ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
О РАЗВИТИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Г.В. БОГОМОЛОВ, К.А. ОРЛОВ, Ю.М. ПРОКОПЕНКОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва
Аннотация
Система документов стратегического планирования в области физической культуры и спорта включает отраслевые стратегию, государственную программу и федеральный проект «Спорт - норма жизни» в составе национального проекта «Демография». В 2021-2022 гг. указанные документы последовательно обновлены (скорректированы) и переутверждены. В статье приводится анализ преемственности, согласованности и сбалансированности предыдущих и действующих редакций документов, в том числе в части целеполагания, постановки задач, определения приоритетов и основных показателей. Также представлен краткий обзор содержания актуальных версий стратегии и государственной программы. Авторы делают вывод о том, что в ходе эволюции документов стратегического планирования значительно изменена их структура, при этом сохранена общая направленность на достижение национальной цели развития Российской Федерации, предусматривающей в том числе увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, государственное управление, стратегия, государственная программа,
федеральный проект.
THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC PLANNING IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
G.V. BOGOMOLOV, K.A. ORLOV, Yu.M. PROKOPENKOVA, VNIIFK, Moscow city
Abstract
The system of strategic planning documents in the field of physical culture and sports includes sectoral strategy, the state program and the federal project "Sport is the norm of life" as part of the national project "Demography". In 2021-2022 these documents have been successively updated (corrected) and reapproved. The article provides an analysis of the continuity, consistency and balance of previous and current editions of documents, including in terms of setting goals, tasks, priorities and key indicators. Also provides a brief overview of the content of the current versions of the strategy and the state program. The authors conclude that in the course of the evolution of strategic planning documents, their structure has been significantly changed, while maintaining a general focus on achieving the national development goal of the Russian Federation, which includes an increase in the proportion of the population systematically involved in physical culture and sports.
Keywords: physical culture, sports, public administration, strategy, state program, federal project.
Введение
Указом Президента Российской Федерация от 8 ноября 2021 г. № 633 утверждены основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, включая принципы обеспечения после-
довательности разработки документов отраслевой архитектуры, единства приоритетов, взаимоувязки по целям, задачам, показателям и ресурсному обеспечению [1].
В 2021-2022 гг. произошло обновление основных документов стратегического планирования в сфере физиче-
ской культуры и спорта. Вступила в действие Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - стратегия-2030), позиционируемая как продолжение стратегии, рассчитанной до 2020 г. (далее - стратегия-2020).
В связи с изменением системы управления государственными программами Правительством Российской Федерации утверждена в новом формате государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее - государственная программа).
В рамках ежегодного допланирования внесены изменения в паспорт федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография».
Цель исследования - оценка согласованности и сбалансированности в части целеполагания, постановки задач, определения приоритетов и основных показателей документов государственного стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта (далее -ФКиС) на основе проведенного компаративного анализа документов с ограничением горизонта до 2020 и 2030 гг.
Методы и организация исследования
В процессе исследования проведены:
• компаративный анализ структуры и содержания стратегии-2020 и стратегии-2030 [2, 3], обновленной и предыдущей редакции государственной программы [4, 5], версий паспорта федерального проекта «Спорт - норма жизни» от 2019 и 2022 гг. [6, 7];
• контент-анализ нормативных правовых актов и методических указаний, определяющих порядок разработки и утверждения документов стратегического планирования;
• контент-анализ актуальных редакций документов стратегического планирования.
Результаты исследования и выводы
Анализ структурных элементов стратегии-2020 и стра-тегии-2030 отражает трансформацию подходов к структурированию документов отраслевого стратегического планирования. В стратегии-2030 впервые определены миссия, видение, принципы развития ФКиС. Направления развития объединены в общий раздел (в страте-гии-2020 каждое направление выделено в самостоятельный раздел).
Компоновка документа обусловлена требованиями федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [8] и авторским выбором разработчиков.
Новая стратегия в основном развивает положения предшествующего документа и закрепляет приоритет ценностей здорового, физически активного образа жизни, прозрачного и честного спорта. Новеллой при этом является ориентир на построение экономически эффективной модели функционирования ФКиС.
Целеполагание стратегий идентично по смыслу. Обе предусматривают развитие массового спорта и высокую конкурентоспособность российского спорта высших достижений на международной арене (табл. 1).
Таблица 1
Компаративный анализ структуры и целеполагания стратегии-2020 и стратегии-2030
Признак сравнения Стратегия-2020 Стратегия-2030
Элементы 14 разделов, в том числе каждое направление развития физической культуры и спорта выделено в самостоятельный раздел 6 разделов, в том числе направления развития физической культуры и спорта объединены в общий раздел
1 цель, 7 задач, 8 показателей 1 цель, 23 задачи, 11 показателей
Структурная новелла Отсутствуют миссия, видение, принципы Определены миссия, видение, принципы
Цель Создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта Формирование приоритетов государственной политики в сфере физической культуры и спорта, основных направлений и механизмов, способствующих созданию условий, обеспечивающих равные возможности гражданам страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, и способствующих повышению конкурентоспособности российского спорта
Количество задач стратегии-2030 в 3 раза превышает показатель стратегии-2020 (23 задачи и 7 задач соответственно), что свидетельствует об изменении внутренних и внешних условий развития государства, общества, сферы ФКиС.
В частности, поставлены новые задачи по: ► выработке системного подхода к организации спортивных соревнований и управлению их наследием;
► повышению эффективности Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
► организации межотраслевой и межведомственной кооперации;
► обеспечению инновационного и цифрового развития спортивной отрасли;
► формированию культуры нулевой терпимости к допингу;
► созданию системы духовной поддержки российских спортсменов.
При этом из обновленного перечня исключена задача по созданию системы безопасности на объектах спорта и взаимодействию с болельщиками.
Наибольшие отличия возможно отметить в части формулировок ожидаемых результатов стратегий. Общие результаты стратегии-2020 являются конкретными, измеримыми и подлежащими верификации. Страте-гия-2020 также включает индивидуальные результаты для каждого направления развития. Результаты стра-тегии-2030 носят преимущественно общий и неизмеримый характер. Индивидуальные результаты для направ-
„ 80-
лений развития отсутствуют. Количество задач и ожидаемых результатов в стратегии-2030 не совпадает, что затрудняет установление причинно-следственных связей между ними.
Общие целевые показатели стратегий предусматривают повышение уровней (рис. 1):
- вовлеченности граждан в систематические занятия физической культурой и спортом (до 40% - к 2020 г., до 70% - к 2030 г.);
- вовлеченности в них инвалидов (до 20% - к 2020 г., до 30% - к 2030 г.);
- обеспеченности граждан спортивной инфраструктурой (до 48% - к 2020 г., до 74% - к 2030 г.).
-70Н в § 60
Й 50
о с
58
- 45,2
40 30 20 10
21
I
48
2021
1
59______________ 60
' 51,5
62
2022
23
I
55
1
2023
2024
□
Доля граждан в возрасте 3-79 лет, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в общей численности граждан 3-79 лет Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, И систематически занимающихся физической культурой и спортом,
в общей численности указанной категории населения щ Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями
исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта
Рис. 1. Ключевые целевые показатели реализации стратегии-2030
Одновременно таргетированы плановые значения по увеличению численности штатных специалистов ФКиС.
Из стратегии-2030 исключены показатели, касающиеся подготовки спортивного резерва и антидопингового обеспечения спортсменов. Включены показатели, учитывающие: уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий ФКиС, интеграцию субъектов ФКиС в единую цифровую среду, рост внебюджетного финансирования спортивной отрасли и ожидаемое место российских спортсменов на очередных Олимпийских играх. Выделены три показателя, устанавливающие плановую вовлеченность различных возрастных групп граждан в систематические занятия физической культурой и спортом.
Таким образом, стратегия-2030 в большей степени (по сравнению со стратегией-2020) ориентирует органы управления ФКиС на совершение самостоятельных действий в отношении различных категорий потребителей физкультурно-спортивных услуг с учетом их запросов, ожиданий и обратной связи, а также на поддержку предпринимательства и привлечение инвестиций. Приоритетность развития спортивной инфраструктуры актуальна для обоих документов.
Обновленная государственная программа разработана в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. № 786 [9, 10].
В структуре программы выделены (табл. 2):
- приоритеты и цели государственной политики (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 1661);
- паспорт программы;
- проектная (4 федеральных проекта) и процессная (2 комплекса процессных мероприятий) части (далее -КПМ).
Паспорта программы, федеральных проектов и комплексов процессных мероприятий сформированы в ГИИС «Электронный бюджет». Документы утверждены отдельными решениями различных органов управления: паспорт - Председателем Правительства Российской Федерации, федеральные проекты - проектным комитетом, КПМ - министром спорта Российской Федерации.
Определены два направления программы: «Массовый спорт и подготовка спортивного резерва» и «Спорт высших достижений». Вопросы подготовки спортивного резерва в предыдущей редакции программы были сгруппированы со спортом высших достижений.
С*)
Таблица 2
Компаративный анализ структуры и целеполагания государственной программы в редакции 2014-2021 гг. и 2022-2030 гг.
Признак сравнения Государственная программа (2014-2021 гг.) Государственная программа (2022-2030 гг.)
Элементы Паспорта: программы, 6 подпрограмм; 1 федеральная целевая программа Паспорта: программы, 4-х федеральных проектов (включая федеральный проект «Спорт - норма жизни»), 2-х комплексов процессных мероприятий
6 направлений (по количеству подпрограмм), включая: - развитие физической культуры и массового спорта; - развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва 2 направления: - массовый спорт и подготовка спортивного резерва; - спорт высших достижений
4 цели, 6 задач, 56 показателей, в том числе 8 показателей программы, 5 приоритетных направлений 3 цели, 14 задач, 17 показателей, в том числе 13 показателей программы, 6 приоритетных направлений
Структурная новелла Не обособлены задачи развития государственного управления Определены задачи государственного управления в сфере физической культуры и спорта, способы их эффективного решения
Цели - создание условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физической культурой и спортом; - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене; - успешное проведение в Российской Федерации крупнейших международных спортивных соревнований; - создание условий, обеспечивающих развитие хоккея в Российской Федерации - увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70% к 2030 году; - вхождение олимпийской сборной команды Российской Федерации в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете к 2030 году; - увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, до 50% к 2030 году
В рамках направления «Массовый спорт и подготовка спортивного резерва» реализуются: федеральный проект «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография» (действует с 2019 г.) и федеральные проекты вне национальных проектов «Развитие физической культуры и массового спорта», «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)». Ключевые мероприятия, направленные на вовлечение граждан в систематические занятия ФКиС, сконцентрированы в федеральном проекте «Спорт - норма жизни».
Направление «Спорт высших достижений» включает федеральный проект «Развитие спорта высших достижений», не входящий в состав национальных проектов, и КПМ «Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса».
Отдельно реализуется КПМ «Обеспечение деятельности Министерства спорта Российской Федерации и реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта».
В действующей редакции программы определены три цели на перспективу до 2030 г. (в предыдущей версии -4 цели). Цель по созданию условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься ФКиС,
приведена в обновленной программе в соответствие с формулировкой показателя национальной цели - увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спорта, до 70%.
Определены новые цели: вхождение сборной команды в тройку лидеров на Олимпийских играх и попадание половины российских спортсменов - участников чемпионатов мира и Европы по олимпийским видам спорта - в восьмерку лучших (ранее - показатели подпрограммы 2).
Из набора целей исключены: повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, успешное проведение в Российской Федерации крупнейших международных спортивных соревнований, создание условий, обеспечивающих развитие хоккея в Российской Федерации. Обновленный набор целей соответствует критериям конкретности, измеримости и определения величины конечного социально-экономического эффекта.
В разделе «Приоритеты и цели государственной политики» под цели программы установлены 14 задач. В сравнении с предыдущей версией программы набор задач переформулирован полностью.
Система показателей по всем структурным элементам программы сокращена с 56 до 17 уникальных показателей. В действующей редакции в качестве показателей программы в том числе определены показатели 1-й, 2-й, 4-й подпрограмм предыдущей версии. Введен новый показатель - «Индекс реальной заработной платы в сфере физической культуры и спорта в процентах к 2021 году». Обращает внимание дублирование показателей в паспорте программы и паспортах федеральных проектов.
В новой редакции сохранен перечень приоритетных направлений развития ФКиС. В качестве самостоятель-
ного приоритета дополнительно определено развитие адаптивной физической культуры и спорта. В рамках направления по повышению доступности объектов спорта поставлена задача инфраструктурного развития на селе.
В 2013-2021 гг. в среднем на реализацию программы ежегодно из федерального бюджета направлялось 66,5 млрд руб. (максимум в 2017 г. - 88,7 млрд, минимум в 2013 г. - 53,6 млрд руб.). Объем ассигнований из федерального бюджета в 2022 г. составляет 76,5 млрд руб. В плановом периоде 2023-2024 гг. отмечается сокращение финансового обеспечения до уровня 2013 г. (рис. 2).
90+ а 80
88,72
4 о.
5 60 -| 53,60
ш
0
1
и га о.
5
ш ^
ю О
2013
70-
504 40 302010-
63,49
71,06 70,31
69,96
74,49
58,74 57,90
64,70
56,78
52,27
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Год
Рис. 2. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях обеспечения государственной программы
Несмотря на существенные отличия между структурами программы в формате 2014-2021 гг. и в обновленной редакции, общая направленность реализуемых мероприятий осталась неизменной. Характер целей и задач предусматривает вовлечение всех категорий и групп населения в систематические занятия ФКиС и обеспечение лидирующих позиций отечественных спортсменов на международных спортивных соревнованиях. При этом используется единая система ключевых показателей развития отрасли.
В части сравнения редакций паспортов федерального проекта «Спорт - норма жизни» 2019 и 2022 гг. возможно отметить сокращение количества показателей (до двух) и результатов. Оставлены показатели, касающиеся уровней вовлеченности граждан в систематические занятия ФКиС и обеспеченности спортивными сооружениями. Исключены индивидуальные показатели для различных возрастных групп и части подготовки спортивного резерва.
Из проекта исключены завершенные и выполненные в 2019-2021 гг. результаты. Вновь добавленные результаты не обеспечиваются бюджетными средствами и представляют утверждение/реализацию иных отраслевых документов.
Действующие редакции документов стратегического планирования в сфере ФКиС (стратегия-2030 и государственная программа, включающая в том числе федераль-
ный проект «Спорт - норма жизни») синхронизированы по целям: обеспечение условий для занятий ФКиС всех категорий и групп граждан, а также повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене. Набор показателей стратегии-2030 дублируется в государственной программе и входящих в ее состав федеральных проектах.
Стратегия-2030 предусматривает более широкий круг задач и приоритетных направлений, чем государственная программа. В том числе не нашли отражение в структурных элементах государственной программы задачи/ приоритеты, связанные с:
• совершенствованием государственного управления, включая внедрение межведомственных и межотраслевых подходов и эффективное взаимодействием субъектов ФКиС;
• развитием экспериментальной и инновационной деятельности в части научно-методического и медико-биологического обеспечения спорта;
• снижением зависимости профессионального спорта от бюджетного финансирования, коммерциализации отрасли;
• духовно-нравственным воспитанием граждан, совершенствованием системы духовной поддержки российских спортсменов, взаимодействием с традиционными конфессиями.
С*)
Теория и методика спорта высших достижений
Заключение
Проведенные исследования показали, что вновь утвержденные стратегия, государственная программа и обновленная редакция паспорта федерального проекта сохранили преемственность относительно предшествующих документов и редакций. Они все ориентированы на увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, и оперируют единой системой ключевых параметров. Содержательная неоднородность отдельных положений не носит критиче-
ского характера. Имеющиеся отличия в структуре документов обусловлены изменением методологий их разработки.
Поэтому частичное несоответствие ключевых параметров стратегии и государственной программы между собой возможно скорректировать путем внесения соответствующих изменений в их паспорта и последующей синхронизации мониторинга, формирования отчетности и корректировки этих документов.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК № 777-00026-22-00
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_400057/ (дата обращения: 21.02.2022).
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_90500/e9cb35da6f06ab8a3f7 d43086823a39e524a77b7/ (дата обращения: 21.02.2022).
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_369118/ (дата обращения: 21.02.2022).
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162179/2d87546ea53e6bab8a 58c49ee21f36072e524454/ (дата обращения: 21.02.2022).
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661 [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397234// (дата обращения: 21.02.2022).
6. Паспорт федерального проекта «Спорт - норма жизни» (по состоянию на 29 апреля 2019 г.) [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации // https://www.minsport.gov.
ru/2019/doc/Pasport-federalnogo-proekta.pdf (дата обращения: 22.02.2022).
7. Паспорт федерального проекта «Спорт - норма жизни» (по состоянию на 12 января 2022 г.) [Электронный ресурс]: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» // http:// epbs2020.budget.gov.ru/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0 %B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D 0%BD%D1%8B%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D 0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%9F%D0%B5%D 1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1 %84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0% BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%D0%BF%D1% 80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B 2/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80 %D1%82%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D 0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D 0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D 1%82%D0%B0 (дата обращения: 22.02.2022).
8. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164841/ (дата обращения: 21.02.2022).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/ (дата обращения: 21.02.2022).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 385064/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 21.02.2022).
References
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 633 dated November 8, 2021 "On Approval of the Fundamentals of State policy in the field of strategic planning in the Russian Federation" [Online] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400057/ (access date: 21.02.2022).
2. Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2020, approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 1101-r of August 7, 2009 [Online] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ e9cb35da6f06ab8a3f7d43086823a39e524a77b7/ (access date: 21.02.2022).
3. Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r of November 24,2020 [Online]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ (access date: 21.02.2022).
4. The State Program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports", approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 No. 302 /Online] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397234// (access date: 21.02.2022).
5. The State Program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports", approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated September 30, 2021 No. 1661 [Online] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397234 (access date: 21.02.2022).
6. Passport of the Federal Project "Sport is the norm of life" (as of April 29, 2019) [Online] URL: https://www.
minsport.gov.ru/2019/doc/Pasport-federalnogo-proekta.pdf (access date: 21.02.2022).
7. Passport of the Federal Project "Sport is the norm of life" (as of January 12, 2022) [Online] URL: http://epbs2020.
BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1% 8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%
B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%84%D0% B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8 C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B
F%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0 %D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0% BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1 %82%D0%B0 (access date: 21.02.2022).
8. Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" [Online] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (access date: 21.02.2022).
9. Resolution of the Government of the Russian Federation of August 2, 2010 No. 588 "On Approval of the Procedure for the Development, implementation and evaluation of the effectiveness of state programs of the Russian Federation" [Online] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_103481/ (access date: 21.02.2022).
10. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 786 of May 26, 2021 "On the Management System of State Programs of the Russian Federation" [Online] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_385064/92d969e26a4326c5d02fa79b8f 9cf4994ee5633b/ (access date: 21.02.2022).
É*)