Научная статья на тему 'Проблемы адаптации инвалидов Отечественной войны в западносибирском регионе в 1941-1945 гг'

Проблемы адаптации инвалидов Отечественной войны в западносибирском регионе в 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаяров Д. Г.

Раскрывается реальная политика государственных структур Западной Сибири в первые послевоенные годы по обеспечению жизнедеятельности инвалидов Великой Отечественной войны. Акцентируется проблема на Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF THE GREAT PATRIOTIC WAR DISABLED VETERANS IN WEST SIBERIA IN 1941-19451SSGA

The real policy of West Siberian State structures on the support of disabled veterans in the first post-war years is considered. Novosibirsk region is brought to a focus.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации инвалидов Отечественной войны в западносибирском регионе в 1941-1945 гг»

УДК 94(57)

Д.Г. Хаяров

СГГ А, Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЗАПАДНОСИБИРСКОМ РЕГИОНЕ В 1941-1945 ГГ.

Раскрывается реальная политика государственных структур Западной Сибири в первые послевоенные годы по обеспечению жизнедеятельности инвалидов Великой Отечественной войны. Акцентируется проблема на Новосибирской области.

D.G. Khayarov SSGA, Novosibirsk

PROBLEMS OF ADAPTATION OF THE GREAT PATRIOTIC WAR DISABLED VETERANS IN WEST SIBERIA IN 1941-1945

The real policy of West Siberian State structures on the support of disabled veterans in the first post-war years is considered. Novosibirsk region is brought to a focus.

В 1946 г. во всех отраслях народного хозяйства 272 тыс. инвалидов войны были обучены новым профессиям или повысили производственную квалификацию, и соответственно увеличился размер оплаты труда. Так, в Заельцовском районе г. Новосибирска в 1947 г. трудоустроили 385 инвалидов Отечественной войны. В результате взаимодействия районного военного отдела с дирекцией электровакуумного завода было организовано обучение 200 инвалидов войны и переведены с низкооплачиваемой работы на более высокую 131 чел. Примечательно, что многие инвалиды этого предприятия имели I и II группы нетрудоспособности, т. е. были людьми с полной или частичной ампутацией верхних конечностей [1].

Для того, чтобы эффективно решать проблемы восстановления трудоспособности этой группы инвалидов, перед органами власти встала задача налаживания производства в большом количестве протезов и специальных приспособлений. Систематически из различных подразделений социального обеспечения г. Новосибирска, занимавшихся инвалидами Отечественной войны, шли запросы в центральные учреждения об улучшении качества и увеличении выпуска приспособлений и протезов. Органы социальной защиты Новосибирской области требовали незамедлительного повышения качества протезов с гарантированным сроком службы не менее двух лет, вместо 5-6 месяцев реальной носки [2].

В 1947 г. на очередном Всероссийском совещании работников органов социального обеспечения обсуждались различные варианты увеличения ассортимента выпускаемой продукции для инвалидов Великой Отечественной войны, прежде всего клепо-шпоновых и нитро-лаковых протезов рук [3].

В этом же году для того, чтобы снизить накал тяжелейших проблем в обустройстве инвалидов войны, государство выделило на социальное обеспечение, в т. ч. отдельной строкой на льготное приобретение протезов 4

095 млн. руб., а в 1948 г. - 6 187 млн. руб. Также в 1947-48 гг. были проведены мероприятия по освобождению от подоходного налога инвалидов Отечественной войны и их семей [4]. Предоставлялись различные льготы инвалидам войны и их семьям по налогам и обязательным госпоставкам продуктов на сумму около 1 млрд. руб.[5].

Но, по-прежнему, в налаживании производства протезов и приспособлений существовало много проблем. Не каждый инвалид Отечественной войны мог воспользоваться удобными протезами, что вызывалось многими причинами, в т. ч. невозможностью приобретения из-за удаленного проживания от крупных населенных пунктов. Бывшие военнослужащие часто пользовались вообще приспособлениями кустарного производства, хотя у органов социального обеспечения имелись производства по выпуску протезов и приспособлений, в частности в Новосибирске. Местный протезный завод в 1945-47 гг. нередко простаивал из-за отсутствия гвоздей, столярного клея, наждачных порошков, паст для глянцевки. На этом предприятии систематически не выполнялся план но выпуску деревянных протезов [6].

Разработкой технологий выпуска изделий для инвалидов занимался Центральный институт экспертизы трудоспособности и организации труда в Москве. В этом научно-исследовательском учреждении в течении 1946-50 гг. прошли научные конференции, посвященные проблемам восстановления трудоспособности инвалидов Великой Отечественной войны. В изданных сборниках описывались различные новейшие приспособления и протезы для работы инвалидов в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Часть этих разработок предназначалась для технологически сложных работ в наукоемких машиностроительных предприятиях. Однако совершенно новые для того времени виды протезов, которые могли максимально облегчить жизнь инвалида войны, так и не пошли в массовое производство, их выпускали ограниченными сериями в Москве и Ленинграде. Для массового производства эти изделия были технически сложны и требовали больших вложений в производство. В диссертации Ю.В. Котеловой, выполненной под руководством д. мед. н. С.Г. Геллерпггейна в 1945-48 гг., приведены образцы специальных ручных инструментов с учетом особенности дефекта раненой конечности и стадии восстановления в ходе трудотерапии. Ю.В. Котелова описывает в качестве примера случай с молодым бойцом В., потерявшим кисти обеих рук в партизанском отряде от взрыва мины. После операции по методу Крунберга (метод, при котором расщеплялись кости предплечья и создавалось подобие пальцев) и цикла восстановительной трудотерапии он освоил технику радиотелеграфирования, при которой требуется быстро и точно работать на передаче сигналов и продолжил свою боевую биографию в качестве бортрадиста военного самолета [7].

При всех положительных тенденциях в решении проблем восстановления трудоспособности инвалидов, на местах наблюдались отрицательные моменты. Руководство предприятий увольняло часто инвалидов Отечественной войны в нарушение законодательства. По состоянию на 1 июня 1946 г. по Новосибирской области произошло снижение

процента работающих инвалидов. Общее количество работающих и обучающихся инвалидов в целом по области составляло 92,5 %, III гр. - 99,2 %, II гр. - 64,8 %, I гр. - 6,1 %. 14 % работающих инвалидов стали трудиться с понижением квалификации [8].

Становилось очевидным, что не всегда инвалиды Отечественной войны, имеющие I и II гр. нетрудоспособности с тяжелыми медицинскими противопоказаниями, могут найти работу в технически сложном производстве. Поэтому для более полного охвата инвалидов Великой Отечественной войны государство стимулировало развитие кооперативных объединений. Они выпускали простые в изготовлении предметы народного потребления. В постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июня 1949 г. представлялся рад преимуществ и льгот для кооперации инвалидов Отечественной войны, в частности: первоочередное снабжение

производственных артелей местными видами сырья и промышленными отходами, торговля в книжных и газетных киосках, через розничную и ларьковую сеть - галантерейными, кондитерскими и табачными изделиями. В системе кооперативных объединений в первые послевоенные годы инвалиды войны также сталкивались с проблемами. Руководство артели Горкогаш-союза г. Новосибирска планировало ассортимент выпускаемой продукции без учета физических дефектов инвалидов. В результате на 1 января 1949 г. сократился контингент надомников-инвалидов на 35 чел. [9].

Следующим направлением в решении проблемы восстановления трудоспособности инвалидов войны являлась организация обучения в различных типах учебных заведений: вечерних школах, ремесленных училищах (ФЗУ), профшколах-интернатах, техникумах, вузах. Это направление было актуально по многим причинам, в т. ч. потому, что среди инвалидов Великой Отечественной войны имелось немало молодых людей. Они были призваны в армию, зачастую не имея профессии, законченного школьного образования. Тяжелейшую проблему представляло трудоустройство молодых инвалидов III гр. Возвращение с фронта молодых бойцов и командиров означало для них вступление в совершенно новую жизнь. Формирование личности у таких людей происходило в экстремальных боевых условиях. Накопленный фронтовой опыт имел специфические психологические особенности, не всегда с ним можно было вписаться в окружающую послевоенную повседневную жизнь. Многие молодые инвалиды Великой Отечественной войны зачастую не имели возможности по состоянию здоровья выполнять неквалифицированную работу в качестве грузчиков, дворников и т. д. Часть из них жила некоторое время за счет скудных средств ближайших родственников, другие пополняли наводнившие послевоенные города и села преступные организации, промышлявшие грабежом, разбойными нападениями. Молодые инвалиды войны III гр., не нашедшие приемлемого варианта трудоустройства и продолжения образования, попадали на учет различных контрольных подразделений райкомов ВКП(б). Партийные органы разрабатывали различные специфические варианты адаптации бывших военнослужащих к мирной жизни. В мае 1946 г. отдел пропаганды и агитации Новосибирского обкома ВКП(б) организовал бесплатную индивидуальную подписку на 3 тысячи

экземпляров газеты «Советская Сибирь» [10], В 1947 г. в Октябрьском районе г. Новосибирска 12 студентам, являвшимся инвалидами войны, была компенсирована плата за обучение. Производилось обучение новыми специальностями через систему специальных школ-интернатов по направлениям ВТЭК. В г. Новосибирске, к примеру, действовала школа-интернат для инвалидов Великой Отечественной войны Ш гр., где обучали профессиям швейника и сапожника. На основе методических разработок специалистов по психологии труда и по плану Министерства социального обеспечения обучение происходило по типовому учебному циклу. Так, инвалид Великой Отечественной войны, обучающийся швейному делу, должен был изучить следующие предметы: политподготовку - 120 час, математику - 132 часа, машиноведение - 42 часа [11]. В учебном плане преобладала политподготовка, что определялось постановлением ЦК ВКП(б) от 27 мая 1946 г. «О политической работе среди демобилизованных из вооруженных сил СССР» [12] .

Восстановление трудоспособности инвалидов Великой Отечественной войны в рассматриваемый период было одной из главнейших социальных проблем. Общим для этой огромной группы населения фронтовиков-инвалидов являлось то, что в отношении их действовала разработанная центральными органами власти система государственного обеспечения. Поэтому задачи обустройства жизни людей, потерявших здоровье на фронте, во многом определялись решениями, принимаемыми на самом высоком государственном уровне, а также зависели от реальных качественных показателей деятельности военных отделов при райкомах ВКП(б) и органов социального обеспечения Новосибирской области, реализовавших эти решения в городской и сельской местности.

Условия послевоенной социальной и медицинской адаптации военнослужащих с разным уровнем нетрудоспособности прежде всего зависела от приемлемого варианта трудоустройства или получения новой профессии в различных образовательных учреждениях. Средний размер пенсии в первые послевоенные годы для рядового и сержантского состава составлял 194 руб. [13]. Но существовали еще более низкие пенсии. Решение проблемы восстановления трудоспособности военнослужащих-инвалидов имело важное значение для всей вертикали власти. Быстрее происходила адаптация людей к реалиям мирной жизни, снималось социальное напряжение, инвалиды войны получали на новых трудовых местах гарантированный дополнительный заработок к низкой пенсии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГАНО. Ф. 22. Оп. 3. Д. 1182. Л. 8.

2. ГАНО. Ф. 117. Оп. 1. Д. 84. Л. 17.

3. Там же. Л. 7.

4. ГАНО. Ф. 22. Оп. З. Д. 1862. Л. 41.

5. Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М., 1997. - С. 282.

6. ГАНО. Ф. 117. Оп. 1. Д. 84. Л.1 6.

7. Там же. Д. 11. Л. 34.

8. Там же. Д. 12. Л. 46.

9. ГАНО. Ф. 4. Оп. ЗЗ. Д. 916. Л. 41.

10. ГАНО. Ф. 1866. Оп. 1. Д. 12. Л. 11.

11. Там же. Д. 4. Л. 8.

12. Там же.

13. ГАНО. Ф. 4. Оп. ЗЗ. Д. 916. Л. 39.

© Д.Г. Хаяров, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.