УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
С.К. ЖИЛЯЕВА
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Орловского юридического института МВД России, полковник полиции Тел. 8 910 301 28 18
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Отмечается, что до настоящего времени в Российской Федерации нормативная правовая база, регламентирующая деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, судов общей юрисдикции при рассмотрении дел о несовершеннолетних, нуждается в совершенствовании.
В статье обозначены проблемы массового злоупотребления родителями алкоголя, а также наркотических веществ. Обосновывается вывод о том, что родители, злоупотребляющие алкоголем, не способны обеспечить своему ребенку даже минимальное материальное благополучие, не говоря о моральной поддержке и воспитании.
Автор предлагает предусмотреть в уголовном законодательстве ответственность за жестокое обращение в отношении несовершеннолетнего не только субъектов, перечисленных в ст. 156 УК РФ, но и лиц, фактически заботящихся о ребенке.
Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми.
Несмотря на принимаемые органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации меры в области совершенствования деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений, осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, ситуация в данной области в целом остается неудовлетворительной.
По оценке Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, в Российской Федерации фиксируется неуклонный рост нарушений законодательства о правах и законных интересах детей, недопустимо велико число неблагополучных семей, а дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую и сами совершают преступления1.
Одним из важнейших условий формирования личности подростка является нравственная атмосфера в семье, условия воспитания, принятые в ней,
1 Проект Рекомендаций парламентских слушаний на тему: «Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации». Москва,2009.
© С.К.Жиляева
личный пример родителей. Следует отметить, что в последние годы все большее распространение получает агрессивное либо равнодушное поведение родителей по отношению к детям. Что в свою очередь провоцирует уходы детей из дома, бродяжничество, распространение безнадзорности в подростковой среде. Растет число несовершеннолетних, которые на момент совершения преступления не имели определенного рода занятий.
Продолжается массовое злоупотребление родителями алкоголем, а также наркотическими веществами. Такие родители не способны обеспечить своему ребенку даже минимальное материальное благополучие, не говоря о моральной поддержке и воспитании. Думается, возникла потребность в возрождении лечебно-трудовых профилакториев и принятии нормативного акта о принудительном лечении от наркотической и алкогольной зависимости родителей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.
За 2009 год количество выявленных органами прокуратуры нарушений закона в отношении детей возросло в 2,5 раза и составило почти 570 тыс. В сфере образования число таких нарушений увеличилось на четверть, занятости - на 17%, защиты се-
мьи, материнства и детства - на 14%2.
Несвоевременно выявляются семьи, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи государства, с ними не проводится необходимая профилактическая работа. В результате многие из таких детей становятся жертвами преступлений или совершают их сами.
Дети подвергаются преступным посягательствам, в том числе со стороны родителей. Повсеместно распространены факты, когда родители ведут паразитический образ жизни, вовлекают детей в употребление алкогольных напитков и наркотиков.
В особой защите нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Не единичны случаи истязания опекаемых детей, в том числе усыновленных иностранными гражданами. В связи с этим требуется ужесточить порядок усыновления несовершеннолетних, их перемещения через государственную границу. Необходимо предусмотреть обязательную проверку психологического и психического состояния лиц, претендующих на усыновление ребенка, как граждан РФ, так и иностранцев. Аналогичную проверку должны проходить лица, принимаемые в детские учреждения на должности воспитателей и преподавателей.
Практически ни в одном из регионов не выполняются требования ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о внеочередном предоставлении им жилых помещений. В некоторых субъектах Федерации дети-сироты ждут квартиры годами. Например, в Саратовской области более 700 детей-сирот не получили жилья, которое должны были им предоставить еще в 2005-2008 г3.
Следственным комитетом проведен анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, который показал, что большинство из них совершается, когда дети остаются без контроля родителей или попечителей. В первую очередь это связано с асоциальным образом жизни родителей, зачастую употребляющих спиртные напитки, наркотики, не имеющих постоянного источника дохода. В таких семьях родители не уделяют должного внимания развитию ребенка. Дети предоставлены сами себе, редко появляются дома, часто у них возникает пристрастие к алкоголю и курению, токсикомания.
Отсутствие должного контроля за ребенком по
объективным причинам характерно для неполных семей; для семей, в которых родители большую часть времени проводят на работе; условных семей, когда супруги проживают раздельно, имеют разный бюджет; семей с низким культурным уровнем, стереотипом негативного восприятия окружающей обстановки.
К сожалению, до настоящего времени в Российской Федерации нормативная правовая база, регламентирующая деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, судов общей юрисдикции при рассмотрении дел о несовершеннолетних, нуждается в совершенствовании.
Недостаточно урегулирован на федеральном уровне статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, их функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Правосудие по делам несовершеннолетних (предусматривающее специализацию по уголовным и гражданским делам, одной из сторон по которым является несовершеннолетний) как самостоятельная подсистема общего правосудия вообще отсутствует. До настоящего времени не создана отдельная система отправления правосудия по делам несовершеннолетних, которая, принимая во внимание международные стандарты, существующие в этой области, была бы не только направлена на наказание несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом, но в большей степени ориентирована на их реабилитацию и помощь в возвращении в общество4.
Вместе с тем, необходимость совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, судебной системы следует из международных обязательств Российской Федерации. Вступление Российской Федерации в Совет Европы и ее поэтапная интеграция в международное правовое поле обусловливают необходимость совершенствования национального законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения гарантий при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних. Создание эффективной системы профилактики, специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению
2 А.И. Бастрыкин. На защите прав несовершеннолетних. Законность. 2009. № 9.
3 А.И. Бастрыкин. На защите прав несовершеннолетних. Законность. 2009. № 9.
4 Проект Рекомендаций парламентских слушаний на тему: «Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации». Москва, 2009.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
общепризнанных принципов и норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
Несмотря на то, что в России действует более десятка федеральных законов, предусматривающих профилактическую деятельность, единая система социальной профилактики преступлений не создана5.
Одной из составляющих этой системы должна быть профилактика беспризорности.
Предусмотренное ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) максимальное наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет имеет небольшое профилактическое значение и не способствует пресечению подобного рода преступлений.
В связи с чем жестокость и насилие в отношении детей в семье становится фактом повседневной жизни для многих несовершеннолетних.
Однако не каждый такой факт ведет к возбуждению уголовного дела, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в случае, если это деяние соединено с жестоким обращением. Зачастую данные противоправные деяния родителей квалифицируются по ст. 115, 116 УК РФ. Одной из основных причин сложившегося положения является отсутствие единого подхода к толкованию понятия «жестокое обращение». Как правило, прокуратурой и судом жестокое обращение трактуется как причинение вреда здоровью ребенку путем нанесения телесных повреждений, документально зафиксированных актом судебномедицинской экспертизы. При этом остаются без внимания такие факты, как лишение ребенка питания, одежды, лечения, элементарных условий жизни и др.
Диспозиция статьи ограничивает круг субъектов, несущих ответственность за совершение рассматриваемого преступления. В качестве таковых законодатель указал следующие категории лиц, на которых лежит забота о несовершеннолетнем:
- родители или иные лица, на которые возложены эти обязанности;
- педагоги или другие работники образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним.
В соответствии с общепринятой точкой зрения в каждом случае при решении вопроса об ответственности конкретных лиц необходимо доказывать, что
обязанности по воспитанию несовершеннолетнего следуют непосредственно из соответствующего нормативного акта. При отсутствии такой обязанности, возложенной непосредственно законом, уголовная ответственность исключается6.
В свете положений ч. 1 ст. 19 Конвенции о правах ребенка 1989 г. состав субъектов правонарушения, сопряженного с жестоким обращением с ребенком, должен быть расширен. В соответствии с названной нормой международного права государства-участники обязаны принять все необходимые законодательством меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, не только со стороны родителей, законных опекунов, но и любого другого лица, заботящегося о ребенке7.
Также не лишним будет рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности по ст. 156 Уголовного кодекса РФ и членов семьи, которые в силу тех или иных причин заботятся о ребенке длительное время (во время каникул несовершеннолетнего, в период длительного отсутствия родителей и т.д.), если с их стороны проявлена жестокость по отношению к несовершеннолетнему.
Другой вариант - возникновение обязанности иметь заботу о ребенке по договорным отношениям. В данном случае речь идет о принятии участия в воспитании ребенка няней, гувернером и т.д. Эти лица могут быть наняты в частном порядке. Однако фактам жестокого обращения в отношении воспи-туемого с их стороны должна быть дана юридическая оценка.
Таким образом, представляется уместным предусмотреть в уголовном законодательстве ответственность за проявления жестокости в отношении несовершеннолетнего не только субъектов, перечисленных в ст. 156 УК РФ, но и лиц, фактически заботящихся о ребенке8.
При расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 156 Уголовного кодекса РФ, возникают трудности, связанные с необходимостью установления признака систематичности неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и жестокого обращения с ними. В ряде регионов суды указывают на необходимость установления не менее трех фактов причинения именно телесных повреждений, а так-
5 А.И. Бастрыкин. На защите прав несовершеннолетних. Законность. 2009. № 9.
6 См.: Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает. Законность. 2006. №11.
7 См.: Калинин А. Указ .соч.
8 См.: Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает // Законность. 2006. №11.
же установления дат их причинения, что не всегда возможно сделать.
В последние годы органами внутренних дел, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, осуществляется комплекс организационно-практических мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактики молодежной преступности, защиту их интересов. Создана правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющаяся координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В состав комиссии от МВД входят: министр внутренних дел (председа-
тель комиссии); первый заместитель министра внутренних дел (заместитель председателя комиссии); начальник ДООП и заместитель начальника ДООП МВД (ответственный секретарь комиссии); начальник ДОПТ МВД9.
В целом успешное взаимодействие указанных структур позволит обеспечить устойчивое функционирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снизить преступность, оказать комплексную помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
9 И.Б. Карданова «Детская безнадзорность и беспризорность как угроза национальной безопасности Российской Федерации». Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: материалы семинара-совещания МВД России (24-26 ноября 2006 г., Белгород).М.: ВНИИ МВД России, 2007. стр.76.
S.K.ZHILJAEVA
TO A QUESTION ON PERFECTION OF THE STANDARD LEGAL BASE REGULATING ACTIVITY OF BODIES AND ESTABLISHMENTS OF SYSTEM OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF NEGLECT AND OFFENSES OF MINORS
In given article questions of perfection of the standard legal base regulating activity of bodies and establishments of system ofpreventive maintenance of neglect and offenses of minors are considered
It is noticed that, till now in the Russian Federation the standard legal base regulating activity of bodies and establishments of system of preventive maintenance of neglect and offenses of minors, courts of law by disposal of legal proceeding about minors, needs perfection.
In article problems of mass abusing are designated by parents of alcohol, and also narcotic substances. The conclusion that the parents abusing alcohol aren't capable to provide to the child even the minimum material welfare is proved, without speaking about encouragement and education.
The author suggests to provide in the criminal legislation responsibility for cruel treatment concerning the minor not only the subjects listed in item 156 of the criminal code of Russian Federation, but also the persons actually caring of the child.
Key words: homelessness, neglect, criminality of minors, preventive maintenance of criminality of minors, cruel treatment of children.