Научная статья на тему 'Апробирование шкалы оценки сформированности техники базовых приемов на красном уровне программы "теннис 10с"'

Апробирование шкалы оценки сформированности техники базовых приемов на красном уровне программы "теннис 10с" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКАЛА ОЦЕНКИ / ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ / УДАР СПРАВА С ОТСКОКА / КРАСНЫЙ УРОВЕНЬ / ЮНЫЕ ТЕННИСИСТЫ / RATING SCALE / TECHNIQUE / FOREHAND / RED LEVEL / YOUNG TENNIS PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Мария Евгеньевна, Космина Ирина Павловна

В данном исследовании представлены результаты апробирования специально разработанной шкалы, использованной для объективности оценки уровня сформированности техники у юных теннисистов 5-7 лет, занимающихся на красном уровне программы «Теннис 10с». Произведена оценка техники освоения самого легкого, базового удара в теннисе удара справа с отскока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Мария Евгеньевна, Космина Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approving the scales for estimation of methods for basic elements at the red level of the program “Tennis 10C”

This study presents the results of testing the specially designed scale used to objectively assess the level of formation of technique among the young tennis players aged 5-7 years old, who are engaged in the red level of the program "Tennis 10C". The technique was analyzed for mastering the easiest, basic stroke in tennis a forehand with a rebound.

Текст научной работы на тему «Апробирование шкалы оценки сформированности техники базовых приемов на красном уровне программы "теннис 10с"»

Федерации. Большое значение имеют необходимость дифференциации военнослужащих по уровню физического состояния, а также наличие призывных контингентов, имеющих низкий уровень состояния здоровья. Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость совершенствования оздоровительной физической культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учет этих факторов позволит оптимизировать деятельность специалистов, работающих в сфере оздоровительной физической культуры. Это может явиться хорошей платформой для разработки оптимальной модели оздоровительной физической культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для разработки оптимальной модели проведения занятий с военнослужащими, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

2. Bakaev, V.V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of subsituation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.

3. Bolotin, A.E. Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training / A.E. Bolotin, V.V Bakaev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - V. 16 (1). - No. 17. - P. 102-108.

4. Bolotin, A.E. Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - Vol. 16 (3), No. 143. - P. 910-913.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

2. Bakayev, V. V. and Bolotin, A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.

3. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V. and Vazhenin, S.A. (2016), "Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training", Journal ofPhysical Education and Sport, 16(1), Art. 17, pp. 102-108.

4. Bolotin, A.E. and Bakayev, V. V. (2016), "Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler", Journal ofPhysical Education and Sport, Vol.16 (3), No.143, pp.910-913.

Контактная информация: silchukiVMA@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2019

УДК 796.342

АПРОБИРОВАНИЕ ШКАЛЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕХНИКИ БАЗОВЫХ ПРИЕМОВ НА КРАСНОМ УРОВНЕ ПРОГРАММЫ «ТЕННИС 10С»

Мария Евгеньевна Степанова, старший преподаватель, Ирина Павловна Космина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, г. Москва

Аннотация

В данном исследовании представлены результаты апробирования специально разработанной шкалы, использованной для объективности оценки уровня сформированности техники у юных

теннисистов 5-7 лет, занимающихся на красном уровне программы «Теннис 10с». Произведена оценка техники освоения самого легкого, базового удара в теннисе - удара справа с отскока.

Ключевые слова: шкала оценки, техника выполнения, удар справа с отскока, красный уровень, юные теннисисты.

APPROVING THE SCALES FOR ESTIMATION OF METHODS FOR BASIC

ELEMENTS AT THE RED LEVEL OF THE PROGRAM "TENNIS 10C"

Maria Evgenyevna Stepanova, the senior teacher,

Irina Pavlovna Kosmina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

This study presents the results of testing the specially designed scale used to objectively assess the level of formation of technique among the young tennis players aged 5-7 years old, who are engaged in the red level of the program "Tennis 10C". The technique was analyzed for mastering the easiest, basic stroke in tennis - a forehand with a rebound.

Keywords: rating scale, technique, forehand, red level, young tennis players.

ВВЕДЕНИЕ

Игра в теннис в России пользуется достаточной популярностью, чему способствуют не только появление новых кортов, массовость занятий теннисом людьми разного возраста и уровня подготовленности, но и результаты российских теннисистов, успешно выступающих на соревнованиях различного уровня и занимающих рейтинговые места в первой сотне международной квалификации.

Необходимо отметить, что теннис становится все более доступной игрой - овладение техникой игры подвластно человеку в любом возрасте, будь то ребенок пяти лет, занимающийся в секции, либо уже взрослый человек, посещающий оздоровительные занятия [1].

Международной Федерацией Тенниса (ITF) с целью создания соответствующих условий для более эффективного освоения техники базовых элементов игры разработана специальная программа «Теннис 10с» для начинающих играть в теннис, которая в настоящее время активно внедряется во всех странах мира, в том числе и в нашей стране [4, 5]. Федерация тенниса России (ФТР) поддерживает данную программу, но, к сожалению, в настоящее время методическая база ее реализации, в том числе механизмы оценивания качества выполнения начинающими теннисистами технических приемов, еще недостаточно развиты.

МЕТОДИКА

Для более объективного контроля стадий формирования техники базовых теннисных ударов у занимающихся на начальном этапе обучения по программе «Теннис 10с» на первом уровне - красном - была разработана специальная балльная шкала оценки [2, 3]. Согласно этой шкале, техника оценивается двумя процедурами: визуальной оценкой и тестированием. Совокупность полученных за обе процедуры баллов позволяет оценить степень сформированности техники ударов, соотнести с этапом освоения и определить целесообразность перевода занимающегося на следующий уровень обучения - оранжевый.

Так, для визуальной оценки всех основных ударов на красном уровне - удара справа с отскока, удара слева с отскока, подачи - техника выполнения этих ударов была классифицирована на этапы освоения, которые обучающийся проходит последовательно -начальный, продвинутый, завершающий. Для каждого удара были определены оцениваемые фазы выполнения - подготовительная, предударная, ударная, заключительная, и описано содержание каждой фазы. Применялась 3-балльная шкала пофазной оценки: 1 балл -удовлетворительно, 2 балла - хорошо, 3 балла - отлично. Таким образом, на каждом этапе визуальной оценки освоения техники ударов начинающий теннисист мог набрать минимум

4 балла, максимум - 12.

Вторая зачетная процедура - тестирование точности выполнения удара - также оценивалась согласно прохождению этапов, то есть на начальном, продвинутом, завершающем этапах, каждому из которых было определено свое содержание. Выполнялось 10 ударов в разные зоны площадки. Применялась та же 3-балльная шкала оценки, согласно точно выполненным ударам. Таким образом, на каждом этапе тестирования точности ударов начинающий теннисист мог набрать минимум 1 балл, максимум - 3.

В совокупности для перехода на следующий уровень обучения по программе «Теннис 10с» - с красного на оранжевый - баллы обучающегося должны варьироваться в диапазоне 15-45 баллов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработанная шкала была апробирована в процессе оценки техники выполнения удара справа с отскока детьми 5-7 лет, первого года обучения, занимающимися в ДЮСШ на спортивно-оздоровительном этапе. Юные теннисисты занимались по стандартной программе с использованием специальных теннисных мячей, рекомендованных ФТР для красного уровня освоения программы. В тестировании приняло участие 15 девочек и 5 мальчиков.

Таблица 1 - Результаты тестирования техники выполнения удара справа с отскока теннисистов 5-7 лет, занимающихся в ДЮСШ на начальном этапе программы «Теннис 10с» (красный уровень), (п=20)____

№ Игрок Пол Оценка техники выполнения удара по фазам, баллы Оценка точности, баллы (кол-во попаданий) Общее кол-во баллов Переход на следующий этап

1 фаза 2 фаза 3 фаза 4 фаза

1 И-а Д 3 2 2 2 2 (4) 11 Да

2 А-а Д 3 2 2 3 2 (5) 12 Да

3 М-а Д 1 2 2 2 1 (3) 8 Да

4 Л-а Д 3 2 2 3 2 (5) 12 Да

5 Д-с Д 3 2 3 3 3 (7) 14 Да

6 С-а Д 3 2 2 3 3 (7) 13 Да

7 С-я Д 3 2 2 2 2 (6) 11 Да

8 Ш-а Д 3 2 2 3 3 (8) 13 Да

9 Е-а Д 3 2 2 2 2 (6) 11 Да

10 К-а Д 3 2 2 3 2 (6) 12 Да

11 А-а Д 2 2 2 2 2 (5) 10 Да

12 П-а Д 1 1 1 1 1 (1) 5 Да

13 А-н Д 1 1 2 2 1 (3) 7 Да

14 Я-а Д 3 2 2 2 2 (4) 11 Да

15 В-а Д 3 3 2 2 2 (6) 12 Да

Ебаллов (девочки): 38 29 30 35 30(76) 162

Х 2,53 1,93 2 2,33 2 (5,06) 10,8±2,94

о 0,83 0,45 0,37 0,61 0,65(1,83)

16 К-н М 3 2 2 3 2 (6) 12 Да

17 В-г М 3 1 1 1 1(3) 7 Да

18 П-в М 3 2 2 2 3 (7) 12 Да

19 Б-н М 3 2 2 3 3 (7) 13 Да

20 К-в М 1 2 2 2 1 (2) 8 Да

Ебаллов (мальчики): 13 9 9 11 10 (25) 52

Среднее 2,6 1,8 1,8 2,2 2(5) 10,4±3,62

сигма 0,89 0,44 0,44 0,83 1(2,34)

Итого по группе (n=20), баллы 214

Проведенный анализ полученных результатов оценки техники удара по фазам (таблица 1), выполненного девочками, показал, что первую фазу - подготовительную (замах),

они освоили наиболее эффективно, по сравнению с другими фазами (2,53±0,83 балла); вторая фаза (вынос ракетки на мяч) получилась более сложной в освоении для девочек, результаты тестирования оказались относительно наименьшие по значению (1,93±0,45 баллов). Балльная оценка третьей (ударной) фазы оказалась близка ко второй фазе по результату (2,0±0,37 балла); при этом освоение четвертой фазы (окончание удара) было для девочек более успешным (2,33±0,61 баллов).

При выполнении тестирования на оценку точности попадания в площадку девочки показали следующие результаты: из 15 тестируемых только трое достигли отличного результата - набрали по 3 балла (попали более семи из десяти возможных), при этом три девочки набрали минимальное количество баллов в данном тесте - 1 (попали 3 и меньше), что свидетельствует о достаточной сложности в освоении техники удара справа с отскока этими детьми. Итоговое количество набранных баллов в тестировании на начальном этапе обучения технике выполнения удара справа с отскока показало, что подавляющее большинство девочек - 12 из 15 - успешно освоили технику данного удара (набрали более 10 баллов из максимально возможных 15), что свидетельствует о достаточном уровне для их перевода на следующий этап - продвинутый.

Анализ полученных результатов оценки техники того же удара по фазам, выполненного мальчиками, показал, что первую фазу - подготовительную (замах), они освоили наиболее успешно по сравнению с другими фазами (2,6±0,89 балла); четвертая фаза (окончание удара) оказалась также для мальчиков продуктивной для освоения - 2,2±0,83 балла. Наименее успешно мальчики освоили вторую и третью фазы (вынос ракетки на мяч и удар по мячу), результаты тестирования оказались минимальными по значению (1,88±0,44) -эти фазы оказалась достаточно сложными в освоении для мальчиков.

При выполнении тестирования на оценку точности попадания в площадку мальчики показали следующие результаты: из 5 тестируемых только двое смогли достичь высокого результата и получили высокие баллы - по 3 балла, двое набрали минимальное количество баллов в данном тесте (1 балл).

Итоговое количество набранных в тестировании мальчиками баллов свидетельствует о средней степени освоении ими техники выполнения удара справа с отскока на начальном этапе, что дает им возможность для перехода на следующий - продвинутый этап обучения.

ВЫВОДЫ

Апробирование вышеназванной специально разработанной шкалы в тренировочном процессе юных теннисистов, занимающихся на красном уровне программы «Теннис 10с», показало, что с помощью данного инструмента возможно оценить уровень сформирован-ности техники, выявить сильные и слабые места в освоении занимающимися базовых теннисных приемов по фазам, оценить их координационные кондиции, что впоследствии может помочь тренеру скорректировать тренировочные занятия и целенаправленно индивидуализировать обучение.

Разработанная шкала оценки позволила объективно оценить степень соответствия уровня технической подготовленности занимающихся тому или иному этапу освоения, что может быть использовано как алгоритм в дальнейшем для разработки критериев оценки сформированности техники различных теннисных приемов на оранжевом и зеленом уровнях реализации программы «Теннис 10с».

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлева, А. Перед выходом на корт: подводящие упражнения с теннисными мячами / А. Журавлева // Спорт в школе. - 2013. - № 10. - С. 38-40.

2. Козлов, В.В. Шкала оценивания уровня профессионально-прикладной акробатической подготовленности мотоинспекторов / В.В. Козлов, И.П. Космина // Физическая культура и спорт: ин-

теграция науки и практики : материалы XI междунар. науч.-практ. конф. (5 октября 2014 г.). - Ставрополь, 2014. - С. 266-269.

3. Степанова, М.Е. Разработка шкал оценки уровня сформированности базовых умений и навыков у юных теннисистов / М.Е. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 3. - С. 24.

4. Davies, K. Perceptions of coaches of a scaled tennis equipment program / K. Davies // ITF Coaching and Sport Science Review. - 2019. - Vol. 77 (27). - P. 26-29.

5. Pankhurst, A. 10U Tennis: The essentials of developing players for the future / A. Pankhurst // The Young Tennis Player / A. Colvin and J. Gladstone (Eds.). - Switzerland : Springer International Publishing, 2016. - Р. 1-16.

REFERENCES

1. Zhuravleva, A. (2013), "Before going to the court: summing up exercises with tennis balls", Sport at school, No. 10, pp. 38-40.

2. Kozlov, V.V. and Kosmina, I.P. (2014), "Scale of assessment of the level of professional and applied acrobatic readiness of motor inspectors", Physical culture and sport: integration of science and practice, Proceedings of the XI International Scientific Conference, Stavropol, October 5, 2014, Stavropol, NCFU publishing House, pp. 266-269.

3. Stepanova, M.E. (2018), "Development of scales for assessing the level of formation of basic skills in young tennis players", Physical culture: education, training, No. 3, p. 24.

4. Davies, K. (2019), "Perceptions of coaches of a scaled tennis equipment program", ITF Coaching and Sport Science Review, Vol. 77 (27), pp. 26-29.

5. Pankhurst, A. (2016), "10U Tennis: The essentials of developing players for the future", in A. Colvin and J. Gladstone (Eds.). The Young Tennis Player, Switzerland, Springer International Publishing, pp. 1-16.

Контактная информация: stepanovam@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2019

УДК 796.332

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ С УЧЁТОМ

ИГРОВОГО АМПЛУА

Владимир Вячеславович Суворов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма, Краснодар

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность рассматриваемых в статье вопросов связана необходимостью учёта показателей соревновательной деятельности при определении содержания тренировочного процесса. Представленные в статье материалы описывают технико-тактических действий футболистов 12-13 лет в процессе соревновательной деятельности. Особое внимание уделяется установлению особенностей применения технико-тактических действий футболистами различных игровых амплуа. В связи с изменением игрового амплуа в статье раскрывается механизм определения наиболее важных, элементов игры, на которые необходимо акцентировать внимание в процессе тренировки. В статье показано, что основой для определения должной структуры технической подготовки футболистов определённого игрового амплуа должны выступать типологические особенности применения технико-тактических действий в матче игроками на данной позиции. Структура технической подготовки подвергается коррекции на основе прежнего игрового амплуа.

Ключевые слова: футбол, соревновательная деятельность, технико-тактические действия, амплуа, техническая подготовка футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.