бой неправильное толкование и применение норм, регламентирующих ответственность соучастников преступления.
1 Состояние преступности в России : стат. сб. ГИЦ МВД России за 1999, 2000, 2001 и 2003 гг.
2 Энциклопедия уголовного права. Т. 6. СПБ., 2007.
3 Уголовное право России : учебник ; в 2 т. Т. 1: Общая часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М., 2000. С. 55.
4 Мельниченко А.Б., Радачинский С.Н. Уголовное право. Общая и Особенная часть : учеб. пособие. М., 2002. С. 121.
5 Энциклопедия уголовного права. С. 301.
6 Бражников Д., Бычков В. Сплоченность как признак бандитизма // Уголовное право. 2006. № 1.
7 Панченко П.Н. Оптимизация уголовной политики и проблемы правопорядка в экономике. Н. Новгород, 2004. С. 184—185.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Е.Н. КЛЕЩИНА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса
Московского университета МВД России [email protected]
Аннотация. Защита жертв преступлений — важнейшее направление криминальной виктимологии. Здесь важно не только понимание природы и причин преступного поведения, ситуаций, которые ему предшествовали и следовали после его окончания, но и определение вреда, который наносится преступлениями человеку и обществу; понимание последствий преступности и совершенствование, в связи с этим, мер социальной защиты потерпевшего.
Ключевые слова: жертва преступления, преступление, последствие преступления, виктимизация, повторная виктимизация.
SOCIAL PRACTICE OF CRIME VICTIMS PROTECTION AS A DIRECTION OF CRIMINOLOGY STUDY ABOUT CRIME VICTIM
E.N. KLESHCHINA,
Candidate of law, assistant professor of criminal procedure department of Moscow University of Russian Ministry of Internal Affairs
The summary. Crime victim protection — is one of the most important part of criminal victimology. The urgency of this direction is determined by the importance not only the understanding of nature and reasons of crime behavior, situations which preceded and followed it after termination, but also a harm determination , which is done by crime to a man and society, understanding the circumstances of crime and improvement of social protective measures of a victim.
Key words: crime victim, crime, consequence of crime, victimization, recurring victimization.
В результате преступления жертве причиняется физический, имущественный, психологический вред. Последний является последствием практически любого преступления, а причинение физического и имущественного вреда зависит от характера посягательства. Нередко в процессе производства по уголовному делу у потерпевшего наступает ухудшение психического состояния, он продолжает переживать преступление. Интенсивность этих переживаний за-
висит от него самого и от тяжести совершенного преступления.
После того, как преступление совершено, все внимание сосредотачивается на преступнике. Г.Й. Шнайдер справедливо замечает: «общество в отношении жертвы занимает весьма странную позицию... к жертве проникаются недоверием, сожалением или злорадством. Она может подвергнуться вторичной викти-мизации только потому, что на причиненный ей вред
и на ее страдания смотрят равнодушно... В уголовной полиции и в судах на нее смотрят с предубеждением. Обращаясь за помощью к жертве, органы уголовного преследования решают главным образом свои специфические задачи. Они не считаются с тем, что после преступления жертва еще находится в состоянии острых психических и социальных переживаний и потому нуждается в понимании и заботе»1. Поэтому, считает Г.Й. Шнайдер, «криминология должна заниматься не одними только преступлениями и преступниками. Ей нужно обратить внимание на лиц, ставших жертвами преступности»2.
Вред, причиненный преступлением, может быть первичным и вторичным (повторным). Первичный вред причиняется непосредственно преступлением. Вторичный обусловливается повторной виктимизаци-ей, которая наступает после совершенного преступления, и является следствием неправильного отношения близких, знакомых жертвы к ней из-за совершенного преступления, нетактичного, незаконного, равнодушного поведения или действия (бездействия) должностного лица или органа, ведущего производство по уголовному делу, несовершенства законодательства.
У потерпевших, в результате совершенных в отношении них преступлений, может развиться депрессия, апатия, гнев, обостриться ранимость и другие негативные психические состояния. Жертва неоднократно вспоминает событие преступления, вновь переживая его. В уголовном процессе должностными лицами, ведущими производство по делу, потерпевший, в основном, рассматривается как объект для выяснения истины, как в силу объективных (проблемы уголовно-процессуального закона, пробелы в организации деятельности соответствующих органов), так и субъективных причин (недостаточность профессионального опыта у названных лиц, психологических знаний, игнорирование факта о психических состояниях потерпевшего, отсутствие психологического контакта с ним, неоказание достаточной помощи в рамках своей компетенции). В результате потерпевший иногда воспринимает уголовное судопроизводство как обременительную процедуру, созданную не в его интересах. Доказательством тому служат многочисленные случаи неявки потерпевшего по вызовам должностных лиц и органов, в производстве которых находится уголовное дело.
Думается, что без анализа указанных проблем невозможно познать социальные последствия преступности. Как справедливо отмечает В.В. Лунеев, «основная опасность заключается ведь не столько в самом факте преступления, а в его последствиях, которых добивался или к возможному наступлению которых пренебрежительно относился сам источник зла — преступник... Жертвы преступности. — самое значимое и тяжкое последствие преступности»3.
По нашему мнению, социальная практика защиты жертв преступлений должна включать исследование
таких аспектов как: социально-психологическая реабилитация жертвы; возмещение вреда, причиненного преступлением, как в форме реституции, материальных выплат, так и иных форм заглаживания вреда; физическая защита от повторной виктимизации; защита прав в уголовном судопроизводстве; защита жертв преступлений, потенциальных жертв преступлений в ходе оперативно-розыскной деятельности; совершенствование законодательства и правоприменительной практики защиты прав потерпевших.
Социально-психологическая реабилитация потерпевших включает оказание медицинской, в том числе психотерапевтической помощи (например, лечение нервных расстройств, травм, заболеваний, полученных в результате совершенного преступления); оказание помощи потерпевшим социальными службами, общественными организациями; формирование общественного мнения в пользу жертвы. Как верно отмечает Д.В. Ривман, «жертвы изнасилования, насильственных действий сексуального характера, лица, которых похищали и захватывали в качестве заложника, нередко психологически травмированы. Они испытывают тяжелые нравственные страдания, впадают в депрессию, теряют уважение к себе и доверие к окружающим, становятся очень ранимым и неадекватно воспринимают многое из того, с чем сталкиваются уже после преступления. Поэтому служба помощи и защиты потерпевших от криминального насилия. должна решать первоочередную задачу психологического восстановления жертв»4. «У многих индивидов психологические раны не заживают до конца их дней и становятся причиной психических расстройств, жизненных катастроф, крушения планов, суицидальных действий, потери интереса к жизни»5. А значит работать в этой службе должны квалифицированные психологи и юристы; основной показатель эффективности такой работы — предотвращение повторной виктимизации и восстановление прав. Однако не только жертвам насильственных преступлений требуется психологическая и юридическая помощь; жертвы других преступлений, в том числе и корыстных, также испытывают негативные эмоции и нередко нуждаются в указанной помощи. По данным немецких виктимологов, у лиц, ставших жертвами ограблений или краж со взломом, наблюдаются: нервозность — 86% и 81%; истерический плач — 78% и 60%; страх — 75% и 70%; шок — 50,5% и 38%; нарушение памяти — 20% и 5%; гнев — 38% и 42%»6. Аналогичные симптомы переживают и многие, так называемые, рикошетные жертвы преступлений.
Физическая защита от повторной виктимизации имеет особо важное значение в случае угроз в отношении потерпевшего, его близких. Она включает применение мер государственной защиты (личная охрана, охрана жилища, имущества).
Актуальным направлением социальной защиты потерпевшего выступает защита его прав в процессе
производства по уголовному делу. Поскольку теоретическая цель криминальной виктимологии состоит в познании сущности и содержания потерпевшего от преступления, его статусов и прав, то на этой основе она разрабатывает для уголовного процесса общую модель защиты прав потерпевшего, которая должна найти отражение в уголовно-процессуальном и иных законах. Именно в процессе производства по уголовному делу исследуются ситуации, предшествующие преступлению, непосредственно преступное деяние, а также ситуации после его совершения; принимаются меры по возмещению потерпевшему вреда, причиненного преступлением. При этом особую роль играет активность участия потерпевшего в уголовном процессе, что позволяет эффективно исследовать механизм преступления, защитить его права и законные интересы. В уголовном судопроизводстве возникают проблемы защиты прав и законных интересов потерпевших, возмещения вреда, причиненного преступлением; потерпевшие могут испытывать угрозы со стороны подозреваемых, обвиняемых и других заинтересованных лиц; к ним может быть проявлено невнимательное, небрежное отношение должностных лиц, ведущих производство по делу.
Защита прав потерпевших в уголовном процессе включает: своевременное признание лица потерпевшим; доступное разъяснение его прав и обязанностей; обеспечение возможности реализации этих прав; оказание адвокатом бесплатной юридической помощи; информирование об основных и итоговых решениях по уголовному делу; равные возможности с обвиняемым в уголовном процессе, возмещение вреда, причиненного преступлением.
Полагаем, что исследование перечисленных аспектов в рамках криминальной виктимологии позволит изучить последствия преступности, связанные с жертвами, совершенствовать меры защиты таких лиц.
1 Шнайдер Г.Й. Криминология. Перевод с нем. М., 1994. С. 346.
2 Там же.
3 Лунеев В.В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности //Государство и право. 2009. № 1. С. 36, 46.
4 Ривман Д.В. Криминология. Спб., 2002. С. 293.
5 См.: Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 138.
6 См.: Туляков В.А. //http: // Kiev-security.orq.ua/box/13/11. stml.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ
М.С. ЛАВРЕНТЬЕВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры АД ОВД МосУ МВД РФ
В.А. ДАВЫДОВ, преподаватель кафедры АД ОВД МосУ МВД РФ
Аннотация. В статье излагается история развития Московского метрополитена, дается характеристика структуры и основных аспектов деятельности УВД на Московском метрополитене. Ключевые слова: Московский метрополитен, милиция, общественный порядок в метрополитене.
HISTORY OF CREATION AND DEVELOPMENT OF INTERNAL AFFAIRS
FOR THE MOSCOW METRO
M.S. LAVRENTIEVA,
candidate of law sciences, assistant professor of the department of administrative activity of Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
V.A. DAVYDOV,
lecturer of the department of administrative activity of Moscow State University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The summary. The article describes the history of the Moscow Metro, the structure and key aspects of the Department of Internal Affairs in Moscow metro. Key words: Moscow Metro, militia, public order in the metro.