Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕРОПРИЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАЛЫЕ КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ЖИЛЬЁ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СВЯЗЬ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / "ИНТЕРНЕТ"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Судоргин Д. М., Теплицкая М. А., Субботина Ю. С., Горшков И. А., Меньшова И. И.

В данной статье затрагивается социальное развитие Иркутской области. Рассматривается образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, молодежная политика, социальная поддержка населения, национальная политика, жилье и городская среда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Судоргин Д. М., Теплицкая М. А., Субботина Ю. С., Горшков И. А., Меньшова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL - IRKUTSK REGION

This article touches upon the social development of the Irkutsk region. Education, healthcare, physical culture and sports, culture, youth policy, social support of the population, national policy, housing and urban environment are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ»

Судоргин Д.М., Теплицкая М.А., Субботина Ю.С., Горшков И.А., Меньшова И.И. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Судоргин Дмитрий Максимович, студент 2 курса магистратуры факультета цифровых технологий и химического инжиниринга;

e-mail: [email protected]

Теплицкая Мария Андреевна, студентка 2 курса магистратуры факультета цифровых технологий и химического инжиниринга;

Субботина Юлия Сергеевна, студентка 2 курса магистратуры факультета цифровых технологий и химического инжиниринга;

Горшков Илья Алексеевич, студент 2 курса магистратуры факультета цифровых технологий и химического инжиниринга;

Меньшова Ирина Игоревна, к.т.н., доцент кафедры логистики и экономической информатики. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия. В данной статье затрагивается социальное развитие Иркутской области. Рассматривается образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, молодежная политика, социальная поддержка населения, национальная политика, жилье и городская среда.

Ключевые слова: образование, обучение, здравоохранение, мероприятия, физическая культура, спорт, культура, молодежь, социальная политика, малые коренные народы, жильё и городская среда, жилищно-коммунальное хозяйство, связь, телекоммуникации, «Интернет».

SOCIAL POLICY IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL - IRKUTSK REGION

Sudorgin Dmitry Maksimovich, Teplitskaya Maria Andreevna, Subbotina Yulia Sergeevna, Gorshkov Ilya Alekseevich, Menshova Irina Igorevna.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

This article touches upon the social development of the Irkutsk region. Education, healthcare, physical culture and sports, culture, youth policy, social support of the population, national policy, housing and urban environment are considered. Keywords: education, training, healthcare, events, physical education, sports, culture, youth, social policy, small indigenous peoples, housing and urban environment, Department of Housing and Utilities, connection, telecommunications, "Internet".

Образование

Основной проблемой в области образования является недостаток мест для обучения, старый фонд построек, несоответствие инфраструктуры современным требованиям, отток наиболее квалифицированных кадров, медленное обновление содержания дополнительного образования детей. Для решения данных проблем был разработан национальный проект «Образование», в который входят региональные проекты, такие как «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Современная школа», «Поддержка семей, имеющих детей». По данной программе было реализовано: постройка и ввод в эксплуатацию школ и детских садов и других образовательных учреждений. [1] Для решения основных проблем было предложено: обновление фонда образовательных учреждений, повышение заработной платы до

конкурентоспособного на федеральном уровне, дополнительная поддержка образовательных организаций в малонаселенных пунктах, создание возможностей для получения образования маломобильным людям, организация и доставка горячего питания на 100% за счет местных подрядчиков, организация лагерей и экскурсий с частичным покрытием стоимости государством,

регулярное выделение мест в культурных центрах (театры, кино, музеи и т.д.) для всех обучающихся, педагогам в отдаленных уголках региона дополнительное улучшения жилищных условия, обеспечение 100% доступности интернет-соединения для всего региона, организация и проведение регулярных мастер-классов и соревнований по различным специальностям.

Здравоохранение

Основными проблемами в области здравоохранения являются: неудовлетворенность граждан

доступностью и качеством медицинской помощи; отток квалифицированных медицинских работников; старение. Для решения данных проблем был выпущен указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». По данной программе было реализовано: создание организация для проведения аттестации медицинских и фармацевтических работников для присвоения квалификационных категорий в ИО.[2] Для решения основных проблем было предложено создание единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ) для создания механизмов взаимодействия медицинских организаций, а также внедрение цифровых технологий; строительство и реконструкция объектов здравоохранения для обеспечения оптимальной

доступности для граждан; увеличение объема целевого обучения медицинских специалистов, предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки, в том числе обеспечение их жильем. (предоставление инфраструктуры).

Физическая культура и спорт

В сфере физической культуры и спорта существует ряд проблем: снижение доступности занятий физической культурой и спортом большей части населения Иркутской области, особенно среди малообеспеченных категорий граждан;

недостаточная адаптация спортивных сооружений к занятиям адаптивной физической культурой и спортом для инвалидов, нехватка профессиональных кадров.

Для решения данных проблем было выпущено Постановлении от 14 ноября 2018 года N 830-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2019-2024 годы». На данный момент времени реализовано проведение мероприятий для людей с ограниченными возможностями, а также международные и всероссийские мероприятия.[3] Для решения основных проблем было предложено строительство и реконструкция объектов спорта (спортивные площадки, стадионы, бассейны и т.д); привлечение молодых специалистов, повышение квалификации (привлечение инфраструктуры); строительство реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях для работы с инвалидами, повышение квалификации персонала в области адаптивной физической культуры; проведение бесплатных мероприятий или занятий для граждан с низким уровнем дохода.

Культура

Основными проблемами в области культуры является удаленность области от крупнейших российских и международных культурных центров; неразвитость кадрового потенциала; недостаточность

материальной базы; необходимость серьезного обновления оборудования учреждений культуры и искусства. Для решения данных проблем было выпущено постановлении от 6 ноября 2018 года N 815-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие культуры» на 2019-2014 годы», целью которого является развитие культурного потенциала личности и общества в целом. На данный момент времени реализовано проведение культурно-досуговых мероприятий.[4] Для решения основных проблем было предложено строительство объектов дополнительного образования детей и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства (музыкальные и художественные школы и т.д.); пополнение фондов государственных библиотек и музеев; оказание мер социальной поддержки работникам учреждений культуры и образования в

сфере культуры, творческим работникам; закупка и обновление оборудования.

Молодежная политика

Основной проблемой Иркутской области является сокращение численности молодых людей - с начала 2000-х годов молодежь сократилась на 23%. (на 195,1 тысячу человек). По демографическому прогнозу Иркутскстата - численность молодого населения в Приангарье будет снижаться как минимум до 2035 года. Инновационному развитию региона препятствует: фактическое отсутствие современных многофункциональных молодежных центров в городах, нехватка специалистов высокой квалификации в сфере молодежной политики. Кроме того, отмечается отсутствие системы поддержки социально и экономически-значимых инициатив молодежи. В целях качественного развития и сохранения потенциала молодежи в интересах Иркутской области принято постановление Правительства Иркутской области от 1 ноября 2018 года N 797-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на 2019 - 2024 годы».[5] В 2021 году в соответствии с принятыми Государственными программами в части моложеной политики реализовано 76 мероприятий, среди них: модернизация областных учреждений по молодежной политике, создание областного автономного учреждения «Дом молодежи Прибайкалья», учреждение «Молодежного кадрового центра» -лицензированного центра кадровой подготовки в сфере молодежной политики. Предложено создание центра притяжения молодых людей для формирования идентичности молодежи, который будет способствовать вовлечению в

социокультурную жизнь города, изучению культуры, истории и традиций региона, выявлению социально-активной и талантливой молодежи в целях ее интеграции в социально-экономические процессы Иркутской области.

Социальная поддержка населению

В настоящее время различными мерами социальной поддержки пользуются 612 тысяч жителей Иркутской области, среди них: 480 тысяч граждан старшего поколения. Недостатками к инновационному развитию региона является рост численности граждан старшего поколения, рост количества семей, находящихся в социально опасном положении. С целью повышения эффективности и усиление адресной направленности мер по социальной защите населения и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации принято постановление Правительства Иркутской области от 02 ноября 2018 года № 800-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2019-2024 годы».[6] Реализация программ Постановления способствует решению задач по снижению уровня бедности, оказанию поддержки семьям и детям, оказавшимся в

трудной жизненной ситуации, а также способствует повышению качества жизни граждан старшего поколения и созданию условий для интеграции инвалидов в социальное и экономическое пространство. С 2021 года в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 296 от 15 апреля 2014 года [7] предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. С учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является системная поддержка граждан старшего поколения, стимулирование активного долголетия и обеспечение доступности для них социальных услуг.

Национальная политика

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Иркутской области проживают представители 156 национальностей. Основную группу населения составляют русские (88,28%), вторую по численности - буряты (3,20%), третью - украинцы (1,27 %), четвертую - татары (0,94 %). Основными проблемами являются: отсутствие учебников на родных языках для коренных малочисленных народов (далее - КМН), нехватка или полное отсутствие педагогических кадров. В целях сохранения этнокультурного и языкового многообразия региона принято постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года N 767-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы». [8] Предложено оказание социальной поддержки гражданам из числа коренных малочисленных народов Иркутской области, общинам; возрождение и развитие культурного наследия, а также содействие сохранению и развитию традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Иркутской области.

Жилье и городская среда

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [9], на период с 2019 по 2021 годы было реализовано 895 проектов создания комфортной городской среды в 75 муниципальных образованиях Иркутской области: благоустроены 687 дворовых территорий многоквартирных домов, 219

общественных территорий, 17 парков в малых городах. Особенностью реализации проекта благоустройства стало широкое общественное обсуждение с населением на всех этапах: от выбора территорий до утверждения дизайн-проектов их благоустройства. На 2022 год запланировано 268 проектов по созданию городской среды. В рамках госпрограммы к 2024 году должно быть реализовано 1650 проектов. Госпрограмма выполняется согласно плану, её следует продолжить. Предложено организовать строительство жилья для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда; служебного жилья для работников областных и муниципальных учреждений; жилья для граждан, проживающих в многоквартирных домах первых промышленных серий

Жилищно-коммунальное хозяйство

В Иркутской области готовят восемь заявок для участия в 2022 году в федеральном проекте «Чистая вода» [10], который реализуется в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда» [11]. По данным министерства жилищной политики и энергетики региона, на проектирование объектов питьевого водоснабжения и включения их в федеральный план в бюджете Иркутской области на 2022 год выделено 84,8 млн рублей.

К 2024 году в Иркутской области планируется выполнить 28 мероприятий. которые позволят увеличить долю населения, обеспеченного чистой питьевой водой, с 69,2% до 86,1%. На реализацию программы с 2019 по 2024 год из федерального бюджета будет направлено 5 млрд рублей. На 2022 года запланированы средства в размере 1,666 млрд. рублей, из которых 1,597 млрд. рублей были потрачены на строительство 9 объектов питьевого водоснабжения в Иркутской области. Предложено реконструировать объекты топливно-

энергетического комплекса и найти применение энергосберегающим технологиям и перевести неэффективные теплоисточники, в т.ч. на жидком, твердом топливе, электрокотельных, на более эффективные тепловые источники на угле и/или газе, в том числе за счет развития теплосетевой инфраструктуры (с приоритетом на централизованные когенерационные

теплоисточники).

Связь и телекоммуникации

Основными проблемами в данной отрасли являются: неравномерность распространения и высокая дифференциация доступности для населения, в особенности проживающего в сельской местности, средств связи, точек доступа к Интернету и обеспечения услугами с использованием телекоммуникационной инфраструктуры

(преобладание и приоритетное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в городах и крупных населенных пунктах Иркутской области) и отсутствие покрытия и неуверенный прием

подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Иркутской области. Предложено развивать сети связи нового поколения, мобильного широкополосного доступа к сети «Интернет», услуг высокоскоростной передачи данных, подключить социально значимые объекты Иркутской области к сети передачи данных, обеспечивающей доступ к единой сети передачи данных и (или) к сети «Интернет» и внедрить цифровое телерадиовещание, сохранить и поддержать существующие сети распространения телевизионных и радиовещательных программ, и обеспечить широкой доступности телевидения с учетом новых технических возможностей и осуществить постепенный перевод проводного радиовещания в сельской местности на эфирное, согласно Федеральным проектам по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет: «Устранение цифрового неравенства» [12] и «Информационная инфраструктура» [13].

Список литературы

1. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. - URL: https://irkobl.ru/sites/minobr/meropriytie/nac proekt

obrazovanie/index.php?type=special

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000 1201805070038

3. Постановление от 14 ноября 2018 года № 830-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2019-2024 годы». [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/550247339

4. Постановление от 6 ноября 2018 года № 815-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие культуры» на 2019-2024 годы». [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/550247332

5. Постановление от 1 ноября 2018 года № 797-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на

2019 - 2024 годы». [Электронный ресурс] - URL: https://mmp38.ru/ministry/ministry-incentives/mark-youth/797-%D0%BF%D0%BF%20(1).pdf

6. Постановление Правительства Иркутской области от 02 ноября 2018 года № 800-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2019-2024 годы». [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/550247329

7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». [Электронный ресурс] - URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/135

8. Постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года № 767-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области на 2019 - 2024 годы». [Электронный ресурс] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/380 0201810300001?rangeSize=20

9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] - URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500?items =1&page=1

10. Федеральный проект «Чистая вода». [Электронный ресурс] - URL: https://pdminstroy.ru/purewater

11. Национальный проект «Жильё и городская среда». [Электронный ресурс] - URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--

p 1 ai/projects/zhile-i-gorodskaya-sreda

12. Федеральный проект "Устранение цифрового неравенства". Постановление от 31 марта 2021 г. N 504-19 о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество". [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW

381905/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5 633b/

13. Федеральный проект «Информационная инфраструктура». [Электронный ресурс] - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/870/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.