УДК 362.7/.8
2012 г. М.А. Соколова, Н.Ф. Акимова
Сибирский государственный индустриальный университет
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.
Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.
Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, неуравновешенностью, импульсивностью. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях [1]. В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны [2]. Российское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» - в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет и «несовершеннолетний» - в возрасте от 14 до 18 лет [3].
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в Российской Федерации специальных правовых средств по защите ребенка.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение соблюдения прав ребенка, что предполагает признание за ним всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией, международным законодательством, иными федеральными и региональными нормативными актами.
Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов [4].
Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др. в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка [5].
Наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения несовершеннолетних являются следующие:
- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
- обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, де-тей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров [6].
За последнее десятилетие был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей в период экономических трансформаций в рамках выполнения «Основных направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Реализация мер государственной социальной политики в предшествующее десятилетие позволила обеспечить: максимально возможное в рамках имевшихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям.
Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 г. являлось создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России на период до 2010 г. [7].
Основные направления государственной социальной политики в интересах детей Российской Федерации до 2010 г. (далее - Основные направления) определяют цели, приоритетные задачи жизнеобеспечения детей до 2010 г. и направлены на обеспечение прав ребенка, дальнейшее решение крупномасштабных задач жизнеобеспечения и защиты конституционных прав и социальных гарантий
детей, реализацию единых приоритетов и ориентиров государственной социальной политики в интересах детей в деятельности органов власти всех уровней, совершенствование механизмов решения поставленных задач в этой сфере с учетом макроэкономических и социальных ограничений развития страны в соответствии с краткосрочными и долгосрочными социально-экономическими прогнозами. Их реализация стала способствовать улучшению демографического развития Российской Федерации.
Цели и принципы государственной политики в области защиты прав детей сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г., согласно которому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Определен круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы их гарантий [8].
Приостановлению роста безнадзорности и беспризорности детей и подростков и предотвращению правонарушений против несовершеннолетних служит Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ [9]. Этот закон закрепил комплекс правовых интересов и безопасности несовершеннолетних, создал правовую базу для реализации программ, направленных на оздоровление общества. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен-
нолетних. Эти документы явились законодательной основой создания единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая определена Законом как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Категория лиц, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа - это несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, т.е. в обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их воспитанию и содержанию, либо совершающие правонарушения или антиобщественные действия, а также родители или законные представители несовершеннолетних, если они не исполняют своих родительских обязанностей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [10].
В качестве приоритетных направлений развития социальной политики в системе мер противодействия криминальной активности несовершеннолетних выступают:
- всемерное укрепление семьи как наиболее значимого социального института, оказывающего решающее влияние на формирование личности несовершеннолетнего;
- полноценное решение проблем реабилитации, воспитания и образования детей-сирот и детей без попечения родителей;
- реализация комплекса мер по существенному улучшению ситуации в области образования подрастающего поколения как особой сферы, требующей дальнейшего развития;
- создание необходимых предпосылок для противодействия распространению наркотиков среди несовершеннолетних, противодействия вовлечению их в незаконный оборот наркотических и психотропных веществ;
- создание комплексной системы правового воспитания, нацеленной на обеспечение реальной альтернативы криминальному образу жизни [11].
Государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав составляют:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранения;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних [9].
Это обусловлено в первую очередь тем, что приоритет в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних следует отдавать социальным службам и их учреждениям, поскольку основной причиной преступного поведения несовершеннолетних является их социальная дезадаптация [12].
Указанные выше учреждения (социальные службы для молодежи, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи и т.д.) бесплатно предоставляют различные виды социальных услуг, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации и программы защиты социально-правовых интересов указанной категории несовершеннолетних.
В профилактике правонарушений несовершеннолетних большая роль принадлежит органам социальной защиты населения и создаваемым ими специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-
реабилитационным центрам для несовершеннолетних, социальным приютам для детей, центрам помощи детям, оставшимся без попечения родителей, психологическим и кризисным центрам и т.п.) [13]. При этом основными проблемами, с которыми сталкиваются данные субъекты, являются: при постоянном увеличении количества дезадаптированных подростков недостаточное количество данных учреждений, недостаточная квалификация сотрудников, работающих в этой сфере, в связи с отсутствием специализированной системы подготовки и переподготовки кадров; низкий уровень материально-технического и методического обеспечения их деятельности и др. [14].
В настоящее время в Российской Федерации пока еще далеки до совершенства управленческие механизмы, организующие системную работу по защите основных прав ребенка,
гарантированных международными и российскими нормативными правовыми актами, прав детей на достойное развитие, защиту от пренебрежения и жестокого обращения со стороны взрослых. Увеличение числа преступлений несовершеннолетних связано с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, поэтому необходимо ужесточение статьи Семейного кодекса права и обязанностей родителей по защите прав и интересов детей.
Практически отсутствуют гарантии детям на экстренную помощь в трудной жизненной ситуации, своевременное выявление и реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении. В большинстве случаев принимаемые нормативные правовые акты остаются лишь декларативными, поскольку отсутствуют механизмы их реализации как на федеральном, так и региональном уровнях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Криминалистическая энциклопедия / Под ред. Р.С. Белкина. - М.: Мегатрон XXI, 2007. - 240 с.
2. М е л ь н и к о в а Э.Б. Ювенальная юстиция: учебное пособие. - М.: Мегатрон XXI,
2005. - 166 с.
3. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993 г. с изм. от 09.06.2001 г. // Российская газета. 2001. № 27. 8 с.
4. Б у д а н о в С.А. Правовая защита информационной безопасности несовершеннолетних в международном законодательстве // Общество и право. 2008. № 1. С. 200.
5. Российская Федерация. Генеральная Ассамблея. // Собрание законодательства Российской Федерации. 02.09.1990. № 44/25.
6. Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 3. 196 с.
7. Национальный план действий в интересах детей: [Электронный ресурс]: Основные
направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 г. - Режим доступа: http://akev.ru/content/view/204/49/
8. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124. Федеральный закон // Ведомости СНД И ВС РФ. 24.07.1998. № 22.
9. Российская Федерация. Законы. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав от 24 июня 1999 г. № 120. Федеральный закон // Ведомости СНД И ВС РФ. - 24.06.1999. № 22.
10. Б о р и с о в а Н. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях Российской Федерации // Право и жизнь.
2005. № 17. С. 25.
11. Социальная политика в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей // Вопросы ювенальной юстиции.
2006. - 50 с.
12. З ы к о в О.В., Х а н а н а ш в и л и Н.Л., А в т о м о н о в а А. С. Ювенальные технологии: практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. - М.: НАН, 2007. -352 с.
13. В о р о н о в а Е.Л. Создание службы пробации для несовершеннолетних в России [Электронный ресурс]: Ювенальная юстиция в России - Режим доступа: http://www.juvenilejustice.ru.
14. Национальный доклад о прогрессе, достигнутом РФ в ходе осуществления целей Всемирной декларации и плана действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей [Электронный ресурс]: материалы доклада Всемир. встреч.
- практ. конф., Нью-Йорк, 19 - 21 сентября 2001 г.- Режим доступа: http://www.nan.ru.
© 2012 г. М.А. Соколова, Н.Ф. Акимова Поступила 10 апреля 2012 г.