СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В 1940-Е ГГ.
Дамир Гареевич Хаяров
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры гуманитарных наук, тел. (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам реализации социальных гарантий в отношений бывших военнослужащих в Западной Сибири в первые послевоенные годы.
Ключевые слова: демобилизованный инвалид, военнослужащий, социальная политика, армия, законодательство, социальное обеспечение, Новосибирская область.
SOCIAL POLICY OF 1940S AIMED AT GREAT PATRIOTIC WAR PARTICIPANTS
Damir G. Khayarov
Assoc. Prof., the department of humanities, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, phone: (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
The problems of former servicemen social protection in West Siberia postwar years are considered.
Key words: disabled war veteran, serviceman, social policy, army, legislation, social maintenance, Novosibirsk region.
Россия в течение всего XX в. участвовала в больших мировых войнах и в огромном количестве конфликтов в «межвоенные» периоды. Фронты и армии пропустили через себя многомиллионные массы людей из разных социальных слоев. Драматичные события военной поры отразились в судьбах многих людей. В российских семьях есть участники различных войн из разных поколений, ставшие инвалидами с различными группами нетрудоспособности. По окончании войн люди в грубых солдатских шинелях возвращались в города и села нашей страны, каждый со своими проблемами и планами послевоенного обустройства личной жизни. Обеспечение социальных гарантий участников боевых действий во все десятилетия в России становилось труднейшей проблемой для государства. Неотложные задачи обеспечения обустройства жизни бывших военнослужащих тесно переплетались с проблемами экономического и политического состояния страны. Характерная особенность послевоенных периодов в истории уходящего столетия заключалась в следующем: государство, пославшее гражданина в пекло войны в последующем не могло ему по различным причинам предоставить полноценные социальные гарантии. Слабым местом в социальной политике оставались и продолжают оставаться: недостаточное пенсионное обеспечение, проблема производства
эргономичных протезов и приспособлений, отсутствие полноценной психологической помощи, обеспечивающей безболезненную адаптацию к реалиям мирной жизни.
В 1945-1950 гг., когда Россия выходила из самой трагичной войны в истории человечества, государство реально полноценные социальные гарантии предоставить демобилизованным военнослужащим не могло, по ряду объективных причин, складывавшихся на то время. Западная часть страны лежала в руинах, государство втягивалось в зарождавшуюся гонку вооружений, требовалось вкладывать колоссальные средства в новые наукоемкие атомные, радиоэлектронные, ракетно-авиационные производства, оказывать различную помощь странам так называемой «народной демократии». Существовал также комплекс трудноразрешимых социальных проблем по организации элементарной жизни для других слоев населения. По тем или иным причинам государство в 40-е годы демобилизованным могло предоставить лишь реальные минимальные социальные гарантии, предусматривавшие мероприятия по обустройству жизни демобилизованных бойцов и командиров на начальном этапе. В течение 1945-1947 гг. было демобилизовано только из армии и флота около 8,5 млн. чел. (33 призывных возраста)1. Основные права бывших военнослужащих, связанные с первоначальном этапом обустройства в мирной жизни, были отображены в законе, принятом Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г. «О демобилизации старших возрастов личного состава
действующей армии».2В этом законе каждому военнослужащему гарантировалось: перевозка за счет государства до места жительства,
обеспечение продуктами питания по пути следования, обеспечение исправным полным комплектом зимнего и летнего обмундирования и обуви. Предусматривалась выдача денежных средств для того, чтобы демобилизованный мог жить некоторое время до устройства на работу. Например, сержантскому составу всех родов войск полагался при демобилизации полугодовой оклад по должностным ставкам в пределах до 900 руб. и не ниже 300 руб. за каждый год службы, а офицерскому составу, прослужившему в период войны: один год — двухмесячный оклад, два года — трехмесячный оклад, три года — четырехмесячный оклад, четыре года — пятимесячный оклад. Служба в армии и флоте, в партизанско-диверсионных подразделениях засчитывалась в непрерывный трудовой стаж. Руководители предприятий, учреждений и организаций должны были предоставить работу демобилизованным не позднее месячного срока со дня прибытия их к месту жительства, с учетом приобретенного ими опыта и специальности в Красной армии, а также обеспечить демобилизованных жилой площадью и топливом. Постановление СНК СССР № 1953 от 61.08.1945 г. «О сохранении налоговых льгот для демобилизованных из Красной Армии и членов семей» прежде всего касалось бывших бойцов и командиров, проживавших в сельской местности. По этому постановлению снижались процентные ставки налога на хозяйства демобилизованным. Демобилизованные из Красной Армии освобождались от взимания военного налога. Немаловажным фактором было сохранение для уволенных из армии и их жен льгот по налогу на холостяков, одиноких и
малосемейных граждан сроком на один год со дня демобилизации военнослужащего.3
Полноценная реализация социальных гарантий различным группам демобилизованных граждан в рассматриваемый период была одной из главнейших проблем, стоявших перед органами власти. Общим для этой огромной группы населения являлось то, что в отношении них действовала разработанная центральными органами власти система государственного обеспечения. Поэтому задачи обустройства жизни людей, прошедших через пекло войны, во многом определялись решениями, принимаемыми на самом высоком уровне, а также зависели от реальных качественных показателей деятельности военных отделов при райкомах ВКП(б) и органов социального обеспечения, реализовавших эти решения в городской и сельской местности. Гарантированное законодательством трудоустройство бывших бойцов и командиров в месячный срок со дня прибытия к месту жительства очень часто не выполнялось. Не всегда на местах могли предоставить в кратчайший срок приемлемый вариант трудоустройства или продолжения обучения для инвалидов войны различных групп. Тяжелейшую проблему представляло трудоустройство молодежи из числа демобилизованных. Возвращение с фронта молодых воинов означало для них вступление в совершенно новую жизнь. Формирование личности у таких людей происходило в экстремальных боевых условиях. Накопленный фронтовой опыт имел специфические психологические особенности, не всегда с ним можно было вписаться в окружающую послевоенную повседневную жизнь. К примеру, в течение первых послевоенных лет Новосибирский обком ВКП(б) систематически отмечал факты неудовлетворительной работы исполкомов городских и районных Советов по трудоустройству демобилизованных воинов Красной Армии. Так, на начало 1946 г. по окончании первой очереди демобилизации по области остались 7985 чел. нетрудоустроенными. Особенно плохо была организована работа по трудоустройству демобилизованных в Маслянинском, Сузунском, Искитимском районах.4 При том, что в первую очередь были уволены самые старшие возраста, т.е. люди, в большей своей части имевшие профессию и богатый жизненный опыт, органы власти не всегда могли по тем или иным причинам подобрать им приемлемый вариант трудоустройства. Многие бывшие военнослужащие, в особенности инвалиды, зачастую не имели возможности по состоянию здоровья выполнить неквалифицированную работу в качестве дворников, грузчиков и т. д.
Условия послевоенной социальной адаптации военнослужащих прежде всего зависели от приемлемого варианта трудоустройства или получения новой профессии в различных образовательных учреждениях. Решение проблемы трудоустройства бывших военнослужащих имело важное значение для всей вертикали власти. С большими трудностями она постепенно решалась. По данным Министерства социального обеспечения, на 1.01.1948 г. в РСФСР в той или иной мере работали 91% инвалидов войны.5 Для органов власти было важно эту группу населения из числа бывших военнослужащих приспособить к реалиям мирной жизни, снять социальное напряжение и дать возможность
получить дополнительный заработок к низкой пенсии. Средний размер пенсии в первые послевоенные годы для рядового и сержантского состава составлял 194 руб.6 Но существовали еще более низкие пенсии. Также в первые послевоенные годы государство реально не могло обеспечить бывших военнослужащих каким-либо жильем. К примеру, число жителей Новосибирска за 1941-1945 гг. увеличилось на 50%, а жилье, причем неблагоустроенное, строилось крайне медленно. У большинства демобилизованных не было отдельного дома или квартиры. Первое время многие предприятия области не могли изыскать даже койко-место в общежитиях.
Таким образом, изучение условий жизни демобилизованных военнослужащих 1940-х гг. является актуальной научной задачей и имеет важное социально-гуманитарное и политическое значение. В советское время проблемы социального положения различных групп демобилизованных воинов комплексно и глубоко не рассматривались. В основном анализировались трудовые достижения и демобилизация как источник пополнения рабочими кадрами послевоенной промышленности. Осталась без полноценного анализа реальная, со всеми коллизиями жизнь миллионов бывших военнослужащих в драматичные и одновременно радостные первые послевоенные годы. Анализ способов реализации социальных гарантий демобилизованным гражданам военными отделами при партийных органах и подразделениями Министерства социального обеспечения в тяжелейших условиях первых послевоенных лет имеет важное научно-практическое значение для решения современных проблем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. 50 лет Вооруженным Силам СССР. - М.,1968. С. 479.
2. 12 сессия Верховного Совета 22-23 июня 1945 г. Стенограф, отчет. -М.,1945.-С. 25.
3. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 22. Д. 142. Л. 4.
4. ГАНО. Ф.1020. Оп.2. Д. 318. Л. 133-134.
5. ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1182. Л. 8.
6. ГАНО. Ф. П-12. Оп. 12. Д. 489. Л. 23
© Д.Г. Хаяров, 2012