Научная статья на тему 'Проблема трудоустройства в странах ЕС в начале XXI века (на примере Испании)'

Проблема трудоустройства в странах ЕС в начале XXI века (на примере Испании) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1220
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИСПАНИЯ / Х. М. АСНАР / Х. Л. РОДРИГЕС САПАТЕРО / М. РАХОЙ / ИСРП / НАРОДНАЯ ПАРТИЯ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / J. M. AZNAR / J. L. RODRIGUEZ ZAPATERO / M. RAJOY / UNEMPLOYMENT / EUROPEAN UNION / SPAIN / PSOE / PP / GLOBAL FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеев Дмитрий Владимирович, Семенова Анна Михайловна

В условиях глобального экономического и финансового кризиса Испания, страна-член ЕС и еврозоны, столкнулась с рядом серьезных социальных проблем. Наиболее сложная ситуация сложилась на рынке труда. В статье рассматривается история экономического развития Испании с начала XXI века. Рассматриваются меры, предпринимаемые испанским правительством, для преодоления кризиса и сокращения уровня безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT PROBLEM IN THE EU COUNTRIES IN THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY (THE CASE OF SPAIN)

Under the conditions of the global economic and financial crisis Spain, an EU state and a Eurozone member, faced a number of serious social problems. The labor market appeared to be in the most difficult situation. The article examines the history of economic development in Spain from the beginning of the XXI century. The authors consider the measures taken by the Spanish government to overcome the crisis and to reduce the unemployment rate.

Текст научной работы на тему «Проблема трудоустройства в странах ЕС в начале XXI века (на примере Испании)»

УДК 94(460) «2000/...»

Д. В. Михеев, А. М. Семенова

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА В СТРАНАХ ЕС В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ИСПАНИИ)

В условиях глобального экономического и финансового кризиса Испания, страна-член ЕС и еврозоны, столкнулась с рядом серьезных социальных проблем. Наиболее сложная ситуация сложилась на рынке труда. В статье рассматривается история экономического развития Испании с начала ХХ.I века. Рассматриваются меры, предпринимаемые испанским правительством, для преодоления кризиса и сокращения уровня безработицы.

Ключевые слова: безработица, Европейский союз, Испания, Х. М. Аснар, Х. Л. Родригес Сапатеро, М. Рахой, ИСРП, Народная партия, мировой экономический кризис.

D. V. Mikheev, A. M. Semenova

EMPLOYMENT PROBLEM IN THE EU COUNTRIES IN THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY (THE CASE OF SPAIN)

Under the conditions of the global economic andfinancial crisis Spain, an EU state and a Eurozone member, faced a number of serious social problems. The labor market appeared to be in the most difficult situation. The article examines the history of economic development in Spain from the beginning of the XXI century. The authors consider the measures taken by the Spanish government to overcome the crisis and to reduce the unemployment rate.

Key words: unemployment, European Union, Spain, J. M. Aznar, J. L. Rodriguez Zapatero, M. Rajoy, PSOE, PP, global financial crisis.

Уровень безработицы — один из важнейших показателей, который определяет уровень жизни в стране. Таким образом, безработица подразумевает под собой не только бедность и нищету среди населения, но и моральную, нравственную деградацию людей. Все это приводит к забастовкам, демонстрациям, политической нестабильности внутри государства. По данным Международной организации труда следует, что сегодня в мире около 200 млн. безработных. Это означает — уровень безработицы составляет, в среднем, 8,6 % [1]. Поэтому, решение проблем занятости и трудоустройства населения стоит в числе важнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

7 февраля 1992 г. был подписан Маастрихтский договор. Этим договором было оформлено создание Европейского союза — уникального политического и экономического образования из 27 стран, целью которого является стабильность, благосостояние, повышение уровня жизни, введение единой европейской валюты, установление принципов единого европейского пространства, которое включает в себя свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала, на территории всего союза [2]. Таким образом, в наши дни мы можем видеть результат плодотворной работы европейских политиков на пути европейской интеграции. Однако процесс объединения осложнялся определенными политическими, экономическими и социальными проблемами. Последний глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. привел к европейскому долговому кризису, который вдобавок сопровождается текущим кризисом на рынке труда. Одним из главных аспектов этого кризиса является чрезмерно высокий уровень безработицы на территории всего Европейского союза и Еврозоны.

Среди государств-членов самые низкие показатели безработицы были зарегистрированы в Австрии (4,3 %), Германии (5,3 %), Люксембурге (5,3 %) и Нидерландах (5,8 %), а самый высокий в Греции (26,8 % в октябре 2012 г.), Испании (26,1 %) и Португалии (16,5 %) [3].

Более подробно мы остановимся на ситуации с безработицей, сложившейся в Испании.

Страна пережила глубокий экономически упадок при системе экономической автаркии во время правления Франко (1939-1975 гг.). Впрочем, с 50-х гг. наступила либерализация в экономической и торговой сфере, что способствовало определенному экономическому подъему. Но уже 1975 г. стал первым годом экономического кризиса, втянувшего стану почти в десятилетнюю депрессию. Экономическое развитие Испании сдерживалось в эти годы слабым развитием национальной научно-технической базы, а также относительно низким качеством трудовых ресурсов [4, с. 12-13; 5, с. 229-230]. Во второй половине 70-х гг. наблюдался низкий рост ВВП, рост цен, ускорение инфляционных процессов, девальвация испанской песеты. Все это негативно отражалось на состоянии рынка труда: с 1975 по 1985 г. число безработных в Испании увеличилось на 1 млн. человек [6, с. 139; 7, с. 139]. Новым этапом в истории страны становится правление Испанской социалистической рабочей партии (Partido Socialista Obrero Espanol — PSOE), которое было нацелено на восстановление испанской экономики. С 1 января 1986 г. Испания стала членом Европейского экономического сообщества. Вступление в ЕЭС положительным образом повлияло на экономическую обстановку в стране.

В 1996 г. закончились «14 долгих лет» правления Испанской социалистической рабочей партии во главе с Ф. Гонсалесом. К власти пришла Народная партия (El Partido Popular — PP). Новым премьер-министром стал Х. М. Аснар. В это время Испания занимала восьмое место в мире по ВВП и девятое — по индексу гуманитарного развития. Жители городов составляли 76 % [8, с. 295]. Почти половина активного населения работала в сфере обслуживания. Сельских жителей (в стране, где отставание сельского хозяйства было основным препятствием для экономической и социальной модернизации) было около миллиона, т. е. 8,3 % активного населения.

Главной проблемой продолжала оставаться безработица. «Я всегда считал, что нет лучшей социальной политики, чем создавать рабочие места. Лучше работать, чем зависеть от пособий» — такова была позиция Аснара [9, с. 305].

Экономический рост, реформа 1997 г. и климат трудового мира привели к значительным изменениям в сфере занятости. Когда Аснар пришел к власти, насчитывалось около 3,3 млн. безработных, а за период первой легислатуры было создано 1,8 млн. новых рабочих мест, что сократило уровень безработицы с 23 % до 15 % с 1996 по 2000 г. [10, с. 306].

Несмотря на значительный экономический рост, после преодоления экономического кризиса 1992-1994 гг., в 1999 г. доход на душу населения составлял 82 % от среднего уровня 15 стран Европейского союза. Это было связано не с низкой экономической производительностью, которая составляла 95 % от среднеевропейской, а с безработицей и особенно низким уровнем активности испанского населения [11, с. 306].

Вскоре после начала своего мандата, в октябре 1996 г. Аснар подписал с профсоюзами соглашение об укреплении и усовершенствовании системы социального обеспечения, а в июле 1997 г. был принят соответствующий закон, позволивший определить и разграничить источники финансирования социального страхования и порядок использования этих средств. Это улучшило положение 3,5 млн. человек.

Перед выборами 2000 г. Народная партия сфокусировала свою предвыборную программу вокруг лозунга: «Идемте дальше» в защиту политики, которая позволила войти в зону евро, создать новые рабочие места, снизить инфляцию и процентные ставки.

Основные успехи были по-прежнему связаны с экономической политикой. Увеличение занятости в 1996-2002 гг. затронуло 3 млн. человек, сократив уровень безработицы на 10 %, и приблизилось к среднеевропейскому (11 % в Испании против 9 % в Германии и Франции) [12, с. 319].

Консерваторы сумели воспользоваться благоприятной экономической конъюнктурой и продолжили реформирование экономики, начатое правительством Ф. Гонсалеса, что привело к долгожданной экономической стабильности.

На всеобщих парламентских выборах в марте 2004 г. победу одержала Испанская социалистическая рабочая партия. В сфере экономики правительство ИСПР стремилось целенаправленно повысить уровень жизни наименее обеспеченных слоев населения. В числе приоритетов социалистов было заявлено о повышении минимальной заработной платы до 600 евро в месяц, а также о проведении комплекса мер, необходимых для снижения стоимости жилья (неолиберальные реформы Народной партии привели к тому, что цены на жилье выросли на 17-18 % в год, став слишком высокими для многих испанцев) [13, с. 81-82].

Таким образом, за последние десять лет Испания совершила подлинный хозяйственный рывок. Рост экономики Испании в этот период, по данным правительства, составлял вполне оптимистичные 3,5 %, уровень безработицы в 2005 г. опустился до 8,4 % [14, с. 82].

Однако уже на следующих выборах 9 марта 2008 г. Родригес Сапатеро был переизбран на второй срок в условиях куда более тяжелой экономической ситуации. Уровень безработицы, недавно находившийся на минимальной отметке за 30 лет, снова вырос. Инфляция достигла 4,4 % [15, с. 82].

Испания почувствовала дыхание мирового кризиса в середине 2008 г., когда ее экономика вступила в полосу спада. Удары кризиса обусловили радикальный пересмотр повестки дня правительства социалистов, оставшихся руководить страной на новый четырехлетний срок [16, с. 5].

9 июня 2008 г. по всей стране началась забастовка транспортников, протестовавших против бесконечного повышения цен на горючее. По оценкам специалистов, экономические потери от забастовки ежедневно составляли 500 млн. евро. За неделю протестов цены на продовольствие на центральных рынках крупнейших испанских городов выросли в среднем на 18 %, а в отдельных случаях удорожание составило 200 и более процентов [17, с. 52].

Главные проблемы структурного и конъюнктурного характера, вставшие перед официальным Мадридом в хозяйственной области:

• Кризис строительной области;

• Усиление международной конкуренции на товарных и финансовых рынках;

• Инфляция;

• Угроза дефицита системы социального обеспечения;

• Обострение проблемы занятости.

Уже в конце 2007 г. тысячи граждан стали терять рабочие места [18, с. 53]. В 2008 г. показатель безработицы составил 11%, а в 2011 г. — 21% [19, с. 82].

Следует заметить, что правительство отреагировало на процесс нагнетания кризиса с заметным опозданием. Видный испанский экономист Рамон Тамамес, подвергший серьезному анализу правительственную политику, также пришел к выводу, что только в конце июля 2008 г. власти избавились от иллюзий и признали наличие кризиса [20, с. 9]. Нараставшие проблемы заставили администрацию ИСРП в срочном порядке разработать пакет стимулирующих макроэкономических решений, который должен был остановить рецессию и дать толчок экономическому росту.

В середине января 2009 г. Х. Л. Родригес Сапатеро представил так называемый «План И»: Испанский план стимулирования экономики и занятости («Plan E»: El plan espanol para estimulo de la economa y el empleo) [21, с. 9]. Данный План явился первым в Европе комплексным планом по борьбе с кризисом и самой существенной антикризисной программой в истории страны. Он состоял из четырех основных разделов: мер по поддержке семей и предприятий, прежде всего малого бизнеса; мер по стимулированию занятости; мер по поддержке финансового сектора и мероприятий по модернизации национальной экономики.

Среди мер по поддержке занятости, ставшей одной из приоритетных задач в условиях увеличения безработицы, необходимо выделить создание Государственного фонда региональных инвестиций и Государственного фонда по стимулированию экономики и занятости. Благодаря инвестициям, осуществленным первым из вышеназванных фондов, в 2009 г. было создано более 400 тыс. новых рабочих мест. Средства, аккумулированные во втором фонде,

позволили создать еще 100 тыс. новых рабочих мест. По оценкам испанского правительства, без государственного стимулирования занятости через данные фонды уровень безработицы в Испании в 2009 г. был бы на 2 % выше существовавшего [22, с. 317].

12 мая 2009 г. в послании к нации Х. Л. Родригес Сапатеро выдвинул новый пакет масштабных антикризисных мер, главной целью которых было остановить рост безработицы и подготовить почву для «запуска» обновленной модели устойчивого экономического роста.

Разумеется, разнообразные антикризисные усилия властей не пропали даром. Как отметил глава правительства, «План И» позволил сохранить порядка 800 тыс. рабочих мест и уберег от банкротства десятки тысяч малых и средних предприятий. Но принятые меры оказались недостаточно эффективными.

На фоне стремительно развивавшегося греческого кризиса испанские проблемы приобретали все более тревожный характер. Причем самыми болевыми точками оставались критически высокая безработица, с которой власти не смогли справиться, и комплекс нараставших финансовых проблем, главными из которых были бюджетный дефицит в размере 11,2 % и постоянно увеличившаяся задолженность. Так, если в 1995 г. совокупная задолженность страны (долги государства, частных компаний, домохозяйств) составляла 140 % ВВП, то в начале 2010 г. этот показатель достиг 400 %. Испания, констатировала местная печать, с ужасом «увидела себя в греческом зеркале» [23, с. 12].

Пессимистические прогнозы развития испанской экономики стали поводом для новой волны обвинений в адрес правительства. В компанию дискредитации ИСРП активно включился Х. М. Аснар. Он не ограничился многочисленными выступлениями в СМИ и на политических мероприятиях, но взялся за перо и выпустил книгу под названием «Испания может выйти из кризиса», в которой подверг тотальной критике политику социалистов.

В условиях кризиса специфические оттенки приобрели многие социальные проблемы. Характерный пример — иммиграция.

Иммиграция вошла в повестку дня политики испанского правительства в 1985 г. [24, с. 74]. В 1994 г. среди стран Европейского союза в Испании было наименьшее количество иммигрантов. В первое десятилетие XXI в. в связи с экономической нестабильностью почти во всех латиноамериканских государствах и из-за резкого увеличения рождаемости в странах Магриба усилился приток иммигрантов в Испанию. В 2000-2008 гг. население Испании (главным образом благодаря иммигрантам) выросло с 40, 5 до 46,1 млн. жителей. За это время количество легально проживающих в стране иностранцев увеличилось с 2,3 % до 11,3 % населения [25, с. 24]. Однако наплыв иностранцев имел неоднозначные последствия. Он помог в решении одних вопросов (предотвратил сползание страны в «демографическую яму», обеспечил приток более дешевой рабочей силы), но создал дополнительные трудности, породив в отдельных слоях населения настроение ксенофобии и расизма.

В 2005 г. были проведены масштабные мероприятия по регулированию миграции, в результате которых 573270 иммигрантов легализовали свое положение в стране [26, с. 79]. Легализация представляет собой процедуру, позволяющую незаконно находящимся в стране иммигрантам получить временное разрешение на проживание, которое может быть продлено, и/или работу.

За это время было подано 690679 заявлений, из которых 604357 были удовлетворены. По отраслям экономики наибольшее количество заявлений поступило от домашней прислуги (31,67 %), от занятых в строительстве — 20,76 %, в сельском хозяйстве, животноводстве и охотничьем хозяйстве — 14,61 %, разнорабочих — 11, 99 %, гостиничном хозяйстве — 10,36 %, торговле — 4,76 %, других видах деятельности — 3,25 % [27, с. 79-80].

В 2008 г. на фоне глобального экономического кризиса, серьезно затронувшего Испанию, изменилась и иммиграционная политика правительства. Это не означает, что оно перестало уделять внимание иммигрантам, однако учитывая значительное увеличение числа забастовок, иммиграция перестала быть главным вопросом. В 2008 г. началась политика возвращения. В июне министры внутренних дел ЕС единогласно приняли Декларацию о

возвращении нелегальных иммигрантов. Испания предложила стимулировать безработных иммигрантов к возвращению в свои страны. Иностранцы, решившие добровольно вернуться, могли получить пособие по безработице. Взамен они должны были отказаться от своих разрешений на проживание и работу.

По имеющимся оценкам, до 2020 г. экономика Испании будет ежегодно нуждаться в 157 тыс. иммигрантов [28, с. 54]. Однако, в связи с падением экономического роста и увеличением безработицы, особенно среди приезжих, страна может стать менее привлекательной для трудовой иммиграции, тогда как доля неработающих иностранцев будет расти. По данным «Eurostat», из всех стран Евросоюза именно в Испании падение количества иммигрантов стало максимальным. Как следствие, если в 2008 г. испанское население выросло на 552 тыс. человек, то в 2009 г. — только на 161 тыс.

Резкое сокращение притока иммигрантов может вызвать далеко идущие социальноэкономические последствия. Дело в том, что Испания входит в число западно-европейских стран с низким уровнем рождаемости. Это положение коренным образом не изменил и приток иммигрантов, хотя показатель рождаемости у женщин-иностранок несколько выше, чем у испанок — соответственно 1,69 и 1,33 [29, с. 25]. Между тем демографическая ситуация становится все более и более сложной и меняется не в лучшую сторону.

Возникает вопрос: Какое воздействие возникающие демографические проблемы могут оказать на материальное положение испанских пенсионеров? Напомним, что нынешняя пенсионная система сложилась в результате реализации решений так называемого «Пакта Толредо», принятого конгрессом депутатов в 1995 г. Этот документ определил основные механизмы развития системы социального страхования и закрепил ее социально-демографическую направленность. Сильными сторонами пенсионной системы Испании стали ее универсальность (охват всех категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке) и прочный финансовый фундамент. В частности, в период ускоренного экономического развития был создан многомиллиардный резервный фонд, средства из которого были призваны обеспечивать выплату пенсий в кризисные годы. Лучшим доказательством эффективности «Пакта Толредо» стал существенный рост минимального размера пенсии, которую получает находящийся в браке гражданин в возрасте старше 65 лет: с 378 евро в 1996 г. до 725 евро в 2010 г. [30, с. 26].

Комментируя состояние дел в пенсионной системе, представители властей подчеркивали, что на текущий момент не существует угрозы неплатежей. «Это не проблема сегодняшнего дня, — подчеркивал председатель правительства, — но это проблема, которую мы должны решать сегодня». Как призвал Х. Л. Родригес Спатеро, «нельзя закрывать глаза» на суровую действительность: если тенденция к падению количества прибывающих иммигрантов закрепится, то Испания буквально на глазах будет превращаться в страну пожилых людей [31, с. 26].

Таким образом, неизбежная перспектива дальнейшего прогрессирующего старения населения подталкивала правительство ИСРП к изменению отдельных статей пенсионного законодательства. В первую очередь речь шла об увеличении официально установленного возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет. Более того, все громче раздавались голоса, в том числе со стороны оппозиции, в пользу большей гибкости на рынке труда. Например, Х. М. Аснар предлагал стимулировать тех работников, которые продолжают трудиться после достижения пенсионного возраста [32, с. 27]. В условиях роста безработицы в стране подобные меры выглядели неоднозначно.

Под влиянием неблагоприятных внутренних и внешних обстоятельств и в русле тех требований, которые выдвигала оппозиция, и сформулировало руководство Евросоюза, Мадрид стал вносить существенные коррективы в свою антикризисную политику.

В январе 2010 г. власти одобрили Стабилизационную программу, ориентированную на снижение бюджетного дефицита до 3 % ВВП в 2013 г.

12 мая 2010 г. Х. Л. Родригес Сапатеро выступил в конгрессе депутатов с программой дополнительных жестких антикризисных мер, разработанных правительством в связи с со-

бытиями в Греции и под давлением партнеров по Евросоюзу. Главными инструментами достижения этой цели кабинет социалистов избрал:

• сокращение на 5 % заработной платы государственных служащих;

• замораживание большей части пенсии;

• отмену одноразовых выплат (в размере 2500 евро) в связи с рождением ребенка;

• сокращение на 6,1 млрд. евро государственных инвестиций;

• снижение на 1,2 млрд. евро расходов местных органов власти;

• уменьшение на 600 млн. евро объема помощи развитию зарубежных государств [33, с. 15].

Таким образом, в своей антикризисной стратегии ИСРП совершила поворот на 180 °: вместо стимулирующих мер, направленных на «подогрев» экономики и повышение потребительского спроса и производства, акцент был сделан на монетаристские решения, главной целью которых было снижение бюджетного дефицита.

Объявленные главой правительства меры вызвали в испанском обществе неоднозначную реакцию. Эксперты Банка Испании определили их как «точные и позитивные», способные ускорить восстановление экономики. В то же время правительственная программа оказалась под огнем критики со стороны оппозиции. С легкой руки СМИ меры правительства характеризовались как «шоковый план», «затягивание пояса», «фискальная ненасытность», «политическое харакири Сапатеро» [34, с. 15].

Во-первых, утверждалось, что у власти нет глобального плана преодоления кризиса, а принимаемые меры носят разрозненный характер.

Во-вторых, правительству вменялся в вину отход от социально ориентированной политики к курсу на снижение жизненного уровня значительной части населения, поскольку сокращение заработной планы и замораживание пенсий ударило по экономическим интересам порядка 12 млн. испанцев.

В-третьих, было заявлено, что принятые фискальные меры (повышение налогов) и другие меры негативно скажутся на потребительском спросе и заморозят выход экономики из рецессии и кризиса.

В-четвертых, критики «слева» обратили внимание на тот факт, что основные потери понес средний класс, тогда как самые обеспеченные слои общества «отделались лишь легким испугом».

В-пятых, многие эксперты считали главной проблемой Испании не чрезмерные государственные расходы, которые стремилась сократить власть, а недостаточные поступления в бюджет в результате несбалансированности фискальной системы и массового уклонения от уплаты налогов.

Общий вывод: реализация правительственного плана вряд ли должна была изменить макроэкономическую ситуацию в лучшую сторону, но напротив, могла усугубить кризисные явления [35, с. 15-16].

Давая оценку позиции главной оппозиционной партии, известный социолог Игнасио Сотело заметил, что лидеры Народной партии в идеологическом плане как бы «поменялись местами» с ИСРП и обрушили на социалистов критику за те решения, которые сами упорно бы продвигали. Парадоксальным образом правые начали выступать в роли «защитников трудящихся» [36, с. 16].

Главной проблемой для правительства стала негативная позиция крупнейших профсоюзных объединений Испании: Всеобщего союза трудящихся (Union General de Trabajadores, UGT) и Рабочих комиссий (Comisiones Obreras, CCOO). Недовольство профсоюзов новым трудовым законодательством привело к открытому конфликту с властью и угрозе первой за время правления Х. Л. Радригесса Сапатеро всеобщей забастовки. Лидеры ССОО и UGT еще в июне наметили дату всеобщей забастовки, которая состоялась 29 сентября 2010 г., и стали к ней основательно готовиться, время от времени организуя отраслевые и региональные протестные выступления. Одно из них в конце июня буквально парализовало общественный

транспорт Мадрида, вызвав недовольство столичных граждан и дав повод законодателям поставить вопрос о принятии специального «закона о забастовках» [37, с. 24].

В непростых условиях 2010 г. политические баталии развернулись вокруг предложенного правительством проекта реформы трудовых отношений. Как писал Х. М. Аснар, реформа трудовых отношений должна покончить с тем положением, когда «испанский рынок рабочей силы при первых признаках экономических трудностей превращался в машину по производству безработных» [38, с. 23].

Среди мер испанского правительства, принятых в 2010 г. в развитие стратегии устойчивого экономического роста, необходимо выделить следующие, относящиеся к проблеме занятости.

В конце января Совет министров одобрил проект пенсионной реформы. Основными положениями данной реформы стало предложение об увеличении возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет, а также увеличение количества лет с 15 до 25, принимаемых при расчете пенсии. Эти меры были направлены на снижение нагрузки на государственный бюджет, а также были продиктованы увеличением доли лиц старше 64 лет в структуре населения страны [39, с. 8; 40, с. 321].

Также в начале февраля 2010 г. председатель правительства страны представил предложения правительства по реформе рынка занятости, направленной на увеличение занятости в стране, в том числе среди молодежи. Данная реформа должна была способствовать снижению государственных расходов на выплату пособий по безработице. Так, в 2009 г. выплаты по безработице из разных источников достигли 31,5 млрд. евро, хотя еще в 2008 г. они составили 21 млрд. евро [41, с. 321]. Одно из основных предложений правительства заключалось в том, чтобы сократить временную занятость в стране путем ее удорожания и удешевление постоянной занятости.

Кроме того, учитывая крайне сложное положение на рынке труда, правительство Испании продлило на шесть месяцев действие программы по защите безработных. Данная программа сводилась к тому, что безработные моложе 65 лет, которые лишились выплат по безработице, с 16 февраля по 15 августа 2010 г. должны были получать из государственных источников 426 евро ежемесячно. По прогнозам правительства, эта выплата должна была распространиться на 243 тыс. человек, и ее стоимость должна была составить 517,8 млн. евро [42, с. 322].

Предложенная ИСРП в июне 2010 г. реформа включала ряд ключевых положений, практическая реализация которых была призвана сделать трудовое законодательство несколько более гибким. В частности предприниматели получили возможность изменять условия работы в зависимости от текущей экономической ситуации: регулировать систему оплаты, режим и продолжительность работы; корректировать производственные обязанности работников. Тем самым создавались альтернативы массовым увольнениям.

Являясь весьма сложным и местами не до конца ясным документом, проект реформы полностью не удовлетворил ни одну из заинтересованных сторон и вызвал волну критики, как со стороны профсоюзов, так и в среде предпринимателей. В результате декрет-закон правящая партия буквально «протащила» через конгресс депутатов исключительно своими голосами. Положение спас тот факт, что оппозиция, критикуя предложение ИСРП, не выдвинула никакой реальной и осмысленной альтернативы [43, с. 23].

Позиции ИСРП ослабли, как это происходит со многими правящими партиями в период кризиса. Очередные выборы были первоначально запланированы на весну 2012 г., но лидер социалистов Родригес Сапатеро объявил, что не станет претендовать на третий срок.

22 мая 2011 г. в Испании состоялись выборы в местные органы власти. Однако накануне выборов, не смотря на запрет Центральной избирательной комиссии проводить массовые манифестации в так называемый «день тишины», испанские граждане осуществляли акции протеста, начавшиеся 15 мая 2011 г. в 50 городах Испании, включая Мадрид [44, с. 84].

Участники манифестаций выступили против планов правительства правящей ИСРП сократить расходы на здравоохранение и образование. Кроме того, граждан Испании беспокоили антикризисные меры правительства, принятые в 2010 г., а также очень высокий уровень безработицы в стране, который достиг 21 %, этот показатель среди молодежи Испании в возрасте от 18 до 25 лет составил 45 % [45, с. 84].

В результате состоявшихся в мае 2011 г. выборов в местные органы власти оппозиционная Народная партия на 10 % опередила правящую ИСРП.

29 июля 2011 г. Родригес Сапатеро уступил давлению оппозиции и объявил, что очередные всеобщие парламентские выборы состоятся на 4 месяца раньше запланированного срока — 20 ноября 2011 г.

Теперь ответственность за вывод страны из рецессии легла на плечи Народной партии во главе с премьер-министром Мариано Рахоем. Но ее антикризисная стратегия стала реализовываться в сложных международных условиях долгового кризиса, охватившего зону евро.

Переговоры по поводу повышения пенсионного возраста были начаты еще при правительстве социалистов, и при нем же было достигнуто соглашение о применение этой меры. Новый закон о пенсиях должен быть введен в 2013 г., окончательно закон должен вступить в силу в 2027 г. Главной целью закона является снижение налогового бремени.

После начала мирового экономического кризиса в 2008 г. Испанию неоднократно называли «слабым звеном» европейской экономики. В феврале 2012 г. сразу несколько рейтинговых агентств понизили кредитные рейтинги стран ЕС, в том числе и Испании.

25 марта 2012 г. состоялись очередные выборы в региональные парламенты двух автономий Испании — Андалусии и Астурии. Народная партия одержала победу в Андалусии, но проиграла в Астурии. Одной из причин такого результата, по мнению некоторых испанских аналитиков, стало недовольство испанцев уже политикой М. Рахоя, в частности его реформой рынка труда. Цель этой реформы заключается в том, чтобы сделать трудовой кодекс более гибким, снизить социальную нагрузку на госбюджет, облегчить работодателям процесс найма и увольнения сотрудников, позволить предприятиям быстрее перестраиваться в неблагоприятных экономических условиях и избежать закрытия учреждений. Кроме того, реформа была нацелена на борьбу с безработицей, уровень которой в 2012 г. в стране достиг 25 % трудоспособного населения [46, с. 112-113]. Похожие реформы 10 лет назад провела Германия, сегодня ее рынок занятости выглядит лучше, чем в остальной Европе. Но Испании приходится действовать в жестких условиях, когда в экономике — спад, а растущие долги и дефицит бюджета угрожают платежеспособности страны [47].

Правительство Народной партии в марте одобрило эту радикальную реформу рынка труда, принятия которой требовал Евросоюз. Всеобщий союз трудящихся и Рабочие комиссии провели 29 марта всеобщую забастовку против реформы трудового законодательства и сокращения социальных программ. Кроме того, М. Рахой предложил программу ограничения государственных расходов (за счет ликвидации некоторых служб госсектора) и увеличения числа компаний, которые будут платить пониженные налоги [48, с. 113].

М. Рахой не стал отменять социальную выплату в 400 евро для безработных, эта мера была одобрена еще правительством Сапатеро. На пособие имеют право некоторые слои населения, в том числе и супруги жителей Евросоюза в том случае, если оба члена семьи не трудоустроены. Испанский премьер-министр сообщил об этом на Майорке 15 августа 2012 г. после встречи с королем Хуаном Карлосом I. Ранее правительство планировало упразднить данную выплату. Некоторые меры, принятые правительством Народной партии, во многом стали продолжением антикризисного курса, намеченного испанскими социалистами в предыдущие два года.

11 января 2012 г. Конгресс депутатов одобрил декрет-закон о чрезвычайных бюджетных, налоговых, финансовых мерах, разработанных кабинетом «народников» в самом начале пребывания у власти. Сохранялось введенное правительством ИСРП замораживание зарплат государственных служащих, а также на уровне 640 евро в месяц замораживалась минималь-

ная заработная плата, повышались отдельные фискальные платежи, включая налог на доходы физических лиц. (Эксперты подсчитали, что в текущем году каждый испанец в среднем заплатит налогов на 679 евро больше, чем в 2011 г.) [49, с. 39].

Сокращение безработицы началось в апреле, с приближением туристического сезона, рабочие места были созданы преимущественно в сфере услуг [50]. 6600 испанцев нашли работу благодаря найму дополнительного персонала в туристическом секторе во время пасхальных праздников. Однако это капля в море для страны, где безработных — 4,74 млн. [51].

Сознавая недостаточность мер по ограничению государственных расходов, испанские власти искали дополнительные возможности ускорения процесса модернизации национальной экономики. С этой целью правительство определило основные направления промышленной политики.

Выдвигая эту инициативу, правительство приняло во внимание те серьезные потери, которые понес промышленный сектор испанской экономики. В условиях кризиса имела место «деиндустриализация» — снижение роли промышленности в народном хозяйстве. В результате в 2008-2011 гг. количество занятых в индустриальных отраслях сократилось на 660 тыс. человек [52, с. 40].

В конце января 2012 г. М. Рахой впервые в роли главы правительства участвовал в заседании Европейского совета, так называемого «неформального саммита» Европейского союза, на котором подавляющим большинством стран был одобрен Договор о бюджетной стабильности — инструмент введения финансовой дисциплины и борьбы с долговым кризисом. С точки зрения Испании было важно то, что участники саммита выразили готовность содействовать экономическому росту и увеличению занятости.

В конце 2012 г. во второй раз за три года начался экономический спад, перспективы туманны. Испания начала 2013 г. с нового скачка безработицы. По данным министерства занятости, в январе число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 132 тысячи и достигло 5 млн. — это 26 % трудоспособного населения страны. Среди молодежи цифры просто угрожающие — 56 %. При этом социологи говорят, что здесь еще не учтен примерно 1 млн. испанцев, которые не могут найти работу и не видят смысла терять время на бирже труда [53].

2013 г. будет последним годом рецессии в Испании, заявил министр финансов Кристобаль Монторо, в то время как министр экономики Луис де Гиндос сообщил, что по итогам этого года ВВП снизится всего на 1,3—1,4 %, а не на 1,5 %, как прогнозировали ранее.

Де Гиндос напомнил, что правительством предпринимаются меры для вывода экономики Испании из кризиса. Сейчас 6 миллионов граждан из 47, проживающих в Испании, не имеют работы. В Минфине надеются, что Испания выйдет из рецессии во втором полугодии 2013 г. — в III или IV квартале. Среди позитивных изменений последних месяцев министр назвал отладку банковского сектора и рост экспорта. Власти не намерены идти на дополнительные меры по сокращению дефицита бюджета, так как текущих действий достаточно — это признают в Брюсселе, подчеркнул де Гиндос [54].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, почему же столь благополучная развитая страна так глубоко упала в яму глобального финансового кризиса?

Наряду с положительными явлениями, которые наблюдались в стране до кризиса, в Испании существовали проблемы различного характера. В виду нарастающих хозяйственных трудностей в испанском обществе стал формироваться запрос на перемены, прежде всего в экономической области.

Уже правительство социалистов во главе с Родригесом Сапатеро, во время которого начался мировой финансовый кризис, предприняло меры по спасению испанской экономики. В 2011 г. к власти пришла консервативная Народная партия во главе с М. Рахоем, которая продолжила курс на выведение Испании из рецессии, создание рабочих мест.

Во всех своих начинаниях и реформах Испании приходится действовать под давлением Европейского союза, что возмущает испанцев. Ведь в первую очередь ЕС настаивает на

реформах, которые сократят долг Испании, а не улучшат положение каждого испанца в отдельности.

В условиях кризиса важными стали многие социальные проблемы: иммиграция, забастовки, демонстрации, неопределенность будущего молодежи, старение населения.

С такими проблемами столкнулась современная Испания. Однако правительство консерваторов высказывает позитивные надежды на улучшение ситуации в экономике. И прогнозирует, что Испания выйдет из рецессии во втором полугодии 2013 г. — начале 2014 г.

Литература

1. В мире — 200 миллионов безработных. URL: http://stop-news.com/2419-v-mire-200-millionov-

bezrabotnyh.html (дата обращения: 2.03.2012)

2. Official web-page of European Union. URL: http://www.eurunion.org/eu/What-Is-the-European-Union/ What-Is-the-European-Union.html ( дата обращения: 13.02.2013)

3. Eurostat, the statistical office of the European Union. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_ PUBLIC/3-01022013-BP/EN/3-01022013-BP-EN.PDF (дата обращения: 6.02.2013)

4. Буторина О. В. Испания: стратегия экономического подъема. М.: Наука, 1994.

5. Испания. Анфас и профиль. М.: Весь Мир, 2007.

6. Волкова Г. И., Дементьев А. В. Политическая история Испании XX века. М.: Высш. шк., 2005.

7. Хижный Э. К. Занятость, безработица и социальная защищенность граждан ЕС // Актуальные проблемы Европы 2002. № 3. С.134-148.

S. Бухармедова Л. М. Аснар: консерваторы у власти (1996-2004) // Испанский альманах. Вып. 1. М.: Наука, 2008. С. 295-328.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. Там же.

13. Аникеева Н. Е. Испанские социалисты у власти (2004-2011 годы) // Новая и новейшая история. 2012. № 2. С. 80-94.

14. Там же.

15. Там же.

16. Яковлев П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа // Латинская Америка. 2010.№ 9. С. 4-19.

17. Яковлев П. П. Жаркое лето в Испании // Латинская Америка. 2008. № 9. С. 49-66.

18. Там же.

19. Аникеева Н. Е. Испанские социалисты у власти (2004-2011 годы) // Новая и новейшая история. 2012. № 2. С. 80-94.

20. Яковлев П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа // Латинская Америка. 2010. № 9. С. 4-19.

21. Там же.

22. Правительство Испании надеется в 2013 году выйти из рецессии. URL: http://www.bfm.ru/ news/202003#.USUUrqU01kI (дата обращения: 21.02.2013).

23. Яковлев П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа // Латинская Америка. 2010. № 9. С. 4-19.

24. Сильвия Марку Интеграция иммигрантов в Испании // Латинская Америка. 2010. № 2. С. 74-86.

25. Яковлев П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа // Латинская Америка. 2010. № 10. С. 22-37.

26. Сильвия Марку Интеграция иммигрантов в Испании // Латинская Америка. 2010. № 2. С. 74-86.

27. Там же.

28. Яковлев П. П. Жаркое лето в Испании // Латинская Америка. 2008. № 9. С. 49-66.

29. Яковлев П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа // Латинская Америка. 2010. № 10. С. 22-37.

30. Там же.

31. Там же.

32. Там же.

33. Яковлев П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа // Латинская Америка. 2010. № 9. С. 4-19.

34. Там же.

35. Там же.

36. Там же.

37. Яковлев П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа // Латинская Америка. 2010. № 10. С. 22-37.

38. Там же.

39. Абрамова Е. А. Ильченко А. Н. Проблемы безработицы в странах мира: сравнительный анализ и пути решения // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 2. С. 5-10.

40. Сидоренко Т. В. Испания: национальная антикризисная программа и опыт модернизации экономики // Вестник РГГУ 2011. № 10. Серия «Экономические науки». С. 315-323.

41. Там же.

42. Там же.

43. Яковлев П. П. Испания: образ кризиса и кризис образа // Латинская Америка. 2010. № 9. С. 4-19.

44. Аникеева Н. Е. Испанские социалисты у власти (2004-2011 годы) // Новая и новейшая история. 2012. № 2. С. 80-94.

45. Там же.

46. Аникеева Н. Е. Новое во внешней и внутренней политике правительства Мариано Рахоя // Вестник МГИМО. 2012. № 6. С. 112-116.

47. Испания реформирует рынок труда. URL: http://ru.euronews.com/2012/02/10/spain-steps-up-jobless-fight/ (дата обращения: 19.02.2013).

48. Аникеева Н. Е. Новое во внешней и внутренней политике правительства Мариано Рахоя // Вестник МГИМО. 2012. № 6. С. 112-116.

49. Яковлев П. П. Кризис и политический поворот в Испании // Латинская Америка. 2012. № 4. С. 25-42.

50. Испания: рынок труда оживился летом. URL: http://ru.euronews.com/2012/07/03/spanish-

unemployment-faИs-more-austerity-promised/ (дата обращения: 20.02.2013).

51. Безработица в Испании: кошмар продолжается. URL: http://ru.euronews.com/2012/05/04/spain-jobs-gHmmer-of-hope-or-flash-in-the-pan/ (дата обращения: 20.02.2013).

52. Яковлев П. П. Кризис и политический поворот в Испании // Латинская Америка. 2012. № 4. С. 25-42.

53. Испания: где родился, там не пригодился. URL: http://ru.euronews.com/2013/02/04/ready-to-say-auf-wiedersehen-to-spain/ (дата обращения: 21.02.2013).

54. Правительство Испании надеется в 2013 году выйти из рецессии. URL: http://www.bfm.ru/ news/202003#.USUUrqU01kI (дата обращения: 21.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.