ваний для прекращения уголовного дела, предусмотренных ст. 24-25, 27-28 УПК РФ, которые подлежат установлению и могут быть выявлены в любой момент расследования, в том числе намного позже вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Прекращение уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности по основаниям, специально не предусмотренным уголовно-процессуальным и уголовным законодательством, может нанести ощутимый вред борьбе с преступностью, поскольку оставляет безнаказанным виновного, ограничивает права граждан, пострадавших от общественно опасного деяния [4, с. 27].
Тактическая операция «Использование норм об особом порядке в рамках предварительного расследования» должна основываться на общетеоретических положениях учения о тактических операциях, которые в настоящее время нашли свое отражение в основном в криминалистической тактике. Частные положения тактической операции «Использование норм об особом порядке в рамках предварительного расследования» следует рассматривать в рамках криминалистической методики, изложив отдельные ее положения в методике расследования преступлений против собственности.
Литература
1. Белкин P.C. Курс криминалистики: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
2. Гармаев Ю.П. Судебная перспектива по уголовному делу и ее значение для расследования // Вестник криминалистики. - 2009. - Вып. 3(31).
3. Дулов А.В. Тактические операции при расследовании преступлений. - Минск: Изд-во БГУ, 1979.
4. Мичурина О.В., Перетокин С.Н. Обеспечение законности и обоснованности прекращения уголовного дела // Российский следователь. - 2006. - №7.
5. Поташник Д.П. Криминалистическая тактика: учебное пособие. - М.: Зерцало, 1998.
6. Сводные статистические отчеты о деятельности судов общей юрисдикции за 2008-2010 год // Официальный сайт Судебного департамента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://cdep.ru. -Загл. с экрана (дата обращения 11.08.2011).
7. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/ reports/show_177.
Попова Елена Ильинична - аспирант кафедры уголовного процесса юридического факультета Бурятского государственного университета. E-mail: popovaelena2005@rambler.ru
Popova Elena Ilinichna -postgraduate student, department of criminal law process, faculty of law, Buryat State University. E-mail: popovaelena2005@rambler.ru
УДК 342. 347 © И.В. Ростовская
Способы и виды внесудебной защиты прав и интересов несовершеннолетних
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внесудебной защитой прав и интересов несовершеннолетних как в национальном законодательстве, так и международном.
Ключевые слова: основные права человека, защита прав несовершеннолетних, внесудебная защита прав несовершеннолетних, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних
I.V. Rostovskaya
Methods and kinds of juveniles' extrajudicial protection of rights and interests
The article considers the issues concerning juveniles' extrajudicial protection of rights and interests both in national and international legislation.
Keywords: basic human rights, protection of juveniles ' rights, extrajudicial protection of juveniles ' rights, bodies and institutions of the system ofprevention ofjuveniles' neglect.
Конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе несовершеннолетнего, обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. В их числе международно-правовой механизм защиты прав человека; конституционно-судебный механизм (конституционный суд); судебная защита (суды общей и
арбитражной юрисдикции); административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав.
В ряде стран набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод может быть расширен, будучи дополненным административной юстицией (квазисудебные органы для рассмотре-
ния споров между человеком и правительственными органами), трудовой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе между несовершеннолетним работником и государством), ювенальной юстицией и т.п. в россии эти формы правозащитной деятельности пока не получили должного распространения, поскольку, несмотря на теоретическую проработанность этого вопроса, элементы гражданского общества еще недостаточно развиты. Несомненный интерес вызывают способы и виды защиты как в национальном законодательстве, так и международном, а также в ряде других государств.
Защите должны подлежать все права ребенка, предусмотренные Конституцией рФ в качестве основных прав и свобод человека и гражданина; семейные права ребенка, перечень которых содержится в Семейном кодексе рФ (например, право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и т.д.). речь должна идти об особой защите прав и интересов ребенка, обусловленной неполной дееспособностью детей, определяемой задачами прогрессивного национального и глобального развития в целом, основанной на содержании статей 7 и 38 Конституции рФ, включающей, как и Конвенция о правах ребенка, такие права, как право на обеспечение достойного уровня жизни и т.п.
обеспечение соблюдения прав ребенка, признание за ним всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией российской Федерации, документами международного права, федеральными и региональными нормативными актами, является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Под социальными механизмами защиты прав несовершеннолетних понимаются формы, методы, способы и виды комплексного содействия несовершеннолетним со стороны государства и общества, направленные на создание условий достойной жизни и гармоничного физического и духовно-нравственного развития детей, наиболее полную реализацию их потенциала во всех сферах общественной жизни. Соответственно социальные механизмы защиты также включают в себя и правовые, то есть их нормативное правовое обеспечение. Под социальным подразумевается вся система государственной поддержки и обеспечения детей, которая определяется, в первую очередь, уровнем социально-экономического развития страны.
Понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними. Правовая защита охватывает всю сферу жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг и др.
Механизм защиты состоит из системы элементов, функционирование каждого из которых вовлекает в работу другого; а суть работы механизма выражается в том, что отдельно взятый его элемент приводит в действие другой, который «тянет» за собой целый ряд элементов.
в таком понимании механизм защиты прав ребенка в россии, по мнению М.в. Немытиной [1, с. 59], «хромает» в силу, прежде всего, двух причин. Первая состоит в том, что в различных отраслях права (конституционном, гражданском, семейном, административном и др.) существует огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством. однако в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою очередь, мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов. вторая причина заключается не в отсутствии органов государства, призванных защитить права ребенка (в действительности в государстве есть кому заниматься детством), а в отсутствии взаимодействия между ними. Эти вопросы должны решать органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел (ч. 1 ст. 4 ФЗ «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ). Надзор за
соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами прокуратуры (ч. 3 ст. 10 закона). Существует специализация судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних. В последнее время в ряде субъектов РФ появился институт уполномоченного по правам ребенка.
Очевидна и третья причина, затрудняющая эффективность действия механизма правовой и социальной защиты ребенка. Нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Большинство из них осуществляет защитные функции в рассматриваемой области наряду с другими своими обязанностями. Практически это характерно для всех органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. перед российским государством и обществом были поставлены следующие проблемы и стратегические задачи в сфере улучшения положения детей: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; приоритетное внимание к проблемам детей, в любом обществе находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров [ 2 ].
За последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой
защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
Важное значение в установлении правового регулирования в области защиты прав и интересов несовершеннолетних имеют следующие федеральные законы: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 8 февраля 1998 г.) и др.
В настоящее время на государственном уровне особое внимание уделяется проблеме, связанной с интеграцией молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. На это направлен проект «Шаг навстречу» Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-р.
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети -жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. К ним также относятся выпуск-
ники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально опасном положении.
основополагающим базовым законом в области предупреждения наркомании, безнадзорности и сиротства является ФЗ «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ, который закрепил комплекс правовых интересов и безопасности несовершеннолетних, создал правовую базу для реализации программ, направленных на оздоровление общества.
В соответствии с данным законом государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав составляют: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранения; органы службы занятости; органы внутренних дел; а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Это обусловлено в первую очередь тем, что приоритет в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних следует отдавать социальным службам и их учреждениям, поскольку основной причиной преступного поведения несовершеннолетних является их социальная дезадаптация.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних; комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, - о выявленных случаях нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также
о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении; орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; орган управления здравоохранением -о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Следует отметить, что особое место в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. основная задача комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - осуществление в пределах своей компетенции мер по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних практически во всех сферах жизнедеятельности, предупреждению их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и право-
нарушений несовершеннолетних.
В настоящее время в Российской Федерации фактически сложилась система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сформирована законодательная база их деятельности. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 [ 4] создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок образования и деятельности республиканских, краевых, областных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов. Нормативными правовыми актами некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Архангельская, Кировская, Саратовская, Читинская, Ярославская области и ряд других) предусмотрено образование функционирующих на общественных началах и не наделенных государственными полномочиями общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Вместе с тем законодательство, регламентирующее порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как на федеральном, так и на региональном уровне нуждается в совершенствовании. Утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних не соответствует сегодняшним реалиям. Неопределенным остаются место и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе органов публичной власти, от чего зависит объем их полномочий, в первую очередь в сфере защиты прав и законных интересов детей. Важным звеном в государственной системе защиты прав несовершеннолетних граждан России стал институт уполномоченного по правам ребенка при президенте Российской Федерации. Институт уполномоченного по правам ребенка - ведомство, создаваемое для отстаивания прав и интересов детей, имеющее статус независимого органа и учреждаемое законодательным путем или неправительственными организациями, которые прямо определяют свою задачу как выполнение функций уполномоченного по правам ребенка. По состоянию на март 2010 г. в 68 субъектах Российской Федерации учреждены уполномоченные по правам ребенка [5].
Институт уполномоченного имеет государственные атрибуты, но по сути это элемент гражданского общества, который позволяет государству иметь четкое представление об интересах индивидуума и общества, их взаимоотношениях с государственными структурами. Омбудсмен выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных органов и законодателей.
Проблемы, которые призваны решать уполномоченные по правам детей, носят разнообразный характер. Чтобы действовать эффективно, омбуд-смену надо иметь возможность влиять на законодательство, на выработку политики и проведение ее в жизнь во имя более строгого соблюдения интересов ребенка, опротестовывать конкретные случаи нарушения его прав, а также детально знакомить общественность и организации с правами детей. В связи с этим ситуацию необходимо законодательно отрегулировать принятием соответствующего федерального закона, в котором следует закрепить контрольные функции данных уполномоченных. В контексте Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» более подробно рассмотрим вопросы, связанные с созданием и развитием учреждений органов по делам молодежи, так как в настоящее время в научной литературе, а также в информационно-аналитических материалах обозначенная тема освещается недостаточно. В настоящее время на государственном уровне уделяется большое внимание вопросам молодежной политики и поддержки социально незащищенных групп населения, особую категорию которых составляют несовершеннолетние. Молодежь признают социально-возрастной группой населения в возрасте 14-30 лет (возрастная классификация ООН - 14-25 лет). Понятие «молодежь» в специальных нормативных актах и специальной юридической литературе не рассматривается. Эта возрастная группа одной своей частью относится к детям (несовершеннолетним), другая (старше 18 лет) по праву признается взрослой.
Правовой статус молодежи и несовершеннолетних обусловливается двумя факторами: возрастными особенностями и социальным положением. Установление возрастных критериев в праве позволяет определить степень реализации прав и законных интересов и меру ответственности несовершеннолетних. По данным Росстата, численность детей в возрасте 0-17 лет в 2009 г.
составила 26 055 млн человек, или 19% от общего населения. Численность молодежи в возрасте 14-29 лет - 37 млн человек, или 26% от общей численности населения страны. Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях находится на уровне 14 млн человек. Как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденной распоряжением Правительства рФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р [6], «практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь». одним из ключевых приоритетов государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу в соответствии с указанной концепцией и основными направлениями деятельности Правительства российской Федерации на период до 2012 г., утвержденные распоряжением Правительства российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р [7], является обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. в настоящее время Минспорттуризмом россии разработан проект концепции федеральной целевой программы «Молодежь россии», в которой предусмотрена реализация мероприятий в рамках данного направления, ориентированных на решение одной из задач ФЦП «развитие различных форм социальной поддержки, реабилитации и адаптации молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, молодежной преступности и правонарушений, в том числе повторных» [8].
в соответствии со ст. 17 ФЗ № 120-ФЗ органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи. Социальные службы для молодежи, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально психо-
логической помощи, молодежные биржи труда и другие бесплатно предоставляют разные виды социальных услуг, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации и защиты их социально-правовых интересов.
Правильно выстроенная работа учреждений органов по делам молодежи способствует решению целого ряда задач. Во-первых, она обеспечивает организацию досуга, не предоставляя молодежь улице. Как показывает опыт целого ряда регионов, в городах и поселках, где создаются молодежные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в 5-7 раз снижается количество правонарушений среди подростков. во-вторых, функционирующая инфраструктура решает вопросы профориентации и профессиональной подготовки. Молодой человек, как правило, выбирает профессию в зависимости от того, чем он занимался в кружке, клубе, доме молодежи. Либо это формирует его дальнейшие увлечения, хобби. В любом случае он получает дополнительные навыки, необходимые как в быту, так и на случай смены профессии. В-третьих, здесь молодой человек находит себе друзей и единомышленников. Единство интересов со сверстниками, авторитет руководителя, наставника делают социализацию и самореализацию молодежи эффективной.
По данным мониторинга, проведенного Министерством спорта, туризма и молодежной политики российской Федерации, на 01 января 2011 г. с молодежью работает более 300 государственных учреждений регионального значения, подведомственных органам по делам молодежи, более 3000 муниципальных учреждений сферы молодежной политики [9]. По экспертным оценкам в среднем за год учреждениями органов по делам молодежи оказываются услуги до 5 млн молодых граждан и 30 тыс. молодых семей.
К учреждениям социального обслуживания, проводящим профилактическую работу среди молодежи в субъектах российской Федерации, относятся Московский городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц», который расширил свое влияние через создание сети филиалов в округах и создал систему уличной социальной работы; Санкт-Петербургское государственное учреждение «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимо-
сти несовершеннолетних». В рамках программы действует ежедневный «социальный патруль», в ходе которого выявляются социальные проблемы молодежи и уже с участием специалистов (психологов, врачей, социальных работников) оперативно решаются трудные жизненные ситуации молодых людей. В центре работает единая диспетчерская служба для молодежи, которая обслуживает около 3000 человек в месяц. Результатом стало снижение количества правонарушений на 7,9%, количество участников правонарушений сократилось на 14%. Одним из успешно действующих проектов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди молодежи является специальное предприятие «Новое поколение» в Санкт-Петербурге, основная задача которого - социальная адаптация и реабилитация подростков, совершивших правонарушения и преступления. Эта задача решается посредством создания и функционирования специальных постоянных рабочих мест для подростков и молодежи, совершивших правонарушения и преступления (включая обучение специальности, официальное трудоустройство и социальный пакет). Данный проект успешно реализуется более 15 лет: количество воспитанников, работавших на предприятии за этот период, составило 17 353 человека; количество воспитанников, положительно социализировавшихся после прохождения этой программы (средний срок пребывания - 1,5 года), составляет 92%. Результатом работы специального предприятия «Новое поколение» является устойчивое положительное изменение в поведении воспитанников, их социализация, психологическая адаптация, приобретение трудовых навыков и отсутствие повторных преступлений и правонарушений. «Новое поколение» является самым масштабным проектом по работе со сложными категориями несовершеннолетних и молодежи в Европе.
Модель профилактической работы среди подростков и молодежи по принципу волонтерского движения отработана и дает хорошие результаты в Калининградской, Кемеровской, Ростовской, Саратовской, Тверской областях. На федеральном уровне ведется координация сети экспериментальных центров и осуществляется поддержка инновационных программ, которые, в свою очередь, регламентируют деятельность всех учреждений социального обслуживания молодежи. В Москве действует городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц», который расширил свое влияние через соз-
дание сети филиалов в округах и создал систему уличной социальной работы. В Кировской области многие социальные службы сфокусированы на проблемах семьи. Для отработки механизмов работы с семьей Управлением по делам молодежи создано образовательное учреждение «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи». На его базе осуществляются программы «Школа будущей мамы», «Родительский клуб», школы развития детей, осуществляются консультационные, коррекционные и реабилитационные услуги. Ежегодно проводится конкурс «Молодая семья», ярмарка-выставка «Семь-Я». В Ханты-Мансийском автономном округе ставится принципиальной значимости вопрос о том, что все еще существует проблема четкого разграничения подчиненности социальных служб. Комитет ставит перед собой задачу законодательного и нормативного закрепления этих служб. Эта задача носит общий характер, касается всех социальных служб в стране. Положительный опыт работы с подростками и молодежью накоплен в Иркутской области. Комитетом по молодежной политике администрации Иркутской области совместно с общественной правозащитной организацией «Ювента» проводится целенаправленная работа по правовой защите подростков и молодежи.
Таким образом, созданная система учреждений социального обслуживания органов по делам молодежи характеризует новый этап в развитии молодежной политики и показывает, что сегодня направления и формы реализации государственной молодежной политики вышли на более высокий профессиональный уровень. Следует указать, что из-за отсутствия на федеральном уровне типового положения об учреждениях органов по делам молодежи, утвержденного правительством Российской Федерации, в последнее время наблюдается тенденция сокращения учреждений органов по делам молодежи.
В этой связи необходимо возобновить работу над проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части установления правового статуса учреждений органов по делам молодежи (данный законопроект прошел первое чтение в ГД ФС РФ). Несмотря на проводимую профилактическую работу со стороны всех субъектов системы профилактики и правонарушений, а также создание на федеральном уровне Правительственной комиссии по
делам несовершеннолетних, которую возглавлял министр МВД рФ р.Г. Нургалиев (во исполнение перечня поручений президента российской Федерации по итогам совещания «о дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» 16 декабря 2010 г. с января 2011 г. руководство комиссии возложено на заместителя председателя правительства российской Федерации), в подростковой среде не снижается рост правонарушений. Наличие групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет угрозу безопасности личности, общества и государства, что не может не вызывать тревогу политологов и юристов.
В то же время, говоря о достигнутых результатах, нельзя не отметить и существующие проблемы в организации работы с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации: указанная деятельность на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения носит недостаточно комплексный, системный характер; в кадровой работе сохраняется дефицит педагогических и управленческих кадров, обладающих необходимой квалификацией для организации полноценной профилактической работы; нуждается в улучшении организация индивидуальной профилактической работы с детьми и молодыми людьми, включая обеспечение доступности программ отдыха, оздоровления и занятости, а также реабилитационных программ; по-прежнему недостаточно эффективно взаимодействие органов государственной власти со средствами массовой информации в организации пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта; к профилактической работе недостаточно активно привлекаются родители, общественные объединения, волонтеры.
главными причинами подростковой преступности в россии (на 1 января 2010 г. зарегистрировано 94,7 тысяч преступлений, совершенными несовершеннолетними в возрасте 14-17 лет) [11, с.159] являются недостатки и пробелы в нормативном правовом обеспечении правовой защиты подростков и молодежи, системы предупреждения молодежной преступности, в частности проблемы трудоустройства молодежи, получения образования, социального обеспечения, правового воспитания, организации досуга.
В настоящее время назрела необходимость создания и развития единой государственной юве-нальной политики. основная цель ювенальной политики состоит в создании правовых, организационных, экономических, социальных, полити-
ческих, информационных, финансовых и других условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи; повышении качества жизни детей, подростков и молодежи; социально-правовой защите многодетной, неполной, кризисной семьи с несовершеннолетними детьми, социально-экономическом поддержании статуса молодой семьи как основополагающего института общества. опыт российских регионов (ростовской области, Ленинградской, Саратовской, Иркутской и Пермской областей, Санкт-Петербурга и Москвы) показал, что к числу эффективных мер по формированию системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи относится введение комплексного ювенального суда, ювенальной прокуратуры, юве-нальной адвокатуры, уполномоченных по правам ребенка, а также формирование достаточной инфраструктуры органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
основными механизмами реализации основных направлений ювенальной политики являются: объединение усилий законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления в деле воспитания подрастающего поколения, профилактики правонарушений несовершеннолетних; развитие и укрепление семейной политики, поскольку идеология защиты прав ребенка первостепенное значение в деле воспитания ребенка придает семье.
Механизм защиты прав ребенка в современной россии помимо работы государственных властных структур включает деятельность неправительственных правозащитных организации и международные инструменты. Неправительственные правозащитные организации призваны, во-первых, дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан, во-вторых, осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека, и, в-третьих, способствовать комплексному решению данной проблемы. Мы считаем, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениями, потому что обеими сторонами еще не в полной мере осознаны значимость и полезность совместных усилий в реализации конституционных гарантий прав личности. Важными представляются разработка и принятие Федерального закона «об основах системы взаимодействия орга-
нов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями» (и соответствующих региональных аналогов). Условием эффективности профилактической работы остается организация межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, координация деятельности заинтересованных государственных и общественных структур.
В целом, учитывая опыт функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних, необходимо уделить пристальное внимание не только к созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур. Одним из недостатков Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является ведомственный подход к решению проблем защиты прав ребенка и отсутствие должного механизма взаимодействия между определенными данным законом субъектами ювенальной политики. Очевидно существование необходимости создания целостной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, отвечающей современной социальной, культурной, экономической ситуации, взятым на себя Российской Федерацией международным обязательствам. Реализация цели требует последовательных шагов, внедрения и распространения современных эффектив-
ных ювенальных технологий защиты прав детей и молодежи.
Литература
1. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2.
2. URL: http://www.nan.ru
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Ст. 11 // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
4. Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
5. Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
6. Собрание законодательства РФ. 2008. № 48. Ст. 5639.
7. Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. URL: www.rfdeti.ru
8. Поручение Президента Российской Федерации № Пр-1994 ГС от 30 июля 2009 г.
9. Письмо Минспорттуризма России от 3 февраля 2011 г. № 146/05
10. Молодежь в России 2010: стат. сб., Федеральная служба государственной статистики, Юнисеф, 2010. С. 159.
Ростовская Ирина Валерьевна - аспирант Всероссийской государственной налоговой академии.
Rostovskaya Irina Valerievna - postgraduate student, Taxation Academy of the Russian Federation.