Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО ДАННЫМ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО ДАННЫМ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТАТФОРМЫ 1-ФК / 3-АФК / 5-ФК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богомолов Г.В., Фураев В.А., Воробьев С.А.

Цель исследования - поиск инструментов, позволяющих упростить выработку управленческих решений, направленных на достижение целевых показателей развития сферы физической культуры и спорта на различных уровнях с использованием имеющейся статистической информации на базе современных информационных технологий. Методика и организация исследования. В ходе проведения исследования осуществлялись сбор и обработка статистической информации по формам федерального статистического наблюдения № 1-ФК, № 3-АФК, № 5-ФК за период 2015-2020 гг. в разрезе муниципальных образований, регионов и на федеральном уровне, проводился анализ социально-экономических показателей по регионам за рассматриваемый период, а также текущих и целевых показателей федерального проекта «Спорт - норма жизни». Для обработки статистической информации использовались методы математического анализа и прогнозирования. В качестве дополнительных инструментов авторами были выбраны разработанная автоматизированная система (АИС) «СпортСтат» и математический пакет Statistica. Результаты исследования и выводы. Описаны показатели, вносящие наибольший вклад в рассматриваемый целевой показатель. Проведены прогнозирование и оценка полученных результатов развития сферы ФКиС на основе базовых показателей. Авторами делается предложение о том, что применение методов анализа и прогнозирования статистической информации на основе базовых показателей существенно упростит задачу дальнейшей корректировки стратегических документов и принятия управленческих решений для достижения целевого показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богомолов Г.В., Фураев В.А., Воробьев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR PROGRESS FORECAST USING FEDERAL STATISTICAL REPORT FORMS PROCESSED BY MODERN IT TOOLKIT

Objective of the study was to offer an IT toolkit to facilitate the management decision-making in the national physical education and sports offices at every governmental level using the standard Statistical Report Forms. Methods and structure of the study. We collected and analyzed for the purposes of the study Statistical Report Forms 1-FK, 3-AFK and 5-FK for 2015-2020 issued by the relevant municipal, regional and federal agencies - to analyze the reported socio-economic indicators versus the Sports Life Norm Project benchmarks (interim and final) [3]. The reported statistics were processed by a set of mathematical analysis and progress forecast tools using Sportstat Automated Information System (AIS) with Statistica mathematical statistics software toolkit. The Sportstat AIS processed the physical education and sports progress database for 2015-2020 available in the socio-economic section of the Statistical Report Forms, versus the Sports Life Norm Federal Project progress forecast and actual progress data. Our experts selected, for the purposes of the study, about 100 physical education and sports progress indicators from the 1-physical education, 3-adaptive physical education and 5-physical education Statistical Report Forms for the study period, to find their group correlations plus correlations with the socio-economic indicators for a few economic, health, business and other relevant sectors. Results and conclusion. The IT toolkit with an automated statistical data collection and processing capacity to facilitate the management decision-making in the national physical education and sports offices at every governmental level using the standard Statistical Report Forms offers good benefits for the efforts.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО ДАННЫМ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО ДАННЫМ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК/UDC 796:658

Поступила в редакцию 01.10.2021 г.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Информация для связи с автором: bogomolov@vniifk.ru

Кандидат технических наук Г.В. Богомолов1 Кандидат педагогических наук В.А. Фураев1 Кандидат педагогических наук С.А. Воробьев2

Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

2Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

NATIONAL PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR PROGRESS FORECAST USING FEDERAL STATISTICAL REPORT FORMS PROCESSED BY MODERN IT TOOLKIT

PhD G.V. Bogomolov1 PhD V.A. Furaev1

PhD, Associate Professor S.A. Vorobev2

1 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow, Russia

2 St. Petersburg Scientific Research Institute for Physical Culture, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - поиск инструментов, позволяющих упростить выработку управленческих решений, направленных на достижение целевых показателей развития сферы физической культуры и спорта на различных уровнях с использованием имеющейся статистической информации на базе современных информационных технологий.

Методика и организация исследования. В ходе проведения исследования осуществлялись сбор и обработка статистической информации по формам федерального статистического наблюдения № 1-ФК, № 3-АФК, № 5-ФК за период 2015-2020 гг. в разрезе муниципальных образований, регионов и на федеральном уровне, проводился анализ социально-экономических показателей по регионам за рассматриваемый период, а также текущих и целевых показателей федерального проекта «Спорт - норма жизни». Для обработки статистической информации использовались методы математического анализа и прогнозирования. В качестве дополнительных инструментов авторами были выбраны разработанная автоматизированная система (АИС) «СпортСтат» и математический пакет Statistica. Результаты исследования и выводы. Описаны показатели, вносящие наибольший вклад в рассматриваемый целевой показатель. Проведены прогнозирование и оценка полученных результатов развития сферы ФКиС на основе базовых показателей. Авторами делается предложение о том, что применение методов анализа и прогнозирования статистической информации на основе базовых показателей существенно упростит задачу дальнейшей корректировки стратегических документов и принятия управленческих решений для достижения целевого показателя.

Ключевые слова: прогнозирование, анализ показателей, статформы 1-ФК, 3-АФК, 5-ФК.

Abstract

Objective of the study was to offer an IT toolkit to facilitate the management decision-making in the national physical education and sports offices at every governmental level using the standard Statistical Report Forms. Methods and structure of the study. We collected and analyzed for the purposes of the study Statistical Report Forms 1-FK, 3-AFK and 5-FK for 2015-2020 issued by the relevant municipal, regional and federal agencies - to analyze the reported socio-economic indicators versus the Sports Life Norm Project benchmarks (interim and final) [3]. The reported statistics were processed by a set of mathematical analysis and progress forecast tools using Sportstat Automated Information System (AIS) with Statistica mathematical statistics software toolkit. The Sportstat AIS processed the physical education and sports progress database for 2015-2020 available in the socio-economic section of the Statistical Report Forms, versus the Sports Life Norm Federal Project progress forecast and actual progress data. Our experts selected, for the purposes of the study, about 100 physical education and sports progress indicators from the 1-physical education, 3-adaptive physical education and 5-physical education Statistical Report Forms for the study period, to find their group correlations plus correlations with the socio-economic indicators for a few economic, health, business and other relevant sectors.

Results and conclusion. The IT toolkit with an automated statistical data collection and processing capacity to facilitate the management decision-making in the national physical education and sports offices at every governmental level using the standard Statistical Report Forms offers good benefits for the efforts.

Keywords: progress forecast, analysis, 1-physical education, 3-adaptive physical education, 5-physical education Statistical Report Forms.

Введение. Достижение основной цели федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва» («Спорт - норма жизни»), реализуемого в рамках национального проекта «Демография», - доведение к 2024 г до 55 % доли граждан, систематически занимающихся физической

культурой и спортом, путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде...»- предполагается за счет выполнения определенных целевых показателей федерального проекта. Достижение показателей на региональном уровне зависит от социально-экономической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации, а также от реализуемых региональных проектов и программ развития [4].

112

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

Одними из основных актуальных задач в этой ситуации становятся прогнозирование достижения целевого состояния и определение первичных реализуемых мероприятий с учетом их трудоемкости и ресурсоемкости, а также вклада в общий результат.

Цель исследования - поиск инструментов, позволяющих упростить выработку управленческих решений, направленных на достижение целевых показателей развития сферы физической культуры и спорта на различных уровнях с использованием имеющейся статистической информации на базе современных информационных технологий.

Методика и организация исследования. В ходе проведения исследования осуществлялись сбор и обработка статистической информации по формам федерального статистического наблюдения № 1-ФК, № 3-АФК, № 5-ФК за период 2015-2020 гг. в разрезе муниципальных образований, регионов и на федеральном уровне, проводился анализ социально-экономических показателей по регионам за рассматриваемый период, а также текущих и целевых показателей федерального проекта «Спорт - норма жизни» [3]. Для обработки статистической информации использовались методы математического анализа и прогнозирования. В качестве дополнительных инструментов авторами были выбраны разработанная автоматизированная система (АИС) «Спорт-Стат» и математический пакет Statistica.

АИС «СпортСтат» включала в себя базу данных показателей развития сферы физической культуры и спорта за период 2015-2020 гг., содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, баз данных социально-экономических показателей, фактических и целевых показателей федерального проекта «Спорт - норма жизни».

Для решения поставленной задачи экспертным методом были отобраны около 100 показателей развития физической культуры и спорта, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения 1-ФК, 3-АФК, 5-ФК, с целью поиска взаимосвязей между собой, а также с социально-экономическими показателями в сфере экономики, здравоохранения и др.

Результаты корреляционного анализа показали, что в целом по регионам ключевым элементом системы физической культуры и спорта, вносящим существенный вклад в части привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом, а также создания дополнительных рабочих мест, являются отраслевые учреждения (физкультурно-спортив-ные клубы, учреждения при спортивных сооружениях), предприятия, фитнес-клубы и т. д. Динамика увеличения численности граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, имеет высокий коэффициент корреляции с количеством штатных работников в отрасли, что в свою очередь учитывается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. (рост количества тренеров и иных специалистов, повышение их квалификации и производительности труда) и определяется одним из факторов достижения показателя «доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» [1].

Также в ходе проведенного анализа выявлена прямая зависимость роста числа занимающихся от роста количества учреждений и организаций, на базе которых осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. В то же время увеличение количества спортивных объектов в регионах во многих случаях не приводило к существенному увеличению численности занимающихся, при этом в ряде регионов ситуация развивалась, наоборот, при обеспеченности кадрового потенциала. Рассмотренная ситуация при дальнейшем изучении статистической информации объяс-

нялась недостаточной обеспеченностью спортивными сооружениями в этих регионах.

Анализ статистических данных показал корреляцию между следующими целевыми и иными показателями:

- целевой показатель «численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» соотносится с количеством учреждений и организаций, на базе которых осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, количеством штатных специалистов (ставок) в области физической культуры и спорта;

- целевой показатель «количество сооружений для занятий физической культурой и спортом» соотносится с единовременной пропускной способностью сооружений, мощностью объектов спорта, загруженностью объектов (в том числе в привязке к численности населения, занимающегося физической культурой и спортом);

- объемы финансового обеспечения физической культуры и спорта соотносятся с показателями эффективности по направлениям расходования (количество штатных специалистов в области физической культуры и спорта и расходы на заработную плату, количество спортивных сооружений и расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, содержание, приобретение спортивного инвентаря и оборудования).

При этом стоит отметить, что «вклад» рассмотренных показателей оказывался непостоянным и варьировался в зависимости от региона и области.

Результаты прогнозирования достижения целевого показателя «численность граждан, систематических занимающихся физической культурой и спортом» до 2030 г. на основе имеющейся статистической информации с учетом динамики изменения показателей в 2015-2020 гг. показали, что основой достижения показателя будут служить обеспечение граждан местом для занятий физической культурой, а также предоставление методического и практического физкуль-турно-спортивного сопровождения специалистами (инструкторами, методистами, тренерами, тренерами-преподавателями и др.). При этом большинству регионов в период 2021-2030 гг. потребуется расширение предложения на этом рынке услуг в связи с прогнозируемой увеличивающейся нагрузкой на существующие объекты.

Для оценки достижения целеполагающего показателя, выбора значимых для конкретного региона или области показателей, а также возможности расчета прогнозного целевого значения с учетом динамики и возможного диапазона изменения значений предлагается использовать следующий алгоритм действий:

• расчет корреляционных связей между показателями развития физической культуры и спорта, включенными в формы федерального статистического наблюдения 1-ФК, 3-АФК, 5-ФК, отдельными социально-экономическими показателями в области здравоохранения, экономики, предпринимательства по региону;

• отбор показателей с высокой степенью корреляции (положительной и отрицательной);

• анализ причинно-следственных зависимостей между выбранными показателями, выборка основных показателей;

• определение допустимого (достижимого) диапазона изменения значений выбранных показателей с учетом их трудоемкости и ресурсоемкости реализации в регионе;

• расчет прогнозных значений выбранных показателей с учетом динамики их изменения во времени;

• итоговый отбор показателей с учетом возможности их достижения;

• построение целевой функции на базе выбранных показателей;

№12 • 2021 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

• оценка достижения базового целевого показателя на основе выбранных показателей;

• выбор оптимального решения, позволяющего достигнуть базового целевого показателя;

• выработка управленческого решения.

Выводы. Рассмотренный авторами инструмент, включающий в себя автоматизированную систему сбора и обработки статистической информации, способствует получению объективной картины о состоянии сферы ФКиС в регионе (на различных уровнях) с учетом динамики изменения показателей во времени и вклада каждого из них в достижение основополагающей цели. Выбор значимых для конкретного региона или области показателей, а также возможность расчета прогнозного целевого значения с учетом динамики и возможного отклонения диапазона изменения значений существенно помогут в принятии оптимального решения.

Литература

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118.

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474, Стратегия развития физической

культуры и спорта на период до 2030 года, федеральный проект «Спорт - норма жизни», государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

3. [Электронный ресурс]: https://minsport.gov.ru/sport/physical-cul-ture/statisticheskaya-inf.

References

1. Strategiya razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel-stva Rossiyskoy Federatsii ot 24 noyabrya 2020 g. # 3081-r [Strategy for development of physical education and sports in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 No. 3081-r]. [Electronic resource]. Consultant Plus. http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_369118.

2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. # 204 i ot 21 iyulya 2020 g. # 474, Strategiya razvitiya fizicheskoy kultury i sporta na period do 2030 goda, federalny proekt «Sport - norma zhizni», gosu-darstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie fizicheskoy kultury i sporta». [Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 and July 21, 2020 No. 474, Strategy for the development of physical education and sports for the period up to 2030, the federal project "Sport - norm of life", the state program of the Russian Federation "Development of physical education and sports"] [Electronic resource] https://minsport.gov.ru/sport/physi-cal-culture/statisticheskaya-inf.

3. Bogomolov G.V., Eroshkina S.B., Furaev V.A. Digitalization of statistical reporting in physical education and sports sector, pp.14. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. No 1, 2021.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

факторы, сдерживающие прогресс футбола в развивающих странах

Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1 Аспирант Аль Ших Мхд. Висам1 Аспирант Дугуфано Багайоко1

1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

УДК/UDC 796.062

Ключевые слова: футбол, академия футбола, тренер, программы, спортивная подготовка, национальная федерация, рейтинг.

Введение. Многочисленные исследования показывают, что факторами способствующими или, наоборот, сдерживающими развитие футбола в различных странах, являются: комплекс социально-экономических условий, сложившихся спортивных традиций; имеющееся научно-методическое и ресурсное обеспечение; поддержка государства, возможности использования частно-государственного партнерства, спонсоров. Республика Мали и Сирия характеризуются средним уровнем развития футбола.

Цель исследования - провести сравнительный анализ факторов, влияющих на развитие футбола в развивающих странах.

Методика и организация исследования. В рамках работы изучалась специальная научно-методическая литература, анализировались официальные сайты FIFA. Также был проведен опрос тренеров федераций футбола республики Мали (Бамако - 34 человека) и Сирийской Арабской Республики (провинция Хама - 10 человек) в период с 2019 по 2020 гг.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время основная проблема детских футбольных академий Сирии заключается в том, что в них недостаточно футбольного инвентаря, отсутствуют рабочие учебные программы по футболу, ограничен соревновательный календарь в связи с трудностями передвижения по стране и за пределами страны. Многие тренеры академии не имеют сертификатов тре-

CONSTRAINTS TO FOOTBALL PROGRESS IN DEVELOPING COUNTRIES

Dr. Hab., Associate Professor L.I. Kostyunina1 Postgraduate Student Al Shikh Mhd. Wisam1 Postgraduate Student Dugufano Bagayoko1 1Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Поступила в редакцию 19.10.2021 г.

нера по футболу и полагаются на свой личный игровой опыт. Проведенный опрос показывает, что всего лишь 20 % специалистов имеют профильное спортивное образование.

В ходе исследования были изучены особенности деятельности футбольных тренеров в Сирии и в республике Мали. При удовлетворенности выбором профессии, положительным отношением со стороны спортсменов, родителей, коллег, 83,8 % сирийских тренеров недовольны управленческими решениями администрации клубов, низким финансовым обеспечением, что вызывает необходимость поиска ими дополнительной работы.

У 24,5 % тренеров отсутствует ощущение значимости тренерской деятельности.

К числу причин, снижающих эффективность тренировочного процесса, специалисты относят: низкое качество футбольных полей, отсутствие специальных тренажеров, оборудования (72 %); слабую поддержку со стороны руководства клуба (57 %), федерации футбола Мали (88 %), отсутствие спонсорской помощи (97 %).

Выводы. Методологической основой развития футбола в развивающих странах должен стать программно-целевой подход, что обусловит повышение рейтинга федераций футбола Мали и Сирии, выход на качественно новый уровень подготовки национальных команд.

Использованная литература

1. Football Development Index. Индекс Развития Футбола для стран ФИФА: [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.rea. ru/ru/org/managements/unitscires/Documents/FDI_rus.pdf

Информация для связи с автором: likost@mail.ru

114

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.