Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов'

Психолого-педагогические условия, необходимые для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИТНЕС-ТЕННИС / ЮНЫЕ ТЕННИСИСТЫ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / FITNESS TENNIS / YOUNG TENNIS PLAYERS / GENERAL PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Пунич Станислав Владимирович, Лапин Валерий Викторович, Чернышев Владимир Викторович

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов. В качестве психолого-педагогических условий, необходимых для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов, респонденты отметили разработку технологии общефизической подготовки юных теннисистов с использованием фитнес-тенниса, а также подбор специальных упражнений схожих по своим параметрам игровой деятельности теннисиста. Респонденты обратили внимание также на такие условия как использование типологических комбинаций упражнений для улучшения техники передвижения по корту, а также на составление фитнес программ с учетом особенностей техники выполнения движений в игре и антропометрических данных теннисистов. Большое значение имеют выявление наиболее эффективных упражнений для повышения уровня физической подготовленности юных теннисистов, а также интегрированное формирование навыков правильного технического выполнения приемов игры в теннис и обеспечение роста физической готовности у юных теннисистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Пунич Станислав Владимирович, Лапин Валерий Викторович, Чернышев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions necessary for use of fitness tennis during general physical training of young tennis players

In article presents the results of the authors’ research on the identification of psycho-pedagogical conditions necessary for the use of fitness tennis during the general physical training of the young tennis players. As psycho-pedagogical conditions necessary for use of fitness tennis during the general physical training of the young tennis players, respondents noted the development of the technology of general physical training of the young tennis players using fitness tennis, as well as selection of the special exercises similar in their parameters to the playing activity of tennis player. Respondents also drew attention to conditions such as use of the typological combinations of the exercises to improve the technique of moving around the court, as well as the development of the fitness programs taking into account the peculiarities of the technique of performing movements in the game and anthropometric data of tennis players. It is important to identify the most effective exercises to increase the level of physical readiness of the young tennis players, as well as integrated formation of the skills of correct technical performance of the tennis techniques and ensuring growth of physical readiness of the young tennis players.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов»

УДК 796.342

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИТНЕС-ТЕННИСА В ХОДЕ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

Лада Владимировна Морозова, соискатель, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Станислав Владимирович Пунич, соискатель, старший преподаватель, Валерий Викторович Лапин, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Владимир Викторович Чернышев, соискатель, преподаватель, Военно-космическая академия имениА. Ф. Можайского,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов. В качестве психолого-педагогических условий, необходимых для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов, респонденты отметили разработку технологии общефизической подготовки юных теннисистов с использованием фитнес-тенниса, а также подбор специальных упражнений схожих по своим параметрам игровой деятельности теннисиста. Респонденты обратили внимание также на такие условия как использование типологических комбинаций упражнений для улучшения техники передвижения по корту, а также на составление фитнес программ с учетом особенностей техники выполнения движений в игре и антропометрических данных теннисистов. Большое значение имеют выявление наиболее эффективных упражнений для повышения уровня физической подготовленности юных теннисистов, а также интегрированное формирование навыков правильного технического выполнения приемов игры в теннис и обеспечение роста физической готовности у юных теннисистов.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; фитнес-теннис; юные теннисисты; общая физическая подготовка.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR USE OF FITNESS TENNIS DURING GENERAL PHYSICAL TRAINING OF YOUNG TENNIS

PLAYERS

Lada VladimirovnaMorozova, the competitor, North-WestInstituteManagement, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, St. Petersburg; Stanislav Vladimir Punich, the competitor, senior teacher, Valery Viktorovich Lapin, candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Head of the Department, Vladimir Viktorovich Chernyshev, the competitor, teacher, MozhayskyMilitary Space

Academy, St. Petersburg

Annotation

In article presents the results of the authors' research on the identification of psycho-pedagogical conditions necessary for the use of fitness tennis during the general physical training of the young tennis players. As psycho-pedagogical conditions necessary for use of fitness tennis during the general physical training of the young tennis players, respondents noted the development of the technology of general physical training of the young tennis players using fitness tennis, as well as selection of the special exercises similar in their parameters to the playing activity of tennis player. Respondents also drew attention to conditions such as use of the typological combinations of the exercises to improve the technique of moving around the court, as well as the development of the fitness programs taking into account the peculiarities of the technique of performing movements in the game and anthropometric data of tennis players. It is

important to identify the most effective exercises to increase the level of physical readiness of the young tennis players, as well as integrated formation of the skills of correct technical performance of the tennis techniques and ensuring growth of physical readiness of the young tennis players.

Keywords: psycho-pedagogical conditions, fitness tennis, young tennis players, general physical training.

Высокий уровень общей физической подготовки является базовым фундаментом роста мастерства спортсменов практически в любом виде спорта [1,2]. Современная концепция проведения общей физической подготовки с юными теннисистами предполагает формирование у них готовности к эффективной соревновательной деятельности. Формирование физической готовности у юных теннисистов к эффективной соревновательной деятельности предполагает совместное развитие физических качеств и навыков правильного выполнения технических приемов игры в теннис [1].

В современном теннисе основными признаками, влияющими на эффективность игровой деятельности теннисистов на корте, являются правильность выполнения движений при нанесении различных ударов по мячу, точность и координация движений, согласованность работы рук и ног при подготовке к удару и др. Эти признаки являются критериями техники юных теннисистов [1]. Поэтому фитнес-теннис должен решать задачи технической и физической подготовки юных теннисистов одновременно. Для эффективного использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов необходимо создание соответствующих психолого-педагогических условий. При обосновании тренировочных программ по фитнес-теннису следует учитывать не только структуру технических комбинаций игры в теннис, но и элементы, способствующие реализации всех необходимых психолого-педагогических условий.

Формирование двигательного навыка у юных теннисистов должно быть тесно связано с повышением уровня их физической подготовленности. Навык формируется в процессе осознанного стремления спортсмена освоить новую для него технику движений на корте на основе высокого уровня физической подготовленности, позволяющего точно воспроизвести правильные движения. Приобретение нового двигательного навыка в теннисе может происходить только на основе высокого уровня общефизической подготовленности с использованием фитнес-тенниса [1]. Ме^ду тем использование фитнес-тенниса предполагает разработку индивидуальных тренировочных программ для юных теннисистов. Поэтому решение этой задачи требует обоснования психолого-педагогических условий необходимых для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов. Для определения ранговой структуры этих условий был проведен опрос 78 тренеров и специалистов в сфере организации тренировочного процесса по теннису. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов (п=78)

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Разработка технологии общефизической подготовки юных теннисистов с использованием фитнес-тенниса 28,4

2 Подбор специальных упражнений схожих по своим параметрам игровой деятельности теннисиста 21,6

3 Использование типологических комбинаций упражнений для улучшения техники передвижения по корту 15,7

4 Составление фитнес программ с учетом особенностей техники выполнения движений в игре и антропометрических данных теннисистов 14,3

5 Выявление наиболее эффективных упражнений для повышения уровня физической подготовленности юных теннисистов 11,2

6 Интегрированное формирование навыков правильного технического выполнения приемов игры в теннис и обеспечение роста физической готовности у юных теннисистов 8,8

В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов, респонденты отметили разработку технологии общефизической подготовки юных теннисистов с использованием фитнес-тенниса, а также подбор специальных упражнений схожих по своим параметрам игровой деятельности теннисиста. Респонденты обратили внимание также на такие условия как использование типологических комбинаций упражнений для улучшения техники передвижения по корту, а также на составление фитнес программ с учетом особенностей техники выполнения движений в игре и антропометрических данных теннисистов. Большое значение имеют выявление наиболее эффективных упражнений для повышения уровня физической подготовленности юных теннисистов, а также интегрированное формирование навыков правильного технического выполнения приемов игры в теннис и обеспечение роста физической готовности у юных теннисистов.

Важнейшим условием, необходимым для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов, респонденты отметили разработку соответствующей технологии общефизической подготовки для этих спортсменов. Они отметили, что, несмотря на значимую важность данной проблемы, в настоящее время не разработано такой технологии. Поэтому решение данной задачи является важным условием необходимым для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов. Они также обратили внимание и на подбор специальных упражнений схожих по своим параметрам с игровой деятельностью теннисистов. Такие упражнения, по их мнению, должны включаться в тренировочные программы с использованием фитнес-тенниса.

Большое внимание в тренировочном процессе должно уделяться использованию типологических комбинаций упражнений для улучшения техники передвижения по корту. Известно, что предвосхищение действий соперника в ходе игры в теннис, является определяющим фактором успешной соревновательной деятельности. Для успешной соревновательной деятельности требуется правильная техника передвижения по корту, которая ставится в юном возрасте.

Респонденты обратили внимание также на составление фитнес программ с учетом особенностей техники выполнения движений в игре и антропометрических данных теннисистов. Техника правильного выполнения движений в игре в значительной степени зависит от антропометрических данных теннисистов. Отмечено, что составление индивидуальных фитнес программ для юных теннисистов является важнейшим условием для роста их спортивного мастерства.

Важным условием, необходимым для использования фитнес-тенниса в ходе общефизической подготовки юных теннисистов, по мнению респондентов, является выявление наиболее эффективных упражнений для повышения уровня физической подготовленности юных теннисистов. Практика показывает, что не все упражнения из программы фитнес-тенниса являются в одинаковой степени эффективными для юных теннисистов. Требуется определенный поиск таких упражнений.

Респонденты обратили внимание и на интегрированное формирование навыков правильного технического выполнения приемов игры в теннис и обеспечение роста физической готовности у юных теннисистов. Реализация данного условия возможна, если в программу фитнес-тенниса будут включены упражнения, способствующие не только повышению уровня общефизической подготовленности юных теннисистов, но и росту их технического мастерства. Таким образом, создание этих условий позволит в значительной степени повысить эффективность тренировочного процесса юных теннисистов, а также оптимизировать деятельность тренерского состава по физической подготовке.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий для повышения эффективности тренировочного процесса юных теннисистов, с использованием программ фитнес-тенниса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозова, Л.В. Факторы, определяющие необходимость использования фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов / Л.В. Морозова, А.В. Медведев, С.И. Савенков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 131-133.

2. Bakaev, V. V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin II 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.

REFERENCES

1. Morozova L.V., Medvedev A.V. and S.I. Savenkov (2019), "The factors defining need of use of fitness tennis for improvement of overall physical conditioning of young tennis players", Uchenye zapiski universitetaimeniP.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 131-133.

2. Bakaev V. V. and Bolotin A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.

Контактная информация: frost2018@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.08.2019

УДК 796.012.134

БЫСТРОТА ДВИЖЕНИЙ В ЛОКТЕВОМ СУСТАВЕ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Эльвир Маратович Мухаметзянов, аспирант, Наиль Ильясович Абзалов, доктор биологических наук, доцент, Андрей Анатольевич Гуляков, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Казань

Аннотация

Исследование развития быстроты движений является актуальной проблемой для занимающихся видами спорта, требующих проявления скоростно-силовых способностей. Для изучения быстроты движений в локтевом суставе разработана методика и сконструирована специальная установка. Произведен сравнительный анализ показателей быстроты движений локтевого сустава в зависимости от спортивной специализации. Выявлено, что развитие быстроты движений зависит от вида мышечных нагрузок и от пола. У исследуемых студентов, занимающихся видами спорта, требующего проявления скоростно-силовых способностей показатели быстроты движений в локтевом суставе выше по сравнению с не занимающимися спортом.

Ключевые слова: быстрота движения, студенты, виды спорта, скоростно-силовые способности, координационные способности, мышечная тренировка.

QUICKNESS OF MOVEMENT IN THE ELBOW JOINT OF STUDENTS ENGAGED

IN VARIOUS SPORTS

Elvir Maratovich Muchamedzyanov, thepost-graduate student, Naillliasovich Abzalov, the doctor of biological sciences,professor, Andrey Anatolyevich Gulyakov, the senior teacher, Kazan (Volga region) Federal University

Annotation

The study of the development of the speed of movement is an actual problem for sportsmen who are engaged in sports that require the manifestation of speed and strength abilities. To study the speed of movement in the elbow joint, a technique has been developed and a special installation has been designed. The comparative analysis of the elbowjoint movement speed depending on the sports specialization is made. It is revealed that the development of the velocity of movements depends on the type of muscle loads and on the floor. The studied students, engaged in sports, requiring the manifestation of high-speed force abilities,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.