МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 369
В.В. Антропов
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕС: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ОРИЕНТИРЫ
V.V. Antropov
SOCIAL POLICY OF THE EU-COUNTRIES: NEW CHALLENGES AND BENCHMARKS
1. Политика жесткой экономии и реформы социальной сферы
Политика жесткой бюджетной экономии, проводимая ЕС в последние годы, привела к пересмотру основных направлений социальной политики стран ЕС и обозначила новые приоритеты их социального развития. Причины этого разнообразны и могут быть найдены как в самой структуре экономического и валютного союза, обозначенной в Маастрихтском договоре, так и в последствиях глобального финансового и экономического кризиса 2008/2009 гг. Мировой экономический кризис обнаружил слабости европейской экономической и социальной модели, что связано со следующими обстоятельствами:
политика Европейского центрального банка (ЕЦБ), который, несмотря на значительные различия в экономической ситуации в разных странах ЕС, применяет единую для еврозоны денежно-кредитную политику, устанавливая тем самым ложные индикаторы для разных стран.
развитие неустойчивости платежных балансов в государствах-членах из-за политики ЕЦБ. Это обстоятельство привело к значительному росту государственного долга некоторых государств ЕС в результате глобального экономического кризиса. В наибольшей степени результаты такой политики сказалась в Греции, Португалии и Испании в период с 2010 по 2012 гг. и в меньшей степени в Германии, хотя и в этой стране она привела к сокращению темпов экономического роста (Табл. 1)
Начиная с глобального экономического кризиса 2008/2009гг. и начала проведения политики жесткой бюджетной экономии ряд европейских стран вынуждены были существенно сократить размеры социальных расходов в обмен на кредиты ведущих стран ЕС, чтобы соответствовать требованиям стабильности Евросоюза. Неолиберальные реформы систем социальной защиты во многих государствах ЕС привели или к сокращению
средств, выделяемых на социальные нужды, или к перемещению бремени финансирования на самих трудящихся. Все проблемы, с которыми столкнулись страны ЕС в последние пятнадцать лет - демографические и экономические - привели к значительному преобразованию государства всеобщего благосостояния, суть которого состояла в урезании социальных прав граждан в угоду бюджетной экономии. Так, в пенсионных системах это выразилось в снижении пенсий и усилении элементов накопительных пенсионных механизмов. В страховании от безработицы были уменьшены размеры и сроки выплат пособий. А в сфере здравоохранения реформы были направлены на уменьшение количества предоставляемых медицинских услуг в рамках обязательных систем медицинского страхования, а также увеличение числа услуг, финансируемых или за счет пациента, или на паритетной основе.
Таблица 1. Темпы роста ВВП в период 2009-2015 гг.
Греция Испания Италия Португалия Германия ЕС (28)
2009 -4,3 -3,6 -5,5 -3,0 -5,6 -4,4
2010 -5,5 0,0 1,7 1,9 4,1 2,1
2011 -9,1 -1,0 0,6 -1,8 3,7 1,8
2012 -7,3 -2,6 -2,8 -4,0 0,4 -0,5
2013 -3,2 -1,7 -1,7 -1,1 0,3 0,2
2014 0,7 1,4 -0,3 0,9 1,6 1,4
2015 -0,2 3,2 0,8 1,5 1,7 2,0
Источник: Eurostat Statistical Database, http://ec.europa.eu/eurostat/ (Дата обращения 08.07.2016)
2. Социальная защита, здравоохранение и образование
В начале кризиса социальные расходы в государствах ЕС играли важную роль, поскольку социальные выплаты позволяли смягчать последствия резкого падения доходов домашних хозяйств от экономического спада. Однако ситуация изменилась во второй фазе кризиса, когда социальные расходы стали основной целью консолидации государственных бюджетов. В среднем, в период с 2009 по 2010 гг. расходы на социальную защиту упали в большинстве стран ЕС. Например, в Греции пособия по безработице были снижены на 22%. В Португалии они были также уменьшены наряду с сокращением максимального периода, на который они предоставлялись. В Румынии сокращение пособий по безработице стало частью общего 15-процентого сокращения социальных пособий1. В некоторых странах реформа системы страхования от безработицы вводила в
отношении получателей пособий ответные обязательства. Так, Венгрия снизила максимальный срок получения пособия до трех месяцев при условии участия получателя пособия в общественных работах. В других странах сокращения коснулись в основном семейных пособий многодетным семьям и пособий на жилье. В Испании отказались от пособий на рождение ребенка, в Латвии и Литве были уменьшены льготы для многодетных матерей, а в Великобритании сокращены жилищные пособия. В некоторых странах (Греция и Великобритания) сокращение пособий и льгот было дополнено соответствующим увеличением доплат за услуги здравоохранения или платежей за доступ к высшему образованию. Однако необходимо отметить, что большинство стран, затронутых сокращениями социальных выплат (за исключением Великобритании), - это страны, не имевшие до кризиса обширных систем социальной защиты.
Наибольшее сокращение социальных расходов за период с 2009 по 2012 гг. произошло в сфере здравоохранения, где оно составило от 16% в Ирландии до 29% в Греции2. Столь серьезное снижение финансирования этого сектора проявилось не только в уменьшении количества предоставляемых услуг, введении системы доплат для пациентов, но и в увольнениях работников государственных лечебных учреждений в странах с бюджетными системами здравоохранения, а также в закрытии больниц. Например, в Греции 40-процентое сокращение бюджетов лечебных учреждений наряду с введением доплат на лечение для пациентов вызвало настоящий кризис здравоохранения. Урезание расходов на медицину в Португалии, Ирландии и Латвии привело к закрытию больниц, а лечебные учреждения Испании вынуждены были прибегнуть к частичному сокращению персонала и временным закрытиям. Однако чаще всего европейские государства прибегали к приватизации здравоохранения, которая выражалась в переводе части его услуг на платную основу и применении системы доплат для пациентов. Все это сопровождалось как урезанием социальных прав пациентов, так и сокращением рабочих мест в здравоохранении (табл. 2).
Сокращения коснулись также и других частей общественного сектора. Так, Греция сократила количество работающих в общественном секторе на 25 процентов, Великобритания в 2012 году сократила количество рабочих мест в этой сфере на 420 тыс. человек. Однако если в Великобритании это происходило с помощью простого увольнения работников, другие страны пытались это делать более щадящими методами, такими как увольнение работающих пенсионеров. Кроме сокращений рабочих мест, правительства стран ЕС практиковали также замораживание роста заработной платы бюджетников, урезание их пенсий или увеличение пенсионных взносов работников бюджетной сферы (Ирландия)3.
Изменения коснулись также сферы образования, где правительства вынуждены были сократить число рабочих мест, закрыть отдельные учреждения, свернуть обучение по некоторым специальностям, провести
реорганизацию и объединение некоторых высших учебных заведений с целью снижения административных расходов. Так, в Италии финансирование системы образования было урезано на 20%, что поставило на грань банкротства 25 национальных университетов. В Великобритании, с целью снижения дефицита государственного бюджета, но для поддержания бюджетов вузов, максимальный размер оплаты университетского обучения был повышен с 3,2 тыс. ф. ст. до 9 тыс. ф. ст. в год, или почти в три раза. В Германии до 2006 г. существовал равный бесплатный доступ к высококачественному образованию высшей ступени не только для граждан, но и для иностранцев. В настоящее время некоторые земли ввели плату за обучение, которая колеблется от 500 до 2500 евро за семестр, причем до 10% университетских бюджетов складываются из студенческих взносов.
Таблица 2. Расходы на социальную защиту в странах ЕС, 2009-2014 гг.
Страна Пособия по безработице и социальная помощь Детские пособия Жилищные пособия Расходы на здравоохранение, изменение за 2009-2014 гг., в % к ВВП Социальные расходы, изменение за 20092014гг., в % к ВВП
Великобритания - + + 0,6 -2,1
Греция + - + -1,8 - 0,3
Португалия + + - 0,9 -0,6
Испания - + - -0,4 -0,6
Италия - - - 2,8 -0,9
Литва + + - -1,1 -5,7
Ирландия - + - -1,1 -2,4
Венгрия + - - - 0,1 2,6
Составлено на основе: MISSOC, The Mutual Information System on Social Protection, http://www.missoc.org/ (Дата обращения 10.07.2016); OECD Date, https:// data.oecd.org/socialexp/social-spending.htm/ (Дата обращения 10.07.2016); Eurostat Statistical Database, http://ec.europa.eu/eurostat/ (Дата обращения 10.07.2016)
Разумеется, что сокращение государственных расходов на социальную сферу вызывает недовольство жителей стран ЕС действиями своих правительств. В развитых демократиях граждане соглашаются содержать выбранную ими власть в обмен на предоставляемые государством социальные услуги и обеспечение основной массе населения определенного
жизненного стандарта. Кризис и рецессия привели к тому, что такого рода общественный договор между его сторонами (работниками, государством и работодателями) был нарушен и равновесие может быть потеряно. Поэтому антикризисная политика жесткой бюджетной экономии, направленная на сокращение государственных расходов и снижение социальной защиты населения, может подорвать принцип социальной сплоченности как основы устойчивого экономического развития европейских стран
Следующей важной частью социальных систем европейских государств, подвергшейся существенным преобразованиям, было пенсионное обеспечение. Поскольку пенсионное обеспечение составляет значительную часть социальных расходов, не удивительно, что именно оно стало основой реформирования европейских государств всеобщего благосостояния. Наибольшие изменения в пенсионных системах коснулись южноевропейских стран. Сложная ситуация сложилась в Греции. В связи с дефицитом государственной пенсионной системы, в 2010 г. Греция вынуждена была начать реформирование своей пенсионной системы в целях ее стабилизации. Однако еще в 2008 г. была проведена структурная реформа греческой пенсионной системы, которая была направлена на замену существовавшей распределительной системы смешанной распределительно-накопительной. С 2012 года все накопительные пенсионные фонды были объединены в единый пенсионный фонд. Помимо структурной реформы, греческое правительство использовало также другие методы снижения дефицита пенсионной системы, такие как снижение коэффициента замещения, увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин и доведение их до общего в 65 лет (2013). В рамках пакета договоренностей по поддержке Греции, в 2012 году были приняты меры, лишавшие греческие фонды социального страхования их резервов, которые они держали в греческих государственных облигациях. Проблему ликвидности греческой пенсионной системы усложняло также взятое греческим правительством обязательство по снижению государственных субсидий. Обязательства также включали дальнейшее увеличение пенсионного возраста до 67 лет, ужесточение условий досрочного выхода на пенсию и сокращение пенсий пенсионерам, которые выходили на нее досрочно.
Существенные изменения произошли также в итальянской пенсионной системе. Они были связаны, прежде всего, с увеличением возраста выхода на пенсию женщин и выравниванием пенсионного возраста для мужчин женщин, которое должно быть достигнуто к 2018 году. Наиболее резкое повышение пенсионного возраста коснулось женщин, занятых в общественном секторе (с 61 до 65 лет с 2010 по 2011гг.), в то время как для мужчин повышение пенсионного возраста было менее резким - 65 до 66 лет в 2011-2012 гг. Проведенная пенсионная реформа в Испании также предусматривала постепенное повышение пенсионного возраста с 65 до 67 лет в период с 2013 по 2027 гг. В перспективе планируется увеличе-
ние минимального страхового стажа (37 лет вместо 35), а с 2022 г. пенсии будут исчисляться исходя не из 15, как было ранее, а из 25 отработанных лет. Более того, планируется, что с 2027г. отдельные параметры пенсионной системы, такие как размер страхового стажа или возраст выхода на пенсию, будут пересматриваться каждые пять лет с учетом демографических характеристик4.
Наряду с увеличением пенсионного возраста, многие страны практиковали увеличение страхового стажа, необходимого для получения минимальной пенсии. Так, в Греции страховой стаж, который дает право на получение полной пенсии был поднят с 35 до 40 лет. Кроме того, в Греции и Испании расчет пенсионных выплат стал производиться не на основе последних пяти лет трудового стажа, а на основе всех лет занятости работника. Та же ситуация сложилась в Испании, где минимальный страховой стаж бал увеличен с 15 до 25 лет. Понятно, что результатом таких нововведений будут во всех случаях более низкие пенсии. Реформы пенсионного обеспечения затронули также отношения между распределительным и накопительным компонентами национальных пенсионных систем, усиливая или, наоборот, ослабляя их значение в их структуре.
3. Реформы в сфере занятости
В социально ориентированной рыночной экономике политика занятости является основой не только экономической устойчивости, но и политического и общественного равновесия и стабильности. На докризисном этапе развития в сфере занятости, безусловно, были достигнуты определенные успехи, однако практика кризисного периода показала противоположные тенденции: рост безработицы, снижение оплаты труда, сокращение части рабочих мест, частичное восстановление территориальных барьеров. Прежде всего, кризис привел к росту уровня безработицы в новых странах-членах ЕС и после вступления в него остался значительно выше, чем в странах, составляющих ядро Евросоюза. Так, по данным Евростата, в 2014 г. в среднем по ЕС уровень безработицы составлял 10,2% трудоспособного населения. В Испании он превысил 25%, в Греции был почти на том же уровне, в Португалии составил в 2013г. 16,4% (наивысший уровень за последние годы), а в Италии - 12,7% (2014г.). Самые низкие показатели безработицы были отмечены в Австрии - 5,6 (2014г.), Норвегии - 3,5% (2014 г.), Люксембурге и Германии (приблизительно по 5,5% в 2014 г.). Особенно остро стояла проблема молодежной безработицы. Процент безработных людей в возрасте 17-25 лет составлял в 2014 г. 58,3% в Греции, 53,2% - в Испании, 42,7% - в Италии, 34,7% в Португалии. В том же году в более благополучных Великобритании и Франции не работали соответственно 16,9% и 24,2% молодежи. В целом по ЕС безработица среди молодого поколения достигла рекордных 22,2%, что составляет более 8 млн. чел5. Следует отметить застойный характер безработицы в большинстве
стран ЕС как среди молодежи, так и среди трудоспособных более старших возрастов, что можно рассматривать в качестве оборотной стороны высокого уровня государственных пособий по безработице.
Реформа сферы занятости стала одной из основных целей проводимых правительствами стран ЕС структурных реформ, в основу которых было положено создание максимально гибких рынков труда. Однако очень часто стремление к этому принимало форму поощрения нестандартных форм занятости и сокращения трудовых гарантий работников. В ряде стран было изменено законодательство о регулировании срочных трудовых договоров. Так, в Португалии максимальная продолжительность срочных контрактов была увеличена с шести до 36 месяцев, в Греции и Румынии с 24 до 36 месяцев. В отдельных странах поощрение трудоустройства по срочным контрактам сопровождалось устранением ограничений на заемный труд. Проводя сокращения рабочих мест в бюджетном секторе, правительство Греции одновременно разрешило государственным учреждениям временно нанимать заемных работников. В Греции и Испании были также введены новые трудовые договоры для молодых и неквалифицированных рабочих, в соответствии с которыми в течение двух лет оплата по таким договорам должна была составлять от 75 и 80 процентов минимальной заработной платы. Кроме того, в Греции работники, работающие по такому контракту, не только зарабатывали меньше, но и могли быть уволены в любой момент без получения права на пособие по безработице, в том числе во время испытательного срока без указания причины.
В ряде европейских стран в трудовое законодательство были внесены изменения, направленные на упрощение процедуры увольнения отдельных категорий трудящихся. Так, в Греции правительство отменило гарантии занятости для государственных служащих, в Эстонии работодателям больше не требовалось согласия трудовой инспекции для увольнения беременных женщин, а в Венгрии работник мог быть уволен в период нахождения на больничном. Наряду с сокращением гарантий для работников, реформы также изменили порядок увольнения и объемы выплачиваемых выходных пособий. Во-первых, с целью облегчения увольнения работников для работодателей были уменьшены сроки, в течение которых работник извещался об увольнении. Например, в Испании это период был сокращен с 30 до 15 дней. Во-вторых, были сокращены размеры выходных пособий, которые выплачивались работодателем при увольнении. В Греции, Испании и Португалии выходное пособие сократилось вдвое, а в Эстонии было сокращено с трех до двух месячных зарплат. Кроме того, были упрощена процедура массовых увольнений работников. Если ранее в ряде стран для этого требовалось согласие государства (Эстония, Румыния), то сегодня этого уже не требуется.
С введением упрощенных правил увольнения работникам стало труднее бороться с несправедливыми увольнениями. Например, в Великобритании,
согласно новым правилам, работник должен быть нанят на два вместо одного года, как раньше, чтобы оспорить увольнение в суде. В Испании работодателю стало достаточно сослаться на экономические или технологические трудности, чтобы обосновать в суде увольнение работника. И даже в случае, если работник мог доказать несправедливость своего увольнения, возможность его восстановления была ограничена. В Италии реформа рынка труда предполагала предоставление несправедливо уволенным работникам финансовой компенсации, но не возможности восстановления на прежнем рабочем месте.
Следующим аспектом реформы рынков труда стала попытка изменения политики заработной платы. Это возможно было осуществить по следующим направлениям.
Первое направление в большинстве государств ЕС было связано с замораживанием или сокращением заработной платы в общественном секторе. Это можно было произвести сравнительно легко, поскольку заработная плата государственных служащих обычно не регулировалась коллективными договорами. Самое значительное сокращение среди стран ЕС было произведено в 2012 г. в Греции - около 30%. В других странах диапазон сокращений составлял от 5 до 10% с последующим замораживанием зарплаты на этом низком уровне6.
Вторым направлением воздействия на политику заработной платы было изменение установленного законом минимального размера оплаты труда. Наиболее радикальное сокращение его уровня было произведено в Греции - на 22%, а для лиц моложе 25 лет - и на 32 % (2012 г.). Официально в Греции не существовало законодательно фиксированного минимума оплаты труда, однако он фиксировался в коллективных договорах. В обращении к правительству греческие работодатели и профсоюзы совместно высказались против сокращений, однако они были не способны предотвратить его прямое вмешательство в коллективные переговоры.
Таким образом, кризисные явления в экономике ЕС привели к коренным изменениям на рынке труда и в политике заработной платы. Если до 2009 года в большинстве стран-членов ЕС наблюдался рост реальной заработной платы, то с 2010 года картина полностью изменилась - снижение реальной заработной платы коснулось 18 из 27 государств ЕС, достигнув минимальных значений в Греции и Португалии. Последствия новой политики заработной платы, очевидно, будут способствовать усилению дефляционных тенденций и экономическому застою в Европе.
4. Итоги реформ в социальной сфере
Итак, политика жесткой экономии привела к эрозии систем социальной защиты, снижению пенсий, уменьшению объема предоставляемых услуг в образовании и здравоохранении, росту безработицы и появлению
нетипичных форм занятости на рынке труда. Однако вопреки ожиданиям структурные реформы и бюджетная экономия так и не привели к всеобщему росту экономик большинства европейских стран. Так, Греция за пять лет экономического спада потеряла около четверти своего ВВП. Отрицательные показатели экономического роста сопровождались рекордно высоким уровнем безработицы, которая составила более 25 процентов всех трудящихся в Греции и Испании и более 50% молодых работников в обеих странах. Неудивительно, что рост безработицы сопровождался ростом числа бедного населения. В 2014 году 122 миллиона человек в ЕС - 28 (24.4%) населения находились в зоне риска бедности или социальной исключенности7, что составляло более одной трети населения ЕС, а в трех государствах достигала максимальных значений - Румынии (40.2 %), Болгарии (40.1%) и Греции (36%). Наименьшие зарегистрированные показатели были отмечены в Чехии (14.8%), Швеции (16.9 %), Нидерландах (17.1%), Финляндии (17.3 %) и Дании (17.8%)8.
Несмотря на тенденцию увеличения числа находящихся в зоне риска бедности, некоторые страны ЕС продемонстрировали обратную динамику. К ним относится, например, Германия - в 2008 году доля таких жителей в ней составляла 20,1%, в 2011-м - 19,9%, в 2012-м - 19,6%. Похожая ситуация сложилась в Польше, Португалии и Норвегии. Число же людей, живущих в состоянии крайней бедности (лица, живущие ниже У абсолютной черты бедности) колебалось от 6,5% в Великобритании до 26,1% в Венг-рии9. Кроме того, учитывая начатые в кризис пенсионные реформы, рост безработицы и расширение нестандартных форм занятости, европейские страны столкнутся в будущем с проблемой бедности пожилого населения, если не будут предприняты меры противодействия.
Кризис показал, что более богатые страны Европы не готовы делиться своим богатством с более бедными во времена экономических и социальных трудностей. И даже если они и готовы предоставить финансовые ресурсы, то не в последнюю очередь в собственных интересах и интересах собственных компаний и банков, на жестких условиях и с расчетом на получение дохода в будущем. Разумеется, в рамках структурных фондов сплочения на общеевропейском уровне присутствует определенное перераспределение богатства, но его доля, в процентном выражении от ВВП ЕС является незначительной, и она стала еще менее значимой после расширения ЕС в Центральной и Восточной Европе. Таким образом, говорить о существовании единой социальной политики на уровне ЕС в условиях отсутствия солидарности и роста неравенства как внутри государств, так и между государствами ЕС в последние годы, пока не приходится. Если рассматривать неравенство как основную причину кризиса, то экономические и социальные проблемы в Европе не могут быть решены без значительного перераспределения богатства между странами на уровне ЕС. Однако укрепление солидарности на европейском уровне означало бы не только
перераспределение доходов между странами, но также и содействие интересам всех стран ЕС. Это можно было бы осуществить путем создания общеевропейских институтов для координации социальной политики, что дало бы приоритет общеевропейским интересам над национальными интересами государств-членов. И впоследствии это также могло бы способствовать созданию единого социального пространства в Евросоюзе, стать реальной альтернативой нынешнему процессу фрагментации социальной политики в ЕС и, возможно, первым шагом к формированию единой наднациональной европейской социальной политики.
Примечания
1 Eurostat Statistical Database, http://ec.europa.eu/eurostat/ (дата обращения: 09.07.2016).
2 Hermann С. Crisis, structural reform and the dismantling of the European Social Model(s). - Berlin: Institute for International Political Economy // Working Paper №26/2013. - P.6.
3 Doorley K. Eichhorst W., Kendzia M. The Social and Employment Situation in Ireland. - Brussels: IZA Research Report No. 52/2013. - P.15.
4 Busch K., Hermann C., Hinrich K., Schulten T. Euro Crisis, Austerity Policy and the European Social Model. - Berlin Friedrich-Ebert-Stiftung, 2013. - P.17.
5 Eurostat Statistical Database, http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/ (Дата обращения 09.07.2016 г.)
6 Busch K., Hermann C., Hinrich K., Schulten T. Euro Crisis, Austerity Policy and the European Social Model. Berlin Friedrich-Ebert-Stiftung, 2013. P.12.
7 Социальную исключенность (social exclusion) можно охарактеризовать как исключение части населения из преобладающих в обществе стандартов в различных областях человеческой жизнедеятельности. Социальная исключенность носит многомерный характер, поскольку охватывает бедность, безработицу, отсутствие доступа к образованию, информации, услугам социального обеспечения и здравоохранения, отсутствие нормальных жилищных условий, также как и участие в жизни общества.
8 Poverty in the European Union. Brussels: EPRS.European Parliamentary Research Service,2016. - P.5. Показатели бедности и минимальных потребительских бюджетов, рассчитываемые в Европейском союзе, основаны на относительной концепции бедности. Бедными признаются только индивиды, чьи располагаемые доходы ниже 60% национального медианного дохода.
9 Там же.
References
(Article from Scientific Journals)
1. Hermann С. Crisis, structural reform and the dismantling of the European Social Model(s). - Berlin: Institute for International Political Economy // Working Paper №26/2013. - P.6.
2. Doorley K. Eichhorst W., Kendzia M. The Social and Employment Situation in Ireland. - Brussels: IZA Research Report No. 52/2013. - P.15.
3. Poverty in the European Union. Brussels: EPRS.European Parliamentary Research Service, 2016. - P.5. Показатели бедности и минимальных потребительских бюджетов, рассчитываемые в Европейском союзе, основаны на относительной концепции бедности. Бедными признаются только индивиды, чьи располагаемые доходы ниже 60% национального медианного дохода.
Автор, аннотация, ключевые слова
Антропов Владислав Владимирович - доктор экономических наук, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: antropov_v@yahoo.com.
Мировой финансово-экономический кризис и рецессия в ряде европейских стран вызвали необходимость пересмотра сложившейся в некоторых странах ЕС модели европейского социального государства и снижения социальных стандартов. Это привело к серьезным переменам в социальной сфере - изменениям на рынке труда, в здравоохранении, образовании, пенсионном обеспечении. Это вызвало также необходимость изменений в социальной политике европейских стран с целью ее соответствия принципам проводимой в ЕС политики бюджетной экономии.
В статье рассматривается наиболее сложный для ряда европейских стран период с 2009 по 2014 год. Особое внимание уделено проблемам рынка труда, социальной защиты и здравоохранения. В работе обосновывается, что политика жесткой экономии, вопреки ожиданиям, не привела к всеобщему росту экономик большинства европейских стран, а, наоборот, способствовала увеличению безработицы, снижению социальных расходов на образование, здравоохранение и росту бедности в европейских странах.
Европейский союз, социальная политика, пенсионное обеспечение, политика жесткой экономии, экономический кризис.
Author, Abstract, Key words
Antropov Vladislav Vladimirovich - Doctor of Economics, Professor at the Department "The World Economy and Global Finance" of the Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: antropov_v@ yahoo.com,
The global financial and economic crisis and the recession in several European countries has caused the need for revision of prevailing in several EU countries the European model of the welfare state and the decline of social standards. This has led to major changes in the social sphere, changes in the labour market, in health care, education, pensions. This also caused the necessity of changes in social policy of the European countries with the purpose of its compliance with the principles of the EU policy of austerity.
The article analyzes the most difficult period for a number of European countries between 2009 and 2014. Special attention is devoted to the problems on the labour market, social protection and health care. The paper argues that the policy of austerity, contrary to expectations, has not led to a rise of the economies of most European countries, but rather contributed to the increase of unemployment, reduced social spending on education, health care and the growth of poverty in European countries.
European union, social policy, pension insurance, austerity policy, economic crisis.