Научная статья на тему 'Инвалиды Отечественной войны в первые мирные годы. (исторический аспект)'

Инвалиды Отечественной войны в первые мирные годы. (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1137
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвалиды Отечественной войны в первые мирные годы. (исторический аспект)»

УДК (47+57)

Д.Г. Хаяров

СГГ А, Новосибирск

ИНВАЛИДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПЕРВЫЕ МИРНЫЕ ГОДЫ. (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В ходе Великой Отечественной войны все больше бойцов и командиров Красной Армии и других военизированных структур становились инвалидами. После завершения курса лечения в госпиталях 30 % раненых отчислялись в запас или увольнялись с военной службы с назначением определенной группы инвалидности [1]. По последним данным, за военные годы по ранению и болезни из РККА было демобилизовано около 3,8 млн. чел., из них 2,6 млн. стали инвалидами. После окончания Великой Отечественной войны и разгрома Японии, в первые послевоенные годы продолжали проходить стационарное лечение военнослужащие, получившие тяжелые травмы и ранения. В 1945 г. в госпиталях находилось на лечении более 1 млн. чел. За весь военный период через различные лечебные учреждения прошло свыше 30 млн. военнослужащих [2].

В послевоенный период государственным учреждениям разного уровня во всех регионах страны, в том числе в Западной Сибири, предстояло на начальном этапе обустроить жизнь инвалидов Отечественной войны. Предполагалось дифференцировано, с учетом заболевания и травм, подбирать место работы, лечения и отдыха в санаториях и интернатах. Стояла труднейшая задача обслуживания людей, получивших травмы и заболевания разных форм тяжести на полях сражений.

По оценкам специалистов экспертизы труда, ранения верхних конечностей в годы Великой Отечественной войны были наиболее распространенными и составляли до 85% от всех видов боевых травм. Несмотря на удачно сделанные операции, раненые бойцы часто становились

-5

инвалидами из-за нарушений сопутствующих функций организма . По данным исследований Центрального Института ортопедии и травматологии Наркомздрава, в 1945 г. 30 - 50% увольняющихся из армии и флота нуждались в оперативном лечении опорно-двигательного аппарата [4].

Проблемы инвалидов Отечественной войны, несмотря на драматические реалии послевоенной поры, были в центре внимания местных партийных и государственных учреждений. Они рассматривались как важное политическое дело.

Приведенные данные, взятые из разных архивных материалов, не являются полными. Реальное число бывших военнослужащих-инвалидов было гораздо больше. Многие демобилизованные не оформляли инвалидность. Некоторая часть фронтовиков с тяжелым повреждением здоровья проживала в отдаленных сельских районах и не учитывалась военными отделами при райкомах ВКП(б) и органами социального обеспечения. Быстрый рост количества инвалидов пришелся на второе полугодие 1945 г.

25 сентября 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О демобилизации второй очереди личного состава». В документе отмечалось, что прежде всего должны увольняться военнослужащие, получившие в годы войны по три и более ранений или отслужившие семь и более лет4. Командование воинских соединений в условиях мирного времени было заинтересовано увольнять в первую очередь именно такие категории военнослужащих, большинство из которых занимали рядовые и сержантские должности. Значительная часть бойцов за время войны прошла не раз лечение в госпиталях, перенесла тяжелые психологические и физические нагрузки. В сокращавшейся армии оставались служить военнослужащие молодого возраста, имевшие хорошее здоровье. Массовое увольнение солдат и офицеров вызвало рост медицинских освидетельствований по всей стране, в том числе в Западной Сибири. В начале 1946 г. в Новосибирской обл. военными отделами и органами соцобеспечения было зарегистрировано 29,9 тыс. инвалидов войны, в первые месяцы 1947 г. их число достигло 32 тыс. чел. [5] В Алтайском крае в начале 1946 г. проживали 39 500, в 1947 г. - 40 130 инвалидов войны соответственно [б]. Можно предположить, что при подсчете количества инвалидов также учитывались нетрудоспособные граждане из числа участников гражданской войны, военных конфликтов 1930-х гг., советско-финской войны 1939 - 1940 гг. Среди вернувшихся к мирной жизни на начальном этапе демобилизации было немало людей в возрасте 50 лет и старше. Некоторую часть из них призывали с пометкой в документах «годен к нестроевой службе», т. е. с ограничениями по состоянию здоровья. Значительная часть этих лиц все же служила в боевых подразделениях. Только в 1944 - 1945 гг. они стали призываться во вспомогательные части. В целом в 1946 - 1947 гг. число освидетельствований на инвалидность, в том числе неоднократных, выросло почти в 5 раз по сравнению с довоенным временем и в 2 раза по отношению к 1944 г. [7]. Для менее болезненной адаптации инвалидов войны к реалиям послевоенной жизни центральным и местным властям предстояло решить ряд неотложных задач: наладить работу медицинских учреждений, прежде всего систему ВТЭК, разработать систему пенсионного обеспечения, учитывающую юридические особенности демобилизации военнослужащего. Организация выплаты пенсий инвалидам Отечественной войны возлагалась на Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Но постановлением Совета Министров СССР № 1759 от 13.08.1946 г. это управление передавалось Министерству социального обеспечения. Предполагалось, что данная реорганизация значительно улучшит работу по обустройству жизни нетрудоспособных демобилизованных. В соответствии с постановлением исполкомы местных Советов обязывались в срочном порядке предоставить органом соцобеспечения лучшие, надлежаще оборудованные помещения в центральных районах, чтобы обеспечить наибольшие удобства для обращающихся в эти органы инвалидов Отечественной войны и членов семей погибших воинов [8].

Особенность пенсионного законодательства первых послевоенных лет состояла в том, что наряду с принятием новых законов также перерабатывались и дополнялись нормативные акты военного времени. В постановлении СНК СССР № 1545 от 30.06.1945 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава и их семьям» устанавливалось, что время пребывания военнослужащего на излечении в лечебных учреждениях по случаю боевых ранений, контузий и увечий, а также вследствие полученных на фронте заболеваний, засчитывается при назначении пенсии как служба в составе действующей армии, т. е. каждый месяц нахождения в лечебном учреждении приравнивается к трем. Учитывались также общий довоенный трудовой стаж и время пребывания в партизанских отрядах [9]. Важное значение имело постановление СНК СССР № 231 от 28.01.1946г. «О повышении пенсий инвалидам войны I группы», касавшееся категории лиц, которым было наиболее тяжело адаптироваться реалиям послевоенной жизни по состоянию здоровья. По этому постановлению устанавливался минимальный размер пенсий для военнослужащих рядового состава, ставших инвалидами первой группы вследствие ранений, контузий, увечий, полученных в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте. Этот минимум равнялся 300 руб. в месяц, а для занятых в сельском хозяйстве - 250 руб. Если военнослужащий стал инвалидом I группы вследствие несчастного случая, не связанного с боевыми действиями, то размер пенсии устанавливался на 20 % ниже (в масштабе цен до денежной реформы 1947 г.) [10].

Во второй половине 1940-х гг. в отношении инвалидов Отечественной войны III группы продолжали действовать законы, постановления, инструкции, разработанные разными ведомствами в военное время. Приказом наркома соцобеспечения РСФСР № 8 от 28.01.1943 г. все инвалиды этой категории, вернувшиеся с фронта, обязывались трудоустроиться в трехмесячный срок. В противном случае они лишались пенсии, а снабжение продуктами питания приравнивалось к нормам иждивенцев [II]. Типичной для того времени была инструкция «О порядке выплат и начислений пенсий инвалидами войны и труда III группы» от 2.02.1948 г., разработанная в Алтайском краевом отделе соцобеспечения. Пенсия выплачивалась с учетом заработка или стипендии, ее размер не мог превышать 50 % от их величины. Например, инвалид III группы, являвшийся учащимся ФЗУ, имел право получать только половину стипендии, так как ему выдавалась еще и пенсия. Она не выплачивалась инвалидам войны III группы, проживавшим в сельской местности, а также бывшим военнослужащим, работавшим некооперированными кустарями, и лицам свободных профессий [12]. Подобные меры были вынужденными и определялись крайней ограниченностью финансовых средств, выделявшихся на социальные цели. Тем не менее, согласно приказу министра соцобеспечения РСФСР № 636 от 11.10.1948 г. «О порядке выплаты пенсий инвалидам Отечественной войны и

труда», пенсия назначалась в полном объеме инвалидам войны I и II групп без учета размера заработной платы и дополнительных доходов [13].

В первые послевоенные годы к первой группе относились лица, полностью утратившие трудоспособность и нуждающиеся в постороннем уходе; ко второй - потерявшие способность к профессиональному труду как по своей, так и по какой-либо другой специальности; к третьей -неспособные к труду по своей профессии, но способные трудиться на нерегулярной работе при сокращенном рабочем дне со значительным понижением квалификации [14].

При всех недоработках и проблемах медицинское обеспечение инвалидов войны постепенно улучшалось. С большими трудностями и организационными издержками была восстановлена и укреплена материально-техническая база здравоохранения. Постепенно решалась проблема медицинских кадров, в начале 1950-х гг. в ряде городов Западной Сибири открылись новые мединституты. В больницы и поликлиники пришли новые для региона специалисты - нейрохирурги, онкологи и др. В информационных отчетах органов социального обеспечения сибирских областей отмечалось значительное улучшение организации лечения инвалидов Отечественной войны с 1948 г. по сравнению с предыдущими годами [24].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине XX века. - Новосибирск, 2000. С. 167.

2. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. М., 1993. С. 140, 141.

3. Носкова 0.1". История психологии труда в России. М., 1997. С. 279.

4. Ростоцкий И.Б. Тыловые эвакогоспитали. М., 1969. С. 65.

5. Правда. 1945. 26 сент.

6. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 10. Д. 527. Л. 12; Д. 542. Л. 13.

7. ЦХАФАК. Ф. П-1. Оп. 30. Д. 254. Л. 2.; Д. 55. Л. 76.

8. Врачебно-трудовая экспертиза в РСФСР: Сборник, посвящ. советской ВТЭК. М.,1948. С. 4.

9. Собрание постановлений и распоряжений Совета Министров СССР. М., 1946. № 12. С. 211.

10. Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. М., 1945. № 5. С.

85.

11. 11 .Собрание постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР. М., 1946. № 2. С. 47.

12. Социальная работа в России в прошлом и настоящем. М., 1998. С. 234.

13. ЦХАФАК. Ф. Р-223. Оп. 1. Д. 6. Л. 7-8.

14. Там же. Л. 9.

15. Труд и заработная плата: Справочник / Сост. Л.А. Грационов. М., 1949. С. 259; Трудовое законодательство: Справочник для народных судей. М., 1949. С. 38.

16. ГАНО. Ф. Р-1866. Оп. 1. Д. 11. Л. 35.

17. Там же. Л. 16.

18. ЦХАФАК. Ф. Р-233. Он. 1. Д. 10. Л. 9.

19. ГАНО.Ф.Р-1866.0П. 1.Д. 11. Л. 35.

20. ЦХАФАК. Ф. П-1. Оп. 30. Д. 257. Л. 88.

21. ГАНО.Ф.Р-1866. 0п. 1.Д. 15. Л. 2.

22. Война - книга народа // Российская газета. 2000. 24 марта.

23. Харитонова К. Была задача - вернуть в строй! (Сражались за Родину сибиряки). Новосибирск, 1994. С. 294.

24. Госпиталю ветеранов полвека. 1945 - 1995: Опыт работы Ульяновского госпиталя для инвалидов войны. М.. 1995. С. З.

© Д.Г. Хаяров, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.