Научная статья на тему 'Социальная политика выдвижения крестьян западного региона России в 20-е годы XX века'

Социальная политика выдвижения крестьян западного региона России в 20-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫДВИЖЕНЧЕСТВО / КРЕСТЬЯНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / КАРЬЕРА / БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ / СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулачков Вадим Витальевич

Выдвиженчество представлялось как совокупность мероприятий со стороны партийных, профсоюзных и хозяйственных органов, направленных на выявление наиболее политически развитых и технически подготовленных представителей рабочего класса и крестьянства и их подготовку к предстоящей работе в аппарате государственных учреждений. Выдвижение давало возможность существенно изменить свой социальный статус, подняться по карьерной лестнице, являлось одним из лозунгов кадровой политики большевиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кулачков Вадим Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика выдвижения крестьян западного региона России в 20-е годы XX века»

В. В. Кулачков, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия, история и социология» Брянской государственной инженерно-технологической академии e-mail: vad2517@yandex.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВЫДВИЖЕНИЯ КРЕСТЬЯН ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Выдвиженчество представлялось как совокупность мероприятий со стороны партийных, профсоюзных и хозяйственных органов, направленных на выявление наиболее политически развитых и технически подготовленных представителей рабочего класса и крестьянства и их подготовку к предстоящей работе в аппарате государственных учреждений. Выдвижение давало возможность существенно изменить свой социальный статус, подняться по карьерной лестнице, являлось одним из лозунгов кадровой политики большевиков.

Ключевые слова: выдвиженчество, крестьянство, государственные учреждения, социальный статус, карьера, бюрократический аппарат, советская модель организации управления.

Институт выдвиженчества способствовал численному росту и укреплению советского бюрократического аппарата. Одновременно оно также выполняло роль мощной пропагандистской кампании, которая позволила временно снять напряжение в отношениях власти и общества. Но недостаточный уровень образования новых советских управленцев, неадекватная шкала оценок (происхождение, партийность), слабое разделение труда и недостаточная дифференциация социальных ролей делали советскую модель организации управления весьма уязвимой.

Привлечение в государственный аппарат управления простых крестьян и рабочих (выдвижение) — было очень популярным в 20-е гг. Для многих людей это давало возможность существенно изменить свой социальный статус, подняться по карьерной лестнице, приобрести властные полномочия. Выдвижение являлось одним из лозунгов кадровой политики большевиков - в государстве диктатуры пролетариата должны управлять рабочие и крестьяне. В этом видели гарантию качественного управления, преодоления бюрократизации аппарата и установления прочности пролетарской власти. Теоретическое обоснование и основные направления осуществления политика выдвиженчества получила в 20-е годы. Выдвиженчество представлялось как совокупность мероприятий со стороны партийных, профсоюзных и хозяйственных органов, направленных не только на выявление наиболее политически развитых и технически подготовленных представителей рабочего класса и крестьянства, но и их подготовку к предстоящей работе в аппарате учреждений. Политика выдвиженчества в современной отечественной исторической науке имеет неоднозначные оценки. По мнению ряда авторов, выдвиженчество оценивается как один из путей формирования советской бюрократии [1]. Другие видят за этой практикой

политику пролетаризации и коммунизации кадров [2].

Основная часть работы по подбору кандидатур возлагалась на низовые партийные ячейки. Для ее выполнения требовались сельские ячейки РКП(б) с устойчивой позицией и авторитетом среди населения. Осуществление выдвиженчества крестьян - бедняков, середняков и батраков требовало организации, сплочения этих слоев, то есть создания крестьянского актива. Местные органы власти приступили к работе по сплочению крестьянства фактически в конце 1925 - начале 1926 г. Так, в циркуляре земельным управлениям от 9 января 1926 г. «Об усилении работы по выдвижению на земельную работу крестьян от «сохи» и о ходе выдвижения таковых» указывалось, что, выдвигая крестьян, необходимо ставить их на работу в такие части аппарата, работа которых наиболее интересует широкие крестьянские массы - отделы землеустройства и лесной. Целью выдвижения является подготовка выдвиженцев из кадра ответственных земельных работников. Назначение выдвиженцев на специально создаваемые для них должности является нежелательным явлением [3].

Органы власти на местах стремились выполнять распоряжения вышестоящих органов на приемлемом уровне. Так, в отчете о работе выдвиженцев по Почепскому уезду за 1926 г. указывалось, что выдвиженцами являются крестьяне, не участвующие ранее в советской работе или работающие ранее членами сельсовета, но выдвинутые на высшие посты. Выдвиженцами считаются выявленные через активные выступления, общественные работы и поставленные на ответственные посты, в том числе и избранные массой. Все выдвиженцы являются крестьянами, работающими у сохи, за исключением одного рабочего, работающего на железной дороге и служащего. Тип хозяйства - бедняки, из них 5 не

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА. ПРАВО

165

имеют хозяйства [4]. Данные Трубчевского волостного исполкома за этот же период времени также содержали весьма ценную информацию о выдвиженцах. Ими считаются беспартийные крестьяне, работающие в советских учреждениях на руководящих должностях, за исключением председателей сельсоветов, выдвинутых массой. В состав волисполкома выдвинут избранный на съезде один крестьянин. Выдвиженцев не членов ВИКа нет. Женщин нет. Наиболее применимая для выдвиженцев отрасль - административная работа. Выдвиженцы все крестьяне - энергичные, бедняки. Возраст 35-38 лет, все женатые, достаточно грамотные. До выдвижения работал у сохи только один; один уходил на заработки; двое работали по советской линии, занимая административные должности. Тип хозяйства выдвиженцев - бедняцкий как до выдвижения, так и сейчас [5].

Для крестьян-выдвиженцев, не имеющих средств к существованию и потерявших в прошлом свое хозяйство, полученная должность давала возможность получить прибавку к зарплате. В то же время сельские выдвиженцы, крепко связанные со своим хозяйством, стремились уйти назад. Некоторых не устраивала разница в оплате труда. Как подсчитал один коммунист: «Если нести партийную работу 8 часов в неделю, а 32 часа в месяц с посещением партийных собраний, то в крестьянстве это дает потерю 9 рублей» [6]. Поэтому некоторые выдвиженцы уходили на прежнюю работу, чтобы иметь возможность работать в своем хозяйстве (Лихвинский уезд Калужской губернии) [7]. Снижало заинтересованность крестьян в выдвиженчестве и то, что отсутствовала система материального стимулирования. В некоторых местностях практиковалось «бесплатное выдвиженчество», как подготовка к занятию более ответственных должностей. Однако в отчетах давались сведения об улучшении материального положения выдвигаемых. В письме Калужского губкома РКП(б) указывалось, что «общая сумма заработной платы выдвиженцев до выдвижения составила 442 рубля 50 копеек, после выдвижения 1130 рублей, то есть наметилось ее повышение на 153%». Эта информация расходится с данными, полученными в результате опроса самих выдвиженцев. Из 18 опрошенных (Калужская губерния) трое признали, что ухудшили свое положение, четверо отметили, что оно осталось без изменений, по мнению двоих - незначительно улучшилось, один человек заметил улучшение, а восемь не дали ответа» [8].

Несмотря на противоречивые результаты выдвиженческой политики, местные органы власти активно информировали о проведении данной работы. Так, в отчете Балыкского волисполко-ма за 1926 г. указывалось, что все выдвиженцы

крестьяне. Возраст их от 26 до 40 лет, все семейные и грамотные. До выдвижения всё время работали в своем хозяйстве. Из 7 выдвиженцев крестьян - 6 бедняков и 1 середняк. Из женщин выдвиженцев только одна, которая является членом ВИКа (бесплатным), в работе своей активности она не проявила [9]. Шуморовский ВИК информировал, что из женщин выдвинута одна крестьянка, посланная на курсы народных судей, в настоящее время работает в г. Брянске. Предложения выдвиженцев бывают в большинстве практического характера, отражающие местные условия работы жизни деревни, выступления товарищей отличаются активностью [10]. Отчет Плюсковского ВИК Почепского уезда содержал точную и конкретную информацию о выдвиженцах: Осипенков К. К., 33 лет, как выдвиженец, который занимался до 1918 г. земледелием, с 1919 по 1920 гг. находился в Красной Армии, с 1921 по 1922 гг. - секретарь сельсовета, в 1923-1927 гг того же сельсовета, выбран в данное время членом ВИК, занимает должность зав.столом местного хозяйства и председатель волземкомиссии; Лямцев А. М., 33 лет, состоит членом ВИК, не занимая определенной должности; Абрамов С. С., 42 лет, 1918 по 1927 гг. - был счетоводом в Плю-сковском потребительском обществе, в данное время занимает должность в ВИКе - заведующий финансово-налоговой частью; Полякова В. Л., 40 лет, из гр. Плюсково, до 1917 г. земельного надела не имела, муж был кузнецом с 1917 г. До дня выборов занималась земледелием, в данное время состоит членом ВИК без занятия определенной должности [11].

Определенные надежды расширения масштабов выдвиженчества были связаны с кампанией «оживление Советов». Советы, как считалось в то время, идеально подходили для деятельности выдвиженцев: «сочетая в себе представительство широчайших масс населения, с одной стороны, и выборность, с другой стороны, Советы становятся не только органами управления, но и органами самоуправления трудящихся» [12]. В большинстве случаев крестьяне-выдвиженцы направлялись в волостной и уездный советский аппарат, реже в губернские исполкомы Советов. За 1925 г. в Смоленский ГИК были выдвинуты трое, в Калужский - восемь [13]. В середине 20-х годов были известны отдельные случаи выдвижения беспартийных крестьян в центральные советские органы. В частности, от Калужской губернии для работы в приемной М. И. Калинина был выдвинут член ГИКа, ВЦИКа и ЦИКа Я. Е. Ларин, который, как следует из его анкеты, уже несколько лет работал председателем сельскохозяйственного товарищества [14].

Одним из критериев оценки кампании являлся социальный состав выдвиженцев. Из 49

выдвиженцев в Советы Калужской губернии было 40 крестьян и 7 рабочих [15]. Наиболее активно выдвиженцы привлекались в партийную, административно-хозяйственную и советскую области. Трудоустройство осуществлялось в соответствии с предписаниями руководителей партийных комитетов. ЦК РКП(б) для крестьян-выдвиженцев рекомендовал работу в земельных органах. По данным из 25 губерний (в том числе Калужской, Брянской, Смоленской), им предоставлялся широкий спектр должностей. Перечислим некоторые их них: членами правления УИКов стали 2,7% выдвиженцев, на должность заведующих отделов и подотделов УИКов пришли 16,1% крестьян, в составе правления кооперативов оказалось 20,8% сельских выдвиженцев, 7,5% - были зачислены в контингент инструкторов и инспекторов, 42,5% — по этим сведениям получили прочие должности, т.е., предположительно, менее ответственные [16]. В политике выдвиженчества были и негативные моменты. В ряде местностей партийные и советские руководители выдвигали на руководящую работу своих родственников, так называемое выдвиженчество «по кумовству». Эта практика, в условиях слабого учета и контроля, негативно отражалась на кампании в целом и вызывала осуждение со стороны общества [17]. Слабее велась работа по выдвижению крестьян в партийные органы. Калужский и Смоленский губкомы по итогам проверки (1924) были указаны среди тех, в составе кото-

рых не было ни одного крестьянина. Кроме того, за 1925 г. в восьми из одиннадцати укомов Смоленской губернии было зафиксировано сокращение представительства крестьян от сохи [18]. Однако описываемая в отчетах ситуация была свойственна не только этим губерниям. Оргбюро ЦК в резолюции от 8 августа 1925 г. в целом признал «проводившуюся работу по выдвижению крестьян недостаточной» [19]. Подобная оценка содержалась и в отчетах местных партийных органов. В информационном письме Калужского губкома РКП(б) сообщалось, что «системы в выдвижении партийного руководства нет» [20].

Идея выдвиженчества находила положительный отклик у крестьян. В целом институт выдвиженчества способствовал численному росту и укреплению советского бюрократического аппарата. Выдвиженчество правомерно рассматривать в качестве механизма формирования партийно-советских кадров, который функционировал в рамках складывающейся системы учетнораспределительной работы. Одновременно оно также выполняло роль мощной пропагандисткой кампании, которая позволила временно снять напряжение в отношениях власти и общества. Но недостаточный уровень образования новых советских управленцев, неадекватная шкала оценок (происхождение, партийность), слабое разделение труда и недостаточная дифференциация социальных ролей делали советскую модель организации управления весьма уязвимой.

Литература

1. Хартанович, К. В. Бюрократизм и проблемы его преодоления в деятельности хозяйственных органов управления в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925) / К. В. Хартанович. -Ярославль, 1990.

2. Пашин, В. П. Кадры коммунистической номенклатуры: методы подбора и воспитания / В. П. Пашин, Ю. П. Свириденко. - М., 1998. - С. 158.

3. ГАБО. Ф. 558. Оп. 1. Д. 356. Ч. 2. Л. 277.

4. ГАБО. Ф.1285. Оп. 1. Д. 193. Л. 2-2об.

5. ГАБО. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 193. Л. 12.

6. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 67. Д. 106. Л. 43.

7. ГАКО. Р - 26. Оп. 2. Д. 39. Л. 14.

8. ГАБО. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 193. Л. 17-17об.

9. ГАБО. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 193. Л. 17-17об.

10. ГАБО. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 193. Л. 19-20.

11. ГАБО. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 193. Л. 24.

12. Ананов, И. Н. Местные органы Советской власти / И. Н. Ананов. - М., Л; Госиздат. 1925. - С. 6.

13. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 67. Д. 114. Л. 45, 67, 83.

14. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д. 25. Л. 55, 57.

15. Отчет Калужского ГИКа за 1925-26 гг. Калуга, 1926. С. 53.

16. Отчет Учраспредотдела ЦК РКП(б) за август-декабрь 1925 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д. 216. Л. 77)

17. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 67. Д. 106. Л.101.

18. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д. 104. Л. 42.

19. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д. 249. Л. 2.

20. ГАКО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 76. Л. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.