ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
О ПОДХОДАХ К АКТУАЛИЗАЦИИ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ №1-ФК «СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ»
Г.В. БОГОМОЛОВ, К.А. ОРЛОВ, Ю.М. ПРОКОПЕНКОВА, ФГБУ ФНЦВНИИФК
Аннотация
Эффективность государственной политики в области физической культуры и спорта оценивается по показателю вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом (включен в систему национальных целей развития Российской Федерации). Учет ведется по форме официального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте», формируемой раз в год на основании данных физкультурно-спортивных организаций. В статье приводится анализ программы и методологии статистического наблюдения. С учетом потребностей оперативного мониторинга, а также популяризации самостоятельных и дистанционных форм занятий физической культурой и спортом отмечаются недостатки действующего подхода к определению значения показателя. Представлены предложения по совершенствованию системы статистического учета численности граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Ключевые слова: статистическая отчетность, статистические данные, физическая культура, спорт, форма № 1-ФК,
государственное управление.
ABOUT APPROACHES TO UPDATING THE FORM OF FEDERAL STATISTICAL OBSERVATION NO.1-FC "INFORMATION ABOUT PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"
G.V. BOGOMOLOV, K.A. ORLOV, Yu.M. PROKOPENKOVA, FSBIFSC VNIIFK
Abstract
The effectiveness of state policy in the field of physical culture and sports is assessed by the indicator of population involvement in physical culture and sports (included in the system of national development goals of the Russian Federation). Accounting is carried out according to the form of official statistical observation No. 1-FC "Information on physical culture and sports", formed once a year on the basis of data from physical culture and sports organizations. The article provides an analysis of the program and static observation methodology. Taking into account the needs of operational monitoring, as well as the popularization of independent and remote forms of physical culture and sports, the shortcomings of the current approach to determining the value of the indicator are noted. The proposals for improving the system of statistical accounting of the number of citizens who systematically go in for physical culture and sports are presented.
Keywords: statistical reporting, statistical data, physical culture, sports, form No. 1-FC, public administration.
Форма федерального статистического наблюдения №1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» (далее - форма №1-ФК) [4] является основным источником сведений о состоянии отрасли, отражает ежегодное изменение количественных параметров, позволяет осуществлять мониторинг и корректировку значений
Введение
ключевых показателей развития, установленных в документах отраслевого стратегического планирования.
В том числе:
- долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (всего и с учетом декомпозиции на возрастные группы);
С*)
- долю средств внебюджетных источников в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта;
- уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта;
- количество штатных работников физической культуры и спорта.
Широкомасштабная организация проектной деятельности и цифровизация всей системы государственного управления, предпринятые в интересах обеспечения национальных целей и прорывного развития Российской Федерации, поставили Правительство Российской Федерации перед необходимостью комплексного совершенствования организации федерального статистического наблюдения в отраслях социальной сферы и экономики. Ключевыми направлениями развития определены: верификация данных, расширение мониторингового поля и переход на ежемесячное (ежеквартальное) представление статистической (отчетной) информации.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661) [2] эффективный мониторинг назван важнейшим условием ее успешной реализации. Таким образом, получение и возможность оперировать полной, достоверной и актуальной статистической информацией является фактором, во многом определяющим перспективы государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Прежде всего, в части вовлечения к 2030 г. 70% граждан в систематические занятия физической культурой и спортом (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [9]).
Методы и организация исследования
В процессе исследования проведены:
- контент-анализ документов стратегического планирования и нормативных правовых актов, определяющих систему целей, задач, ожидаемых результатов и показателей развития в сфере физической культуры и спорта на федеральном уровне;
- контент-анализ формы № 1-ФК, правовых актов и методических рекомендаций по организации статистического наблюдения;
- компаративный анализ отдельных показателей развития физической культуры и спорта.
Использованы материалы органов государственной власти и организаций по тематике доступности занятий физической культурой и спортом (ФКиС) для граждан, размещенные в открытом доступе в сети «Интернет».
Результаты исследования и выводы
В научной среде тема комплексной доработки форм федерального статистического наблюдения в сфере ФКиС пока не получила системного развития. Отдель-
ные публикации сделаны С.Б. Ерошкиной, К.Е. Лукиче-вым, А.В. Парыгиным, Ю.А. Шашловой [3, 10].
Представляется, что содержание статистических форм должно:
- учитывать все целевые показатели развития ФКиС, установленные в стратегии развития ФКиС в Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - стратегия-2030) [8];
- полностью охватывать, объективно (точно, достоверно) и наглядно отражать основные явления и тенденции в сфере ФКиС;
- отвечать критериям «социальной значимости» и/или «системной значимости» для сферы ФКиС;
- иметь внутреннюю целостность, исключать «логические лакуны», иные противоречия;
- быть доступным для сопоставления с иными показателями, в том числе из других отраслей;
- быть достаточным для формирования реалистичного прогноза развития сферы ФКиС [1].
Необходимо, чтобы статистическая информация позволяла установить однозначную взаимосвязь между целеполаганием, планированием, реализацией, финансированием государственной политики по развитию ФКиС и полученными эффектами.
В части учета численности граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, форма № 1-ФК представляет сведения в разрезе половозрастных категорий и отдельных социально-экономических признаков (работают, проживают в сельской местности, получают услуги на платной основе). Одновременно методические указания по заполнению формы содержат критерии, позволяющие отнести гражданина к группе «систематически занимающихся».
Актуальный вид форма № 1-ФК приобрела в результате постоянной доработки и расширения количества наблюдаемых параметров. Всего с 2008 г. Росстатом изданы 7 приказов об утверждении формы (представлены в табл. 1). В частности, в форму включены 6 возрастных групп граждан в возрасте от 3 до 80 и более лет (изначально фиксировалась суммарная численность занимающихся ФКиС граждан без деления на соответствующие возрастные группы). Под систематически занимающимися в настоящее время понимаются граждане, чей режим двигательной активности (в форме организованных и/или самостоятельных занятий) соответствует рекомендациям, установленным в рамках ВФСК «ГТО». Ранее (до 2018 г.) действовал единый норматив - не менее 3 суммарных часов в неделю при условии 2-3 кратных организованных занятий.
Неизменным остался механизм учета занимающихся граждан. Он ведется по журналам работы секций и групп. При этом занимающиеся граждане полностью распределены по видам учреждений (предприятий, объединений, организаций, включая образовательные), на базе которых проводится физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Такое «закрепление» не позволяет идентифицировать в статистике категорию самостоятельно занимающихся.
Таблица 1
Этапы становления федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» в части учета населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом
№ п/п Реквизиты приказа Росстата Возрастные группы Критерии систематических занятий Социально-экономические характеристики
1 От 27 марта 2019 г. № 172 [7] 1) 3-15 лет; 2) 16-18 лет; 3) 19-29 лет; 4) 30-54 (женщины), 59 (мужчины) лет; 5) 55 (женщины), 60 (мужчины) - 79 лет; 6) 80 лет и старше Занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в форме организованных или самостоятельных занятий при соблюдении следующего двигательного режима в неделю: 3-5 лет - 75 мин; 6-15 лет - 90 мин; 16-29 лет - 125 мин; 30-59 лет - 115 мин; 60-90 лет - 90 мин Женщины. В сельской местности. Работающие. На платной основе
2 От 17 ноября 2017 г. № 766 1) 3-14 лет; 2) 15-18 лет; 3) 19-29 лет; 4) 30-54 (женщины), 59 (мужчины) лет; 5) 55 (женщины), 60 (мужчины) - 79 лет; 6) 80 лет и старше Занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организованной форме занятий не менее 3-х суммарных часов при условии 2-3-разовых занятий в неделю Женщины. В сельской местности. Работающие. На платной основе
3 От 8 декабря 2014 г. № 687 1) до 14 лет; 2) 15-17 лет; 3) 18-29 лет; 4) 30-59 лет; 5) 60-79 лет; 6) 80 и старше Занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организованной форме занятий не менее 3-х суммарных часов при условии 2-3-разовых занятий в неделю Женщины. В сельской местности. Работающие. На платной основе
4 От 23 октября 2014 г. № 626 1) до 14 лет; 2) 15-17 лет; 3) 18-29 лет; 4) 30-59 лет; 5) 60-79 лет; 6) 80 и старше Занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организованной форме занятий (кроме урочной формы занятий в образовательных учреждениях) не менее 3-х раз или 3-х суммарных часов в неделю Женщины. В сельской местности. На платной основе
5 От 23 октября 2012 г. № 562 1) до 14 лет; 2) 15-17 лет; 3) 18-29 лет; 4) 30-59 лет; 5) 60 и старше Занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организованной форме занятий (кроме урочной формы занятий в образовательных учреждениях) не менее 3-х раз или 3-х суммарных часов в неделю Женщины. В сельской местности. На платной основе
6 От 16 сентября 2010 г. № 317 1) до 14 лет; 2) 15-30 лет; 3) 31-60 лет; 4) 61 и старше Занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организованной форме занятий (кроме урочной формы занятий в образовательных учреждениях) не менее 3-х раз или 3-х суммарных часов в неделю Женщины. Инвалиды. В сельской местности. На платной основе
7 От 11 декабря 2008 г. № 309 Всего - Женщины. Инвалиды. В сельской местности. На платной основе
Принимая во внимание разнообразные возможности для ведения гражданами самостоятельных занятий и динамичное развитие дистанционных форм в условиях проти-вокоронавирусных ограничений, представленный механизм учета требуется привести в соответствие с жизненными реалиями.
Существенным недостатком является отсутствие аналитического отчета, прилагаемого к форме № 1-ФК и содержащего официальное объяснение сути явлений и тенденций в отчетном и прогнозном периодах (прогнозный период соотносится с бюджетным циклом и горизонтом планирования - 2030 год).
Сравнительный анализ отдельных статистических показателей 2019 и 2020 гг. на фоне распространения коро-навирусной инфекции свидетельствует об имеющихся логических противоречиях, в том числе затрудняющих оценку влияния пандемии на показатели двигательной активности россиян и профилактику сопутствующих рисков.
Увеличение численности занимающихся (на 3,4 млн чел. в 2020 г. по сравнению с 2019 г.), согласно предположению, обуславливает повышение загруженности спортивной инфраструктуры, зарплат тренеров и инструкторов по спорту, доходов организаций, предоставляющих физкультурно-спортивные услуги, расходов на спортивный инвентарь и организацию мероприятий.
Вместе с тем, согласно статистической отчетности по форме № 1-ФК, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. уменьшились:
- на 1,2 млн усл. ед. загруженность спортивных сооружений;
- на 19 млрд руб. расходы на проведение соревнований; на 5,2 млрд руб. - на приобретение спортивного инвентаря; на 22,5 млрд руб. - на заработную плату;
- на 28 млрд руб. доходы от предоставленных услуг;
- на 2 млрд руб. расходы на содержание спортивных сооружений.
Доля высокопроизводительных рабочих мест составила около 12% от общего количества. Что касается спортивного мастерства, то в условиях сокращения количества физкультурных и спортивных мероприятий в 2020 г. присвоено на 1,2 тыс. спортивных званий больше, чем в 2019 г. Уменьшение косвенных показателей объясняется пандемией и введенными ограничениями. Синхронное увеличение численности граждан, систематически занимающихся ФКиС, не имеет однозначного объяснения и требует дополнительного анализа.
Один из показателей стратегии-2030 обобщенно учитывает долю детей и молодежи (возраст 3-29 лет), вовлеченных в систематические занятия ФКиС. Вычисление показателя производится на основе суммирования трех величин из формы № 1-ФК (показатели возрастных групп граждан: 3-15 лет, 16-18 лет, 19-29 лет).
Граждане до 30 лет являются наиболее активной группой. Численность детей и молодежи, систематически занимающихся ФКиС, достигла пиковых возможностей с учетом демографического прогноза Росстата по общему сокращению данной возрастной группы (на фоне старения населения). По итогам 2020 г. систематически
занимаются ФКиС 85,3% детей и молодежи, что соответствует плановому уровню 2023 г., определенному в документах стратегического планирования.
Ввиду принципиального отличия жизненной ситуации, сознания, ценностного ряда и мотивации человека в возрастах 3 и 29 лет, а также наступления совершеннолетия в возрасте 18 лет, объединение граждан внутри единого возрастного диапазона 3-29 лет представляется некорректным. Наличие в форме № 1-ФК самостоятельной возрастной группы «16-18 лет» излишне ввиду близости (ментальной, по уровню физического развития) ее представителей к представителям двух других рассматриваемых групп (по верхней и нижней границам соответственно).
Предлагается выделить самостоятельные возрастные группы - «дети (возраст 3-17 лет)», «молодежь (возраст 18-29 лет)» и установить для них индивидуальные показатели вовлеченности в систематические занятия ФКиС.
По данным 2020 г., численность занимающихся ФКиС детей 3-15 лет - увеличилась, а подростков и молодежи 16-29 лет - уменьшилась. Причины явления не установлены. Вместе с тем оно ориентирует государственные органы управления физической культурой и спортом на планирование и реализацию дифференцированных мер в отношении детей и молодежи и построение индивидуальных коммуникаций.
Перспективным решением для целей планирования значений показателей развития ФКиС является вычисление порогового коэффициента конвертации (пропорционального соотношения) граждан, переходящих из одной возрастной группы в другую и сохраняющих либо утрачивающих привычку к систематическим занятиям ФКиС (с указанием причин и факторов, повлиявших на изменение поведения). По результатам социологических исследований форму №1-ФК возможно дополнить информацией о гражданах (с декомпозицией по возрастным группам), которые в отчетном периоде приступили/продолжили/прекратили систематические занятия ФКиС. Эти сведения послужат дополнительным инструментом верификации статистических данных о достижении верхнеуровневого стратегического показателя.
Одновременно целесообразно учитывать в форме №1-ФК численность мужчин и женщин, а также работающего и получающего платные услуги населения по каждой возрастной группе (на сегодняшний день приводится суммарная численность). Это позволит:
- интерпретировать статистические данные о 40% женщин и 39% работающих граждан, систематически занимающихся ФКиС, а также о 21% граждан, посещающих платные занятия;
- проверить распространенные в обществе гипотезы и представления о том, что женщины теряют интерес к занятиям ФКиС с возрастом и в связи с созданием семьи (наоборот, используют физические нагрузки как средство восстановления и поддержания фигуры), работающие граждане не занимаются из-за высокой занятости, недоступности спортивной инфраструктуры и дороговизны услуг.
Информационное обеспечение физической культуры и спорта
Рассчитываемый на основе абсолютных данных формы № 1-ФК показатель «доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом», применяется в отношении населения 3-79 лет, что ставит вопрос о целесообразности включения в форму возрастной группы, учитывающей граждан 80 и старше лет.
Сохраняют актуальность вопросы повторного (дублирование) учета граждан, посещающих несколько секций, и соответствия объема двигательной активности учтенных в статистике граждан рекомендациям Минспорта России.
На примере формирования ключевого показателя развития, учитывающего уровень вовлечения граждан в систематические занятия ФКиС, возможно отметить следующие недостатки организации статистического наблюдения.
Статистическая форма не позволяет:
1) декомпозировать величину показателя на слагаемые, исключить двойной учет граждан;
2) выделить категорию самостоятельно занимающихся граждан;
3) установить, что объем двигательной активности учтенных граждан соответствует рекомендациям Мин-спорта России;
4) однозначно верифицировать получаемые величины в силу отсутствия доступа к первичным данным и их многоступенчатой агрегации в процессе транзакции до Минспорта России;
5) однозначно верифицировать достижение значений стратегических показателей;
6) получить объективное знание о доступности занятий физической культурой и спортом для граждан.
Возможно сделать вывод о том, что в настоящее время статистическая информация частично отвечает критериям полноты, достоверности и внутренней непротиворечивости. Также она не соотнесена с данными иных социальных и экономических отраслей. В совокупности это ограничивает потенциал ее применения для целей планирования, мониторинга и оценки эффективности государственной политики по развитию физической культуры и спорта.
Перспективы совершенствования системы федерального статистического наблюдения связаны с использованием цифровых решений (подпункт «г» пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 7 октября 2021 г. № Пр-1919) [5] и персонифицированным учетом занимающихся лиц.
Экспериментальная методика (приказ Минспорта России от 4 марта 2021 г. №134) [6] разработана в ответ на указанные вызовы совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и агрегирует параметры, ранее находившиеся вне отраслевого статистического наблюдения. Предполагается с ежемесячной периодичностью в дополнение к аналоговой статистической информации учитывать «цифровые следы», подтверждающие активность граждан в области ФКиС.
В том числе, учитывать:
- регистрацию на массовые физкультурно-спортив-ные мероприятия, занятия в фитнес-клубах и на объектах спорта через онлайн-формы;
- регистрацию показателей двигательной активности с персональных устройств и посещения спортивных сооружений по данным геолокации мобильных телефонов;
- использование фитнес-приложений.
Сбор и обработка массивов больших данных будут производиться на базе государственной информационной системы «Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт"» с поправочным коэффициентом, рассчитываемым на основе социологических, онлайн-опросов и выборочных статистических наблюдений.
В качестве рекомендаций по доработке формы №1-ФК предлагается:
1) дополнить форму аналитическим отчетом, отражающим сравнительные характеристики отчетного и предшествующего периодов, основные тренды, интерпретацию явлений, риски, возможности и прогноз развития физической культуры и спорта на плановый период;
2) предусмотреть в форме:
- графу, отражающую численность граждан, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
- информацию о гражданах, приступивших (продолживших либо прервавших) к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- информацию о гендерном и возрастном распределении систематически занимающихся физической культурой и спортом среди работающих и получающих платные услуги гражданах;
3) изменить в форме декомпозицию возрастных групп граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом: исключить группы «3-15 лет», «16-18 лет», «19-29 лет», включить группы «3-17 лет» и «18-29 лет».
Одновременно предлагается доработать в соответствующей части документы отраслевого стратегического планирования.
Литература
1. Богомолов, Г.В., Орлов, К.А., Прокопенкова, Ю.М. О подходах к анализу и прогнозированию развития физической культуры и спорта на основе данных федерального статистического наблюдения [Текст] / Г.В. Богомолов, К.А. Орлов, Ю.М. Прокопенкова // Спортивно-педагогическое образование. - 2021. - № 3. - Стр. 7-15.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 г. № 1661 [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_397234// (дата обращения: 10.10.2021).
3. Лукичев, К.Е. Место статистического инструментария в механизме государственного управления организациями, осуществляющими спортивную подготовку [Текст] / К.Е. Лукичев // Вестник спортивной науки. -2017. - № 1. - Стр. 3-7.
4. Официальная статистическая информация по форме № 1-ФК [Электронный ресурс]: Официальный сайт Минспорта России // https://minsport.gov.ru/sport/ physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 01.10.2021).
5. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 года № Пр-1919 [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента Российской Федерации // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ оЫеге/66882/ (дата обращения: 08.10.2021).
6. Приказ Минспорта России от 4 марта 2021 г. № 134 «Об утверждении методики расчета целевого показателя "Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70 процентов" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей"» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_384177/ (дата обращения: 05.10.2021).
7. Приказ Росстата от 27 марта 2019 г. № 172 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_321222/ (дата обращения: 10.10.2021).
8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс»// http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ (дата обращения: 01.10.2021).
9. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927// (дата обращения: 01.10.2021).
10. Шашлова, Ю.А. Проблемы статистического учета физически активного образа жизни: актуальность и пути решения / Ю.А. Шашлова // Учет и статистика. - 2017. - № 3 (47). - Стр. 35-43.
References
1. Bogomolov, G.V., Orlov, K.A. and Prokopenkova Yu.M. (2021), About Approaches to the Analysis and Prediction for the Development of Physical Culture and Sport Based on Federal Statistical Data, Sportivno-pedagogicheskoe ob-razovanie, no 3, pp. 7-15.
2. The State Program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports", approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated September 30, 2021 No. 1661 [Online] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397234 (access date: 01.10.2021).
3. Lukichev, K.E. (2017), Statistical Tools in the Mechanism of State Administration Organizations Engaged in Athletic Training, Vestnik sportivnoy nauki, no. 1, pp. 3-7.
4. Official statistical information on Form No. 1-FC [Online], URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf/ (access date: 01.10.2021).
5. List of instructions of the President of the Russian Federation No. Pr-1919 dated October 7, 2021 [Online], URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66882/ (access date: 01.10.2021).
6. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 134 dated March 4, 2021 "On approval of the methodology for calculating the target indicator 'Increase in the proportion of citizens systematically engaged in physical culture and sports to 70 percent' of the national development
goal of the Russian Federation 'Preservation of the population, health and well-being of people'" [Online], URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384177/ (access date: 01.10.2021).
7. Rosstat Order No. 172 dated March 27, 2019 "On Approval of the Federal Statistical Observation Form with Instructions for Filling It Out for the Organization by the Ministry of Sports of the Russian Federation of Federal statistical observation in the field of physical culture and sports" [Online], Available: http://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_321222/ (access date: 01.10.2021).
8. Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r dated November 24, 2020 [URL] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ (access date: 01.10.2021).
9. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated July 21, 2020 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030" [Online], URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_357927 (access date: 01.10.2021).
10. Shashlova, Yu.A. (2017), Problems of Statistical Accounting of Physically Active Lifestyle of Population: Urgency and Solutions, Uchet i statistika, no. 3 (47), pp. 35-43.