «Свобода», Д. Адамс «Автостопом по галактике», Э. Клайн «Первому игроку приготовиться», Д. Киз «Таинственная история Билли Миллигана», Дж. Грин «Виноваты заезды» и другие.
Частотность употребления некоторых сленгизмов в разговорной речи приводит к их проникновению в те сферы общественной жизни школьников, которые требуют употребление исключительно лексики литературного языка.
ВЫВОДЫ
Действительно, в наше время, «время полного раскрепощения языка», отмечается актуализация молодежного сленга, который проникает в СМИ, в публицистическую речь и т.д., что явно противоречит нормам литературного языка, препятствует развитию языковой культуры личности школьника. Это дает возможность говорить о трансформациях, происходящих в речи, которая становится не богатой и выразительной, а грубой и «резко контрастирующей с традициями речевого общения в культурной языковой среде» [25, с. 83]. Чрезмерное употребление сленгизмов негативно отражается на языке, поэтому вопрос о регулировании сленга, о его уместности остается открытым. Данный факт может привлечь исследователей к проблеме молодежного (школьного) сленга.
Также в ходе исследования было выявлено, что в сленге учащихся можно выделить пять больших лексических групп, связанных с реалиями данного социального сообщества. Причем оценочная лексика используется наиболее активно. Новые сленгизмы школьники усваивают из интернет-пространства. Между тем, из источников пополнения сленга главным является заимствование из английского языка. Ярким примером тому служит геймерский молодежный сленг.
Школьники испытывают потребность в общении, оценки действительности, их речь тяготеет к экспрессивности, раскрепощенности, антинорме, англизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крысин Л.П. О некоторых изменениях в русском языке конца XX века //Исследования по славянским языкам. — 2000. — № 5. — С. 63—91.
2. Левикова С. И. Неформальная молодежная субкультура: социальный феномен и отношение к нему в обыденной жизни, в публицистике и в научных исследованиях // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. — 2015. — Т. 3, № 63. — С. 2891— 2906.
3. Грачев М.А. Арготизмы в молодежном жаргоне // Русский язык в школе. — 1996. —№ 1. — С. 78—85.
4. Шляхов В. И. Надо ли обучать жаргону //Живая методика: Для преподавателя русского языка как иностранного. — 2005.
5. Хомяков, В. А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода: автореф. ... канд. филол. наук. Л., 1980. — 168 с.
6. Береговская, Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / Э.М. Береговская // Вопросы языкознания. — 1996. — №3. — С. 123—126.
7. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.
8. Воронкова А. А., Мальцева С. М., УльянкинаЕ. М. Функциональные особенности молодежного сленга современных студентов // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — Т. 9. — №. 2. — С. 237-240.
9. Гальперин, И. Р. О термине «сленг» //Вопросы языкознания. / И.Р. Гальперин. - Москва: Наука, 2015. -150 с.
10. Зейтунян В. М., Ходжабекян М. С. Актуальность сленга. Молодежный сленг /Инновационные механизмы решения проблем научного развития. — 2017. — С. 69-71.
11. Караулов, Ю.Н. О состоянии современного русского языка / Ю.Н. Караулов/Русская речь. -2001. -№ З.-С. 25-31.
12. Касумова М.Ю. Молодежный сленг как компонент молодежного дискурса//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 7. с. 63-65.
13. КронгаузМ.А., Литвин Е.А. и др. Словарь языка интернета.ги. —М.: АСТ-ПРЕСС ККНИГА, 2016. — 288 С., С. 118.
14. Кулакова К.В. Функции молодежного сленга// Вестник научных конференций. 2016. № 4-3(8). с.81-83.
15. Ухова, П.С., Степанов, В.Н. Оценочный потенциал французского студенческого сленга [Текст] / П.С. Ухова, В.Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. — 2016. — Вып. 4 (39). — С. 17-25 (0,5 п.л. /0,25 п.л.).
16. Черенкова Д.И. Молодежный сленг: положительное и отрицательное влияние на сознание и речь подростка//Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (2021 мая 2019 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С.246-249.
17. Чиркова В.М. Функциональные особенности русского молодежного сленга//Журнал Региональный вестник. 2019. №7(22). С.17-18.
18. Ланская И.А. Вопросы изучения молодежного сленга в курсе «Русский язык и культура речи» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 189-192.
19. Горшков П.А. Сленг хакеров и геймеров в интернете: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. -173 с.
20. Щербинина, Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления /Ю. В. Щербинина. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 240 с.
21. Лазаревич С. В., Ерофеева А. В., Дорожкина Д. С. Жаргонизмы с оценочным значением в современном молодежном сленге. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — №. 9-с. 140-144
22. Морозова И. О. Англицизмы в современном русском студенческом сленге: сопоставительное исследование на материале английского и русского языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20: защищена 01.11.06 /Пятигорск, 2006. 218 с.
23. Рубцова Е. А. Молодежный сленг как противоречивое явление в современной лингвистике // Русистика. 2009. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-sleng-kak-protivorechivoe-yavlenie-v-sovremennoy-lingvistike (дата обращения: 23.06.2020)
24. Захарова Л. А. и др. Словарь молодёжного сленга (на материале лексикона студентов Томского государственного университета): учебно-методическое пособие: [для студентов вузов по направлению 031000 и специальности 031001» Филология»]. — 2014.
25. Караулов, Ю.Н. О состоянии современного русского языка / Ю.Н. Караулов//Русская речь. -2001. -№ З.-С. 25-31.
Статья поступила в редакцию 13.01.2021 Статья принята к публикации 27.02.2021