3. Манжелей, И.В. Метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 16-18.
4. Санькова, Г.В. Проектная деятельность как средства формирования профессиональных компетенций студента / Г.В. Санькова, С.Ю. Ситникова // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 9. - С. 22-26.
REFERENCES
1. Kornilova, O. A. (2019), "Heuristic game-discussion as a method of project training of students of higher educational institutions", Alma mater (Bulletin of higher school), No. 2, pp. 67-70.
2. Ksenofontova, A.N. (2018), "Organization of innovative activity of masters in schools-internship sites", Higher education today, No. 1, pp. 20-23.
3. Manzheley, I. V. (2015), "Method of projects in formation of physical competencies bachelors", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 16-18.
4. Sankova, G. V. (2016), "Project activity as a means of formation of professional competences of the student", Higher education today, No. 9, pp. 22-26.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.07.2019
УДК 796.062
ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Виктор Борисович Мяконьков, доктор психологических наук, доцент, Дмитрий Николаевич Верзилин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Юлия Вячеславовна Шелякова, научный сотрудник, Наталия Викторовна Кочетова, научный сотрудник, Анна Юрьевна Филимонова, научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и
спорта, Москва
Аннотация
Сформулирована задача оценивания эффективности использования объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом (ФКиС). Установлены недостатки статистического учета таких объектов. Для устранения пробелов в статистических данных проведено анкетирование руководителей региональных и муниципальных органов управления ФКиС. Выявлены различия характеристик объектов, расположенных в различных климатических зонах, различия между объектами городских парков, придомовых и сельских рекреационных зон. Предложены модели развития и использования объектов городской и рекреационной инфраструктуры. Модели позволяют рассчитать количество новых рабочих мест для специалистов, работающих с населением на объектах городской и рекреационной инфраструктуры, затраты на развитие и эксплуатацию объектов, сроки окупаемости затрат на развитие, показателей интенсивности использования объектов (индивидуально и в составе групп), удельных характеристик стоимости занятий, обеспеченности кадрами.
Ключевые слова: объекты городской и рекреационной инфраструктуры, физическая культура и спорт, пропускная способность объектов спорта.
EVALUATING EFFICIENCY OF USING URBAN AND RECREATIONAL INFRASTRUCTURE FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Viktor Borisovich Myakonkov, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Dmitry Nikolaevich Verzilin, the doctor of economical sciences, professor, department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Julia Vyacheslavovna Shelyakova, the researcher, Nataliya Viktorovna Kochetova, the
researcher, Anna Yuryevna Filimonova, the researcher, Federal Research Center of Physical
Culture and Sport, Moscow
Annotation
The task of evaluating the efficiency of the use of urban and recreational infrastructure objects adapted for physical culture and sports was formulated. The disadvantages of statistical accounting of such objects were revealed. To fill the gaps in statistical data, a survey was conducted among the heads of regional and municipal bodies of physical culture and sports management. Differences in characteristics of the objects located in different climatic zones, differences between the objects of urban parks, and house adjoining and rural recreational zones were obtained. The models of development and use of urban and recreational infrastructure were proposed. The models allow us to calculate the number of the new jobs for the professionals working with the population at urban and recreational infrastructure, costs for the development and operation of facilities, payback periods for development costs, intensity of use of facilities (individually and as a group), specific characteristics of the cost of employment, and the level of staffing.
Keywords: objects of urban and recreational infrastructure, physical culture and sports, capacity of sports facilities.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и учет объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом (ФКиС), имеет большое значение для реализации стратегических направлений развития ФКиС и достижения целевых показателей [1, 2] по следующим причинам. Во-первых, в среднесрочной перспективе, развитие этих объектов, с учетом их популярности у населения и относительно небольших необходимых затрат, обеспечивает наиболее эффективный прирост доступности инфраструктуры ФКиС [4]. Во-вторых, на этих объектах создаются наилучшие условия для самостоятельных занятий граждан ФКиС и для учета таких занятий. В-третьих, целевой группой населения, обладающей наибольшим потенциалом для прироста численности систематически занимающихся ФКиС является группа граждан среднего возраста (от 30 лет до пенсионного возраста). В отличие от детей и молодежи, эти граждане уже не получают услуги ФКиС в образовательных учреждениях [3]. Многие из них не готовы приобретать эти услуги на платной основе [5, 6]. При создании условий для семейных занятий ФКиС в городских парках, придомовых и сельских рекреационных зонах создаются предпосылки для существенного роста распространенности занятий в целевой группе.
Цель исследования состояла в оценивании эффективности использования объектов городской и рекреационной инфраструктуры для занятий ФКиС. Для достижения этой цели проанализирована практика статистического учета таких объектов; недостатки статистического учета потребовали привлечения и анализа дополнительных данных на основе анкетирования руководителей региональных и муниципальных органов управления ФКиС; в результате проведенного анализа сформированы модели развития и использования объектов городской и рекреационной инфраструктуры.
ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Начиная с 2017 года, в соответствии с приказами Росстата о федеральном статистическом наблюдении (последняя редакция осуществлена в 2019 году [7]), в составе спортивных сооружений дополнительно учитываются объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий ФКиС. В настоящее время для таких объектов не предусмотрен учет мощности и загруженности, фиксируется только их единовременная пропускная способность. Для получения обоснованных оценок эффективности использования объектов городской и рекреационной инфраструктуры необходимо дополнительно учитывать: фактическое время, уделяемое гражданами занятиям ФКиС на основе данных о фактической загруженности объектов; сезонную доступность объектов на основе
данных об их мощности; а также оценивать численность граждан, самостоятельно занимающихся ФКиС, и продолжительность таких занятий. Пробелы в статистическом учете потребовали проведения анкетирования и анализа полученных данных, результаты которого приведены ниже.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Получены данные об использовании объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий ФКиС, из 18 субъектов Российской Федерации, представляющих 4 климатических зоны, сельский и городской типы поселения. Данные получены в результате анкетирования руководителей региональных и муниципальных органов управления ФКиС.
Проанализированы объекты, расположенные по 124 физическим адресам, всего -202 объекта. В анкетах были указаны следующие типы объектов, приспособленных для занятий ФКиС: площадка для игры в футбол; площадка для игры в баскетбол; площадка для игры в волейбол; универсальная игровая площадка; трасса бег (ходьба); трасса вело (роллерная); площадка тренажерная; площадка воркаут; лыжня; каток. Респонденты могли внести данные о других типах объектов.
Все объекты в зависимости от их расположения, были разделены на 3 основные группы общедоступных объектов: объекты сельской рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом; объекты городской рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом; объекты городской придомовой инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом.
Для объектов учитывались следующие характеристики: размеры; вид покрытия; единовременная пропускная способность (ЕПС); фактическая загруженность; общее количество штатных сотрудников объекта; финансовые затраты, в том числе заработная плата и эксплуатационные затраты; поступления от платных услуг. Оценивалось влияние локации рекреационной инфраструктуры на интенсивность ее использования, доступность для населения и техническую оснащенность. Установлено, что для сельской рекреационной инфраструктуры наиболее характерны универсальные игровые площадки и площадки вор-каут. Для городской рекреационной (парковой) инфраструктуры наиболее характерны тренажерные площадки и площадки воркаут. Для городской придомовой инфраструктуры наиболее характерны универсальные игровые площадки, тренажерные площадки и площадки воркаут. Основные отличия проанализированных локаций заключается в том, что в парковых городских зонах обычно присутствуют трассы (роллерные, вело, для бега), как правило, номенклатура типов объектов более разнообразная, что дает возможность получать доходы от предоставления платных услуг.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Модель включает целевой компонент, региональный компонент (компонент учета региональных и климатических условий) и финансовый компонент. Целевой компонент использует данные о численности систематически занимающихся ФКиС в регионе, о единовременной пропускной способности спортивных сооружений, о планах ввода в эксплуатацию физкультурно-оздоровительных центров и комплексов, в том числе, построенных в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни». В результате применения целевого компонента рассчитывается на плановый период до 2024 года включительно ежегодное увеличение численности занимающихся ФКиС на объектах городской и рекреационной инфраструктуры и ЕПС этих объектов с учетом целевых значений - 55% систематически занимающихся физической культурой и спортом (на всех спортивных сооружениях) от общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет и 60% от нормативной ЕПС (12,2%
населения от 3 до 79 лет) в 2024 году [1, 2].
Рассчитанные характеристики используются в региональном компоненте. Кроме этих характеристик дополнительно используются следующие данные: сведения о климатической зоне; сведения о структуре населения по месту проживания, т.е. данные о численности проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, малых городах (до 50 тысяч), городах с численностью населения от 50 тысяч и менее 500 тысяч, в городах с населением от 500 тысяч. Используются сведения о расходах консолидированного бюджета субъекта РФ на ФКиС (включая затраты на развитие инфраструктуры) и сведения о затратах на спортивную подготовку. Эти данные используются для расчета удель -ной стоимости занятий ФКиС населения (вне системы спортивной подготовки и вне образовательных учреждений). Используются также данные о региональных коэффициентах дисконтирования. В результате применения регионального компонента определяется структура увеличения ЕПС объектов городской и рекреационной инфраструктуры (для сельской рекреационной инфраструктуры, городской рекреационной инфраструктуры, городской придомовой инфраструктуры) по годам, на плановый период до 2024 года. Вычисляются региональные коэффициенты, используемые для корректировки мощности и плановой загруженности объектов и коэффициенты для коррекции стоимости создания и эксплуатации объектов.
Полученные характеристики используются в финансовом компоненте. В результате применения финансового компонента рассчитывается количество новых рабочих мест для специалистов, работающих с населением на объектах городской и рекреационной инфраструктуры, затраты на развитие и эксплуатацию объектов, сроки окупаемости затрат на развитие (с учетом региональных удельных затрат на занятия ФКиС).
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ГОРОДСКОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Модель включает ресурсный компонент, компонент учета занимающихся и компонент анализа эффективности управления. Ресурсный компонент использует текущие данные о ресурсах объектов городской и рекреационной инфраструктуры и данные регионального и финансового компонентов модели развития для прогноза состояния ресурсов. В результате применения ресурсного компонента рассчитывается ЕПС, мощность и загруженность объектов (отдельно для сельской рекреационной инфраструктуры, городской рекреационной инфраструктуры, городской придомовой инфраструктуры), штатная структура, эксплуатационные затраты.
Компонент учета занимающихся использует данные объектов и данные целевого компонента модели развития для расчета численности занимающихся в группах и индивидуально (отдельно для сельской рекреационной инфраструктуры, городской рекреационной инфраструктуры, городской придомовой инфраструктуры). Рассчитанные характеристики используются компонентом анализа эффективности управления для расчета показателей интенсивности использования объектов (индивидуально и в составе групп), удельных характеристик стоимости занятий, обеспеченности кадрами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая практика оценивания объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий ФКиС нуждается в коррекции. В частности, необходимо учитывать мощность и фактическую загруженность объектов. Удельные затраты на занятия ФКиС на объектах городской и рекреационной инфраструктуры целесообразно сравнивать с удельными затратами на спортивных сооружениях вне системы спортивной подготовки. При планировании мощности, загруженности объектов городской и рекреационной инфраструктуры, стоимости их создания и эксплуатации в субъектах РФ необходимо использовать региональные коэффициенты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуализация стратегических направлений развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 2. - С. 3-5.
2. О выполнении целевых показателей стратегии развития физической культуры и спорта в российской федерации на период до 2020 года / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). -С. 18-23.
3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
4. Верзилин, Д.Н. Обоснование стратегических ориентиров для разработки и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта / Д.Н. Верзилин, Э.И. Горовых // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 9 (127). - С. 49-55.
5. Максимова, Т.Г. Повышение эффективности использования непрофильных активов предприятия: проблемы и пути решения / Т.Г. Максимова, К. Л. Чужбовский // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - № 1. - С. 50-53.
6. Мяконьков, В.Б. Потребительские ценности спорта как социально значимого феномена современного общества / В.Б. Мяконьков, Т.В. Копылова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 10. - С. 94-96.
7. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта : приказ Росстата от 27.03.2019 N 172. -Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_321222/ (дата обращения 01.07.2019).
REFERENCES
1. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A., Ashkinazi, S.M., Kochergin, A.N. and Ryabchikov, V.V. (2019), "Progress of national physical education and sports development strategy for period up to 2030", Theory and practice ofphysical culture, No 2, pp. 3-5.
2. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A., Ashkinazi, S.M., Kochergin, A.N. and Ryabchikov, V.V. (2018), "On implementation of target indicators for the physical education and Sport Development Strategy in The Russian Federation for the period up to 2020", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 8 (162), pp. 18-23.
3. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), "Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 3 (97), pp. 35-41.
4. Verzilin, D.N. and Gorovykh, E.I. (2018) "Justification of strategic guidelines for the development and implementation of state policy in the field of physical culture and sports", Theory and practice of social development, No. 9 (127), pp. 49-55.
5. Maksimova, T.G. and Chuzhbovsky, K.L. (2017), "Improving the efficiency of use of non-core assets of the enterprise: problems and solutions", Society:politics, economics, law, No. 1, pp. 50-53.
6. Myakonkov, V.B. and Kopylova, T.V. (2017) "Consumer values of sports as a socially significant phenomenon of modern society", Theory and practice ofphysical culture, 2017, No. 10, pp. 94-96.
7. Order of Rosstat of27.03.2019 No. 172 "On approval of the federal statistical observation form with instructions on how to fill it in for the organization of federal statistical observation in the field of physical education and sports by the Ministry of Sport of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321222/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.07.2019