Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
484
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / НОРМАТИВЫ ЗАТРАТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / BUDGET FUNDING / COST STANDARDS / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булетова Наталья Евгеньевна, Опалев Максим Александрович

Диспропорции, которые сохраняются, а иногда и продолжают усиливаться в социальноэкономическом развитии регионов РФ, определяются как объективными факторами (природноклиматические условия, традиции и исторические, культурные особенности жизнедеятельности и т.п.), так и субъективными, связанными с реализуемой системой межбюджетных отношений и трансфертов, состоянием менеджмента и кадрового резерва, уровнем производительности труда и т.д. Все это влияет на состояние и условия развития физической культуры и спорта. Цель исследования состоит в обосновании индивидуального подхода к решению проблем развития физической культуры и спорта на уровне отдельных регионов и муниципальных образований при необходимости общего национального подхода, концепции к этому вопросу. Методика и организация исследования включает методы системного подхода (анализ, синтез, систематизация, группировка, метод графического анализа, наблюдение), экспертных оценок, документальный способ сбора первичных и вторичных данных. На основе анализа результатов и тенденций развития физической культуры и спорта и их поддержки со стороны государства на примере Волгоградской области выявлены и систематизированы особенности развития физической культуры и спорта и пути улучшения ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булетова Наталья Евгеньевна, Опалев Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE REGIONAL LEVEL

For the subjects of the Russian Federation, disproportions in socio-economic development are typical, this is due to objective factors (natural and climatic conditions, traditions and historical, cultural characteristics of life, etc.) and with subjective factors (the system of inter budgetary relations and transfers, the state of management and personnel reserve, the level of labor productivity, etc.). All this affects the state and conditions for the development of physical culture and sports. The purpose of the study is to substantiate the individual approach to solving the problems of development of physical culture and sports on the scale of the particular region or municipality, if necessary, the general national approach, the concept to this issue. The research methodology and organization include the methods of the systematic approach (analysis, synthesis, systematization, grouping, graphical analysis, and observation), expert assessments, documentary method for collecting primary and secondary data. Based on the analysis of the results and trends in the development of physical culture and sports and their support from the state on the example of the Volgograd region, the features of the development of physical culture and sports and ways of improving the situation were identified and systematized

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

and practical conference, Khabarovsk, pp 63-65.

2. Zharkov, S.A. and Kosyachenko, V.I. (2012), "The technology of professionally-applied physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia, No. 3 (22), pp. 133-137.

3. Ovchinnikov, V.A. (2011), "Pedagogical system of physical training in higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia: an innovative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry ofinternal Affairs ofRussia, No. 17, pp. 135-138.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.08.2020

УДК 796.078

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Наталья Евгеньевна Булетова, доктор экономических наук, Волгоградский институт

управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Максим Александрович Опалев, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация

Диспропорции, которые сохраняются, а иногда и продолжают усиливаться в социально-экономическом развитии регионов РФ, определяются как объективными факторами (природно-климатические условия, традиции и исторические, культурные особенности жизнедеятельности и т.п.), так и субъективными, связанными с реализуемой системой межбюджетных отношений и трансфертов, состоянием менеджмента и кадрового резерва, уровнем производительности труда и т.д. Все это влияет на состояние и условия развития физической культуры и спорта. Цель исследования состоит в обосновании индивидуального подхода к решению проблем развития физической культуры и спорта на уровне отдельных регионов и муниципальных образований при необходимости общего национального подхода, концепции к этому вопросу. Методика и организация исследования включает методы системного подхода (анализ, синтез, систематизация, группировка, метод графического анализа, наблюдение), экспертных оценок, документальный способ сбора первичных и вторичных данных. На основе анализа результатов и тенденций развития физической культуры и спорта и их поддержки со стороны государства на примере Волгоградской области выявлены и систематизированы особенности развития физической культуры и спорта и пути улучшения ситуации.

Ключевые слова: концепция развития физической культуры и спорта, бюджетное финансирование, нормативы затрат, государственные услуги.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p58-65

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE

REGIONAL LEVEL

Natalya Evgenievna Buletova, the doctor of economical sciences, Volgograd Institute of Management, branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration; Maksim Aleksandrovich Opalev, the candidate of pedagogical sciences, Honored Master of Sports, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

For the subjects of the Russian Federation, disproportions in socio-economic development are typical, this is due to objective factors (natural and climatic conditions, traditions and historical, cultural characteristics of life, etc.) and with subjective factors (the system of inter budgetary relations and transfers, the state of management and personnel reserve, the level of labor productivity, etc.). All this affects the

state and conditions for the development of physical culture and sports. The purpose of the study is to substantiate the individual approach to solving the problems of development of physical culture and sports on the scale of the particular region or municipality, if necessary, the general national approach, the concept to this issue. The research methodology and organization include the methods of the systematic approach (analysis, synthesis, systematization, grouping, graphical analysis, and observation), expert assessments, documentary method for collecting primary and secondary data. Based on the analysis of the results and trends in the development of physical culture and sports and their support from the state on the example of the Volgograd region, the features of the development of physical culture and sports and ways of improving the situation were identified and systematized

Keywords: concept of development of physical culture and sports, budget funding, cost standards, public services.

ВВЕДЕНИЕ

Общепринятое понятие физической культуры и спорта (ФКиС) в соответствии с российским законодательством охватывает сферу социально-культурной деятельности общества, в которой сформированы и пропагандируются определенные ценности, нормы, реализация которых направлена на физическое, социальное и интеллектуальное развитие человека, что обеспечивается как усилиями самого человека, его семьи, ближайшего окружения, так и государственной политикой и доступными ресурсами. В современной государственной политике РФ применяется Всероссийский реестр видов спорта, имеющий свою внутреннюю классификацию - деление видов спорта в РФ на признанные, общероссийские, национальные и прикладные [1, C. 147]. Еще один важный нормативно-правовой источник, определяющий состав спорта по видам и направлениям - это ФЗ РФ №329-ФЗ от 04.12.2007 г. (в ред. от 31.07.2020 г.) «О физической культуре и спорте в РФ», аналогичные правовые акты принимаются на уровне субъектов РФ, например, закон Волгоградской области от 1 0.07.20 07г. № 14 95-ОД «О физической культуре и спорте в Волгоградской области», тенденции и особенности развития ФКиС на уровне субъектов РФ также отражаются в концепции и государственных программах регионов (пример Волгоградской области: Приказ комитета физической куль туры и спорта Волгоградской области о т 26.03.2019г. № 214 «О б утверждении Концепции развития физической культуры и спорта, а также подготовки спортивного резерва в Волгоградской области до 20 25 года»; Постановление Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 № 746-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области»). В Волгоградской области с 2019 года активно реализуются приоритетные национальные проекты, в том числе по развитию массового и детского спорта, повышения доступности спортивных сооружений. Вовлеченность жителей региона в занятия спортом увеличивается с каждым годом, если в 2015 году физической куль турой и спортом занимались 34,1% населения Волгоградской области, по состояния на конец 2019 года этот показатель составлял у же 35,6% [2, C.26], в 2024 году запланировано обеспечить рост этого показателя до 55%. Однако ключевой риск, который выделяют эксперты, это низкая эффективность принимаемых решений и используемых бюджетных средств из-за слабого управления спортивными объектами в регионах, дефицита управленческих кадров в исполнительных инициативы и мотивации у молодых специалистов и у заслуженных работников сферы спорта, не уделяющих должного внимания кадровой политике, устаревшая материально-техническая база [3, C.36].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На примере государственной программы Волгоградской области «Развития физической культуры и спорта в Волгоградской области» можно говорить о приоритете развития массового, детского и профессионального спорта. На рисунке 1 представлен авторский вариант корреляции и структуры ФКиС, направленной на полноценную реализацию целей и задач, которые решает государство по полноценному развитию человека и общества.

Рисунок 1 - Характеристика и взаимосвязь физической культуры и спорта (Источник: составлено авторами на основе ФЗ РФ №329-ФЗ от 04.12.2007г. (в ред. от 31.07.2020г.) «О физической культуре и спорте в РФ)

Проанализировав тенденции, материалы экспертов (примеры работ [4], [5] и [6]) и нормативно-правовые акты в сфере регулирования ФКиС на региональном уровне, обращаем внимание на ряд системных проблем, типичных для спорта на местах:

- по ряду причин (отсутствие привитой культуры массового спорта и здорового образа жизни, высокий уровень занятости на фоне низкого уровня доходов, недостаточно развитая и доступная инфраструктура массового спорта и т.п.) можно наблюдать малую вовлеченность жителей регионов в регулярные занятия ФКиС, что снижает популярность, эффективность организуемых мероприятий, создаваемых объектов инфраструктуры, это коррелирует с информацией из проекта Стратегии 2030, в которой к барьерам, препятствующим развитию массового спорта, относятся «ограниченная доступность (состояние) спортивной инфраструктуры, особенно в сельской местности, высокая стоимость физкультурно-спортивных услуг, нехватка времени и индивидуальной мотивации, состояние здоровья, а также развитие компьютерных технологий и предложений сферы развлечений» (Стратегия развития физиче-ской культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (проект) // https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/);

- низкая привлекательность отрасли ФКиС, особенно профессионального спорта для высококвалифицированных спортсменов и тренеров из-за неконкурентных условий и оплаты их работы;

- невысокая единовременная пропускная способность спортивных сооружений.

В основном это связано с проблемами в достаточности финансирования, например,

общий объем финансирования отрасли «Физическая культур и спорт» в Волгоградской области в 2019 году составил 1449,64 млн. руб., при этом: 79% этих средств были направлены на спорт высших достижений; 18% от общего объема финансирования (261,53 млн. руб.) было направлено на поддержку массового спорта в регионе; на содержание футбольной команды «Ротор» в 2019 году было выделено 512 млн. руб. (то есть 35,3% от общего объема финансирования). Мнение о том, что профессиональные команды должны содержаться исключительно за счет средств спонсоров, рассматривается уже не первый год, частично эта позиция отражена в новой стратегии 2030, планируемой к принятию на федеральном уровне, а пока на развитие детского и юношеского спорта из региональных бюджетов средств направляется намного меньше, чем на поддержку профессионального спорта. Алгоритм расчета нормативных затрат на оказание /-ой государственной услуги в сфере физической культуры и спорта (Ы) представлен следующей формулой (Приказ Министерства спорта РФ от 08.02.2019г. №83 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением»):

N = N баз ^Котр ^ Ктер

где: N баз - базовый норматив затрат на оказание 1-ой государственной услуги; Котр - отраслевой корректирующий коэффициент; Ктер - территориальный корректирующий коэффициент.

На примере Волгоградской области видно, что есть зависимость в установлении отраслевого корректирующего коэффициента в зависимости от того, о каком этапе подготовки того или иного вида спорта идет речь: минимальное значение К отр = 0,27064 применяется для этапа начальной подготовки; среднее значение К отр = 0,53218 применяется для тренировочного этапа; максимальное значение К отр = 1,0000 применяется для этапа совершенствования спортивного мастерства (Приказ комитета физической культуры и спорта от 06.12.2019г. №936 «Об утверждении нормативных затрат на выполнение государственных услуг в сфере физической культуры и спорта на 2020 год»). На примере услуги «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта Бокс. Этап начальной подготовки» базовый норматив затрат в сумме 151 694,96 руб. после применения соответствующих корректирующих коэффициентов итоговая сумма норматива затрат на оказание государственной услуги составила 12 929,36 руб., то есть 8,5% от базового норматива. Основываясь на информации из официальных отчетов комитета физической культуры и спорта Волгоградской области о развития ФКиС за 2017-2019гг, на рисунке 2 представлена динамика численности населения региона, которое систематически занимается ФКиС за период 2015-2019 гг., одновременно представлена динамика доли этой части населения от общей.

0,0% -

2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 г

Т роста численности, баз. % удельный вес занимающихся, %

Рисунок 2 - Динамика численности и удельный вес граждан Волгоградской области, систематически занимающихся ФКиС (Источник: составлено авторами по данным описательного отчета Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области о развитии физической культуры и спорта в Волгоградской области в 2019

году)

Несмотря на положительные показатели роста численности и доли граждан, систематически занимающихся ФКиС в Волгоградской области, по ряду муниципальных образований регулярно наблюдается снижение численности занимающихся в спортивных учреждениях (рисунок 3). Этот факт официально объясняется двумя основными причинами-проблемами - отсутствием специалистов сферы ФКиС в составе органов местного самоуправления муниципальных образований и недостаточное финансирование развития данной сферы деятельности.

Зачастую в органах местного самоуправления работу по развитию сферы физической культуры и спорта, а также молодежной политики и туризма ведет один специалист, что не позволяет на должном уровне решать вопросы по реализации государственной политики. Не хватает плавательных бассейнов, крупных спортивных сооружений, специализированных универсальных игровых залов, дворцов, физкультурно-оздоровительных центров, крытых ледовых площадок для занятий зимними видами спорта (в 2018 году процент обеспеченности был по 3 типам объектах в пределах 8,67-77,15%, в 2019 году -9,9-77,15% соответственно, при этом самая низкая обеспеченность населения - плавательными бассейнами - см. рисунок 4).

Серафимовичская ДЮСШ Калачевская ДЮСШ Суровикинская ДЮСШ Камышинская ДЮСШ Станция туризма г.Михайловка СШ г. Фролово СШ № 1 г.Камышин Новоаннинская ДЮСШ ЦФКиСП г.Михайловка Урюпинская ДЮСШ

200 400

2018 2017

(а)

600

800

1000

1200

ДЮСШ г.Котельниково Ленинская ДЮСШ СШ № 3 г. Камышин ДЮСШ № 1 г.Урюпинск Городищенская ДЮСШ Станция туризма г.Михайловка Светлоярская ДЮСШ СШ г.Михайловка

0 500 1000 1500 2000

2019 2018 (б)

Рисунок 3 - Снижение численности занимающихся ФКиС в муниципальных образованиях Волгоградской области в (а) 2017-2018, (б) 2018-2019 гг. (Источник: составлено авторами по данным описательного отчета Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области о развитии физической культуры и спорта в Волгоградской области в 2018 и а 2019 году)

0

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2018

77,15%

2019 77,15%

обеспеченность в 2018, %

обеспеченность в 2019, %

2447 2564

47,30%

42,94%

1237 1260

8,67%

Плоскостные спортсооружения

Спортивные залы

9,90% 62

Плавательные бассейны

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 4 - Изменение обеспеченности населения Волгоградской области спортивными сооружениями (Источник: составлено авторами по данным описательного отчета Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области о развитии физической культуры и спорта в Волгоградской области в 2019 году)

По данным комитета физической культуры и спорта Волгоградской области из формы «Статистическая отчетность формы №1-ФК» за 2017-2019 гг. был построен рисунок 5, по которому четко видна тенденция к сокращению бюджетных средств на фоне роста финансирования из внебюджетных источников.

100%

50%

0%

82,9%

78,8%

63,5%

I

36,5%

2017 2018 2019

Доля бюджетных средств, % ■ Доля средств, полученных из внебюджетных источников, %

Рисунок 5 - Изменение структуры финансирования ФКиС в Волгоградской области за 2017-2019 гг.

Также по итогам анализа изменения структуры бюджетных средств, выделяемых на финансирование ФКиС региона по уровням бюджета (рисунок 6) можно утверждать, что нет устойчивой тенденции, однако средства регионального бюджета занимают наибольшую долю.

55,9%

60% 50%

40% -

30% 20% 1 10% 0%

49,9%

6,2%

49,5%

2017

2018

2019

из

федераль

ного

бюджета

бюджет

субъекта

Российской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федерации

бюджет

муниципального образования

Рисунок 6 - Изменение структуры бюджетных средств, выделяемых на финансирование ФКиС Волгоградской

области, по уровням бюджета за 2017-2019 гг.

Немаловажная проблема связана с тренерским составом. Необходимо понимать, что подготовка профессиональных отечественных тренеров даже более важная задача, чем подготовка профессиональных спортсменов [7, С. 177]. Обращаясь к Перечню поручений Президента РФ от 11.06.2017г. № П р-1121, направленных на дальнейшее развитие системы подготовки спортивного резерва, реформа в «тренерском секторе» имела цель повысить управляемость спортивной отраслью при сохранении социальных гарантий и льгот, которые ранее были положены им как педагогическим работникам. Только в 2020 году вышел приказ Минспорта РФ от 19.03.2020 г. №224 «Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров», все это проводится для повышения уровня профессионального мастерства и компетенции тренеров, эффективности и качества их профессиональной деятельности, повышения заинтересованности в результатах труда (Приказ Минспорта РФ от 19.03.2020г. №224 «Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров», Приложение 1 Порядок присвоения квалификационных категорий тренеров). И еще одной немало важной проблемой в настоящее время является отсутствие практически у всех спортивных учреждений Волгоградской области собственной материально-технической базы. Тренировочные мероприятия проводятся на арендуемых спортивных площадях по договору возмездного оказания услуг. Н о эта проблема в скором времени должна решиться, по крайней мере д ля волгоградских легкоатлетов, планируется построить региональный спортивный центр п о лёгкой атлетике п о готовому проекту, что позволит также сэкономить бюджетные деньги и гарантировать максимально точные

сроки сдачи готового объекта.

ВЫВОДЫ

С учетом сложившейся к 2020 году ситуации можно обосновать актуальные задачи дальнейшего развития ФКиС в Волгоградской области:

- повышение качества содержания тренировочного процесса, его организационных форм, методов и технологий (уникальность волгоградской школы тренеров и т.п.) на фоне наращивания собственной материально-технической базы спортивных школ и возможности ее использования перспективными спортсменами и тренерами;

- построение эффективной системы отбора талантливых спортсменов со всех муниципальных образований региона и их дальнейшая подготовка для пополнения сборных команд на региональном и федеральном уровнях;

- для роста эффективности использования бюджетных средств, направляемых из регионального бюджета на развития ФКиС, а также реализации стратегических целей пополнения кадрового резерва, обеспечения развития олимпийского движения и вклада в него местных спортсменов, необходимо при планировании распределения бюджетных с учетом видов спорта, которые являются олимпийскими и традиционно «медалеёмкими» для данной территории.

Предложенные меры направлены на обеспечение объективности, целесообразности, справедливости и социальной значимости распределения бюджетных средств в данном направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородина, Ж.Н. Проблемы правового регулирования профессионального спорта / Ж.Н. Бородина, З.М. Гильметдинова // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 2 (129). - С. 147-150.

2. Анализ реализации государственной программы Волгоградской области «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области / М.А. Опалев, Д.М. Гаджиев, Н.В. Мостовая, А.Н. Болгов // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 1 (73). - С. 25-28.

3. Оплетин, А. А. Профессиональный спорт в России: вызовы современной модели государственного управления / А.А. Оплетин, А.А. Урасова, Н.Ю. Зубарев // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №6. - С.34-36.

4. Кирьянова, Л.А. Эффективность правового регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта в России / Л.А. Кирьянова, Л.В. Морозова // Научные труды СевероЗападного института управления РАНХиГС. - 2019. - Т. 10. - № 5 (42). - С. 73-76.

5. Диверсификация финансирования профессионального спорта в России (на примере футбола) / Д.Г. Степыко, Д.В. Грачева, Д.С. Александров, Д.А. Фарзалиев, А.А. Голова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 375-381.

6. Опалев, М.А. Государственное регулирование в сфере физкультуры и спорта: основные проблемы и тенденции / М.А. Опалев // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия : Политология и социология. - 2019. - № 1. - С. 89-94.

7. Мазурина, А.В. К проблеме подготовки специалистов в условиях глобализации и коммерциализации профессионального спорта / А.В. Мазурина, Е.В. Алпацкая, О.Е. Лихачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 175-180.

REFERENCES

1. Borodina, Zh.N. and Gilmetdinova, Z.M. (2019), "Problems of legal regulation of professional sports", Eurasian Law Journal, No. 2 (129), pp. 147-150.

2. Opalev, M.A., Gadzhiev, D.M., Mostovaya, N.V. and Bolgov, A.N. (2020), "Analysis of the implementation of the state program of the Volgograd region "Development of physical culture and sports in the Volgograd region", Physical culture and health, No. 1 (73), pp. 25-28.

3. Opletin, A.A., Urasova, A.A. and Zubarev, N.Yu. (2017), "Professional sports in Russia: challenges of the modern model of public administration", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 34-36.

4. Kiryanova, L.A. and Morozova, L.V. (2019), "The effectiveness of legal regulation of elite sports and professional sports in Russia", Scientific works of the North-West Institute of Management

RANEPA, Volume 10, No.5 (42), pp. 73-76.

5. Stepyko, D.G., Gracheva, D.V., Alexandrov, D.S., Farzaliev, D.A. and Golova, A.A. (2020), "Diversification of financing of professional sports in Russia (on the example of football)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 375-381.

6. Opalev, M.A. (2019), "State regulation in the field of physical culture and sports: main problems and trends", Scientific bulletin of the Volgograd branch of the RANEPA. Series: Political Science and Sociology, No.1, pp. 89-94.

7. Mazurina A.V., Alpatskaya E.V. and Likhachev O.E. (2019), "On the problem of training specialists in the context of globalization and commercialization of professional sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (178), pp. 175-180.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.08.2020

УДК 796.011

ИНТЕРЕС ОФИЦЕРОВ-МУЖЧИН 45-49 ЛЕТ К ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Сергей Александрович Краев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Феликс Валерьевич Лулаков, старший преподаватель, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева; Дмитрий Даниилович Дальский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Особенности современных способов ведения боевых действий предъявляют к физической подготовке военнослужащих все большие требования. Все это равнозначно проецируется на офицеров-мужчин 45-49 лет. Как показали результаты опроса 55 респондентов, наибольший интерес у офицеров-мужчин 45-49 лет вызывают виды спорта скоростно-силовой направленности. Среди силовых упражнений респонденты предпочитают движения, объединяемые пауэрлифтингом (жим штанги, лёжа на горизонтальной скамье, приседания со штангой на спине, становая тяга штанги). Опрошенные в основном предпочитаю физические упражнения, которые можно выполнять индивидуально.

Ключевые слова: офицеры-мужчины, старшие офицеры, физическая подготовка, интерес к физическим упражнениям.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p65-69

INTEREST OF MALE OFFICERS AGED 45-49 YEARS OLD TO THE MAIN MEANS

OF PHYSICAL TRAINING

Gennady Petrovich Vinogradov, the doctor of pedagogical sciences, professor, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Sergey Ale-ksandrovich Kraev, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, head of the department, Felix Valeryevich Lulakov, the senior teacher, Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khruleva; Dmitry Daniilovich Dalsky, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, the Lesgaft National State University of Physical Education,

Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The peculiarities of modern methods of warfare make more and more demands on the physical training of servicemen. All this is equally projected onto male officers aged 45-49. As shown by the results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.