7. Piskaev, A.Yu. (2018), Elective courses discipline physical culture and sport" in high school: tutorial, Moscow.
8. Sgonnik, L.V. and Ivanenko, N.N. (2016), "Analysis of motor activity of the students of Pedagogical University", Taurica scientific Explorer, No. 1, pp. 17-19.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2019
УДК 796.342
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИТНЕС-ТЕННИСА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ
Лада Владимировна Морозова, соискатель, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Алексей Владимирович Медведев, кандидат психологических наук, доцент, Сергей Иванович Савенков, соискатель, старший
преподаватель, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость использования фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов. В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов, респонденты отметили наличие большого количества технических ошибок при выполнении игровых действий на фоне утомления, а также недостаточное применение специальных упражнений для развития технических навыков, необходимых теннисисту. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как завышенные энергетические траты при освоении разных технических приемов игры в теннис, а также на наличие особенностей техники выполнения движений при игре в теннис. Большое значение имеют недостаточный уровень развития физических качеств у юных теннисистов, а также высокая значимость общей физической подготовки в структуре обеспечения готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности.
Ключевые слова: факторы; фитнес-теннис; юные теннисисты; общая физическая подготовка.
FACTORS DEFINING NEED IN USE OF FITNESS-TENNIS FOR IMPROVEMENT OF OVERALL PHYSICAL CONDITIONING OF YOUNG TENNIS PLAYERS
Lada Vladimirovna Могогоха, the competitor, Northwest institute of managements of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Alexey Vladimirovich Medvedev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Sergey Iva-novich Savenkov, the competitor, senior teacher, Belgorod legal institute of I.D. Putilin
Annotation
The article shows the results of researches of the authors on identification of the factors defining need in use of fitness tennis for improvement of overall physical conditioning of the young tennis players. As the major factors defining need in use of fitness tennis for improvement of overall physical conditioning of young tennis players, respondents noted existence of a large number of the technical mistakes when performing the game actions against the background of exhaustion, and also insufficient application of the special exercises for development of the technical skills necessary for the tennis player. Respondents paid attention also to such factors as the overestimated power expenditure at development of different techniques of playing tennis and also to existence of features of the technology of performance of movements at playing tennis. There are of great importance the insufficient level of development of the physical qualities at young tennis players and also the high importance of the general physical training in structure of ensuring readiness of young tennis players for competitive activity.
Keywords: factors, fitness tennis, young tennis players, general physical training.
В настоящее время большое внимание уделяется повышению уровня общефизической подготовки юных теннисистов. Среди всех компонентов готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности общефизической подготовке отводится центральное место. Для достижения высокого уровня общефизической подготовки юных теннисистов требуются специальные средства и методы тренировки. Современная концепция проведения общей физической подготовки предполагает использование инновационных технологий тренировки [1]. Среди всего многообразия средств и методов тренировки юных теннисистов ведущее место принадлежит фитнес-теннису.
Практика показывает, что использование фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов благоприятно сказывается не только на повышении уровня их общефизической подготовки, но и на формировании у них технических навыков выполнения разнообразных действий на корте.
Сущность использования фитнес-тенниса заключается в постепенном совершенствовании морфофункциональных систем организма, мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, технических приемов при выполнении разнообразных ударов. Это вызывает адаптационные перестройки в функционировании координационных механизмов построения движений, необходимых теннисисту в игре. Процесс достижения максимальной спортивной формы и готовности к соревновательной деятельности должен оказывать комплексное воздействие на организм спортсменов [1].
Внешнее проявление достижения готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности выражается в технически правильном выполнении всех необходимых в игре движений длительное время. Вместе с тем, на фоне утомления очень часто появляются не вынужденные технические ошибки. Это негативно сказывается на результативности соревновательной деятельности юных теннисистов.
Овладение техническим мастерством при одновременном повышении уровня общефизической готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности является достаточно сложной задачей, которую вынуждены решать тренеры спортсменов. Последние исследования в мире тенниса показывают, что при решении данной задачи центральное место принадлежит фитнес-теннису.
Таким образом, в условиях обучения юных теннисистов игре в теннис важное место в тренировочном процессе должно принадлежать фитнес-теннису, способствующему росту спортивного мастерства и общефизической готовности спортсменов. Решение вышеперечисленных задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих необходимость использования фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 78 тренеров по теннису, имеющих опыт работы с юными теннисистами более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов (п=78)
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Наличие большого количества технических ошибок при выполнении игровых действий на фоне утомления 28,3
2 Недостаточное применение специальных упражнений для развития технических навыков, необходимых теннисисту 21,7
3 Завышенные энергетические траты при освоении разных технических приемов игры в теннис 15,2
4 Наличие особенностей техники выполнения движений при игре в теннис 14,8
5 Высокая значимость общей физической подготовки в структуре обеспечения готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности 11,9
6 Недостаточный уровень развития физических качеств у юных теннисистов 8,1
В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования фит-нес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов, респонденты
отметили наличие большого количества технических ошибок при выполнении игровых действий на фоне утомления, а также недостаточное применение специальных упражнений для развития технических навыков, необходимых теннисисту. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как завышенные энергетические траты при освоении разных технических приемов игры в теннис, а также на наличие особенностей техники выполнения движений при игре в теннис. Большое значение имеют недостаточный уровень развития физических качеств у юных теннисистов, а также высокая значимость общей физической подготовки в структуре обеспечения готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности. Практика показала, что на фоне утомления у подавляющего большинства юных теннисистов появляются ошибки при выполнении разнообразных ударов в игре. Очень часто это не позволяет игроку реализовать весь свой потенциал. Поэтому респонденты отметили наличие этого фактора как главного, определяющего необходимость использования фитнес-тенниса в тренировке юных теннисистов.
Респонденты также обратили внимание на недостаточное применение специальных упражнений для развития технических навыков, необходимых теннисисту. Это тоже является важным фактором, определяющим необходимость использования фитнес-тенниса.
Они обратили внимание на завышенные энергетические траты у юных теннисистов при освоении разных технических приемов игры в теннис, а также на наличие особенностей техники выполнения движений при игре в теннис. Это также требует использования фитнес-тенниса в тренировочном процессе юных теннисистов.
Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость использования фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность тренерского состава для роста спортивного мастерства юных теннисистов. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета данных факторов для разработки оптимальной модели проведения тренировочных занятий с юными теннисистами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bakaev, V. V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion / V. V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia) : materials of conference. - 2017. - P. 763-767.
REFERENCES
1. Bakayev V. V. and Bolotin A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.07.2019
УДК 796.077.5
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПЛАТФОРМЫ СГАФКСТ)
Эвелина Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Галина
Николаевна Коновалова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Изместьева, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается опыт проектирования студенческого социально-образовательного пространства. Обосновывается целесообразность внедрения инновационных педагогических