МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: МАСШТАБНО-ИНВАРИАНТНЫЙ ПОДХОД К РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Н.Е. БУЛЕТОВА, ВИУ - филиал РАНХиГС при Президенте РФ,
г. Волгоград, Россия;
М.А. ОПАЛЕВ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация
Проблема обеспечения результативности и эффективности мероприятий, проводимых спортсменами в профессиональном спорте и спорте высших достижений, связана как с государственной политикой и ее ресурсным обеспечением на всех уровнях управления, так и с общемировыми тенденциями, влияющими на вовлеченность национальных спортивных учреждений в соревнования наднационального уровня. Обоснование универсальной модели стратегического управления развитием физической культуры и спорта (ФКиС) на любом уровне позволяет обеспечить концентрацию ресурсов и управленческих усилий по достижению целевых показателей с максимальной эффективностью и долгосрочным эффектом. Основными методами исследования стали: метод исторического анализа, сравнение и систематизация данных, их группировка и метод графического анализа, процессный подход и масштабно-инвариантный подход к исследованию объекта. В результате исследования обобщены характеристики профессионального спорта через специфические свойства и признаки данной части спорта; систематизирован состав документов стратегического планирования развития ФКиС на федеральном и региональном уровнях управления; представлена модель функционирования и развития профессионального спорта в рамках процессного и масштабно-инвариантного подходов. Выводы, сделанные авторами, состоят в следующем: условия развития профессионального спорта и спорта высших достижений коррелируют между собой в области формирования спортивных резервов и государственной политики по развитию физической культуры и спорта в регионах и муниципальных образованиях страны; определены приоритеты и особенности развития профессионального спорта в рамках процессного подхода, обосновано преимущество применения масштабно-инвариантного подхода к исследованию профессионального спорта
как объекта стратегического управления.
Ключевые слова: профессиональный спорт, спортсмен высшей лиги, экономика профессионального спорта, спорт высших достижений, эффективность государственной политики субъекта РФ.
MODEL OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SPORTS: A SCALE-INVARIANT APPROACH TO REGIONAL STATE POLICY
N.E. BULETOVA, VIM - branch of RANEPA under the President of the RF, Volgograd city, Russia; M.A. OPALEV, PRUE, Moscow city
Abstract
The problem of ensuring the effectiveness of activities carried out by athletes in professional sports and in sports of the highest achievements is related to: state policy and its resource provision at all levels of government; - with global trends affecting the involvement of national sports institutions. Substantiation of a universal model of strategic management of the development of physical culture and sports at any level of management allows to ensure the concentration of resources and managerial efforts to achieve target indicators with maximum efficiency and long-term effect. The main research methods are: method
of historical analysis, comparison and systematization of data, their grouping and graphical analysis method, process approach and scale-invariant approach to object research. Research findings include: generalization of the characteristics of professional sports through the specific properties and features of this part of sports; systematized the composition of documents for strategic planning of the development of physical culture and sports at the federal and regional levels of management; a model of the functioning and development of professional sports is presented in the framework of the process and in the framework of scale-invariant approaches. The conclusions reached by the authors are as follows: the conditions for the development of professional sports and sports of the highest achievements correlate with each other in the formation of sports reserves and state policy for the development of physical culture and sports in the regions and municipalities of the country; identified the priorities and features of the development of professional sports within the process approach, substantiated the advantage of using a scale-invariant approach to the study of professional sports as an object of strategic management.
Keywords: professional sports, major league athlete, economics of professional sports, elite sport, efficiency of state policy
of the constituent entity of the Russian Federation.
Спорт как объект государственной политики и государственного управления, регулирования требует от государственных служащих понимания специфики разных видов спорта, что позволяет максимально результативно и эффективно расходовать бюджетные средства, а также получать ожидаемые социальные, политические эффекты от его развития в международных, национальных и региональных масштабах. При этом если под результативностью мы понимаем максимальное достижение целевых показателей, то эффективность уже позволяет соотносить достигнутый результат с объемом затраченных на это бюджетных средств.
Государственное управление в сфере спорта имеет несколько направлений, целей и задач. Однако по результатам наиболее экономически обоснованным и требующим грамотного стратегического управления в соответствии с моделью управления является профессиональный спорт, вовлечение в него не только субъектов - государства, спортивных организаций, но и объектов - населения, которое заинтересовано экономически и культурно в разнообразии своего досуга посредством показа зрелищных платных спортивных услуг спортсменами высшей лиги. В условиях пандемии Covid-19 мы наблюдаем не только ограничения на посещение зрителями футбольных матчей и других спортивных мероприятий, что привело к включению физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции [1], но и рост в разы к показателям 2019 г. обращений населения к спортивным онлайн-платформам. То, что ранее определялось как спорт высших достижений, олимпийский и профессиональный спорт, закономерно объединилось в понятии «коммерческий профессиональный спорт» [2, с. 176]. В ряде работ российских авторов (Бородина Ж.Н., Гиль-метдинова З.М. [3], Кирьянова Л.А., Морозова Л.В. [4]) представлены характеристики правового поля (в том числе Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в РФ», ст. 19.1) и особенности регулирования деятельности в области профессионального спорта, к которым отнесены:
- субъектный состав профессионального спорта, в который включены: общероссийские спортивные федерации; профессиональные спортивные клубы; профессиональные спортивные лиги; спортивные судьи; спортивные агенты; спортсмены и тренеры, участвующие в профессиональных спортивных соревнованиях [5];
- сфера деятельности этих субъектов, кроме самого профессионального спорта, затрагивает также: детско-юношеский спорт, подготовку спортивного резерва, содействие развитию спорта высших достижений через подготовку спортсменов к участию в международных спортивных соревнованиях, в том числе в составе спортивных сборных команд РФ;
- необходимо учитывать нормы трудового законодательства (гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров») и нормы, принимаемые международными спортивными организациями, общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, положениями (регламентами) профессиональных спортивных соревнований;
- четко прописаны направления расходования бюджетных субсидий, если они предоставляются профессиональным спортивным клубам в соответствии с бюджетным законодательством;
- детально прописываются правовые основы взаимодействия субъектов профессионального спорта между собой, требования к их уставам и положениям;
- отдельно прописаны нормы деятельности организаторов азартных игр в букмекерских конторах с учетом ФЗ РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и распределения получаемых от этой деятельности средств в виде целевых отчислений от азартных игр на развитие профессионального спорта и детско-юношеского спорта.
В рамках процессного подхода на рис. 1 представлено содержание профессионального спорта и этапов его функционирования с учетом ресурсного и кадрового обеспечения.
Рис. 1. Основные этапы развития профессионального спорта (Источник: составлено авторами по материалам [6])
* Продажа билетов; продажа прав на телетрансляцию; средства владельцев клуба; спонсорство; реклама; доходы от стадионов; доходы от участия в международных турнирах; коммерческо-лицензионная деятельность; продажа акций команд; трансфер спортсменов; поступления из лиг; спортивные лотереи; проценты на капитал, положенный в банк; средства региональных и муниципальных бюджетов.
В первом российском законе о физической культуре и спорте 1999 г. профессиональный спорт трактовался как предпринимательская деятельность, что исключало его из общей трактовки спорта и спортивных соревнований, достижений, переводя в коммерческий проект того или иного бизнесмена. С принятием ФЗ РФ № 329-Ф3 от 04.12.2007 (в ред. от 31.07.2020) «О физической культуре и спорте в РФ» ситуация изменилась, как считают авторы, в лучшую сторону за счет включения профессионального спорта в сферу государственного регулирования и бюджетного финансирования в форме бюджетных субсидий профессиональным спортивным клубам, которым должны быть определены условия и порядок их расходования на цели оплаты труда спортсменов, тренеров, иных специалистов (ст. 19.1, п. 5 ФЗ РФ № 329-ФЗ).
Ключевым фактором, который влияет на развитие профессионального спорта в России, является эффективная социально-экономическая политика, направленная на всестороннее развитие ФКиС в целом. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который был принят, в том числе, для того, чтобы такие неопределенности и риски в управлении развитием государства минимизировать за счет возможностей инструментов стратегического планирования и управления в целом, спорт присутствует в национальном проекте «Демография» (федеральный проект «Спорт - норма жизни»), тогда как вопросы профессионального спорта в этой системе решаются косвенно. Например, регио-
нальный проект Волгоградской области «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» решает стратегические задачи развития инфраструктуры и доли привлекаемых к спорту граждан.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030» обновил формулировки национальных целей развития государства на долгосрочную перспективу, в частности, в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» запланировано, в том числе, увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом, до 70%.
В 2014 г. был принят Федеральный закон от 28 июня № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который направлен на формирование в России современной системы государственного стратегического планирования. На уровне целеполагания в российской системе ФКиС реализуется стратегия развития физической культуры и спорта, на уровне прогнозирования - бюджетный прогноз, который определяет, в том числе, прогнозные значения на финансирование спортивных мероприятий и деятельность спортивных учреждений (рис. 2).
Данная система развивается и реформируется. Например, принятие национальных и федеральных проектов оказывает большое влияние на появление соответствующих региональных и муниципальных проектов, обес-
Рис. 2. Система стратегического планирования развития физической культуры и спорта (ФКиС)
ш
I
<
с; о с ш
5
Ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ
Стратегия социально-экономического развития (СЭР) РФ
Стратегия национальной безопасности РФ
Стратегия пространственного развития РФ
Министерство спорта РФ
Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ
Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года в новой редакции
ш
X <
со о
о. ^
со о
X I—
о
о. с
Прогноз научно-технологического развития РФ
Стратегический прогноз РФ
Прогноз СЭР РФ на средне-и долгосрочный периоды
Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период
Прогнозируемые объемы и структура финансирования по источникам и уровням бюджетной системы на развитие ФКиС
ш
X
ш <
00
X о
< О.
00
о
О. ^ X £
< I—
о
с О.
с
Основные направления деятельности Правительства РФ
Государственные программы РФ
Схемы территориального планирования РФ
Планы деятельности федеральных органов исполнительной власти
Государственные, региональные программы развития ФКиС*
Их корреляция с национальными, федеральными и региональными проектами (Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
* Приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 995 «Об утверждении порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта».
печивающих адресность и эффективность достижения национальных целей развития соответствующей сферы государственного управления. Также региональные и муниципальные программы, в том числе по развитию ФКиС, должны коррелировать по целевым показателям, приоритетам с соответствующими национальными, федеральными и региональными проектами. Стратегия развития ФКиС в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия-2020) [7] была принята накануне проведения XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. Весной 2020 г. шло общественное обсуждение проекта новой Стратегии развития ФКиС до 2030 г. (далее - Стратегия-2030) [8], которая была принята распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р. Представим результат сравнительного анализа этих двух стратегий, чтобы определить эволюцию ключевых положений как стратегий, так и приоритетов в государствен-
ном управлении и регулировании спорта в РФ. Важно учесть, что содержание Стратегии-2030 учитывает требования Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» и содержание национальных и федеральных проектов по развитию спорта, культуры, образования:
- в новой стратегии представлено видение миссии развития ФКиС, которую государство определяет для себя, чего в прежней версии стратегии не было (рис. 3);
- цели двух стратегий также имеют разные акценты и ожидаемый основной результат, в Стратегии-2020 приоритет за инфраструктурой и пропагандой здорового образа жизни, в Стратегии-2030 цель сформулирована уже в тесной связи с общегосударственной политикой устойчивого развития;
- сравнивая задачи развития ФКиС, отметим, что Стратегия-2020 содержала 7 задач, направленных на
Рис. 3. Миссия, цель и задачи Стратегии развития ФКиС в РФ до 2030 года
развитие инфраструктуры, безопасности и модернизацию системы физкультурно-спортивного воспитания населения. Их актуализация в Стратегии-2030 привела к формулировке 9 задач, направленных на комплексное решение проблем доступности спорта, мотивации населения к здоровому образу жизни, профессионального образования и кадрового обеспечения, международного авторитета и ресурсного обеспечения системы ФКиС на федеральном, региональном и местном уровнях;
- при утверждении Стратегии-2020 профессиональный спорт не был выделен в отдельную отрасль, но при этом прослеживались конкретные задачи, которые оказывают положительный эффект на развитие и профессионального спорта. В Стратегии-2030, наоборот, профессиональному спорту уделяется существенное внимание, связанное с планируемым поэтапным сокращением финансирования профессионального спорта из бюджетной системы, бюджетов компаний с государственным финансированием. Однако, одновременно в Стратегии-2030 одним из ключевых вызовов для физической культуры и спорта России является сокращение профессиональных спортивных организаций вследствие прекращения бюджетного финансирования и/или отсутствия инвестиций, снижение деловой активности общероссийских и региональных спортивных федераций. Ряд авторов пишет о необходимости развития механизма многоканального финансирования [9, с. 376]. Здесь необходимо определить, на каких интересах основывается взаимодействие и государственное регулирование участников профессионального спорта: на рис. 4 представлена авторская версия корреляции интересов перечисленных субъектов профессионального спорта - государства, спортивных организаций (в т.ч. спортивных федераций, лиг, клубов и т.п.)
и владельцев спортивных клубов, инвесторов, партнеров, спонсоров, рекламодателей, то есть представителей бизнеса.
На уровне субъектов РФ есть свои тенденции в развитии ФКиС, которые поддерживаются и регулируются государственной политикой1. Региональные органы государственной власти Волгоградской области обеспечивают подготовку спортивных сборных команд субъекта РФ к выступлениям на всероссийских и международных спортивных мероприятиях, деятельность физкультурно-спортивных организаций финансами, материально-техническими и информационными ресурсами, научно-исследовательскими разработками и технологиями и т.д.2
В регионе с 2019 г. активно реализуются приоритетные национальные проекты, в т.ч. по развитию массового и детского спорта, повышению доступности спортивных сооружений. Вовлеченность жителей региона в занятия спортом увеличивается с каждым годом - если в 2015 г. физической культурой и спортом занимались 34,1% населения Волгоградской области, то на конец 2019 г. этот показатель составлял уже 35,6% [11, с. 26], а в 2024 г. запланировано обеспечить рост этого показателя до 55%.
Проанализировав тенденции, материалы экспертов и нормативно-правовые акты в сфере регулирования ФКиС на региональном уровне, обращаем внимание на ряд системных проблем, типичных для спорта на местах:
1 Закон Волгоградской области от 1 0.07.2007 г. № 1495-ОД «О физической культуре и спорте в Волгоградской области»; Приказ Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области о т 26.03.2019 г. № 214 «Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта, а также подготовки спортивного резерва в Волгоградской области до 2025 года».
2 Постановление Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 154 «Об утверждении Положения о Комитете физической культуры и спорта Волгоградской области».
/— 2Л - общие для всех трех субъектов интересы:
/ Интересы \ формирование положительного имиджа
и популярности профессионального спорта
/ спортивных \ в обществе
1 организаций \ 2-2 - общие интересы государства и спортивных
----\ /—--- организаций:
\ / создание благоприятных условий для развития
/ \ /\ г3 / \ спорта высших достижений
/ /г1\ у \ ¿3 - общие интересы спортивных организаций
1 \ и бизнеса:
1 Интересы Г*" ] Интересы рост популярности и имиджа
\ государства \ 1 бизнеса 1 профессионального спорта среди населения
\ \/ ] ¿4 - общие интересы государства и бизнеса:
\ V У рост самоокупаемости и прибыли
\----^ — от профессионального спорта
Рис. 4. Соотношение интересов государства и других субъектов профессионального спорта (Источник: составлено авторами по материалам [10])
- по ряду причин (отсутствие привитой культуры массового спорта и здорового образа жизни, высокий уровень занятости на фоне низкого уровня доходов, недостаточно развитая и доступная инфраструктура массового спорта и т.п.) можно наблюдать малую вовлеченность жителей регионов в регулярные занятия ФКиС, в т.ч. любительским, что снижает популярность, эффективность организуемых мероприятий, создаваемых объектов инфраструктуры [12], это коррелирует с информацией из Стратегии-2030;
- невысокая единовременная пропускная способность спортивных сооружений;
- низкая привлекательность отрасли ФКиС, особенно профессионального спорта для высококвалифицированных спортсменов и тренеров из-за неконкурентных условий и оплаты их работы.
На примере финансирования отрасли «Физическая культура и спорт» в Волгоградской области в 2019 г. представим распределение этих средств:
- общий объем финансирования составил 1449,64 млн руб., при этом 79% этих средств были направлены на спорт высших достижений;
- 18% от общего объема финансирования (261,53 млн руб.) было направлено на поддержку массового спорта в регионе;
- на содержание футбольной команды «Ротор» в 2019 г. было выделено 512 млн руб. (т.е. 35,3% от общего объема финансирования). Мнение о том, что профессиональные команды должны содержаться исключительно за счет средств спонсоров, рассматривается уже не первый год, частично эта позиция отражена в новой Стра-тегии-2030, а пока на развитие детского и юношеского спорта из региональных бюдженых средств направляется намного меньше, чем на поддержку профессионального спорта.
Для того чтобы повысить эффективность и результативность использования бюджетных средств, направ-
ляемых из регионального бюджета на развитие ФКиС, а также реализовывать стратегические цели пополнения кадрового резерва, обеспечения развития олимпийского движения и вклада в него местных спортсменов, необходимо:
- в каждом регионе планирование распределения бюджетных средств по направлению ФКиС осуществлять с учетом необходимости максимальной поддержки базовых видов спорта, которые являются олимпийскими и «медалеёмкими» для данной территории, например, в рамках приоритетных проектов субъектов РФ;
- на основе актуальной для соответствующего периода планирования бюджетного финансирования турнирной таблицы, в которой должны отражаться все результаты соревнований местных спортсменов, осуществлять финансирование согласно полученным итогам выступлений по видам спорта.
С учетом интересов и возможностей ключевых субъектов профессионального спорта - государства, спортивных организаций и бизнеса (см. рис. 4), в сравнении с процессным подходом, расшифрованным в статье ранее (см. рис. 1), представим наиболее универсальную и актуальную для реализации государственной политики роста самодостаточности, эффективности, рентабельности и зрелищности профессионального спорта модель управления, основанную на масштабно-инвариантном подходе (рис. 5).
В отличие от процессного подхода масштабно-инвариантный подход к разработке стратегии управления развитием профессионального спорта позволяет:
- успешно реализовывать систему документов стратегического планирования, основанную на единой нормативно-правовой базе принятия решений, обеспечивая тем самым подобие моделей взаимодействия участников на всех уровнях исполнительной власти и минимизации диспропорций и неравенства в потенциале и ресурсном обеспечении отдельного спортсмена или вида спорта;
С*)
Подготовка спортсменов => Экономические условия => Нарастание доходности
Эволюция в направлении роста экономической привлекательности и зрелищности
Ожидаемый результат на «выходе» -экономический -
наращивание рентабельности профессионального спорта
>5
л
X
X
п
5
а
я 3
а X §
О X о с
ю
п
н
э
о
Я)
2
Система государственной поддержки и развития инфраструктуры и популяризации
Спортивный резерв (система подготовки кадров для профессионального спорта)
Система экономического развития профессионального спорта
Ожидаемый результат -универсальная модель
взаимодействия элементов и подсистем
профессионального спорта на всех уровнях и любого масштаба деятельности, когда на всех уровнях управления действуют подобные правила, нормы и ресурсное обеспечение
Рис. 5. Сравнение процессного и масштабно-инвариантного подходов к управлению развитием профессионального спорта
- равномерность в условиях развития участников профессионального спорта повышает отдачу на местах, позволяет формировать спортивный резерв, обеспечивать кадрами, а значит, повышать результативность и эффективность деятельности органов власти по поддержке и развитию профессионального спорта.
В спорте высших достижений крупные победы на международной арене зависят от системности и эффективности работы со спортивным резервом, чтобы минимизировать риск деформации современного профессиональ-
ного спорта в «чистый» продукт для продажи в форме постановочного зрелища [13, с. 70].
В этой связи развитие системы подготовки спортивного резерва можно считать прямой и долгосрочной инвестицией в сохранение и повышение конкурентоспособности российского спорта, позволяющей принимать любые вызовы и на долгосрочную перспективу обеспечить России ведущее место в числе спортивных держав, а спортивной отрасли - устойчивое развитие с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями на 16.10.2020) // https://base.garant.ru/73846630/ (дата обращения - 01.12.2020).
2. Мазурина, А.В., Алпацкая, Е.В., Лихачев, О.Е. К проблеме подготовки специалистов в условиях глобализации и коммерциализации профессионального спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 12 (178). - С. 175-180.
3. Бородина, Ж.Н., Гильметдинова, З.М. Проблемы правового регулирования профессионального спорта // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 2 (129). -С. 147-150.
4. Кирьянова, Л.А., Морозова, Л.В. Эффективность правового регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта в России // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. -2019. - Т. 10. - № 5 (42). - С. 73-76.
5. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) «О физической культуре и спорте в РФ». Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 г. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г. // http://www. consultant.ru/law/hotdocs/3376.html/ (дата обращения 19.08.2020).
6. Воронина, В.Т., Корогодина, Е.А., Корчагина, Н.Л. Спонсорские и телевизионные контракты как способ заработка в профессиональном спорте // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. -Т. 9. - № 1 (30). - С. 126-128.
С*)
7. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года // Собрание законодательства Российской Федерации, сборник № 33 от 17.08.2009, ст. № 4110.
8. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года» // https://minsport. gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения -01.12.2020).
9. Степыко, Д.Г., Грачева, Д.В., Александров, Д.С., Фарзалиев, Д.А., Голова, А.А. Диверсификация финансирования профессионального спорта в России (на примере футбола) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 375-381.
10. Опалев, М.А. Государственное регулирование в сфере физкультуры и спорта: основные проблемы
и тенденции // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. - Серия: Политология и социология. - 2019. - № 1. - С. 89-94.
11. Опалев, М.А., Гаджиев, Д.М., Мостовая, Н.В., Болгов, А.Н. Анализ реализации государственной программы Волгоградской области «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 1 (73). -С. 25-28.
12. Бобровский, Е.А. Влияние профессионального спорта на популяризацию футбола в России // Региональный вестник. - 2019. - № 23 (38). - С. 50-52.
13. Кожин, В.В., Горшкова, С.В. Трансформация неформальных норм спорта высших достижений в субинститут «профессиональный спорт» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2020. - № 2. - С. 67-70.
References
1. Government of Russia (2020), Decree of the Government of the Russian Federation no. 434 of 03 April 2020 "On approval of the list of sectors of the Russian economy that are most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection", https:// base.garant.ru/73846630/ (access date: December 1, 2020).
2. Mazurina, A.V., Alpatskaya, E.V. and Likhachev, O.E.
(2019), On the problem of training specialists in the context of globalization and commercialization of professional sports, Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 12 (178), pp. 175-180.
3. Borodina, Zh.N. and Gilmetdinova, Z.M. (2019), Problems of legal regulation of professional sports, Evraziys-kiy yuridicheskiy zhurnal, no. 2 (129), pp. 147-150.
4. Kiryanova, L.A. and Morozova, L.V. (2019), The effectiveness of legal regulation of elite sports and professional sports in Russia, Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANHiGS, vol. 10, no. 5 (42), pp. 73-76.
5. Government of Russia (2007), Federal Law no. 329-FZ of 4 December 2007 "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" Adopted by the State Duma on December 16, 2007. Approved by the Federation Council on December26,2012, http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (access date: August 15, 2020).
6. Voronina, V.T., Korogodina, E.A. and Korchagina, N.L.
(2020), Sponsorship and television contracts as a way to earn money in professional sports, Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie, vol. 9, no. 1 (30), pp. 126-128.
7. Government of Russia (2009), Government Order of the Russian Federation of August 7, 2009, no. 1101-r "On the Approval of the Strategy for the Development of Physical
Culture and Sports in the Russian Federation for the Period to 2020", In: Collection of Legislation of the Russian Federation, Collection no. 33 of August 17, 2009, article no. 4110.
8. Government of Russia (2020), Government Order of the Russian Federation of November 24, 2020 no. 3081-r "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the Period to 2030", https:// minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (access date: December 1, 2020).
9. Stepyko, D.G., Gracheva, D.V., Alexandrov, D.S., Farzaliev, D.A. and Golova, A.A. (2020), Diversification of financing of professional sports in Russia (on the example of football), Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 2 (180), pp. 375-381.
10. Opalev, M.A. (2019), State regulation in the field of physical culture and sports: main problems and trends, Nauchniy vestnik Volgogradskogo filiala RANHiGS. Seriya: Politologiya i sociologiya, no. 1, pp. 89-94.
11. Opalev, M.A., Gadzhiev, D.M., Mostovaya, N.V. and Bolgov, A.N. (2020), Analysis of the implementation of the state program of the Volgograd region "Development of physical culture and sports in the Volgograd region", Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e, no. 1 (73), pp. 25-28.
12. Bobrovskiy, E.A. (2019), The influence of professional sports on the popularization of football in Russia, Regional'niy vestnik, no. 23 (38), pp. 50-52.
13. Kozhin, V.V. and Gorshkova, S.V. (2020), Transformation of informal norms of sports of the highest achievements into a sub-institute of professional sports, Gumanitar-nye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, no. 2, pp. 67-70.
e*)