социология
УДК 04.51
Е.В. ВАСИЛЬЕВА
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, социальная сфера, население.
Социальная политика, являясь наиболее значимой сферой интересов современного общества, важнейшей частью деятельности современного государства, все очевиднее нуждается в едином определении. Сегодня накопилось множество мнений по поводу содержания понятия и структуры социальной политики. Это обусловлено тем, что социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
E.V. VASILYEVA SOCIAL POLICY RUSSIA IN MODERN CONDITIONS
Key words: social policy, social protection, social sector, social development, population.
Social policy, being the most important sphere of Interests of modern society and an important part of the modern state activity obviously needs a single definition. Now a lot of opinions about the meaning of the concept and structure of social policy have been accumulated. This Is due to the fact that social policy Is closely connected with the type and level of development of society, the prevailing mentality of the population, with the goals and tasks that society puts in front of him in Its social development.
Понятие «социальная политика» в повседневной жизни и в специальной литературе употребляется порой весьма противоречиво и многообразно. Достаточно заглянуть в классические учебники, рекомендованные студентам для изучения методологических основ теории социальной политики, ее возникновения, содержания, места в общей системе социальных и политических отношений, основных направлений и способов реализации при трансформации российского общества к новым экономическим условиям, как находим не только разночтения, но и порой противоречивые взгляды и определения самого термина [1].
С другой стороны, рассматривая данный вопрос, мы сталкиваемся с тем, что само понятие «социальная политика» нельзя раскрыть лишь с одной стороны. Так, политологи и экономисты, правоведы и философы представляют отдельные аспекты такого многоуровневого и в то же время целостного феномена, каким является социальная политика.
Непосредственно связаны с категорией «социальная политика» такие широкие понятия, как государство благосостояния и социальное государство.
Возникновение и развитие взглядов на социальную политику как социологический феномен прошло определенный тернистый исторический путь.
Социальная политика связана в первую очередь с социальной сферой жизни общества, ее содержанием и компонентами. Для целостного понимания феномена, каким является социальная политика, необходимо исследование содержания ее компонентов на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и, главное, практики ее реализации в различных социально-экономических условиях не только в России, но и в других странах.
Изучая основные социологические подходы к рассмотрению социальной политики, следует отметить, что если для отечественной науки эта проблема является относительно новой, то для зарубежной социологии исследование социальной политики и феномена «государства благосостояния» представляет собой довольно давнюю традицию.
По мнению ученых, социальная политика в обобщенном виде - это политика регулирования социальной сферы. Основные направления этого регулирования связаны с достижением благосостояния в обществе, которое в конечном итоге сказывается на повседневной жизнедеятельности людей.
Социологи отечественной школы выделяют в своих исследованиях определенные этапы, отражающие своеобразие различных моделей социального развития:
1. Первоначальный этап новой России характеризовался патерналистской моделью социального развития, заимствованной из практики социальной защиты населения бывшего СССР. Для этой модели характерно то, что социальная защита распространялась практически на всё население государства.
2. На втором этапе ситуация изменилась. В какой-то степени этому поспособствовал мировой финансовый кризис, в результате которого ушли в прошлое разговоры о стабилизационном фонде и фонде будущих поколений. Современная социальная политика - это попытка перейти от патерналистской модели к адресной социальной системе.
В целом, анализируя взгляды ученых, можно говорить о существовании четырех основных подходов к государственной социальной политике: функционалистского, конфликто-логического, культурологического и институционального.
Рассматривая наиболее распространенные типологии вариантов социальной политики, имеет смысл особо остановиться на моделях, предложенных Р. Титмуссом и Г. Эспинг-Андерсеном [11, 12].
Одним из первых дифференцированную типологию моделей социальной политики предложил американский исследователь Р. Титмусс, выделив три основные модели.
Резидуальная модель (т.е. действующая по остаточному принципу) гарантирует населению только элементарные социальные услуги: государственная помощь оказывается самым нуждающимся из неосвоенных ресурсов общественных фондов.
Меритократическая модель предполагает использование системы социального страхования в качестве доминирующего элемента системы социальной защиты населения.
Институциональная модель предполагает значительную степень государственной интервенции в социально-экономические отношения.
Социологический подход к функциям, целесообразности и формам отношений помощи в социальной сфере жизни социальных организаций, событий и явлений, общества в целом, хотя и имеет определенный исследовательский опыт в нашей стране, до сих пор комплексно и основательно не исследовался. В существующих аналитических материалах и специальных исследованиях проблем социальной политики и социальной защиты населения в первую очередь делается акцент на экономических аспектах социальной сферы.
В то же время у отечественных социологов накоплен определенный опыт организации социологических исследований, результаты которых используются в практике разработки стратегии управления социальной сферой. Методология и методика проведения таких исследований изложены в работах А. Готлиба, В.Г. Гречихина, А.Г. Здравомыслова, А.Н. Колесникова, М.В. Киб-лицкой, И.К. Масалкова, П.С. Романова, В.В. Семеновой, Е.П. Тавокина, Б.А. Трушина, В.И. Шаленко, В.А. Ядова, Е.С. Романовской [9].
Сегодня мы видим достаточное число работ, посвященных исследованиям в социальной сфере, особенно в области экономики, юриспруденции, политологии, в той или иной степени отражающих различные аспекты социаль-
ной политики, но научных разработок, в которых бы комплексно рассматривались социологические аспекты управления социальной политикой и социальной защитой населения, особенно на региональном уровне, мало, несмотря на объективную необходимость такого рода исследований.
Тема социальной политики, на наш взгляд, актуальна еще и потому, что Конституция РФ в ст. 7 определяет, что:
1. «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
2. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [3].
На наш взгляд, проблема функционирования социального государства сегодня для России больше благое пожелание, чем реальная практика.
Ведь социальное государство может существовать лишь при наличии сформированного гражданского общества, основанного на идеях правового государства.
«Социальное государство» как научную дефиницию впервые выдвинул Лоренц фон Штейн (немецкий философ-гегельянец, правовед, историк, экономист) в работах «Социализм и коммунизм в современной Франции» (1842), «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней». Будучи сторонником идей надклассовой социальной монархии и критиком марксистского коммунизма, он стал идейным предшественником правой социал-демократии (оказал большое влияние на Лассаля и австромарксизм). Штейн включил в круг обязанностей социального государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» [2].
Обращаясь к практике общественного развития, можно сказать, что теория социального государства, возникшая в XIX в. в результате борьбы рабочего класса Европы за свои права, получила реальное воплощение в жизни европейских народов. В XX в. именно социальное государство стало идеалом политики в Европе, признаком принадлежности к европейской цивилизации и способом достижения важных социальных гарантий и высоких стандартов жизни.
Возникновение социальных функций государства - это не одномоментный процесс, а долгий эволюционный путь, состоящий из различных этапов.
Приоритетом же социальной политики, особенно в условиях глобализации, становится развитие человека, в первую очередь его здоровья и образования, а в конечном итоге - качества жизни людей.
Нереализованность в Российской Федерации намечавшихся реформ в начале 2000-х годов и социальных преобразований делает необходимым поиск новых подходов к разработке и реализации государственной социальной политики.
Благоприятные изменения в российском обществе в последние годы заложили определенный базис для повышения его способности к позитивным изменениям, модернизации и прогрессу. Сегодня созданы некоторые базовые элементы для перехода к веской и крепкой социальной политике, которые за-
ключаются в формировании определенных условий для более рационального хозяйствования.
В то же время создание социально ориентированной экономики в России затруднено в силу ряда обстоятельств. Во-первых, это сильное техническое отставание ведущих отраслей отечественной промышленности, что не дает возможности быстро и на высоком уровне удовлетворять потребности населения. Во-вторых, не до конца продуманная структура хозяйства со слабым развитием отраслей, производящих товары народного потребления. В-третьих, наличие бюрократических традиций управления, функционирующих порой в ущерб социальным задачам, на что неоднократно указывал в своих выступлениях Президент Российской Федерации Д.А. Медведев [8].
Кроме того, это преобладание в общественном поведении потребительских настроений, что нельзя не учитывать при формировании государственной социальной политики.
По авторитетному мнению академика A.C. Панарина, «Россия, будучи самым большим государством мира и обладая огромным духовным и материальным богатством, в последние 20 лет поставлена перед дилеммой: либо она превращается в объект внешнего контроля (очевидно, со стороны Запада во главе с США), либо возрождает свое великодержавное положение, задействуя все имеющиеся возможности» [7].
Эти идеи созвучны с положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 2000 г., где отмечалось, что «приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов» [4].
Дальнейшее развитие долгосрочные цели социально-экономического развития Российской Федерации получили в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена 12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева № 537) [10].
Таким образом, по мнению ученых, в современных условиях главная проблема социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением спроса населения на количество и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры.
Следует отметить, что термин «социальная политика» как научное понятие и практическая деятельность в отечественной социологии появился не так давно. Но на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовывались в деятельности государств. В их основе лежали представления о добре и справедливости, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была, скорее, следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.
Так, с середины XIX в. в большинстве государств, как уступка правительства, как вынужденная мера, формируется социальное законодательство. В начале XX в. получают закрепление социальные права человека (право на труд и благоприятные условия труда, право на отдых и досуг, право на соци-
альное обеспечение, право на необходимый (достаточный) уровень жизни, право на образование и др.). Наконец, во второй половине XX в. в практике большинства европейских государств получает развитие концепция социального правового государства, преобразующая природу государства на основе социального права.
На социальное государство ложится ответственность за обеспечение условий, восполняющих нуждаемость социально слабых членов общества и позволяющих свободно (и достойно) развиваться всему обществу. Индивид же приобретает право требовать от государства обеспечения удовлетворения социальных потребностей на необходимом уровне. При этом государство и общество содействуют удовлетворению социальных потребностей человека в таком объеме и на таком уровне, на котором это позволяет экономическое развитие, сложившиеся политические идеалы и ценности, исторические и культурные традиции.
В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей своих граждан определяется как его социальная политика.
Роль государства заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных задач государство задействует профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования.
С точки зрения специалистов-социологов, недостаточно просто констатировать то, что государство является субъектом социальной политики. Так, по мнению Л.А. Масловой, «государство выступает как совокупность или система разноуровневых элементов или органов, причем их цели в социальной политике могут не совпадать, а деятельность одного органа противоречить деятельности другого» [6]. Она отмечает, что «позитивные экономические результаты такой деятельности возможны, но не обязательны. В то же время негативные социальные последствия очевидны. При этом положительные социальные последствия вовсе не предопределены: они могут наступить, если будут удачными экономические преобразования и если, кроме того, будут разработаны социальные программы, направленные на преодоление социальных издержек экономического реформирования» [6].
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальное страхование, социальная защита работников, политика в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищная политика.
Сегодня социальная политика как социологический феномен и научная категория относится к числу таких понятий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Вместе с тем междисциплинарный характер понятия «социальная политика» не способствует формулированию единого научного определения. Анализ показал, что сегодня накопилось достаточно много определений понятия содержания и структуры социальной политики [5]. Разнообразие в подходах к определению данного понятия ведет к различию точек зрения не только по её формированию, но и по ее реализации.
Таким образом, социальная политика государства не существует в отрыве от политики государства вообще, а также от его конкретных политик: эко-
номической, налоговой, бюджетной, внешней и др. Сама социальная политика распадается на различные подвиды политики. Насколько развита социально-политическая деятельность государства, настолько развито и внутреннее содержание его социальной политики.
Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества.
Поэтому главное назначение социальной политики видится в более полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей, формировании всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.
Первоначально содействие по удовлетворению основных потребностей социально слабых членов общества осуществлялось различными общественными институтами - семьей, общиной, с развитием христианства - благотворительными, церковными учреждениями. Однако эти институты в отличие от государства не обладают достаточными средствами и механизмами, необходимыми для удовлетворения социальных потребностей всех нуждающихся категорий граждан на том уровне, который препятствовал бы росту социальной напряженности и способствовал установлению социальной стабильности.
Деятельность государства и различных общественных организаций по социальной поддержке членов общества образует социальную политику как управленческое воздействие на общество в целях обеспечения условий для социальной стабильности, жизнедеятельности, репродукции, развития индивида и общества.
В целом социальная политика направлена на установление такого соотношения социальных потребностей и условий жизни индивидов, которое исключает состояние нуждаемости (временную или постоянную неудовлетворенность социальных потребностей человека, обеспечивающих его существование и воспроизводство), порождаемой неспособностью индивида самостоятельно обеспечить их удовлетворение.
Вмешательство государства в социальную сферу при этом не должно носить тотальный характер, так как «зарегулированность» социальных отношений ведет к деградации этой сферы, демобилизации инициативы, личной ответственности. Поэтому социальная политика - это всегда поиск баланса между обеспечением свободы и равенства, социального развития и экономического роста. Поэтому, проводя государственную социальную политику, важно учитывать все поле ее охвата, не увлекаться одними направлениями и не забывать другие.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что социальная политика как социологический феномен - это комплексное понятие, характеризующее, с одной стороны, совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития, а с другой - их конкретную деятельность по достижению социальных результатов, отвечающих этим целям. Социальная политика в системе социальной защиты населения имеет свою специфику, которая определяется целями, задачами, средствами и формами работы.
Таким образом, социальная политика может быть современной и гуманистичной лишь тогда, когда она умело вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.
Литература
1. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: краткий курс. М.: ИНФРА-М, 2002. 231 с.
2. Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: Историко-теоретические проблемы: дис. ... канд.
юрид. наук. Омск, 2005.
3. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993). Режим доступа: http://www.constitution.ru/.
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Режим доступа: http://www.naukaxxi.ru/kon-tseptsiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii/.
5.Лавриненко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е - первая половина 90-х гг. XX столетия): автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2000. С. 54.
6. Маслова Л.А. Совершенствование организационных форм управления системой социальной защиты населения в регионе: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004. С.16.
7. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 416 с.
8. Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 30 ноября 2010 г. h ttp ://прези дент .рф/tra nscripts/5979.
9. Романовская Е.С. Трансформация системы социальной защиты населения: опыт социологического исследования. Магадан: Кордис, 2007. С. 6-90.
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
11. Esping-Andersen G. The Three World of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity Press, 1990. P. 26-33.
12. Titmuss R. Soziac Policy. An Introduction. Lonlon: Allen and Unwin, 1974. P. 30-31.
ВАСИЛЬЕВА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - ассистентка кафедры социологии и социально-правовых дисциплин, Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары ([email protected]).
VASILYEVA EKATERINA VYACHESLAVOVNA - assistant of Sociology and Social Law Subjects Department, Branch of Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics in Cheboksary, Russia, Cheboksary.
УДК 316.356.2
Э.Р. НУРУЛЛИНА
ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: системный подход, функциональный подход, феноменология, инструментарий этнометодологии и символического интеракционизма, социально-демографическая группа, статус детей в семье, факторы влияния на формирование статуса детей в семье, типологизация статусов, семейная социализация.
Представлены результаты исследования процесса формирования статуса детей в ходе семейной социализации, рассмотрены подходы к изучению данной проблемы. Показаны положение и проблемы детей в современном обществе и семье. Определено понятие детей как социальнодемографической группы, статуса детей в семье, дана его типологизация, раскрыта сущность процесса семейной социализации. Представлены факторы, влияющие на формирование статуса ребенка в процессе семейной социализации, дана их систематизация. Предложены направления совершенствования процесса социализации детей.
E.R. NURULLINA
FORMATION OF THE STATUS OF CHILDREN IN THE FAMILY SOCIALIZATION
Key words: system approach, functional approach, phenomenology, ethnomethodology and tools of symbolic Interactionlsm, social demographic group, the status of children in the family, factors of Influences on the formation of the status of children in the family, typology of statuses, family socialization.
The article presents some results of a study of the formation status of children in the family socialization, approaches to the study of this problem. It shows some position and problems of children In contemporary society and family. Defined the notion of children as a social demographic groups, the status of children in the family, given its typology, discloses the essence of family socialization. Presents factors influencing the formation of the child's status in the process of family socialization, given their classification. Suggested ways of improving the socialization process of children.
Для раскрытия сущности изучаемой проблемы мы применили комплексную концепцию, систематизирующую совокупность ряда теоретических подходов. Так, системный подход позволяет рассматривать детей как систему, ка-