отметили наличие большого количества технических ошибок при выполнении игровых действий на фоне утомления, а также недостаточное применение специальных упражнений для развития технических навыков, необходимых теннисисту. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как завышенные энергетические траты при освоении разных технических приемов игры в теннис, а также на наличие особенностей техники выполнения движений при игре в теннис. Большое значение имеют недостаточный уровень развития физических качеств у юных теннисистов, а также высокая значимость общей физической подготовки в структуре обеспечения готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности. Практика показала, что на фоне утомления у подавляющего большинства юных теннисистов появляются ошибки при выполнении разнообразных ударов в игре. Очень часто это не позволяет игроку реализовать весь свой потенциал. Поэтому респонденты отметили наличие этого фактора как главного, определяющего необходимость использования фитнес-тенниса в тренировке юных теннисистов.
Респонденты также обратили внимание на недостаточное применение специальных упражнений для развития технических навыков, необходимых теннисисту. Это тоже является важным фактором, определяющим необходимость использования фитнес-тенниса.
Они обратили внимание на завышенные энергетические траты у юных теннисистов при освоении разных технических приемов игры в теннис, а также на наличие особенностей техники выполнения движений при игре в теннис. Это также требует использования фитнес-тенниса в тренировочном процессе юных теннисистов.
Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость использования фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность тренерского состава для роста спортивного мастерства юных теннисистов. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета данных факторов для разработки оптимальной модели проведения тренировочных занятий с юными теннисистами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bakaev, V. V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion / V. V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia) : materials of conference. - 2017. - P. 763-767.
REFERENCES
1. Bakayev V. V. and Bolotin A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.07.2019
УДК 796.077.5
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПЛАТФОРМЫ СГАФКСТ)
Эвелина Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Галина
Николаевна Коновалова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Изместьева, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается опыт проектирования студенческого социально-образовательного пространства. Обосновывается целесообразность внедрения инновационных педагогических
инициатив в практику вузов физической культуры в целях активизации профессиональной заинтересованности и повышения социальной востребованности будущих специалистов отрасли. Излагаются концептуально-структурные звенья регионального социально-образовательного проекта «ВСТРЕЧАЕМ ТОКИО», исследовательской платформой которого выступает СГАФКСТ (Олимпийская академия Запада России).
Ключевые слова: социально-образовательное пространство, вузы физической культуры, педагогическое проектирование, пропаганда ценностей олимпийского движения, физической культуры и спорта, проект «ВСТРЕЧАЕМ ТОКИО».
DESIGN OF STUDENT'S SOCIAL AND EDUCATIONAL SPACE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE
Evelina Vladimirovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Nikolaevna Konovalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Aleksandrovna Izmestieva, the senior teacher, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The article considers the experience of designing a student socio-educational space. The expediency of introduction of innovative pedagogical initiatives in practice of the universities of physical culture for activization of professional interest and increase in social demand of the future specialists of the industry is proved. Conceptual and structural links of the regional social and educational project "We MEET TOKYO" are defined, which research platform is SGAFKST (The Olympic academy of the West of Russia).
Keywords: socio-educational space, universities of physical culture, pedagogical design, promotion of the values of the Olympic movement, physical culture and sports, project "We MEET TOKYO".
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Современное социально-образовательное пространство вузов физической культуры представляет собой активную интенсивно развивающуюся сферу. Это обусловлено значимостью социальных приоритетов государственной политики, направленной на повышение качества подготовки специалистов способных поддерживать и укреплять физическую активность населения, расширять представления о здоровом образе жизни, содействовать гармоничному развитию подрастающих поколений. В связи с чем, актуальным направлением отрасли физической культуры и спорта является оптимизация образовательного процесса вузовской подготовки, обязательное включение в практику инновационных социально востребованных форм педагогической деятельности. Как показывает опыт, эффективность внедрения новых идей в реальную образовательную плоскость, во многом зависит от особого исследовательского внимания к этапу предварительного педагогического проектирования.
Цель исследования - рассмотреть теоретико-концептуальную составляющую про-ектно-исследовательской деятельности по оптимизации социально-образовательного пространства учащихся в вузе физической культуры (на примере СГАФКСТ).
Задачи исследования:
- обосновать целесообразность внедрения педагогического проектирования в сферу социально-образовательного пространства студенческой молодежи;
- представить наглядный пример проектно-исследовательской деятельности, реализуемой на практике в вузе физической культуры;
- рассмотреть перспективы развития проектной социально-образовательной деятельности, осуществляемой в отрасли физической культуры и спорта.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, систематизация, классификация, обобщение, педагогическое проектирование.
Применение проектной деятельности в сфере образования сложно назвать педагогическим новшеством. Исследователь И.В. Манжелей, изучая особенности компетентност-ного подхода в высшем образовании, отметила, что метод проектов широко применялся
еще в советской школе с 20-х годов прошлого столетия [3]. Автор указала, что основателем данного метода в педагогике принято считать В.Х. Килпатрика, который опирался на положения философско-педагогической концепции Дж. Дьюи [3]. Опыт теоретико-практических работ настоящего времени свидетельствует о том, что инновационные методики, предполагающие педагогическое проектирование, получили активное применение в пространстве образовательных учреждениях разного уровня: школ, колледжей, вузов [2, 3, 4]. Исследователи, анализирующие данную проблематику, подчеркивают эффективность метода проектного обучения, его направленность на расширение профессионального мировоззрения, совершенствование навыков публичных выступлений, активизацию творческой деятельности учащихся [1, 2, 4]. Личный педагогический опыт авторов настоящей публикации позволяет согласиться с этой положительной оценкой.
В процессе экспериментального исследования, направленного на оптимизацию образовательного пространства вузов физической культуры, проводимого на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, разработан региональный социально-образовательный проект «ВСТРЕЧАЕМ ТОКИО». Авторская идея проекта, предложенная Э.В. Мухиной, поддержана и творчески дополнена Г.Н. Коноваловой, С. А. Изместьевой (кафедра гуманитарных наук), к участию в проекте привлечены преподаватели спортивных кафедр, студенты бакалавриата, магистранты, аспиранты академии и других вузов Смоленска. Практическая реализация проекта начата в мае 2019 года и продолжается по настоящее время. В данной публикации представлена теоретико-концептуальная составляющая исследовательского замысла. На наш взгляд, рассмотрение направленности и содержания концепции проекта, успешно реализуемого в СГАФКСТ, предполагает выделение следующих ключевых звеньев.
Таблица 1 - Концептуально-структурные звенья проекта_
Идея проекта - формирование новой интеллектуально-творческой проектной базы для организации системной работы с молодежью в сфере физической культуры и спорта при целенаправленной активизации студенческой аудитории._
Тематическая доминанта проекта обусловлена масштабными историческими событиями 2020 года —XXXII Олимпийскими играми._
Структура проекта нацелена на создание дифференцированной системы интеграции участников, ориентированной на приоритет индивидуальной заинтересованности и ответственности за выполняемый раздел деятельности._
Ресурсы проекта предполагают: усовершенствование форм и механизмов взаимодействий вуза физической культуры, городских спортивных школ, секций, домов творчества, коммерческих и некоммерческих организаций;
_оптимизацию информационно-коммуникационных ресурсов сети интернет._
Перспективы проекта, выявленные по результатам исследовательской работы, позволяют ставить вопросы о расширении поля инновационной социально-образовательной деятельности за пределами отрасли физической культуры и спорта._
Замысел проекта «ВСТРЕЧАЕМ ТОКИО» направлен на просвещение детей и молодежи, пропаганду ценностей олимпийского движения, физической культуры, спорта, здорового образа жизни в регионе при активной роли учащихся СГАФКСТ - отраслевого вуза, также являющегося Олимпийской академией Запада России. Полагаем, что смоленская академия располагает необходимыми потенциальными возможностями для того, чтобы позиционировать себя координирующим центром пропаганды спортивного духа и олимпийских идеалов в Смоленской области и западном регионе. Смоленск имеет богатое культурное, спортивное, олимпийское наследие, сохранение, осмысление и преумножение которого во многом зависит от инициативности, заинтересованности студенческой молодежи сферы физической культуры и спорта, способной поделиться своим мастерством, энергией, оптимизмом. Главным содержанием деятельности участников проекта является проведение массовых интеллектуально-творческих и спортивных мероприятий просветительной направленности. В качестве тематической доминанты проекта выбрана Олимпиада в Токио - столице государства с уникальной историей, вековыми традициями,
необычной культурой. Весь цивилизованный мир готовится к встрече олимпийского праздника 2020 года, соответственно тематическая направленность проекта, отраженная в названии «ВСТРЕЧАЕМ ТОКИО» не требует дополнительных доказательств актуальности.
Проектная структура включает в себя различные типы (стационарные, выездные) и виды (творческие, спортивные, образовательные) экспериментальных площадок. Общий план мероприятий и деятельность каждой площадки предварительно обсуждается авторским коллективом и включается в общую стратегию проекта. Данный подход позволяет реализовать стремления учащихся вуза (студентов, магистрантов, аспирантов), преподавателей, поделиться своими знаниями, умениями и навыками в сфере физической культуры и спорта с заинтересованной молодежью.
Опыт показывает, что совместная образовательная, творческая, спортивная деятельность обогащает всех участников процесса. Студенты вуза приобретают ценный педагогический опыт организации и проведения внеурочной образовательной деятельности, оттачивают спортивное мастерство, демонстрируют первые тренерские успехи, учатся ориентироваться в нестандартных ситуациях, общаются, находят новых друзей и единомышленников. Работа на экспериментальных площадках проекта «ВСТРЕЧАЕМ ТОКИО» предоставляет участникам возможность попробовать себя в таких видах деятельности как: проведение теоретических занятий, посвященных олимпийской истории Японии; подготовка вопросов для интеллектуальных викторин; демонстрация показательных спортивных выступлений; создание творческих приветствий принимающей стороны; проведении мастер-классов. В проекте принимают участие студенты и магистранты, имеющие навыки игры на музыкальных инструментах, что обеспечивает все мероприятия живым музыкальным сопровождением, а завершающим аккордом встреч всегда является коллективное исполнение песен, связанных с тематикой спорта.
Одним из важнейших элементов проекта «ВСТРЕЧАЕМ ТОКИО» является обратная связь с аудиторией. Работа на выездных площадках показала, что проект вызывает неподдельный интерес в разных социальных группах, количество участников и инициатив постоянно растет. Контакты и взаимодействие с участниками продолжаются с привлечением информационно-коммуникационных ресурсов сети интернет. Для этого участниками проекта создана тематическая группа «В Контакте», в формате которой все желающие жители Смоленска и Смоленской области принимают участие в различных конкурсах (конкурсе рисунка на тему «Олимпийская история: прошлое и настоящее»; конкурсе по сочинению олимпийского слогана; конкурсе по созданию эмблемы «Токио2020»).
Солидарность, дружба, спорт, творчество, общение в разных форматах с каждым днем объединяют все большее количество участников проекта.
ВЫВОДЫ
Начальный этап реализации социально-образовательного проекта «ВСТРЕЧАЕМ ТОКИО», созданного в вузе, показал, что положительные результаты можно отметить не только в сфере высшей школы. Активное взаимодействие представителей вуза с участниками различных социальных групп позволяет достигнуть успехов в многочисленных общественно значимых направлениях: развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи регионов; культурно-просветительская деятельность; межкультурная интеграция; физическое совершенствование; пропаганда ценностей Олимпизма, здорового образа жизни; социального сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корнилова, О.А. Эвристическая игра-дискуссия как метод проектного обучения студентов высших учебных заведений / О.А. Корнилова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2019. -№ 2. - С. 67-70.
2. Ксенофонтова, А.Н. Организация инновационной деятельности магистрантов в школах - стажировочных площадках / А.Н. Ксенофонтова // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 1. -С. 20-23.
3. Манжелей, И.В. Метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 16-18.
4. Санькова, Г.В. Проектная деятельность как средства формирования профессиональных компетенций студента / Г.В. Санькова, С.Ю. Ситникова // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 9. - С. 22-26.
REFERENCES
1. Kornilova, O. A. (2019), "Heuristic game-discussion as a method of project training of students of higher educational institutions", Alma mater (Bulletin of higher school), No. 2, pp. 67-70.
2. Ksenofontova, A.N. (2018), "Organization of innovative activity of masters in schools-internship sites", Higher education today, No. 1, pp. 20-23.
3. Manzheley, I. V. (2015), "Method of projects in formation of physical competencies bachelors", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 16-18.
4. Sankova, G. V. (2016), "Project activity as a means of formation of professional competences of the student", Higher education today, No. 9, pp. 22-26.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.07.2019
УДК 796.062
ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Виктор Борисович Мяконьков, доктор психологических наук, доцент, Дмитрий Николаевич Верзилин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Юлия Вячеславовна Шелякова, научный сотрудник, Наталия Викторовна Кочетова, научный сотрудник, Анна Юрьевна Филимонова, научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и
спорта, Москва
Аннотация
Сформулирована задача оценивания эффективности использования объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом (ФКиС). Установлены недостатки статистического учета таких объектов. Для устранения пробелов в статистических данных проведено анкетирование руководителей региональных и муниципальных органов управления ФКиС. Выявлены различия характеристик объектов, расположенных в различных климатических зонах, различия между объектами городских парков, придомовых и сельских рекреационных зон. Предложены модели развития и использования объектов городской и рекреационной инфраструктуры. Модели позволяют рассчитать количество новых рабочих мест для специалистов, работающих с населением на объектах городской и рекреационной инфраструктуры, затраты на развитие и эксплуатацию объектов, сроки окупаемости затрат на развитие, показателей интенсивности использования объектов (индивидуально и в составе групп), удельных характеристик стоимости занятий, обеспеченности кадрами.
Ключевые слова: объекты городской и рекреационной инфраструктуры, физическая культура и спорт, пропускная способность объектов спорта.
EVALUATING EFFICIENCY OF USING URBAN AND RECREATIONAL INFRASTRUCTURE FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Viktor Borisovich Myakonkov, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Dmitry Nikolaevich Verzilin, the doctor of economical sciences, professor, department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Julia Vyacheslavovna Shelyakova, the researcher, Nataliya Viktorovna Kochetova, the