УДК 378
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ДЕМОБИЛИЗИЗОВАННЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Дамир Гареевич Хаяров
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры правовых и социальных наук, тел. (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается работа органов социального обеспечения в Западной Сибири по проблемам обустройства инвалидов Великой Отечественной войны в первые послевоенные годы.
Ключевые слова: Западная Сибирь, органы социальной защиты, инвалиды, военнослужащие, опыт, война.
SOCIAL INSURANCE BODIES ACTIVITIES IN RELATION TO EX-SERVICEMEN IN POSTWAR YEARS (HISTORICAL ASPECT)
Damir G Khayarov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Assoc. Prof., Department of Legal and Social Sciences, tel. (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
The work of social security bodies in postwar West Siberia, particularly that on improving war invalids living conditions is considered.
Key words: West Siberia, social services, invalids, servicemen, experience, war.
Материально-бытовое обустройство инвалидов Великой Отечественной в отношении этой группы населения действовала тщательно разработанная система государственного обеспечения. Поэтому жизненный уровень людей, потерявших здоровье на фронте, во многом определялся решениями, принимаемыми на самом высоком государственном уровне, а также зависел от деятельности руководителей предприятий и учреждений, военных отделов при райкомах и обкомах ВКП(б) и структур социального обеспечения Западной Сибири, реализовавших эти решения в городской или сельской местности.
Официальная пропаганда, газеты, кино, театральные постановки послевоенных лет зачастую говорили о прекрасной жизни советских людей. Но материалы архивов сохранили и положительные, и отрицательные моменты материально-бытового обеспечения бывших военнослужащих инвалидов. В письмах, запросах, заявлениях, ходатайствах, в огромном количестве приходивших в органы социального обеспечения населенных пунктов Западной Сибири, повторяются типичные жалобы на болезни, нетрудоспособность, плохие жилищные условия. В материалах закрытых заседаний партийных органов различного уровня периодически разбирались нарушения и злоупотребления, допущенные
должностными лицами при материально-бытовом обслуживании фронтовиков-инвалидов.
Наиболее болезненной была продовольственная проблема. Масштабы сокращения производства продуктов питания по сравнению с довоенным периодом были многократны. Например, производство животного масла уменьшилось почти вдвое, сахара — в 4,5 раза1. Местные органы власти, не располагая необходимыми финансовыми и материальными средствами, не могли существенно повлиять на социальное положение фронтовиков-инвалидов. Продукты питания, полученные из различных общественных фондов при предприятиях и отделах социального обеспечения, помогали инвалидам Великой Отечественной войны и их семьям кратковременно пережить трудности. Но размер помощи был явно недостаточным. На снабжении населения отразились сильная засуха и сопутствующий голод 1946 — 1947 гг., охвативший также районы Западной Сибири. До декабря 1947 г. сохранялась карточная система обеспечения горожан продуктами питания. Норма на хлебобулочные изделия была дневной, на остальные продукты — месячной. В документах Новосибирского городского бюро продовольственных карточек (Горкартбюро) сохранилось описание драматических ситуаций, связанных с потерей, хищением и восстановлением драгоценных квадратиков бумаги инвалидам Отечественной войны. Тяжелая жизненная ситуация порождала массу проблем: приходилось ходить по разным кабинетам и инстанциям, доказывая, что карточки действительно похитили или они потеряны. Потеря сознания на оживленной улице, вызванная приступом болезни, полученной на фронте, рост преступности зачастую в расчет не ставились. Продовольственная карточка была главным объектом воровства городских воров-карманников. Велась отлаженная еще во время войны спекуляция карточками. Горкартбюро само не имело право принимать решение об их восстановлении. Требовалось распоряжение горисполкома по каждому отдельному случаю. Нередко приходилось вмешиваться ответственным работникам обкома ВКП(б) и военных отделов из-за фактов волокиты, бюрократических задержек в восстановлении жизненно важной продуктовой карточки. В распоряжении исполкома Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся № 126 от 1.03.1947 г. содержалось решение о восстановлении похищенной на Ипподром-ском рынке хлебной карточки на март инвалиду Отечественной войны И.П. Алексееву В распоряжении описывалась одна из тысяч трагических ситуаций, случавшихся в магазинах и на рынках. Иногда карточки выдавали дополнительно, сверх нормы. В распоряжении № 564 от 18.10.1946 г. отмечалось, что инвалид Отечественной войны Никифоров имеет на иждивении троих детей в возрасте от 8 до 16 лет и пожилую мать. Начальнику Городского карточного бюро Дмитриеву предписывалось в срочном порядке выдать дополнительную хлебную карточку2.
Однако положенные карточки на продукты не всегда удавалось получить. Как указывалось в акте проверки Салаирского прииска, председатель профкома Сиднев не проявил чуткого отношения к инвалиду Отечественной войны I группы Чернышеву, тяжело больному туберкулезом, - вместо специальной ту-
беркулезной продуктовой карточки выдавал одну детскую. После вмешательства сотрудников райкома ВКП(б) Чернышеву стали выдавать две продуктовые карточки, равные по калорийности одной туберкулезной3.
В современной научной литературе указывается на низкий в целом уровень заработной платы в 1945 — 1947 гг. По данным проведенного в сентябре 1946 г. обследования, ее средняя величина у рабочих, ИТР и служащих народного хозяйства СССР составляла всего 414 руб. В то же время "в связи с подготовкой к отмене карточной системы" были резко повышены пайковые цены на нормированные товары, ставшие основой единых розничных цен после проведения денежной реформы. В государственной торговле килограмм пшеничной муки стоил 8 руб., хлеба — 4 руб. 40 коп., сметаны — 22 руб., сыра голландского — 58 руб., говядины — 30 руб., сахара — 14 руб., кетовой икры — 100 руб., 0,5 л водки — 50 руб., за мужской костюм в среднем требовалось уплатить более 1 тыс. руб., ватную телогрейку — 260 руб., валенки — 200 руб. Оплатив многочисленные налоги и сборы, подписавшись на государственный заем восстановления и развития народного хозяйства, рабочий человек мог использовать на потребительские цели лишь небольшую оставшуюся сумму денег, а в магазине приобрести только жизненно необходимый минимум товаров4.
Пенсия инвалидов Великой Отечественной войны была в среднем в два раза ниже заработной платы трудящихся основных профессий. Они жили хуже среднестатистического рабочего или инженера с низкой оплатой труда. По данным отделов соцобеспечения Западной Сибири, в первые послевоенные годы средний размер пенсии рядового и сержантского состава был около 194 руб.5, у офицеров она была несколько выше. По воспоминаниям фронтовиков-инвалидов, выплачивались и еще более низкие пенсии — 25, 50, 96 руб.6 Для назначения сравнительно высокой пенсии был необходим довоенный трудовой стаж, а также достаточно высокая заработная плата на последнем месте работы. Если воин-инвалид I или II групп оформлял пенсию сразу после демобилизации, не имея достаточного трудового стажа или вообще не успел поработать, т. к. был призвал на фронт со школьной скамьи, то ему назначалась минимальная пенсия исходя из того, что служба в действующей армии по законодательству засчитывалась в непрерывный трудовой стаж. В воспоминаниях воинов -сибиряков, ставших инвалидами, отмечаются различные проблемы получения и оформления пенсий. Например, работающим инвалидам требовалось каждый месяц предоставлять справку с места работы. Семьям инвалидов Отечественной войны, получавшим пособия или дополнительную материальную помощь, нужно было предоставлять справку с места жительства о количестве детей, обязательно предъявлять паспорт и другие документы7. Других форм получения и оформления пенсии не существовало. Человек находился в жестких рамках бюрократической машины, не выполняя определенных правил и инструкций, он мог лишиться даже низкой пенсии.
В воспоминаниях писателя-фронтовика В. Кондратьева содержится характерное описание проблем адаптации нетрудоспособных бывших военнослужащих к мирной жизни. Так же, как герои Олдингтона и Ремарка, они чувствовали
себя ненужными, ущербными, особенно инвалиды, получившие нищенские пенсии, на которые невозможно было прожить. И этих несчастных, даже безногих и безруких, гоняли каждый год на ВТЭК для подтверждения инвалидности, словно за это время могли вырасти ноги и руки. Чем, как неприкрытым издева-
о
тельством, являлся такой идиотский порядок? Однако это все-таки субъективный взгляд на проблему. Большинство воинов-инвалидов тяжелые материально-бытовые неурядицы зачастую рассматривало как временные послевоенные трудности. Главное — радость победы и возвращения домой9. В настоящее время опыт работы органов социальное обеспечения остается актуальным и востребованным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Любимов А. В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. — М., 1968. — С. 28.
2. ГАНО. Ф. Р-1994. Оп. 1. Д. 18. Л. 126 — 130.
3. ГАКО. Ф. П-75. Оп. 2. Д. 199. Л. 133.
4. Букин С. С. Роль денежной реформы 1947 г. в разрешении социально-экономического кризиса. Проблемы истории местного управления Сибири XVI — XX веков: Материалы науч. конф. — Новосибирск, 1998. — С. 136 — 137.
5. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 12. Д. 489. Л. 23.
6. Воспоминания Е. Я. Зубарева. — Архив автора.
7. Воспоминания П. А. Славицкого. — Архив автора.
8. Кондратьев В. Не только о своём поколении // Коммунист. — 1990. — № 7. — С. 113.
9. Воспоминания Л. И. Мещанского. — Архив автора.
© Д. Г. Хаяров, 2016